Технологии – это невероятный инструмент, обладающей огромной силой, способный обогатить нашу жизнь. Но те вещи, которые они вытесняют, - время общения с семьёй, друзьями, учёба, физическая активность и сон – бесценны, а то что технологии приучают мозг ждать постоянно стимуляции, глубоко тревожит
Вложение | Размер |
---|---|
a._kryuchek_-_chelovek_i_ego_zdorove._vliyanie_gadzhetov_na_uspevaemost_shkolnikov.docx | 270.71 КБ |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 23 г. Таганрога
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Человек и его здоровье.
Влияние гаджетов на успеваемость школьников»
Выполнил:
Ученик 3 «В» класса
МОБУ СОШ № 23
Крючек Андрей
Руководитель:
Полковниченко
Елена Михайловна
Email:
Ростовская область, город Таганрог, 2022г.
Содержание
1. Цифровое здоровье ребенка – проблема современности 3
2. Влияние цифровой среды на обучение школьников 4
3. Цели и задачи исследования 5
4. Описание контрольной группы 6
5. Методика проведения исследования 6
6. Проведение исследования 6
7. Результаты исследования 7
8. Список литературы 10
Приложения 11
1. Цифровое здоровье ребёнка – проблема современности.
Смартфоны и планшеты прочно вошли в нашу жизнь. Цифровизация коснулась и детей. Родители не представляют своей жизни без гаджетов и стараются купить их своим детям, как можно раньше. Пойти в 1 класс ребёнку без сматфона – это пройти тяжкий путь насмешек и буллинга среди сверстников.
Многие учёные и врачи открыто говорят о вреде неограниченного использования смартфонов для взрослых и особенно для детей. Какие проблемы вызывает бесконтрольный доступ к высоким технологиям для ребёнка:
а) Подавляющее большинство родителей сами зависимы от гаджетов, поэтому не осознают проблему, которая стоит перед детьми.
б) Торможение развития мозга ребенка, отражающееся на его физическом здоровье. Ребёнок сидит неподвижно. При этом не идёт процесс развития мышц, скорее наоборот. Кости также становятся более хрупкими из-за постоянного отсутствия движения. Ребёнок не учится контролировать своё тело физически. В свою очередь, отсутствие физической активности приводит к тому, что некоторые участки мозга не развиваются. Следовательно, нейронные связи не образуются и со временем отмирают. Чем дольше идёт процесс «залипания» ребёнка в смартфоне, тем более необратимыми являются последствия.
в) Проблемы в развитии психического здоровья. Дети не умеют полноценно контролировать эмоции. Поэтому активная выработка дофамина заставляет «зависать» ребёнка в гаджетах на многие часы. При этом ребёнок или подросток забывают о качественном отдыхе, глядя в голубые экраны. Это делает их раздражительными и нервными. По статистики сон сократился на 25% после появления гаджетов. Голубые экраны мешают уснуть. Дети часто сидят до глубокой ночи, а утром идут в школу не отдохнувшими. Что сказывается на их обучении.
д) Цифровой аутизм. Из-за гаджетов ребенок не развивает зеркальные нейроны, что приводит к полной или частичной их потере. «Зависая» в гаджетах ребёнок не учится общаться с окружением. Скорее наоборот он теряет навыки коммуникации. В последствии ему трудно общаться как со взрослыми, так и с детьми. Ребёнок становится замкнутым и асоциальным. При этом смартфон, в котором все легко и просто всегда под рукой. А значит не нужно прикладывать усилия, чтобы научиться находить подход к людям.
Главная проблема о которой говорят исследования и статистические данные: всего 35% подростков лично общаются с друзьями вне школы и столько же разговаривают по телефону. А вот обмениваются сообщениями ежедневно – 63% детей, что почти в 2раза больше.
В возрасте 8-10 лет дети пользуются смартфонами по 7,5 часов в день. Дети в возрасте от 11 до 14 лет используют смартфоны до 11,5 часов в день.
Технологии – это невероятный инструмент, обладающей огромной силой, способный обогатить нашу жизнь. Но те вещи, которые они вытесняют, - время общения с семьёй, друзьями, учёба, физическая активность и сон – бесценны, а то что технологии приучают мозг ждать постоянно стимуляции, глубоко тревожит.
2. Влияние цифровой среды на обучение школьников
Исходя из выше сказанного, можно говорить о том, что дети бесконтрольно использующие гаджеты, не умеют полноценно отдыхать. Голубые экраны заставляют их часами смотреть в смартфоны, не чувствуя усталости. Организм же при этом постоянно изнашивается и полноценно не восстанавливается. Нервная система ребёнка находится в непрерывном напряжении. Значит усваивать школьный материал детям становится труднее.
Проводя, по 7-11 часов перед экранами, у школьников просто не остается времени на качественное выполнение уроков и общение со сверстниками и с семьёй. Давайте посчитаем режим дня при таком использовании технологий: в сутках 24 часа, из которых полноценный сон занимает 8-10 часов для детей. Берем среднее значение: 24-9=15 часов бодрствования у ребёнка в день. В школе ежедневно дети проводят 5-6 часов. Вычитаем это время 15-6=9 (ч.). Т.е. у ребенка свободных остается 9 часов, которые он должен тратить на ежедневные дела (гигиена, питание, игры, уроки и т.д.). Если ребёнок сидит перед экраном более 7 часов, то у него просто не остаётся времени на выполнение домашнего задания, на кружки и общение с друзьями и с семьёй. Ему даже мультики некогда будет посмотреть.
3. Цели и задачи исследования
В ходе проведения научно-исследовательской работы были поставлены следующие задачи:
– Проверить влияние времени, проведенное в гаджетах, на успеваемость школьников;
– Проверить как влияет уменьшение или увеличение времени использования гаджетов на успеваемость школьников.
Дополнительно было решено проверить:
– Проверить, как ограничение времени использования гаджетов и контроль за качественным отдыхом и сном повлияет на успеваемость учеников.
4. Описание контрольной группы исследования
Для проведения научно-исследовательской работы была выбрана контрольная группа на примере моей семьи. Дети, которые участвовали в эксперименте:
– Я, Крючек Андрей, ученик 3го класса школы №23. Мне 9 лет и я использую гаджеты.
– Моя сестра, Крючек Вероника, ученица 5го класса школы № 23. Веронике почти 11 лет и она также пользуется гаджетами.
5. Методика проведения исследования
Исследование является теоретическим. При исследовании родители использовали программу для контроля детских гаджетов. С помощью программы родители:
– Увеличивали и уменьшали количество времени, проведенное за смартфонами.
– Контролировали время включения и отключения гаджетов.
Чтобы дополнить исследования родители выполняли контроль за качественным сном, а также в определенные периоды отдавали контроль за сном детям.
Исследование проводилось с моего поступления в 1ый класс и по настоящее время.
6. Проведение исследования
Как только я поступил в 1ый класс мне купили кнопочный телефон, также было и у моей сестры Вероники. В это же время родители дали каждому из нас смартфон для использования дома. Условием использования было – переход во 2ой класс. То есть каждый из нас не мог пользоваться смартфоном на протяжении всего 1го класса.
При поступлении во 2ой класс родители ограничили время использования до 30 минут в день. А также ограничили доступ к интернету и ютубу. Мы могли тратить время на общение с друзьями, установленные игры, просмотр поделок на ютубе. Суммарно время не могло превышать 30 минут. По истечению времени телефон отключался и не позволял больше использовать интернет и игры.
Также родители установили ограничения по работе смартфонов. В 21.00 телефон выключался, даже если время не было полностью использовано. Включался телефон в 8.00. Самостоятельно включить телефон с 21 до 8 утра было невозможным.
Периодами родители увеличивали наше время до 1 часа в день. Или уменьшали до 15 минут. При худших результатах до 0 минут в день.
Контролирование времени отдыха. Также родители контролировали наш сон, отправляя спать в 21.00 по будням. Просыпались мы обычно в 7 утра. Также родители контролировали дневной отдых. При учебе в первую смену было условие лечь поспать или полежать после школы 1-2 часа. При учебе во вторую смену мы должны отдыхать с 11 до 12.30.
Иногда контроль сна был отдан нам, но, к сожалению, ненадолго.
7. Результаты исследования
Отдельно опишу результаты, полученные мной и моей сестрой.
Мои результаты, которых удалось достигнуть за время исследования:
– В 1ом классе я был одним из лучших учеников, несмотря на то, что нам не ставили оценки. Я хорошо усвоил программу и читал быстрее всех в классе.
– Во 2ом классе я также хорошо учился и стал отличником по итогам года. Были периоды, когда родители давали больше свободы в использовании гаджетов и самостоятельном контроле сна. В это время мои оценки и поведение снижались. Присутствие четверок увеличивалось Поэтому, контроль вновь был передан родителям и ситуация снова налаживалась.
– В 3ем классе я закончил четверть с двумя четверками, остальные пятерки. Результат связан с перестройкой обучения во вторую смену. А также родители предоставили контроль за дневным отдыхом мне. Сейчас я пытаюсь удержать контроль и доказать родителям, что я полностью понимаю ответственность использования гаджетов в своей жизни.
