Тема: «Из одного металла льют: медаль за бой, медаль за труд!»
Вложение | Размер |
---|---|
Проектно-исследовательская работа | 105.5 КБ |
Государственное казенное образовательной учреждение
«Школа-интернат Костромской области для детей с тяжёлыми нарушениями речи и детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Проектно-исследовательская работа
Тема: «Из одного металла льют: медаль за бой, медаль за труд!»
Выполнил:
ученик 10 «А» класса
Евланов Савва
г. Кострома, 2021 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………. 1 - 3
Глава I. На фронте.
1.1. Богачёв Антон Степанович. ………………………………………. 4 - 8
1.2. Богачёв Фёдор Антонович……………………………………………9 - 11
Глава II. В тылу. ………………………………………………..… 12 -14
Заключение………………………………………………………………… 15-16
Список использованных источников…………………………………….. 17
Приложения 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Введение
Солдат, вспоминая свой путь до конца,
Заплачет скупыми слезами.
А павшие живы все в наших сердцах, –
Безмолвно стоят рядом с нами.
В. Снегирёв
История нашей страны складывается из историй каждой семьи, в которой обязательно есть свои герои. Если, кажется, что нет в роду героев, то это неправда. Мы просто плохо знаем историю своей семьи, не интересовались, чем и, главное, как жили наши предки.
В древности люди говорили: «Мой род – моя крепость». У каждого человека есть свой дом, семья, родственники. Именно здесь мы находим сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Самым близким людям мы можем доверить свою тайну, поговорить о сокровенном, о том, что нас волнует, посоветоваться с ними.
Изучать историю своей семьи очень важно, но многие из нас не могут назвать по имени и отчеству своих прадедушек и прабабушек. Бурная история нашей страны как-то не располагала к изучению семейных архивов. В результате мы не знаем, какие бесценные уроки можем извлечь из жизни родных нам людей[1].
Актуальность: изучая истории Великой Отечественной войны, нельзя не знать историю своей семьи, ведь война прошла через судьбы наших прадедов.
Мы должны, пока не поздно, пока живы ветераны Великой Отечественной войны, члены наших семей, родственники, знать всё о том, что пережили они в трудные военные годы.
Прошло много времени со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, и наше поколение мало знает об этой войне, не задумывается, какой след оставила война в их семьях? Нынешнее поколение в неоплатном долгу перед теми, кто остался на полях сражений, перед теми, кто вернулся, обеспечив нам мирную, спокойную жизнь на Земле и перед теми, кто был в тылу и своим трудом обеспечивал победу.
В России нет семьи, которую обошла стороной Великая Отечественная война. Все мы о ней помним. Не забываем и о подвиге советского солдата, освободившего землю от фашистов. Не забываем мы и тех людей, которые в тылу героически «ковали» будущую победу, пытаясь принести пользу своим близким на фронте и родной стране.[2]
В работе была поставлена цель: исследовать историю моей семьи в годы Великой Отечественной войны, переживших военное лихолетье, которые своей отвагой на фронте и героическим трудом в тылу ковали Победу.
В ходе работы были поставлены следующие задачи:
Гипотеза: предполагаю, что моё исследование напомнит многим о том, что мы не должны забывать о ветеранах Великой Отечественной войны и тружениках тыла.
Объект исследования: история семьи Богачёвых в годы Великой Отечественной войны.
Предмет исследования: вклад членов моей семьи в поеду над врагом в годы Великой Отечественной войны.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
Многие семьи затронула эта страшная беда. И моя семья не стала исключением. Люди должны помнить своих предков, сохранять традиции своей семьи. С особой гордостью могу сказать, что и мои родственники внесли свой вклад в историю России.
Глава 1. На фронте
Война была жестоким испытанием,
Четыре долгих года, как века.
Жила страна с единственным желанием -
Ждала победы русская страна.
