1.1. Понятия, функции и современное состояние социального обеспечения в РФ
1.2. Виды классификации споров в сфере социального обеспечения
1.3. Основные формы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения: научные подходы
1.4. Неюрисдикционная форма защиты прав граждан на социальное обеспечение
1.5. Судебная форма защиты прав граждан в сфере социального обеспечения
1.6. Роль института участия прокурора в гражданском процессе в судебной защите прав граждан в сфере социального обеспечения
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_proekt01_shesterikova_-_kopiya_-_kopiya.docx | 101.45 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 277
Кировского района Санкт-Петербурга
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Тема проекта
«Защита прав граждан в сфере социального обеспечения»
Работу выполнил(а):
Шестерикова Полина
Ученик(ца) 9 А класса
Руководитель:
Тихомирова Мария Сергеевна
Учитель обществознания и истории
Санкт-Петербург, 2023
Оглавление
Общая характеристика социального обеспечения защиты прав граждан в этой сфере 4
1.1 Понятия, функции и современное состояние социального обеспечения в РФ 4
1.2. Виды и классификации споров в сфере социального обеспечения 8
1.3. Основные формы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения: научные подходы 9
1.4. Неюрисдикционная форма защиты прав граждан на социальное обеспечение 10
1.5. Судебная форма защиты прав граждан в сфере социального обеспечения 11
Особенности судебной защиты прав граждан в сфере социального обеспечения 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 19
Актуальность темы исследования.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема защиты права граждан на социальное обеспечение приобрела особенно важное значение в последнее время. Постоянные изменения законодательства в области социального обеспечения, приобретают сложности в его применении. Оценка эффективности гарантий прав граждан на социальное обеспечение подразумевает научное исследование и осмысление задач использование законодательства о социальных, экономических соглашениях и изменениях в процессуальном законодательстве
Цель исследования
Изучение данных о праве граждан в сфере социального обеспечения, и использования этих данных в нужной сфере, понять, как пользоваться и для чего нужны выплаты гражданам.
Для достижения указанной цели предполагается решить ряд следующих задач:
Объект
совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе защиты нарушенных прав граждан в области социального обеспечения.
Предметом исследования
Является совокупность норм действующего законодательства, регулирующих организационно-правовые основы предоставления граждан защиты их нарушенных прав в сфере социального обеспечения, материалы учебной и научной литературы
Методы
Анализ, анкетирование, сравнение, обобщение.
Продукт проекта
Публикация статьи в сети Интернет.
Практическая значимость исследования
Материалы исследования могут использоваться для образовательных целей.
Социальное обеспечение как реально существующее общественное явление нуждается в научно обоснованной дефиниции, ценность которой определяется тем, насколько полно и точно в ней отражены его сущностные признаки. Проследив основные тенденции в становлении систем социального обеспечения в различных странах, к числу сущностных признаков социального обеспечения на современном этапе можно отнести[1]:
во-первых, государственный характер устанавливаемых в обществе организационно-правовых способов распределения совокупного общественного продукта через систему социального обеспечения;
во-вторых, законодательное закрепление перечня социальных рисков, признаваемых государством в качестве оснований для предоставления тех или иных видов социального обеспечения;
в-третьих, закрепление в нормах права либо в договорах, санкционированных государством, круга лиц, подлежащих обеспечению;
в-четвёртых, нормирование государством социального стандарта обеспечения, ниже которого оно не может быть, путём законодательного закрепления видов обеспечения, его уровня и условий предоставления.
Некоторые учёные выделяют и иные конститутивные признаки социального обеспечения. Так, Р.И. Иванова относит к их числу следующие:
Говоря о функциях социального обеспечения, необходимо понимать, что в отечественной научной доктрине подходы к их классификации существенно разнятся. Так, одной из основных функций является экономическая функция, сущность которой заключается в том, что государство использует социальное обеспечение в качестве одного из способов распределения части валового внутреннего продукта, тем самым, оказывая определённое воздействие на выравнивание личных доходов граждан путём предоставления материальных благ (пенсий, пособий, компенсаций, социальных услуг и др.) вместо утраченного заработка либо наряду с ним при наступлении указанных в законах социальных рисков[3]. Реализация экономической функции конкретно воплощается в перераспределении валового внутреннего продукта путём аккумуляции финансовых средств в целевых источниках (во внебюджетных фондах социального страхования, в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов Федерации, фондах социальной поддержки населения).
