Исследовательская работа предполагает следующую цель: выяснить, влияет ли умение играть в шахматы на успеваемость школьника?
Объект исследования: обучающиеся.
Предмет исследования: взаимосвязь занятий шахматами с обучением в школе.
Гипотеза: умение играть в шахматы способствует успешному обучению в школе.
Практическая значимость исследования заключается в использовании полученных знаний для популяризации шахмат в школе, а главное, для повышения осознанного желания научиться играть в шахматы, потому что это помогает повышению успеваемости в школе.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelkaya_rabota-vzaimosvyaz_igry_v_shahmaty_i_uspevaemost_shkolnikov._1.docx | 853.99 КБ |
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИГРЫ В ШАХМАТЫ И УСПЕВАЕМОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ.
Лозовский Алексей
МБОУ РСОШ№38,4 класс, с.Рассыпное
Куриленко Людмила Николаевна
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Содержание
Введение……………………………………………..……….…...….………..1
1. Теоретическая часть ……………………………………………..……….2
1.1. Что такое шахматы ……………………………………………..………...2
1.2. История возникновения и развития шахмат ………………………….. 2
2. Практическая часть……………………………………………..………. 2
2.1. Социологический опрос ………………………………………..………. 3
2.2. Наблюдение за одноклассниками ……………………………………….4
2.3. Интервью у руководителя внеурочной деятельности по шахматам .....5
2.4. Взаимосвязь с науками……………………………………………..……..6
3. Заключение ………………………………………………………..………..7
4. Библиография ……………………………………………………………...8
Приложение …………………………………………………………………...8
Введение. Я играю в шахматы с 6 лет! Мастер - класс игры в шахматы мне показал мой дедушка Коля. И теперь мы часто с ним играем в эту увлекательную, азартную и интеллектуальную игру. Часто к нам присоединялся и мой папа Лёша, приговаривая: «Не бросай играть в шахматы, будет легче учиться в школе!» До школы я просто играл для развлечения. Всегда было желание – победить папу или дедушку. Иногда это удавалось. Серьезно я увлёкся шахматами, когда пошёл в школу. Я записался на внеурочную деятельность по шахматам, чтобы ещё лучше научиться играть в шахматы. На внеурочную деятельность по шахматам со мною много записалось и одноклассников. И вот только в школе я задумался над наставлением взрослых, моего папы: действительно ли игра в шахматы поможет лучше учиться?
Я считаю этот вопрос очень актуальным в настоящее время. Почему бы не повысить успеваемость в школе за счет игры в шахматы. Мне стало интересно узнать, какое же влияние оказывают шахматы на развитие ребёнка? Способствуют ли они успешному обучению в школе? Задумываясь над этими вопросами, я решил провести свое исследование.
Цель работы:
Выяснить, влияет ли умение играть в шахматы на успеваемость школьника?
Задачи:
1. Познакомиться с историей появления шахмат.
2. Выяснить, с какого возраста дети играют в шахматы.
3. Узнать, какие качества характера развивает игра в шахматы.
4. Определить взаимосвязь умения играть в шахматы и успеваемости школьников.
Объект исследования: обучающиеся.
Предмет исследования: взаимосвязь занятий шахматами с обучением в школе.
Гипотеза: умение играть в шахматы способствует успешному обучению в школе.
Практическая значимость исследования заключается в использовании полученных знаний для популяризации шахмат в школе, а главное, для повышения осознанного желания научиться играть в шахматы, потому что это помогает повышению успеваемости в школе.
Взаимосвязь игры в шахматы и успеваемости школьников
1. Теоретическая часть 1.1. Что такое шахматы? В словаре говорится:
1) Шахматы - игра белыми и черными фигурами и пешками на доске в 64 клетки, состоящая в том, что каждый из двух партнеров стремится объявить мат королю соперника.
3) Шахматы - фигуры и пешки для такой игры. Шахматы – это маленькое сражение, в котором два королевства – белое и чёрное добиваются победы. Само название игры означает «Смерть короля». Игра оканчивается объявлением мата одной из сторон, но иногда соперники соглашаются на ничью. [5]
1.2. История возникновения и развития шахмат
Шахматы были изобретены около 1000 лет до н. э., индийским математиком. Существует также и легенда: когда правитель спросил, чем его наградить за эту замечательную игру, математик ответил: "Давайте положим на первую клетку шахматной доски одно зернышко, на вторую - два, на третью - четыре и так далее. Вот и дайте мне - то количество зерна, которое получится, если заполнить все 64 клетки". Правитель обрадовался, полагая, что речь идет о 2-3 мешках, но если подсчитать 2 в 64-й степени – окажется, что это число больше, чем все зерно мира.
