Неоценима роль математики в современной жизни. Совсем не владея математическими знаниями, мы с раннего детства ежедневно сталкиваемся с математикой.
Актуальность работы объясняется рядом причин. Во-первых, математика – один из моих любимых предметов, а во-вторых, я часто помогаю маме готовить на кухне. Мне стало любопытно, как может быть связана математика и кухня.
Вложение | Размер |
---|---|
aksyonova_emiliya_sosh_no18_4_g.docx | 643.48 КБ |
aksyonova_emiliya-matematika_na_kuhne_1.pptx | 2.27 МБ |
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Управление образования Исполнительного комитета
Муниципального образования г.Казани
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Лицей № 23» Ново-Савиновского района г.Казани
V Республиканская конференция школьников им.Д.В.Вилькеева «Вилькеевские чтения-2023»
Секция « Юный исследователь »
Исследовательская работа
«Математика на кухне»
Выполнил :Аксенова Эмилия Олеговна, ученица 4Г класса МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №18 с углубленным изучением английского языка» Вахитовского района г.Казани
Руководитель: Касаткина Венера Галимхановна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №18 с углубленным изучением английского языка»
Казань-2023
ОГЛАВЛЕНИЕ стр.
2.1. Из истории математики
2.2.Математика в повседневной жизни 6
2.3. Единицы измерения на кухне 7
3. Практическая часть исследования 8
4. Заключение. 10
5. Список используемой литературы (информационные источники) 12
6. Приложения, таблицы, иллюстрации.
Введение
В нашей повседневной жизни мы настолько привыкли к математике, что даже не замечаем, что пользуемся ею постоянно. А ведь вопрос «А зачем нам нужна математика?» актуален и до сих пор. Взрослые, которые считают, что математика в их жизни не пригодилась, не правы. Большинство взрослых людей утверждают, что им очень часто приходится решать задачи с математическим содержанием в повседневной жизни, особенно решать задачи на проценты, и ежедневно решать задачи, связанные с товарно-денежными отношениями. Список применения математики бесконечен — чтение времени на часах, денежные расчеты, получения оценки в школе, расчет пробега автомобиля, приготовление по рецепту на кухне и так далее.
Тема нашего исследования – «Математика на кухне». В этой работе показана роль математики в повседневной жизни людей и её связь с различными областями знаний.Выбрали мы эту тему потому, что,во-первых, математика – один из моих любимых предметов, а во-вторых, я часто помогаю маме готовить на кухне. Мне стало любопытно, чем может быть связана математика и кухня.
Предмет исследования: наука математика.
Объект исследования: применение математических знаний в жизни.
Гипотеза: использование математических знаний, полученных в школе, может помочь нам в повседневной жизни.
Цель работы: собрать данные и обработать информацию о применении математических знаний в жизненных ситуациях. Для достижения поставленной цели мы поставили следующие задачи:
Всем известно, что математика – одна из самых древнейших наук. Как наука она зародилась ещё 2000 лет назад, и конечно, о ней можно рассказать много интересного.В Древней Греции понятия “математика” и “геометрия” означали одно и то же, а алгебра была изобретена позднее.Несмотря на то, что в Римской империи жили очень образованные люди, в их математике не существовало числа 0. Сейчас сложно представить, как они без него обходились.Удивительно, но у древних египтян не было таблицы умножения или каких-либо других математических правил. Кроме того, они даже не использовали дроби.
Математикой увлекались самые, казалось бы, неожиданные люди. Например, известно, что эту науку очень уважал великий поэт Михаил Юрьевич Лермонтов, который, не только писал литературные произведения, но занимался и решением математических задач.Многие знают захватывающую историю о девочке Алисе, которая встретила говорящего Белого Кролика. Но тот факт, что известный писатель Льюис Кэрролл, автор сказки «Алиса в стране чудес», был еще и британским математиком, известен не всем. Стоит добавить, что французский император Наполеон Бонапарт тоже интересовался математикой и оставил после своей смерти некоторые математические труды.
Если обратиться к истории возникновения математической науки, можно выделить, что первой математической деятельностью считался счёт. В самые далёкие временаон был жизненно необходим людям. Особенно приходилось считать, чтобы следить за поголовьем своего домашнего скота или заниматься торговлей. Многими учёными было доказано, что первобытные люди легко справлялись с данной задачей - они прибегали к помощи различных частей тела, например, пальцы на руках и ногах. Следует подчеркнуть, что наскальные рисунки в виде изображенных в ряд нескольких пальцевявляются подтверждением того, что это были первые числа.
