В своей работе Банзарова Оксана проводит исследование такого явления, как финансовое мошенничество на примере литературных героев.
Актуальность выбранной темы: связана с ростом спроса на финансовую грамотность населения России, расширением потребительского рынка, потому что продукция стала более сложная и разнообразная, в то время как уровень финансовой грамотности молодежи, особенно только вступающей во взрослую жизнь, очень низкий.
Проект состоит из введения, теоретической части, практической части исследования и заключения.
Во введении раскрывается актуальность исследуемой проблемы, ставятся конкретные цели и задачи.
В практической части представлены сведения о финансового мошенничествах литературных героев.
Для написания данной работы были использованы несколько источников информации. Подобранный материал полностью раскрывает тему и представлен в логической последовательности.
Исследовательская работа четко структурирована, грамотно изложена, прослеживается логическая связь между главами работы, отличается завершенностью.
В работе Оксана проявила исследовательские качества, самостоятельность в изучении большого объема специализированной литературы, компьютерную грамотность в оформлении и создании проекта.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt-finansovoe_moshennichestv.docx | 181.65 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БОЦИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Республика Бурятия, Джидинский район, с.Боций, ул. Ленина, 57 «б» тел.:8(30134)42-1-42, эл.адрес: bociisosh@mail.ru
Исследовательская работа
«Финансовое мошенничество на примерах литературных героев»
Секция: История
Автор: Банзарова Оксана, ученица 9 класса
МБОУ «Боцинская СОШ»
Руководитель: Чагдурова Дарья Алексеевна
Учитель истории и обществознания
2021
Оглавление
Введение...........................................................................................................................................3-4
Глава I. Теоретическая часть исследования.................................................................................5-7
1.1. Что такое финансовое мошенничество?....................................................................................5
1.2. Почему же люди часто попадают в руки мошенников?..........................................................5
1.3. Финансовая грамотность населения России.............................................................................6
1.4. Как можно решить проблему финансовой безграмотности в школе, используя учебные предметы?........................................................................................................................................6-7
Глава II. Практическая часть исследования................................................................................8-19
2.1. Уроки финансовой грамотности в произведениях художественной литературы..........8-17
2.2. Анкетирование, опрос учащихся и родителей..................................................................17-18
2.3. Памятка безопасного поведения на рынке финансовых услуг.............................................18
III. Заключение 19-20
Приложение 1 (Анкетирование).....................................................................................................22
Приложение 2 (Памятка).................................................................................................................23
Введение
«Человечество никогда не избавится от преступности,
ибо по природе грешен сам человек» Г. Тард.
Проблема финансового мошенничества, в последнее время, встречается часто в жизни людей. Всё больше граждан вступают в сомнительные сделки, в результате которых теряют свои накопления, имущество, здоровье и даже жизнь. Причина таких действий низкая финансовая грамотность населения. Мы провели исследование, на выявление финансовой грамотности семей учащихся 8-11 классов, и выявили, что 90% из них сталкивались с финансовым мошенничеством, и почти 70% учащихся и родителей безграмотны в этой сфере.
Как можно повысить уровень финансовой грамотности в школе, защититься от мошенничества?
В этом учебном году в школе введен предмет «Финансовая грамотность», но он изучается факультативно и не во всех классах. Вопросы финансов рассматриваются на уроках обществознания очень кратко, а вопросы мошенничества не рассматриваются вовсе. Поэтому мы решили проанализировать поведение некоторых литературных героев, которые попадали в сферу влияния финансовых мошенников, и извлечь уроки из этих ситуаций. Составить памятку безопасного поведения при встречи с финансовыми мошенниками.
Актуальность темы:
Актуальность выбранной темы: связана с ростом спроса на финансовую грамотность населения России, расширением потребительского рынка, потому что продукция стала более сложная и разнообразная, в то время как уровень финансовой грамотности молодежи, особенно только вступающей во взрослую жизнь, очень низкий. На фоне этого в России и за рубежом участились случаи финансового мошенничества. Способы мошенничества разнообразны и направлены на извлечение неконтролируемых доходов, незаконное завладение чужим имуществом. Раскрываемость преступлений, связанных с мошенничеством, не превышает 38%.Появилась необходимость начинать образование граждан в области экономики и финансов как можно раньше – еще со школы. Приобретение молодыми людьми знаний в области экономики и финансов еще в начальной и средней школе является важным фактором повышения финансовой грамотности населения. Основы финансовой грамотности наряду с родным языком и математикой – это те знания, которые каждый учащийся будет использовать в своей повседневной жизни вне зависимости от своей дальнейшей профессиональной ориентации.
Объект исследования: литературные герои, учащиеся и родители.
Предмет исследования: уровень финансовой грамотности учащихся и их родителей, литературных героев, наших современников.
Цель проекта: проанализировать финансовые ошибки литературных героев, показать их актуальность в современное время, повысить финансовую грамотность учащихся и создать памятку безопасного поведения на рынке финансовых услуг.
Задачи:
Методы исследования:
Гипотеза проекта: ошибки литературных героев актуальны и для современного общества, анализ этих ошибок может послужить формированию финансовой грамотности школьников.
Глава I. Теоретическая часть исследования
1.1 Что такое финансовое мошенничество?
Наиболее распространенными в современной криминалистике являются преступления против собственности или мошенничество. «Вирус» мошенничества проник в различные сферы деятельности человека. Его способы разнообразны и направлены на извлечение неконтролируемых доходов, незаконное завладение чужим имуществом.
Раскрытие мошеннического замысла осложняется тем, что большая часть мошеннических операций ничем не отличаются от обычных нормальных деловых сделок.
Мошенничество - хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество, путем обмана или злоупотребления доверием.
Мошенники -- своего рода элита преступного мира. Это обычно люди, обладающие высоким интеллектом и определенными познаниями в психологии. Они обладают умением вступать в контакт, располагать к себе. Они также часто являются специалистами в экономике, информационных технологиях и т. п.
Таким образом, мошенники далеко не глупые люди, и махинации, которые они делают, совершенствуются со временем.
1.2. Почему же люди часто попадают в руки мошенников?
В настоящее время важность финансового образования значительно возросла по двум основным причинам:
1. Ответственность и риск принятия решений, которые могут оказывать серьезное влияние на жизнь и будущее, передаются от государства гражданам;
2. Финансовые услуги становятся все более разнообразными, что означает, что потребителям необходимо делать трудный выбор из широкого выбора вариантов.
В вопросах семейного финансового управления и использования различных финансовых услуг, таких, как кредиты, сбережения, страхование и денежные переводы, налицо значительные проблемы между новыми требованиями и старыми практиками и подходами.
Иными словами, современные семьи и хозяйства нуждаются в базовом финансовом образовании и просвещении, которые представляют собой предоставление знаний, навыков и подходов для усвоения положительной практики управления деньгами в вопросах зарабатывания, трат, сбережений, заимствований и инвестирования.
1.3 Финансовая грамотность населения России
Способность принимать грамотные решения, совершать эффективные действия в сферах, имеющих отношение к управлению финансами, для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и будущие периоды характеризует человека как финансово грамотного.
Важно помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка. Вот почему обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше молодежь узнает о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее сформируются полезные финансовые привычки, которые помогут избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. Финансовая грамотность воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков, а финансовые навыки прививаются так же, как и правила этикета.
На сегодняшний день согласно оценкам экспертов в России весьма низкий уровень финансовой грамотности, как среди молодежи, так и среди взрослого населения. А это приводит к неумению управлять личными финансами, принятию неэффективных финансовых решений. Умение грамотно вести свои финансы – это не только ключ к личному финансовому благополучию, но и залог здорового развития экономики России в целом. Мы знаем, что люди, умеющие грамотно планировать свой личный бюджет, более эффективны и в учебе, и в работе – вне зависимости от того, на каких позициях и в какой сфере они учатся и трудятся. Если человек не имеет элементарных финансовых знаний и навыков, то он едва ли сможет принять правильные решения, чтобы обеспечить свое благополучие. Поэтому так важно молодежи уже в юные годы задумываться о взрослой жизни.
Проблема современного общества: низкая финансовая грамотность молодёжи, которая влечёт за собой серьезные негативные последствия не только лично для человека, но и для здорового развития экономики России в будущем.
1.4. Как можно решить проблему финансовой безграмотности в школе, используя учебные предметы?
В мире не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности. Школьное образование имеет наибольший охват детей и учащейся молодежи, и во многих странах мира предпринимаются попытки введения этого предмета в качестве самостоятельного, или в рамках существующих предметов, изучаемых в школах. Однако пока нельзя говорить о его массовом внедрении в школьное образование. Однозначного мнения на этот счет экспертное сообщество не имеет. Большинство считает, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.
Я решила проанализировать некоторые литературные произведения, с целью ликвидировать финансовую безграмотность у учащихся.Литература помогает людям ответить на множество жизненных вопросов. Одни ищут в произведениях ответы на вопросы межличностных отношений, другие находят в литературе решение сложных ситуаций.
Проблема отношения человека к деньгам, привлекала и привлекает к себе внимание писателей. Объясняется это довольно просто: свойство это достаточно распространено, деньги имеют власть над человеком. Иногда случается так, что они определяют поступки человека, его жизнь.