Нет ни одной семьи, которой не коснулась бы война. Кто-то воевал на фронте, кто-то трудился в тылу, а кто-то сражался с последствиями страшной войны. Историю своей семьи я узнал от своей прабабушки Малышевой Александры Антоновны, для того, чтобы знать и хранить память о своих предках, и помнить, какой ценой была достигнута долгожданная Победа. Помнить и гордиться…
Село Богородецкое Молвитинского (ныне Сусанинского) района было небольшим. В этом селе жила семья Анастасии Ивановны и Антона Степановича Богачёвых. Он, бывший кавалерист, участник Первой мировой войны, был награждён Георгиевскими крестами, работал на лошади при колхозе «Большевик». Что располагался в селе «Кузнецово». Она, обычная крестьянка, мать четверых детей, работала дома и на колхозных полях.
Из воспоминаний Малышевой Александры Антоновны: «Нас в семье было четверо детей, Фёдор, самый старший, погиб в 1942 году в Сталинграде. Меня, 16 летнюю девчонку, в июле 1941 года забрали окопы рыть, вернулась только в конце 1942, голодная, больная, вся вшивая. Двое младших - Катя с Павлом помогали маме, Анастасии Ивановне, по хозяйству.
Родители работали в колхозе «Большевик», что располагался в селе Кузнецово. Мать лён выращивала, а отец до самой пенсии был конюхом у председателя колхоза Анатолия Степановича Пономарёва».
Богачёв Антон Степанович родился 10 августа 1891 года в селе Богородецкое Молвитинского района (ныне Сусанинский район) Костромского района, Ярославской области. В молодости он был лихим наездником, в Первую мировую служил в конной артиллерии, с поляками воевал, был награждён Георгиевскими крестами.
Из воспоминаний Малышевой Александры Антоновны: «Крестов помню у него много было, да только не сохранился не один. Нам, когда маленькие были, очень нравилось играть с ними, а отец и не сердился на нас за это. Кто бы мог подумать, что они могли стать семейной реликвией. Да пожар в доме, что произошёл в конце 50-х, уничтожил все документы и фотографии, которые могли бы рассказать о прошлом».
Когда началась война, Антону Степановичу было 50 лет. Поздней осенью 1941 года он был отправлен в составе продовольственно-вещевого обоза, с различными припасами для красноармейцев. Со всех близлежащих деревень было приказано собрать здоровых и молодых лошадей. Под руководством Антона Степановича, весь этот обоз и был отправлен на места военных действий.
Уже в начале войны стали формировать санитарно-гужевые подразделения. Бездорожье, затрудняющее движение автомашин, а подчас вообще делающее его невозможным, на некоторое время, возлагал на конский транспорт самые ответственные задачи. Достаточно сказать, что на одном из участков фронта за короткий срок было доставлено гужевым транспортом на передовые более тысячи тонн важнейших грузов, снабжали всем необходимым и увозили раненых.[3]
В 1941 г. в армиях и на фронтах были сформированы отдельные конно-санитарные роты (ОКСР), которые придавались медицинской службе полков и дивизий для вывоза не только раненых с поля боя, но и сбора убитых.
Война с лицом смерти. Миллионы человеческих жизней погублено на полях сражений. Запах смерти, и в прямом и в переносном смысле этого слова, стоял повсюду, где проходили ожесточённые бои, где властвовал фашизм. Кто-то, освобождая Родину от немецких оккупантов шёл на смерть совершая героический подвиг, а кто-то встречался со смертью лицом к лицу каждый день. И это тоже был своего рода подвиг. Подвиг – остаться человеком! Не утратить человеческие качества как сострадания, гуманность, милосердие, человечность.
15 марта 1941 года народный комиссар обороны СССР Семён Тимошенко издаёт Приказ № 138 "О порядке погребения погибших военнослужащих офицерского, сержантского и рядового состава". Документ на восьми страницах скрупулезно описывает процедуру захоронения советских солдат и офицеров.
«…108. Вынос убитых с поля боя и погребение их является обязательным при всех условиях боя.
