Вложение | Размер |
---|---|
korystina_kristina_npk_rabota.odt | 26.09 КБ |
XXIX городская научно-практическая конференция школьников
«Шаг в будущее»
Исследовательская работа:
«Ценностные приоритеты
молодежи на примере школы №44»
Автор: Корыстина Кристина 10 класс
МАОУ СОШ №44
Руководитель: Чимитдоржиев Б.Б
Учитель обществознания
МАОУ СОШ № 44
г.Улан-Удэ
2022
Содержание
Введение………………………………………………………………………....................................3
Глава 1. Теоретическая основа исследования ……………………………………………………..4
1.1 Особенности молодежи как социально психологической группы…………………..…….….4
2.2 Жизненные ценности и ориентиры молодого поколения…………..…………………..…..….5
Глава 2. Основные характеристики ценностных ориентиров молодежи…………………………7
2.1 Специфика ценностей и ориентиров молодого поколения. Основные факторы, влияющие на их формирование……………………………………..…………………………………..............…...7
2.2 Социологическое исследование…………………………..………………………......................8
Заключение……………………………………………………………..………….............................10
Список литературы………………….………………………………………….................................11
Введение
Данная работа посвящена анализу предпочтений и ценностных приоритетов современной молодежи. Тема показалась мне интересной, потому что от того, каким будет уровень образования и профессиональной подготовки нынешнего молодого поколения, от его позиций, желания и умения активно участвовать в возрождении России во многом зависит завтрашний день нашей страны.
Исследование ценностных ориентаций, жизненных приоритетов, профессиональных предпочтений современной молодежи весьма актуально: растет первое поколение нового времени, от которого зависит будущее нашей страны. Кроме того, интересными показались следующие вопросы отношение к общественной жизни, моральные принципы и приемлемость их нарушения, представления о счастье. Ценностные приоритеты молодежи быстро изменяются, поэтому их изучение является актуальным
Гипотеза:
Будущее молодого поколения зависит от того, каким образом сформируется его жизненная позиция, ценностные ориентации, цели, взгляды на окружающую среду, действительность. На основе ценностей принимает человек, складываются жизненные приоритеты. Какими будут эти приоритеты - зависит от него самого.
Цель исследования:
Выявить ценностные приоритеты молодого поколения.
Задачи:
1. Дать характеристику молодежи как социально-психологической группе =
2. Рассмотреть, какую роль в жизни молодежи играют нравственные приоритеты.
3. Выявить факторы, влияющие на формирование ценностных приоритетов
4. Сделать выводы о жизненных ориентирах подростков нашей школы.
Методы исследования:
1. Анализ литературы и интернет ресурсов.
2. Анкетный опрос школьников.
Объект: Современная молодежь как социальная демографическая группа.
Предмет: Жизненные ценности молодежи в современном обществе.
Глава 1
1.1 Особенности молодежи как социально психологической группы
Молодёжь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-психологических качеств. Молодежь занимает важное место в социально-демографической структуре и общественно-политической жизни общества. Возрастные границы этой социальной группы достаточно сглажены. К молодёжи чаще всего относят людей в возрасте от 16 до 30 лет. Это период достижения экономической независимости, формирования чувства ответственности за совершенные поступки, выбора профессии и своего места в жизни, становления самосознания и формирования социального статуса личности, выработки мировоззрения и устойчивой системы ценностей, выбора спутника жизни и создания семьи. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления.
У молодёжи есть ряд особенностей, отличающих ее от других возрастов. По своему характеру молодость - это переходное состояние между детством и взрослостью. В каких-то вопросах молодежь является вполне зрелой, серьезной и ответственной, готовой отвечать за свои поступки, а в других - наивной, ограниченной и инфантильной. Находясь на переходной стадии взросления, молодое поколение переживает важнейший этап в своей жизни – этап социализации.
Социализация- это процесс усвоения человеком определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация по своей сути является процессом самореализации личности в ходе ее активно-трудовой деятельности. Каждому молодому человеку необходимо усвоить выработанные обществом и различными группами определенные нормы, установки, представления и стереотипы. Если рассматривать молодежь с точки зрения ведущих видов деятельности то этот период совпадает с продолжением учебной и началом трудовой деятельности. С философской точки зрения молодость может рассматриваться как время возможностей, время устремленности в будущее.
Известный русский публицист Дмитрий Иванович Писарев говорил: «Что не развилось в молодости, то останется неразвитым на всю жизнь».Молодость — период неустойчивости, изменений, критичности, постоянного поиска чего-то нового. Интересы молодых лежат в иной плоскости, чем интересы старших поколений: молодежь, как правило, не желает подчиняться традициям и обычаям - она хочет преобразовать мир, утвердить свои инновационные ценности.
1.2 Жизненные ценности и ориентиры молодого поколения
В условиях весьма неблагоприятных в целом воздействий макросреды снизился престиж нравственности, возросли корыстные ориентации, интересы сугубо личного, прагматического плана в молодежной среде. У значительной части молодежи разрушены и утрачены такие традиционные нравственно-психологические черты, как романтизм, самоотверженность, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде и поиску идеала, к позитивной реализации не только личных, но и социально значимых интересов и целей и другие.
