Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
zhukov_ivan_orfografiya_v_fantikah.docx | 42.57 КБ |
zhukov_ivan.pptx | 489.61 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Разъезженская средняя школа»
Исследовательская работа
Направление: филологическое
Тема: «Орфография в наименованиях конфет»
Выполнил: Жуков Иван Александрович,
ученик 5 класса.
Руководитель: Череповская Майя Анатольевна,
учитель русского языка и литературы.
Разъезжее, 2022г.
ВВЕДЕНИЕ
Я, Жуков Иван Александрович, ученик 5 класса, мне 12 лет.
Очень я люблю конфеты
Те, что в фантики одеты!
Счастье детское и радость
Вызывает эта сладость!
Наверное, в этом стихотворении представлено мнение многих людей. Конфеты любят все: и дети, и взрослые. Как хорошо, что в наших магазинах огромный выбор моего любимого лакомства. Однажды, поедая очередную кофету из новогоднего подарка в яркой обёртке с интересным названием «Жи – Ши», я заинтересовался, почему она так названа, ведь это правило русского языка, которое знает практически каждый. А какие красивые обёртки у конфет! Когда я был совсем маленьким, то коллекционировал фантики, аккуратно их разглаживая и убирая подальше, чтобы мама не выкинула.
Цель исследования: изучить наименования конфет с целью применения этих наименований при изучении русского языка.
Задачи исследования:
1. Собрать различные наименования конфет.
2. Проанализировать материал учебника Русский язык. 5 кл.: учебник/ М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта на наличие правил орфографии.
3. Произвести классификацию наименований конфет.
4. Произвести орфографический анализ фантиков.
5. Повторить изученные орфограммы.
6. Составить карточки по теме «Орфограммы в названиях конфет».
Объект исследования: конфетные фантики.
Предмет исследования: орфограммы в названиях конфет.
Гипотеза: в названия некоторых конфет можно обнаружить орфограммы, изучаемые в школьном курсе русского языка, поэтому их можно использовать на уроках, чтобы разнообразить их.
Методы исследования: наблюдение, классификация, изучение литературы по теме, анализ.
Предполагаемый результат исследования:
1. Создать коллекцию наименований конфет.
2. Произвести классификацию наименований конфет.
3. Создать карточки с упражнениями для уроков русского языка.
Аннотация
В исследовательской работе «Орфография в наименованиях конфет» представлена классификация орфограмм, изучаемых в 5 классе по программе М. М. Разумовской, классификация названий конфет по строению, тематическим группам, по наличию орфограмм. Предложен материал для уроков русского языка в 5 классе с использованием наименований конфет, который разбит на определённые темы: «Способы образования слов», «Словосочетание», «Множественное число имён существительных», «О, Ё после шипящих в корне и суффиксе», «Правописание безударных гласных в корне слова».
1. История возникновения конфетного фантика
Истории фантика или обёртки как таковой не существует. Для перевозки и хранения продуктов, в том числе и конфет, люди испокон века использовали то, что попадалось им под руку. С изобретением ткани, бумаги, фольги, парафиновой бумаги, целлофана появилась и упаковка.
Печатались этикетки длинными листами в два цвета или многоцветные. Материалом для конфетного фантика служит бумага, полимер (обычно фольгированный), фольга. Изготавливали конфетные обёртки (этикетки) в типографиях.
В народной энциклопедии «Википедия» говорится, что «Фа́нтик (от слова «фант») — это народное название обертки конфетной, которая служит для заворачивания конфет и другой кондитерской продукции (карамель, ирис, жевательная резинка).
Кроме основного предназначения - упаковки, он является также объектом коллекционирования, используется для игры в «фантики», которая была популярна среди детей в дореволюционное и советское время».
К концу XIX века, когда производство кондитерских изделий выросло, фантикам уделялась не меньшее внимание, чем театральным афишам. На фантиках творили выдающиеся художники: Константин Сомов, Иван Билибин, братья Васнецовы и многие другие. Выпускались серии конфет с загадками, с таблицей умножения, азбукой, гаданием, гороскопами.
После революции красивые обертки ушли в прошлое, оформлению не уделялось больше столько внимания. А в советское время на фантиках можно было увидеть отображение таких тем как: 8 марта, 1 мая, 7 ноября и полет в космос.
Сегодня над разработкой фантиков работают грамотные маркетологи, использующие научный подход. Яркие фантики конфет привлекают внимание не только взрослых, но и детей. Каждое слово-название этих сладостей включает в себя определённую орфограмму, а иногда и больше.
2. Правила орфографии, изучаемые в 5 классе
Орфография - правописание, общепринятая система правил написания слов в данном языке.
Сложное слово «орфография», как название правописания слов и системы орфограмм, пришло из греческого языка. Слово состоит из двух греческих корней: «орфо» и «графо», что означает «правильный» и «пишу».
Орфография расскажет о дефисных и раздельных написаниях слов, об употреблении прописной и строчной букв, о переносе слов и о множестве других орфограмм русского языка.
В учебнике М. М. Разумовской, С. И. Львова и др. «Русский язык. 5 класс» говорится, что «орфограмма» – это буква, написание которой надо проверить или запомнить. Если орфограмму можно проверить – это проверяемая орфограмма. Если орфограмму надо запомнить – это непроверяемая орфограмма.
Изучив материал учебника, я выписал, какие орфографические правила должны знать пятиклассники и составил перечень орфограмм.
Перечень орфографических правил и орфограмм:
1. Сочетания букв жи-ши, ча-ща, чу-щу;
2. Сочетания чк, чн, чк, нщ, щн, рщ;
3. Ь после шипящих в конце имён существительных и глаголов;
4. Разделительные Ь и Ъ;
5. Не с глаголами;
6. Написание –тся, -ться в глаголах;
7. Правописание чередующихся гласных а-о в корнях -лаг- // -лож-, -рос- // -раст- (-ращ-);
8. Буквы о-ё после шипящих;
9. Буквы и-ы после ц;
10. Правописание проверяемых безударных гласных в корнях слов;
11. Непроверяемые гласные и согласные в корнях слов;
12. Правописание удвоенных согласных.
3. Классификация наименований конфет
Проанализировав 47 наименований конфет, мы пришли к выводу, что их можно классифицировать по следующим признакам:
3.1. Классификация наименований конфет по структуре
Исследуемые нами наименования конфет состоят из одного и более слов:
«Шипучка», «Живинка», «Чайка», «Лимончик», «Рачки», «Белочка», «Ласточка», «Миньон», «Курьез», «Премьера», «Зарянка», «Обжорка», «Цыганочка», «Цитрон», «Цирк», «Коровка», «Золотая лилия», «Добрянка», «Медунок», «Зверята», «Марсианка», «Лесная», «Ромашка», «Хоккей», «Футбол», «Коровка», «Балет», «Барбарис», «Восьмиклассница», «Стюардесса», «Теннис».
«Жили-Были», «Жизнь удалась», «Желейное чудо», «Остров мечты», «Тёмная ночь», «Птичья сласть», «Волжские зори», «Бешеная пчёлка», «Озорной медвежонок», «Петушок – золотой гребешок», «Крыжовник в шоколаде», «Цитрусовый микс», «Цып – цып», «Золотая лилия», «Лесная ягода», «Мелодия любви», «Русские узоры».
3.2. Классификация наименований конфет по наличию орфограмм
1. Сочетания букв жи-ши, ча-ща, чу-щу:
2. Сочетания чк, чн, чк, нщ, щн, рщ:
3. Ь после шипящих в конце имён существительных и глаголов
4. Разделительные Ь и Ъ
5. Не с глаголами 6. Написание –тся, -ться в глаголах
Названия конфет с данными орфограммами не обнаружены.
6. Правописание чередующихся гласных а-о в корнях
7. Буквы о-ё после шипящих
8. Буквы и-ы после ц
9. Правописание проверяемых безударных гласных в корнях слов
10. Непроверяемые гласные и согласные в корнях слов
11. Правописание удвоенных согласных.
3.3. Классификация наименований конфет по тематическим группам
4. Упражнения по русскому языку для учащихся 5 класса с использованием названий конфет
Собранный нами материал можно использовать на уроках русского языка и внеурочных занятиях при изучении определённых тем.
Упражнение №1.
Тема «Способы образования слов»
Определите способ образования слов, сделайте морфемный разбор данных слов:
Коровка, Пчёлка, Лёвушка, Лимончик, Рачки, Белочка, Обжорка.
Упражнение №2.
Тема «Словосочетание»
Выделите главное и зависимое слово в данных словосочетаниях, определите падеж имён существительных:
Русские узоры, Мелодия любви, Лесная ягода, Золотая лилия, Цитрусовый микс, Остров мечты, Желейное чудо.
Упражнение №3.
Тема «Множественное число имён существительных»
От данных имён существительных образуйте форму множественного числа:
Чайка, Белочка, Стюардесса, Ромашка, Ласточка, Миньон.