109. Погребение убитых и умерших от ран на поле боя производится специально выделенными командиром полка командами погребения» «Похоронные команды в РККА, прикреплялись к медсанбату, и как правило формировались из солдат ограниченно годных к строевому или пожилому возрасту, от которых на передовой было мало толка,
Команды погребения были в каждом полку, но они крайне малочисленны (3-6 человек) и не справлялись в полном объёме со своей работой, вследствие чего, были многочисленные нарушения порядка погребения. Каждый день им предстояло осуществлять очистку территории бывших боёв от потерь: собрать трупы погибших бойцов и офицеров, как переданных своими полковыми командирами, так и других воинских частей, и провести их захоронение.
Из воспоминаний Малышевой А.А. «Помню, что папа, Антон Степанович, рассказывал неохотно о времени, проведённом на военной службе в годы войны. После того как пригнал лошадей и обозы с продуктами, одеждой и медикаментами его прикрепили к медчасти. Он тогда уже не молод был, вот и подсоблял санитарочкам раненных переносить да умерших хоронить после боёв».
То, что было в сводках безвозвратных потерь, очень отличалось от «массовых потерь» в действительности. Это были жуткие картины. Летом, когда жара, стоял тяжелый, нестерпимый, тошнотный, тлетворный смрад разлагавшейся смерти. Вонь жуткая!
Зимой хоть этого не было, но зато готовить могилы одно мученье: долбили замёрзшую землю ломами, рубили топорами, жгли костры из всего, что под руку попадается, потом разгребали талую землю или, рвали землю взрывчаткой, в образовавшиеся ямы сваливали трупы и присыпали смерзшейся землей и снегом. Не дай бог увидеть это место захоронения весной. Редко, когда удавалось по-человечески и по-христиански: в земле хоронить.
Похоронные команды не успевали за движением своих войсковых подразделений. Захоронения павших воинов осуществлялось в братских могилах, где были и солдаты, и офицеры. Отвлекаться на индивидуальные погребения в таких условиях позволялось только для старшего офицерского состава Красной Армии. А порой, для могил использовались окопы, траншеи, щели, бомбовые воронки, кюветы дорог или хоронили в лесу. Из-за большого количества погибших некоторые могилы не засыпались и вовсе. Отсутствовали могильные столбики с указанием фамилий погибших, а надмогильные надписи делались простым карандашом, и после первого дождя они смываются, и установить, кто похоронен в данной могиле, невозможно. Иногда солдаты сами хоронили своих сослуживцев, иногда жители близлежащих поселений, ведь команде из нескольких человек было тяжело справиться с огромным количеством погибших людей.[4]
Из воспоминаний Малышевой А. А.: «Вот видно поэтому и не любил отец про свою службу на войне говорить. Некоторые односельчане с орденами, с медалями домой возвращались, а отец с тяжёлыми воспоминаниями о ужасах войны. Только верный конь, с которым отец прошёл весь военный путь, мог знать, что им обоим эта служба стоила. Вороной, так звали коня, разделил с ним все тяготы военной жизни. Сначала с ним в составе обоза отправился с гуманитарной помощью на фронт. Потом при медсанбате на повозке на нем же раненых перевозил в медсанбат и убиенных на телеге собирал с полей сражений. Ямы рыл для захоронений погибших. Вот и вся служба. Чем хвастаться то?».
Антон Степанович вернулся домой зимой 1943 года.
1.2. Богачёв Фёдор Антонович.
Богачёв Фёдор Антонович, гвардии сержант 39-й стрелковой гвардейской дивизии, старший сын семьи Богачёвых, родился 28 марта 1922 года в деревне Богородецкое Молвитинского района (ныне Сусанинский район) Костромской области. В семье было был самый старшим сыном. После 7 класса пошёл учиться на ветфельдшера в Сусанинский РКШ.
