Вложение | Размер |
---|---|
proekt_obzh.docx | 64.26 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» города Канаш Чувашской Республики
Исследовательский проект
Изучение наличия пожароопасных материалов в школе
Выполнили:
Данилов Богдан,
Николаев Кирилл,
обучающиеся 8а класса
Руководитель:
Порфирьева Е.В.,
преподаватель ОБЖ
Канаш - 2023
Содержание
Введение________________________________________________________3
I. Пожар и его поражающие факторы______________________________4
1.1 Характеристика веществ по горючести____________________________4
1.2 Токсичные продукты горения и их воздействие на организм человека_5
1.3 Использование пожароопасных материалов в МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №1» г. Канаш__________________________ 5
II. Исследование главного здания школы на пожароопасные материалы
и предметы __________________________________________________7
Заключение _____________________________________________________10
Список использованной литературы________________________________11
Приложение 1 Практические рекомендации _________________________12
Приложение 2 Данные по концентрации летучих токсичных веществ,
выделяющихся при пожаре и их воздействие на организм человека____13
Введение
Современные школьники, участвуя в учебном процессе, не всегда задумываются о том, что все предметы, расположенные в школе таят в себе угрозу в случае возникновения пожароопасной ситуации. В нашей школе созданы условия для проведения нормальной учебной деятельности. Удобные парты и стулья, современная информационно-коммуникативная техника, плакаты, учебники, стенды, внутренняя отделка здания современными материалами. Всё это - наша среда обитания. Наша жизнь привычна, но не всегда безопасна. Опасность бывает смертельной. Порой наше незнание создаёт иллюзию спокойствия. Чтобы уберечься от опасностей, нужно знать недруга. Этим недругом может стать пожар.
Проблема: Сейчас часто случаются пожары. Насколько пожаробезопасным является состояние нашей школы, построенной в 1969 году?
Гипотеза исследования: если мы будем знать, какое школьное оборудование изготовлено из пожароопасных материалов, то возможно сможем помочь предотвратить возникновение пожара и исключить воздействие поражающих факторов пожара на учащихся.
Цель исследования: изучение наличия пожароопасных материалов в школе.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью проведения разъяснительной работы, так как, к сожалению не только дети, но порой и взрослые имеют смутное представление о пожароопасных свойствах материалов, окружающих нас в школе.
Задачами исследования являются:
1. Найти и получить знания о пожароопасных свойствах материалов, из которых изготовлены предметы, окружающие нас в школе;
2. Проанализировать какие токсичные продукты горения могут образоваться при возникновении пожара. Исследовать свою школу на наличие пожароопасных материалов.
3. Узнать о влиянии продуктов горения на организм человека.
Для выполнения поставленной задачи использованы методы исследования: изучение литературы о пожароопасных свойствах веществ и материалов; проведено исследование школы на наличие источников пожароопасности и образования токсичных продуктов горения материалов и веществ.
Практическая значимость данной исследовательской работы заключается в том, что она может быть использована на уроках ОБЖ, химии и внеклассной работы в качестве дополнительной информации для получения знаний о пожароопасных материалах.
Планируемые результаты: После проведённой работы составить практические рекомендации, которые помогут сделать школу безопасной.
Пожар - это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей. К основным явлениям, характерным для каждого пожара, относятся: химическое воздействие горючего вещества с кислородом воздуха, выделение большого количества тепла и интенсивный газовый обмен продуктов сгорания. Не только открытый огонь при пожаре губит людей, лишает их здоровья, но также и вдыхание горячего воздуха и токсичных продуктов горения, потеря видимости вследствие задымления, пониженная концентрация кислорода.
Продвижение научно–технического прогресса в строительстве, промышленности и в бытовой сфере создало появление тысячи новых веществ и материалов, созданных искусственно с помощью химии и физики. Поэтому и возможность возникновения пожара в наше время значительно выросла.
Поэтому можно предположить, что все предметы, имеющиеся в школе, представляют собой одну большую горючую среду. Ученые пожарной науки даже дали определение этой среде - "пожарная нагрузка", которая нормируется 50 кг на 1 м2, т.е. на каждый квадратный метр приходится 50 кг горючей среды. Отсюда делаются все остальные выкладки, огневые эксперименты, расчеты и, в конечном итоге, те требования, которые заносятся потом в стандарты, строительные нормы и правила, нормы технологического проектирования, правила пожарной безопасности и другие (и которые никто из нас, простых граждан, как правило, не читает).
1.1 Характеристика веществ по горючести
Горючие вещества и материалы имеют свою температуру воспламенения, которая колеблется от отрицательных (бензин, керосин, лаки, краски и т.п.) до положительных величин и не превышает для большинства твердых материалов 300°С. Так, горящая спичка или тлеющая сигарета способны воспламенить любое горючее вещество.
По мере возрастания температуры начинают возгораться другие вещества и материалы, попавшие в зону высокой температуры. Процесс возгорания горючих веществ и материалов происходит настолько хаотично, насколько хаотично находится горючая среда в здании школы.
Горючая среда в здании школы – это компьютерная и множительная техника, мебель, парты, отделочные материалы, предметы интерьера, книги и плакаты, деревянные полы и междуэтажные перекрытия. Она может быть более или менее горючей в зависимости от содержимого этой среды. В пожарной охране существует понятие группы горючести веществ и материалов.
С точки зрения пожарной безопасности оптимальная классификация предлагается в Статье 13 “Технического регламента”, (согласно Федеральному закону Российской Федерации от 22 июля 2008 г № 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"), которая разбивает материалы на два типа: горючие и негорючие. В свою очередь, горючие материалы делятся на 4 группы – слабогорючие (Г 1), умеренно горючие (Г 2), нормально горючие (Г 3) и сильно горючие (Г 4).
Кроме того, они оцениваются по таким критериям, как воспламеняемость, способность распространять пламя по поверхности, дымообразующая способность и токсичность. (Приложение 2)
1.2 Токсичные продукты горения и их воздействие на организм человека
Примерно 80% людей при пожаре гибнут не от высокой температуры, а от дыма, который насыщен ядовитыми продуктами горения окружающих предметов.
При горении образуется от 45 до 100 химических соединений, оказывающих токсическое воздействие на организм человека. Рассмотрим некоторые из них. По мнению большинства ученых разных стран, основной причиной гибели людей при пожарах является отравление оксидом углерода. Угарный газ - оксид углерода опасен тем, что он в 200 раз активнее реагирует с гемоглобином крови, чем кислород, вследствие чего красные кровяные тельца утрачивают способность снабжать ткани организма кислородом. Наступает кислородное голодание, гипоксия тканей головного мозга. Человек теряет способность рассуждать, становится равнодушным и безучастным, не стремится избежать опасности, у него наблюдаются оцепенение, головокружение, депрессия, нарушение координации движений. При остановке дыхания может наступить смерть. Повышенная опасность оксида углерода объясняется не только его высокой токсичностью, но и также относительно большой концентрацией в продуктах горения. По данным ученых, оксида углерода во время пожаров образуется в 10–40 раз больше, чем, например, токсичного цианистого водорода. В 50–80 % случаев гибель людей на пожарах вызывается отравлением оксидом углерода и недостатком кислорода.
В современных зданиях для облицовки служебных помещений широко используют полимерные и синтетические материалы, которые при горении выделяют много ядовитых веществ. Во время пожара возникает набор веществ с острым токсическим действием: цианистый и хлористый водород, (эти яды образуются в большом количестве при горении шерстяных и шелковых изделий), а также аммиак, синильная кислота и др. Далее образуются ароматические углеводороды (бензол, толуол, стирол и др.). Вредные вещества создают две области действия: острое токсическое действие и долгосрочное канцерогенное и хроническое действие. Степень поражения человека зависит от концентрации этих веществ. Их влияние на организм человека приводится в приложение № 2.
1.3 Использование пожароопасных материалов в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Канаш
Школа построена в 1969 году. На основе изучения технического паспорта школы и справочного материала мы выяснили, что для строительства зданий использовался кирпич, цемент, древесина и изделия из нее, такие как: древесно-стружечные плиты (ДСП), древесно-волокнистые плиты (ДВП), фанера и т.д. Кирпич не горит, а все остальные органические материалы относятся к группе горючих. Вместе с тем в мебель, которая изготавливается из дерева и изделий из нее, есть различные добавки в виде полимеров, лакокрасочных материалов. Данные добавки повышают горючесть, способствуют более быстрому распространению пламени по поверхности, значительно увеличивают дымообразование и токсичность. Поэтому к СО (угарному газу) – основному продукту горения органических материалов – добавляются и другие токсичные вещества.
Для отделки классов и школьных коридоров используют множество отделочных и облицовочных материалов, среди которых можно выделить, ПВХ - панели, пленки, стеклопластики, полимерные материалы, изделия из синтетики и пластмасс и т.д. Горючие отделочные материалы создают дополнительную угрозу жизни и здоровью людей, вызывая задымление, выделяя токсичные продукты горения и способствуют быстрому распространению пламени.
В некоторых кабинетах напольным покрытием являются “линолеумы” – различные виды рулонных полимерных покрытий. Практически все материалы такого типа относятся к группе умеренно горючих (Г2), но обладают высоким коэффициентом дымообразования. Уже при температуре 300 ОС они поддерживают горение, а при нагреве свыше 450–600 ОС – воспламеняются. При этом в продукты горения линолеумов входят токсичные вещества – двуокись углерода (СО) и хлористый водород.
Другим источником опасных продуктов горения являются синтетические материалы, содержащие азот, например, нейлон, некоторые акрилы и полиуретановые пены, широко используемые для кресел и мягких стульев, маты в спортзале, иногда для изготовления ковриков на поролоновой подкладке. Все эти предметы являются причиной большого числа смертельных случаев при пожарах – из-за отравления цианидами, которые образуются при их горении.
Источником пожара может стать телевизор, особенно цветной, компьютер, сотовый телефон, множительная техника. Около половины их массы составляют полимерные материалы (полистирол, полиамид и т.д.), они также пожароопасны. При горении, они выделяют ядовитые газы, опасные для окружающих.
Перед нами встал вопрос, насколько безопасна школа, где мы учимся. Мы провели исследование своей школы на пожароопасность и образования токсичных продуктов горения материалов и веществ. Школа насчитывает 26 учебных классов, учительскую, музей, спортзал, туалеты, медицинский кабинет, кабинет директора и секретаря, кабинет заместителя директора по учебной работе, кабинет заместителя директора по воспитательной работе, кабинет социального педагога, кабинет советника директора, библиотека и кабинет хореографии. Полученные результаты исследования мы сравнили с «Техническим регламентом».
Результаты исследования здания школы на пожароопасность
Наименование помещения | Предметы и материалы | Горючесть | Продукты горения |
Спортзал | Полы деревянные, скамейки деревянные | Г- 3 | СО, СО2, возможно диоксид серы |
Окна пластиковые | Г -2 | образование соляной кислоты и диоксина. | |
Панели деревянные радиаторные | Г- 3 | СО, СО2, возможно диоксид серы | |
Маты спортивные | Г-4 | СО, СО2, возможно аммиак | |
Учительская | Полы деревянные и линолеум | Г – 2, Г- 3 | СО, СО2, возможно диоксид серы, НCl. |
Шкафы, столы и стулья, мягкая мебель | Г-3 | СО, СО2 | |
Окна пластиковые | Г -2 | образование соляной кислоты и диоксина. | |
Стенды пластиковые Жалюзи, пластиковые оконные | Г-4 Г- 3 | СО, СО2, HCl, возможен фосген СО, СО2, возможно акролеин | |
Компьютер и множительная техника | Г- 3 | СО, СО2, возможно диоксид серы | |
Кабинет химии | Шкаф, столы и стулья | Г-3 | СО, СО2 |
Окна пластиковые | Г -2 | соляная кислота и диоксин. | |
Полы деревянные и линолеум | Г-2 и Г-3 | СО, СО2, возможно диоксид серы, НCl. | |
Рулонные шторы оконные | Г- 3 | СО, СО2, возможно акролеин | |
Стенды пластиковые | Г-4 | СО, СО2, HCl, возможен фосген | |
Горючие и легковоспламеняющиеся вещества (хранятся в лаборантской) | Г-4 | СО, СО2, возможно диоксид серы, НCl. | |
Коридор 1 этаж | Стенды пластиковые | Г- 3, Г- 4 | СО, СО2, возможно акролеин и фосген |
Цветочные горшки | Г -3 | СО, СО2 | |
Двери деревянные | Г - 3 | СО, СО2 | |
Окна деревянные, скамейки | Г -3 | СО, СО2 | |
Коридор 3 этаж | Стенды пластиковые | Г- 3, Г- 4 | СО, СО2, возможно акролеин и фосген |
Цветочные горшки | Г -3 | СО, СО2 | |
Двери деревянные | Г - 3 | СО, СО2 | |
Окна деревянные, скамейки | Г -3 | СО, СО2 | |
Библиотека | Шкафы, столы | Г-3 | СО, СО2 |
Стулья с мягким покрытием | Г-4 | СО, СО2, возможно диоксид серы | |
Компьютер и множительная техника | Г- 3 | СО, СО2, возможно диоксид серы | |
Стенды пластиковые | Г- 3, Г- 4 | СО, СО2, возможно акролеин и фосген |
Заключение
Проведённое исследование нашей школы показало, что наша школа не будет безопасна во время пожара, так как многие предметы и вещества являются горючими и сильногорючими, и будут сопровождаться сильным задымлением, с высокой концентрацией ядовитых веществ.
Мы с детства должны помнить слова: "проверьте, выключен ли телевизор, утюг, не оставили ли вы непогашенную сигарету. Помните: все это может стать причиной возникновения пожара".
По результатам исследовательской работы мы сделали следующие выводы:
1. В нашей школе нас окружают 18 предметов и материалов, которые являются пожароопасными, из них сильно горючих– 9, нормально горючих 7 и только 2 из них относятся к умеренно горючим (поликарбонат и линолеум);
2.При возникновении пожара в школе, находящиеся предметы и материалы будут образовывать токсичные продукты горения такие как: угарный и углекислый газ, хлороводород, цианистый водород, диоксины, диоксиды серы, аммиак и возможно фосген.
3. При возникновении пожара школа будет очень опасна для жизни окружающих.
Список использованной литературы
1. ГОСТ 12.1.044-89. "ССБТ. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения". — М.: Изд. стандартов, 1990. —142 с. (Первоначально — ГОСТ 12.1.044-84).
2. ГОСТ 12.1.007-76. "ССБТ. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности". — М., 1976.
3. Михайлов, Ю.М. Пожарная безопасность в строительстве / Ю.М. Михайлов. — М.: Альфа-Пресс, 2012. — 144 c
5. Смирнов, С.Н. Противопожарная безопасность / С.Н. Смирнов. — М.: ДиС, 2010. — 144 c.
6. https://fasadinfo.ua/articles/window_technologies/1356
7. http://stimdon.ru/linoleum_km.html
Приложение 1
Практические рекомендации
Простые правила помогут сделать школу безопасной.
Чтобы сделать школу пожаробезопасной рекомендуем прислушаться к следующим советам:
1. Если вы собрались делать ремонт в школе, то покупая отделочные материалы, необходимо обращать внимание на знаки «Г4», «Г3» и «Т4». Это значит, что они легко воспламеняются и высокотоксичны, не используйте их.
2. В качестве напольного покрытия не используйте ламинат. Помните, что синтетические материалы выделяют при горении очень ядовитый дым.
3. Убедитесь в исправности электропроводки и обогревательных приборов.
4. Не ставьте источники открытого огня около занавесок. Не накрывайте настольные лампы бумагой.
5. Загореться может ваш собственный телефон или компьютер. Располагайте эти устройства подальше от того, что хорошо горит. Не кладите на них или возле них книги, газеты, не перекрывайте доступ воздуха для нормальной вентиляции и охлаждения.
Приложение 2
Данные по концентрации летучих токсичных веществ, выделяющихся при пожаре и их воздействие на организм человека
Название и химичес-кая формула | Описание воздействия | Концентрация | Симптомы |
Оксид углерода, угарный газ, СО | В результате соединения с гемоглобином крови, образуется неактивный комплекс – карбокси-гемоглобин, вызывающий нарушение доставки кислорода к тканям организма. Выделяется при горении полимерных материалов. Выделению способствует медленное горение и недостаток кислорода. | 0,2-1% об. | Гибель чело-века за период от 3 до 60мин. |
Диоксид углерода, углекислый газ, СО2 | Вызывает учащение дыхания и увеличение легочной вентиляции, оказывает сосудорасширяющее действие, вызывает сдвиг pH крови, также вызывает повышение уровня адреналина. | 12 % об.
