У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия - лишение беззаботного детства. Горькое сиротство, разрушенные дома, вражеские лагеря, угон в германское рабство, бесправное голодное существование на оккупированных территориях - вот что стало уделом сотен тысяч детей. Насколько трагично потерянное детство, детство, лишенное радости и смеха, наполненное страданиями, голодом, смертями самых близких людей мы попытались отразить в своей работе.
Вложение | Размер |
---|---|
stefanovskie_chteniya_burtseva_e.f_is._r_-_1.docx | 280.67 КБ |
XVIIМЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЕ
МАЛЫЕ СТЕФАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
ДЕТИ ВОЙНЫ: БУРЦЕВА ЕВДОКИЯ ФЁДОРОВНА И ЕЁ СУДЬБА
Исследовательская работа
Выполнена обучающейся 11 класса муниципального образовательного учреждения «Шипицынская средняя общеобразовательная школа» Котласского муниципального района Казанцевой Дарьей Александровной |
Научный руководитель: учительхимии Гриханина Елена Геннадьевна, учитель русского языка и литературы Казанцева Светлана Павловна |
г.Котлас,2022
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА I ДЕТИ ВОЙНЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 4
1.1 Трудности военного времени 4
1.3 Население в первые месяцы войны 5
1.4 Советская школа в годы войны 5
ГЛАВА II СУДЬБА БУРЦЕВОЙ ЕВДОКИИ ФЕДОРОВНЫ 7
ГЛАВА III ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 10
Приложение 1 Результаты анкетирования 13
Приложение 2 Из личного архива Бурцевой Е.Ф. 15
Великая Отечественная война забрала жизни миллионов людей. 22-го июня 1941 года пошел отсчет четырем годам нечеловеческих усилий, в течение которых будущее каждого из нас висело практически на волоске.
На защиту Родины встал весь народ, от мала до велика. Мы не должны забывать, какой ценой была достигнута наша победа, какой ценой был сохранен мир. Также мы должны помнить имена и подвиги наших сверстников -маленьких героев большой войны.Воспоминания участников войны, порой невольных участников –детей, сейчас являются для нас чрезвычайно важными.
Для каждого нормального человека кажется совершенно естественным отвращение к любому насилию, войне. Больше всего ужасно, когда мишенью зла становятся дети, самые чистые существа на земле. Тема детей на войне вызывает однозначное чувство – острую душевную боль.
У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия - лишение беззаботного детства. Горькое сиротство, разрушенные дома, вражеские лагеря, угон в германское рабство, бесправное голодное существование на оккупированных территориях - вот что стало уделом сотен тысяч детей. Насколько трагично потерянное детство, детство, лишенное радости и смеха, наполненное страданиями, голодом, смертями самых близких людей мы попытались отразить в своей работе.
Тема военного детства всегда останется актуальной, и мы, молодое поколение, должны помнить о наших предках, уважать их и никогда не забывать, через какие испытания они прошли, делая все для защиты нашей Родины.
Проблема исследования: Война – это страшное зло, искалечившее не только жизни взрослых людей, но и лишившее детства самую юную часть населения нашей страны.
Цель: выяснить, в чем заключалась деятельность Бурцевой Е.Ф. в период Великой Отечественной войны.
Методы:теоретический, беседа, интервьюирование, анкетирование.
Задачи:
1.Изучить литературные источники о детстве в годы войны;
2. Беседа с Бурцевой Е.Ф.;
3. Провести анкетирование школьников 10 класса МОУ «Шипицынская СОШ»;
4. Проанализировать данные исследования.
Объект исследования: жизнь детей в годы Великой Отечественной войны.
Предмет исследования: детство Бурцевой Евдокии Федоровны в годы войны.
Война - тяжкое и страшное время, которое перечеркнуло судьбы многих людей. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют наших прабабушек и прадедушек, и сегодня их память цепко хранит события военных лет.
И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Многие дети хотели хоть как-то помочь Родине в трудный момент, поэтому они, не досыпая ночами, работали наравне со взрослыми. Восстанавливали разрушенное хозяйство, убирали урожай, рыли окопы. Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сестрам.
