Проблемы миграции молодежи из сельской местности повсеместно становятся все более актуальными в связи с социально - демографическими тенденциями в нашей стране. Миграционная ситуация в российской глубинке в последние годы значительно усугубилась. В работе мы изучили некоторые аспекты молодежной миграции на основании анализа анкетирования школьников Княженской школы. Нам показалось интересным узнать позицию старшеклассников нашего населенного пункта. В исследовании приняли участие 16 учащихся 8-9-х классов Княженской школы Брединского района. По результатам исследования установлено: по ряду вопросов старшеклассники имеют единое мнение. Главным условием возвращения в район учащиеся старших классов считают наличие достойно оплачиваемой работы по избранной специальности.
Вложение | Размер |
---|---|
molodezhnaya_migratsiya.docx | 49.42 КБ |
molodezhnaya_migratsiya.pptx | 171.4 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Княженская средняя общеобразовательная школа
имени Сергея Дорофеева и Дениса Козлова»
457323, п.Княженский, ул. Генерала Григорьева 36,
Брединского района Челябинской области
Телефон: 8(351)41-76-3-22 e-mail: mou knayqenskay@mail.ru
ОГРН 1027401512247 ИНН/КПП 7427005927/ 745801001
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
«Молодежная миграция: кто, куда и зачем едет?»
Тип проекта: информационно-познавательный
Выполнил:
Царевская Ксения, 7 класс
Руководитель:
Цыбина Кристина Александровна
учитель географии
Оглавление
2. Особенности молодежной миграции 6
3. Краткая социально-демографическая характеристика населения Брединского района 8
4. Исследовательская часть. Анализ анкетирования школьников 8-9 классов Княженской средней общеобразовательной школы 10
Население крупных городов постоянно пополняется за счет приезжих. Значительную часть из них составляют молодые люди из малых городов России. Причем, не всегда экономика этих малых городов является не развитой. Отток молодежи из малых городов имеет ряд негативных последствий, а именно приводит к сокращению численности, старению населения, снижению интеллектуального потенциала. Но, самое страшное, к естественной гибели малых городов и поселков.
К числу факторов, стимулирующих миграцию, относятся перспективы трудоустройства, возможности самореализации и карьерного роста, притягательная инфраструктура большого города. К факторам, сдерживающим отток молодежи из малых городов, относятся низкий уровень материального благосостояния, любовь к малой Родине. Ситуация в родительской семье может как стимулировать, так и сдерживать миграцию. Но, все же, процент молодых людей, остающихся в своих родных местах, а так же возвращающихся туда после получения образования, очень маленький.
Центральной причиной миграции молодежи в крупные города является несоответствие ожиданий и представлений будущей работы и существующими вакансиями на рынках труда малых городов и поселков. В основном именно карьерные устремления студентов лежат в основе переезда на постоянное место жительства в мегаполисы.
Считаю проблему миграции населения и, особенно, оттока молодежи в крупные города, очень актуальной на данный момент времени. Ведь без молодежи, нет будущего маленьких городов и поселков.
Объект исследования – учащиеся 8, 9-х классов (те, кто достиг 14-летнего возраста) МКОУ «Княженской средней общеобразовательной школы» Брединского района Челябинской области.
Предмет исследования – аспекты и причины молодежной миграции.
Цель: определить основные причины молодежной миграции, выявить условия, мотивирующие молодых людей к возвращению на свою малую Родину.
Задачи:
1) изучить литературу по данной теме;
2) провести анкетирование (соцопрос) среди выпускников школы на предмет их отношения к миграции в крупные города;
3) проанализировать результаты проведённого анкетирования и выявить основные причины оттока молодёжи.
Миграция — это любые перемещения или переселения людей как внутри страны (внутренняя), так и за её пределы (внешняя). Это переселение людей из страны в страну, из района в район, из города в деревню (и обратно), из города в город, из деревни в деревню. Миграции населения в целом, а также и молодежи, оказывают большое воздействие на размещение населения, на его численность и состав. Молодежная миграция представляет собой различные территориальные перемещения молодежи.
Миграция населения в широком смысле охватывает четыре вида перемещений: безвозвратные, маятниковые, эпизодические, сезонные. Перечисленные виды специфичны по характеру, а участвующее в них население преследует самые разные цели.
Безвозвратный вид (или переселение) может быть назван миграцией населения в строгом значении слова, т.е. перемещение населения, которое ведёт к его территориальному перераспределению. Безвозвратная миграция одновременно отвечает двум условиям: Во-первых, население перемещается из одних населённых пунктов в другие и, во-вторых, перемещения сопровождаются сменой постоянного места жительства.
Сезонные миграции населения - это перемещения главным образом трудоспособного населения к местам временной работы и жительства, обычно на срок в несколько месяцев, с сохранением возможности возвращения в место постоянного жительства. Они в большинстве своём имеют целью удовлетворить потребности в рабочей силе отраслей с сезонным характером производства.
Маятниковые миграции представляют ежедневные или еженедельные поездки населения от мест жительства до мест работы (и обратно), расположенных в разных населённых пунктах, и их нельзя рассматривать как миграции населения в чистом виде. Статистика ООН признаёт мигрантами лиц, проживающих на новом месте более 6 мес. Иногда к миграциям населения относят туризм, курортные поездки, паломничество и др., что, однако, неправильно, ибо здесь нет смены места жительства.
Миграция населения увеличивает качественно и количественно трудовые ресурсы тех поселений, где число рабочих мест превышает собственные ресурсы труда или не соответствует профессионально-квалификационной структуре населения. Маятниковая миграция населения создаёт условия для удовлетворения разнообразных потребностей в труде жителей, как правило, небольших поселений, в которых качественно, а иногда и количественно ограничен выбор рабочих мест.
Эпизодические миграции населения представляют собой деловые, рекреационные и иные поездки, совершающиеся не только не регулярно по времени, но и не обязательно по одним и тем же направлениям. Если в деловых поездках участвует трудоспособный контингент, то в рекреационных и остальная часть населения. Состав участников эпизодических миграций населения весьма разнообразен. По своим масштабам этот вид миграций превосходит все остальные. От сезонных миграций эпизодические не отличаются ни своей продолжительностью, ни целями: они могут быть не только рекреационными, но и трудовыми.
Все виды миграций населения тесно взаимосвязаны. Для населения, участвующего в перемещениях, один вид миграции населения может превращаться в другой или выступать его исходным пунктом. В частности, эпизодическая, маятниковая и сезонная миграция населения порой бывают предшественниками безвозвратной миграции населения, так как они создают условия (в первую очередь - информационные) для выбора постоянного места жительства.
Трудовая миграция молодежи связана с отсутствием рабочих мест в регионе первоначального проживания, низкими заработками, невозможностью найти работу по специальности.
Отток населения, особенно молодого, с Севера — одно из самых заметных изменений в межрегиональных миграциях населения России — начался с самого начала перестройки. Что касается миграции молодежи с целью обучения, получения образования, то здесь изменения миграционных тенденций не произошло. Молодежь, как и раньше, едет учиться из сел в города, из провинции — в столицу.
Одной из особенностей молодежной миграции является ее возможная беспричинность. Примером может служить непрекращающаяся миграция молодежи в Москву, «покорять столицу».
Из миграционных потоков по типам местности превалирует миграция молодежи из деревень в города, тогда как обратный поток практически отсутствует.
Молодёжь – в широком смысле обширная совокупность групповых общностей, образующих на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности. Нижняя возрастная граница молодежи устанавливается между 14 и 16, верхняя – между 25 и 30 годами.
В.И. Переведенцев выделял три главных потока молодежи из села в город: 14-16 лет, после окончания неполной средней школы; 17-18 лет по окончании средней школы и 20-21 год, после службы в армии. Именно в молодом возрасте миграционная активность населения наиболее высока.
Согласно оценкам, в предыдущий межпереписной период сельская местность и небольшие провинциальные города ежегодно теряли до 40% выпускников школ за счет миграции в региональные центры и крупнейшие города.
Исследование миграции молодежи в пяти различных регионах России за межпереписной период (2003-2010) продемонстрировало, что миграционная ситуация в российской глубинке не только не улучшилась, но и серьезно усугубилась. Теперь из внутренней периферии в региональные центры и крупные города уезжает до 70% выпускников школ.
Можно сказать, что молодежная миграция отлична от миграции остальных возрастных групп настолько же, насколько сама молодежь отличается от старших поколений. Миграция в другой город или даже страну увеличивает самостоятельность, независимость, ускоряет взросление молодого человека.
Социальное развитие общества в целом, перспектива развития определенных территорий зависит во многом от молодежи. Энергия, мировоззрение; нравственное здоровье молодых определяет судьбу, будущее народа. Проблема социального выбора молодежи всегда остро стояла в переломные моменты истории отдельных государств и народов.
Жизненные планы, ценностные ориентации старших школьников, стоящих на пороге выбора профессии, отличаются по интересам и намерениям, но совпадают в главном - каждый хочет занять достойное место в жизни, получить интересную работу, хорошо зарабатывать, иметь счастливую семью.
Центральными психологическими новообразованиями юношеского возраста являются профессиональное самоопределение и мировоззрение. Выбор профессии — это не только выбор той или иной профессиональной деятельности, но и выбор жизненного пути в целом, поиск определенного места в обществе. Ранняя юность — это период формирования жизненных планов. Из мечты и идеала, как заведомо недосягаемого образца постепенно вырисовывается более или менее реалистичный, ориентированный на действительность план деятельности.
Сельская молодежь активно покидает сельские районы. Это в свою очередь приводит к социальной и демографической деградации села: снижается рождаемость, стареет население, закрываются объекты социальной инфраструктуры и пр. Данные проблемы наглядно проявились и на территории Брединского района Челябинской области.
Изучив понятие миграции, виды миграции, особенности молодежной миграции, мы разработали анкету и провели анкетирование школьников (Приложение 1).
Социально-демографическая ситуация в районе характеризуется следующим образом: абсолютная численность населения ежегодно уменьшается. Численность подростков 15-18 лет за последние 5 лет также уменьшалась.
Естественный прирост населения остаётся стабильно отрицательным. Численность населения на сегодняшний день около 25000 человек. В 2010 году численность населения Брединского района в трудоспособном возрасте составила 60 %, в возрасте моложе трудоспособного – 21 %, в возрасте старше трудоспособного – 19 %.
На изменение численности населения влияет миграция населения. Брединский район имеет внешние границы с Казахстаном, оттуда и происходит преобладающий поток мигрантов в район. Начиная с периода освоения целинных и залежных земель, Брединский район пополнял свое население за счет миграции. Значительный (в среднем 15 % от численности населения) приток мигрантов в район наблюдался и в 1990 - 1994 годах. Естественная убыль населения покрывалась миграционным приростом в эти годы в среднем на 1,4 %. С 2002 года произошел резкий спад миграции населения в район, и уже с 1999 года миграционный прирост сменился миграционной убылью (при большой величине прибывших еще большая величина выбывших в поисках лучших условий жизни). По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области, с 1995 года численность населения района уменьшилась почти на 7,3 тыс. человек, прежде всего в результате значительной миграционной убыли населения (в начале 2000-х годов число выбывших превысило число прибывших в 1,9 раза). В 1995 году число прибывших в Брединский район составило 940 человек, а в 2014 году 915 человек, при этом число выбывших в 1995 году составило 868 чел., а в 2014 году – 1300 человек. Велик процент среди выбывших – молодежь.
Данные тенденции характерны в той или иной мере для всех поселений Брединского района. В этих условиях можно говорить о том, что сохранение и развитие территорий зависит от возвращения молодежи в район после обучения в высших и средних учебных заведениях. А это, в свою очередь, определяется социальной привлекательностью территории, где проживают и куда должны вернуться сегодняшние школьники.
