Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_tekst_ekskursii.pdf | 760.31 КБ |
istoriya_hrama.doc | 50.5 КБ |
ИСТОРИЯ ХРАМА
ак звезды по лицу небосклона, так святые обители по лицу земли русской рассеяны. Даровал Господь эту благодать и Курскому краю. Об обители и Покровском храме в селе Покровском и пойдет речь.
Как зародилась обитель? Чем живет на протяжении своего существования? Как взаимодействует с внешним миром?
Вспоминает матушка Любовь: «Отец Серафим пришел на голое место, пустыню. Ничего здесь не было. Это место пребывало в запустении. После разгрома немецких захватчиков здесь было большое поле, засеянное пшеницей. Это благодатное место, благословенное самой Царицей Небесной, когда еще здесь не было монахинь».
А Батюшке эти места очень хорошо знакомы. Это его родина. В детстве отрок Михаил очень часто ходил на эту возвышенную окраину, его влекло сюда необъяснимо. Привезли одну будочку. С этого и начал он служить в селе Покровском наш добрый пастырь. Его трудами был потом построен маленький домик — храм Покрова Божией Матери. Отец Серафим искренне хотел основать новую обитель для утверждения и просвещения в вере и благочестии там, где в этом имелась нужда и где это было угодно Богу.
Начало свое обитель берет с построения храма в 2000 году. В том же 2000 отец Серафим по благословению правящего архиепископа возглавил приход Покровского молитвенного дома села Покровского.
Послушникам необходимо было жилье. После принятия прихода отец Серафим стал беспокоиться о строительстве жилых домов для послушников. Затем следовали годы трудного поэтапного строительства просфорной, трапезной, гостиницы для паломников; были проведены газ, отопление, водоснабжение. «Удивительно, но в короткий срок руками послушников и сочувствующих им мирян на пустом месте, в стороне от села, выросло целое поселение», — делится воспоминаниями Н. Рудь из этого села. Это само помещение, где проходят богослужения; дом, в котором живут отец Серафим и юный келейник Андрейка; домики послушников; здесь же трапезная, гостиница для тех, кто остается на собеседования, вычиты, проводимые Батюшкой после службы. Многие, приезжая лечиться к отцу Серафиму, живут при обители неделями, а то и месяцами, находя здесь пищу и кров, иные остаются, становясь по благословению Старца послушниками.
У послушников много забот. Обитель занимается зерновыми культурами, выращивает многолетние травы для кормов животных; имеются молодые насаждения плодовых деревьев. В огороде выращиваются самые необходимые овощи; здесь собирают урожай картофеля, тыквы, капусты, огурцов, помидоров, лука, свеклы, фасоли. Кроме того, на скотном дворе есть небольшое поголовье коров, свиней, птицы, лошадь. Молоко, яйца, мясо,
небольшое поголовье коров, свиней, птицы, лошадь. Молоко, яйца, мясо, творог, сметана у обители свои. Излишки с удовольствием приобретают прихожане храма. В общем содержание обители скудное, основным источником служат свои средства: труд насельников и пожертвования благодетелей и прихожан.
Поэтому настоятель храма отец Серафим ходатайствовал перед светскими властями о выделении на хозяйственные нужды земельных наделов. Местные власти к этому отнеслись благосклонно. Благодаря помощи главы администрации поселкового совета обители было выделено необходимое количество земли.
Много и других трудов и послушаний несут насельники: участие в богослужениях, работа в просфорне, в свечной лавке, приготовление трапезы, столярные, плотничные, слесарные работы, ухаживание за клумбами и саженцами, за кладбищем, где похоронены нищие и безродные люди. Эти послушания дают средства на содержание обители и предоставляют послушникам возможность закалить себя в труде, научиться терпению.
«Как же у них все организовано! — продолжает Н. Рудь. — И овощи сами выращивают, и в поле работают, и на зиму дрова заготавливают, а, главное,
по мере сил строят храм, который стал украшением этих мест».
И обо всем этом заботится наш добрый пастырь, одновременно являясь настоятелем храма и ведя активную социальную деятельность. Отец Серафим открыл дом для престарелых и инвалидов, дом милосердия, богадельню — богоугодное заведение — так еще можно перевести это почти забытое в современном русском языке слово. Там живут пожилые, в большинстве своем ослабленные и немощные, одинокие люди, инвалиды. Благотворитель и нищелюбец Батюшка Серафим собрал средства для приюта пожилых людей, помогает престарелым людям и детям-сиротам. У настоятеля хватает сил на реальную благотворительность — призор над самыми нуждающимися, самыми неустроенными в миру, но верными Господу чадами.
Принимает обитель и бесприютных и безработных. Все они бесплатно
пользуются столом, гостиницей. Обитель помогает некоторым из них вернуться к нормальной жизни.
При интенсивных, но посильных трудах наибольшее внимание уделяется внутренней жизни — изучению и исполнению евангельских заповедей, внимательному послушанию, хранению молитвенного настроя, взаимной любви, помощи и милосердию. Взаимоотношения насельников строятся на уважении, соборности, взаимном доверии и помощи.
Обитель формально — не монастырь, здесь нет монашеских постригов. А по сути в обители собрались люди, которые стремятся жить монашеской жизнью. Духовные чада, последовавшие за отцом Серафимом, образовали крепкую приходскую общину. Многочисленные дела и заботы требуют всего времени и полной самоотдачи. Планов на будущее очень много: это и оборудование, и украшение прилегающей к храму территории, и строительство нового храма, под который уже заложен фундамент. В своей непродолжительной жизни приход претерпевает все те же материальные затруднения. Бывает, в оплату газа, света и воды Батюшка вносит свои пенсионные сбережения. Помимо
богослужений, треб, проповеди Слова Божия настоятелю самому приходится вести бухгалтерские и другие хозяйственные дела. Трудно себе представить, как ему удается нести на себе эти труды. Тем не менее, с огромной радостью здесь совершаются службы, на которых поет хор общины и сам Батюшка Серафим. Организовано благоговейное чтение и пение на службах.
Батюшка много трудится для благоустройства и процветания обители, заботится о благолепии храма, как внутреннего, так и внешнего его облагораживания. Несмотря на скромный вид, храм может вместить до 300 человек. Он особо не благоустроен, не отличается благолепием. Но в нем царит особая благодать. Отец Серафим, имея от Бога высокие духовные дарования, сумел так искусно направить жизнь обители, что о ней узнали. В этот духовный оазис хлынул поток верующих, богомольцев, интеллигенции, студенчества, творческих людей. С каждым годом увеличивается число паломников в монастырь. Приезжающих сюда встречают лаской и теплом, предоставляют кров и бесплатное питание.
Много людей посещает монастырь ради того, чтобы попасть на прием к Батюшке. Большинство обращается с болью душевной и телесной, с болезнями, с горем, за духовным, житейским и врачебным советом. И всем оказывается помощь и дается утешение по молитвам нашего старца, и все обретают покой в этих стенах.
Но прежде Батюшка приглашает всех на службу в храм, на общение с Богом. Службы здесь начинаются не очень рано, так как дорога дальняя; отовсюд
едут люди, желающие помолиться. Батюшка ждет всех.
Из разных уголков России, Украины и Белоруссии приезжают паломники в Свято-Покровский храм, приезжают к Батюшке Серафиму, приезжают за советом, за духовной помощью в бедах, болезнях, невзгодах жизни земной и в поисках верного пути к спасению. Люди не имеют официальных приходов, их приход — вся Святая Русь. Но едут именно к нему, в эту Обитель надежды.
ПО ПРОМЫСЛУ БОЖИЮ
Н. Рудь, село Покровское Курской области.
По всей России-матушке после краха коммунистической идеологии с ее атеистической сущностью стали возводиться и восстанавливаться православные храмы. В больших городах — многокупольные, величественные, с красочными росписями, в селах же — поскромнее. Об одной такой строящейся обители и ее духовном отце и окормителе пойдет речь.
В день памяти святых Веры, Надежды, Любови и их матери Софьи с раннего утра в селе Покровское Курской области, у строящегося храма Покрова Божией Матери, где службу пока отправляют в приспособленном помещении, стояло немало машин, прибывших из Белгорода, Харькова, Сумы, Старого Оскола, из ближайших и дальних сел. Казалось бы, маленькая церквушка, а народу что яблоку негде упасть. Мы с трудом протиснулись внутрь, кое-как пробились к аналою, чтобы приложиться к святым образам, с трудом успели записаться на целебную воду с молебна, которую здесь выдают порциями, свечи же смогли приобрести и поставить только после службы.
И вот к алтарю прошел глубокий старец — отец Серафим, настоятель строящейся обители Покрова Божией Матери, образ которой явился старцу во сне и указал место для будущего храма. Здесь же пробились два целебных
источника. Один — Серафима Саровского, второй — Казанской иконы Божией Матери, глазной. К слову сказать, в это холодное осеннее утро у источников люди не только набирали воду, но и окунались с головой, не боясь простудиться. А в лечебных свойствах воды из глазного источника я убедилась на собственном опыте.
Слава же богоугодных делах иеромонаха Серафима (в миру — Михаил Звягин) среди верующих обрастает легендами. Как сказал один из послушников обители, священников на Руси много, а вот отцов — единицы.
К отцу Серафиму и едут со всех концов верующие, одолеваемые тем или иным недугом. В основном люди, потерявшие веру в исцеление с помощью медицины.
И не всегда в этом повинны врачи и светила науки. Просто многие болезни даны нам за грехи наши, а тут медицина бессильна. Так вот, отцу Серафиму дано свыше распознавать причины людских мук и болезней и с помощью молитв лечить окаянные души наши.
Конечно, в этот день после праздничного богослужения поговорить с отцом Серафимом не удалось. Слишком много было желающих прикоснуться к его руке, рассказать о своей боли, беде или, наоборот, поделиться радостью, попросить благословения у человека, который, по словам насельников будущей обители, находится на послушании самого Господа Бога. И все же кое-что из жизни святого отца удалось узнать.
Родился он здесь, в селе Покровское Курской области, в многодетной крестьянской семье, скромной, тихой, верующей. Особой набожностью отличались мать и сынишка Миша, из всех детских развлечений предпочитавший игру в священника, стать которым он мечтал. Вместе с матерью мальчишка ходил в церковь, а когда в войну ее разрушили, то по православным праздникам они отправлялись в саму Глинскую пустынь.
Глинская иноческая обитель издавна славилась святостью жизни своих насельников. Основанная еще в XVI веке на месте явления Чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы, известной многими исцелениями, она притягивала огромное количество богомольцев. В этот монастырь однажды, после очередного «похода», и подвязался в послушники Михаил Звягин. Благословил его на святые деяния Серафим Амелин, тогдашний настоятель обители.
Этот великий старец был истинным последователем богомудрых настоятелей Глинской пустыни. Именно ему во многом обязана обитель своим духовным
расцветом и внешним благоустройством.
При Серафиме Амелине прославилась Глинская пустынь святыми старцами — духовными руководителями иноков и мирян к вечному спасению. Среди его истинных последователей и Серафим, избравший богоугодный путь восстановления и строительства православных храмов по России. И это с Божией помощью ему и его верным последователям удается. На их счету восстановленные храмы в селах Козура и Тустолесово Костромской области, Красная долина Курской области, а в настоящее время — здешний, в Покровском.
Собственно, цель этой статьи — привлечь внимание верующих, всех, кому небезразлична судьба православия и возрождения духовности, с тем, чтобы помочь в строительстве.
Удивительно, но в короткий срок руками послушников и сочувствующих им мирян на пустом месте, в стороне от села, выросло целое поселение: это само помещение, где проходят богослужения, дом, в котором живут отец Серафим и юный келейник, домики послушников, здесь же столовая, она служит и гостиницей для тех, кто остается на собеседования, проводимые батюшко
после службы и вычита для больных. На этих собеседованиях старец отвечает на вопросы верующих, дает советы и рекомендации, кроме того, в случае необходимости проводит и личные беседы. Иногда они длятся до самой ночи.
Многие, приезжая лечиться к отцу Серафиму, живут при обители неделями, а то и месяцами, находя здесь пищу и кров, иные остаются, становясь по благословению старца послушниками.
Вот и нас, всех без исключения, после молебна пригласили на обеденную трапезу в столовую. Пища была простой и скромной — постный борщ, гречневая каша и стакан кефира — но нам она показалась очень вкусной и сытной. И все это, заметьте, бесплатно, хотя желающих отобедать было немало.
Как же у них все организованно! И овощи сами выращивают, и на поле работают, и на зиму дрова заготавливают, а главное — по мере сил строят храм. Даже в этот православный праздник на территории обители шли строительные работы: прокладывалась дорога, а руководила строителями помощница отца Серафима.
Как выяснилось, у всех послушников, кроме основных обязанностей, связанных непосредственно с отправлением богослужений, масса других, чисто хозяйственных. Потом, надо еще и за больными, которые живут при обители, ухаживать.
Трудно живут послушники и насельники, но никто из них ни на что не сетует, лица их просветленные, души умиротворенные, ибо они верят в свое святое дело. И помогает им в этом благословение и проведение святого старца — архимандрита Серафима, одного из «истинных монахов», которые «светят миру простым образом богоугодного жития своего и живым действенным словом спасительной истины».
По просьбе послушников и насельников передаю их обращение ко всем нам — помочь в деле строительства обители.
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Аэродинамика и воздушный шарик
Весёлая кукушка
Заяц-хваста
Какая бывает зима