Тогда невыносимо трудно было всем. Но особенно страдали дети. Страдали от голода и холода, от невозможности вернуться в детство. Многие из них в раннем возрасте потеряли семью и остались сиротами. Мальчишки и девчонки на своих неокрепших плечах вынесли все трудности войны, выстояли, отдали свои жизни ради победы.
В то время трудно было найти семью, которую война обошла стороной. Каждая семья провожала на войну своих родственников, и большим горем для них было, когда с фронта приходила похоронка ...
О Великой Отечественной войне написано много: это и воспоминания фронтовиков, литературные произведения, и статистические данные. Созданы прекрасные художественные и документальные фильмы. Но ничто не может сравниться с подлинными воспоминаниями очевидцев тех далеких событий, когда и голос срывается и слезы на глазах.
О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы. В разном возрасте мои земляки встретили и переживали войну [3].
У детей войны разные судьбы. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти.
При слове «война» нам представляются смерть и разрушения. Перед страшным ликом войны все равны.
Но детям было хуже, чем взрослым. Война изменила их судьбы, разрушила светлые мечты, сделала короткими жизни многих мальчишек и девчонок. Дети особенно страдали в той войне. Страдали от холода и голода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбежек и страшной тишины сиротства.
В свои 8-12 лет многие совершали подвиги наравне со взрослыми. Не детская это доля! Скитаться по лесам и поселкам, видеть врагов не в кино, а живыми, смотреть смерти в лицо, брать в руки оружие и стрелять, мстить за родителей, братьев и сестер. Но так было!Война обрушилась на детей также, как на взрослых, - голодом, холодом, разлуками. Но и в эти годы дети были первой заботой народа. Выживут они – выживет страна, её история, идеалы, будущее.
В годы битв наша страна делала всё, чтобы уберечь детей от страданий. Но порой эти усилия оказывались тщетными. И когда дети беспощадной волею войны оказывались в пекле страданий и невзгод, они вели себя как герои, осилили, вынесли то,чтои взрослому преодолеть не всегда под силу. Они выдержали войну и победили вместе совзрослыми [3].
1.3 Население в первые месяцы войны
Мужчины уходили на фронт, чтобы защитить женщин, стариков и детей. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами.И ни на миг не дрогнули юные сердца!Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.Пришедшие фашисты забирали у местного населения подушки, одеяла, одежду, и все отправляли в Германию. Отняли домашний скот, продукты питания. Враг шел к Москве, и жителей деревни: женщин и детей, погнали впереди для того, чтобы прикрыться ими, словно живым щитом [4].
1.4 Советская школа в годы войны
Несмотря на то, что в стране шла война, забота о детях, их воспитании и обучении оставалась одной из главных задач. Многие учителя отправлялись на фронт, и поэтому окончившим школу подросткам предлагали работать учителями. Были учителя и из числа эвакуированных. При всех тяготах военных лет дети стремились к знаниям, заботились и помогали друг другу.
Учебный год начинался с 1 октября, когда заканчивались сельскохозяйственные работы. В школах было холодно, дрова заготавливались учениками и учителями.В отсутствии бумаги писали между строк старых книг и газет. В качестве чернил использовали сажу и свеклу. Помещение освещали лучинами, иногда керосиновыми лампами.Кроме школьных предметов, девочки изучали комбайны и медицинское дело, мальчики - трактора. Случалось, что дети в школе падали в голодный обморок.
Шел строгий учет посещаемости детей, старались сразу же выяснить причину пропусков занятий. Многие дети бросали учебу по причине нехватки обуви на всех членов семьи. Женщины военного времени ни при каких обстоятельствах не расставались с детьми, хотя им предлагали на некоторое время поместить их в детский дом.
Школьники помогали колхозам, подсобным хозяйствам, предприятиям [5].Летом и осенью в обязанности сельских школьников, начиная с самых младших возрастов, входили прополка посевов, сеноуборка, теребление льна и гороха, жатва, вывоз навоза, боронование, посадка и сбор картошки, сбор золы, лекарственных трав, колосьев, уход за лошадьми, пастушество и многое другое.Также в школах действовали тимуровские команды, отряды и звенья по шефству над госпиталями, эвакуированными детьми.
Таким образом, шла оборонная и агротехническая подготовка школьников-старшеклассников.
О трудовой доблести тыла нам рассказывают книги, фотографии из семейных альбомов, предающиеся из поколения в поколение и, конечно же, живые свидетели и участники событий тех лет. Среди нас ещё живут те, кто помнит трагический период Великой Отечественной войны. Война навсегда осталась в воспоминаниях этих людей.
Живет в поселке Шипицыно удивительный человек-Бурцева Евдокия Фёдоровна. Много лет проработала Евдокия Федоровна в нашей школе учителем математики. (Приложение 2, рис.2) Всегда доброжелательная, она давала прочные знания по своим предметам.Её имя известно каждому жителю Шипицыно. Эта трудолюбивая и оптимистичная женщина испытала в своей жизни много трудностей, одна из которых-война. Встретившись с ней, я узнала о том, в каких условиях жили дети в годы суровых испытаний, какие трудности они пережили.
Бурцева Евдокия Фёдоровна (Приложение 2, рис. 1), в девичестве Попова, родилась 2 октября 1933 года в деревне ЯгрышНюксенского района Вологодской области. Когда началась война, Евдокия Федоровна пошла во 2-й класс в деревне ЯгрышНюксенского района Вологодской области. На тот момент ей исполнилось 9 лет. В большой и дружной семье она была шестым ребёнком. Из беседы с Евдокией Фёдоровной я узнала, что четверо из её семьи ушли на фронт: сестра Татьяна с мужем Михаилом, брат Николай и отец Фёдор Андриянович Попов [2].«Хорошо помню, как отправляли женщины своих мужей на войну или на оборонные работы. Слез было – река! Ну и мы, маленькие, тоже плакали. Из нашей семьи на войне было четверо. Старшая сестра Татьяна с мужем Михаилом добровольно ушли на фронт. Сестра имела специальность фельдшера, детей у них не было, только поженились. Михаила на войне убили, а она вернулась раненой. За них нам платили 400 рублей в месяц – так называемый аттестат», - вспоминала Евдокия Федоровна [1].
По словам Евдокии Федоровны молодые люди от 18 лет почти все были на войне. В деревне осталисьженщины, старики и дети. Все жили под главным девизом: «Все для фронта, все для победы!» Это был главный лозунг Родины. Все работали как следует, помогали фронту. Не могла забыть Евдокия Федоровна, как работала в колхозе «Доброволец», начиная с конца мая – начала июня. «Возили, по воспоминаниям Е.Ф. Бурцевой, навоз на поля, сажали картофель, пропалывали поля в июле месяце, сенокосили.В конце лета, в августе рвали лен,бруснили его, расстилали на пожнях. В сентябре лен снимали, связывали в снопы и женщины увозили на льнокомбинат за 40 км от дома. Вечерами пряли лен как женщины, так и дети. Потом ткали тонкий материал. Из него шили нижнее бельё, мужское и женское, простыни. Жили небогато, но дружно. Шили рукавицы, портянки (на ноги). Убирали овощи: картофель, морковь и капусту. Старшие ребята убирали зерновые культуры: рожь, овес, пшеницу. Женщины молотили зерно, веяли, получали семена. Из семян льна делали льняное масло, очень вкусное». Такие тяжёлые испытания преодолевали дети в годы войны. Кто-то защищал Родину с оружием в руках, а кто-то трудился в тылу, обеспечивая фронт всем необходимым.
До сих пор помнит Евдокия Федоровна, как в 1944 году пережили голод. Причиной стал сильный заморозок, случившийся летом. Им убило все овощи и зерновые культуры. Наступил голод, так как весь урожай погиб. Питались травой: клевером, гороховиной, лебедой, крапивой, борщевиком, ели гнилой старый картофель. Женщины и старики недоедали, голодали дети. К счастью, в семье Евдокии Федоровны была корова. Приходилось делиться молоком с соседями. 300 литров молока в год нужно было отдать государству в качестве налога. Кто – то держал коз, что давало возможность выжить в условиях голода. Хлеб давали по карточкам: взрослым – 500 грамм, детям – 300 грамм[1]. Ходить приходилось, в основном, в лаптях весной, летом и осенью. Зимой валенки выдавались для двоих, носили их попеременно. И так было и в 1941, и в 1945, и в 1946 году [1].