Сюжетная проза обладает одним очень важным воспитательным качеством: она даёт возможность читателю учиться на ошибках литературных героев. Хорошая, правдивая книга позволяет за несколько часов прожить чужую жизнь и приобрести жизненный опыт. Во время чтения мы перевоплощаемся в кого-то, живём его бедами и радостями, заботами и удачами, вместе с ним делаем важные жизненные открытия и выводы из них. А потом закрываем книгу и возвращаемся к самим себе. Но пережитое во время чтения не забывается. Жизненный опыт героя остаётся внутри нас. Он помогает нам принимать решения в своей реальной, не книжной жизни.
Опыт и практика всей мировой цивилизации показывает, что без чтения нет человека, нет личности. Именно книга стала тем незаменимым инструментом, который помогает сформировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, развить фантазию, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки. Могу сказать с уверенностью, что для меня литература – самый верный, честный советчик. В своих любимых произведениях, даже перечитывая их много раз, я всегда нахожу для себя своеобразную помощь в решении жизненных проблем.
Вывод: ошибки литературных героев актуальны и для современного общества, анализ этих ошибок может послужить формированию финансовой грамотности школьников.
Глава II Практическая часть исследования
2.1. Уроки финансовой грамотности в произведениях художественной литературы.
В некоторых литературных произведениях описывается финансовая схема мошенничества.
Р.Кинга в романе «Домино» показал действие финансовой пирамиды. В результате миллионы людей потеряли последние сбережения, для некоторых это закончилось полным крахом всей жизни.
Остап Бендер, безусловно, занимает особое место в рейтинге литературных мошенников — «великий комбинатор», «идейный борец за денежные знаки».
В Старгороде Остап в один вечер сколотил подпольную организацию для свержения Советской власти — «Союз меча и орала». Её члены, старгородские «бывшие» и нэпманы, настолько уверовали в серьёзность затеи, что в конце концов явились с повинной в ОГПУ, а у одного из них Бендеру ещё дважды удалось получить денежные субсидии на «святую цель».
В приволжском городке Васюки Остапу удалось выдать себя за международного гроссмейстера, дать сеанс одновременной игры в местной шахматной секции (которая с лёгкой руки Остапа была переименована в «Клуб четырёх коней»), и убедить наивных провинциалов в реальности организации «Международного Васюкинского турнира 1927 года», на котором должны были встретиться сильнейшие шахматисты современности. А после проведения турнира Васюки с передовой идеей шахматной мысли должны были стать новой столицей СССР (Нью-Москва), а впоследствии — и всего мира.
Герои И.Ильфа и Е.Петрова в погоне за наживой прибегают к обману, недальновидности и жадности людей, но итогом их деятельности является полное разорение. Предмет обличения в «Двенадцати стульях» и «Золотом теленке» — «маленький мир обывателей, жуликов, мелких стяжателей, невежд и склочников». С этим вряд ли поспоришь.
Примеры такого мошенничества можно встретить в нашей современной жизни. Это так называемые финансовые пирамиды.
Суть предложения, которое поступает всем желающим, очень проста: приносите свои деньги сегодня, а завтра забираете их с прибылью. Причём прибыль, которую обещают устроители, намного выше, чем предложения, которые можно найти в банках. Речь идет об удвоении вклада за месяц, притом, что в банке такого не случится даже за год. И, действительно, на первых порах так и происходит. Люди вкладывают свои средства и свободно забирают их назад с прибылью, которая образуется за счет новых вкладчиков. Именно поэтому и возникло название «пирамида». Если ты в числе первых, то у тебя есть шанс получить прибыль. Но с течением времени количество участников становится слишком большим, и уже нет тех, кто приносит свои деньги, зато есть большое число тех, кто хочет их забрать. В этот момент и происходит крах, потому что деньги новых вкладчиков перешли старым в виде процентов и возвращать уже нечего и некому.
Около 25 лет назад некто Сергей Мавроди стал рекламировать уникальный способ быстро разбогатеть. Для этого нужно было лишь купить «билеты МММ», цена которых росла ежедневно. Смысл был в том, что сегодня ты покупаешь такой билет за 100 рублей, а завтра продаёшь его назад за 110. Всего за полгода в игру втянулось 15 миллионов человек (каждый десятый россиянин), внутри МММ находилась треть годового бюджета России, цена билетов увеличилась в 127 раз от первоначальной. Спустя три года всё закончилось: 2 сентября 1997 года «МММ» было признано банкротом, а миллионы участников пирамиды остались ни с чем.
По мнению прокуратуры, ущерб, нанесённый МММ миллионам вкладчиков, оценивается в $110 млн.