Миграция населения не только оказывает влияние на изменение численности населения, но и является одним из важнейших факторов, определяющих экономическое и социальное развитие района.
В работе мы поставили перед собой цель рассмотреть причины молодежной миграци, выявить условия, мотивирующие молодых людей к возвращению на свою малую Родину.
Таким образом, мы проанализировали литературные источники по вопросам молодежной миграции, изучили возрастные особенности, исследовали основные социально-демографические показатели населения Брединского района. Разработали анкету и провели анкетирование среди школьников (14-16 лет) Княженской средней общеобразовательной школы.
Характеристика выборки: общая численность выборки -16 человек; школьники 8-9-х классов (все те, кто достиг 14-летнего возраста). Среди них 7 мальчиков, 9 девочек.
Результаты исследования:
1. Большинство опрашиваемых школьников Княженской школы хотят получить профессию в сфере образования (38% респондентов), а также рабочие специальности (31 % респондентов), 25 % - в сфере силовых структур, 6 % опрашиваемых школьников хотят получить профессию в сфере услуг.
2. Большинство опрашиваемых школьников школы считают наиболее востребованными в Брединском районе профессии в сфере здравоохранения (62% респондентов). На втором месте по востребованности (26%) занимают профессии в сфере образования; третье место по востребованности, по мнению школьников Княженской школы, профессии в сфере управления и рабочие специальности (по 6%).
3. Проанализировав ответы на вопрос «хотели бы вы вернуться в район после получения профессии?» мы получили следующие результаты:
4. Анализ причин нежелания школьников возвращаться в Брединский район, свидетельствует:
5. Как показало исследование, главным фактором, влияющим на возвращение молодежи обратно в Брединский район, является наличие рабочих мест с достойной заработной платой (так считают 50 % школьников). Для респондентов школы второе место по значимости занимает развитая социальная сфера – 25%; третье место - возможность иметь собственное жилье (13%). Самым незначительным фактором для школьников является возможность открыть собственное дело (6%) и организация досуга(6%).
Проблемы миграции молодежи из сельской местности повсеместно становятся все более актуальными в связи с социально - демографическими тенденциями в нашей стране. Миграционная ситуация в российской глубинке в последние годы значительно усугубилась.
Молодежь является наиболее динамичной и активной частью современного общества. Среди сельской молодежи в сравнении со всем населением сельской местности обычно повышена миграционная подвижность. Молодежь активно покидает родные места и не желает возвращаться обратно. Миграция школьников из села с целью обучения может трансформироваться в постоянную и безвозвратную.
В работе мы изучили некоторые аспекты молодежной миграции на основании анализа анкетирования школьников Княженской школы. Нам показалось интересным узнать позицию старшеклассников нашего населенного пункта. В исследовании приняли участие 16 учащихся 8-9-х классов Княженской школы Брединского района. По результатам исследования установлено: по ряду вопросов старшеклассники имеют единое мнение. Главным условием возвращения в район учащиеся старших классов считают наличие достойно оплачиваемой работы по избранной специальности.
Около половины школьников не хотят возвращаться в район, т.к. считают, что в районе «не интересно жить». Школьники Княженской школы более ориентированы на получение востребованных, на их взгляд, профессий (профессий в сфере образования и рабочих специальностей).
Таким образом, перспектива возвращения молодежи в Брединский район после получения образования зависит от социальной «привлекательности» территории.
Мы полагаем, что полученные нами в ходе исследовательской работы результаты могут быть использованы при разработке программ социально-экономического развития, молодежной политики в Брединском районе.
1. Волков Ю.Г. Социология молодежи. Челябинск: Феникс, 2011.-576с
2. Переведенцев В.И. Молодежь и социально-демографические проблемы. М.: Наука, 2010. с. 97-98.
3. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. -- М.: ВЛАДОС-пресс, 2014. - 365 с.
4. https://myslide.ru/presentation/skachat-migracii-naseleniya-rossii
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 АНКЕТА
Пожалуйста, заполните предложенную анкету. Подчеркните выбранный Вами вариант.