Упражнение №4.
Тема «О, Ё после шипящих в корне и суффиксе»
Вставьте пропущенные буквы в следующих словосочетаниях:
Бешеная пч..лка, Озорной медвеж..нок, Петуш..к – золотой гребеш..к, Крыж..вник в шоколаде, Обж..рка.
Упражнение №5.
Тема «Правописание безударных гласных в корне слова»
Вставьте пропущенные буквы в словах, подберите проверочные:
Кор..вка - …….., Д..брянка - ……., М..рсианка - …….., Л..сная - …….., Зв..рята - …….., М..дунок - ……..
Упражнение №6.
Тема «Словосочетание»
Составьте словосочетания с данными словами, отметьте в них крестиком главные слова:
Лимончик, Зверята, Стюардесса, Белочка, Ромашка, Ласточка, Шипучка.
Заключение
В ходе нашего исследования подтвердилась гипотеза о том, что при помощи конфетных фантиков можно повторять некоторые изученные орфограммы, чтобы сделать уроки русского языка более интересными. Данная работа позволила углубить знания в области русского языка, проявить творческие способности.
Мы пришли к выводу, что многие названия конфет могут стать полезными при изучении различных тем русского языка. В ходе работы мы классифицировали все собранные нами наименования конфет: по структуре, по наличию орфограмм, по тематическим группам; составили упражнения, которые можно использовать на уроках русского языка в 5 классе при изучении следующих тем: «Способы образования слов», «Словосочетание», «Множественное число имён существительных», «О, Ё после шипящих в корне и суффиксе», «Правописание безударных гласных в корне слова».
Список литературы
Приложение
Список наименований конфет, используемых в исследовательской работе
Слайд 1
Орфография в наименованиях конфетСлайд 2
Цель исследования: изучить наименования конфет с целью применения этих наименований при изучении русского языка. Задачи исследования: 1. Собрать различные наименования конфет. 2.Проанализировать материал учебника Русский язык. 5 кл .: учебник/ М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта на наличие правил орфографии. 3.Произвести классификацию наименований конфет. 4. Произвести орфографический анализ фантиков. 5. Повторить изученные орфограммы. 6.Составить карточки по теме «Орфограммы в названиях конфет».
Слайд 3
Объект исследования: конфетные фантики. Предмет исследования: орфограммы в названиях конфет. Гипотеза: в названия некоторых конфет можно обнаружить орфограммы, изучаемые в школьном курсе русского языка, поэтому их можно использовать на уроках, чтобы разнообразить их. Методы исследования: наблюдение, классификация, изучение литературы по теме, анализ.
Слайд 4
Предполагаемый результат исследования: 1. Создать коллекцию наименований конфет. 2. Произвести классификацию наименований конфет. 3. Создать карточки с упражнениями для уроков русского языка.
Слайд 5
История возникновения конфетного фантика « Фа́нтик (от слова «фант») — это народное название обертки конфетной, которая служит для заворачивания конфет и другой кондитерской продукции (карамель, ирис, жевательная резинка).
Слайд 6
Правила орфографии, изучаемые в 5 классе 1. Сочетания букв жи-ши , ча-ща , чу-щу ; 2. Сочетания чк , чн , чк , нщ , щн , рщ ; 3. Ь после шипящих в конце имён существительных и глаголов; 4. Разделительные Ь и Ъ ; 5. Не с глаголами; 6. Написание – тся , - ться в глаголах; 7. Правописание чередующихся гласных а-о в корнях -лаг- // -лож-, -рос- // - раст - (- ращ -); 8. Буквы о-ё после шипящих; 9. Буквы и-ы после ц ; 10. Правописание проверяемых безударных гласных в корнях слов; 11. Непроверяемые гласные и согласные в корнях слов; 12. Правописание удвоенных согласных.
Слайд 7
Классификация наименований конфет 1. Классификация наименований конфет по структуре Из одного слова – 31 наименование: «Шипучка», «Живинка», «Чайка», «Лимончик», «Рачки», «Белочка», «Ласточка», «Миньон», «Курьез», «Премьера», « Зарянка », « Обжорка », «Цыганочка», «Цитрон», «Цирк», «Коровка», «Золотая лилия», «Добрянка», « Медунок », «Зверята», «Марсианка», «Лесная», «Ромашка», «Хоккей», «Футбол», «Коровка», «Балет», «Барбарис», «Восьмиклассница», «Стюардесса», «Теннис».