Война застала Фёдора в 19-летнем возрасте, когда он, молодой, но очень талантливый парнишка возглавлял ветеринарную станцию при Кузнецовском колхозе. Его и ещё 20 молодых ребят из соседних деревень призвали на службу в армию в самом начале войны.
Так молодой, талантливый ветеринар 26 июня 1941года покинув родной дом уходил защищать Родину. Когда уходил, так крепко обнимал и целовал своих родных, как будь то бы знал, что больше никогда не увидит своих близких. Он уходил навсегда…
Фёдор Богачёв с несколькими односельчанами попал по распределению в 5-й воздушно-десантный корпус РККА. За свой пытливый ум, за рвение к учёбе был направлен на курсы сержантов в г Раменьск, что под Москвой. Учился он охотно и прилежно. По своей натуре он был очень харизматичным малым, за это его все ребята уважали, даже командиры.
5 марта 1942 года на базе 5-й воздушно-десантного корпуса была сформирована 39-я стрелковая гвардейская дивизия под командованием гвардии подполковника Н. Лещининым.
Именно эта дивизия получила боевое крещение под Сталинградом. Ведь им, молодым ребятам, предстояло самое сложное и ответственное дело – оборона Сталинграда.
Сразу после формирования, 14-15 августа 1942 года части дивизии с марша заняли рубежи обороны вблизи Сталинграда - на правом берегу реки Дон. Бои шли круглосуточно. В ходе этих боёв с тремя танковыми и моторизованными дивизиями вермахта 39-я гвардейская стрелковая дивизия понесла большие потери — по ряду свидетельств до двух третей личного состава.[5]
В самое пекло и был направлен молодой гвардии сержант Фёдор Богачёв. О событиях, которые происходили в Сталинграде, об обстрелах, которые устраивала фашистская авиация практически ежечасно, о потере бойцов, о тяжелейших боях, о своих ощущениях и переживаниях Фёдор Богачёв записывал на клочке бумаги, чтобы переслать на родину.
Его заметки о боях, идущих под Сталинградом печатались в местной газете Молвитинская правда. Все жители деревни Богородецкое собирались возле колодца на улице, а затем читали громко для всех. Мама Анастасия Ивановна, хоть и была горда за своего сына, однако сердце материнское не находило покоя. Как он, такой молодой умный и способный парень в этой жуткой мясорубке воюет, и даже пытается писать. Весточку прислал – значит, жив…пока…
В связи с прорывом немцев к заводу «Красный Октябрь», в ночь на 1 октября 1942 года в город переправляется 39-я гвардейская стрелковая дивизия и занимает оборону на территории завода. Из донесения штаба Фронта Чуйкова: «В результате тяжёлых непрерывных боев боевые порядки дивизий сильно поредели.
На участке завода „Красный Октябрь“ нет сплошного фронта. Боевые участки сдерживаются отдельными очагами. Большие потери командного состава…»
29 октября 1942 года при обороне листоотделочного цеха завода «Красный октябрь», спасая от обстрела и очередной бомбёжки своих бойцов, Фёдор Богачё погиб.
Сообщение о гибели Фёдора пришло в письме от односельчанина Алексея Проворова, а похоронка пришла спустя месяц. Сам Алексей Проворов прошёл всю войну.
Из воспоминаний односельчанина Алексея Проворова: «Сплошного фронта уже не было, по территории завода перемещались небольшие группы немцев, перестрелки возникали на различных участках, связь со многими подразделениями дивизии полностью отсутствовала.
Начался очередной обстрел со всех сторон, а тут ещё как на зло, с неба бомбы как снег посыпались. Командир повёл нас всех в укрытие. Всех нас убереёг, а сам не успел. Его взрывной волной аж на 200 метров отнесло. После того как утихло немного мы командира искать пошли. Видим, из земли одни сапоги торчат, откопали, а там наш командир. Там недалеко и похоронили нашего командира».