Несмотря на военные годы, дети учились в школе. Помещение школы находилось в большой двухэтажной заброшенной церкви. Отопление было печное, дрова заготавливали в лесу, рубили тонкие березки. Ребята по насту носили их к школе, хорошо, что лес был рядом. На каждого была установлена норма: заготовить 1 кубический метр. Зимы в то время были холодные: -30, -40 градусов. Занятия в школе никогда не отменялись, так как не было передач и радио. Писали перьевыми ручками, чернила делали из сажи. Тетради были только для контрольных работ, а домашние работы делали на старых книжках и газетах. Хотя и не хватало учебников, но готовились к каждому уроку. Иногда домашнее задание готовили при свете керосиновых ламп, жгли лучину.Очень серьёзно все дети относились к урокам военного дела, учились преодолевать препятствия и невзгоды. Раз в неделю проводили урок внеклассного чтения. Каждый из учеников готовил рассказ или стихотворение о войне, о работе советских людей в тылу и на фронтах. Почти ежедневно проводили политинформацию, рассказывали о войне, о боевых действиях, о взятии городов, о работе советских людей в тылу, о героизме людей на фронтах.Как вспоминает Евдокия Федоровна: «Нам рассказывали о параде на Красной площади 7 ноября 1941 года, когда враг был у ворот столицы. Мы знали о блокаде Ленинграда, о героях Брестской крепости, о битве под Сталинградом». Знали и о подвигах Гастелло, Александра Матросова, Зои Космодемьянской. Читали все газеты, которые приносил почтальон, так как почта была за 8 километров от деревни. Радио не было, все жители ждали почтальона. Учителями работали эвакуированные люди с образованием. Эвакуированных женщин и детей было много. Жили с ними дружно и помогали, чем могли [1].
В своих воспоминаниях Евдокия Федоровна отметила, что «война закалила детей, и они через всю жизнь смогли достойно пронести истинные человеческие качества: любовь к труду, любовь к своим близким и родным».
После окончания 7 класса в 1947 году Евдокия Федоровна поступила в Великоустюгский сельскохозяйственный техникум на агронома. Но так как свидетельства о рождении не было, пришлось его бросить и уйти домой за 100 километров от Великого Устюга. «Шла 2 дня по 50 километров в день. Потом решила пойти учиться в 8,9,10 класс в селе Нюксеница. В 1951 окончила 10 класс и в том же году поступила в Великоустюгский учительский институт. Домой ходила на каникулы и большие праздники пешком 100 километров (2 дня шла по 50 километров в день)Особенно трудно было ходить в морозные дни, когда мороз достигал -35, -40 градусов. Хорошо, что народ был добрый и пускали переночевать»- так рассказывала Евдокия Федоровна о послевоенном периоде своей биографии. В 1953 году закончилаВеликоустюгский учительский институт, получила специальность преподавателя физики и математики 5-7 классов [1]. Сейчас Евдокия Федоровна Бурцева является Почётным гражданином МО «Шипицынское», имеет многочисленные награды [1].Она вспоминает трудные военные годы со слезами на глазах.
Благодаря встрече с Евдокией Федоровной, я поняла, что война не смогла сломить подростков, наоборот, они стали сильнее, выносливее, мужественнее. Голод, смерть близких воспитали в детях войны силу духа и способность противостоять невзгодам.
Невольно задаешься вопросом: смогли ли мы, современные дети, выжить в таких условиях? Думаю, нет. Хочу, чтобы никто не знал такое страшное слово - «война».
ГЛАВА III ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Работая над этой темой, я очень хотела узнать, насколько хорошо знают мои одноклассники, как жили дети во время Великой Отечественной войны. С этой целью я провела опрос десятиклассников нашей школы. Хочу отметить, что вопросы, которые я предложила учащимся, их заинтересовали. В проведенном анкетировании приняло участие 19 человек. Школьникам было предложено ответить на 4 вопроса.