Однако, поскольку нет никаких упоминаний в литературе об этой игре до 570-го года н. э., многие историки признают именно эту дату, как день рождения шахмат. Первое упоминание о шахматной игре было в персидской поэме 600 годов н. э., и в этой поэме изобретение шахмат приписывается Индии.
Первое упоминание о шахматах в христианском мире содержится в Каталонском Завете 1010 лет н. э.
Считается, что отечественные мастера создали так называемую советскую школу шахмат, основателем которой, был Михаил Моисеевич Ботвинник. Главным достижением советской шахматной школы явилась разработка научно обоснованных методов разностороннего обучения шахматистов и их подготовки к соревнованиям — теоретической, практической, физической и психологической.
В 1948 году Ботвинник стал шестым чемпионом мира и первым советским чемпионом мира по шахматам, далее борьба за этот титул в основном проходила между советскими шахматистами.
Седьмым чемпионом мира был Василий Смыслов, восьмым – Михаил Таль, девятым - Тигран Петросян, десятым — Борис Спасский, двенадцатым - Анатолий Карпов, тринадцатым - Гарри Каспаров, четырнадцатым - Владимир Крамник.[ www.\ ru. wikipedia. org.]
Из чего производят современные шахматы?
Самые простые шахматы изготавливают из пластмассы или дерева. Более дорогостоящие шахматы делают из янтаря, рельефного камня, прозрачного стекла, холодного материала и иного рода материалов.
Наиболее дорогие шахматы изготавливает вручную из: золота, алмазов, платины, бриллиантов и других дорогостоящих драгоценных камней. [https://sportbox.by/individualnye-vidy-sporta/iz-chego-delayut-shaxmaty.html]
Практическая часть 2.1. Социологический опрос
Я провел опрос среди тех школьников, которые участвуют на сегодняшний день в районных шахматных онлайн турнирах.
1вопрос: С какого возраста ты играешь в шахматы?
Лозовский Лёша(это я) – 6 лет
Шульженко Паша– с 5 лет
Пирог Сергей – с 6 лет
Шульженко Саша - с 6 лет
Зинченко Вадим – с 8 лет
Жевтяк Иван – с 6 лет
Кульдеев Егор – с 6 лет
Мололкина Полина – с 7 лет
Лекторович Роман- с 7лет
Созинов Богдан – с 8 лет
Вывод: большинство детей начали играть в шахматы в возрасте 6 -7 лет.
Из исследований психологов, я узнал, когда ребёнок достиг четырёхлетнего возраста, его учат считать свои пальчики, запоминать стишки, складывать слоги из букв алфавита. В этом же возрасте можно познакомить малыша с шахматной игрой и обучить правилам хода и боя фигур. Знание правил позволит с помощью различных игровых положений развивать у ребёнка сообразительность, память, быстроту мышления.
2 вопрос: Какие качества характера развивает игра в шахматы?
Лозовский Лёша (это я)- терпение, ум
Шульженко Паша – ум, наблюдательность и логику
Пирог Сергей – наблюдательность и логику, тактику, мышление
Шульженко Саша- ум, тактику
Зинченко Вадим – наблюдательность и логику
Жевтяк Иван – ум
Кульдеев Егор – выносливость, мышление
Мололкина Полина – логику, внимание
Лекторович Роман - тактику
Созинов Богдан – мышление
Вывод: Ребята считают, что основные качества необходимые для успешной игры в шахматы: ум, наблюдательность и логика, тактика, мышление.
3 вопрос: Как ты считаешь, помогает ли умение играть в шахматы, учиться в школе?
Лозовский Лёша(это я) - да
Шульженко Паша– да
Пирог Сергей – да
Шульженко Саша- да
Зинченко Вадим – да
Жевтяк Иван – да
Кульдеев Егор – да
Мололкина Полина – да
Лекторович Роман- да
Созинов Богдан – да
Вывод: Все учащиеся считают, что умение играть в шахматы помогает учиться в школе.
2.2. Наблюдение за одноклассниками
Многие (раньше можно было сказать «некоторые») ребята увлекаются компьютерными играми, типа «шутер», «экшен». Наблюдая за этими ребятами я вижу, что на уроках такие учащиеся часто рассеяны, отвлекаются на игры с карандашами и ручками, изображая бои. Я считаю, что слишком сильное увлечение виртуальными играми, пустая трата времени и сил. Такие игры не способствуют умственному развитию, и отнимают у ребят очень много свободного времени.