Вот так и оборвалась жизнь 20-летнего, талантливого не состоявшегося ветеринара Фёдора Антоновича Богачева. И покоится он вдалеке от дома на Мамаевом кургане в городе Волгоград. А вся наша семья помнит и чтит память о нашем герое.
Почему-то люди привыкли героизировать людей, которые совершали лишь героические поступки и подвиги на фоне театра боевых действий. Но ведь были люди, которые совершали подвиги за занавесом боевых баталий. Но, к сожалению, их подвиги малознакомы людям.
Хранить память о своих предках, о их делах, о их маленьких, никому неведомых подвигах во имя Родины, семьи главная задача их потомков! Передавая от поколения к поколению историю своей семьи позволит надолго сохранить память о своих предках.
Глава 2. В тылу.
Война - это не только поле боя,
И труженики тыла скажут нам.
Не слышали они бомбёжки воя,
Трудились с честью все назло врагам.
Великая Отечественная война - это трагическое и вместе с тем героическое время, показало всему миру силу русского характера, величие народного духа. Война была народной, потому что вся страна вела борьбу с фашистскими оккупантами. На фронт уходили все, кто мог держать в руках винтовку. Но кому-то надо было продолжать работать в тылу, помогать армии продовольствием, медикаментами, оружием. Как не считать героями стариков, женщин и детей, взваливших на свои плечи невзготы военного лихолетья. Простые русские люди, они сделали всё, что смогли для фронта и Великой Победы![6]
Моя прабабушка, Малышева Александра Анатольевна в года Великой Отечественной войны была труженицей тыла и поделилась со мной своими воспоминаниями.
Александра Богачёва, которой едва исполнилось 16 лет, вместе с десятью подругами, работницами льнозавода в конце 1941 года попала под мобилизацию. Девушек сначала увези на работу под город Ярославль расчищать аэропорт, а потом переправили под Старую Руссу. А когда её заняли немцы, их переправили на озеро Селигер Калининской (ныне Тверской) области. Жили они в деревне Свапуще. Там девушки рыли окопы и противотанковые рвы.
Из воспоминаний Малышевой А.А.: «Через озеро был мост, по которому из Ярославля шли эшелоны с военной техникой, пополнением, продовольствием, снарядами. Поэтому немцы старались разбомбить этот мост. Были частые бомбёжки. От немецких самолётов даже не было видно неба, одна чернота. А ещё они летели так низко, что можно было видеть кресты на крыльях. Было и такое, что на людей, которые рыли окопы, сбрасывали бочки. От которых стоял страшный гул и вой. Сбрасывали немцы и листовки, в которых предлагалось помогать немцам. Одну хорошо запомнила»: «Девушки-гражданочки, не ройте ваши ямочки. Пройдут здесь наши таночки, зароют ваши ямочки!»
Работа была тяжёлая, было голодно, постоянно хотелось домой. На работу девушки выходили с 5 утра и до самого вечера в любую погоду. Жили в сараях. Кормили два раза в день. Давали в основном супы из круп: перловки, пшена, овсянки, и хлеба на день давали 500 грамм. Одежда была та, которую взяли из дома. Летом и до самой осени работали босиком. А осенью выдавали бахилы[7].
Из воспоминаний Малышевой А.А.: «Вот однажды остановился состав, который шёл на фронт, мимо проходили строем военнослужащие. Каково е было наше удивление и радость, когда мы увидели директора нашего Кузнецовского льнозавода Егорова Ивана Степановича. Мы были очень рады вдали от дома встретить родного нам человека. Сразу стали обниматься, плакать, обмениваться новостями и долго прощались, как будто навсегда».
На другой день в схватке с немцами под деревней Свапуще Иван Степанович погиб. Девушки узнали об этом, только когда вернулись домой.
Немцев в живую девушкам не приходилось видеть. Но однажды по линии окопов раздался крик: «Немца ведут!». Все росились смотреть. Пленного офицера вели на допрос в штаб. «И каково же было наше удивление! Человек, как человек, такой же, как мы, и чего их бояться!»- вспоминает Александра Антоновна.
