Война, самое страшное, что может произойти в жизни людей. Прошло уже 76 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Все меньше остается ветеранов и участников военных событий, поэтому важно сохранять память о тех из них, кто не был на виду, но сделал значимый вклад в общее для страны дело.
Вложение | Размер |
---|---|
vklad_rpts_v_osnashchenie_krasnoy_armii.docx | 39.18 КБ |
Муниципальное бюджетное учреждение Шелеховского района «Информационно-методический образовательный центр»
VI районная конференция «Святые заступники Руси»
для обучающихся и педагогов образовательных организаций
Шелеховского района
Русская православная церковь
в период Великой Отечественной войны
«Вклад Русской Православной Церкви в оснащение Красной Армии»
Работу выполнил: Кипаренко Иван,
ученик 2 Г класса,
МБОУ ШР «СОШ № 4».
Руководитель:
Походяева Светлана Борисовна,
учитель начальных классов,
МОБУ ШР «СОШ № 4»
г. Шелехов, 2021 г.
Война, самое страшное, что может произойти в жизни людей. Прошло уже 76 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Все меньше остается ветеранов и участников военных событий, поэтому важно сохранять память о тех из них, кто не был на виду, но сделал значимый вклад в общее для страны дело. В частности, это относится к Русской Православной Церкви, о роли которой в войне официальные источники Советского Союза умалчивали, поэтому цель работы: изучение роли Русской Православной Церкви в оснащении Красной Армии в период Великой Отечественной войны. Выполнение поставленной цели потребовало решение следующих задач:
Объект исследования: Русская Православная Церковь в период Великой Отечественной войны.
Предмет исследования: Вклад Русской Православной Церкви в оснащении Красной Армии.
Методы исследования: сравнение, обобщение, анализ.
Данная работа может иметь практическое значение. Оно заключается в том, что изученный материал можно представить на классных часах, уроках литературного чтения, родительских собраниях.
Планируемый результат: воспитание у детей и взрослых таких качеств как: милосердие, мужество, любовь к Родине, знание истории страны.
Всё исследование по деятельности церкви в годы войны можно разделить на несколько направлений: патриотические послания к духовенству и народу; организация благотворительной помощи для оснащения Красной Армии, участие служителей церкви в борьбе с врагом.
СОДЕРЖАНИЕ
2.1. Патриотические послания к духовенству и народу Красной Армии. 4
2.3. Участие служителей церкви в борьбе с врагом. 5
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Словарь значений незнакомых слов 9
Начиная с 1918 г., происходило уничтожение Православной Церкви, а многие священники были лишены свободы и даже жизни. Но не прошло и четверти века, как во время Великой Отечественной войны духовная и советская власть вновь были вынуждены объединиться в борьбе с общим врагом. Не многие знают, что в дату начала войны отмечался важный церковный праздник — День всех святых, в земле Российской просиявших. В связи с этим митрополит Сергий вспомнил о славных героях Отечества, среди которых были и святые — Александр Невский и Дмитрий Донской. «Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она испытания несла и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь», — ободрял митрополит верующих в своем послании, разосланном по храмам.
Всего же Митрополит Сергий в годы войны обращался к верующим Русской Православной Церкви с 23 посланиями, и во всех них выражалась надежда на конечную победу народа. Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу». В храмах начинают возноситься молитвы о даровании победы над фашистами. Эти молитвы сопровождаются патриотическими проповедями, в которых верующие призываются не только молиться о победе, но и сражаться и трудиться для нее.
5 апреля 1942 г. было объявлено в приказе военного коменданта Москвы о разрешении беспрепятственного движения по городу всю пасхальную ночь «согласно традиции», а 9 апреля в Москве впервые за многие годы состоялся крестный ход со свечами. На это время пришлось даже приостановить действие закона о чрезвычайном положении.
В блокадном Ленинграде в Александро-Невской Лавре был отслужен торжественный молебен по случаю 700-летия победы на Чудском озере. После благословения митрополита Алексия воинские части Ленинградского фронта под развернутыми знаменами двинулись на свои боевые позиции[1].
Таким образом, в годы Великой Отечественной войны Православная Церковь не осталась в стороне, а призывала весь народ молиться, трудиться и сражаться на благо великой победы.
Церковь оказывала Красной Армии не только моральную, но и материальную поддержку. Осенью 1943 года Российская Православная Церковь открыла счет в Госбанке для сбора пожертвований на военные нужды. Однако деньги начали собираться с первых дней войны. «Это были не жертвы каких-нибудь богатых людей, а это были жертвы простых богомольцев, которые вносили обычную свою лепту, но с особым ее назначением. Из этих случайных пожертвований составились миллионы», — отмечал в своем докладе на соборе епископов 8 сентября 1943 года митрополит Сергий.
Помощь от верующих не прекращалась до победного мая 1945 года. Даже жители областей, разграбленных фашистами, активно жертвовали для армии. Например, жители освобожденного Орла в 1943—44 годах передали 2 млн. рублей, а в Ростовской области в тот же период собрали 3 млн. И даже сельским церквям удавалось собирать крупные суммы. Духовенство и верующие собирали средства на нужды обороны, подарки бойцам Красной армии, больным и раненым, находящимся в госпиталях, на оказание помощи инвалидам Отечественной войны, детям и детским учреждениям, семьям красных воинов. Сборы шли не только денежные, но и драгоценными предметами, продуктами и необходимыми вещами, такими как, например, вафельные полотенца для госпиталей. За отчетный период взносы приходов Русской православной церкви составили 200 млн. рублей. Общее количество собранных средств за весь военный период превысило 300 млн. рублей.
Из этого количества собранных денег 8 млн. рублей были использованы на покупку 40 танков построенных на танковом заводе Челябинска. Они и составили колонну с надписями на башнях боевых машин: «Дмитрий Донской». В состав колонны вошло 19 танков Т-34 и 21 огнеметный танк ОТ-34, они оснащались более мощной пушкой, а качественные показатели брони были куда выше прежних. В армию бронетехника поступила весной 1944 году под Тулой. Официальная пресса тогда отмечала «значимость патриотического порыва верующих». Распределенные по двум разным полкам, танки колонны «Димитрий Донской» дошли до Берлина. Танкисты колонны уничтожили 38 танков врага, 17 бронетранспортеров, 100 автомобилей, а также 1400 солдат и офицеров. Кроме этого на средства православных были построены сибирская эскадрилья «За Родину», а также эскадрилья имени Александра Невского[2].
Таким образом, Русская Православная Церковь внесла огромный материальный вклад в оснащение Красной Армии.
Но не только пожертвованиями помогала церковь Красной Армии. Тысячи священников и церковнослужителей в Великую Отечественную не только дни и ночи молились о победе русской армии, но и отважно защищали Родину, взявшись за оружие. Как они героически спасали раненых на полях битвы, как мужественно воевали в партизанских отрядах. Как отдавали на переплавку колокола для оружия солдатам ради Великой победы. Православная Церковь всегда была рядом со своим народом и вместе с ним переносила тяготы и лишения, радовалась успехами. Все церковнослужители встали на защиту русской земли и народа, т.к. понимали, что для фашистов все мы были врагами, независимо от веры и национальности. Учет пополнения Красной Армии священниками и за их подвигами отдельно не велся. Доказательства, буквально по крупицам, собирал протоиерей Николай Агафонов, выяснивший, что тысячи служителей Церкви Православной воевали в строях пехотинцев, артиллеристов и танкистов. Что сотни из них заслужили высшие награды и медали: "За Отвагу", "За оборону Ленинграда", "За доблестный труд в Великой Отечественной войне", "За оборону Москвы", "Партизан Великой Отечественной войны" и т.д.
Отец Василий Копычко, в годы войны партизанский связной, был удостоен медалей «Партизану Великой Отечественной войны», «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»; священник Н.И. Куницын с 1941 г. воевал, гвардеец, дошел до Берлина, имел пять боевых медалей, двадцать благодарностей от командования.
Солдатскую доблесть проявили священнослужители Новосибирской епархии. Боевыми наградами был отмечен ратный подвиг архимандрита Макария (Реморова), архимандрита Нифонта, протоиерея Александра Смолкина, Анатолия Алексеевича Михеева, старшего пономаря Александро-Невского собора[3].
Примером верного служения Отечеству является вся жизнь архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) профессор, хирург, который проводил в операционной по 9-10 часов, делая до пяти сложнейших операций. По окончании операций профессор консультировал хирургические отделения больниц, обучал врачей трудным операциям, проводил личный прием больных в поликлинике, выступал на научных конференциях, читал лекции, писал медицинские трактаты. За научную и практическую разработку новых хирургических методов лечения гнойных ранений епископу Луке была присуждена Сталинская премия I степени, из 200 тысяч рублей которой 130 тысяч перечислил в помощь детям, пострадавшим на войне[4].
Во многих регионах страны православные епархии, монастыри и приходы брали шефство и помогали в организации госпиталей, детских домов и садов. Верующие покупали больным красноармейцам подарки, нанимали парикмахеров, баянистов. Силами церковных хоров в госпиталях устраивались концерты с программой русских народных песен и песен советских композиторов.
Таким образом, духовенство, как и все люди, встали на защиту Родины, взяв в руки оружие. Они помогали больным, раненым, детям. Многие из служителей церкви вошли в историю как герои и награждены медалями и орденами. Тысячи верующих после войны ушли в монахи и священники, прикалывая к рясам 9 Мая заслуженные награды.
Подводя итог работе, можно сделать вывод, что цель достигнута, изучена роль Русской Православной Церкви в оснащении Красной Армии в период Великой Отечественной войны, которая была следующей:
По результатам изучения литературы был составлен словарь незнакомых слов, которые чаще всего встречаются в церковной литературе (Прил. 1).
В своей работе я показал историческую ценность Русской Православной Церковь в борьбе с врагом. На протяжении всего периода войны Русская Православная церковь соединяла свою судьбу с судьбой народа. Неоспорим и радостен тот факт, что Российское государство стало более уважительно относиться к Церкви после Победы в Великой Отечественной войне. История показала, что защита Родины невозможна без духовности и православия.
Склоняя головы перед великим подвигом советского народа, сокрушившего фашизм, будем же помнить, изучать, приумножать бесценный и благородный вклад в Победу Русской Православной Церкви, более чем тысячелетие сплачивавшей на защиту Руси все народы, населявшие ее, поднимавшей на смертный бой воинов разных национальностей, разных вероисповеданий. Низкий поклон и вечная благодарность им, отдавшим свою жизнь за Родину!
Незнакомые слова | Значение слов |
[1] Якунин В. История ХХ века. Дело стояния за Родину. Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г. /Тольятти: «Мастерская историка», 2009.- с.2.
[2] Якунин В. История ХХ века. Дело стояния за Родину. Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г. /Тольятти: «Мастерская историка», 2009.- с.5.
Тигрёнок на подсолнухе
Если хочется пить...
Воздух - музыкант
Филимоновская игрушка
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью