В работе Женя приводит доказательства важности сна , на основе своих наблюдений и исследований.
Вложение | Размер |
---|---|
pervye_shagi_v_nauku.docx | 346.18 КБ |
IV городской фестиваль исследовательских работ
«Первые шаги в науку» для учащихся 3 – 4-х классов
Секция «Если хочешь быть здоров»
Тема : «Спать или не спать? Вот в чем вопрос!»
Выполнил:
Астунина Евгения
ученица 3 класса А
МБОУ Школа №86
Кировский район
Научный руководитель:
Исаева Марина Юрьевна,
учитель начальных классов
Самара
2022-2023 гг.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….3
Заключение………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………….16
ВВЕДЕНИЕ
Каждый день я прихожу после школы и дополнительных занятий уставшая. У меня почти нет сил, чтобы делать уроки. Но, когда портфель собран, сонливость как рукой снимает и хочется до самой ночи играть с игрушками, смотреть мультфильмы и разговаривать с сестрой Дашей. Чаще всего наше веселье прерывает мама, говоря, что вы завтра не встанете в школу. Мы начинаем спорить и с грустью ложимся по своим кроватям. Чаще всего я засыпаю быстро и, когда звенит будильник, почти всегда просыпаюсь хорошо, ведь я «жаворонок». А вот моей сестре повезло меньше. Она - «сова», всегда перед сном долго ворочается в своей кровати и утром встает в плохом настроении.
Но ей можно и позавидовать, потому что она всегда видит хорошие сны, а мне чаще снятся плохие.
Вот поэтому я и решила выяснить, сколько нужно спать детям в возрасте 9-11 лет, почему люди просыпаются по-разному и видят разные сны.
Гипотеза: школьники должны спать не менее 8-9 часов, отклонение от норм приводит к плохому самочувствию и настроению ребенка.
Цель исследования: изучить влияние сна на школьников.
Я поставила для себя задачи:
1 Узнать от чего зависит какие сны снятся человеку?
2 Узнать мнение врачей о продолжительности сна.
3 Узнать, почему сон необходим для здоровья человека.
4 Узнать почему иногда утром просыпаться легко, а иногда сложно.
5 Провести анкетирование в своем классе, для того чтобы узнать, сколько спят мои одноклассники.
6 Провести измерение продолжительности и качества сна с помощью фитнес-браслета.
Я буду применять следующие методы исследования: изучение научной литературы, социальный опрос, сравнение результатов, измерение.
1 СОН-ЭТО ЗДОРОВЬЕ
Данная тема актуальна для всех людей. Мой папа часто повторяет: «Сон- это здоровье». Это значит, что сон может быть лекарством?
Человек не может жить не только без воздуха, воды и пищи, но и без сна. Во сне замедляются все процессы в организме: снижается температура, замедляется кровоток, сердечный ритм и дыхание. Кишечник и желудок уменьшают скорость переваривания (поэтому врачи не советуют есть на ночь). Вредные вещества выводятся из организма, заменяются отмершие ткани, клетки восстанавливаются, расслабляются скованные за трудный день мышцы. Утром мы просыпаемся отдохнувшими, полными сил, сбросив с себя, благодаря сну, вчерашнюю усталость. [12]
Итак, главное значение сна – это отдых для организма.
2 ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ СНА
В энциклопедии я прочитала удивительный факт – треть жизни мы спим! Спать нужно не менее 8 часов в сутки. За всю жизнь человек проводит в постели 8640 суток – это почти 24 года! [2]
По мнению врачей для детей разного возраста нормы сна различаются:
- до года детям надо спать от 2 до 5 часов днем, от 8 до 11 ночью;
- от 2 до 7 лет – от 1.5 до 2 часов днем, от 10 до 11 часов ночью;
- с 7 лет дневной сон отсутствует, а ночной должен длиться не менее 8- 9 часов.
Я узнала, что одна из проблем в нашем современном мире, что люди постоянно не высыпаются. Часть из этих людей не хочет тратить свое время на сон, а разменивает его на интернет и телепередачи. А некоторые страдают от бессонницы из-за неправильного образа жизни. Какие же есть правила хорошего сна?
3 ПРАВИЛА ХОРОШЕГО СНА
1 Тратьте на сон не менее 8 часов.