С наступлением зимы Александру Антоновну и двоих девушек отправили домой как несовершеннолетних. К тому же у одной из них от тяжёлой работы отнялись ноги. Её девочки несли на носилках, которые сделали сами из палок. У Александры Антоновны у самой были отморожены пальцы ног. Добираться домой им приходилось своим ходом: на поездах, на платформах, которые везли с фронта искорёженную технику на переплавку. А чаще приходилось идти пешком. Домой вернулись через полгода, вшивые и обмороженные. Два месяца мать с сестрой отхаживали Александру, лечили. А потом девушка вновь пошла работать на льнозавод.
Не лёгкая участь была и у мамы Александры Антоновны – Богачёвой Анастасии Ивановны в военные годы. Потеря старшего сына Фёдора, часы ожидания и молитвы за дочь и мужа. Всю войну она не покладая рук трудилась в колхозе.
Уже после войны Анастасия Ивановна и Александра Антоновна были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне. 1941-1945 гг».
Заключение
Нельзя научиться любить живых,
если не умеешь хранить память о павших…
К.К. Рокоссоовский
История страны – это судьбы сотен людей, которые незаметно жили, воспитывали детей, воевали, трудились на благо Родины, служили в армии, учились. Знать историю своей семьи, своих корней - это важно для каждого человека.[8]
В каждой семье есть свои герои, о которых помнят и чья жизнь может служить примером для подражания подрастающим поколениям.
Есть герои и в моей семье. Работа над темой работы помогла мне исследовать неизвестные страницы жизни моей семьи в годы Великой Отечественной войны.
Мне удалось сопоставить судьбы моих родных и близких с событиями истории нашей стран, а так же доказать гипотезу о том, что изучая историю семьи, лучше понимаешь историю своей страны.
В процессе работы над исследованием была изучена история семьи Богачёвых в годы Великой Отечественной войны. Были использованы разные источники: архивную документацию, устные источники – рассказы моей бабушки, выписки из документов, приказов и наградных листов.
К сожалению, много информации для нас остаётся неизвестной, так как участники тех событий не хотели рассказывать о войне. Многие из них старались побыстрее всё забыть и вернуться к нормальной жизни. Люди не считали себя героями, они просто спасали свою Родину от врага.
Могу с уверенностью сказать, что сделаю всё возможное для сохранения и передачи моим потомкам памяти о моих родных во время Великой Отечественной войны.
Говорить и писать об этом надо, необходимо, чтобы души наших будущих поколений не потеряли той незримой связи с героями и одновременно самыми обыкновенными людьми. Наши потомки должны понимать, что подвиг – в душе каждого из нас, а память об этом в наших сердцах!
На примере моей семьи видно, что Великая Отечественная война затронула каждую семью. Я очень горжусь своими родными, которые проявили мужество, отвагу, патриотизм, трудолюбие и помогли одержать нашей стране победу над фашизмом.
Список используемой литературы.
Интернет-ресурсы:
[1] Голиков П.А. 1941 года. - М.: Исторические вехи, 2005.
[2] Некрич А.М. "1941, 22 июня". - М., Военная литература, 2013 г.
[3] Верт А.В. Россия в войне 1941 - 1945. - М.: Эксмо, 2003 г.
[4] Верт А.В. Россия в войне 1941 - 1945. - М.: Эксмо, 2003 г.
[5] Смыслов М.О. «Правда войны», - М.: Эксмо, 2018 г.
[6] Некрич А.М. "1941, 22 июня". - М., Военная литература, 2013 г.
[7] Бахилы – это подобие сапога, которые подвязывали под коленом и на лодыжках.
[8] Смыслов М.О. «Правда войны», - М.: Эксмо, 2018 г.
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
А теперь — мультфильм
Чья проталина?
Нора Аргунова. Щенята
Развешиваем детские рисунки дома