Социальное обеспечение в современной России распространяется на отдельные категории населения, что закреплено в ст. 39 Конституции РФ. Уполномоченные службы реализуют меры по поддержке жизнедеятельности человека в старости, в случаях наступления временной и стойкой нетрудоспособности, а также путём оказания помощи семьям при низких семейных доходах, при решении социальных проблем в случаях трудных жизненных ситуаций, предусмотренных законодательством.
Важной особенностью социального обеспечения в РФ являются принципы его построения, а именно:
–всеобщность, т. е. распространение социального обеспечения при наступлении нетрудоспособности по возрасту или вследствие инвалидности на всех трудящихся, без каких-либо исключений и независимо от пола, возраста, национальности, расы, характера и места работы, форм её оплаты. Социальному обеспечению подлежат все нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца: несовершеннолетние дети, братья, сестры, внуки, престарелые или нетрудоспособные жёны (мужья), отец, дед, бабушка и некоторые другие;
–общедоступность, предполагающей, что условия, определяющие право на ту или иную пенсию, доступны для всех.
–установление зависимости размеров и форм обеспечения от прошлого труда: длительности стажа, условий работы, заработной платы и других факторов.
–разнообразие предоставляемых видов обеспечения и услуг.
–демократический характер организации и управления проявляется в решении всех вопросов социального обеспечения.
Что касается основных методов и инструментов социального обеспечения, к ним относят предоставление пенсий, социальных пособий, социальных услуг и льгот, социального страхования и обслуживания[4].
Здесь следует заметить, что существует многообразие органов, непосредственно предоставляющих каждый из видов социального обеспечения, поэтому выяснить, какой именно орган предоставляет тот иной вид социального обеспечения, в каждом конкретном случае возможно лишь проанализировав многочисленные нормативные правовые акты.
Общий анализ законодательства показывает, что помимо органов, непосредственно предоставляющих тот иной вид социального обеспечения, данную функцию может осуществлять и другие государственные органы. К числу так или иначе имеющих отношение к вопросам социального обеспечения, можно отнести, например, федеральные органы законодательной и исполнительной и судебной власти, соответствующие органы субъектов РФ и местного самоуправления, фонды обязательного социального страхования, некоммерческие и иные организации, администрацию организаций и учреждений[5].
Главным инструментом исполнения конституционных норм, реализации основных направлений политики государства в социальной сфере является Правительство РФ, которое наделено широкими полномочиями во всех областях жизни населения, поскольку на него также возложена ответственность за реальное обеспечение прав и свобод граждан, включая и их надлежащее социальное обеспечение[6]. Правительству РФ подчиняются центральные органы федеральной исполнительной власти, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства и т. п.
В структуру федерального правительства входит Министерство труда и социальной защиты РФ (Минтруда России), которое и является центром социальной политики России и одним из основных объектов настоящего исследования.
Некоторые субъекты Российской Федерации «замкнули» социальное обслуживание населения на предоставлении услуг стационарного обслуживания (дома-интернаты), другие – привлекают коммерческие структуры к оказанию помощи в организации услуг по социальному обслуживанию, разрабатывают инновационные методы и формы социального обслуживания (социальное такси, социальные чеки, социальные парикмахерские и др.)»[7].
Таким образом, национальная государственная система социального обеспечения населения в настоящее время включает в себя:
Социальный эффект деятельности органов социальной защиты населения и подведомственных им учреждений в сфере социального обслуживания зависит не столько от материальной составляющей, сколько от продуманных управленческих решений, морально-нравственных ориентаций руководителей и заинтересованности в профессии, а также от того, хорошо или плохо развиваются учреждения и предприятия социального обслуживания населения.
Однако при этом сами формы и методы социальной защиты человека должны быть дифференцированными, но обязательно доступными, полноценными, не унижающими человеческое достоинство, максимально ориентированными на профилактику и способы положительного разрешения отдельной личностью сложных критических ситуаций.
При реализации гражданами своих прав на отдельные виды социального обеспечения могут возникнуть различного рода разногласия (споры) между ними, а также государственными и муниципальными органами, организациями, учреждениями, предоставляющими обеспечение. Такие разногласия возникают в правоотношениях по установлению фактов, имеющих юридическое значение, по предоставлению отдельных видов социального обеспечения, а также в материальных правоотношениях но социальному обеспечению[8].
В правоотношениях по установлению фактов, имеющих юридическое значение, спор может возникнуть по поводу отказа в установлении инвалидности, неудовлетворенности гражданина группой инвалидности, причиной инвалидности и т. д., по поводу отказа в установлении факта иждивенства и др.
При обращении за назначением пенсии споры могут касаться задержки в оформлении документов по вине работодателя либо задержки по вине территориального органа ПФР, органа военного управления, правоохранительного органа. Кроме того, спор может возникнуть по поводу отказа в назначении пенсии, а также при несогласии гражданина с её размером или сроком назначения[9].
1.3. Основные формы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения: научные подходы
Защита права, в том числе права на социальное обеспечение, представляет собой один из вариантов реализации права в весьма специфичной форме. Защита осуществляется посредством правомерной деятельности компетентных органов, прежде всего, государственных либо негосударственных (например, представителем профсоюза), направленной на восстановление нарушенного права и устранение препятствий к его осуществлению. Формы и способы защиты устанавливаются отраслевым законодательством РФ (например, гражданским, жилищным, трудовым и др.).
В российском законодательстве определения этих понятий нет; к тому же в разных кодексах имеются противоречивые суждения – так, например, по–разному представлены способы защиты прав и свобод в ст. 352 Трудового кодекса РФ[10] (далее – ТК РФ) и ст.12 Гражданского кодекса РФ[11] (далее – ГК РФ). Так, трудовое законодательство в качестве основных способов защиты прав трудовых прав и свобод граждан предусматривает:
Под неюрисдикционнной формой защиты понимается применение мер (способов защиты) управомоченным субъектом самостоятельно, без обращения к какому–либо органу.
Самозащита права (в широком смысле) – это любые действия лица, обладающего субъективным правом, связанные с защитой данного права от нарушения[12]. Самозащита, как способ действия заинтересованного лица, заимствована из гражданского законодательства. В соответствии со ст. 14 ГК РФ самозащита возможна при следующих условиях:
Как было определено в предыдущем параграфе настоящего исследования, под неюрисдикционной формой защиты понимается применение мер (способов защиты) управомоченным субъектом самостоятельно, без обращения к какому-либо органу. В трудовом праве неюрисдикционная форма защиты представлена, например, в виде самозащиты в соответствии со ст. 379 ТК РФ, в гражданском праве – в соответствии со ст. 14 ГК РФ.
Представляется необходимым подробнее остановиться на вопросе возможности самозащиты в праве социального обеспечения. Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть данное понятие. Самозащита права (в широком смысле) – это любые действия лица, обладающего субъективным правом, связанные с защитой данного права от нарушения[13]. Самозащита, как способ действия заинтересованного лица, заимствована из гражданского законодательства. В соответствии со ст. 14 ГК РФ самозащита возможна при следующих условиях:
Обратимся к законодательству РФ о социальном обеспечении.
К сожалению, конкретных положений, определяющих порядок или хотя бы процедуру осуществления контроля со стороны профсоюзов, законодательство РФ не содержит.
Подводя итоги, подчеркнём, что неюрисдикционная форма защиты социально-обеспечительных прав – это установленный самостоятельно порядок деятельности, направленной на восстановление нарушенного права, осуществляемой самим сторонами спора (или их представителями), самостоятельно оценивающими правомерность действий сторон и принимающими решение по обоюдному соглашению или в одностороннем порядке.
Конституция РФ, а также иные нормативные правовые акты закрепили широкий ряд гарантий права на социальное обеспечение. Самой распространённой и действенной формой защиты социальных прав граждан является, безусловно, судебная защита, которая согласно ст. 46 Конституции РФ гарантируется каждому.
Судебную защиту права на социальное обеспечение следует признать наиболее распространенной и используемой в нашем государстве формой защиты права. Именно суд вправе обязать государство и его органы исполнить свои обязательства перед гражданином и возместить причинённый ему ущерб – полномочия суда превращают его в мощную стабилизирующую силу, способную защищать права и свободы граждан, оберегать общество от разрушительных социальных конфликтов.
Споры, связанные с защитой права на социальное обеспечение, находят своё разрешение как в судах общей юрисдикции, так и в конституционных (уставных) судах субъектов РФ, а также высшем органе конституционного контроля – Конституционном Суде РФ[14].
