Современный школьник должен владеть нормами литературного языка: говорить грамотно, убедительно, выразительно. Однако в нашем «великом, прекрасном и могучем русском языке» происходят негативные изменения, одним из которых является проникновение жаргона в речь подростков. Сленговая речь становится повседневной. Актуальность данной работы очевидна, потому что ограниченная в употреблении лексика преобладает в лексиконе молодежи, что снижает ее речевую культуру. В чем причина употребления жаргонизмов в речи школьников? Бороться с ними или принимать их? Данное противоречие способствовало возникновению интереса к исследованию данной проблемы.Молодежный сленг – это группа особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемая в различных социальных группах. Основными причинами употребления сленговых слов является попытка молодежи зашифровать свою речь, сделать ее непонятной для непосвященных; желание выразить свои эмоции; желание проявить свою индивидуальность, а также попытка эпатировать взрослых
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_shipitsynskaya_sosh_feduhina_polina_napravlenie_slovesnost.docx | 132.98 КБ |
РАЙОННАЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
КОНФЕРЕНЦИЯ «ЮНОСТЬ ПОМОРЬЯ»
Направление словесность
СЛЕНГ В РЕЧИ ПОДРОСТКА
Исследовательская работа
Выполнена обучающейся 8б класса муниципального образовательного учреждения «Шипицынская средняя общеобразовательная школа» Котласского муниципального округа Федухиной Полиной |
Научный руководитель: учитель русского языка и литературы Казанцева Светлана Павловна |
г.Котлас,2023
Оглавление
Глава I Особенности речи современных подростков 4
1.1 Молодежная речь-отражение состояния современного общества 4
1.2 Молодежный сленг - особая форма языка 5
1.3 Социальные факторы, оказывающие влияние на речевую культуру подростков 5
2.1 Лингвистическое исследование речи восьмиклассников 7
2.2 Результаты анкетирования 8
Приложение 2 Результаты анкетирования 12
Введение
Современный школьник должен владеть нормами литературного языка: говорить грамотно, убедительно, выразительно. Однако в нашем «великом, прекрасном и могучем русском языке» происходят негативные изменения, одним из которых является проникновение жаргона в речь подростков. Сленговая речь становится повседневной.
На наш взгляд, актуальность данной работы очевидна, потому что ограниченная в употреблении лексика преобладает в лексиконе молодежи, что снижает ее речевую культуру. Многие родители, разговаривая со своими детьми, просят перевести непонятные для них выражения. В чем причина употребления жаргонизмов в речи школьников? Бороться с ними или принимать их? Данное противоречие способствовало возникновению интереса к исследованию данной проблемы.
Проблема: осознанно ли современный подросток включает в собственную речь сленговую лексику.
Цель исследования: проанализировать речь обучающихся 8 б класса МОУ «Шипицынская средняя школа», выяснить причины употребления ими жаргонизмов и сленговых выражений.
Задачи исследования:
1.Изучить литературу по данному вопросу.
2. Определить, какое место занимает сленг в речи восьмиклассников.
3.Выявить источники и причины возникновения подросткового жаргона.
4. Проанализировать результаты опроса и сделать соответствующие выводы.
Объект исследования: устная речь учащихся 8б класса.
Предмет исследования: жаргонизмы в речи подростков
Методы исследования: теоретические (анализ литературы), эмпирические (анкетирование, опрос, беседа, обработка информации, сравнительный анализ, выводы).
Практическая значимость работы заключается в том, что данное исследование позволяет связать мои лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит быть внимательным к своей речи и речи моих ровесников.
Глава I Особенности речи современных подростков
Один из самых образованных людей, филолог и общественный деятель Д.С. Лихачёв много работ посвятил проблеме взаимоотношений языка и культуры. Он говорил: «Самая большая ценность народа – его язык, - язык, на котором он пишет, говорит, думает». Это высказывание актуально для нашего времени.
Важнейшей проблемой современного общества является проблема культуры речи. На уроках в школе мы слышим правильную грамотную речь, учимся нормам и правилам употребления русского языка, но, выходя из школы, в нашу речь вторгаются слова, которые далеки от литературной нормы. Почему в разговоре со сверстниками мы используем другой язык, свободный от норм? Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие?