Результаты моей сестры Вероники:
– В 1ом классе она тоже была одной из лучших учениц и читала быстрее всех в классе.
– 2ой класс Вероника закончила с одной четверкой и остальными пятерками. Стала вторая ученица в классе.
– В 3ем и 4ом классе стала единственной отличницей.
– 1ую четверть 5го класса также закончила на отлично.
В моментах снижения наших оценок время использования смартфонов было увеличено, что подтверждает нашу гипотезу о том, что чем больше используем гаджеты, тем ниже внимательность и хуже усваивается школьный материал.
Влияние дополнительного условия – качественного отдыха на обучение. Обучение во 2ую смену было у моей сестры со 2го по 4ыцй класс. И у меня в этом году. Мы должны были отдыхать (спать или читать) перед учебой. Это позволило нам немного отдохнуть и набраться сил перед школой. Поэтому учиться нам стало легче и усвоение нового материала происходило быстрее.
Обучение в 1ую смену было у меня с 1го по 2ой класс. И у сестры в 1ом классе и сейчас, в 5ом. Обязательным условием было отдохнуть после школы. Были периоды, в которых дневного отдыха не было. Результаты показали, что после дневного отдыха мы в 2 раза быстрее выполняли домашнюю работу. Т.е. вместо 1-1,5 часов, делали уроки от 30 до 60 минут. Это помогало быстрее запоминать материал и оставлять больше времени на наше развлечение.
В итоге исследование подтвердило, что уменьшение времени, проведенного в гаджетах, положительно влияет на успеваемость при наличии качественного сна. При отсутствии качественного сна улучшения были не столь значимыми.
Увеличение же времени использования гаджетов отрицательно сказывалось на успеваемости, даже при наличии полноценного отдыха, как днем, так и ночью.
Результаты исследования могут быть применены моими одноклассниками или любыми другими детьми и родителями, желающими повысить успеваемость.
Список литературы
1. Уильям Стиксруд, Нед Джонсон «Самостоятельные дети. Как ослабить контроль и научить ребёнка управлять своей жизнь».
2. Андрей Курпатов «Счастливый ребёнок. Универсальные правила».
3. Дик Свааб «Наш креативный мозг. Как человек и мир творят друг друга».
4. Статья «Современные дети и гаджеты» https://umnazia.ru/blog/all-articles/sovremennye-deti-i-gadzhety.
5. Статья «Влияние цифровых технологий на здоровье детей» https://medi.ru/pp/2021/04/26930/.
6. Лекция Гордон Ньюфелда «Как растить детей в век цифровых технологий» https://soznatelno.ru/gordon-newfeld-kak-rastit-detey-v-vek-cifrovyh-tehnologiy/
Приложение 1
Табель успеваемости учащегося | ||||||
Организация: | МОБУ СОШ №23 г. Таганрог | |||||
Фамилия, имя учащегося: | Крючек Андрей | |||||
Период обучения: | 2021-2022 | |||||
Класс: | 2 В | |||||
№ п/п | Предмет/Группа | Подпериоды | Годовая оценка | |||
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | |||
1 | Изобразительное искусство / Весь класс | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
2 | Иностранный язык / 2-я группа 2 В класс (Вартанова) | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
3 | Литературное чтение / Весь класс | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
4 | Математика / Весь класс | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
5 | Музыка / Весь класс | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
6 | Окружающий мир / Весь класс | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
7 | Русский язык / Весь класс | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
8 | Технология / Весь класс | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
9 | Физическая культура / Весь класс | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 |
Статистика использования смартфона | |||||
Фамилия, имя учащегося: | Крючек Андрей | ||||
Период обучения: | 2021-2022 | ||||
Класс: | 2 В | ||||
№ п/п | Месяц | Среднее время (мин/день) | |||
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | ||
1 | Сентябрь | 28 |
|
|
|
2 | Октябрь | 23 |
|
|
|
3 | Ноябрь |
| 12 |
|
|
4 | Декабрь |
| 18 |
|
|
5 | Январь |
|
| 25 |
|
6 | Февраль |
|
| 25 |
|
7 | Март |
|
| 27 |
|
8 | Апрель |
|
|
| 22 |
9 | Май |
|
|
| 28 |
Приложение 2
Табель успеваемости учащегося | |||||
Организация: | МОБУ СОШ №23 г. Таганрог | ||||
Фамилия, имя учащегося: | Крючек Андрей | ||||
Период обучения: | 2022-2023 | ||||
Класс: | 3 В | ||||
№ п/п | Предмет/Группа | Подпериоды | |||
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | ||
1 | Изобразительное искусство / Весь класс | 5 |
|
|
|
2 | Иностранный язык / 2-я группа 3В класс (Вартанова) | 5 |
|
|
|
3 | Литературное чтение / Весь класс | 5 |
|
|
|
4 | Математика / Весь класс | 5 |
|
|
|
5 | Музыка / Весь класс | 5 |
|
|
|
6 | Окружающий мир / Весь класс | 4 |
|
|
|
7 | Родной язык / Весь класс | 5 |
|
|
|
8 | Русский язык / Весь класс | 5 |
|
|
|
9 | Технология / Весь класс | 5 |
|
|
|
10 | Физическая культура / Весь класс | 4 |
|
|
|
Статистика использования смартфона | |||||
Фамилия, имя учащегося: | Крючек Андрей | ||||
Период обучения: | 2021-2022 | ||||
Класс: | 3 В | ||||
№ п/п | Месяц | Среднее время (мин/день) | |||
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | ||
1 | Сентябрь | 28 |
|
|
|
2 | Октябрь | 23 |
|
|
|
3 | Ноябрь |
| - |
|
|
4 | Декабрь |
| - |
|
|
5 | Январь |
|
| - |
|
6 | Февраль |
|
| - |
|
7 | Март |
|
| - |
|
8 | Апрель |
|
|
| - |
9 | Май |
|
|
| - |
Приложение 3
Табель успеваемости учащегося | ||||||
Организация: | МОБУ СОШ №23 г. Таганрог | |||||
Фамилия, имя учащегося: | Крючек Вероника | |||||
Период обучения: | 2019-2020 | |||||
Класс: | 2 В | |||||
№ п/п | Предмет/Группа | Подпериоды | Годовая оценка | |||
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | |||
1 | Изобразительное искусство / Весь класс | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
2 | Иностранный язык / 1-я группа 2 В класс Гагарина 16 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
3 | Литературное чтение / Весь класс | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
4 | Математика / Весь класс | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 |
5 | Музыка / Весь класс | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
6 | Окружающий мир / Весь класс | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 |
7 | Русский язык / Весь класс | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 |
8 | Технология / Весь класс | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
9 | Физическая культура / Весь класс | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 |
Статистика использования смартфона | |||||
Фамилия, имя учащегося: | Крючек Вероника | ||||
Период обучения: | 2019-2020 | ||||
Класс: | 2 В | ||||
№ п/п | Месяц | Среднее время (мин/день) | |||
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | ||
1 | Сентябрь | 0 |
|
|
|
2 | Октябрь | 0 |
|
|
|
3 | Ноябрь |
| 20 |
|
|
4 | Декабрь |
| 23 |
|
|
5 | Январь |
|
| 28 |
|
6 | Февраль |
|
| 30 |
|
7 | Март |
|
| 29 |
|
8 | Апрель |
|
|
| 26 |
9 | Май |
|
|
| 24 |
Приложение 4
Табель успеваемости учащегося | ||||||
Организация: | МОБУ СОШ №23 г. Таганрог | |||||
Фамилия, имя учащегося: | Крючек Вероника | |||||
Период обучения: | 2020/2021 | |||||
Класс: | 3 В | |||||
№ п/п | Предмет/Группа | Подпериоды | Годовая оценка | |||
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | |||
1 | Изобразительное искусство / Весь класс | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
2 | Иностранный язык / 1-я группа 3 В класс Гагарина 16 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
3 | Литературное чтение / Весь класс | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
4 | Литературное чтение на родном языке / Весь класс |
|
| 5 | 5 | 5 |
5 | Математика / Весь класс | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
6 | Музыка / Весь класс | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
7 | Окружающий мир / Весь класс | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 |
8 | Родной язык / Весь класс | 5 | 4 |
|
| 5 |
9 | Русский язык / Весь класс | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 |
10 | Технология / Весь класс | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
11 | Физическая культура / Весь класс | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Статистика использования смартфона | |||||||||
Фамилия, имя учащегося: | Крючек Вероника | ||||||||
Период обучения: | 2020/2021 | ||||||||
Класс: | 3 В | ||||||||
№ п/п | Месяц | Среднее время (мин/день) | |||||||
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | ||||||
1 | Сентябрь | 28 |
|
|
| ||||
2 | Октябрь | 22 |
|
|
| ||||
3 | Ноябрь |
| 67 |
|
| ||||
4 | Декабрь |
| 59 |
|
| ||||
5 | Январь |
|
| 8 |
| ||||
6 | Февраль |
|
| 10 |
| ||||
7 | Март |
|
| 9 |
| ||||
8 | Апрель |
|
|
| 14 | ||||
9 | Май |
|
|
| 15 | ||||
| Ежедневное время увеличено до 60 мин | ||||||||
| Ежедневное время снижено до 15 мин |
Приложение 5
Табель успеваемости учащегося | ||||||
Организация: | МОБУ СОШ №23 г. Таганрог | |||||
Фамилия, имя учащегося: | Крючек Вероника | |||||
Период обучения: | 2021-2022 | |||||
Класс: | 4 В | |||||
№ п/п | Предмет/Группа | Подпериоды | Годовая оценка | |||
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | |||
1 | Изобразительное искусство / Весь класс | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
2 | Иностранный язык / 1-я группа 4 В класс (Гагарина) | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 |
3 | Литературное чтение / Весь класс | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
4 | Литературное чтение на родном языке / Весь класс |
|
| 4 | 5 | 5 |
5 | Математика / Весь класс | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 |
6 | Музыка / Весь класс | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
7 | Окружающий мир / Весь класс | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 |
8 | Основы религиозных культур и светской этики / Весь класс |
|
|
|
|
|
9 | Родной язык / Весь класс | 4 | 5 |
|
| 5 |
10 | Русский язык / Весь класс | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 |
11 | Технология / Весь класс | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
12 | Физическая культура / Весь класс | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 |
Статистика использования смартфона | ||||||||
Фамилия, имя учащегося: | Крючек Вероника | |||||||
Период обучения: | 2021-2022 | |||||||
Класс: | 4 В | |||||||
№ п/п | Месяц | Среднее время (мин/день) | ||||||
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | |||||
1 | Сентябрь | 77 |
|
|
| |||
2 | Октябрь | 68 |
|
|
| |||
3 | Ноябрь |
| 14 |
|
| |||
4 | Декабрь |
| 12 |
|
| |||
5 | Январь |
|
| 29 |
| |||
6 | Февраль |
|
| 49 |
| |||
7 | Март |
|
| 47 |
| |||
8 | Апрель |
|
|
| 16 | |||
9 | Май |
|
|
| 11 | |||
| Ежедневное время увеличено до 60 мин | |||||||
| Ежедневное время снижено до 15 мин |
Приложение 6
Табель успеваемости учащегося | |||||
Организация: | МОБУ СОШ №23 г. Таганрог | ||||
Фамилия, имя учащегося: | Крючек Вероника | ||||
Период обучения: | 2022-2023 | ||||
Класс: | 5 В | ||||
№ п/п | Предмет/Группа | Подпериоды | |||
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | ||
1 | Биология / Весь класс | 5 |
|
|
|
2 | География / Весь класс | 5 |
|
|
|
3 | Изобразительное искусство / Весь класс | 5 |
|
|
|
4 | Иностранный язык / 2-я группа 5В класс (Гагарина) | 5 |
|
|
|
5 | Информатика / Весь класс | 5 |
|
|
|
6 | История / Весь класс | 5 |
|
|
|
7 | Литература / Весь класс | 5 |
|
|
|
8 | Математика / Весь класс | 5 |
|
|
|
9 | Музыка / Весь класс | 5 |
|
|
|
10 | ОДНКНР / Весь класс | 5 |
|
|
|
11 | Русский язык / Весь класс | 5 |
|
|
|
12 | Технология / Весь класс | 5 |
|
|
|
13 | Физическая культура / Весь класс | 5 |
|
|
|
Статистика использования смартфона | |||||
Фамилия, имя учащегося: | Крючек Вероника | ||||
Период обучения: | 2022-2023 | ||||
Класс: | 5 В | ||||
№ п/п | Месяц | Среднее время (мин/день) | |||
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | ||
1 | Сентябрь | 28 |
|
|
|
2 | Октябрь | 23 |
|
|
|
3 | Ноябрь |
| - |
|
|
4 | Декабрь |
| - |
|
|
5 | Январь |
|
| - |
|
6 | Февраль |
|
| - |
|
7 | Март |
|
| - |
|
8 | Апрель |
|
|
| - |
9 | Май |
|
|
| - |
Приложение 7
Статистика использования смартфона
Крючек Вероника (октябрь – ноябрь)
Статистика использования смартфона
Крючек Андрей (октябрь)
Смекалка против Змея-Горыныча
Ласточка
В Китае испытали "автобус будущего"
Композитор Алексей Рыбников
Снежная сказка