Подводя итоги второй главы необходимо подчеркнуть, что практика судебной защиты основных социальных прав человека и гражданина свидетельствует, что, осуществляя непосредственное обращение к смыслу и роли конституционных норм, суды в большей степени обеспечивают надлежащий уровень защиты указанных прав.
В продолжение предыдущего параграфа необходимо отметить, что органы прокуратуры уполномочены выступать с исковым заявлением по просьбе целого ряда лиц, нуждающихся в судебной защите, в связи с нарушением их социально значимых прав – трудовых, жилищных, социальных, семейных и других прав, охватывая правовой помощью большое количество граждан, не имеющих возможности обратиться в суд по обсуждаемым уважительным причинам. Причём в этом случае прокурор вправе обратиться в суд в интересах гражданина о защите его нарушенных социальных прав даже в случае, когда последний может самостоятельно обратиться с иском в суд.
Согласно ст. 131 ГПК РФ, в случае обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина, в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином либо указание на обращение гражданина к прокурору. В случае обращения прокурора с иском в суд в интересах гражданина к исковому заявлению достаточно приложить копию обращения гражданина к прокурору.
Большинство исков заявляется прокурором именно в защиту социальных прав граждан[15]. Основное внимание уделено защите и восстановлению в судебном порядке трудовых прав граждан, в частности, на своевременную оплату труда, в сфере соблюдения законодательства об охране здоровья и оказания медицинской помощи, в сфере образования, в области защиты семьи, материнства, отцовства и детства, а также прав и законных интересов социально незащищенных слоев населения (инвалидов, пенсионеров, малообеспеченных, многодетных, несовершеннолетних).
Конечно, с тем, что основания для вступления прокурора в процесс, нельзя увеличивать бесконечно, следует согласиться, однако вывод об исчерпывающем характере случаев обращения прокурора в суд для защиты социальных прав граждан не представляется правильным. Проблема в том, что слишком уж широк круг правоотношений, из которых возникает право на обращение в суд в связи с нарушением прав в рассматриваемой сфере. При этом каждая отдельная область правоотношений включает в своё содержание определённые группы прав и обязанностей.
Определённое право может быть нарушено различными действиями (бездействием) ответчика, и соответственно, разными способами, укладывающимися в ст. 12 ГК РФ, защищено. И наоборот, определённые обязанности могут быть не исполнены и повлечь за собой нарушение социальных прав заинтересованного лица. Отсюда, собственно, и вытекает великое множество требований, которые могут быть заявлены прокурором в суд, поэтому об исчерпывающем перечне социальных прав, подлежащих судебной защите, при содействии прокурора, говорить не приходится. Установление границ инициирования прокурором судебных процессов, направленных на защиту социальных прав граждан, перечисленных в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ возможно двумя способами:
Я провела исследование в виде опроса среди школьников-подростков и людей старше 18 лет. Опрос состоял из 6 вопросов, а именно:
Мой опрос прошли 16 человек разных возрастов. По итогам этого опроса, я сделала некоторые выводы:
На вопрос «Сколько Вам лет?» участники ответили так:
Большинство людей, которые проходили мой опрос – подростки и люди старше 18 лет.
На вопрос «Знаете ли Вы что такое защита прав граждан в сфере социального обеспечения?» участники ответили так:
Из этого делаю вывод, что из 16 человек более половины знают что такое защита прав граждан в сфере социального обеспечения. 31% уверенно ответили «да», а 44% скорее знают, чем не знают. Т.е, большинство людей знают, что такое защита прав граждан в сфере соц. Обеспечения.
На вопрос «Интересовались ли Вы, о том что такое социальное обеспечение?» участники ответили так:
Из 16 человек 6 человек, т. е 37,5% интересовались вопросом что такое защита прав граждан в сфере социального обеспечения, и только 62,5% не интересовались. Из этого делаю вывод, что большинство людей, не зависимо от возраста не сталкивались и не интересовались о вопросе защиты прав граждан в сфере соц. Обеспечения.
На вопрос «Обращались ли Вы в прокуратуру о проблемах с социальным обеспечением» участники ответили так:
Из 16 человек 13 человек не сталкивались с проблемами в сфере защиты граждан соц. Обеспечении, а 3 человека ответили, что, да, сталкивались, можно сделать вывод что не многие сталкивались с проблемами в социальном обеспечении.
На вопрос «Знали ли Вы о выплатах в сторону детей/людей с ограниченными способностями/пенсионеров/ветеранов/инвалидов?» участники ответили так:
Все 16 участников знают о выплатах.
На вопрос «Как Вы считаете, нужно ли социальное обеспечение в современном мире?» участники ответили так:
Большинство людей (более 50 процентов), считают что социальное обеспечение граждан, т. е. выплаты от государства, нужно в нашем современном мире, а лишь малая часть считают что не нужно.
На вопрос «Как Вы считаете, защита прав граждан в сфере социального обеспечения – актуальная тема в современном мире?» участники ответили так:
Большинство людей согласны, что тема защита прав граждан в сфере социального обеспечения, актуальна в современном мире.
Из своего опроса я сделала вывод, что не смотря на возраст люди знают о разных социальных выплатах, а так же малая часть интересовалась вопросом о защите прав граждан в сфере социального обеспечения.
В результате проведённого исследования автору представляется необходимым сформулировать в соответствии с поставленными целями и задачами следующие выводы.
Во-первых, право на социальное обеспечение и защиту являются основными элементами основы конституционного строя, характеризующей Российскую Федерацию как социальное государство.
Под формой защиты права понимается процессуальный порядок защиты нарушенного права или законного интереса, который обладает определённый спецификой. В этом смысле выделяют 2 фундаментальных направления (формы) защиты прав: юрисдикционная и неюрисдикционная.
Первый способ основывается на формате защиты нарушенного права, который предполагает официальное обращение лица, чьё право или законный интерес были нарушены в органы государственной власти, в компетенции или юрисдикции которых находится разрешение данного спора. Наиболее ярким примером юрисдикционной формы защиты следует считать судебную защиту.
Второй, самозащита, базируется на совершенно иных началах – он предполагает, что лицо предпринимает определённые действия с целью восстановления нарушенного права самостоятельно, без обращения в компетентные ведомства и учреждения.
При этом весьма механизмом защиты данной категории прав на сегодняшний день является судебная форма защиты, цель которой состоит не просто в формальном отправлении правосудия, но и в оказании гражданам, права (в частности, социальные права) которых были нарушены или ущемлены, реальной правовой защиты.
Законом защита социально-значимых прав граждан рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений судебной защиты.
[1] См.: Подколзина И.М. Особенности развития системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 4. С. 72-77.
[2] См.: Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М: Проспект, 2020. С. 68. 480 с.
[3] См.: Там же. С. 69.
[4] См.: Сагандыков М.С., Шафиков А.М. Права граждан на социальную защиту и социальное обеспечение: конституционно-правовой аспект // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. № 2 (24). С. 36-40.
[5] См.: Галаганов В.П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации. М: КноРус, 2012. С. 15.
[6] См.: Аверин А.Н. Социальная политика органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Учебное пособие. Издание второе, стереотипное. М.: Изд-во РАГС, 2018. С. 7.
[7] См.: Благодир А.Л. К вопросу о системе и структуре регионального законодательства в сфере социального обеспечения // Законодательство. 2017. № 8. С. 64-65.
[8] См.: Право социального обеспечения России и зарубежных стран: учебное пособие для академического бакалавриата / под общей редакцией Ю.П. Орловского. М.: Юрайт, 2019. С. 33.
[9] См.: Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М: Проспект, 2020. С. 68. 480 с.
[10] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 30.04.2021) // Собрание Законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 3; 2021. – № 15. – Ст. 2441 (Часть I).
[11] Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ: Часть 1. (в ред. от 09.03.2021) // Собрание Законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301; Собрание законодательства РФ. – 2021. – № 11. – Ст. 1698.
[12] См.: Халиков В.Р. Самозащита в российском трудовом праве. автореф. дисс. …канд.юрид. наук, Томск, 2006. С. 5.
[13] См.: Халиков В.Р. Самозащита в российском трудовом праве: автореф. дисс. …канд.юрид. наук, Томск, 2006. С. 5.
[14] См.: Андриченко Л.В. Проблемы судебной защиты социальных прав граждан Российской Федерации // Журнал российского права. 2016. № 9. С. 5-17.
[15] См.: Мидонова Е.А. Форма защиты интересов в праве социального обеспечения // Трудовое право. 2017. № 8. С. 40-44.
Как нарисовать лимон акварелью
Извержение вулкана
Пока бьют часы
Самодельный телефон
Простые новогодние шары из бумаги