Для современной молодежной речи характерны просторечия, иноязычные слова, компьютерный жаргон, речь неблагополучных представителей общества. Использование неправильной речи объясняется другой системой ценностей у молодежи, другим престижем, другой нормой.
В речи подростков присутствует большое количество междометий. Немалую роль среди них занимают так называемые слова – паразиты. По нашим наблюдениям, их употребляют обычно те, кто часто делает заминки в речи, не может быстро подобрать нужное слово. Было отмечено, что некоторые ученики намеренно употребляют слова - паразиты в своей речи. Когда школьник не знает, что ответить на поставленный вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока он произносит нараспев как бы, типа, типа того, значит, вроде как, в смысле, это самое и т.п., то лихорадочно думает над тем, что ответить. Многие школьники имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть э-э-э, ну-у-у, а-а-а или м-м-м.
Но также молодежный язык подразумевает использование жаргонных слов, бранных оборотов речи, не выражающих никаких эмоций. Подобная форма речи, даже лишенная оскорбительной направленности, малопривлекательна и не может служить показателем высокой культуры речи.
Молодежная речь отражает неустойчивое культурно-языковое состояние общества. Заниженный стиль речи, размывающий нормы языка и речевого этикета, становится привычным в повседневном общении.
Сегодня все чаще в речь подростков стал «вторгаться» сленг.
Сленг (англ. slang) – это экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отклоняющаяся от принятой литературной языковой нормы. В «Школьном толково-этимологическом словаре» и в «Словаре иностранных слов для школьников» значение слова сленг одинаково: сленг – слова, выражения, характеризующие речь определённых социальных или возрастных групп людей; сленг- заимствованное из английского – то же, что и французское жаргон. То есть авторы этих словарей считают, что слова жаргон и сленг – синонимы.
Существует ещё несколько определений сленга:
Сленг – разновидность разговорной речи, используемой отдельной устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии или возраста.
Сленг - это вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка. Изучив теорию, связанную с понятием «сленг», мы узнали, что сленг бывает разных видов: компьютерный, сленг футбольных фанатов, армейский, журналистский и т.д. Объектом нашего исследования является школьный сленг. Он является частью молодёжного сленга - средства общения молодых людей. Школьный сленг – это ненормативная лексика школьников, отличающаяся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской. Употребление жаргонных слов связано с желанием выделиться среди людей, быть современными. Жаргонные слова составляют смысловые группы, связанные с жизнью и деятельностью школьников.
Таким образом, молодежный сленг – это группа особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемая в различных социальных группах. Основными причинами употребления сленговых слов является попытка молодежи зашифровать свою речь, сделать ее непонятной для непосвященных; желание выразить свои эмоции; желание проявить свою индивидуальность, а также попытка эпатировать взрослых [3].
К социальным факторам, влияющим на речь подростка, относятся:
- СМИ: Интернет, телевидение, журналы, газеты, радио;
- Социальное окружение: сверстники, семья, учителя.
Современный школьник живет в информационном обществе, которое составляет среду его обитания. СМИ проникли во все сферы жизни общества. Сегодня широкое распространение получили электронные средства массовой коммуникации: телевидение, видео, Интернет. Информация, получаемая подростками из различных СМИ, оказывает значительное влияние на формирование речевой культуры современного школьника [7].
В современных СМИ, в художественной литературе, в публичных выступлениях политиков нередко употребляются жаргонизмы и арготизмы различного происхождения. Речь современных подростков активно пополняется новыми иноязычными словами, причем они не всегда имеют представление о значении таких слов. В своей речи школьники используют сленговые выражения, жаргонизмы [4].
Речь современного подростка — это своеобразная попытка самоутверждения себя во «взрослом» мире. Практически все современные подростки являются активными потребителями информации различных СМИ (TV, видео, Интернет, компьютерные игры). Причиной этого является то, что современные школьники вне школы все свободное время проводят возле телевизора, в Интернете. Благодаря широкому распространению СМИ, человек оказывается под воздействием современных информационных потоков. Исследователи отмечают, что в информационных потоках подростки находят не познавательную информацию, а на первом месте у них желание развлечься [7].
Большая часть информации, которую школьники получают из различных СМИ ни родителями, ни учителями не корректируется и не учитывается. Учебная информация, которую несет подростку школа, занимает в общем информационном потоке все менее значительное место, а информация, получаемая из СМИ, все большее.
Рассматривая современное состояние проблемы, нельзя не отметить того, что немаловажным фактором в формировании речевой культуры подростков является речь самого учителя. Педагог сегодня остается единственным человеком, который должен противостоять использованию жаргонов и клише в русской речи на разных уровнях, от так называемой непринужденной беседы до статьи в центральной прессе [4]. Не подлежит сомнению также тот факт, что основы бережного отношения к языку нужно закладывать на протяжении всего обучения в школе. Важно вызвать у подростков интерес к родному слову, научить школьника внимательно слушать, грамотно говорить и писать.
В этом отношении велика роль учителя, человека, с которым каждый день вступают в речевое взаимодействие школьники разных способностей, характеров [1].
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил, что «каждый учитель независимо от того, какой предмет он преподает, должен быть словесником. Слово – наш важнейший педагогический инструмент, его ничем не заменишь» Речь учителя – это не только главное орудие профессиональной деятельности, но и прежде всего образец, который принимается школьниками как образец для подражания. Поэтому речевые ошибки, речевая двусмысленность, возможные, например, в разговоре двух приятелей, в устах учителя, обращающегося к классу, недопустимы [7].
Глава II Практическая часть
Исследовав жаргонную лексику обучающихся 8б класса МОУ «Шипицынская средняя общеобразовательная школа», мы выяснили, что ребята систематически используют в речи следующие жаргоны: кринж, отстой, рофл, ок, треш, офигеть, крутой, обалдеть, ни фига себе, отвали, блин, прикольно, прикинь, да ты чё, тормоз. Чем старше становятся школьники, тем больше в их речи появляется жаргонов. В нашей школе учащиеся используют около 100 жаргонов. Многие из них повторяются.
Проанализировав анкеты учащихся, мы пришли к выводу, что наиболее распространёнными в речи школьников являются жаргоны:
1.Существительные: лох, чувак, овца, олень, тормоз, чайник, бабки, телик, ящик, тема, прикид, прикол, тачка, музон, косяк, харя, салют, молоток, базар, пятак, винт, лаве, фигня, понт, черт, столовка, хавка;
2.Глаголы: отвали, гонишь, рубать, хавать, колбаситься, базарить, отвянь, заколебал, забить, гуляй, кирдык, сгинь, прикинь, мутить, офигеть, обалдеть, очуметь, зашибись, попутал, тусуйся, обломиться, грузить, приколоться;
3.Наречия: клево, прикольно, офигенно, лафа, мощно, типа, потрясно, быренько, пофиг, сто пудов, привально, реально, ништяк, угарно, отстойно, фиолетово;
5.Устойчивые словосочетания и предложениия: базара нет, я не в курсе, речи нет, елки-палки, твою дивизию, все тип-топ, ни фига себе, я валяюсь, ну ты блин даешь, базар флиртуй, да ты че.
Среди жаргонов выделяются тематические группы слов:
Нетрудно заметить, что большое распространение в ученической среде получили жаргонизмы – оценки, наименования людей по родству, по профессии, качествам характера. Вероятно, это связано с тем, что эти группы слов в большей степени, чем другие семантические группы подвержены речевой изменчивости.
Как показывают наблюдения, в жаргоне современного ученика много однокоренных новообразований: хавать, хавчик, хавка, похавать; угорать, угар, угарный; прикол, прикольный, прикольно, приколоться, приколист; офигеть, офигенно, офигенный; обалденно,обалденный,обалдеть. Отметим, что наиболее часто употребляются слова подростков: телик, комп, лох, шестерка, тормоз, типа, клево, прикольно, сто пудов, прикинь, блин (18 человек); блин, фигня, обалдеть, отвали, типа, короче, чмо, хавать (12 человек).
Мы пришли к выводу, что использование большинства приведенных слов делает речь грубой, может обидеть или даже оскорбить собеседника.
