Вложение | Размер |
---|---|
traditsionnaya_odezhda_norodov_mordovskogo_kraya.pptx | 1.15 МБ |
Слайд 1
Традиционная одежда народов мордовского края Работу выполнила: Пахомова ВикторияСлайд 2
Комплекс одежды всех народов, проживавших на территории мордовского края, включал нательную и верхнюю легкую одежду, набор теплой одежды, а также обувь и украшения. Большинство крестьян и горожан носили одежду из домотканого сукна или холста. Для их изготовления использовались конопля, лен, шерсть. Мужской костюм
Слайд 3
Основной нательной одеждой мужчин и женщин была рубаха. Для повседневной носки ее шили из небеленого холста, праздничные – из более тонкого, предпочтительно льняного. мужские праздничные рубахи и штаны русских и татар часто изготавливались из цветного пестрядинного холста. Основная одежда
Слайд 4
Мужские рубахи были без воротника. У мордовской рубахи ( панар ) грудной размер делался в основном на правой стороне, у русских – на левой, у татар – по середине. Он скреплялся завязками или застегивался на крючки. Носили рубахи навыпуск, мордва и русские подпоясывали их самоткаными или плетеными узкими поясками. Татарская рубаха ( кулмэк ) шилась очень свободной, длиной до колен, рукава закрывали кисти рук. Татары никогда не подпоясывались. Мужские рубахи
Слайд 5
Из мужских головных уборов были распространены валяные шляпы белого и черного цвета, большей частью высокие, с небольшими полями. Летом некоторые крестьяне, работая в поле, надевали на голову холщовый колпак. У татар наиболее распространенным легким головным убором являлась тюбетейка ( кэпэч ). Зимой носили шапки из мерлушки , а также малахаи, сшитые из овчин и покрытые сукном. Головные уборы
Слайд 6
Верхняя наплечная одежда шилась из овчины, шерсти, холста. Многие ее виды по покрою являлись общими как для мужчин, так и для женщин. Весной и осенью носили приталенную одежду из домотканого сукна черного или коричневого цвета ( сунань – м.; поддевка, зипун – р.; бишмэт – т.). У всех народов был распространен широкий и длинный распашной чапан , сшитый из домотканого сукна, с прямой спинкой и большим воротником. Зимой носили шубы и полушубки из выделанных овчин. Верхняя наплечная одежда
Слайд 7
Традиционной обовью крестьян мордовского края были лапти ( карьхть , карть – м.; чабата – т.). Лапти мордовского образца с низкими бортами и трапециевидной головкой носили также и русские, и татары. Они имели на головках украшение « атякш – авакш », т.е. «петушок – курочка», которые показывали, на какую ногу – правую или левую – надевать лапоть. У русских крестьян в северо-восточной части края были распространены московские лапти косого плетения с тупой головкой и высокими бортами. В отличие от мордовских они делались на одну ногу. Носили лапти с портянками или суконными онучами , причем у мокши преобладали онучи черного цвета. В отдельных русских селениях бытовали высокие плетеные сапоги. Еще одним видом рабочей лыковой обуви были ступни, которые делались значительно глубже лаптей. Одним из видов плетеной обуви, изготовляемой из пеньковых веревочек, являлись ходаки и чуни. Они отличались легкостью, удобством и служили летней обовью. Традиционная обувь
Слайд 8
Основным элементом мордовского ж енского костюма была рубаха ( панар , паля, щам). У эрзи она шилась из двух полотен холста, а у мокши из трех. На груди делали вырез, края которого скреплялись кольцевой застежкой ( сюлгамо ). Рукава рубахи были прямыми. Под них вшивались специальные вставки – ластовицы. Рубашка украшалась вышивкой шерстяными нитями, которые окрашивали настоем корня подмаренника, почек березы, коры ольхи и различных трав. Особенно богатой была вышивка эрзянских рубах. Мокшанки же носили большее количество украшений – своеобразные бисерные воротники ( цифкс , крагньпирф ), нагрудные сетки и чресплечные украшения ( кичкор , крескал ). Под рубаху макшанки надевали штаны ( понкст ), доходившие до щиколоток. Женская одежда
Слайд 9
