Здоровье – самое дорогое, чем обладает каждый человек; сохранение здоровья – задача каждого. Здоровье – залог счастливой жизни и долголетия. Знать способы сохранения или восстановления своего здоровья очень важно для всех, особенно для молодых людей. Большинство из нас слышали о таких понятиях, как биоритмы и биологические часы, знают деление людей на «жаворонков», «сов», «голубей» в зависимости от времени, которое приходится на пик их работоспособности. Проект по физической культуре
«Влияние биоритмов на работоспособность учащихся» направлен на поиск нужной информации по теме проекта и путей решения, позволяет развивать мотивацию и возможности студентов к ведению здорового образа жизни, рациональному распределению распорядка дня. Способствует раскрытию и увеличению творческого потенциала личности, расширению кругозора, целеустремлённости, работы в группе. В научно-исследовательском проекте показано, что с хронотипом связаны адаптационные возможности организма, а соблюдение правильности построения режима труда и отдыха являются профилактикой переутомления.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_n-22l.vliyanie_bioritmov_na_rabotosposobnost_uchashchihsya_-_1.docx | 124.14 КБ |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж № 7»
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ
Влияние биоритмов на работоспособность учащихся
Москва 2018
Руководитель проекта:
Грошева Наталья Владимировна, преподаватель физической культуры ГБПОУ ДЗМ «МК № 7».
Студенты участвующие в проекте:
Студенты группы Н-22Л: Козлова В. А., Медведева А.Н., Туйчиева А. Э., Филиппова Е. И., Черская К. П.
Оглавление
1.Краткая аннотация проекта …………………………………………………..4
2.Обоснование актуальности проекта …………………………………………4
3.Основное содержание проекта ………………………………………….........7
4.Методы и формы проведения мероприятия …………………………..........10
5.План – отчет реализации проекта …………………………………...............11
6.Заключение ……………………………………………………………………13
7.Список использованной литературы ………………………………..............14
8. Приложение 1…………………………………………………………………15
9. Приложение 2…………………………………………………………………18
Здоровье – самое дорогое, чем обладает каждый человек; сохранение здоровья – задача каждого. Здоровье – залог счастливой жизни и долголетия. Знать способы сохранения или восстановления своего здоровья очень важно для всех, особенно для молодых людей. Большинство из нас слышали о таких понятиях, как биоритмы и биологические часы, знают деление людей на «жаворонков», «сов», «голубей» в зависимости от времени, которое приходится на пик их работоспособности. Проект по физической культуре
«Влияние биоритмов на работоспособность учащихся» направлен на поиск нужной информации по теме проекта и путей решения, позволяет развивать мотивацию и возможности студентов к ведению здорового образа жизни, рациональному распределению распорядка дня. Способствует раскрытию и увеличению творческого потенциала личности, расширению кругозора, целеустремлённости, работы в группе. В научно-исследовательском проекте показано, что с хронотипом связаны адаптационные возможности организма, а соблюдение правильности построения режима труда и отдыха являются профилактикой переутомления.
2.Обоснование актуальности проекта
Человеческий организм подчиняется ритмам, заложенным природой, и эти ритмы оказывают влияние на все процессы, происходящие в организме, и учет этих ритмов и правильное отношение к ним — основа человеческого здоровья.
Гипотеза: Знание своего типа биоритма – залог здоровья, успешного будущего.
Корни знаний о биоритмах уходят в далекую древность. До нашего времени дошли трактаты Гиппократа и Авиценны, в которых значительное место уделялось здоровому образу жизни, основанному на правильном чередовании фаз активности и отдыха.
Первые серьезные научные исследования были проведены в первой половине ХХ века, в том числе лауреатом Нобелевской премии академиком И.П. Павловым, академиком В.В. Вернадским и А.Л. Чижевским, которые убедительно доказали, что в свою очередь существует тесная связь между солнечной активностью и событиями на земле.
Современная хронобиология помимо изучения взаимосвязей между биоритмами и здоровьем человека занимается разработкой методов и средств для восстановления и гармонизации нарушенных биологических ритмов. В современной практике ϶ᴛᴏ направление считается одним из самых перспективных в профилактической медицине, поскольку позволяет воздействовать на самые ранние причины развития многих заболеваний.
Биологические ритмы –периодические изменения интенсивности и характера биологических процессов, которые самоподдерживаются и самовоспроизводятся в любых условиях. Это временное взаимодействие различных функциональных систем организма друг с другом и с окружающей средой, способствующее их гармоничному согласованию и жизнедеятельности в целом.
Биологические ритмы можно наблюдать на всех уровнях организации живой материи: от внутриклеточного до популяционного. Они развиваются в тесном взаимодействии с окружающей средой и являются результатом приспособления к тем факторам окружающей среды, которые изменяются с четкой периодичностью (вращение Земли вокруг Солнца и своей оси, колебания освещенности, температуры, влажности, напряженности электромагнитного поля Земли и т. д.).
В зависимости от частоты биологические ритмы объединяют в несколько групп: так называемые высокочастотные биологические ритмы, колебания средней частоты и биологические ритмы низкой частоты.
Высокочастотные биоритмы.
Ритмы высокой частоты: от доли секунды до 30 мин. Ритмы протекают на молекулярном уровне, проявляются на ЭКГ, регистрируются при дыхании, перистальтике кишечника.
Среднечастотные биоритмы.