2.2 Результаты анкетирования
Проанализировав жаргонную лексику восьмиклассников, мы решили выяснить отношение ребят нашей школы к проблеме использования жаргонной лексики. В анкетировании (Приложение 1) участвовали ребята 8б класса. Всего приняло участие 22 человека.
Проанализировав ответы восьмиклассников, мы пришли к выводу, что они используют жаргон как экспрессивное средство выразительности, считая, что такие слова способствуют легкому общению и делают речь понятней для друзей (Приложение 2, рис.1,2). Таким образом восьмиклассники стремятся создать свой мир, отличный от взрослого.
Мы выяснили, что многие школьники относятся к жаргону как
временному явлению в их речи, считают, что вполне могут обойтись без жаргонных слов. Однако немалая часть опрошенных вообще не задумывается над качеством своей речи (Приложение 2, рис.4)
В результате анкетирования мы выяснили отношение учителей к жаргонным словам в нашей школе. По мнению восьмиклассников, учителя не всегда поправляют речь учеников, но все же делают замечания (Приложение 2, рис.5).
Проанализировав речь восьмиклассников «МОУ Шипицынская СОШ», мы пришли к выводу:
Однозначно относиться к жаргонам нельзя, запрещать их употреблять бессмысленно. Это не приведет к желаемому результату, но невозможно не видеть опасной тенденции жаргонизации языка.
Все, кто искренне любит русский язык, испытывают радость, когда до людей доходит простая истина: необходимо научиться разграничивать различные по стилистической окраске лексические пласты, правильно выбирать языковые средства, адекватные конкретной ситуации общения, учитывать при этом «фактор адресата», для чего необходимо не только знать нормы литературного языка, но и развивать живую речь.
Изучая причины употребления сленга современной молодежи, мы пришли к выводу, что основными из них являются:
В результате исследования мы пришли к следующим выводам: в своем речевом поведении подросток, как и любой другой человек, вынужден приспосабливаться к разным групповым требованиям, поэтому его речевая культура отражает различные характеристики его языковой личности.
Источники
1. Борисова Е.Г. О некоторых закономерностях современного молодежного жаргона. РЯШ.- 1981.- №3. (Дата обращения: 13.01.2023)
2. Грачёв М.А. Арготизмы в молодежном жаргоне. РЯШ. 1996 №1.(Дата обращения: 16.01.2023)
3. Грачёв М.А. Новое в молодежном жаргоне. РЯШ.2005 № 5. (Дата обращения: 18.01.2023)
4. Крысин Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка.- М: Наука, 1989. (Дата обращения: 22.01.2023)
5. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.( Дата обращения: 25.01.2023)
6. Скворцов Л.И. Что угрожает литературному языку? (Размышления о состоянии современной речи) РЯШ.- 1994.- №5. ( Дата обращения: 26.01.2023)
7. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет.// РЯШ.- 1993.- №5. ( Дата обращения: 28.01.2023)
Вопросы анкеты:
1. Знаешь ли ты слова молодежного сленга? (да, нет)
2. Употребляете ли вы в своей речи жаргонные слова, сленг? (да, нет )
Приведите примеры: ______________
3. Почему вы используете нелитературную речь?
а) так говорят все, и я буду;
б) так легче общаться;
в) помогает лучше выразить свои мыcли;
г) мне всё равно, как я говорю;
д) делают речь понятной для друзей и непонятной для взрослых;
е) считаю, что это модно и современно;
ж) помогает самоутвердиться
з) другое
4. Могли бы вы обойтись без жаргонных слов и выражений?
а) Да.
б) Нет.
в) Не думал об этом.
5. Считаете ли вы, что сленг засоряет, разрушает нашу речь? (да, нет)
6. Что ты читаешь?
А) ничего
Б) Только произведения из школьной программы
В) Произведения из школьной программы и интересные мне книги
9 Употребляешь ли ты нецензурные слова?
А) редко
Б) Никогда
В) Часто
10. Поправляют ли учителя Вашу речь?
А) Да.
Б) Учителя не обращают внимания на мою речь.
В) Не всегда, но все же делают замечания.
Ручей и камень
Весёлая кукушка
Рисуем тыкву
Ветер и Солнце
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца