Зарождение математических развлечений в виде шуточных и занимательных задач, головоломок, отгадывания чисел и прочих разнообразных задач на смекалку относится к глубокой древности.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zadachnik_po_matematike_dlya_nachalnoy_shkoly.docx | 64.43 КБ |
prezentatsiya_sbornik_mz.pptx | 667.94 КБ |
Научно – практическая конференция
«Шаг в будущее»
Сборник занимательных задач для учащихся 1-4 классов.
Выдрин Артем, Бронников Савелий МКОУ Кондинская СОШ, 5 «Б» класс
Савельева Людмила Степановна, учитель математики.
2017
1
Сборник занимательных задач для учащихся 1-4 классов.
Выдрин Артем, Бронников Савелий
Тюменская область, п. Кондинское, МКОУ Кондинская СОШ, 5 «Б» класс
Аннотация
Зарождение математических развлечений в виде шуточных и занимательных задач, головоломок, отгадывания чисел и прочих разнообразных задач на смекалку относится к глубокой древности. Следы их можно найти в древнеегипетских, китайских, греческих, индийских, арабских и других старинных документах и книгах.
Цель проекта:
Создать сборник занимательных задач для 1-4 классов.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить историю создания занимательных задач.
Проанализировать смысл и содержание занимательных задач.
Провести анкетирование учащихся с 1-4 класс.
Предложить использовать сборник занимательных задач на уроках математики.
Методы исследования: поисковый, исследовательский, обобщение, анализ, сравнение.
Благодаря данным исследовательские методам сделаны следующие выводы:
Математика очень важна в повседневной деятельности человека. Решение занимательных задач отражаются на умении рассуждать, формулировать мысли, удерживать в голове сложные концепции и выстраивать витиеватые взаимосвязи, преуспевать в участии олимпиад.
Поэтому с самого детства надо полюбить ее, и она окажет большую помощь на протяжении всей жизни.
2
Сборник занимательных задач для учащихся 1-4 классов.
Выдрин Артем, Бронников Савелий
Тюменская область, п. Кондинское, МКОУ Кондинская СОШ, 5 «Б» класс
План исследования
Зарождение математических развлечений в виде шуточных и занимательных задач, головоломок, отгадывания чисел и прочих разнообразных задач на смекалку относится к глубокой древности. Следы их можно найти в древнеегипетских, китайских, греческих, индийских, арабских и других старинных документах и книгах.
Объект исследования: математические задачи для 1-4 классов.
Предмет исследования: занимательные задачи для 1-4 классов.
Актуальность проекта создания сборника занимательных задач состоит в том, что в начальных классах возникает проблема заинтересованности создания и накопления копилки знаний и умений решать нестандартные математические задачи.
Гипотеза:
Правда ли, что занимательные задачи необходимы и интересны.
Для решения этого вопроса использованы следующие методы: поисковый, исследовательский, метод анализа, сравнения и обобщения. Поисковый метод позволил найти различные интересные математические задачи для начальной школы.
Анализ и сравнение задач разного уровня сложности дал возможность определить значение их необходимости применять на уроках математики в школе. Все эти методы в совокупности направлены на подтверждение выдвинутой гипотезы.
Теоретическая значимость работы.
Теоретическая значимость нашего исследования заключается в том, что многие учащиеся начальной школы, подростки и не только, возможно обратят внимание на наш проект сборника занимательных задач, узнают новое и интересное, и сделают выводы, что математика интересна и познавательна в любом возрасте.
Практическая значимость исследовательской работы состоит в том, что сборник может быть использован школьниками для повышения образовательного уровня и проведения занимательных уроков математики.
3
Сборник занимательных задач для учащихся 1-4 классов.
Выдрин Артем, Бронников Савелий
Тюменская область, п. Кондинское, МКОУ Кондинская СОШ, 5 «Б» класс
Научная статья
С математикой я встречаюсь каждый день! В школе, на улице, в магазинах и даже дома. Раскрывая удивительный мир окружающих нас чисел и решение нестандартных задач, она учит мыслить яснее и последовательнее, развивает мысль, внимание, воспитывает настойчивость и волю. Одним словом, математика учит нас учиться приобретать знания.
Любая математическая задача, для какого бы класса она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д. Умственная задача реализуется средствами игры в игровых действиях. Что такое занимательность? Однозначного ответа на данный вопрос нет. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, головоломке, ребусе, лабиринте и др.
Многообразие занимательного материала дает основание для их классификации. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и по значению, по характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.
Исходя из логики действий, осуществляемых тем, кто решает задачу, разнообразный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно три основные группы:
1. Развлечения.
