Тезисы для сборника всероссийской конференции обучающихся "Наука, творчество, духовность", 2022 г.
Вложение | Размер |
---|---|
stepanov_a.d._tezisy_ntd.docx | 18.08 КБ |
ТИПЫ ИНТЕЛЛЕКТА И ИЗУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОБСТВЕННОЙ СУБЪЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОВЛАДЕНИЮ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧЬЮ
Степанов Александр Дмитриевич
Научный руководитель Ковалева Анастасия Сергеевна
Филиал ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет»,
г. Великие Луки, Псковская область
Изучение иностранного языка в современном мире становится насущной необходимостью. На наш взгляд, достичь высоких результатов в овладении иноязычной речевой деятельностью студент может с помощью сознательного подхода к собственной субъектной деятельности по изучению иностранного языка, под которой мы понимаем деятельность студентов как субъектов образовательного процесса, учитывающую особенности выполнения ими упражнений, выбор способов, приемов деятельности, предпочтения в работе.
***
В своей работе мы попробовали изучить свои субъектные свойства, проанализировать слабые и сильные стороны, дать оценку эффективности собственной субъектной деятельности в процессе овладения английским языком. Для решения поставленной задачи мы использовали методику определения уровней развития типов интеллекта в контексте изучения иностранного языка А. С. Ковалевой, разработанную на основе теории множественного интеллекта американского ученого Г. Гарднера (далее – ТМИ) и направленную на определения степени развитости типов интеллекта как субъектных свойств личности. ТМИ отрицает существование единого интеллекта, измеряемого тестами IQ; согласно теории, каждый индивид является обладателем «набора» из восьми типов интеллекта: логико-математический, визуально-пространственный, физико-кинестетический, музыкально-ритмический, межличностный, внутриличностный, натуралистический, вербально-лингвистический. Данные категории могут быть использованы для учета образовательного потенциала студентов.
***
Использованная нами методика позволяет определить 1) уровни типов интеллекта в контексте повседневной жизни, 2) уровни типов интеллекта в контексте изучения иностранного языка (далее – ИИЯ). Уровни интеллектов в контексте ИИЯ и условия их развития определяются в анкете через оценку студентом собственной работы с различными видами упражнений по иностранному языку, которые анализируются по следующим параметрам: 1) частота, 2) личное отношение, 3) успешность. Рассмотрев свои интеллектуальные профили в контексте повседневной жизни и в контексте изучения ИИЯ, мы увидели, что 1) типы интеллекта развиты неодинаково; 2) уровни развития одних и тех же типов интеллекта действительно различаются в зависимости от контекста, 3) уровень типа интеллекта в контексте ИИЯ зависит от личных предпочтений и частоты его использования в процессе изучения иностранного языка, 4) высокий уровень развития типа интеллекта в контексте ИИЯ характеризуется высокой эффективностью усвоения учебного материала с помощью упражнений, задействующих данный интеллект, 5) типы интеллекта в контексте ИИЯ можно развивать, увеличив частоту и интенсивность их применения во время занятий.
***
В ходе работы мы проанализировали собственную субъектную деятельность по изучению английского языка, увидели свои стильные и слабые стороны, причины высокого и не достаточно высокого развития субъектных свойств. По итогам нашего исследования, мы сделали вывод о том, что 1) можно добиться повышения эффективности усвоения учебного материала, если использовать свои сильные стороны, то есть наиболее развитые или ключевые типы интеллекта, 2) можно существенно увеличить эффективность занятий по иностранному языку, целенаправленно развивая свои слабые стороны, то есть не достаточно развитые, или ресурсные типы интеллекта.
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Алые паруса
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Денис-изобретатель (отрывок)
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны