Школьный учитель выступает в основном в двух ролях – преподавателя и классного руководителя. В традиционной педагогике разделение этих функций очень условно. Оно связано с представлением о ведущей роли обучения в развитии личности. Я с этим не совсем согласна, так как именно в детстве происходят события, которые влияют на будущую жизнь человека. И мне, как классному руководителю, необходимо почаще всматриваться в глаза своих учеников, чтобы не пропустить момент зарождения добра, остановить проклюнувшееся зло или увидеть в них отражение своих верных или неверных педагогических действий.
Цели и задачи классного руководителя должны основываться на какой-то определённой концепции. Получая класс, я, как классный руководитель, составляю программу развития ученического коллектива. Эта программа направлена на то, чтобы педагогическое управление (т.е. моё) ученическим коллективом переходит в конечном результате в соуправление и самоуправление: педагог педагог+учащиеся учащиеся.
Работаю по системе «Нравственное воспитание учащихся как основа их социальной компетентности».
Цель воспитательной системы в классе – формирование личности, усваивающей нравственные нормы и ценности общества, умеющей взаимодействовать с другими людьми, стремящийся к духовному осмыслению происходящего с ней и с теми, кто её окружает.
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_rabota_opisanie.docx | 43.11 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г. Кызыла
Описание системы воспитательной работы (из опыта работы)
Выполнила Хомушку Сайсу Орлановна,
учитель английского языка
Кызыл 2023
Содержание
III. Заключение.
IV. Приложение.
1.Вступление.
1) Состав класса.
7 «Б» класс – общеобразовательный класс. Обучается в нём 26 человек: 12 девочек и 14 мальчиков. Большинство ребят 2010 года рождения (23 человека), есть учащиеся 2009 года рождения (3 человека). Коллектив формировался с 1-го класса, основной его состав сохранился до сих пор (25 человек). Вновь прибывшие ребята успешно адаптируются в коллективе.
Познавательный уровень класса высокий, развитие учащихся соответствует их возрасту, т.е. общеучебные навыки в целом в коллективе сформированы. Класс работоспособный.
В социальном развитии учащихся классное сообщество играет большую роль, коллектив отличается сплоченностью, мальчики и девочки общаются друг с другом, доброжелательны по отношению друг к другу, любят вместе проводить время вне школы, «болеют» за общее дело, радуются за удачи коллектива, гордятся победами и переживают за неудачи класса в общих делах.
В классе выработано общественное мнение, которое выражается в критике, в неприятии отрицательных поступков: курения у нескольких мальчиков, нарушение дисциплины на уроках – и в одобрении хороших дел, которое выражается в общей радости, в ликовании. Но над самокритикой каждого отдельного ученика ещё нужно работать, т.е. нужно приучать детей уметь критиковать плохие поступки не только других людей, но и увидеть в себе то, что мешает быть добрым, воспитанным, ответственным человеком.
В классе официальный актив класса, выбранный путем общего голосования. Ребята ответственно относятся к своим обязанностям, имеют авторитет в коллективе. В целом, в классе около 85% активных детей, которые «зажигают» своей активностью и других учащихся, т.е. степень включенности учащихся в жизнедеятельность класса и школы ближе к высокой.
7 «Б» класс – это класс, который заинтересован в успешной учебе (и дети, и родители), класс мотивирован на учебную деятельность, «отличники» и «хорошисты» составляют 62% , т.е. что касается учебного процесса, класс демонстрирует довольно высокий уровень обученности.
Качество знаний учащихся
Класс | На «5» | На «4» и «5» | С одной «3» |
5 класс 6 класс (II четверть) | 1 2 | 15 14 | 2 3 |
По окончании 5 класса 16 учащихся класса были занесены на школьную Доску почета «Звездная россыпь» за отличную и хорошую учебу и активное участие в жизни класса и школы.
Среди учащихся 6 «Б» класса нет правонарушителей.
Есть, конечно, и часть учащихся, чьи возможности реализованы не полностью, поэтому в этом направлении необходимо ещё работать.
Классный руководитель 7 «Б» класса – Хомушку Сайсу Орланона. Образование высшее, педагогический стаж – 3 года. Работаю с данным классом 3-ой год, люблю этих детей, горжусь ими.
Люблю честность, справедливость, порядочность, не приемлю фальш, ложь, лицемерие, подлость, предательство, равнодушие. Люблю петь, танцевать, убираться дома, быть в кругу семьи, смотреть российские фильмы о любви, о нашей жизни, читать книги, перечитывая классику.
1) Цели, задачи.
Какими дети рождаются, это ни от
кого не зависит, но чтобы они путем
правильного воспитания сделались
хорошими – это в нашей власти.
Плутарх
Школьный учитель выступает в основном в двух ролях – преподавателя и классного руководителя. В традиционной педагогике разделение этих функций очень условно. Оно связано с представлением о ведущей роли обучения в развитии личности. Я с этим не совсем согласна, так как именно в детстве происходят события, которые влияют на будущую жизнь человека. И мне, как классному руководителю, необходимо почаще всматриваться в глаза своих учеников, чтобы не пропустить момент зарождения добра, остановить проклюнувшееся зло или увидеть в них отражение своих верных или неверных педагогических действий.
Цели и задачи классного руководителя должны основываться на какой-то определённой концепции. Получая класс, я, как классный руководитель, составляю программу развития ученического коллектива. Эта программа направлена на то, чтобы педагогическое управление (т.е. моё) ученическим коллективом переходит в конечном результате в соуправление и самоуправление: педагог педагог+учащиеся учащиеся.
Работаю по системе «Нравственное воспитание учащихся как основа их социальной компетентности».
Цель воспитательной системы в классе – формирование личности, усваивающей нравственные нормы и ценности общества, умеющей взаимодействовать с другими людьми, стремящийся к духовному осмыслению происходящего с ней и с теми, кто её окружает.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
Итак, приоритетным направлением в моей воспитательной системе является нравственное воспитание, реализация которого осуществляется через принципы:
Воспитание тогда успешно, если оно системно, т.е. системность в работе – это залог успеха.
Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития человека. Воспитательная система класса - это целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающий такими интеграционными характеристиками, как образ жизни коллектива и его психологический климат.
В качестве компонентов воспитательной системы были выбраны следующие 5:
Выбор содержания и способов организации деятельности и общения в классном коллективе находятся в тесной взаимосвязи с функциями воспитательной системы.
К таким функциям можно отнести собственно воспитательную, содействующую нравственному становлению личности ребёнка; образовательную, направленную на формирование у школьников целостной и научно обоснованной картины мира; защитную, способствующую психологической защите детей от негативных влияний среды; креативную, предполагающую создание дополнительных условий для развития творческих способностей воспитанников, их самореализации в различных сферах деятельности; интегрирующую и корректирующую, заключающуюся в том, что при соблюдении определенных условий класс может интегрировать и корректировать различные влияния, которые испытывает ученик, как в классе, так и вне его.
Нравственная основа – это то, на чем основывается жизнедеятельность любого человека, это основа личности. Ведь без нравственных норм, принципов не может развиваться человеческое общество.
В целом, этот процесс воспитания можно представить в виде схемы.
Данная схема обеспечивает единство когнитивного, аксиологического и деятельностно-практического компонентов.
Классный руководитель – это координатор целостного педагогического процесса. И я считаю, что главное назначение классного руководителя – поддержка положительной инициативы учащихся, связанной с совершенствованием самих школьников, максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства (Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития). Моя работа как классного руководителя строится в соответствии со следующими принципами:
Воспитательная работа – это часть учебно-воспитательного процесса, направленная на развитие нравственно-этического, правового, на привитие навыков культур поведения.
И для себя я определила, что воспитательная работа тогда эффективна, когда проводимые мероприятия классифицируются по целям, направлениям деятельности, т.е. должна быть выстроена воспитательная система класса. Т.е. с 5-го по 9-й классы я буду знать цели и задачи работы в каждом классе, ожидаемый результат, пути достижения цели и вносить нужные корректировки.
Таким образом, я наметила этапы в развитии (или проектировании) воспитательной системы класса:
I этап: поиск и моделирование воспитательной системы (5 класс);
II этап: этап становления системы (6 – 7 классы);
III этап: этапы функционирования и анализирования эффективности системы (8 – 9 классы);
IV этап: завершение функционирования или коренное обновление системы (10-11 классы).
