Индивидуальный итоговы проект по русскому языку выпускницы 9 класса
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chudinova_vlada.doc | 313 КБ |
buklet.odt | 98.78 КБ |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Алымовка»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Лексикон учащихся 7-9 классов
МКОУ «СОШ с. Алымовка»
предмет: русский язык
вид проекта: исследовательский
Выполнила:
ученица 9 класса
Чудинова Влада
Руководитель:
Горбунова Надежда Викторовна,
учитель русского языка и литературы
Содержание
Введение ……………………….…………………………………..…………..………….... 3
Глава 1. Теоретические исследования
1.1. Диалектная лексика. Какое место занимают диалектизмы среди других групп слов? Востребованы ли они в наше время? ..................……………………………..…….…...... 5
1.2. Профессиональные слова в лексиконе учащихся. ……………………..……….……. 6
1.3. Что такое сленг? …………………………………………………..……………….…… 6
1.4. Молодежный сленг. ……………………………………………………..…………..…. 7
Глава 2. Практические исследования
2.1. Проведение анкетирования среди обучающихся МКОУ «СОШ с. Алымовка» с целью определения использования жаргонных (сленговых) сов ……….………….……..9
2.2. Способы избавления от слов – жаргонов ………………………..……………….….. 11
Заключение ………………………………………………….………………….……….… 13
Список используемой литературы ……………………………….…………………..… 14
Приложение………………………………………………………………...……………… 15
Введение
С первого и по одиннадцатый класс мы изучаем русский язык. Это один из самых трудных школьных предметов. Но ни у кого не возникает сомнений в том, что изучать русский язык надо. Кому надо? Мне, моим друзьям, одноклассникам, тем, кто придёт в школу после нас, моим будущим детям, внукам. Всем нам, русским людям. Я искренне верю в то, что русский язык – « великий и могучий», потому что это язык Пушкина, Гоголя, Чехова и других классиков русской литературы.
Однако что же мы слышим сегодня из уст современной молодежи? «У тебя клевый прикид», «Классно мы потусили сегодня». В чем же «величие» и «могущество» языка современной молодежи и школьников? Бороться с ними или принимать их?Почему ученики используют в своей речи ненормированную лексику? Отчего это зависит? Как с этим бороться? Меня заинтересовали ответы на поставленные вопросы. За помощью я обратилась к своему учителю русского языка, и мы вместе попытались разобраться в данном вопросе. Выбрав тему своей работы «Лексикон учащихся 7-9 классов МКОУ «СОШ с. Алымовка».
Цель проекта: проанализировать речь обучающихся МКОУ «СОШ с. Алымовка» с точки зрения использования ими общеупотребительной и ограниченной в употреблении лексики и определение путей пополнения словарного запаса учащихся школы.
Задачи проекта:
1. Определить, какое место занимает необщеупотребительная лексика - диалектизмы и профессионализмы в речи учащихся.
2. Определить понятия "жаргон" и "сленг".
3. Провести социологическое исследование (анкетирование) среди учеников с целью определения:
-круга наиболее употребительных жаргонных слов,
-частотности употребления жаргонизмов,
-причин употребления школьниками жаргонизмов.
4. Проанализировать результаты опроса и выводы разместить в диаграммах.
5. Систематизировать материал.
6. Сделать выводы по теме исследования.
7. Выполнить компьютерную презентацию и выпустить буклет-памятку «Рекомендации школьникам. Способы избавления от жаргонизмов и сленга».
Актуальность проблемы исследования обоснована тем, что «наш прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника. Что же представляют собой слова ненормированной лексики, как они появляются, когда и где употребляются. Современные школьники в своей речи употребляют много таких слов. С этим явлением нужно бороться.
Объект исследования: речь учащихся 7-9 классов МКОУ «СОШ с. Алымовка»
Предмет исследования: употребление слов ненормированной лексики
Методы и приемы работы: чтение и анализ научной литературы, анкетирование,
анализ анкет, наблюдение за речью обучающихся 7-9 классов, сбор часто употребля-емой ненормированной лексики.
Гипотеза: если специально привлекать внимание школьников к вредной привычке употреблять необщеупотребительные слова, то, возможно, учащиеся будут более внимательны к своей речи и к собеседникам.
Новизна работы заключается в представлении некоторых рекомендаций для снижения риска появления жаргонизмов и сленга в речи.
Глава 1. Теоретические исследования
1.1. Диалектная лексика. Какое место занимают диалектизмы среди
других групп слов? Востребованы ли они в наше время?
Словарный состав русского языка с точки зрения сферы ее употребления можно отобразить в таблице:
Многие слова русского языка известны всему народу и употребляются в речи всеми. Эти слова являются общеупотребительными, например: вода, земля, небо, птица; зеленый, синий, длинный; идти, думать, говорить.
Но есть слова в русском языке, которые знают и используют в своей речи не все. Это необщеупотребительные слова. К необщеупотребительной лексике относятся диалектные, профессиональные, жаргонные слова и слова молодежного сленга.
К диалектной лексике относятся слова, распространение которых ограничено той или иной территорией. Они имеют фонетические, морфологические и синтаксические особенности, а также специфическую лексику. На основе бесед с родителями, бабушками и дедушками, общаясь со своими сверстниками, я пришла к выводу, что в речи учащихся моей школы присутствуют диалектизмы. В речь школьников они проникают благодаря общению со старшими (бабушками и дедушками). В официальной обстановке (на уроках) ребята стремятся говорить на литературном языке, а дома некоторые из них используют и диалект. Это такие слова как: рушник (полотенце), стайка (хлев, помещение для скота), филонить (ходить без дела), чепарушка (небольшая миска), охламон (неаккуратно одетый человек, хулиган), чай (усиление частицы же) и другие. Однако диалектных слов в речи наших школьников не так уж и много. В результате анкетирования было выявлено, что диалектная лексика редко встречается в лексиконе учащихся 7-9 классов. Я выделила несколько причин редкого употребления диалектов:
- Одни утверждают, что диалектизмы - это лексика старшего поколения, людей пожилого возраста;
- Другие считают, что в наши дни использовать диалектизмы неактуально, смешно и, как говорят ребята, «старомодно»;
- Некоторые ответили «не знаю» что такое диалектизмы.
1.2. Профессиональные слова в лексиконе учащихся
К специальной лексике ограниченного употребления относятся термины и профессионализмы. Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии, называют профессионализмами. Например, дефис, карбюратор, штемпель, товарооборот, скальпель.
Термин - это научное обозначение понятия (синтаксис, неравенство, климат, остров, монитор, подлежащее и другие).
В речи родителей, занимающихся разными видами деятельности, есть названия разных предметов. Из лексикона родителей такие слова переходят в детский лексикон. В результате анкетирования были выявлены некоторые профессиональные слова и выражения, которые знают и употребляют в речи учащиеся. Например, аккумулятор, радиатор, коробка передач, клавиатура, гарнитура, педиатр, продукция.
1.3 Что такое сленг?
Существует несколько определений сленга.
Сленг - речь какой-либо объединенной общими интересами группы, содержащая много отличающихся от общего языка слов и выражений, не вполне понятных окружающим. (С.И.Ожегов Толковый словарь русского языка)
Сленг - это вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка ( wikipedia.org)
Для чего же нужен сленг?
Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной, говорящий может наиболее полно и свободно выразить свои чувства и эмоции. (Сравним два выражения. На книжном, литературном языке: «Я испытываю сильное приятное чувство от этой песни». На сленге: «Я просто тащусь от этой песни!») Наиболее удачным определением сленга, по-моему, является такое:
Сленг – слова, живущие в современном языке полноценной жизнью, но считающиеся нежелательными к употреблению в литературном языке.
1.4. Молодёжный сленг
Молодёжный сленг — социальный диалект людей в возрасте 13 — 30 лет, возникший из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе, и отличающийся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской.
На мой взгляд, понятие школьный сленг - разновидность речи, не совпадающая с нормой литературного языка, используемая узким кругом людей, объединённых общностью интересов, занятий, положением в обществе. Из этого определения следует, что сленг относится к лексике ограниченной сферы употребления и используется преимущественно в устном общении. Сленг был, есть и будет в школьной лексике. Его нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие – появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь. Но современного школьника совсем без сленга представить невозможно. Главные достоинства тут – выразительность и краткость.
В настоящее время сленг употребляется в средствах массовой информации, в речи блогеров для придания речи живости.
Основной причиной появления жаргонного сленга среди подростков является желание создать свой язык, организовать общение среди сверстников; обучающиеся употребляют жаргонизмы, потому что отсутствие словарного запаса не дает им возможности грамотно выражать свои мысли и поэтому свое отношение к происходящему вокруг них им легче выразить с помощью жаргонизмов. А также одной из причин является низкий уровень речевой культуры школьников; снижение интереса к русской классической литературе.
Сленг в речи учащихся является средством повседневной речи. Жаргонные слова прочно вошли в обиход. При наблюдении за речью обучающихся, я выяснила, какие слова ребята употребляют наиболее часто. Выделила следующие семантические группы сленга:
| Название группы | Примеры |
1 | Части тела | грабли, заготовки (руки), башка, башня (голова), зенки, шары (глаза), варежка, хлеборезка (рот), локаторы (уши) |
2 | Слова,обозначающие людей по профессии | училка (учительница), водила (водитель), историчка (учитель истории), мент (милиционер), поварешка (повар) |
3 | Бытовая техника | ящик, телик (телевизор), мобила, сотик (мобильный телефон), комп (компьютер) |
4 | Транспорт | мотик (мотоцикл), велик (велосипед), тачка (машина), девятка, десятка (модели автомобилей), квадрик (квадроцикл) |
5 | Слова,обозначающие людей по родству | предки, родичи, родаки (родители), батя, папка (папа), маман, матушка (мама), сеструха (сестра), братва, бродяги (друзья), братуха, чел (друг) |
6 | Учеба | домашка (домашнее задание), двойка (оценка «2»), пятак (оценка «5»), контролка |
7 | Продукты питания | хавка, хавать, хавчик, жрачка (еда), магаз (магазин), столовка (столовая), бутер (бутерброд) |
8 | Деньги | бабки, бабло, баксы, штука, рубль |
9 | Слова-оценки | классно, клево, лафа, ништяк, зашибись, кайф (хорошо, отлично), прикольно (интересно), круто (отлично), сто пудов, конкретно (точно), по натуре, реально (правда), воще (восхищение), стремно, отстойно (плохо, некрасиво), везуха (везучий), фигня, без базара (очень простое) |
10 | Глаголы | отвали, отвяжись, отцепись, отвянь (отойди, отстань), базарить (говорить), приколоться (пошутить), обломиться (неудача), очуметь, обалдеть (удивиться), мутить, наколоть (обманывать), оттянуться (отдохнуть), балдею, тащусь (очень хорошо), слинять, смотать (сбежать), зыришь, пялишь (смотришь), лыбишься (улыбаешься), грузить (надоедать, приставать), сгинь, слиняй (уйди), наехать (угрожать) |
11 | Слова, обозначающие людей по их качеству характера | крыса, баран, свинья, собака, лось, лох, лошара, тормоз, шестерка, дятел, дылда, корова |
В результате наблюдения было выяснено, что обучающиеся активно используют сленг в своей речи. Использование нелитературной лексики чаще всего наблюдается при общении школьников друг с другом и при выражении какого-либо чувства (удивление – круто!, восторг – ва-у!, раздражение – отвянь и т. д.) Ученики считают, что эмоции и чувства, их переполняющие, невозможно выразить литературным языком ( ещё одна из причин употребления сленга).
Глава 2. Практические исследования
2.1. Проведение анкетирования учащихся с целью определения использования жаргонных (сленговых) слов
Для проведения исследования составлена анкета «Слова-жаргоны в вашей речи», проведены наблюдения «Частота употребления слов-жаргонов» и устный опрос «Употребление слов-жаргонов обучающимися разных возрастных групп» (Приложение 1).
В анкетировании, устном опросе и наблюдении принимали участие 20 обучающихся 7-9 классов МКОУ «СОШ с. Алымовка».
Опрошенным были предложены следующие вопросы:
Закономерным мне показался вопрос, который задала обучающимся: «Для чего вы употребляете сленг?» Выяснилось, что наиболее популярными ответами были «Это модно, современно», «Помогают самоутвердиться». Я поняла, что ребята, употребляя сленг, следуют за модой, боятся показаться смешными, «белой вороной», если начнут разговаривать литературным языком. Кроме этого, присутствует элемент самоутверждения, своеобразного протеста против окружающей действительности.
