ВСЁ НОВОЕ - ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ. НАСТАВНИЧЕСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ.
Вложение | Размер |
---|---|
statya_nastavnichestvo_v_professionalnom_stanovlenii.doc | 41 КБ |
ВСЁ НОВОЕ - ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ. НАСТАВНИЧЕСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ.
Скороходов Д.Ю.,
студент III курса,
специальность «Прикладная информатика (по отраслям)»,
ГБПОУ ВО «БТПИТ», г. Борисоглебск
Научный руководитель: Чернова Е.Е.
На современном этапе развития профессионального образования в России важнейшей темой является тема наставничества. Что же такое наставничество?
Наставничество – это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнёрстве.
Понятие «наставничество» не новое в нашей стране. Оно начало распространяться на просторах Советского Союза в 60-70-е годы 20 века в системе профессионально-технического образования, когда на рабочем предприятии за каждым молодым специалистом закреплялся наставник. Как правило, наставниками становились авторитетные работники предприятий, имеющие хорошую профессиональную подготовку, богатый жизненный опыт и желающие поделиться своими знаниями с новыми кадрами. Кроме того, наставничество в те годы было и действенным способом воспитания молодого поколения.
Однако с развитием рыночных отношений в начале 90-х годов прошлого столетия наставничество пошло на спад. Появление конкуренции привело к тому, что люди, боясь потерять своё рабочее место, перестали делиться своими знаниями и опытом с более молодыми работниками. Это, в свою очередь, привело на многих предприятиях к утрате критически важных знаний.
Сегодня каждый из нас наблюдает процесс возрождения наставничества в профессиональном становлении. Почему же современный мир испытывает потребность в наставничестве?
Я думаю, что когда человек, попадая в новую для себя среду и активно включаясь в профессиональные и социально-психологические отношения, испытывает высокое эмоциональное напряжение, требующее мобилизации всех своих внутренних ресурсов. Наставничество же, как система, помогает намного быстрее адаптироваться к новым условиям.
Говоря о необходимости возрождения в современных реалиях системы наставничества, важно понять, почему сейчас возникла эта необходимость, каким сегодня должен быть наставник, какова должна быть его роль в условиях активного внедрения в образовательный процесс дистанционных форм обучения.
Бесспорно, что качество подготовки студентов в системе среднего профессионального образования напрямую зависит о того, насколько будет эффективным взаимодействие профессиональных образовательных учреждений и работодателей в плане организации учебной и производственной практик. Такое взаимодействие должно быть гибким, оперативным, творческим и осуществляться как с учётом требований профессиональной педагогики, так и передовым опытом наставников.
Когда студент приступает к практике на предприятии, то сталкивается с рядом трудностей, начиная от умения применять полученные в техникуме теоретические знания на практике и заканчивая адаптацией к условиям на предприятии. Большинство обучающихся, к сожалению, не обладают такими важными производственными качествами, как самоконтроль, дисциплина, ответственность, умение правильно распределять рабочее время во время учебной и производственной практик.
Борисоглебский техникум промышленных и информационных технологий в процессе подготовки рабочих кадров уделяет повышенное внимание практическому опыту и высокому мастерству наставников, поскольку от этого зависит формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся. Можно сказать, что сегодня наш техникум открыт для возрождения института наставничества. Так, в 2020 году была разработана и утверждена Программа наставничества. Данная программа, прежде всего, нацелена на создание условий, которые позволят максимально раскрыть потенциал личности наставляемого, ведь от этого показателя во многом зависит успешная личная и профессиональная самореализация в современных условиях.
Определены и активно применяются формы наставничества: студент-студент; студент-учащийся; педагог-педагог; работодатель-студент.
Основными этапами реализации Программы наставничества являются:
- подготовка условий для запуска программы;
- формирование базы наставляемых;
- формирование базы наставников;
- отбор/выдвижение наставников;
- формирование наставнических пар/групп;
- организация и осуществление наставнических пар/групп;
- завершение реализации программы наставничества.
Внедрение данной Программы на протяжении почти двух лет уже показало свою эффективность в плане повышения качества образования, обеспечения мотивации обучающихся к формированию социальной, профессиональной и корпоративной культуры и, конечно же, в плане успешной адаптации выпускников в трудовой деятельности.
С появлением в образовательном процессе дистанционных форм обучения появилась необходимость внедрения дистанционного наставничества, или онлайн-наставничества. Такой вид наставничества предполагает передачу уникального опыта посредством цифровых инструментов в удалённом формате. Нужно отметить, что дистанционное наставничество имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционным наставничеством. К таким плюсам можно отнести организацию быстрого обмена информацией, асинхронного режима взаимодействия, лёгкости оценивания, а также автоматизированного сбора данных.
Таким образом, рассмотрение организации учебной и производственной практик через призму наставничества позволяет вывести на качественно высокий уровень практическую составляющую учебного процесса, при этом сохраняя уровень теоретической подготовки студентов. Кроме того, это способствует подготовке специалистов, которые готовы выполнять конкретные трудовые функции, а также формирует раннюю адаптацию обучающихся к условиям производства и трудоустройству.
Басня "Две подруги"
Как нарисовать черёмуху
Несчастный Андрей
Если хочется пить...
Учимся ткать миленький коврик