2. Математические (логические) игры и задачи.
3. Развивающие (дидактические) игры и упражнения.
Математические развлечения:
разного рода задачи, упражнения, моделирование, загадки, задачки-шутки, математические квадраты, математические фокусы, головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование и др.
Они увлекательны для учащихся, интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Например, головоломки могут быть арифметическими (угадывание чисел), геометрическими (разрезание бумаги сгибание проволоки), буквенными (анаграммы, кроссворды, шарады). Есть головоломки, рассчитанные только на игру фантазии и воображения. Так головоломки целесообразны при закреплении представлений о геометрических фигурах, их преобразовании. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, при формировании представлений о времени.
Математические (логические) игры, задачи, упражнения:
Назначение логических игр, задач и упражнений состоит в оживлении процесса обучения, в развитии умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать.
Развивающие игры, задачи и упражнения:
Они интересны для учащихся, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли.
Эти задачи различны по степени сложности, характеру преобразования. Их нельзя решать каким-либо усвоенным ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи учащийся включается в активную умственную деятельность, стремясь достичь конечной цели.
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у ребят интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявить умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.
Занимательная математика позволяет развить некоторые важные умственные качества: аналитические, дедуктивные (способность к обобщению), критические, прогностические (умение прогнозировать, мыслить на несколько шагов вперед) способности:
Мы считаем, что занимательная математика очень важна и в школе она нужна. До того момента, когда человек (ученик) определится в выборе своей будущей профессии, нужно рассказывать о математике не так, как в учебнике: может быть, не слишком подробно и углубленно, а с более широкой, общенаучной иногда и нестандартной занимательной точки зрения.
Заключение.
Математика очень важна в повседневной деятельности человека. Решение занимательных задач отражаются на умении рассуждать, формулировать мысли, удерживать в голове сложные концепции и выстраивать витиеватые взаимосвязи, преуспевать в участии олимпиад.
Современный стиль жизни в отсутствии математики маловероятен. Ибо, если мы не очень хорошо разбираемся в языке цифр, нам будет трудно достичь важных решений в выполнении повседневных задач.
Будь то поход в магазин, на природу, или пересмотр дома в рамках бюджета, - знание математики является ключом, и, следовательно, необходимо.
Поэтому с самого детства надо полюбить ее, и она окажет большую помощь на протяжении всей жизни.
Литература.
Литература:
1.Игровые занимательные задачи для младших школьников. З.А.Михайлов М. ,Просвещение,2009.
2.От игры к знаниям. Е.М.Минскин ,М.,Просвещение,2001.
3.Логические и математические и игры. Р.Ф.Соболевский, Минск,2007.
4.Считай, смекай, отгадывай. Киев,2008.
5.Ступеньки творчества , или развивающие игры. Б.П.Никитин,Минск,2000.
Аналитическая справка по результатам анкетирования среди учащихся 1-4 классов
МКОУ Кондинская СОШ
Цель: изучить мнение учащихся 1-4 классов о заинтересованности в изучении предмета математика.
Объект исследования: учащиеся 1-4-х классов
Формы и методы работы – анкетирование
Сроки – март 2017 года
По результатам проведения данного анкетирования было выявлено:
В анкетировании приняли участие 6 классов:
1 А класс;
2 Б класс;
3 А, 3Б классы
4А и 4Б классы.
Всего в анкетировании приняло участие 113 учащихся с 1 по 4 класс.
На вопрос «Нравиться ли вам математика?»
- «Да» ответили 94 ученика что составило 83% от числа респондентов.
- Предмет математика не нравиться 10-и ученикам – 9%;
- Затруднились с ответом 9 учащихся- 8%
На вопрос «Любите ли вы решать занимательные задачи?»
Положительно ответили 86 учеников -76 %;
Отрицательный ответ дали 13 человек – 11 %
Затруднились с ответом 15 учащихся что составило 13% от числа опрошенных.
На вопрос «Любите ли Вы придумывать свои задачи?»
Положительно ответили – 69 учащихся – 61 %
Отрицательно ответили -44 учащихся, что составило 39 % опрошенных.
На вопрос «Занимаетесь и вы математикой дома, кроме выполнения домашних заданий?»:
Положительно ответили 77 учащихся - 69 %
36 учащихся- 31% не выполняют дополнительных упражнений кроме домашних заданий.
Исходя из результатов опроса, можно сделать следующие выводы:
Таким образом, более 60 % опрошенных считают, что математика интересный и занимательный предмет, которому необходимо уделять больше внимания и заниматься во внеурочное время.
Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Исполнитель: Выдрин Артем, ученик 5 Б класса.
10.03.2017
Слайд 1
МКОУ Кондинская СОШ СБОРНИК ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВСлайд 2
Авторы- составители: учащиеся 5 Б класса Выдрин Артём, Бронников Савелий Руководитель проекта: Савельева Людмила Степановна
Слайд 3
« Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным». Блёз Паскаль.
Слайд 4
Создать сборник занимательных задач для 1-4 классов. Цель проекта :
Слайд 5
Изучить историю создания занимательных задач. Проанализировать смысл и содержание занимательных задач. Провести анкетирование учащихся с 1-4 класс. Предложить использовать сборник занимательных задач на уроках математики Задачи проекта :
Слайд 6
Объект исследования: Математические задачи для 1-4 классов. Предмет исследования: Занимательные задачи для 1-4 классов.
Слайд 7
С оздание сборника занимательных задач заинтересует учащихся начальных классов в создании и пополнении копилки знаний и умений решать нестандартные математические задачи . Актуальность проекта :
Слайд 8
гипотеза Правда ли, что занимательные задачи необходимы и интересны.
Слайд 9
поисковый исследовательский обобщение анализ сравнение Методы исследования :
Слайд 10
Многие учащиеся начальной школы, подростки и не только, возможно обратят внимание на наш проект сборника занимательных задач, узнают новое и интересное, и сделают выводы, что математика интересна и познавательна в любом возрасте. Теоретическая значимость проекта :
Слайд 11
Сборник может быть использован школьниками для повышения образовательного уровня и проведения занимательных уроков математики. Практическая значимость проекта :
Слайд 12
Аналитическая справка по результатам анкетирования среди учащихся 1-4 классов МКОУ Кондинская СОШ Цель: изучить мнение учащихся 1-4 классов о заинтересованности в изучении предмета математика. Объект исследования: учащиеся 1-4-х классов Формы и методы работы – анкетирование Сроки – март 2017 года
Слайд 13
« Нравится ли вам математика?»
Слайд 14
Любите ли вы решать занимательные задачи?»
Слайд 15
«Любите ли Вы придумывать свои задачи?»
Слайд 16
«Занимаетесь и вы математикой дома, кроме выполнения домашних заданий?»:
Слайд 17
I . Раздел Сборник занимательных задач по математике для 1 класса. II . Раздел Сборник занимательных задач по математике для 2 класса. III . Раздел Сборник занимательных задач по математике для 3 класса. IV . Раздел Сборник занимательных задач по математике для 4 класса. Сборник состоит из 4 разделов :
Слайд 18
I . Раздел Сборник занимательных задач по математике для 1 класса .
Слайд 19
ЗАДАЧИ-ШУТКИ • Хозяйка в корзинке несла 100 яиц. А дно упало Сколько яиц осталось в корзине? • На груше росло 50 груш, а на иве — на 12 меньше. Сколько груш росло на иве? • Что легче: 1 кг ваты или 1 кг железа? • Курица на двух ногах весит 2 кг. Сколько весит курица на одной ноге? • Вася с Сашей играли в шашки 4 часа подряд. Сколько часов играл каждый из них? • На дереве сидело 2 сороки, 3 воробья и 2 белки. Вдруг два воробья вспорхнули и улетели. Сколько птиц осталось на дереве?
Слайд 20
II . Раздел Сборник занимательных задач по математике для 2 класса.
Слайд 21
Задачки и иллюстрации из задачника Григория Остера (1994 год). Волк пригласил на свой день рождения 3 поросёнка, 7 козлят и 1 Красную Шапочку. Сколько аппетитных гостей пригласил волк на свой день рожденья?
Слайд 22
III . Раздел Сборник занимательных задач по математике для 3 класса.
Слайд 23
Задание на сообразительность Переложи три спички так, чтобы получились четыре равных квадрата
Слайд 24
IV . Раздел Сборник занимательных задач по математике для 4 класса.
Слайд 25
Задачи на внимание Где спрятался медведь?
Слайд 26
Современный стиль жизни в отсутствии математики маловероятен. Ибо, если мы не очень хорошо разбираемся в языке цифр, нам будет трудно достичь важных решений в выполнении повседневных задач. Поэтому с самого детства надо полюбить ее, и она окажет большую помощь на протяжении всей жизни. Математика очень важна в повседневной деятельности человека. Решение занимательных задач отражаются на умении рассуждать, формулировать мысли, удерживать в голове сложные концепции и выстраивать витиеватые взаимосвязи, преуспевать в участии олимпиад. Выводы :
Слайд 27
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Прекрасная арфа
Тупое - острое
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Две лягушки
Позвольте, я вам помогу