Начало XXI века обусловлено колоссальными изменениями, которые испытывает на себе российская семья. Семья - это важнейший институт социализации личности, воспитания культурных, нравственных ценностей. У каждого человека существует свое представление о семье и семейных отношениях. Эти взгляды могут отличаться друг от друга: кто-то отрицает особую роль семьи в развитии общества, для кого-то семья - это важнейшая жизненная ценность. Но безусловно одно: именно семья формирует человека, систему его ценностей и взглядов, в ней формируется личность человека. Семья – это неотъемлемая ячейка общества, и уменьшить ее значение невозможно. Ни одна нация, ни одно цивилизованное общество не обходились без семьи. Невозможно представить без семьи и обозримое будущее общество. Для каждого человека семья – начало начал.
Необходимо отметить, что для науки семья представляет особый интерес. Проблема семьи остается актуальной и занимает особое место в психологии, статистике, экономике, социологии и праве.
Глубокий кризис современного российского общества и кризис семьи тесно взаимосвязаны и имеют общие корни. Общество покоится на духовно-нравственных основах человеческой души, которые закладываются в семье, в ней формируются, из нее вырастают. Из семьи человек выносит в общественную и государственную жизнь те качества, которые заложены в детстве. Духовно ущербная семья воспроизводит в общество нравственно нездоровые отношения, поэтому тема семьи и ее проблем актуальна в современном мире.
Цель нашей работы выяснить проблемы современной семьи. Отсюда вытекают следующие задачи:
Объектом исследования является - российская семья. В качестве предметной области определяется - семья, как социальный институт и малая группа.
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-issledovatelskaya_rabota.docx | 198.96 КБ |
Министерство образования Российской Федерации
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №494
Выборгского района
Санкт-Петербурга
Исследовательская работа по обществознанию
на тему:
«Исследование эволюции семьи, как социального института»
Выполнил:
ученик 11 «А» класса
Задорожный Алексей
Научный руководитель:
учитель истории и обществознания
Маркеева Светлана Александровна
Санкт-Петербург, 2022 г.
Оглавление:
Глава 1. Семья, как социальный институт: перспективы и проблемы развития 5
1.1.Понятие, типы и функции семьи. 5
1.2. Понятие и характеристика семьи на различных культурно-исторических этапах. 8
1.3. Брак: понятие, виды, сущность. 11
2.1. Проблемы современной семьи. 17
Начало XXI века обусловлено колоссальными изменениями, которые испытывает на себе российская семья. Семья - это важнейший институт социализации личности, воспитания культурных, нравственных ценностей. У каждого человека существует свое представление о семье и семейных отношениях. Эти взгляды могут отличаться друг от друга: кто-то отрицает особую роль семьи в развитии общества, для кого-то семья - это важнейшая жизненная ценность. Но безусловно одно: именно семья формирует человека, систему его ценностей и взглядов, в ней формируется личность человека. Семья – это неотъемлемая ячейка общества, и уменьшить ее значение невозможно. Ни одна нация, ни одно цивилизованное общество не обходились без семьи. Невозможно представить без семьи и обозримое будущее общество. Для каждого человека семья – начало начал.
Необходимо отметить, что для науки семья представляет особый интерес. Проблема семьи остается актуальной и занимает особое место в психологии, статистике, экономике, социологии и праве.
Глубокий кризис современного российского общества и кризис семьи тесно взаимосвязаны и имеют общие корни. Общество покоится на духовно-нравственных основах человеческой души, которые закладываются в семье, в ней формируются, из нее вырастают. Из семьи человек выносит в общественную и государственную жизнь те качества, которые заложены в детстве. Духовно ущербная семья воспроизводит в общество нравственно нездоровые отношения, поэтому тема семьи и ее проблем актуальна в современном мире.
Цель нашей работы выяснить проблемы современной семьи. Отсюда вытекают следующие задачи:
Объектом исследования является - российская семья. В качестве предметной области определяется - семья, как социальный институт и малая группа.
Гипотеза - семья в современном мире не является наивысшей ценностью.
Для достижения поставленной цели и решения задач были использованы следующие методы:
Являясь одной из самых древних форм общежития, семья во все времена играла важную роль в воспроизводстве человеческих ресурсов общества и имела большое значение в системе общественных отношений. Институт семьи представляет собой фундаментальную социологическую категорию еще и потому, что за множество столетий ее существования единого определения данного понятия не существует.
Семья представляет собой уникальный социальный институт, который осуществляет передачу базовых ценностей культуры и социализацию каждого нового поколения. В этом качестве семья является посредником между личностью и обществом, и серьезным фактором воздействия на социальные процессы. Потенциал семьи реализуется через выполнение ею основных функций, которые претерпевают серьезные изменения в современном обществе.
Более полному пониманию степени выполнения той или иной функции способствует классификация семьи. Вопрос о классификации, типологии семей в настоящее время является очень актуальным, так как до сих пор нет единой общепризнанной типологии.
В качестве основы типологии семей используются:
Исходя из перечисленного выше, необходимо обозначить следующие типы семей.
1. Зарегистрированные (заключение брака путем его государственной регистрации в органах ЗАГСа).
2. Незарегистрированные (лица, которые проживают или сожительствуют на одной территории, брак официально не оформлен).
1. Неполную семью (один родитель с детьми).
2. Полную семью (супруги с детьми).
3. Нуклеарную семью – супруги с детьми или без детей, живущие отдельно от родителей
4. Сложную родственную семью (расширенная семья), состоящую из представителей нескольких поколений.
1. Молодую семью – возраст супругов не превышает 30 (для участников жилищных программ 35) лет со стажем семейной жизни до 5 лет.
2. Семью среднего супружеского возраста – возраст супругов 35–50 лет со стажем семейной жизни от 5 до 15 лет.
3. Семью старшего супружеского возраста – возраст супругов 50–60 лет со стажем семейной жизни от 15 до 25 лет.
4. Пожилые супружеские пары – возраст супругов от 60 лет и выше со стажем семейной жизни от 25 лет.
1. Бездетную семью (ребенок не родился в течение 10 лет совместного проживания).
2. Малодетную семью (семью с одним или двумя детьми).
3. Многодетную семью (семью с тремя и более детьми).
1. Авторитарную семью, которая может быть:
– матриархальной – власть принадлежит жене, матери;
– патриархальной – главой семьи считается мужчина.
2. Демократическую семью, состоящую из равноправной супружеской пары – решения принимаются коллективно или существует взаимозаменяемость супругов на «должности» лидера.
1. Благополучную семью.
2. Семью группы риска.
3. Неблагополучную семью.
4. Асоциальную семью.
1. Состоятельные семьи (душевой доход в семье значительно выше среднедушевого по региону).
2. Обеспеченные семьи (душевой доход в семье выше среднедушевого по региону).
3. Бедные семьи (душевой доход в семье ниже или на уровне прожиточного минимума).
Опираясь на все вышеизложенное можно сказать, что какой-то общепринятой классификации семейных функций нет, однако между теми и другими существуют взаимозависимость и взаимодополняемость.
Функции семьи бывают следующих видов:
Практически каждая семья проходит определенный жизненный цикл, который состоит из нескольких этапов:
Мы можем сделать вывод, что семья – малая ячейка общества, которая выполняет ряд важнейших функций. Проследить тенденции развития современной семьи можно исходя из изменений её функций.
Семье посвящено множество исследований, начиная с прошлого и до настоящего времени. Каждая культура на различных исторических этапах порождает определенную нормативную модель семьи и имеет различную ценность.
Считается, что в первобытной культуре не существовало неравенства полов, так как и мужчины, и женщины выполняли ряд своих функций в общественно-полезном труде, что исключало ситуацию господства и подчинения.
В Древнем Вавилоне выделяли в качестве главной семейной ценности достаток, а сам по себе брак - являлся экономической сделкой. Обычным явлением была ситуация, когда будущий муж выкупал девушку у семьи.
В Древнем Египте большое значение имели религиозные ценности сущности человека. Но, несмотря на данный факт, в брак египтяне вступали по экономическим или политическим мировоззрениям. Нередко браки заключались между братьями и сестрами, чтобы не делить наследство. Именно в Древнем Египте появились первые брачные договоры между мужем и женой, в которых была указана доля каждого из супругов в совместном имуществе, как во время брака, так и после развода. Членами семьи здесь считались не только супруги, дети и их родственники, но и слуги, а также домашние животные.
В средневековой культуре жизненные ценности человека были напрямую связаны с особенностями феодального земельного хозяйства: факт владения землей, личное и экономическое подчинение. Выполнение своих обязанностей, обусловленных социальным положением и социальным статусом человека, в общественной иерархии рассматривалось, как главная ценность и смысл жизни.
Интересным было устройство в период «Домостроя». Сам по себе Домострой представлял собой сборник правил, наставлений и советов по всем направлениям человеческой и семейной жизни, однако самого термина «семья» Домострой в современной трактовке не предполагает. Он оперирует понятием «дом», как обозначением единого хозяйственного и психологического целого, члены которого находятся в отношениях господства - подчинения. Обязанность главы дома (мужа) - забота о благосостоянии дома и духовном воспитании его членов. Жена, в свою очередь, обязана заниматься рукоделием и домашней работой для того, чтобы обучать и контролировать слуг. Все решения в «доме» принимаются совместно мужем и женой.
В XVII веке у русских, как и у всех восточных славян, долгое время преобладала большая семья, объединявшая родственников по прямой и боковой линии. Среди семей различались «отцовские» и «братские». К середине XIX века в России начала преобладать индивидуальная семья из двух-трех поколений родственников по прямой линии.
В период СССР образование представляло собой главную ценность, вследствие чего государство стремилось создавать все гарантии для его получения каждым. Еще одной характерной чертой того времени можно назвать коллективизм, который обусловил доверительные отношения личности с коллективом, как на работе, так и за ее пределами. Отношения между людьми были по-настоящему доброжелательными, когда люди мыслили не только о себе, но и о своих товарищах по бригаде, студенческой группе, цеху.
Именно в советский период (в декабре 1917 года) - была создана система ЗАГС. Брачный союз теперь определялся, как свободный союз между женщиной и мужчиной, заключенный с целью ведения совместной жизни.
Период с 1917 по 1930 гг. в Советской России характеризуется падением престижа брака в общественном сознании, рост добровольного безбрачия и более свободное поведение молодежи. Со временем, стали учащаться случаи разводов и абортов. В стране стал снижаться уровень рождаемости, огромные масштабы приобретала беспризорность детей.
В конце XX – начале XXI столетий происходит глубинное переосмысление ценностей, в том числе и семейных. Общественное сознание осуществляет переход от традиционного уклада жизни к индустриальной, компьютерной цивилизации, что, в свою очередь, сменяется постиндустриальным, информационным обществом. Все чаще на первый план выходят материальные ценности, увеличивается количество неполных семей, а человек становится, всё больше направлен на реализацию личностных качеств. В индустриальной реальности его главной целью является достижение комфорта и других символов социального успеха.
Особенности исторического и культурного развития общества отразились на процессе формирования семьи, как социального института. В различные периоды существования общества важность семьи оценивалась по-разному, что, в конечном счете, привело к модернизации ее форм: мы до сих пор являемся свидетелями перехода от традиционного уклада семейной жизни к более минималистическому, нуклеарному, состоянию данного социального явления.
Первоначальную основу семейных отношений составлял брак. Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество устанавливает супружеские отношения, родительские и другие родственные права и обязанности.
Личности, вступившие в брак, становятся родственниками друг другу, но их брачные обязательства связывают родственными узами гораздо более широкий круг людей. Родственные узы (родство) - это отношения, возникающие при заключении брака, либо являющиеся следствием кровной связи между лицами (отцы, матери, дети и т.д.)
В настоящее время различают следующие виды браков:
Чтобы выяснить, какой брак приветствуют современные россияне, было проведено анкетирование среди молодежи.
Молодое поколение составляет многочисленную социальную группу, на деятельность и ценностные установки которой влияет немало факторов. В эмпирическом исследовании принимали участие 37 человек, из них 28 девушек и 9 парней.
Первой задачей исследования являлось изучение понимания молодым поколением института семьи. Чаще всего опрашиваемые давали развернутый ответ, весьма приближенный к уже известным в научной сфере определениям. Так, на вопрос «Как бы Вы могли охарактеризовать понятие семья?» были даны следующие определения:
Данный факт говорит о том, что в сознании человека закреплено более научное, терминологическое, понимание института семьи. Однако, любопытны следующие высказывания:
Для многих семья представляется миром духовной близости, в которой человека принимают, любят и защищают. Вполне возможно, что данные ценности будут сохраняться в рамках последующих поколений.
Второй задачей исследования семейных ценностей было выявление оптимального возраста для вступления в брак. Результаты, полученные нами, приведены на рисунке 1.
Рисунок 1 ̶ Оптимальный возраст для вступления в брак.
Большинство опрошенных склонно создавать собственные семьи либо после 21 года, либо после 25 лет, что ставит в приоритет карьерные достижения и свидетельствует о нежелании переходить на новые этапы личной жизни сразу после школы. Данные диаграммы на рис.1 подтверждают тот факт, что анкетированные предпочитают в первую очередь получить образование, заняться карьерным ростом и посвятить годы после окончания учебных заведений на профессиональную и духовную самореализацию.
Продолжая анализ второй задачи, была поставлена цель, узнать, что же в итоге может повлиять на желание молодых людей создать семью. Данные представлены на рисунке 2.
Данные рисунка 2 свидетельствуют о романтическом аспекте данного вопроса: большинство считают любовь и длительные отношения с партнером наиболее достойными причинами для вступления в брачный союз (87,7% и 68%, соответственно). Чуть менее весомыми причинами является рождение детей (47,4%), попытки избежать одиночества путем создания семьи (24,6%) и обретение независимости от родителей (10,5% опрошенных). Мы можем сделать вывод о том, что молодое поколение все же склонно к модернистским, а не традиционным, воззрениям на семейную жизнь ввиду низкого процентного показателя варианта создания семьи по расчету (всего 5,3% опрошенных участников огласились с целесообразностью данного мотива). Вариант формирования брачного союза на основании советов родителей и близких родственников был практически проигнорирован и составил (1,8%), что также подтверждает переход от традиционного авторитета старшего поколения к большей самостоятельности и свободе выбора молодежи в вопросах семейного планирования.
Также были проанализированы возможные препятствия для заключения брачного союза и создания семьи с точки зрения молодого поколения (рисунок 3).
Рисунок 3 - Препятствия для заключения брака с точки зрения анкетируемой аудитории.
Из рисунка 3 можно наблюдать, что первой основополагающей причиной препятствующей заключению брака является психологическая неготовность к браку (80,7% опрошенных), в тоже время весомыми критериями выступают отсутствие материальных благ (работы и жилья), нежели отсутствие образования или несогласие родителей (3,5% и 8,8%, соответственно). В качестве возможных неудобств анкетируемые выделяют и собственные варианты ответов, такие как «отсутствие любви», «неподходящий возраст для заключения брака».
Семья играет важнейшую роль в формировании личности и ее социализации, воспроизводстве и воспитании подрастающего поколения, сохранении и передаче духовных и нравственных ценностей.
При этом на современном этапе нужно признать, что ценность семьи формируется в сознании молодых людей в ходе процесса социализации, исходя из опыта семейной жизни родителей, под влиянием различных институтов социализации, различных социальных, экономических и культурологических факторов. Обратимся к рисунку 5.
Рисунок 5 ̶ Образцы семейного поведения во взглядах студентов.
По данным диаграммы большинство анкетируемых перенимают семейный опыт собственных родителей (28,1%) или опыт других родственников в качестве образца для создания собственной семьи. Следующим по значимости представляется образ семьи, транслируемый в СМИ (17,5%), что говорит о высоком уровне восприимчивости современного поколения к тому, что происходит в желтой прессе, глянце, социальных сетях и, разумеется, на телевидении. Полнометражные фильмы прочно закрепляются в сознании молодежи и способны оказывать заметное влияние на их брачно-семейное поведение и ценностные установки.
Выявление закономерностей развития семейно-брачных отношений показывает, что под влиянием социокультурной модернизации происходит изменение традиционной семьи. Одной из ее характерных особенностей становится размывание, а во многих случаях и исчезновение понятия «глава семьи».
Начавшиеся в нашей стране в 80-90-е годы XX века разнообразные реформы обострили кризис семейно-брачных отношений. Складывающаяся семья современного типа строится на равноправии ее членов. Демократизация (перераспределение власти в семье) супружеских отношений быстрее осуществляется в молодых семьях, где супругам менее 40 лет. В семьях с большим семейным стажем отношения чаще всего остаются патриархальными.
В современных условиях у молодых людей наблюдается переоценка традиционных установок на брак. Как в России, так и за рубежом появились альтернативные формы брака. Молодые люди, создавая семью, пытаются строить отношения на основе договоренности, поиска компромисса. Но в то же время результаты опросов показывают, что молодежь, создавая семью, использует опыт традиционной родительской семьи. Сложнее и труднее идет процесс демократизации отношений между поколениями, где зачастую наблюдается разрыв связей.
Поэтому так важно взаимопонимание и взаимоуважение поколений. В целом события, произошедшие в России в конце XX столетия, обрушили на детей и их родителей проблемы, которых они не знали ранее.
Одна из серьёзных проблем современного общества - пропаганда секса и насилия во всех информационных сферах. По телевидению практически перестали показывать фильмы, которые рассказывают о жизни обычной семьи, обычных людей в современной России. А ведь дети все равно рождаются, и родители любят своих детей, и существует любовь. Наша молодежь видит сцены насилия, затем следуют сексуальные сцены, и на подсознательном уровне формируется отношение к сексуальной жизни, как к насилию и вообще к чему-то просто отвратительному. Дети думают, что по-другому и не живут. А если в это время в семье имеются проблемы - алкоголизм, пьянство, потеря работы - ребенку фактически некуда деться, он оказывается одиноким в своей семье.
Рассмотрение семьи с позиций ведения совместного хозяйства. Это приводит к переосмыслению главного содержания семейной жизни: добровольный союз людей с целью всеобъемлющей заботы друг о друге, рождения, выращивания и воспитания детей. Результат - полная беспомощность граждан России в реализации законодательных актов, связанных с семьей и детством.
В государственной политике и в общественном сознании российского населения отсутствует понимание механизмов взаимосвязи экономики, социальной и культурной жизни семьи и ребенка. Сложилось острое противоречие между необходимостью обеспечить нормальную жизнедеятельность и развитием каждого ребенка. Низкие доходы семей с детьми являются непосредственной причиной недостаточного питания, проведения некачественного лечения, снижения пользования услугами сферы образования, физической культуры и спорта, слабой организации досуга и отдыха во время каникул. Среди различных категорий населения в числе бедных чаще всего оказываются семьи с несовершеннолетними детьми.
В сегодняшней России семья и семейные отношения подвергаются особой опасности. Проблемы основной массы современных российских семей хорошо известны: низкий материальный достаток, жилищно-бытовая неустроенность, безработица, насилие над детьми, дисгармония межличностных отношений, отсутствие взаимоуважения, пьянство. И пока российская семья не станет полноправным субъектом общественной жизни, до тех пор семья не будет благополучия растущих в ней детей.
Уже у значительной части молодежи сформировалось искаженное представление о семье, как способе удовлетворения сексуальных потребностей, что отрицательно сказывается и на дееспособности семьи, и на стабильности браков. Наступил момент, когда со школьной скамьи необходимо проводить целенаправленную ролевую подготовку к браку. Это должен быть комплекс, в котором участвуют все: семья, школа, искусство, средства массовой информации, общественные организации и т.д.
Тема семьи остается актуальной во все времена, так как семья играет огромную роль в формировании и развитии отдельной личности и всего общества в целом.
Семья - это система исторически сложившихся взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, это малая социальная группа, члены которой связаны брачными и родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. В обществе семья существует, как социальный институт – устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, норм и установок, контролируемых обществом. Семье присущи такие функции как, репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, эмоциональная и т.д.
С середины XX в. произошли существенные и необратимые сдвиги в институте семьи, кризис традиционных семейных устоев. Наблюдается отказ от преданности браку на всю жизнь, увеличивается число разводов, происходит распад браков, идёт широкое распространение абортов и внебрачных рождений.
Семья была и остается одной из важнейших и неотъемлемых ценностей в жизни человека. Реальная возможность реализации жизненных планов становится всё более неопределённой для молодежи. Являясь уникальной социально-демографической группой, молодежь рассматривается в качестве самостоятельной системы внутри общей социальной системы. От того, какими ценностями будет обладать молодежь, зависит будущее социальной реальности и всего мира в целом, поэтому исследование взглядов опрошенных в области института семьи особенно актуально.
В работе были рассмотрены характерные особенности института семьи, как социальной категории. Вторая часть работы посвящена результатам эмпирического исследования значимости семьи в ценностных установках молодого поколения путем анкетного опроса.
Госпожа Метелица
Рождественские подарки от Метелицы
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Денис-изобретатель (отрывок)
Аэродинамика и воздушный шарик