А наблюдая за одноклассниками на уроках, отлично играющих в шахматы, я заметил, что они очень хорошо справляются со всеми заданиями, дают правильные ответы на вопросы учителя, активно работают на уроке, особо отличаются знаниями по математике. Еще трое одноклассников тоже увлекаются игрой в шахматы, но ещё не очень хорошо играют, главное у них есть желание: научиться играть лучше. На уроках эти ребята занимаются немного слабее выше названных, но они стремятся получить знания, а это очень важно.
В нашей школе проводятся шахматные турниры. В них принимают участие все, кто умеет играть в шахматы. В результате упорной борьбы победителями оказываются ребята, которые очень хорошо учатся.
Наща школьная команда, участвующая в районных шахматных онлайн турнирах, часто занимает призовые места (Приложение 3) и в личном первенстве мы не ударили в грязь лицом. (Приложение 1,2)
Пирог Сергей даже участвовал во Всероссийском шахматном онлайн турнире и занял 3 место ( Приложение 4)
Мы всей командой участвовали во Всероссийской олимпиаде по шахматам (проходившей впервые) онлайн (Приложение 5)
Вывод: кто хорошо играет в шахматы, тот успешно учится в школе.
2.3. Интервью у руководителя внеурочной деятельности по шахматам Куриленко Л.Н.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, в каком году ввели внеурочную деятельность по шахматам?
Ответ: Внеурочную деятельность по шахматам ввели в нашей школе 2012 году.
Вопрос: Дети, какого возраста посещают внеурочную деятельность по шахматам ?
Ответ: Внеурочную деятельность по шахматам посещают дети с 6 лет до 16 лет. Наиболее увлечённые ребята в возрасте 7-12 лет.
Вопрос: Сколько детей посещают внеурочную деятельность по шахматам?
Ответ: Сейчас 3 возрастные группы, всего около 30 человек.
Вопрос: Какие задачи Вы ставите перед собой как руководитель внеурочной деятельности по шахматам?
Ответ: Как руководитель внеурочной деятельности по шахматам основными своими задачами считаю: пропаганду и развитие массовых шахмат, выявление талантливых ребят, проведение турниров, первенств, организация интересного досуга, особенно в каникулярное время.
Вопрос: Как Вы думаете, чем, в наш век компьютерных игр, привлекает детей игра в шахматы?
Ответ: Шахматы заставляют думать, искать разные пути решения. Каждая партия – новое сражение. Шахматы – это самая древняя интеллектуальная умственная игра, наиболее справедливая в том плане, что существуют строгие правила. Кроме того, честность шахмат ещё и в том, что в них кроется неисчислимое число вариантов, позиций. В шахматы практически невозможно выиграть случайно. Каждая победа это результат целеустремлённого, логического мышления, развитой психологической устойчивости и внимания игрока.
Вопрос: Как Вы считаете, существует взаимосвязь занятий шахматами с успешным обучением в школе?
Ответ: Безусловно, игра в шахматы обогащает духовный мир ребёнка, воспитывает волю, наблюдательность, развивает логическое мышление, психическую устойчивость, терпимое отношение к сопернику. Каждый человек хочет быть сильным. Сильным не только физически, но и нравственно, интеллектуально. Сильный человек – это человек стойкий к перепадам настроения, хорошо контролирующий свою речь, действия и поступки. Шахматы этому способствуют с первых же занятий.
Вопрос: Расскажите о достижениях ваших учеников? В каких турнирах они участвовали?
Ответ: Сейчас, в связи с эпидемиологической обстановкой по коронавирусу в стране, наши ребята участвуют в районных соревнованиях по шахматам онлайн, благодаря программе Lichess. Lichess - произносится личес. Lichess.org - это бесплатный шахматный сервер с открытым исходным кодом, поддерживаемый волонтерами и пожертвованиями. Закончив игру, вы можете запросить компьютерный анализ с помощью новейшего шахматного движка Stockfish и извлечь уроки из своих ошибок или сравнить свою игру с огромной базой данных партий шахматных мастеров. Вы можете вживую смотреть, как сражаются лучшие игроки, и обсуждать игру со своими друзьями; даже чемпионы мира играют на Lichess! Игроки, желающие стать лучше, могут нанять тренера и использовать совместные «исследования» в реальном времени, чтобы делиться играми, позициями, аннотированными вариантами и общаться в чате.[ lichess.org/about] (Приложение 6)
На каждой игре, будь то командная или Первенство среди учащихся, обязательно наши ребята становятся призёрами или победителями. ( Приложения 1,2,3) Также ребята неоднократно выезжали в город Сальск, Зерноград, где показывали хорошие результаты. В Ростове-на-Дону проходил шахматный турнир (онлайн) ( Приложение 4)
А вот такие результаты по математике имеют ребята, отлично играющие в шахматы:
Лозовский Лёша (это я) - 4
Шульженко Паша – 5
Пирог Сергей – 5
Шульженко Саша- 4
Зинченко Вадим – 4
Жевтяк Иван – 5
Кульдеев Егор – 5
Мололкина Полина – 5
Лекторович Роман - 5
Созинов Богдан – 4
Вывод: результативные занятия во внеурочной деятельности по шахматам развивают логическое мышление, влияют на психическую устойчивость, то есть положительно действуют на успешное обучение в школе.