Позже, одним из первых существенных открытий в арифметике стало представление о самом числе.В результате появились основные четыре действия, знакомые сейчас нам всем – умножение, деление, сложение и вычитание. Бесспорно, в геометрии первыми достижениями стали самые простые понятия, такие как прямая и окружность. | |
Примерно, 3000 лет до нашей эры дальнейшее развитие математики проходило благодаря египтянам и вавилонянам. До наших дней сохранились глиняные таблички с текстами. Именно они дают нам представления о вычислениях, которые проводили в то время. В первую очередь, простейшая арифметика была необходима при обмене денег, расчетах за товар, для вычисления процентов, налогов и прочего. Во-вторых, различные виды строительства вынуждали проводить многочисленные геометрические, а также арифметические задачи. Кроме этого, календарь был ещё одной достаточно важной задачей. Для того, чтобы определять сроки работ, а также праздников, необходимо было сделать расчёты. Таким образом, мы видим, что с математикой людям приходилось сталкиваться с давних времен. Например, древним людям приходилось учиться считать, чтобыопределить, кто богаче или у кого больше скота. Так, чтобы определить у кого больше земли, они научились ее измерять, а чтобы торговать продуктами своей деятельности, пришлось придумать единицы массы. В результате, постепенно, с древних первобытных времен и пришли к нам знания о количественных отношениях и пространственные формы окружающего нас мира. Сегодня в современном мире существуют несколько единиц измерения массы – грамм, килограмм, центнер, тонна. Общеизвестный факт, что самыми маленькими единицами измерения массы считаются миллиграмм и грамм. Грамм был придуман английским философом Джоном Уипкинсомво Франции 7 апреля 1795 года.Немного позже данной единицей массы стали пользоваться во всех странах. |
Не случайно математику называют царицей наук.Ведь сталкиваться с математикой нам приходится каждый день. Цифры преследуют нас везде, и без них невозможно представить современный мир.Интересный факт - математика -она везде, но мы ее иногда не замечаем, принимаем как неотъемлемую часть нашей жизни! Например, мы, дети, часто помогаем родителям делать покупки в магазине. У некоторых ребят покупка некоторых предметов - их постоянная обязанность. Безусловно, за приобретённые товары платят заработанные деньги. Нам с детства родители объясняют, что, чтобы денег хватило не только на продукты питания, нужно уметь разумно их тратить. Для этого необходимо знать, сколько денег за месяц (или за неделю) тратит семья на питание.
Иногда мы просто не задумываемся, но с математикой мы можем столкнуться даже на кухне. Удивительно, но факт. Ежедневно, на кухне мы проделываем различные математические действия. Например, когда нам надо следить за временем приготовления пищи или взвесить продукты, необходимые для приготовления!
Более того, многие предметы кухонной утвари имеют отношение к математике.Мерный стакан, чайная и столовые ложки тоже имеют свою меру. Классический гранёный стакан, всем известен, как 250 граммов. Любая кастрюля имеет свой объем в литрах, и это имеет огромное значение в процессе приготовления пищи. Многие хозяйки имеют на кухне таблицу калорий, которая также требует математических вычислений.
В ходе нашего исследования мы обратили внимание на книгу рецептов. Общеизвестный факт, что кулинарные рецепты содержат количество продуктов в граммах. Но изучая рецепты, у нас снова возник вопрос, связанный с математикой - как же поступить, если вам попался интересный рецепт, и нет весов, чтобы взвесить 100гр. муки, 300гр. сахара или 100гр. тертых сухарей. Для решения этой проблемы существуют таблицы определения веса. Сегодня самыми распространенными являются граненый стакан, чайная и столовая ложка, и именно их мы часто используем на кухне во время приготовления пищи.
Кроме этого, есть таблицы определения веса некоторых жидких, вязких и сыпучих продуктов в граммах.Например, моя бабушка считает, что длительные математические подсчеты и изнурительные вычисления не для неё, поэтому она пользуется своей рукой. Так, например, давно рассчитано, что 100 г. мяса или рыбы -это кусок размером с женскую ладонь. Порция крупы, по размеру равная кулаку, будет весить 200г. Все знают, что без рецепта на кухне никуда. В рецептах кулинарных книг чаще всего указывают не весовое отношение, а конкретное количество продуктов. Однако, порой нам бывает нужно сделать перерасчёт количества продуктов, если мы хотим получить меньший или больший объём готового блюда. Вновь мы убеждаемся, что и здесь без математики никуда.
Изучая книгу рецептов, мы наткнулись на рецепт самых простых блинов. Оказывается, чтобы их приготовить, нужно взять 1 л молока, 4 яйца, 11 ложек муки с верхом, 0,5 ч.л. соли, 3ст.л., 50 г растительного масла. И в результате мы сможем получить 30-35 поджаристых и вкусных блинчиков. Но что делать, если в холодильнике осталось одно-единственное яйцо, а блинчиков хочется по-прежнему? Значит, мы делаем небольшой расчёт и все ингредиенты уменьшаем в 4 раза. А если ждем гостей? Снова подключаем математику, и все продукты в рецепте нужно удвоить, а то и утроить! Давайте представим, что все эти действия нужны только для приготовления самых обыкновенных блинов! Но сколько ещё других сложных рецептов и вкусных блюд существует на свете!
Всем известно, чтов рецепте указывается точное соотношение продуктов, которое необходимо соблюдать в процессе приготовления. При взвешивании продуктов в кулинарии используются математические величины массы (граммы, килограммы и т.д.) и объём. Более того, приготовленные блюда нужно умело делить на порции, и в этом нам опять приходит на помощь математика.
Практическая часть
Математика – один из моих любимых предметов в школе! Чтобы доказать необходимость математики на кухне, мы провели кулинарный опыт – решили испечь пиццу. Сегодня пицца – популярное блюдо среди детей, пусть не самое полезное, но легкое в приготовлении. Для начала мы взяли рецепт и изучили его. Сразу хотим обратить внимание на рецепт. Безусловно, он состоит из сплошных цифр. Вот здесь и начинается математика. Для начала мы взяли и взвесили все ингредиенты, а те, которые можно было отмерить мерной ёмкостью, отмерили.
Начало рецепта пиццы - тесто. Для приготовления теста нам понадобилось 250 мл кефира, 1 яйцо, 350 г муки, 1 чайная ложка растительного масла и щепотка соли. Тесто подготовили, следующий этап - переходим к укладке его на противень. И опять точная цифра: сколько надо масла для смазывания противня. Поясняю, если масла много, то тесто не печётся, а жарится. А это не есть хорошо. Противень смазали, тесто уложили. Переходим к начинке. Мы решили, что наша пицца будет мясной. Все ингредиенты мы тоже взвесили - для этого мы взяли 250 г вареной колбасы, 100 г отварного мяса, 5 штук помидоров черри, то есть 100 г. Какая же пицца без сыра! Его понадобилось 250 г.И снова с нами математика!
Возникает вопрос - для чего необходима математическая точность в количестве начинки? Опять же для качественного результата. Если будет больше помидоров, тесто при выпекании отсыреет. Если класть больше колбасы, тесто не успеет пропечься, а начинка будет гореть. Значит, если в рецепте стоит 250гр. колбасы, помидоры – 5 шт., мяса – 100 г, именно столько продуктов и используем. Не надо стараться обходить математический расчёт и с сыром. Если его класть больше, чем 250 граммов, как указано в рецепте, тогда аромат сыра и его вкусовые качества выместят остальные ингредиенты.
Теперь можно перейти непосредственно к выпеканию. Очень важно отнестись к указанным данным рецепта. Выпекаем при температуре 180 градусов ровно 30 минут. Мы убедились, что, если делать всё по рецепту и с математикой, получится очень вкусно. Вы решили испечь пиццу размером больше или меньше, тогда надо произвести математический расчёт. Также соотнести пропорции теста и начинки. Температуру выпекания оставим неизменным, а время увеличиваем или уменьшаем. Всё зависит от размера пиццы. Кстати, хозяйки на кухне никогда не рассчитывают периметр блюда на противне. Но мне стало очень интересно, и мы сосчитали и периметр нашей пиццы. К тому же, это помогло нам убедиться в том, что пиццы хватит на всю семью. Ширина ее была – 34 см, а длина – 40 см. В результате периметр моего кулинарного шедевра был 148 см.
Итак, наша пицца приготовилась в духовке ровно за 30 минут при температуре 180 градусов. Думаю, что мне удалось правильно рассчитать продукты для приготовления пиццы дома, а в будущем мне удастся стать хорошей хозяйкой благодаря моим знаниям по математике.
Подводя итог своей практической работы, мы доказали, что такие математические действия, как: измерение, взвешивание, счёт – это достаточно привычные явления, только на это редко обращают внимание. Му убедились, что без математики не обойтись, будь то пошив одежды, строительство домов, покупка продуктов или приготовление пищи.
Заключение
В жизни задачи обычно имеют не одно решение. И нужно накопить определённый опыт, чтобы ориентироваться в жизненных ситуациях и поменьше принимать ошибочных решений. Наши математические знанияпомогают нам правильно рассуждать, анализировать, подсчитывать и принимать правильные решения. Безусловно, математика всегда приносила большую пользу, и сейчас значение этой науки непрерывно возрастает. В математике рождаются новые идеи и методы. Сегодня уже нельзя назвать такую область деятельности, где математика не играла бы существенной роли.
Математика окружает нас со всех сторон. Именно она помогает нам путешествовать по миру, строить дома и дороги, писать картины и сочинять музыку. Какую профессию ни выберешь — она нужна везде.Если бы математические знания не передавались из поколения в поколение, люди бы надолго застряли на уровне пещерного человека. В результате работы над этим проектом мы выяснили, что полученные в школе знания очень помогают при решении практических задач, с которыми мы сталкиваемся постоянно. В ходе исследования мы познакомились с приборами, которые помогают определить массу продуктов, необходимых при приготовлении пищи, узнали, как математика помогает при приготовлении различных блюд. Самое интересное – мы самостоятельно приготовилипиццу, применив свои математические знания.В итоге, проведённые нами исследования помогли убедиться в правильности выдвинутой гипотезы: математические знания, полученные в школе, применимы в жизни.
Список используемой литературы
1. Роговцева Н.И., Богданова Н.В, Добромыслова Н.В.Учебник «Технология». 3 класс. М., «Просвещение», 2013 год.
2. Интернет–сайты о кулинарных рецептах.
3. Карина Луар, Флоранс Пино. «Знакомьтесь, математика!», издательство«Пешком в историю», 2016 год.
4. Томас Канаван. «Всё о математике и её роли в нашей жизни», издательство «Махаон», 2021 год.
Слайд 1
V Республиканская конференция школьников им. Д.В.Вилькеева «Вилькеевские чтения-2023» Секция « Юный исследователь » проектно - исследовательская работа «Математика на кухне» Выполнила : Аксёнова Эмилия , ученица 4Г класса МАОУ «СОШ№18 с углубленным изучением английского языка» Вахитовского района г.Казани Р уководитель : Касаткина Венера Галимхановна , учитель начальных классов высш . кв.категории МАОУ «СОШ №18 »Слайд 2
Предмет исследования: наука математика. Объект исследования: применение математических знаний в жизни. Цель работы: собрать данные и обработать информацию о применении математических знаний в жизненных ситуациях. Для достижения поставленной цели мы поставили следующие задачи : Познакомиться с теоретическим материалом: откуда впервые появилась наука «математика», кто придумал единицу массы «грамм», виды весов, кулинарные рецепты. Проанализировать связь кухонных предметов с математикой. П ознакомиться с приборами, которые помогают определить массу продуктов, необходимых при приготовлении пищи. Узнать, как математика помогает при приготовлении различных блюд. Попробовать самостоятельно приготовить несколько блюд, используя рецепты из «Кулинарной книги».
Слайд 4
Джон Уипкинс , английский философ Созданы таблицы мер веса различных продуктов
Слайд 5
Ингредиенты для теста: кефир – 250 мл., яйцо – 1 шт., мука – 350 г , соль – щепотка, растительное масло – 1 ч.л . Ингредиенты для начинки: колбаса – 250 гр., сыр – 250 гр., отварное мясо – 100 г, помидоры черри – 5 шт., (100 г) Рецепт «Пицца на кефире»
Слайд 6
Этап 1. Изучаем рецепт и отмеряем ингредиенты согласно рецепту Этап 2. Замешиваем тесто. Этап 3. Раскатываем тесто.
Слайд 7
Этап 4. Выкладываем начинку Этап 5. Ставим пиццу в духовку на 30 минут Этап 6. Пицца готова
Слайд 8
Вывод: в результате приготовления пиццы мы выяснили, что такие математические действия, как: измерение, взвешивание, счёт - это достаточно привычные явления, только на это редко обращают внимание.
Слайд 9
Математические знания, полученные в школе, применимы и в жизни!
А теперь — мультфильм
Одеяльце
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
В Китае испытали "автобус будущего"
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?