2 Старайтесь ложиться и просыпаться в одно и то же время даже в выходные.
3 Не пользуйтесь телефоном и не смотрите телевизор прямо перед сном. Лучше почитайте книгу.
4 Проветривайте комнату, чтобы воздух в помещении был свежим.
5 Обеспечьте себе полную темноту, так как малейший свет мешает организму расслабиться.
6 Ужин должен быть легким и не позднее чем за 2 часа до сна.
7 Избавляйтесь перед сном от плохих мыслей и нерешенных проблем.
8 Вставайте по будильнику с первого раза. 10-15 минут организм не спасут от недосыпа. А вот сил на то, чтобы проснуться и заснуть несколько раз подряд, потратите много.
4 БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЧАСЫ
Я часто задавалась вопросом, почему в будни, когда нужно идти в школу и звонит будильник, я еще не выспалась. Зато в выходные я зачем-то сама просыпаюсь без будильника в это же время бодрая и полная сил.
Во время подготовки к данной работе я нашла ответ на свой вопрос.
В нашем организме есть встроенный механизм – биологические часы. Они отвечают за наш сон. От них зависит, как мы будем чувствовать себя с утра, как долго проворочаемся в постели, пытаясь уснуть, в каком ритме будет биться наше сердце и многое-многое другое.
Основные биологические часы – это группа нервных клеток в головном мозге. Их около 20000 и они расположены в гипоталамусе – области мозга, находящейся чуть выше пересечения зрительных нервов. [6]
Чтобы чувствовать себя выспавшимся в любой день, биологические часы должны работать в повторяющемся ритме. Хорошее утро начинается с вечера. Если вы сильно устали за день, лучше лечь чуть раньше. При этом вставать лучше в одно и то же время в любой день. Тогда мозг и тело успеют восстановить силы, биологические часы не собьются с ритма и самочувствие будет отличное!
Есть и психологический фокус в пробуждении в будни по будильнику. Утром очень не хочется вставать, одеваться и идти в школу и наш друг мозг изо всех сил защищает нас от неприятного момента и «уговаривает» поспать «еще 5 минуточек».
Нарушив биологические часы, ребенок не высыпается. На уроке соображаешь гораздо хуже, даже знакомая таблица умножения вдруг становится «незнакомой». Появляются рассеянность и плохое настроение. Если же недосыпание превращается в привычку, то портится уже и характер.
5 СНОВИДЕНИЯ И ФАЗЫ СНА
Из энциклопедии я узнала, что сон - неоднородный процесс. Существует две стадии - быстрый и медленный сон.
Сначала наступает медленный сон. Он длится около 90 минут. Тело расслабляется, глаза неподвижны и организм отдыхает. За всю ночь медленный сон сменяется быстрым – на 10-20 минут. В момент «быстрого сна» было замечено быстрое движение глазных яблок у спящего. Если разбудить человека в этот момент, то он скажет что видел сон.
Когда мы спим, мозг не бездействует, он продолжает «раскладывать по полочкам» все события дня. Если что- то вызвало у нас сильную эмоцию днем, мозг это «припомнит», пошлет импульс в свой отдел, связанный с воспоминаниями, выберет среди них подходящий образ, «склеит в картинку» - и нам присниться сон.[3]
Так нас «посещают» сновидения. Нет людей, которые хоть однажды не видели бы сна. Для большинства людей сновидения – постоянные «гости».
Удивительно, но внешние раздражители – холод, шум, запах - все-таки могут проникнуть в наш мозг и повлиять на содержание сна. При запахе дыма спящий может видеть сон, в котором он тушит пожар, при охлаждении ног – идет босиком по холодной росе.[7]
Еще интереснее тот факт, что есть частичный сон. В мозгу как бы остаются сторожевые пункты. Так, например, мама может крепко спать при шуме телевизора. Но при малейшем шорохе из нашей с сестрой комнаты ночью, она сразу просыпается.
В сновидениях мы можем парить над облаками, плавать с дельфинами в огромном океане, превращаться в мультипликационных героев и многое-многое другое. И все-таки все сны – это отражение нашей реальной жизни. Не зря ученый Иван Михайлович Сеченов считал сновидения «небывалыми комбинациями бывалых впечатлений».[4]
6 УДИВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА СНА
Когда нам задают на дом выучить стихотворение или параграф, мама всегда говорит: «Повтори на ночь». И, действительно, вечером кажется, что стихотворение не доучено, а утром встаешь и рассказываешь его наизусть. Почему так происходит?
Это доказывает, что деятельность мозга не прекращается во время сна. Так, например, великий химик Д.И. Менделеев долгое время не мог придумать таблицу химических элементов, пока однажды не увидел ее в сновидении. Композитор Бетховен во сне сочинил пьесу «Сон в летнюю ночь». А скрипачу и композитору Тартини приснилась заключительная часть сонаты «Дьявольские трели». Это соната считается одной из его лучших работ. [11]
7 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Я провела опрос среди своих одноклассников, для того чтобы узнать сколько ребята спят, как встают по утрам и какие сны им снятся.
Я предложила детям заполнить анкеты. Получились следующие результаты:
Проведя это исследование, я увидела, как мои друзья готовятся ко сну, как просыпаются и какие у них сновидения и сделала вывод:
Я решила провести эксперимент. В течение 3 дней у меня и 3 дней у моей сестры с помощью фитнес-браслета измерять качество и продолжительность сна.
Вот что у меня получилось:
День 1 – Женя
Перед сном проветрила комнату, почитала книгу. Выпила стакан кефира.
Уснула не сразу, но спала крепко. Ничего не приснилось. Проснулась бодрой. На уроках все получалось. Настроение хорошее.
Медленный сон – 2 часа 4 минуты
Быстрый сон – 6 часов 27 минут
День 2 – Женя
В этот день мы пришли домой поздно после танцев. Плотно поужинала. Комнату не проветрила. Перед сном играла в игры на телефоне.
Заснула быстро. Ночью просыпалась. Приснился кошмар. И, хотя проспала более 9 часов, встала утром с трудом. В школе быстро устала на уроках.
Медленный сон – 1час 7 минут
Быстрый сон - 7 часов 57 минут
Пробуждение – 2 раза.
День 3 – Женя
Проветрила комнату, выпила чай с конфетой. Перед сном рисовала.
Уснула сразу. Приснился сон про сказочных единорогов. Встала легко. Настроение хорошее. На уроках была активна и внимательна.
Медленный сон – 1час 55 минут
Быстрый сон - 6 часов 26 минут
День 1 – Даша
Не проветрила комнату. Перед сном покушала. Час играла в компьютерную игру.
Долго не могла уснуть. Ничего не снилось. Встала очень плохо. Настроение не очень. В школе допускала ошибки.
Медленный сон – 1час 13 минут
Быстрый сон – 6 часов 39 минут
День 2 – Даша
Проветрила комнату. Перед сном съела йогурт. Читала книгу.
Уснула быстро. Снились сны о море. Встала достаточно хорошо. В школе была внимательна и активна.
Медленный сон – 1час 47 минут
Быстрый сон – 6 часов 23 минут
День 3 – Даша
Проветрила комнату. Выпила стакан чая. Перед сном играла в телефон.
Уснула достаточно быстро. Ничего не снилось. Встала неважно. В школе была бодрой, устала к концу занятий.
Медленный сон – 1час 32 минут
Быстрый сон – 6 часов 43 минут
Вывод: Мое настроение и самочувствие зависят от того как я спала, во сколько легла и как готовилась ко сну. Теперь можно рассказать одноклассникам о том, какие результаты я получила.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гипотеза подтвердилась. Школьники должны спать 8-9 часов в сутки. Отклонение от этих значений приводит к недосыпанию и плохой успеваемости в школе.
Выводы:
- Человек не может жить без сна;
- В нашем организме есть биологические часы;
- Существует две стадии - быстрый и медленный сон.
Теперь я понимаю, что не нужно спорить, когда родители нас укладывают спать. Ведь ночью я отдыхаю и набираюсь сил на предстоящий день.
Одноклассникам я рекомендую: относитесь к своему сну серьезно, потому что сон – это здоровье.
Работа над проектом научила меня находить нужную информацию в научной литературе и интернете, отвечать на поставленные вопросы, относится бережно к своему здоровью.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Каргопольская игрушка
Сказочные цветы за 15 минут
Аэродинамика и воздушный шарик
Сочинение
Растрёпанный воробей