Сейчас государство куда более тщательно следит за тем, чтобы таких случаев не происходило, но мошенники всё равно могут предлагать поучаствовать в таких же пирамидах только через интернет, где сложнее найти и пресечь их деятельность. Видя в сети предложение заработать на «информационных услугах», «выгодном вложении средств», «легкой работе из дома», нужно обратить внимание на то, что:
1. Компания предлагает слишком высокую доходность.
То есть, исходя из рекламы, выходит, что не надо ничего делать, а прибыль будет расти сама собой и очень быстро.
2. Нет никакой подтвержденной официально информации об устроителе.
Отсутствует лицензия для банковской деятельности – специальный документ, выдаваемый Центральным банком России, либо устав, регистрационная информация, адрес. Обычно у устроителей пирамид нет ничего, кроме странички в интернете и адреса электронной почты.
3. Не раскрывается способ получения дохода.
Нет понятного объяснения, откуда берется прибыль, или вообще нет никаких объяснений, только большое количество положительных отзывов на сайте о том, как за несколько дней вложенные деньги увеличились, например, вдвое.
4. Реклама призывает поторопиться.
Вам не дают времени подумать и постоянно повторяют, что такие «специальные условия» доступны только лично вам, только сегодня, только до конца дня, а завтра уже будет поздно.
История богата примерами, когда на уловки мошенников попадались вполне взрослые и, казалось бы, умные и опытные люди. Они пошли на поводу своей жадности (хотя и не признаются в этом, списывая на доверчивость) и потеряли очень крупные суммы.
Громких разоблачений финансовых пирамид в истории десятки. Но новые клиенты у новых организаций всегда находятся. Это связано с человеческой психологией. Причины две: низкий уровень финансовой грамотности, то есть люди просто не понимают, на что идут. Вторая — люди, которые склонны к риску, понимают, что перед ними находится финансовая пирамида, но хотят рискнуть и думают, что у них хватит смекалки в нужный момент вывести деньги. Людей с такой ментальностью, по мнению международных экспертов, от 8 до 15%.
В любом человеке кроется лень и жажда наживы, а также жажда быстрого обогащения. То что "бесплатный сыр только в мышеловке" никто не воспринимает.
А это все из-за соблазна быстро обогатиться, ничего не делать и богатеть. Такая наивность, лень и вера в сказки. И что самое главное, большинство знает, что, скорее всего, их обманут, но им кажется, что они свои сверхдивиденты успеют получить, такой русский авось.
Урок первый: глупость, жадность и недальновидность людей, поддавшихся соблазну получить быстрые и лёгкие деньги, не прикладывая никаких усилий, приводит к обогащению аферистов и разочарованию инвесторов.
«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»,- сказал А.С.Пушкин. В «Сказке о попе и работнике его Балде» автор высмеивает такие качества человека, как жадность, погоня за дешевизной. Речь идет о попе, желающем найти себе такого работника, который работал бы усердно да исправно и не слишком дорого брал:
“Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?”
В результате Балда договорился с попом, что будет работать за три щелчка по лбу в год:
“Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу.
Есть же мне давай варёную полбу”.
Работал Балда «за семерых», был хорошим работником: «Досветла все у него пляшет». Всем нравилось его трудолюбие: «Попадья Балдой не нахвалится, Поповна о Балде лишь и печалится, Попенок зовет его тятей…»А когда пришел срок оплаты за работу, поп и вовсе не хотел расплачиваться.
Попадья говорит: “Знаю средство,
Как удалить от нас такое бедство:
Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь,
А требуй, чтоб он её исполнил точь-в-точь
Тем ты и лоб от расправы избавишь
И Балду-то без расплаты отправишь”.
Но Балда смог перехитрить чертей, и задание все же было выполнено. И пришлось попу платить Балде: «С первого щелка прыгнул поп до потолка, со второго щелка лишился поп языка, а с третьего щелка вышибло ум у старика».
Пушкин весьма фактурно выставляет напоказ перед читателями проблему жадности, алчности, вероломства. Поп всячески высмеивается автором. Действительно, человек выглядит крайне жалко в своих стремлениях угнаться за дешевизной.
«А Балда приговаривал с укоризной: "Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной"».
Сказка учит нас тому, что так поступать со своими работниками (впрочем, как и вообще с людьми) нельзя. Нужно платить им по их заслугам.
Мораль этой сказки такова –жадность, мошенничество и обман работодателя всегда будут наказаны. И хоть этой сказке более 180 лет, проблема повторяется и в наше время.
К сожалению, в условиях кризиса крайняя форма нарушений прав работников — невыплата заработной платы — становится одним из способов «выживания» кампании. Например, при строительстве космодрома «Восточный» было возбуждено несколько уголовных дел по факту задержки или невыплаты заработной платы.
По данным следствия, руководство строительной компании с декабря 2014 по февраль 2016 года не выплатил заработную плату 730 сотрудникам предприятия. Общая сумма долга составила почти 19 млн. рублей. Уголовное дело было рассмотрено в особом порядке. Суд назначил наказание в виде штрафов и реальные сроки.
Урок второй: вступая в трудовые отношения, вы имеете право на заработную плату. В случае невыплаты вам предназначавшегося вознаграждения, вы должны отстаивать свои права, обратившись в трудовую инспекцию, прокуратуру, суд. Работодатель, не выплативший заработную плату или задержавший её, будет наказан по закону.
В основе сюжета рассказа Николая Лескова «Старый гений» лежит ситуация, типичная, к сожалению, как для России 19-го века, так и для России сегодняшней.
Богатый франт обманул старушку, не заплатив ей долг (целых 15 тысяч рублей), и перед женщиной вдруг открылась «страшная перспектива холода и голода с увечной дочерью и маленькою внучкою», так как у нее отбирают дом. Должностные лица не защищают старушку, уж слишком большие связи у должника. Хотя старушка и права по закону, «непреодолимое препятствие» возникает там, где нужно просто найти должника и вручить ему судебную бумагу.
Приехав в Петербург, старушка-помещица знакомится с Иваном Ивановичем, который вместе со своим помощником провернул блестящую операцию: они спровоцировали скандал на вокзале, с которого франт собирался уехать за границу. Приехала полиция, и должнику публично вручили судебное предписание. Франту ничего не оставалось делать, как выписать чек на всю одолженную сумму и вернуть 15 тысяч.
Таким образом, справедливость восторжествовала, но мы понимаем, как много обманутых людей остается без средств к существованию из-за своей доверчивости, недальновидности, простодушия. Надо помнить, что помогать, отдавая последнее и ставя под угрозу своих родных и близких, нельзя. Вот несколько пословиц, иллюстрирующих вышесказанное: «Доверяй, но проверяй», «Добро – изнанка зла», «Зло есть грубейшая форма невежества». А также уместным будет напомнить высказывание из трилогии Л.Н.Толстого «Детство» – «Самый худший человеческий порок – это неблагодарность».
Мы живем в сложное время, где нередки обман, ложь, несправедливость. Пользуясь добротой, доверчивостью людей, знакомые и даже родственники не возвращают долгов. В жизни также нередки ситуации, когда путем обмана или пользуясь служебным положением, граждане просят взять кредит для себя, пообещав исправно вносить сумму долга.
Сколько огорчений приносят подобные ситуации, сколько душевных и физических сил они отнимают. В настоящее время, в век кибернетики и электроники, в век, когда машины выполняют сотни операций и заменяют десятки людей, встает, как никогда, проблема душевной теплоты. Особенно сейчас, когда все в обществе ориентировано на рынок, на деньги, стало необходимостью чаще задумываться над тем, что надо быть добрее друг к другу, слушать, сочувствовать ближнему. Бесчестные люди, стремясь к собственному благополучию, переступают через чувства, а иногда и жизни людей. Из этого можно извлечь ещё один важный урок.
Урок третий: принимая решение о предоставлении денег в долг, тщательно обдумай, надёжен ли заёмщик. Если принято положительное решение, обязательно потребуй расписку, где будут указаны сумма долга цифрами и прописью, паспортные данные обоих, срок написания расписки, срок возврата денег, процент за просроченную выплату, подписи обоих. В случае не возврата долга так проще будет доказать свою правоту в суде. Кредит брать нужно только для собственных нужд, не соблазняясь посулами, чтобы не оказаться должником банка.
Проблема вечной борьбы с самим собой и вечными страстями красными нитями проходит через повесть А.С.Пушкина «Пиковая дама» и определяет ее актуальность и в наши дни. «Пиковая дама» связана не только с будущим русской литературы, но и с ее недавним прошлым. В ней исследуется человеческая страсть, гибельная страсть. Здесь она из исторического прошлого переносится прямо в современную эпоху – и то, что она выступает в более современных формах и в более обыденной сфере жизни, делает ее еще страшнее.
Германн, главный герой повести, - хищник-стяжатель, имеет характер демонически-эгоистический. Он одержим страстью возвышения, для которой нужны деньги. Он не играет, потому что у него мало денег, хотя он и страстный игрок в душе, он расчетлив. Ради достижения богатства он готов на все: и увлечь молодую девушку, которую он на самом деле не любит, и стать любовником восьмидесятилетней старухи, и даже пойти на убийство. Герой вступает в поединок с судьбой, считая, что трезвый расчет позволит ему достичь вожделенной цели. Он не остановится ни перед чем, чтобы узнать секрет трёх карт.