Ценности- это представления людей о значимых вещах, то, чему приписывают большее значение, определенные предпочтения. Это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ.
Ценностный мир каждого человека необъятен. Однако существуют некие «сквозные» ценности, которые являются практически стержневыми в любой сфере деятельности. К ним можно отнести трудолюбие, образованность, доброту, воспитанность, честность, порядочность, терпимость, человечность. Именно падение значимости этих ценностей в тот или иной период истории всегда вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство.
Несомненно до сих пор существуют и признаются такие вечные (истинные) ценности : любовь к людям, вера, семья, трудолюбие, ответственность, любовь к искусству, добро, справедливость, милосердие, уважение к старшим. Но им в последнее время противопоставляется любовь к комфорту, материальное богатство, эгоизм, стремление к власти (если власть становится высшей ценностью). И вследствие возникновения этого противостояния у молодого человека возникает проблема выбора. Выбора собственных жизненных принципов и приоритетов. Формируется новое представление и отношение к истинным ценностям. Сейчас молодые люди на одну из первых позиций ставят материальное благополучие. То есть предпочтение отдано не столько духовным и нравственным ценностям, сколько материальному материальное благополучию, как некому стимулу жизненной активности. Причем, цель зарабатывания денег может достигаться любым доступным способом. А такие жизненные принципы, как «лучше быть честным, но бедным» и «чистая совесть важнее благополучия» уходят в прошлое, и остаются - «ты - мне, я - тебе», «успех - любой ценой».
Молодые люди во главу угла ставят независимость и карьеру, достижение высокого статуса. В последние годы в России появились многие возможности финансового самоутверждения личности, где не требуется высокий уровень образования, но платят большие деньги. Для части молодых людей эти пути достаточно привлекательны, хотя они не ведут к настоящему успеху, а усиливают ощущение духовной пустоты и бессмысленности жизни, временности всего происходящего.
Современная молодежь России проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность и пессимизм, неверие в будущее. Растут агрессивность и экстремизм, шовинизм и криминальность.
Также продолжает стремительно падать ценность умственного труда, образования и знаний. В большинстве своем подрастающее поколение стремится получить любое образование с минимальными усилиями, работает на результат - лишь бы получить диплом. Образование рассматривается в первую очередь как возможность получить хорошее место работы, а уже потом - как средство получения новых знаний. На формирование этих ценностей влияют происходящие в обществе экономические и социальные изменения. Те приоритеты, которые раньше казались незыблемыми, сменяются другими. Появляются новые ценностные ориентации, а значит, разрушаются старые идеалы, традиции и формулируется новый тип личности. Общество, среда обитания с их стихийными, хаотичными, неписанными требованиями и принципами изменяют, часто просто уродуют взгляды еще не до конца сформировавшейся личности.
Ценности современной молодежи в России находятся в состоянии диссонанса. Молодые люди на первое место ставят материальное благополучие и независимость, но несмотря на это актуальны такие вечные ценности, как вера, семья, любовь. Молодежи сегодня следует стремиться к укреплению вечных, истинных ценностей.
Глава 2
1.1 Специфика ценностей и ориентиров молодежи.
Основные факторы, влияющие на их формирование
На формирование ценностных ориентаций молодежи оказывает влияние демографический фактор, связанный с социальным статусом и в какой-то мере зависимостью молодых людей от опеки со стороны общества и государства. Образовательный фактор, влияющий на формирование ценностных ориентаций молодежи, является, пожалуй, самым позитивным, поскольку связан с системным процессом образования, в которое помимо специальных профилирующих дисциплин включаются аспекты гуманитарного образования, которое имеет огромное значение в деле формирования ценностных ориентаций. Молодые люди, обучаясь таким предметам, как история, философия, социология, история искусств, уже в процессе образования сталкиваются с философскими идеями, с социологическими принципами и законами, на которых основана социальные стабильность и солидарность, с образцами и высокими шедеврами мирового искусства и т.д.
Успех для значительной части молодежи характеризуется достижением высокого материального статуса. Высшее образование как условие достижения успеха ценится чуть меньше. Тем не менее, в сознании молодежи престиж высшего образования по сравнению со средним очень высок.
Отношение к труду весьма противоречиво. С одной стороны, молодежь в основном не причисляет труд к перечню наиболее значимых ценностей. Это частично объясняется упразднением идеологии особой общественной значимости труда и трудового воспитания. Однако большую роль для многих играет интересная работа. Вместе с тем, основным мотивом для молодых людей, объясняющим выбор ими рабочего места является возможность получения большего дохода. Это связано с ослаблением в молодежном сознании связи между деньгами и работой в ее трудовом значении.
Следует также отметить понимание молодежью свободы как полного отсутствия ограничений, т.е. как отказ от социальной ответственности и солидарности.
Следует подчеркнуть, что среди моральных ценностей возрастает значение индивидуализма и эгоизма, связанных с нарастающей тенденцией к дифференциации себя от других.
