А началось всё с того, что однажды вечером я пришла домой. А в комнате горит свеча, ужин не готов, телевизор и компьютер не работают. В чём причина? Почему в доме так скучно? На что, мне папа сказал: отключили электричество, большая поломка на подстанции. Когда будет свет не известно.
- А как же быть? Чем мне заняться?
Вдруг в комнату вошла моя бабушка и мне рассказала, что в далёкие времена не было электричества, люди жили без телевизоров, стиральных машин, электрических плит. Была только печь – на ней варили, сушили, грелись. А для освещения использовали , свечи , керосиновые лампы. Как они так жили?
Вложение | Размер |
---|---|
lavovaya_lampa_proekt.docx | 23.34 КБ |
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад №7 «Радуга»
Кулундинского района Алтайского края.
Муниципальный конкурс исследовательских работ
дошкольников "Я-исследователь"
Номинация: гуманитарная
Исследовательская работа
«Лавовая лампа»
Авторы:
Фролова Дарья
Воспитанница подготовительной группы № 5
Руководители:
воспитатель
Шимолина Светлана Александровна
Шетова Любовь Александровна.
с. Кулунда
2022 г.
Авторы проекта:
Фролова Дарья, воспитанница подготовительной группы № 5.
Руководители: Шетова Любовь Александровна, Шимолина Светлана Александровна воспитатель МБДОУ детский сад №7 «Радуга» Кулундинского района Алтайского края.
Вид, тип проекта: экспериментально-исследовательский, краткосрочный (1месяц), индивидуальный.
Цель проекта:
Познакомить с историей появления светильников, их разнообразием. Воспитывать потребность ребёнка получать новую информацию о предметах освящения.
Объект исследования: Светильники
Место проведения: МБДОУ детский сад №7 «Радуга» Кулундинского района Алтайского края.
Сроки проведения: январь-февраль 2022г.
Виды детской деятельности: экспериментально-исследовательская деятельность.
Форма проведения: индивидуальная, групповая
Ожидаемые результаты: презентация проекта, мини-музей светильников.
Этапы проекта:
Введение:
Гипотеза: предположим, многие светильники можно изготовить в домашних условиях.
Цель: Собрать много разнообразной информации о истории появлении светильников; ответить на вопрос действительно ли существуют разные предметы освящения.
Задачи:
- узнать, о том какое было освящение в старые времена;
- узнать, что такое лавовая лампа, изучать принцип действия;
- создание лавовой лампы в домашних условиях.
А началось всё с того, что однажды вечером я пришла домой. А в комнате горит свеча, ужин не готов, телевизор и компьютер не работают. В чём причина? Почему в доме так скучно? На что, мне папа сказал: отключили электричество, большая поломка на подстанции. Когда будет свет не известно.
- А как же быть? Чем мне заняться?
Вдруг в комнату вошла моя бабушка и мне рассказала, что в далёкие времена не было электричества, люди жили без телевизоров, стиральных машин, электрических плит. Была только печь – на ней варили, сушили, грелись. А для освещения использовали , свечи , керосиновые лампы. Как они так жили?
Основная часть.
Я пришла в детский сад и рассказала об этом Светлане Александровне. Многие дети тоже заинтересовались. Мы решили побольше узнать об истории света. Заглянули в энциклопедию.
Оказывается, когда человек жил в пещере, он разводил костёр. На костре готовили пищу, грелись , он и освещал жилище.
Когда люди стали жить в домах, огонь брали из печи и зажигали лучину для освещения. Мы посетили горницу, рассмотрели лучину. Это просто щепка заострённая на конце. Обычно лучину делали из берёзы, она лучше горит. Один конец лучины закрепляли, а другой - зажигали. Такое освещение было неудобно, мало света, быстро сгорает и сильно коптит.
Что же было делать? Люди заметили, если кусочек верёвки обмакнуть в масло и поджечь он будет гореть хорошо и долго. Вот и стали наливать в маленькую ёмкость масло и поджигать его. Это верёвочка называется фитиль.
Такой светильник горел долго и ровно. Масляная лампа поудобней лучины, но она давала мало света и масло часто проливалось, бывали пожары.
А что , если вместо жидкого масло использовать твёрдое сало – подумали люди. Потом человек стал мастерить свечки. А ещё позже появились керосиновые лампы.
Мы побывали в музее там увидели много разных старинных ламп.
Наталья Михайловна рассказала нам об истории создания первой керосиновой лампы. Оказывается её изобрёл аптекарь в 1853 году в городе Львове. В лампе вместо масло использовался керосин, который аптекарь получил в своей аптеке. Сверху на такую лампу одевали стекло. Она горела ярче и дольше масляных ламп, и свечей и была более безопасной.
В память о создателях керосиновой лампы был установлен памятник в городе Львове. Потом один очень умный человек изобрёл электрическую лампу. Она горит ярко, это удобно и безопасно. Теперь люди редко пользуются керосиновыми лампами и свечками. В наших домах много разных красивых светильников. Сегодня любой малыш может щёлкнуть выключателем и загорится свет. Как же нам повезло!
Лампочки бывают самые разные: яркие и не очень: медицинские и шахтёрские.
Нас это так заинтересовало. Светлана Александровна предложила сделать в группе мини-музей «Выставка света». Дети принесли в группу фонарики, лампы, свечи – старинные и современные.
Однажды моё внимание привлёк интересный светильник, который я увидела в интернете. Он показался мне волшебным. Яркие пузырьки, то поднимались вверх, то опускались вниз. Что это за лампа? И почему в ней двигаются пузырьки? Тогда мы решили узнать более подробную информацию об этой чудо-лампе.
Я узнала, что это «Лавовая лампа» - декоративный светильник и оказалось её можно сделать своими руками.
Изобрёл лавовую лампу 1963 году английский учёный.
Мы решили сделать лавовую лампу своими руками. Это так занимательно, увлекательно!
Не забывайте , ребята, что все опыты нужно проводить вместе со взрослыми, быть аккуратными!
Мы узнали, что внутри настоящей лавовой лампы находится парафин, который при нагревании становится легче, чем масло и всплывает наверх, поэтому пузырьки двигаются.
Мы же будем использовать две жидкости, которые никогда не смешиваются: масло и воду. А для того, чтобы капельки двигались, будем использовать соль.
Нам понадобится:
Опыт 1.
Гипотеза: Наливаю в стакан воды , добавляю красителя юбого цвета. Перемешиваем. Вода окрасилась и стала цветная. Аккуратно добавляю растительное масло. Масло с водой не смешалось, осталось сверху, потому что масло легче воды. А теперь самое интересное! Мне необходимо оживить лава-лампу. Всыпаю соль. И наша лампа оживает!
Вывод: Опыт удался, потому, что тяжёлая соль опускается на дно, захватывает с собой масло. Соль на дне рассыпается, а масло возвращается наверх. Получается танец пузырьков.
Опыт 2.
Гипотеза. Предположим, что шипучая витаминка более оживит нашу лавовую лампу. А вместо воды берём сок. Наливаем растительное масло в сок. Видим , что масло с соком не смешалось. Оживляю свою лампу. Опускаю витаминку. Что же мы видим? Наша лампа ожила. Пузырьки газа двигают капельки масло. Получается интересный и очень красивый эффект лавы. А если посветить фонариком, то мы увидим настоящее волшебство.
Вывод: Опыт удался. При добавлении шипучей витаминки в раствор сока и масло происходит более эффектный «танец» пузырьков.
Это интересно! А вы знали, что
Вывод: В результате такого интересного исследования, я узнала историю появления светильников и даже смогла сама изготовить один из них. Мне очень понравилось быть исследователем!
Самодельный телефон
Две лягушки
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Позвольте, я вам помогу
Красочные картины Джастина Геффри