Страсть к обогащению у главного героя вырастает до размеров холодной, беспощадной и вместе с тем безумной страсти:
«…Увидев молодую девушку, он говорил: «Как она стройна!.. Настоящая тройка червонная». У него спрашивали: который час, он отвечал: — без пяти минут семерка. — Всякий пузастый мужчина напоминал ему туза. Тройка, семерка, туз — преследовали его во сне, принимая все возможные виды: тройка цвела перед ним в образе пышного грандифлора, семерка представлялась готическими воротами, туз огромным пауком. Все мысли его слились в одну, — воспользоваться тайной, которая дорого ему стоила…»
Обманувшись, проиграв за карточным столом, Германн в пушкинской повести сходит с ума. За этим не просто указание на бытовой реальный факт, но и глубокая и трагическая авторская мысль общего значения.
М.Ю. Лермонтов в своей драме «Маскарад» рисует очень азартного человека по имени Арбенин Евгений Александрович. Это уже далеко не молодой мужчина, который сумел приумножить свое состояние игрой в карты. В один день он решается изменить свою жизнь и взять в жены молодую особу, но по натуре своей женится не по любви и не по расчету, а по рациональному выбору. Спустя время, Арбенин влюбляется в свою жену Нину и не представляет жизни без нее. Злая интрига людей высшего общества приводит к разрыву отношений между Ниной и Евгением. Нину обвиняют в измене мужу. Арбенин мстит жене и приятелю-изменнику: молодого князя обвиняет в мошеннических действиях, и дает противнику пощечину, Нину угощает мороженым с ядом.
Ещё во время маскарада чёрным демоном вьётся вокруг Арбенина Незнакомец. Когда-то Евгений лишил его всех средств, выиграв по-крупному в карты и не простив долга. Много лет тот вынашивает план мести, который наконец-то претворён в жизнь. Арбенин сходит с ума. Неизвестный доволен исходом событий.
Пушкин и Лермонтов не случайно берут карточную игру за основу сюжета произведении, ведь игра – это поэтическая метафора жизни с ее взлетами и падениями, с ее проигрышами и выигрышами, с ее удачами и неудачами. Идея произведений в обличении страшной власти денег, уродующей, обесчеловечивающей человека. Сюжеты основаны на простых человеческих пороках: предательстве, азарте, алчности, жажде легкой наживы, лести, лености, эгоизме.
Пушкин и Лермонтов говорят о силе азартных игр, и в какой-то мере напоминают читателю о том, что существуют темные силы. Азартные игры – небезопасные игры. Они часто влекут за собой неблагополучные последствия (сумасшествие, одиночество, смерть). Занимаясь такими играми, человек подвергает риску свою психику. Азартные игры как бы затягивают человека в свой омут. Человек хочет играть, играть и играть…Жажда победы одерживает победу над человеком. Он остается в полной власти таких игр. Так бывает часто, если речь идет об игре на деньги. Жажда богатства, жажда денег делает человека неуправляемым,
Азартная игра - явление социальное, так как вовлеченный в азартную игру человек подвергает себя опасности остаться без средств к существованию, социальной дезадаптации, которая уводит человека от социально значимой деятельности, провоцирует криминальное поведение. Такой человек уже не владеет своей жизнью, его жизнь превращается в игру, и в этом случае речь идет уже о патологии личности.
Игроки называют зависимость азартом, держатели игорного бизнеса – прибыльным занятием, а психиатры едины в своих высказываниях и согласны с тем, что это болезнь и серьезная проблема современности. Игромания – она же лудопатия и гемблинк, это пагубное пристрастие официально является трудноизлечимым недугом, который стоит наравне с наркотической зависимостью, независимо от того игрок погружен в онлайн - казино или реальную игру в рулетку.
Урок четвёртый: желание получить быструю и лёгкую наживу, прибегая к азартным играм, может привести к пагубному пристрастию. Пристрастие к азартным играм деформирует личность, часто приводя к нервным расстройствам и суициду.
Если верить афоризмам, и грязные дела дают чистую прибыль. Ни для кого не секрет, что падкие на чужое добро несознательные граждане встречались в любую эпоху. Особенно любили некоторые облеченные доверием сотрудники государственных органов запустить руку в государственную же, доверенную им, казну. И творилось это вопиющее беззаконие во все времена.
О бедности, о неправом суде и хитроумии маленького человека рассказывает повесть «Шемякин суд», которая датируется второй половиной XVII века. Она близка к народной сатирической сказке о неправом суде.
Повесть начинается с того, что богатый брат дал бедному лошадь, чтобы тот привез из лесу дрова, но пожалел дать хомут. Бедняк привязал дровни к хвосту лошади, она зацепила за подворотню и хвост оторвался. Богач не пожелал принять бесхвостой лошади, и возникла тяжба. По дороге в суд братья заночевали у попа, бедняк, засмотревшись на трапезу попа и богатого брата, нечаянно задавил поповского ребенка, и поп также пошел в суд. Боясь наказания, бедняк решил покончить с собой, но, падая с моста, нечаянно задавил старика, которого везли в баню. Казалось, выхода нет, но на помощь бедняку, как и во всякой народной сказке, пришла смекалка. Он поднял с дороги камень, завернул его в платок и на суде трижды показал судье. Корыстный судья Шемяка подумал, что бедняк сулит ему богатый посул, и решил дело в его пользу. Когда же судья потребовал плату, бедняк прибегнул к хитрости. Он сказал судье, что если бы тот судил иначе, то бедняк «убил бы его тем камнем». И Шемяка был счастлив, что решил дело в пользу бедного.
«Повесть о Шемякином суде» можно рассматривать как сатиру на судопроизводство: в повести присутствует мотив насмешки над судьей, оправдывающим виновного в расчете на взятку, в основе сюжета — забавный рассказ о злоключениях героя, и описание редкого случая, когда неправедность суда приводит конфликт к благополучному разрешению.
В комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» на примере маленького города показано то, что было характерно для всей огромной России того периода: казнокрадство, взяточничество, беззаконие, попирание человеческого достоинства, помещичий произвол.
Изворотливый, неглупый, выслужившийся долгой службой, привыкший хватать все, что «плывет в руки», то есть взяточник и хапуга, — таким предстает перед нами глава чиновников уездного города Сквозник-Дмухановский. Он сам признается, что «мошенников над мошенниками обманывал, поддевал на уду пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать». Взяточничество он воспринимает как должное. Самая большая мечта этого человека — получить чин генерала. Судья Ляпкин-Тяпкин, попечитель богоугодных заведений Земляника, смотритель училищ Хлопов, почтмейстер Шпекин — ближайшие помощники городничего по административному управлению города. Характер и манера поведения этих героев похожи на поведение городничего.
Пороки чиновничества не выдуманы автором. Они взяты Гоголем из самой жизни. Известно, что в роли гоголевской почтмейстера выступал сам император Николай I, который прочитывал письма Пушкина к жене. Скандальная история с проворовавшейся комиссией по построению храма Христа Спасителя очень напоминает поступок городничего, присвоившего казенные деньги, выделенные на строительство церкви. Пьеса Гоголя высветила все типичные пороки чиновничества России, которые воплотились в индивидуальных образах городничего и его окружении.
Гоголевская комедия сохраняет свою актуальность и в наши дни, заставляя задуматься о причинах многих негативных явлений современной жизни. Казнокрадство и алчность чиновников - одно из величайших общественных проблем во всем мире и во все времена. Существует даже Международный день борьбы с коррупцией, ежегодно отмечаемый по инициативе ООН 9 декабря начиная с 2004 г. В этот день в 2003 г. в Мексике была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции.
В России всегда была проблема казнокрадства и проблема взяточничества. Только после устранения данных проблем, можно заняться проблемой противодействия коррупции. Коррупция — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Коррупция представляет собой значительную проблему в современной России, затрагивающую все аспекты жизни, включая государственное управление, правоохранительные органы, здравоохранение и образование. Феномен коррупции исторически является частью модели государственного управления в России. В последнее время в СМИ довольно часто проходит информация о задержании ответственных лиц по подозрению в коррупции. Проводятся судебные расследования и выносятся обвинительные приговоры.
Коррупция - это негативное явление. Она подрывает устои общества, создает угрозы развитию, способствует падению доверия к государственным органам, разрушает экономику, нравственность общества. И вот она на лицо нравственная деградация. Одни люди ставят свои личные эгоистические интересы выше прав, свобод и интересов других людей. И при этом не задумываются ни о чём, не считаются ни с чем, кроме собственных целей. Такие люди разлагают общество, действуя по принципу: «Каждый должен помочь себе сам. Если не поможешь себе сам, то кто поможет? И поставленные перед собой личные цели оправдывают любые средства, даже применяемые во вред другим людям и всему обществу». Цинизм и подлость становятся второй натурой.
Сегодня видно: самое страшное в этой ситуации то, что меняются нравственные ориентиры людей, меняется их сознание - в людях рождается убежденность, что все в этом мире можно купить, а значит, все продается: честь, совесть, любовь, а главное – такие люди готовы продать даже Родину.
« Не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых», - гласит Библия
Важную роль в борьбе с коррупцией играют конкретные меры, способные уменьшить коррупционные проявления в государстве и обществе, выявить и наказать лиц, замешанных в коррупции.
В большинстве органов исполнительной власти созданы службы собственной безопасности, целью деятельности которых является пресечение коррупционной деятельности служащих внутри органов исполнительной власти и их территориальных органах в субъектах Российской Федерации.