2.4. Взаимосвязь с науками
Анализируя литературные источники, материалы сети Интернет я узнал, что шахматы сближают с некоторыми науками. Математика и шахматы в ряде областей взаимосвязаны. Формы мышления математика и шахматиста схожи, математические способности нередко сочетаются с шахматными: решение математической задачи обычно требует точности исследования, в шахматной партии ведётся поиск лучшего хода.
Шахматная партия разворачивается в точном соответствии с правилами игры, не оставляющими сомнения, какой ход возможен, а какой – нет. Подобно этому и математическая теория развивается на основе своих «правил игры» - аксиом и правил вывода из них. Как и шахматный ход, каждый этап математического доказательства должен быть разрешен правилами. Решение шахматной задачи так же неоспоримо, как доказательство математической теоремы: вся шахматная игра целиком укладывается в рамки математики, представляя собой один из видов, так называемых исчислений. Шахматы полезны для ума. Знание правил позволит с помощью различных игровых положений развивать у ребёнка сообразительность, память, быстроту мышления.
Шахматы сближают и с наукой психологией. Характер самого мышления, во время партии, прежде всего сложный анализ вариантов и конкретная оценка позиции. Психология, стремясь проникнуть в тайны мозга, тайны человеческого мышления, именно в шахматной игре нашла прекрасную базу для своих научных экспериментов. Современные психологи обратили, например, особое внимание на способность шахматиста играть, не глядя на доску, одновременно несколько партий, на удивительную быстроту реакции человека или при расчете многоходовой форсированной комбинации.
Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления. Без шахмат невозможно себе представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти в любой школьной науке. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры.
3. Заключение
Исследование известного психолога о влиянии занятий шахматами на развитие младших школьников показало, что «целенаправленное формирование основных приемов шахматной игры существенно повышает уровень логического мышления детей, а тем самым и их успехи в овладении школьными предметами».[4]
Школа, и, в первую очередь, начальная, нуждается в учебном предмете, который бы обеспечивал игровой характер обучения, улучшение логического мышления детей, способствовал бы изучению процесса принятия детьми решений, воспитывал бы ответственность за принимаемые решения и в то же время являлся бы интеллектуальной игрой. В качестве такого предмета в начальной школе могут быть использованы и уже используются шахматы. Достоинство и преимущество шахмат перед другими предметами как модели для изучения на шахматном материале некоторых универсальных понятий и закономерностей в начальной школе именно в том, что это интеллектуальная игра. Игра в шахматы – хороший тренер, она учит принимать решения и, может быть, неординарные; выслушивать мнение других и уметь настоять на своем; достойно выигрывать и проигрывать; радоваться не только собственным успехам, но и успехам друзей.
В ходе исследовательской работы я сделал выводы:
1. Научиться играть в шахматы можно с 4 – летнего возраста.
2. Шахматы - средство для развития памяти, внимания, логического мышления.
3. Шахматы дисциплинируют игроков.
4. Шахматы учат принимать оптимальное решение в сложной ситуации.
5. Игра в шахматы положительно влияет на успеваемость учеников по всем предметам.
Я считаю, что моя гипотеза подтвердилась - умение играть в шахматы способствует успешному обучению в школе.
Практическая значимость исследования заключается в использовании полученных знаний для популяризации шахмат в школе, а главное, для повышения осознанного желания научиться играть в шахматы, потому что это помогает повышению успеваемости в школе.
4. Библиография
1. Гик «Калейдоскоп». М: Наука 1981 г.
2. Гришин «Играют в шахматы». М: Просвещение. 1991 г.
3. Грознецкий «В жизни ученых». М: Наука. 1983 г.
4. Журавлев «За шагом». М: Физкультура и спорт. 1986 г.
5. Шведова «Словарь русского языка». 4- е изд..- М.: А - Темп, 2006.- С.: 774
6. Сухомлинский «Отдаю детям». Кишинев: Лунина. 1978 г.
7. www.\ ru. wikipedia. org., lichess.org/about, https://sportbox.by/individualnye-vidy-sporta/iz-chego-delayut-shaxmaty.html
Приложение 1 Приложение 2
Приложение 3 Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Простые новогодние шары из бумаги
Рисуем кактусы акварелью
Снежная сказка
Любили тебя без особых причин...
Пустой колос голову кверху носит