Второй по популярности ответ: «Сленг делает речь понятнее для друзей». Несколько человек ответили, что сленг придает речи живость и юмор. На вопрос: «Когда вы вырастете, будете ли вы употреблять сленг?», многие ответили – нет. Это говорит о том, что употребление сленга взрослыми недопустимо, по их мнению, и вместе с тем, как бы подтверждают тезис, что сленг – это в большей мере – молодежное явление. При этом интересным мне показалось наблюдение по качественному употреблению сленга: семиклассники чаще всего употребляют слова, выражающие эмоциональную оценку (клево, круто, прикольно) и слова, относящиеся к школьной жизни (физра, литра, пара (оценка 2)), старшеклассники высказали мысль, что при незнакомых людях (взрослых, учителях) стараются не употреблять в своей речи сленг. Большинство опрошенных подростков не мыслят своей речи без сленга. «Нас другие тогда не поймут. Общаться невозможно будет, - рассуждают они. - Сленг отличает нас от более взрослых людей». Только 10% опрошенных школьников отрицательно относятся к употреблению сленга в речи, 2% утверждают, что не пользуются сленговыми выражениями. Ребята убеждены, что говорить на сленге модно, с помощью сленга точно и образно можно выразить свои мысли -30% школьников, легко общаться -30%, а вот 38% не знают и затрудняются ответить на вопрос: «Для чего нужен сленг?»
В результате наблюдения было выяснено, что обучающиеся активно используют сленг в своей речи. Использование нелитературной лексики чаще всего наблюдается при общении школьников друг с другом и при выражении какого-либо чувства (удивление – круто!, восторг – вау!, раздражение – отвянь и т. д.) Но интересен тот факт, что иногда без контекста, очень часто эти слова и выражения сопровождаются мимикой и жестами. Потому что без них бывает трудно понять смысл высказывания. Это подтверждается тем, что обучающиеся 7-9 классов не смогли подобрать все соответствия к сленговым словам и выражениям (например, слово «очуметь» без применения к какой-то ситуации оказалось сложным для объяснения). В зависимости от ситуации слова могут выражать разнообразные, вплоть до противоположных, эмоции: разочарование, раздражение, удивление, радость. Например: Ну ты, блин, даешь! (удивление), Не мешай, блин (раздражение), Здорово, блин! (восторг) и т. д. Ученики считают, что эмоции и чувства, их переполняющие, невозможно выразить литературным языком (одна из причин употребления сленга).
На вопрос о том, как относятся взрослые к сленговым выражениям, понимают ли их, учащиеся ответили так: 38% - понимают, но не одобряют; 17% - не понимают; 45% - родители понимают, а бабушки и дедушки –нет.
Для одних людей жаргон – это игра со словом, для других – стиль и норма общения, для третьих – своеобразная дань времени. Для меня такой вид речевого общения является неприемлемым.
2.2 Способы избавления от слов – жаргонов
Мы каждый день слышим сленг, и нередко сами применяем его в своей речи, засоряя язык. Сленг - это слова, обороты, на которых разговаривает та или иная социальная группа. Конечно, полностью освободить свою речь от таких слов очень сложно, но все-таки возможно и, если есть желание, то все получится. Есть ситуации, когда употребление сленга вообще неуместно и может здорово подпортить Вам репутацию.
Как найти сленговые выражения в своей речи?
Ø Включите диктофон или камеру и перескажите содержание любимого фильма, книги, а затем прослушайте запись.
Ø Попросите близких или друзей послушать вас и высказать Вам свое мнение.
Ø Если это необходимо, обратитесь к автору проекта или учителю и попросите обратную связь.
Как избавиться от сленга?
В литературе я нашла несколько интересных способов избавления от жаргонных и сленговых слов. Вот некоторые из них.
1) Избегать долгих бесед с людьми, речь которых переполнена речевым мусором, ведь «с кем поведешься, от того и наберешься». Известный актер Аль Пачино сказал: «Секрет в том, чтобы общаться с теми, кто лучше».
2) Попросить друзей проследить за вашей речью с целью выявить слова - жаргоны, ведь «врага нужно знать в лицо», чтобы знать, с чем бороться
3) Выразительное чтение вслух. С его помощью можно расширить словарный запас, отточить дикцию и интонацию, улучшить речевой стиль. Прочитайте несколько книг, выберите самую любимую и занимайтесь лишь с ней. При регулярном чтении вслух исчезнет косность речи, улучшится речевой стиль и сама речь станет красивей.
4) Составьте список сленговых выражений, употребляемых чаще всего, и постарайтесь найти к ним более благозвучные синонимы. Например, к слову прикольный, можно подобрать много синонимов, таких как смешной, забавный, остроумный, красивый, интересный, эпатажный, оригинальный и другие.
5) В момент, когда мы чувствуем потребность произнести слово - жаргон, нужно сделать глубокий вдох. Со стороны он будет выглядеть как естественная пауза.
6) Много читать, особенно классиков мировой литературы ― чтение помогает обогатить словарный запас, а значит, сделать речь красивой и образной.
7) Запоминать фразы известных людей, поговорки, интересные мысли. Их мы будем вставлять в беседу, показывая свою начитанность и эрудицию.
8) Самоконтроль. После того как Вы произнесли сленговое слово, запретите себе какое-либо интересное для вас занятие, например использовании интернета. Придумайте себе «наказание».
9) Метод «21 день без сленга». Идея проста, наденьте фиолетовый браслет в знак того, чтобы прожить 21 день без сленга. Если за это время вы произнесли сленговое выражение, переоденьте браслет на другую руку и начните отсчет заново. Именно фиолетовый цвет, по мнению психологов, оказывает тонизирующее действие на мозг, помогает снять тревогу и раздражение, а 21 дня достаточно, чтобы любая привычка укрепилась в подсознании.
Заключение
Изучая употребление слов - жаргонов учащимися нашей школы, я:
1) изучила лингвистическую литературу по теме исследования,
2) изучила распространенность слов - жаргонов среди учащихся 7-9 классов нашей школы,
3) нашла способы снижения употребления слов - жаргонов в речи;
4) в результате анкетирования, наблюдения и устного опроса проанализировала наиболее употребляемые школьниками слова - жаргоны и составила частотный словарь;
5) выпустила буклет-памятку «Рекомендации школьникам. Способы избавления от жаргонизмов и сленга.
В своей работе я попыталась объяснить причины употребления сленга как элемента повседневной речи учащихся. Ребята моей школы активно используют нелитературную лексику в своей речи. Исследование необщеупотребительной лексики в речи доказывает наличие в лексиконе школьников сленга, диалектных , профессиональных, жаргонных слов и выражений.
Больше всего в речи ребята моей школы используют сленг как экспрессивное средство, считая его модным. Таким образом они хотят создать свой мир, отличный от мира взрослых. Было также установлено, что употребление сленга – это некий протест против «серой» действительности, это элемент самоутверждения, стремления к независимости и самостоятельности. Немаловажным фактором является и влияние СМИ (особенно выступления блогеров) на речь школьника. А также, я считаю это самой главной причиной, современные школьники очень мало читают художественной литературы. Кроме того установлено, что школьники относятся к сленгу как к временному явлению в их речи. Некоторая часть учащихся вообще не задумывалась над тем, как говорит.
Данный проект может иметь большую практическую значимость при организации школьного учебного курса и поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку.
Я уверена, что если каждый из нас задумается над этой проблемой, то успех обеспечен. И пусть как призыв звучат слова великого русского писателя И.С.Тургенева: «Берегите чистоту языка, как святыню. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».
Список использованной литературы:
1. С. И. Ожегов. – Словарь русского языка. - (под редакцией Н. Ю. Шведовой), - М.: «Русский язык», 1989
2. В.В.Волина Я познаю мир, русский язык.- М.: АСТ, 1998.
3. Д. Э. Розенталь М. А. Теленкова – Словарь лингвистических терминов (электронный вариант).
4. Л.И. Скворцов . Жаргоны / русский язык: энциклопедия.- М., 1979.
5. О.Л.Соболева. Справочник школьника. 5-11 классы. Русский язык/ М.: АСТ. 2003.
6. В.В.Соколова. Культура речи и культура общения.- М.: Просвещение, 1995.
7. Материалы Интернет
Приложение 1
Вопросы анкеты для учащихся:
1) Знает ли Вы, что такое сленг? Жаргон?
2) Какие сленговые (жаргонные) слова Вы употребляете в своей речи?
3) В каких ситуациях Вы используете сленг?
4) Для чего Вы употребляете сленг?
Варианты ответов | 7 класс | 8класс | 9 класс |
да | 17% | 50% | - |
Нет | 30% | - | - |
Не думал об этом | 53% | 50% | 100% |
Ответы показывают, что с возрастом учащиеся понимают, что их речь неправильна и стараются исправлять её. В то же время учащиеся не задумываются о том, как они говорят.
Рассмотрев данный вопрос, можно сделать следующий вывод: основная причина употребления жаргонизмов – организовать общение среди сверстников, а также это «погоня» за модой и современностью. Повседневная речь школьников насыщена жаргонизмами и устранить их практически невозможно. Однако необходимо помнить о том, что жаргонная лексика- это не лексика культурного, образованного человека и всегда нужно помнить о том, в какой сфере речевого общения она допустима к употреблению.
|
|
|
Вокруг света за 80 дней
Акварель + трафарет = ?
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Без сердца что поймём?
Рисуем весеннюю вербу гуашью