Урок пятый: казнокрадство и взяточничество не только уголовно наказуемые преступления, но и пороки человека и общества, которые разрушают устои общества, разрушают экономику, нравственность общества. Каждый с детства должен воспитывать в себе внутренний регулятор под названием «совесть».
2.2. Анкетирование, опрос учащихся и родителей
В школе было проведено анкетирование на предмет финансовой грамотности учащихся 8-11 классов и их родителей. Анализировались: актуальность обучения финансовой грамотности, риски возникновения финансового мошенничества, защита от мошенничества. Результаты анкетирования см. Приложение1.
Вопросы для проведения анкетирования:
Выводы:
1.Учащиеся и родители свои знания в области финансов оценили как: низкие и средние.
2. Необходимость введения курса «Финансовая грамотность» в школе очень велика.
3.Примерно 70% родителей подвергались финансовому мошенничеству
4. Риски быть втянутыми в финансовые махинации оценили 70% респондентов.
5.Повышение финансовой грамотности необходимо для учащихся начиная с начальной школы.
2.3 Памятка безопасного поведения на рынке финансовых услуг. См. Приложение 2
III. Заключение
К книге как к источнику света тянется и стар и млад. Часто человечество обращается к книге за решением своих же проблем – как жить, с кого брать пример, по какому пути пойти, в чём смысл жизни. И книга – верный друг и наставник - даёт ответы на эти вопросы. Вместе с книгой вы преодолеете многие проблемы и сложные ситуации. Этот опыт, пусть даже и книжный, поможет вам в дальнейшей жизни.
Произведения, рассмотренные в моём исследовании, оказались актуальны и в современном обществе, так как проблемы, обозначенные в них, существуют и по сей день.
В произведениях, которые я проанализировала, было выявлено не только неправильное поведение по отношению к финансам, но и определено, как это повлияло на самого человека, к чему его привело. В основе всех проступков литературных героев лежит желание обогатиться, не прикладывая усилий, завладеть чужим, алчность. Это толкает человека на нарушение закона, тяжёлые преступления, превращает человека в беспринципное существо. Наверное, поэтому, изучая в школе эти произведения, надо обращать внимание на уроки, которые мы можем извлечь из описанных событий, что будет способствовать повышению финансовой грамотности школьников.
Таким образом, гипотеза, высказанная в начале исследования, подтвердилась, цель работы достигнута.
Грамотность школьников и учащейся молодежи в финансовой сфере – важное средство долгосрочного оздоровления мировой финансовой системы, эффективная мера обеспечения повышения стандартов качества жизни и экономической безопасности населения и будущих поколений граждан. Современные дети, подростки и молодежь являются активными потребителями и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни
Финансовое образование молодежи способствует принятию грамотных решений, минимизирует риски и, тем самым, способно повысить финансовую безопасность молодежи. Низкий уровень финансовой грамотности и недостаточное понимание в области личных финансов может привести не только к банкротству, уязвимости к финансовым мошенничествам, чрезмерным долгам и социальным проблемам, включая депрессию и прочие личные проблемы.
Следует заметить, что, хотя социальный и экономический эффект от повышения финансовой грамотности молодого понимания проявляется постепенно, мировой опыт доказывает бесспорную необходимость осуществления этой работы и недопустимость промедления в решении указанной проблемы.
Список использованной литературы
Художественная литература
1.Гоголь Н.В. Ревизор»
2.Лесков Н.С. «Старый гений»
3.Пушкин А.С. «Пиковая дама»
4.Пушкин А.С. «Сказка о попе и работнике его Балде»
5.М.Ю.Лермонтов «Маскарад»
6.«Повесть о Шемякином суде» древнерусская литература
7.Ильф и Петров «Золотой Теленок», «Двенадцать стульев»
8. Р.Кинг «Домино»
Ресурсы Интернет
http://www.proza.ru/2013/06/13/561
http://goldlit.ru/gogol/639-revizor-analiz
http://iamruss.ru/russkaya-dejstvitelnost-v-rasskaze-leskova-staryj-genij
http://coolbusinessideas.info/finansovaya-gramotnost-dlya-podrostkov/
http://fingeniy.com/finansovaya-gramotnost-detej-shkolnikov/
http://www.zdravplus.ru/zakoni/zakoni-rf/finansoni-piramidi-zakon
http://refleader.ru/jgejgebewyfspol.html
Приложение 1.
Результаты анкетирования родителей и учащихся
Приложение 2.
Памятка безопасного поведения на рынке финансовых услуг
Сорняки
Как нарисовать небо акварелью
Невидимое письмо
Мороз и заяц
Есть ли лёд на других планетах?