На вопрос «Были ли участники Великой Отечественной войны в вашей семье?» «Да» ответило 84 % обучающихся. (Приложение 1, рис.1)
95% респондентов знают, как жилось их сверстникам в годы Великой Отечественной войны. (Приложение 1, рис.2)
На вопрос «Чем, на ваш взгляд, питались люди во время Великой Отечественной войны?» школьники ответили:
всем, что было пригодно для пищи – 31%, хлебом – 21%, животными – 18%, кашей - 12%,растениями – 9%, водорослями – 6%, отрубями – 3%. (Приложение 1 рис.3)
На вопрос «Какую помощь оказывали дети во время войны?» десятиклассники ответили:
помогали в хозяйстве – 39%, работали на заводах – 30%, уходили на фронт – 22%, работали в колхозах – 9%. (Приложение 1, рис. 4)
В результате проведенной работы мы пришли к выводу, что десятиклассники имеют представление о том, как жилось детям в годы Великой Отечественной войны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет.
А. Твардовский
О минувшей войне можно говорить по-разному: скорбно и торжественно, с любо-пытством школьника и беспристрастием учёного. Но не стоит забывать, что война - это, прежде всего, искалеченное детство. Ни в одной войне так не страдали дети.В годы войны каждый ребенок совершил свой подвиг - несмотря на голод, холод и страх, дети продолжали учиться, помогали раненым в госпиталях, отправляли посылки на фронт, работали в полях, на заводах. Их жизнь может служить примером для современного молодого поколения.
Детям, которые видели войну своими глазами, пришлось невероятно быстро повзрослеть. Были забыты детские игры, шалости, развлечения. Какой смех и радость, когда ежедневно погибает большое число людей. При этом нет никакой вероятности того, что среди погибших не окажется твой отец, брат, старший товарищ. Все эти факты насильно заставляли детей понять всю серьезность положения, принять сам факт войны и стараться всеми силами выжить.
Знания о лишениях и страданиях наших бабушек и дедушек в годы войны, их героическом труде во имя Победы, дают нам возможность гордиться нашими предками, раскрывают многие черты характера, которые надо в себе вырабатывать уже в детстве: трудолюбие, ответственность, силу воли. Нам есть чему у них поучиться.
Часто, говоря о героизме советских солдат на фронте, о тружениках тыла, мы забываемо тех, кто приближал Победу – о детях. В данной работе была собрана информация о вкладе детей в Победу в Великой Отечественной войне. С этой целью была собрана и проанализирована литература по данной теме, взято интервью у Е.Ф. Бурцевой. В ходе работы был оценен ее личный вклад в приближение Победы.
Работа имеет практическую значимость: данный материал можно использовать на уроках истории, на классных часах, родительских собраниях.
Нам бы хотелось выразить слова искренней благодарности и глубокой признательности всем тем, кто воевал и трудился в годы Великой Отечественной войны во имя нашей Великой Победы над врагом.
Приложение 1
Результаты анкетирования
Рис.1 Были ли участники Великой Отечественной войны в вашей семье?
Рис.2Как вы считаете, нужно ли современным детям знать, как жилось их сверстникам в годы Великой Отечественной войны?
Рис.3 Чем, на ваш взгляд, питались люди во время Великой Отечественной войны?
Рис. 4Какую помощь оказывали дети во время войны?
Приложение 2
Из личного архива Бурцевой Е.Ф.
Рис.1Бурцева Евдокия Федоровна
Рис.2 Бурцева Е.Ф с учениками
Приложение 3
Награды
5 октября 1963 года награждена Почетной грамотой Котласского РК КПСС и райисполкома.
В 1970 году награждена юбилейной медалью «За доблестный труд.
В 1972 году награждена Почетной грамотой Котласского РОНО и РК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений за успешную работу по обучению и воспитанию детей и в связи с Днем учителя.
В 1975 году награждена знаком «Победитель социалистического соревнования 1974 года» и именными часами.
1975 годунаграждена Почетной грамотой за высокое профессиональное мастерство и активное участие в общественной жизни поселка Шипицыно.
В 1978 году награждена Почетной грамотой за достижение высоких показателей в труде и успешное выполнение социалистических обязательств.
В 1981 году награждена Почетной грамотой за достигнутые успехи в постановке
учебно-воспитательной работы в школе.
В 1984 году награждена Почетной грамотой ОблОНО за успешную работу по обучению и коммунистическому воспитанию учащихся,медалью «Ветеран труда».
Какая бывает зима
Горячо - холодно
Сказка про Серого Зайку
Рисуем кактусы акварелью
Цветение вишни в лунную ночь