Исследовательская работа "Математика в жизни человека"
Вложение | Размер |
---|---|
koloskova_e.docx | 168.42 КБ |
Научно- исследовательская работа
по математике
Математика в жизни человека
Колоскова Елизавета Евгеньевна
Научный руководитель Чекоева Александра Владимировна
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Колосковская средняя общеобразовательная школа»
Валуйского района Белгородской области
Оглавление
1.Аннотация………………………………………………………………3стр.
2.Введение………………………………………………………………. 4 стр.
3.Роль математики в жизни …………………………………………… 4 стр.
4. Практическая часть ………………………………………………….. 5 стр.
4.1. Виды деятельности повседневной жизни………………………… 5 стр.
4.2. Результаты наблюдения …………………………………………… 5 стр.
5. Анализ анкетирования учащихся школы…………………………… 8 стр.
6. Заключение …………………………………………………………… 9 стр.
7. Список использованной литературы…………………………………10стр.
8. Приложение……………………………………………….....................11 стр.
1. Аннотация
Данная исследовательская работа призвана ответить на вопросы необходимости математики в жизни человека, не связанного с наукой. Для исследования я рассмотрела свою жизнь, профессии членов моей семьи с точки зрения математики , провела опросы в школе.
Актуальность темы: Математика в жизни каждого человека играет важнейшую роль. Это не только арифметические задачки, но и особый язык, который учит думать и рассуждать. Она является основным предметом изучения в школе.
Гипотеза: ежедневно, независимо от профессии, каждый человек сталкивается с математикой
Предмет исследования: математика.
Объект исследования: моя жизнь.
Цель: доказать присутствие математики во всех видах деятельности любого человека и сделать вывод , что владение предметом облегчает жизнь.
Задачи:
-выяснить, в каких областях жизни и деятельности присутствует математика;
-на примере моей жизни и жизни членов моей семьи доказать вездесущность математики;
-ответить на вопрос: “Возможно ли прожить жизнь, не используя математику?”
Методы исследования: анкетирование, опрос, беседа, сбор информации из различных источников(книги, “всемирная паутина”)
2.Введение
Зачем заниматься физкультурой? Ответ прост - для физического здоровья и красоты.
Зачем изучать математику? Ответ на этот вопрос кажется менее очевидным.
Математика - это гимнастика для ума. Хотим мы этого или нет, но процесс обучения укрепляет качества, которые влияют на наш образ мышления.
Так же как физические упражнения делают наше тело более подвижным, увеличивают силу и тренируют выносливость, математика тренирует ум.
Математика развивает интеллект.
Это отражается в нашей способности рассуждать, формулировать мысли и замечать взаимосвязи. И что самое интересное, эти знания могут (и должны!) применяться не только в школах, но и в нестандартных ситуациях. Выбрать самую выгодную банковскую карту, рассчитать литры краски для ремонта или составить карту сокровищ, чтобы не забыть, где они спрятаны.
Математика является универсальным международным языком, на котором говорят почти все люди на планете. Эти знания пригодятся в любой стране и могут стать предметом интересных разговоров.
Математика формирует характер
Одних знаний недостаточно для правильного решения математических задач. Нам необходимы такие качества характера, как внимание, терпение, последовательность, аккуратность и точность. Чем регулярнее мы практикуем, тем сильнее становятся эти черты. И еще один бонус: эти качества можно применять не только на школьных уроках, но и в других сферах жизни.
Математика тренирует память.
Ученые из Стэнфордского университета в США изучали, как люди решают математические задачи, и показали, что взрослые могут использовать свою память, чтобы "получать" ответы из памяти на основе прошлого опыта.
Почему учителя настаивают на регулярном посещении уроков? Дело не в том, что они вредны, а в том, что при решении математических задач мы "получаем" ответы из памяти, основываясь на прошлом опыте. И чтобы интегрировать этот опыт, нам необходимо повторить материал и тренинг для решения примера.
На нашем первом уроке математики в пятом классе нам задали вопрос: «Есть ли область человеческой жизни, в которой нет математики?»
Вопрос казался нелепым. Мы стали давать огромное количество ответов. Однако учитель постоянно бросал им вызов.
Например, мы с удивлением узнали, что в поэзии есть математика (размер стихотворения), но откуда математика взялась в музыке?!"(такты). Стоит посмотреть вокруг и увидеть цифры вокруг себя (стол - прямоугольник, солнце - круг) и т.д. Все самое прекрасное, созданное природой и человеком, подчиняется правилам "золотой середины" (великие картины, статуи, здания, листья на деревьях и т.д.). К сожалению, мне пока трудно это объяснить. Поймите, что речь идет о пропорциях!
3. Роль математики в жизни
Мне не нужна математика! Это я довольно часто слышу от учащихся нашей школы.
Даже некоторые родители, утверждают, будто это совсем не важный предмет, они не знают математику, и их дети тоже прекрасно обойдутся. Будто есть много профессий, где знание математики не нужно. Иногда я позволяю себе вежливо заметить, что хотя бы в магазин они ходят (как рассчитать возможность покупки? проверить сдачу?).
Мне кажется, все взрослые знают таблицу умножения, различают квадрат и овал. А это уже математика. Человеку необходимо уметь определять время, оплачивать счета, рассчитывать количество кирпичей для постройки дома и опять рассчитать стоимость своих покупок. Таких примеров можно привести очень много.
Ещё особенно хочу отметить, что математика вырабатывает логическое мышление. Последнее время, наблюдая разные явления, часто задаю себе вопрос: ”Как это может объяснить наука?” Решение логических, занимательных задач, задач с подвохом доставляет особенное удовольствие. Можно сказать, математика способствует общему развитию человека, выполнение сложных заданий формирует характер, знание законов ”Золотого сечения”, например, помогает видеть красоту окружающего мира.
В доказательство своей гипотезы я решила проанализировать свою жизнь и жизнь моей семьи. Настолько ли математика присутствует в жизни на самом деле?
4. Практическая часть
4.1 .Виды деятельности в моей жизни, где я столкнулась с математикой.
Наблюдение и фиксирование результатов длилось 30 дней. Я обращала внимание на появление каждой цифры, любого знака действия, слова “больше” и “меньше”. Я не сомневалась в своей гипотезе. Но удивилась количеству пунктов.
4.2. Результаты моего наблюдения.
Ситуации, когда столкнулась с математикой:
1. Поход в магазин.
Мама попросила сходить в магазин за покупками. В списке значились: 2 булки хлеба по 32 рубля,1 килограмм огурцов по 140 рублей, пакет майонеза за 78 рублей. Ещё нужно было купить стиральный порошок за 320 рублей. Мама дала мне 650 рублей, сказав, что на сдачу могу купить мороженое. Я посчитала и поняла, что могу полакомиться мороженым за 48 рублей. (Возможно, чуть больше или чуть меньше, т.к. огурцы продаются на вес).
2. Осмотр врача.
Моей бабушке было прописано лекарство, которое нужно пить по 0,5 г. 3 раза в день в течение 8 дней. В одной упаковке 8 таблеток лекарства по 0,25 г. Но она не знала сколько упаковок необходимо купить на весь курс лечения?
Я произвела необходимые расчеты и получила ответ: 6 упаковок
1) В день = 0.5 * 3 = 1.5 грамм
2) 8 дней = 1.5 * 8 = 12 грамм.
3) 1 упаковка = 8 * 0.25 = 2 грамма.
4) 12 / 2 = 6 упаковок.
Т.к. одна таблетка 0,25 г., значит бабушка должна принимать лекарство по 2 таблетки 3 раза в день. Для того, чтобы моя бабушка поскорее выздоровела, я контролировала прием препарата строго по времени.
3. Строительство гаража
В этом году мой папа построил новый гараж для автомобиля.
Меня тоже очень это заинтересовало. Сначала мы определились с размерами, затем сделали чертеж гаража. В ближайшем магазине стройматериалов «У дяди Васи» мы узнали цены на пеноблок, цемент и щебень.
Для строительства гаража можно было использовать один из двух типов фундамента: бетонный или фундамент из пеноблоков. Для фундамента из пеноблоков необходимо 5 м3 пеноблоков и 2 мешка цемента. Для бетонного фундамента необходимы 4 т щебня и 40 мешков цемента. 1 м3 пеноблоков стоит 2400 руб., щебень стоит 640 руб. за 1 тонну, а мешок цемента стоит 240 руб.
Я помогла родителям посчитать расходы на стройматериалы и мы выбрали более дешевый вариант.
для пеноблока 5*2400+2*240=12000+480=12480 (р.)
для бетонного 4*640+40*240=3840+9600=13440 (р.)
4. Заправка машины бензином
На выходных мы поехали на рынок. Он находится в 15 километрах от нашего села. На обратном пути мы заехали на заправку. Компьютер в машине показывал остаток 9л бензина. Решили залить полный бак, его объём 35 литров.
Папа любит задавать мне разные задачки. Я должна была посчитать, на какую сумму мы заправимся. Сначала я посчитала, сколько надо залить бензина:35-9=26 литров. Потом для определения стоимости цену умножила на количество литров:42 р70к x 26=1110 р20к.
Вторая задача от папы была сложнее. Если мы сегодня съездим в гости к родственникам, проживающим в 92 км от нас, сколько литров бензина останется в баке? Для расчета нужно знать о расходе бензина на километр. Наша машина расходует примерно 6 литров на 100 км. Сначала нужно вычислить длину всего пути. К 15 км сейчас до дома прибавить дорогу в гости и обратно:15+92+92=199км. Если на 100 км расход топлива 6 л, то на 199 км примерно равно12л. Осталось из объёма полного бака 35л вычесть 12л. Остаток составил бы примерно 23л .
5. Приготовление пищи.
Тут и пропорции, и масса продуктов! Я уже несколько лет помогаю маме в готовке.
Я решила приготовить салат из огурцов, помидоров и редиски. Вся масса салата должна составить 400 г. Сколько нужно положить помидоров, если масса огурцов составляет 150 г., а масса редиски в 2 раза меньше массы огурцов?
Решить простейшую задачку мне не составило большого труда! Произведя расчеты, получила, что редиски я должна взять 75 г., помидоров 175 г. и огурцов 150 г.
Овощи необходимо было взвесить с помощью кухонных весов.
Но чтобы правильно взвесить овощи, надо знать цену деления измерительного прибора. Здесь мне пригодились знания по теме «Шкала», которую мы недавно изучали на уроке математики.
6. Расчеты за коммунальные услуги.
Каждый месяц мы оплачиваем коммунальные услуги. Я понимаю, как рассчитываются платежи. Расчет наших квитанций мама доверяет мне. (Конечно, проверяет за мной.)
7. Кредиты в банке.
Недавно наша семья расплатилась за кредит. Пока я понимаю этот вопрос только в общих чертах. Наверное, поэтому у многих проблемы с кредитами. Совершенно точно, что в этой области необходимо твёрдое знание математики.
8. Скидки .
Целый день по телевизору идёт реклама, кричащая о скидках. Иногда мне интересно посчитать предполагаемую выгоду. Например, новый ноутбук стоит 45000рублей. Если на него будет действовать скидка 20%, можно сэкономить: 45000/100 * 20=9000 р! И ноутбук обойдётся покупателю всего в :45000-9000=36000р
Семейный бюджет.
Затем мама понимает, какой остаток денег мы можем потратить на дополнительные расходы.
5. Анализ анкетирования учащихся нашей школы.
Я провела опрос среди учащихся 5-7 классов нашей школы.
. (анкета – см. приложение №1)
А какое мнение у них?
Итак, на вопрос “Нужна ли математика?” ответы меня очень удивили.
”Нет”,-ответили 9 человек (это 27%).
”Не знаю”,-ответили 2(6%).
”Да,”-сказали 19 учащихся(67%).
Диаграмма №1
На вопрос «Зачем нужна математика?» большинство учащихся ответили, что математика нужна в работе - 22 уч. ( 73%)
Математика нужна в жизни, чтобы «деньги считать» - 5 уч. ( 17%)
И лишь небольшое количество ребят ответили, что математика всё-таки нужна в учёбе-
3 чел. (10%)
Диаграмма 2
Вот что получилось:
Вопросы. | Учащиеся школы |
1.Нужна ли математика? | |
А)да | 67% |
Б)нет | 27% |
В)не знаю | 6% |
2.Зачем нужна математика? | |
А) В работе | 73% |
Б) В жизни | 17% |
В) В учебе | 10% |
Я опросила в школе 30 учащихся.
По результатам опроса я сделала следующие выводы:
-большинство детей считает знание математики необходимым;
-мои сверстники понимают, что владение математикой поможет в быту, в будущем при поступлении в ВУЗ и устройстве на работу;
-все без исключения дети и взрослые применяют математику ежедневно;
-в нашем классе на “отлично” по математике учусь я, четверо одноклассников -на “хорошо” и “отлично”. Остальные, к сожалению, особого интереса не проявляют.
6. Заключение
Невозможно представить современную жизнь без математики. Если недостаточно хорошо буду разбираться в этой науке, я буду испытывать сложности при решении даже самых простых бытовых задач, окажусь в зависимости от окружающих людей, различных гаджетов. Знание математики является ключевым, и, следовательно, необходимым.
Математика присутствует везде, она помогает мне в жизни, объясняет многие явления и процессы. Занятия математикой развивают логическое, критическое мышление. Человек, познавший математику, сможет понять и все остальные науки.
Мои наблюдения и анализ подтвердили заявленную гипотезу. Независимо от профессии человек пользуется этой величайшей наукой каждый день.
Вывод: Математика встречается и используется в повседневной жизни, следовательно, определенные математические навыки нужны каждому человеку. И школьники, и студенты должны все-таки почувствовать важность математики и относиться к ней с большим интересом, увлечением и пониманием необходимости математических знаний, как для будущей своей деятельности, так и для жизни человеческого общества в целом.
7. Список использованной литературы
1.К.А.Рыбников «Профессия – математик» (о профессиях, производстве и людях труда), Москва, «Просвещение», 1989г.
2.Энциклопедия для детей. Т.11. Математика/Глав. ред.М.Д. Аксёнова. – М.: Авантаж, 1998. - 688 с.
3. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика / Авт. - сост. А.П. Савин и др. - М.: АСТ, 2007. - 480с.
4. Энциклопедический словарь юного математика / Сост. А. П.Савин.- .:Педагогика,2013.
5.Интернет-ресурсы:
"http://www.uvlekat-matem.narod.ru/doc2.html"uvlekatHYPERLINK "http://www.uvlekat-matem.narod.ru/doc2.html"-HYPERLINK "http://www.uvlekat-matem.narod.ru/doc2.html"matemHYPERLINK "http://www.uvlekat-matem.narod.ru/doc2.html".HYPERLINK "http://www.uvlekat-matem.narod.ru/doc2.html"narodHYPERLINK "http://www.uvlekat-matem.narod.ru/doc2.html".HYPERLINK "http://www.uvlekat-matem.narod.ru/doc2.html"ruHYPERLINK "http://www.uvlekat-matem.narod.ru/doc2.html"/HYPERLINK "http://www.uvlekat-matem.narod.ru/doc2.html"docHYPERLINK "http://www.uvlekat-matem.narod.ru/doc2.html"2.HYPERLINK "http://www.uvlekat-matem.narod.ru/doc2.html"html
http://www.sgau.ru/
http://www.irbis-edu.ru:8001/
http://www.seun.ru/
8. Приложение
Приложение 1
Анкета
A)Нравится предмет
B)Заставляют родители
C)Потому что преподают в школе
D)Иное_______________________
A)Да
B)Нет
C)Не знаю
_________________________________
_________________________________
A)Каждый день
B)Два раза в неделю
C)Реже чем два раза в неделю
___________________________________
Развешиваем детские рисунки дома
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Смекалка против Змея-Горыныча
Как нарисовать небо акварелью
Снежная сказка