Время выдвигает своих героев. Это не обязательно герои военных действий. В мирное время героями можно назвать людей, которые оставляют после себя, а может и при жизни, что-то важное, то, благодаря чему их будут помнить потомки. Знание истории малой родины, знание и память о своих земляках, их делах-долг каждого.
Издревле водится так, что русский человек, русская душа, будучи вдали от своей Родины, от своего места проживания, нескрываемо радуется при встрече земляка. Что означает это слово, которое вмиг роднит чужих людей.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_1.doc | 83.5 КБ |
II межрегиональной
краеведческой конференции среди обучающихся
Сибирского федерального округа
«Летопись сибирских деревень»
Земляки
«Валентина Илларионовна Талызина»
Подготовил
Корш Иван Игоревич
Обучающийся 8 класса
Руководитель:
Шмидт Артем Станиславович
Заместитель директора по воспитательной работе
МБОУ «Борисовская СОШ»
с.Борисовское- 2022 г.
Содержание
Введение.
Основная часть
Заключение.
Список используемых источников
Введение
О человеке надо говорить,
Когда детей идет учить,
Дома возводит, книги пишет,
О человеке надо говорить,
Пока он слышит.
Время выдвигает своих героев. Это не обязательно герои военных действий. В мирное время героями можно назвать людей, которые оставляют после себя, а может и при жизни, что-то важное, то, благодаря чему их будут помнить потомки. Знание истории малой родины, знание и память о своих земляках, их делах-долг каждого.
Издревле водится так, что русский человек, русская душа, будучи вдали от своей Родины, от своего места проживания, нескрываемо радуется при встрече земляка. Что означает это слово, которое вмиг роднит чужих людей.
Обратимся к словарю Ожегова: «Земляк – уроженец одной с кем-нибудь местности».
«Землячество – принадлежность по рождению к одной местности; объединение уроженцев одной местности».
Толковый словарь русского языка.
В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова дается такое объяснение слова «земляк»:
ЗЕМЛЯ́К, -а, м. Уроженец одной с кем-н. местности. Мы с ним ~и.
В словаре русских синонимов близкими по значению к слову «земляк» являются слова: единоплеменник, товарищ; соземец, соотечественник, своеземец, зема, земеля, единоземец, землячок.
В своей работе я хочу рассказать о своей землячке, советской и российской актрисе театра и кино; народная артистка РСФСР, человеке, которым гордится мои поселок .
Актуальность темы исследования. Мотивом выбранной темы послужила любовь и уважение советской и российской актрисе театра и кино; народной артистка РСФСР, хотелось подробнее узнать историю её жизни, побед и достижений.
Цель исследования:
Рассказать о человеке интересной судьбы, который прославил своим трудом, мастерством свою малую родину.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования:
Могу предположить, что знание о людях, прославивших мою малую родину , может качественно повысить уровень патриотизма, положительно повлиять на формирование личности.
История жизни нашего земляка может стать образцом для каждого, кто бы хотел добиться успехов в жизни и прожить свою жизнь достойно, может научить высшим жизненным ценностям: духовному родству, доброте, трудолюбию.
Объект исследования: В.И. Талызина (земляк), его личный пример, вклад в развитие современного общества.
Методы исследования:
Основная часть
Валенти́на Илларио́новна Талы́зина (род. 22 января 1935, Омск, СССР) — советская и российская актриса театра и кино; народная артистка РСФСР (1985). [3]
Родилась 22 января 1935 года в Омске. Отец — Илларион Григорьевич Талызин, мать — Анастасия Трифоновна Талызина. Родители работали в торговле. Вместе с родителями уехала в Западную Белоруссию, где их застала война. Эвакуировавшись, семья приехала в Борисовский зерносовхоз Шербакульского района, где актриса закончила Борисовскую среднюю школу. [4]
Часто вспоминаю мою первую учительницу в сельской школе Борисовского зерносовхоза. Софья Марковна казалась мне феей из сказки: высокая грудь, осиная талия, огромные голубые глаза и толстая пшеничная коса. Как эта женщина попала в Сибирь – бог весть… На меня она обратила внимание во втором классе, когда я заявила, что прочитала всего «Евгения Онегина». «Ну, расскажи, пожалуйста, о чём там говорится», – не поверила Софья Марковна. Я прилежно пересказала сюжет. «Может быть, тебе было жаль кого-то из героев?» – допытывалась учительница. И я призналась, что плакала над судьбой Татьяны Лариной.
Софья Марковна жила в таком же бараке, как и мы с мамой: веранда, комнатки и санузел. Мы были соседями. Учительница приглашала меня в гости, и я с удовольствием к ней ходила. Взбиралась обычно на огромную печку, напротив на стульях рассаживались «зрители» – сама Софья Марковна, её мама, ещё человека четыре, и я самозабвенно читала им сказки Пушкина. Декламация – мой любимый жанр, а тогда были первые опыты чтения стихов на публике.
Мальчишки из моего класса, предводительствуемые Васькой Щербаком, пронюхали, что я бываю у Софьи Марковны, и решили «ябеду» проучить. Они не знали, что я хожу к учительнице читать стихи, а вовсе не ябедничать. Подстерегли меня втроём у засыпанного снегом котлована и побили. Падая, я полетела в эту снежную пропасть. Думала, что никогда не выберусь оттуда.
Вся залепленная снегом, с разными зрачками: один больше, другой меньше, я предстала перед потрясённой мамой. Боли я не чувствовала, только страх и унижение. Смертельная обида на Ваську долго бередила мою душу. Даже когда после первого курса театрального института я приехала к маме на каникулы – без пяти минут артистка – и встретила Ваську, почувствовала, что та ненависть никуда не делась… [1]
С детства увлекалась историей. После окончания школы твёрдо намеревалась поступить на исторический факультет Омского пединститута. Но осуществить свою мечту ей так и не удалось, и тогда Валентина пошла, учиться на экономиста в Омский сельхозинститут. В нём проучилась с 1952 по 1954 год, и этого времени ей хватило, чтобы понять, что экономика — это не её стезя.
Будучи студенткой сельхозинститута, начала, заниматься в драматической студии. Сцена так увлекла её, что в 1954 году бросила институт и поступила в ГИТИС. [2]
Творчество
В 1958 году окончила вуз (мастерская Николая Петрова) и с этого времени служит в Театре имени Моссовета.
В кино дебютировала в 1963 году ролью Инны в детективе «Человек, который сомневается». Активно сниматься начала лишь с конца 1960-х — одним из первых появлений Талызиной на экране стала роль Нади в приключенческой киноленте «Путь в Сатурн» (1967). На конец 1960-х — начало 1970-х пришлись такие роли актрисы, как Алевтина в «Зигзаге удачи» (1968), Елена Николаевна Попова в комедии «Вас вызывает Таймыр» (1970), секретарша Федяева в «Стариках-разбойниках» (1971), учительница химии Нина Петровна в телефильме «Большая перемена» (1972).
В 1970-х — 1980-х годах активно снималась в кино. Ежегодно на экраны страны выходило несколько кинокартин с её участием, в основном это были небольшие роли в таких фильмах, как «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973), «Афоня» (1975), «О бедном гусаре замолвите слово» (1980).
В телефильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1975) вместе с Лией Ахеджаковой играли подруг главной героини. В фильме Талызина сыграла не только свою роль, но и дублировала главную героиню Надю, персонажа Барбары Брыльской, у которой был польский акцент.
В новом веке снималась в телесериалах «Ленинград» (2007), «Достоевский» (2011), «Екатерина» (2014), «Кухня» (2016). В фильме «Ирония судьбы. Продолжение» (2007) сыграла героиню из первой части.
Известна во многом благодаря закадровой работе — озвучиванию фильмов и мультфильмов. Одна из самых известных её ролей — мама Римма в серии мультфильмов о «Простоквашино».
Автор книги «Мои пригорки, ручейки» (2012). [3]
За долгие годы творческой деятельности актриса снялась в более чем ста фильмах и телесериалах.
Член Союза кинематографистов Российской Федерации, Российской академии кинематографических искусств, Национальной академии кинематографических искусств и наук России
Валентина Талызина пользуется уважением и любовью коллег по цеху, хоть иногда они и страдают от ее прямолинейного характера. Она не любит лукавить, поэтому высказывает то, что думает. Но актриса обладает несомненным талантом – она умеет раскрыть внутреннюю красоту своего персонажа, даже если внешность у него не слишком привлекательная
Фильмография актрисы состоит из сотни картин и сериалов. Но актриса не только участвовала в съемках, она еще и озвучивала художественные и мультипликационные ленты. Детям очень нравится мультик «Трое из Простоквашино», так вот мама дяди Федора – это и есть актриса Валентина Талызина.
В последнее время актриса очень избирательно относится к предложениям о работе, поэтому сниматься стала реже. Ее можно было увидеть в сериале «На пути к сердцу», в котором актриса снялась с целым букетом звездных коллег.
В 2011 году Талызина снималась в картине «Достоевский», в которой стала тетей главного героя. Потом была историческая драма «Екатерина», где сыграла няню Иоанна.
В 2015-м вышла книга воспоминаний актрисы Талызиной, в которой она честно повествует о своей жизни, с ее потерями и победами. В книге так же много интересного о ее коллегах по цеху. Читается произведение на одном дыхании
В 2016-м Талызиной предложили роль в сериале «Закрой глаза», снятом режиссером О.Субботиной. Ей досталась роль бабушки главного персонажа. В том же 2016 году актрису можно было увидеть в сериале «Кухня» — она стала призраком матери Элеоноры. [2]
В Театре Моссовета на тот момент служили такие именитые актрисы, как Вера Марецкая, Любовь Орлова, Фаина Раневская. Талызина сразу почувствовала, что последняя ее почему-то невзлюбила. От этого еще сильнее замыкалась в себе, и роль Зины в «Дядюшкином сне» у нее никак не получалась. В том же спектакле Фаина Георгиевна играла Марью Александровну, мать Зинаиды.
Когда молодая актриса слышала, как между собой разговаривали по-французски Раневская, Сошальская и Михайлов, она ощущала себя никчемной и сразу вспоминала Борисовский зерносовхоз, переживая, что ошиблась с выбором профессии. Валя боялась этих непонятных ей и таких далеких актеров. Но со временем доказала, что может играть кого угодно.
Роль Юлии Тугиной в «Последней жертве», где Фаина Георгиевна играла тетку Глафиру, а Леонид Марков – купца, стала для Талызиной испытанием, из которого она вышла с честью. Прошло время, и у нее установились приятельские отношения с Раневской. По словам Валентины, великая артистка однажды обмолвилась своей домработнице Маше: «Талызина лучше меня. Она умеет играть и характерные роли и героинь…». Когда Валентина услышала от домработницы эти слова, она отдала ей полную сетку тепличных огурцов, за которыми почти два часа стояла в очереди.
Актрисе довелось работать на одной сцене и с Верой Марецкой, и с Серафимой Бирман, и с Валентиной Серовой. Это были ее актерские университеты. Потом она сыграла Катерину Ивановну в «Петербургских сновидениях», Нину Алексеевну в «Ленинградском проспекте», Елену Озерову в «Бабьем лете».
В 2018 году в Театре Моссовета состоялась премьера новой постановки с участием актрисы. Перед этим Талызина, подсчитав, что в театре у нее шесть лет не было новых ролей, сама пришла к директору и настояла на том, чтобы ей дали роль Вассы Железновой в одноименном спектакле, который собирался ставить в их театре Сергей Виноградов.
Партнеров в постановку тоже выбирала сама. Как и вариант пьесы Максима Горького, которых два – 1910 года и 1935 года. Она выбрала первый, который, по ее мнению абсолютно созвучен нынешним временам, когда люди сходят с ума от жажды денег, теряя при этом нравственность, совесть и человеческий облик:
ВАЛЕНТИНА ТАЛЫЗИНА СЕЙЧАС
В конце 2020 года актрисе была вручена премия «Звезда театрала» в самой почетной номинации «Легенда сцены». Вместе с ней такую же награду получил Александр Збруев.
2021 год для Талызиной начался с горьких потерь: ушли из жизни ее коллеги и друзья Василий Лановой и Андрей Мягков. Первого она назвала «главным кораблем нашего искусства», а второго – «великим русским актером». Обе потери для русской культуры невосполнимы. Актриса, несмотря на почтенный возраст (в 2020 году ей исполнилось 85 лет), мечтает снова отправиться на гастроли с поэтическими программами, которые составляет сама.
Талызину очень волнует ситуация на Украине, откуда были родом ее мама и тетя, а в особенности все, что происходит на Донбассе. Для своей программы артистка попросила Захара Прилепина прислать ей свои стихи, и писатель без колебаний передал Валентине Илларионовне целую папку. [5]
Государственные награды:
Другие награды, поощрения и общественное признание:
Заключение
В мире все связано. Изучая историю своего района, мы волей – неволей, знакомимся с людьми, жившими в ту или иную эпоху, людьми, родившимися на этой земле или переехавшими по каким – то причинам.
Определенное время выдвигает своих героев. Это не обязательно герои военных действий. В мирное время героями можно назвать людей, которые оставляют после себя, а может и при жизни, что-то важное, то, благодаря чему их будут помнить потомки.
Работая над проектом, я открыл для себя много нового: изучил историю своего села, много интересного узнал о жизни односельчан. Люди своим каждодневным трудом приносят пользу многим людям, работают на благо и процветания всей страны. Долг каждого человека уважительно относится к истории родного села, края, России, научиться хранить память о земляках. Мы должны помочь себе найти дорогу к добру, справедливости, милосердию, испытывать чувство гордости и гражданского достоинства.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась - знание о людях, прославивших мою малую родину , может качественно повысить уровень патриотизма, положительно повлиять на формирование личности.
В нашем селе много интересных людей, о судьбах которых можно рассказать, но это мои планы на будущее. В дальнейшем, я планирую продолжить работу в этом направлении. Многое еще мной не открыто, поэтому мне есть над чем работать.
Я горжусь своей землячкой, Валентиной Илларионовной Талызиной, которая внесла свой вклад в культурно-историческое наследие всей нашей страны.
Список используемых источников
Без сердца что поймём?
По морям вокруг Земли
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Где спят снеговики?
Хризантема и Луковица