Поверх рубахи мордовки носили верхнюю распашную одежду из холста, которая известна у эрзи по названием руця , импанар , у мокши – мушкас , паньжат . Как и рубаху, ее украшали вышивкой. Обязательными для костюма мордовок были пояса ( каркс ), которые вязали спицами или крючком, а также ткали на дощечках. Конец пояса украшался кистью из цветной шерсти и бисера . Верхняя распашная одежда
Слайд 10
Для традиционного женского костюма мордвы характерны многочисленные украшения из металла, бисера, монет, раковин, перьев и пуха птиц, кожи животных и т. д . Набедренным украшением эрзянок служил пулай . Мокшанки прикрепляли к поясу многочисленные подвески ( каркс пит, килькшт , каркс секонят ). На грудь надевали низки бус, ожерелья из монет, на руки – медные и серебряные кольца, перстни, браслеты, в уши вдевались разнообразные серьги. Традиционные женские костюмы
Слайд 11
Татарские женские рубахи ( кулмэк ) также шили из белого холста и украшали на груди и по подолу вышивкой. Так, путешественник, этнограф и натуралист И.-Г. Георги писал, что татарки ходят «в белых или крашеных, по большей части узорчато вышитых рубахах». Как и мокшанки , мишарки носили штаны с вшитыми клиньями. Неотъемлемой частью татарской женской рубахи являлся нагрудник ( кукрэкчэ ), который прикреплялся к шее при помощи лямочки, покрывая грудь женщины и виднеясь в разрез ворота. Он украшался аппликацией из кусочков разноцветной ткани. Поверх рубахи татарки носили камзолы ( бустырык ) с приталенной спинкой и короткими, до локтя, рукавами. Из украшений у татарок были распространены перевязи ( бутемар , чапук ), ожерелья ( мунчак ) и серьги из монет, накосники (бака кор’ек ), а также украшенные монетами и кораллами небольшие нагрудники ( пирта мэржэн ). Татарские женские рубахи
Слайд 12
Рубаха русских женщин была составной. Верх ее шили из тонкого льняного полотна, а низ – из более грубого, посконного. В селениях Саранского и Лукояновского уездов рубахи шили широкими и длинными, со сборами у запястья. В восточной части Мордовии стан рубахи обычно красили в синий цвет. Поверх рубахи русские женщины в большинстве уездов мордовского края носили широкий косоклинный сарафан. По краю разреза и подолу он украшался позументом , шелковыми лентами, цветным гарусом , бронзовыми и оловянными пуговицами. В Темниковском и Спасском уездах вместо сарафана носили поневу – домотканую шерстяную юбку. Она могла быть распашной или глухой. В Темниковском уезде бытовала красная понева ( бранка ), которая украшалась геометрическим орнаментом, близким к мотивам вышивки мордвы-эрзи этого уезда. Рубаха русских женщин
Слайд 13
Из женских украшений у русских наибольшее распространение имели шейные: бусы, ожерелья, мониста, изготовлявшиеся из стекляруса, бисера, янтаря. Бытовали также сережки из меди с подвесками и бисерными поднизями. Женские украшения
Слайд 14
Головные уборы женщин имели возрастные разновидности. Девичьи уборы оставляли волосы открытыми. У русских и мордовок они представляли собой ленту, налобную повязку, вышитую либо обвитую бисером и позументом, или обруч из луба, бересты, картона, обтянутый тканью. Девушки-татарки носили шапочку ( тайка ), украшенную монетами, бусами и пуговицами. Головные уборы женщин
Слайд 15
Эрзянские и мокшанские уборы У эрзянок преобладали высокие головные уборы на твердой основе конической, прямоугольной и круглой формы ( панго , клабук ). У мокши были широко распространены тканые головные полотенца ( платенця , пря руця ). Носили мордовки также холщовые чепцы, украшенные вышивкой, бисером, медными цепочками, блестками. Они были известны под русским названием сорока. Подобный головной убор был распространен и у русских. В ряде русских селений бытовали также рогообразные кички и кокошники с закругленным верхом. Татарские женщины носили полотенцеобразный тастар , концы которого украшались вышивкой. По верх него лямбирские мишарки надевали мягкую шапочку кашпау , расшитую монетами и коралловыми бусами.
Слайд 16
Праздничной обовью мордовок были кожаные сапоги со сборами и острыми носами ( кемот , кемть ). На широкий каблук прибивались медные подковки. Такие сапоги широко бытовали и у русского населения. Кроме того, русские и мордовские женщины и девушки носили по праздникам низкую кожаную обувь различных фасонов: туфли типа кожаных галош, праздничные ботинки с отделкой из красной фланели, желтой и красной кожи, вязаных полос (кота, котат – м.; чачкуры , карпетки, вязанки – р.). Кожаной обовью татар-мишарей были мягкие сапоги – ичиги ( бэбеч ) и галоши ( калуш ). Женщин носили также вышитые туфли (башмаки). Праздничная обувь
Слайд 17
Костюм и прически в народной культуре отражали возраст и семейное положение человека. Особенно четко это прослеживалось в женской одежде. Роль одежды в народной культуре
Слайд 18
Детская одежда народов края не учитывала половых различий: обычно дети ходили в длинных рубахах, перешедших от старших сестер и братьев или перешитых из старой родительской одежды. В одних рубашках, без обуви и головного убора девочки и мальчики бегали по улице с весны, как только сходил снег, и до первого снега осенью, а зимой надевали более теплую одежду. Детская одежда
Слайд 19
Молодые люди с 16 – 17 лет носили традиционный костюм со всеми украшениями и дополнительными элементами. Родители должны были выделять средства на их одежду, если этого не делалось, то односельчане их осуждали. В костюме молодежи появлялись детали, которые должны были «известить» окружающих об их взрослении. У юношей такими знаками были украшенные цветами и шерстяными кисточками головные уборы, разнообразная верхняя одежда, а также красочный пояс. Пояса часто дарили своим кавалерам девушки. У мордвы они также входили в число подарков, которые невеста преподносила жениху перед свадьбой. Подростковая одежда
Слайд 20
Костюм взрослых девушек отличался богатой вышивкой. Она служила не только украшением одеждой, но и своеобразной «защитой» от всякого зла. Девушки носили большое количество украшений, которые кроме эстетической выполняли и охранительную функцию. Украшения-обереги ведут свою историю от различных талисманов и амулетов, качестве которых изначально использовались кости, зубы, шерсть животных, перья птиц, различные растения. У мордвы традиция их ношения сохранялась довольно долго. Еще в XVII – XVIII вв. м ордовки включали в состав шейных украшений когти зверей, вплетали в косы лошадиные волосы, а также овечью шерсть. Что касается утиных перьев, то их в качестве налобных и височных украшений мордва и русские употребляли вплоть до XX в., как и пух зайцев, кроликов, гусей и кур, из которого делали височные подвески в виде шара. И не даром, например, некоторые мордовские украшения называются именем какого-либо животного. Так, поясные подвески мокшанок Старошайговского и Краснослободского районов называются ватракшкат – лягушки, а раковины-каури, широко использовавшиеся для украшения традиционного костюма народов Поволжья, назывались кумбря или куй пря – змеиная голова. По поверью, их ношения предохраняло человека от дурного глаза и болезней. Постепенно украшения стали изготовлять из металла, продолжая сохранять форму животных и птиц. Нередко металлические украшения делались таким образом, чтобы они при ходьбе производили шум. Это должно было отгонять злые силы от их хозяйки. Костюм взрослых девушек
Слайд 21
По народным поверьям, в магической защите особенно нуждались девушки и молодые женщины – продолжательницы рода, хранительницы домашнего очага. Например, самой нарядной рубахой эрзянок был покай , который вышивали иногда по два года. Девушку на это время даже освобождали от сельскохозяйственных работ. Первый раз его надевали в 16 лет. Затем – лишь в торжественных случаях: на свадьбу, различные моления, во время первого выгона скота на пастбище. В покае хоронили умерших девушек и молодых женщин. Одежда для торжественных случаев ( покай )
Слайд 22
Нередко одежда, которую носили во время различных обрядов, использовалась в качестве лечебного средства. Например, мокшанки накрывали детей, у которых случались судороги или истерика, своей свадебной рубахой, которая была щедро украшена вышивкой. Они полагали, что она защитит ребенка от злых сил, которые наслали болезнь. Лечебная одежда
Слайд 23
Богато орнаментированной одежда оставалась у женщин до 40 – 45 лет, после чего становилась скромнее. В отделке использовалось меньше вышивки, бисера, блесток и т. д . цвета вышивки также становились менее красочными. Одежда молодой женщины
Слайд 24
В зависимости от возраста изменялись и женские головные уборы. Если у девушек они могли не полностью закрывать волосы, то замужние женщины после свадьбы по обычаю должны были тщательно их скрывать. В основе этого обычая лежит распространенное у многих народов представление, что невестка может навредить роду мужа магической силой, заключенной в ее волосах. Кроме того, по народным поверьям, головные уборы, украшенные раковинами, птичьими перьями, шумящими подвесками, должны были предохранять женские волосы, которые в народном сознании были тесно связаны с культом плодородия и растительности. Недаром русские женщины заплетали косу наподобие хлебного колоса. Возрастные головные уборы
Слайд 25
Молодые женщины носили богато украшенные головные уборы. Например, шокшанки в течение десяти лет после замужества украшали по праздникам свои сороки разноцветными лентами. А молодые русские женщины надевали с головным убором специальные бисерные украшения, закрывавшие затылок. В 40 – 45 лет женщины начинали украшать свои головные уборы более скромно, а старые женщины обычно носили лишь мягкие чепцы. Богато украшенные головные уборы
Слайд 26
Пестрядь – домотканая льняная или посконная (т. е. из конопли) ткань из цветных ниток. Мерлушка – мех из шкурки ягненка. Онуча – обмотка для ноги из ткани под сапоги или лапти. Мишари – одна из этнографических групп татар. Стан – у рубахи сшитые полотнища без рукавов и воротника. Позумент – нарядная тесьма. Гарус – мягкая крученая шерстяная пряжа. Шокша – этнографическая группа мордвы. Устаревшие слова
Волшебные звуки ноктюрна
Лягушка-путешественница
Калитка в сад
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Глупый мальчишка