С учетом возрастных особенностей ребят, промежуточных результатов своей работы, с учетом жизненных обстоятельств, я выбираю тему работы на год:
5 класс – «Я познаю себя»
6 класс – «Общаемся, значит развиваемся»
7 класс –«Я выбираю здоровье»
8 класс – «Мой выбор»
9 класс – «Я - гражданин».
Задачи, которые определила как основные в воспитательной работе именно в 5 классе, были продиктованы моделью воспитательной системы класса. Необходимо было найти приоритетный вид деятельности, способствующий формированию индивидуального облика класса.
С чего я начала? В результате социометрии, наблюдений я определила интересы и потребности учащихся и родителей.
Поэтому первой задачей, которую я поставила перед собой, - создать благоприятную учебную атмосферу, помочь детям в трудный период адаптации в 5 классе, плавно осуществить преемственность межжду начальным и старшим звеном.
Поэтому второй задачей как решение данной проблемы стало – привитие жизненно важных навыков: общение, самооценки, управление своими эмоциями, адекватного поведения в стрессовых ситуациях и других, которые являются основной социальной компетентности.
Уже в пятом классе были заложены традиции:
- совместное участие в конкурсах, акциях;
- совместные КТД;
- совместные часы общения на праздничных мероприятиях.
В 5 классе совместно с психологом мы разработали цикл классных часов, направленных на привитие навыков позитивного и конструктивного отношения к собственной личности – способности познавать свой характер, достоинство и недостатки.
Темы занятий:
В 6 классе спектр практически решаемых задач расширяется. В этом году мы работаем над умением ребят конструктивно выстраивать свои отношения с окружающими.
На тренингах дети учатся успешно общаться и отстаивать свои интересы, и это касается не только круга друзей, но и общения с родителями и учителями.
Они узнают о своей уникальности, учатся различать свои слабые и сильные стороны, лучше понимать своих друзей и самого себя.
В форме игры у них появляется возможность попробовать и научиться говорить «нет», отстаивая свои интересы, противостоять давлению, которое зачастую могут оказывать более «сильные» сверстники, учатся защитить себя от нападок, стать увереннее и сильнее, а также ценить себя, свои чувства и желания.
Нам с ребятами близки Законы коллектива, которые нам помогают в совместной деятельности:
Являясь учителем английского языка, безусловно, не могла проигнорировать такое мощное воспитательное средство как книга.
Ведь общеизвестно, что чтение – неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, его творческих сил; мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств.
Именно в 12-16 лет ребенок ищет себя, свое место в жизни, пытается понять устройство общества. Он представляет собой смесь противоречий, отрицаний, радикальных оценок и, неизбежно, находится в конфликте с окружающими. Ему требуется помощь, деликатная подсказка в его исканиях. Ему просто необходимы современные книги о его сверстниках, социально-критическая литература, которая помогает познать окружающий мир и адаптироваться к реалиям сегодняшней жизни.
Ребенку нужен положительный «герой его времени», который живет, «по-соседству», ежедневно сталкивается с такими же проблемами, ищет и обязательно находит решение.
Поэтому как на классных часах, так и на уроках литературы, мы обсуждаем актуальные для возраста моих ребят вопросы, обсуждаем литературных героев, пытаемся совместно осмыслить их поступки, получаем «уроки добра», вчитываясь в страницы отечественной истории и культуры.
Обобщая всё выше перечисленное, убеждена, что важнейшей задачей и проблемой школы перед обществом является научить ученика «думать хорошо», поступать хорошо, т.е. нравственно. Отталкиваясь от мысли, что человека прежде всего создает не образование, а нравственность, считаю необходимым решать задачи, которые создают целостную систему, т.е. концепцию, направленную на развитие личности ученика. «От гармонии воспитания к осознанной нравственности, к гармонически развитой личности».
Формирование благоприятного психологического климата в классе.
Работая по системе «Нравственное воспитание учащихся как основа их социальной компетенции», убеждена, что результативность учебно-воспитательного процесса может быть обеспечена через организацию взаимодействия семьи и школы.
Постоянное взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся. Без сотрудничества с родителями учеников, добиться высоких результатов воспитательной работы невозможно. Ведь семья – это персональная среда жизни и развития ребенка.
Работа с родителями ведется в 2-х направлениях
Повышение психолого-педагогических Вовлечение родителей в учебно-
знаний родителей воспитательный процесс
Часто случается так, что сложившиеся отношения в семье ведут к отчуждению детей от родителей. Дети не принимают изменений в жизни родителей, как не принимают всего того, что происходит в жизни пап и мам. Знают ли они о наших мыслях, о радостях и печалях, о событиях в нашей жизни (в той степени, в какой дети могут знать о жизни родителей)? Приходится констатировать, что нет. Даже больше, они к своим 12-13 годам уже и не хотят знать. Быть в дружбе с родителями не модно.
Над родителями довлеют внешние, чаще отрицательные, оценки своих детей, которые они слышат, например, в школе. И это мешает им за внешним, видеть в своем ребенке положительные стороны. Оказывается, что родители озабочены внешней оценкой их успешности, как родителей, и в итоге перестают доверять своим детям. А дети переживают очередной опыт отречения.
Анализируя ситуацию, видишь, что за всеми проблемами скрывается невозможность родителя изменить стиль общения с ребенком, с которым происходят изменения, связанные с периодом взросления, родителям тяжело перестроиться, принять новые роли, перейти с позиции «родителя», «сверху» на позиции «взрослого», «равного».
Для того, чтобы помочь ребенку преодолеть возникшие в его жизни трудности, взрослым важно прежде всего правильно выстроить отношения с ним.
Хорошей традицией в нашем классе можем считать создание электронного фотоархива «А у нас …».
Активность родителей в общественной жизни школы неоднократно отмечалась благодарственными письмами и грамотами.
Комфортность учащихся
Анкетирование показывает, что ученики с желанием ходят в школу, им нравится классный коллектив, на занятия приходят с хорошим настроением.
Представленная воспитательная система позволяет сделать осмысленной и целенаправленность деятельность учащихся, родителей и меня, как классного руководителя, обеспечивая СОРАЗВИТИЕ в коллективе, подразумевающее общее участие в жизни классного коллектива, совместность в решении проблем нравственного воспитания и образования учащихся.
Но по большому счету, чаще всего в памяти детей остаются не уроки, а простое человеческое общение, как самое дорогое. Соберется ли у них перед выпуском банк счастливых воспоминаний?
Существует известное определение: «Воспитание – это организация жизни детей». В этом определении все правильно, кроме одного знака: точки. Точку ставить здесь нельзя, поставим многоточие…
Класс работоспособный, принимает активное участие в субботниках, в уборке территории вокруг школы, классного кабинета, интересуется общественными делами и с удовольствием их выполняет:
По большому счету, классное руководство – это высокое искусство, требующее самоотдачи, творчества, собственных решений, когда нет готовых рецептов.
Первые задачи, которые я поставила, были рассчитаны на длительный срок работы с детьми.
Мне очень близки слова А.С. Макаренко – «Воспитывать человека – значит воспитать у него перспективные пути», ибо я убеждена, что знание о дальних, средних и близких перспективах развития классного коллектива поможет в моей работе.
В перспективе ставлю перед собой задачи:
А конечная цель моей работы как классного руководителя мне все-таки видится в том, чтобы к окончанию средней школы в результате моих педагогических усилий совместно с родителями мои ученики стали социально зрелыми и научились:
Дмитрий Лихачев сказал – «В жизни есть какой-то уровень счастья, от которого мы ведем отсчет, как ведем отсчет высоты от уровня моря. Точка отсчета.
Задача каждого человека и в крупном, и в малом – повышать этот уровень счастья.
И я считаю, что моя задача как классного руководителя – повышать для моих детей уровень счастья. По большому счету, классное руководство – это высокое искусство, требующее самоотдачи, творчества, собственных решений, когда нет готовых рецептов.
Золотой циркуль
Голубая лягушка
Мальчик и колокольчики ландышей
Военная хитрость
Фильм "Золушка"