Слайд 8
Из двух и более слов – 17 наименований: «Жили-Были», «Жизнь удалась», «Желейное чудо», «Остров мечты», «Тёмная ночь», «Птичья сласть», «Волжские зори», «Бешеная пчёлка», «Озорной медвежонок», «Петушок – золотой гребешок», «Крыжовник в шоколаде», «Цитрусовый микс », « Цып – цып », «Золотая лилия», «Лесная ягода», «Мелодия любви», «Русские узоры».
Слайд 9
Классификация наименований конфет по наличию в них орфограмм. Сочетания букв жи-ши , ча-ща , чу-щу : « Жи-ши » , «Шипучка». Сочетания чк , чн , чк , нщ , щн , рщ : «Лимончик», «Рачки». Ь после шипящих в конце имён существительных и глаголов: «Тёмная ночь». Правописание чередующихся гласных а-о в корнях: « Волжские зори», « Зарянка ». Буквы о-ё после шипящих: «Бешеная пчёлка», «Озорной медвежонок». Буквы и-ы после ц: «Цитрусовый микс », «Цыганочка». Правописание проверяемых безударных гласных в корнях слов: «Коровка» - корова, «Золотая лилия» - золото. Непроверяемые гласные и согласные в корнях слов: «Ромашка», «Лесная ягода». Правописание удвоенных согласных: «Восьмиклассница», «Русские узоры».
Слайд 10
Классификация наименований конфет по тематическим группам Животный мир (животные, насекомые, птицы) – 12 наименований: «Чайка», «Рачки», «Белочка», «Ласточка», «Птич ь я сласть», « Зарянка », «Бешеная пчёлка», «Озорной медвежонок», «Петушок – золотой гребешок», « Цып – цып », «Коровка», «Зверята». Растительный мир – 3 наименования: «Золотая лилия», «Лесная», «Ромашка». Названия, указывающие на вкус и состав конфет – 8 наименований: «Желейное чудо», «Лимончик», «Крыжовник в шоколаде», «Цитрусовый микс », «Цитрон», « Медунок », «Лесная ягода», «Барбарис», «Шипучка». Время суток – 2 наименования: «Тёмная ночь» , « Волжские зори». Названия, связанные с хобби, профессией – 7 наименований: «Цирк», «Хоккей», «Футбол» «Балет», «Восьмиклассница», «Стюардесса», «Теннис». Названия, связанные с жизнью человека – 8 наименований: «Жизнь удалась», «Добрянка», «Русские узоры», «Мелодия любви», «Жили-Были», «Остров мечты», «Курьез», « Обжорка », «Живинка». Герои мультфильмов – 1 наименование: «Миньон». Все остальные наименования – 4 наименования: « Жи-ши », «Премьера» , «Цыганочка», «Марсианка».
Слайд 11
Упражнения для развития орфографической зоркости учащихся 5 класса с использованием названий конфет Упражнение №1. Тема «Способы образования слов» Определите способ образования слов, сделайте морфемный разбор данных слов: Коровка, Пчёлка, Лёвушка , Лимончик, Рачки, Белочка, Обжорка . Упражнение №2. Тема «Словосочетание» Выделите главное и зависимое слово в данных словосочетаниях, определите падеж имён существительных: Русские узоры, Мелодия любви, Лесная ягода, Золотая лилия , Цитрусовый микс , Остров мечты, Желейное чудо.
Слайд 12
Упражнение №3. Тема «Множественное число имён существительных» От данных имён существительных образуйте форму множественного числа: Чайка, Белочка, Стюардесса, Ромашка, Ласточка, Миньон. Упражнение №4. Тема «О, Ё после шипящих в корне и суффиксе» Вставьте пропущенные буквы в следующих словосочетаниях: Бешеная пч .. лка , Озорной медвеж ..нок, Петуш ..к – золотой гребеш ..к, Крыж..вник в шоколаде, Обж .. рка .
Слайд 13
Заключение 1. При помощи конфетных фантиков можно повторять некоторые изученные орфограммы, чтобы сделать уроки русского языка более интересными. 2. Данная работа позволила углубить знания в области русского языка, проявить творческие способности. 3. Многие названия конфет могут стать полезными при изучении различных тем русского языка. 4. В ходе работы мы классифицировали все собранные нами наименования конфет: по структуре, по наличию орфограмм, по тематическим группам; составили упражнения, которые можно использовать на уроках русского языка в 5 классе.
Слайд 14
Спасибо за внимание!
Два Мороза
Огонь фламенко
Нора Аргунова. Щенята
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Лупленый бочок