В сознании молодежи происходит разлом между альтруистическими и эгоистическими установками. Одной из главных моральных проблем молодые люди называют соотношение между нравственностью и успехом, границу которых определяет порядочность. В целом можно сказать, что моральное сознание молодежи отличается двойственностью: в нем присутствуют и уживаются взаимоисключающие установки.
2.2 Социологическое исследование
В социологическом опросе приняли участие двести человек в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.
Для большей половины опрошенных наиболее ценным является здоровье и семья. Карьера, деньги и друзья занимают второе место. Образование занимает самую последнюю позицию.
У пятидесяти процентов опрошенных опасение и неуверенность в дальнейшей жизни вызывает невозможность получить образование. У двадцати девяти процентов это опасение остаться без средств к существованию. У восьми процентов это преступность, а у одиннадцати это проблемы с устройством на работу.
Семьдесят четыре процента опрошенных тратят свое свободно время на помощь родителям. Остальные опрошенные тратят это время на сон, подготовку к экзаменам, чтение книг, походы по магазинам, компьютерные игры. И всего шесть процентов учеников в свободное время ходят в театры и музеи.
Исходя, из результатов анкетирования ученики испытывают несколько чувств одновременно. Чувство тревоги испытывают меньше всего учеников.Больше всего молодое поколение ценят в людях доброту, ум, отзывчивость, креативность. Меньше всего ценят красоту.
Большая часть учеников ценят учебу за то, что они могут стать образованными, а также могут приобрести профессию. Меньше всего учеников верят в то, что учеба может помочь им стать богатыми.
Пятьдесят три процента опрошенных для достижения своих целей никого не обманывали, а вот сорока трем процентам учеников пришлось обманывать кого-либо.
Самым главным для учеников в будущей работе является получать удовольствие от деятельности и большую заработную плату. Меньше всего ученики хотят не выделятся среди других.
Сорок шесть процентов человек считают, что материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, должны жить бедно-это справедливо. Двадцать восемь процентов считают, что нужно проявлять гуманность, те, кто материально преуспел должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел. И только для двадцать пяти процентов опрошенных материальные ценности не имеют значения.
Для сорока восьми процентов учеников будущая профессия должна приносить большой материальный достаток. Для тридцать восьми процентов профессия должна приносить пользу людям, а для пятнадцать процентов она должна быть престижной.
Жизненные ценности совпадают с будущей деятельностью у большей части опрошенных.
В анкетировании приняли участие шестьдесят процентов учеников женского пола и сорок мужского пола.
У пятидесяти процентов учеников возраст четырнадцать лет, у двадцати двух процентов пятнадцать лет, двенадцать процентов это ученики с возрастом шестнадцать лет, пять процентов семнадцать лет и восемь процентов восемнадцать лет.
Заключение
Наша сегодняшняя жизнь проходит под знаком глобальных перемен в обществе, общественном сознании, и от нашего сегодняшнего выбора путей развития зависит наше будущее.
Молодым людям нужно предоставить самостоятельность, потому что без нее они не смогут сформироваться как личности. Противоречие между зарождающимся самосознанием личности и степенью готовности общества принять его и способствовать его дальнейшему саморазвитию - одно из наиболее фундаментальных противоречий общественной жизнедеятельности, сопряжённое со стремлением к сохранению стабильности и в то же время к постоянному самообновлению. Способность к такому обновлению зависит от того, насколько та или иная общественная организация учитывает реальные потребности и интересы молодёжи. От того, каковы ценности сегодняшней молодёжи, зависит её будущее и будущее общества в целом, поэтому важно прививать такие общественно-полезные ценности, которые являются вечными, которые существовали и в предшествующие времена. А недоверие к юности, её ценностям - это недоверие к своему будущему.
Итак, можно согласится с отечественными исследователями, что столь распространенное сегодня мнение о меркантильности современной молодежи, ее прагматизме, обусловлено тем, что артикулирующие эти ценности молодые люди представляют не очень многочисленную, но весьма активную, целеустремленную и дерзкую часть нового поколения, способную мыслить и действовать не так, как поколение родителей. Следует отметить, что такое поведение молодежи это ответ на вызовы времени. Поэтому необходимо видеть в современной молодежи важнейший социальный ресурс.
Список литературы
1.Бакиров В., Рущенко И. Молодежь: потребности и возможности / В. Бакиров, И. Рущенко // Соврем. о-во. - 2011. - №2. - С. 94-104.
2.Боринштейн Е.Р. Система ценностных ориентаций личности в условиях социально-культурной трансформации / Е.Р. Боринштейн // Грани. - 2012. - №3. - С. 95-100.
3.Головатый Н.Ф. Социология молодежи: Курс лекций. - К.: МАУП, 2010. - 224 с.
4.Донских О.А. Трансформация ценностных ориентаций / О.А. Донских // Философия образования. - 2013. - №2. - С. 121-127.
5.Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. - М.: Социум, 2011. - 351 с.
6.Лисовский В.Т. Социология молодежи: Учебное пособие. - СПб: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2012. - 460 с.
7.Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. - М., 2011. - 320 с.
8.Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений / А.В. Петров // Социол. исслед. - 2013. - № 2. - С. 83-90.
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
На горке
Сказка на ночь про Снеговика
Чья проталина?
Две лягушки