20 % об. | Потеря сознания, смерть в течении нескольких минут. Немедленная потеря созна-ния и смерть. |
Хлорово-дород, хлористый водород, HCl | Снижает возможность ориентации человека: соприкасаясь с влажным глазным яблоком, превращается в соляную кислоту. Вызывает спазмы дыхания, воспалительные отеки и, как следствие, нарушение функции дыхания. Образуется при горении хлорсодержащих полимеров, особенно ПВХ. | 2000-3000 мг/м3 | Летальная концентра-ция при действии в течении нескольких минут. |
Цианово-дород, (циа-нистый водород, синильная кислота), HCN | Вызывает нарушение тканевого дыхания вследствие подавления деятельности железосодержащих ферментов, ответственных за использование кислорода в окислительных процессах. Вызывает паралич нервных центров. Выделяет-ся при горении азотсодержащих материалов (шерсть, полиакрилонитрил, пенополиуретан, бумажно-слоистые пластики, полиамиды и пр.) | 240-360 мг/м3 420-500 мг/м3 | Смерть в течении 5-10 мин Быстрая смерть |
Фторово-дород, (фтористый водород, HF) | Вызывает образование язв на слизистых оболочках глаз и дыхательных путей, носовые кровотечения, спазм гортани и бронхов, поражение ЦНС, печени. Наблюдается сердечнососудистая недостаточность. Выделяется при горении фторсодержащих полимерных материалов. | 45-135 мг/м3 | Опасен для жизни после несколько минут воздействия |
Диоксид азота, NO2 | При попадании в кровь, образуются нитриты и нитраты, которые переводят оксигемоглобин в метгемоглобин, что вызывает кислородную недостаточность организма, обусловленную поражением дыхательных путей. Предполагается, что при пожарах в жилых домах отсутствуют условия, необходимые для интенсивного горения. Однако известен случай массовой гибели людей в клинической больнице из-за горения рентгеновской пленки. | 510-760 мг/м3
950 мг/м3 | При вдыха-нии в тече-нии 5 мин развивается бронхопнев-мония Отек легких |
Аммиак, NH3 | Оказывает сильное раздражающее и прижигающее действие на слизистые оболочки. Вызывает обильное слезотечение и боль в глазах, удушье, сильные приступы кашля, головокру-жение, рвоту, отеки голосовых связок и легких. Образуется при горении шерсти, шелка, полиакрилонитрила, полиамида и полиуретана. | 375 мг/м3
1400 мг/м3 | Допустимая в течении 10 мин
Летальная концентра-ция |
Акролеин (акрило-вый альдегид, СН2=СН-СНО) | Легкое головокружение, приливы кро-ви к голове, тошнота, рвота, замедле-ние пульса, потеря сознания, отек лег-ких. Иногда отмечается сильное голо-вокружение и дезориентация. Источ-ники выделения паров - полиэтилен, полипропилен, древесина, бумага, нефтепродукты. | 13 мг/м3
75-350 мг/м3 | Переносимая не более 1 мин Летальная концентра-ция |
Сернистый ангидрид (диоксид серы, сернистый газ, SO2) | На влажной поверхности слизистых оболочек последовательно превращаются в сернистую и серную кислоту. Вызывает кашель, носовые кровотечения, спазм бронхов, нарушает обменные процессы, способствует образованию метгемоглобина в крови, действует на кроветворные органы. Выделяется при горении шерсти, войлока, резины и др. | 250-500 мг/м3
1500-2000 мг/м3 | Опасная концентра-ция Смертельная концентрация при воздействии в течение нескольких минут. |
Сероводород. Н2S | Раздражение глаз и дыхательных путей. Появление судорог, потеря сознания. Образуется при горении серосодержащих материалов. | 700 мг/м3 1000 мг/м3 | Тяжелое отравление Смерть в течении нескольких минут |
Дым, парогазоаэрозоль-ный комплекс | В его составе находятся твердые частицы сажи, жидкие частицы смолы, влаги, аэрозолей конденсации выполняющих транспортную функцию для токсичных веществ при дыхании. Кроме того, частицы дыма сорбируют на своей поверхности кислород, уменьшая его содержание в газовой фазе. Крупные частицы (> 2,5 мкм) оседают в верхних дыхательных путях, вызывая механическое и химическое раздражение слизистой оболочки. Мелкие частицы проникают в бронхиолы и альвеолы. При поступлении в большом количестве возможна закупорка дыхательных путей. |
- |
- |
Рисуем подснежники гуашью
Алые паруса
Иван Васильевич меняет профессию
Ручей и камень
В Китае испытали "автобус будущего"