1)Укажите Ваш возраст? А)14 Б)15 В) 16 Г)17 Пол А) Муж Б) Жен
2)В каком вы сейчас классе? А) 8 Б) 9
3) Вы планируете получить профессию в сфере:
А) Здравоохранения Б)Образования В) Сфере услуг Г) Управления
Д)Силовых структур Е)Бизнес Ж) Рабочие специальности З) Ваш вариант________________
4)Профессия из какой сферы деятельности, на Ваш взгляд, самая востребованная в Брединском районе А) Здравоохранения Б)Образования В) Сфере услуг Г) Управления Д)Силовых структур Е)Бизнес Ж) Рабочие специальности З) Ваш вариант_______________
5)Хотели бы вернуться в родной район после получения профессии?
А) да б)нет в)возможно, если…
- найду работу по выбранной специальности
- найду достойно оплачиваемую работу по выбранной специальности
- улучшится организация досуга молодежи - Ваш вариант______________________
6) Причины, по которым вы не хотите возвращаться в свой район?
А) в районе не востребована моя будущая профессия
Б) в районе нет перспективы жизни и работы
В) «не интересно» жить
Г) нет возможности полноценно воспитывать детей
Д ) ваш вариант_____________________________
7) Что бы Вы предложили изменить ,чтобы у молодежи возникло желание вернуться в свой район обратно?
А) возможность создать свое дело
б) рабочие места с достойной заработной платой
в) организация досуга
г) собственное жилье
д) развитая социальная сфера
е) ваш вариант
Благодарим за сотрудничество!
Слайд 1
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « Княженская средняя общеобразовательная школа имени Сергея Дорофеева и Дениса Козлова» ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Молодежная миграция: кто, куда и зачем едет?» Тип проекта: информационно-познавательный Выполнила: Царевская Ксения, 7 класс Руководитель: Цыбина Кристина Александровна, учитель географииСлайд 2
Цель: определить основные причины молодежной миграции, выявить условия, мотивирующие молодых людей к возвращению на свою малую Родину. Объект исследования – учащиеся 8, 9-х классов (те, кто достиг 14-летнего возраста) МКОУ « Княженской средней общеобразовательной школы» Брединского района Челябинской области. Предмет исследования – аспекты и причины молодежной миграции.
Слайд 3
Задачи: 1 ) изучить литературу по данной теме; 2)провести анкетирование (соцопрос) среди учеников школы на предмет их отношения к миграции в крупные города; 3)проанализировать результаты проведённого анкетирования и выявить основные причины оттока молодёжи.
Слайд 4
Что такое миграция? Миграция — это любые перемещения или переселения людей как внутри страны (внутренняя), так и за её пределы (внешняя).
Слайд 5
Молодежная миграция. Молодёжь – в широком смысле обширная совокупность групповых общностей, образующих на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности. Нижняя возрастная граница молодежи устанавливается между 14 и 16, верхняя – между 25 и 30 годами.
Слайд 7
Результаты исследования
Слайд 8
Результаты исследования
Слайд 9
Результаты исследования
Слайд 10
Результаты исследования
Слайд 11
Результаты исследования
Слайд 12
Результаты исследования
Слайд 13
Заключение Анализ литературы и других источников позволил разобраться что такое миграция. Рассмотрены ее виды и причины. Выяснили некоторые аспекты молодежной миграции на основании анализа анкетирования школьников Княженской средней общеобразовательной школы . Перспектива возвращения молодежи в Брединский район после получения образования зависит от социальной «привлекательности» территории .
Слайд 14
Спасибо за внимание!!!
Слайд 15
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « Княженская средняя общеобразовательная школа имени Сергея Дорофеева и Дениса Козлова» ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Молодежная миграция: кто, куда и зачем едет?» Тип проекта: информационно-познавательный Выполнила: Царевская Ксения, 7 класс Руководитель: Цыбина Кристина Александровна, учитель географии
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
3 загадки Солнечной системы
Военная хитрость
Эта весёлая планета