Ведущая роль среди всех биоритмов принадлежит суточному или циркадному циклу, обусловленному вращением Земли вокруг своей оси. Большинство процессов и реакций, протекающих в организме, повинуются именно этому ритму. Суточная периодичность жизненных функций организма является врожденным свойством, однако, иногда некоторые изменения в этом ритме могут произойти под влиянием социальных факторов. Руководит этим циклом свет. Соответственно, когда он есть – организм находится в активной фазе, когда нет – скорость физиологических процессов снижается. Основные суточные ритмы активности органов и систем, эндокринных желез, клеток учеными уже установлены. Так, например, значения артериального давления и температуры тела достигают максимума к 18 часам, а минимумы регистрируется около 3 часов ночи. Именно нарушение циркадных ритмов является первопричиной многих заболеваний.
Сова, жаворонок или голубь?
Выделяют три группы людей, имеющие три типа суточных биоритмов.
«Жаворонки» - люди, у которых среднечастотные ритмы сдвигаются вперед, то есть имеющие синдром опережающей фазы сна. Люди «жаворонки» спят столько же времени, сколько остальные, но их ритм отхода ко сну сдвинут на более ранний вечер. Они рано хотят спать, быстро засыпают и очень рано встают в одни и те же утренние часы. В последующей практической части оказалось, что люди-жаворонки, лучше, чем совы, переносят сбои биоритмов при перелёте с запада на восток.
«Голуби» - люди дневного типа. Их циркадный ритм наиболее приспособлен к обычной смене дня и ночи. Период их наилучшей умственной и физической активности отмечается с 10 до 18 часов. Они лучше адаптированы к смене света и темноты.
«Совы» - люди, у которых наблюдается отставание фазы сна. Лица вечернего типа легче приспосабливаются к работе в ночную смену и трехсменному труду. Совы лучше контролируют ритм сон-бодрствование по сравнению с другими людьми. Они предпочитают ложиться спать позже 23-24 часов, но зато им тяжелее вставать в ранние утренние часы. Многим совам импонирует их ночная жизнь.
Низкочастотные биоритмы
Месячный ритм. Один из важнейших биоритмов – месячный. Однако измеряется он не нашим календарным месяцем – в природе нет процессов, совпадающих по своим циклам с октябрем или мартом.
Под месячным биоритмом подразумевается лунный цикл, длительность которого составляет 29,5 суток. Лунный цикл оказывает огромное влияние на все процессы, протекающие на нашей планете: морские приливы и отливы, периоды размножения у животных, интенсивность поглощения кислорода растениями. Луна влияет и на человека, особенно отчетливо изменение фаз Луны чувствует люди, испытывающие проблемы со здоровьем.
Например, в дни новолуний, когда гравитационное воздействие Луны на оболочку Земли особенно сильно, увеличивается количество рецидивов заболеваний сердечно-сосудистой системы, снижается активность головного мозга, возрастает число психических нарушений. В нашей стране сейчас мало кто знает о влияние фаз Луны на состояние организма, а вот в Индии и Китае лунный цикл внесен в гражданский календарь.
3. Основное содержание проекта
Большинство людей предпочитают для работы определенное время суток. Одни наиболее продуктивно трудятся утром, а другие – в вечернее время. Для достижения оптимальных результатов в работе необходимо совпадение ее нагрузок с биологическим ритмом трудоспособности. Характер суточной активности, присущий конкретному человеку, называется суточным хронотипом. В течение суток вершина умственной и физической активности каждого человека приходится на разное время. В зависимости от этого различают три типа людей. «Жаворонки» – утренний, «голуби» – дневной, и «совы» – вечерний.
Наш проект поможет разобраться и дать профилактические рекомендации по правильному составлению распорядка дня.
Для достижения этой цели работа ставит перед собой следующие задачи:
Нами было проведено анкетирование среди студентов 2 курса группы Н-22Л.
(приложение №1 «Изучение индивидуального характера суточной изменчивости уровня бодрствования.»)
Диаграмма 1.
Результаты тестирования: «Что вы за птица?»
В анкетировании приняли участие 19 человек. Среди них: типичные «совы»- 4чел. – 21%; умеренные «совы»-3чел.-16%; «голуби»-10 чел.-53%; умеренные «жаворонки»-1чел.-5%; типичные «жаворонки»-1чел.-5%.
Определение типа биоритма.
Большинство людей предпочитают для работы определенное время суток. Одни наиболее продуктивно трудятся утром, а другие – в вечернее время. Для достижения оптимальных результатов в работе необходимо совпадение ее нагрузок с биологическим ритмом трудоспособности. Характер суточной активности, присущий конкретному человеку, называется суточным хронотипом. В течение суток вершина умственной и физической активности каждого человека приходится на разное время. В зависимости от этого различают три типа людей. «Жаворонки» – утренний, «голуби» – дневной, и «совы» – вечерний.
Используя тест (приложение 2), мы определили индивидуальные биоритмы студентов группы Н-22Л.
Диаграмма 2.
Определение индивидуального биологического профиля
Далее мы проследили взаимосвязь между суточным биоритмом и биологическим профилем учащихся.
№ | Ф.И. студента | Суточный биоритм | Биологический профиль |
1 | Аверясова Ирина | Умеренная «сова» | Четко выраженный вечерний тип |
2 | Драгой Наталья | Типичная «сова» | Слабо выраженный вечерний тип |
3 | Золотоверх Людмила | Умеренная «сова» | Аритмичный тип |
4 | Изотова Алиса | «Голубь» | Аритмичный тип |
5 | Иськова Анна | Умеренный «жаворонок» | Аритмичный тип |
6 | Козлова Вера | Типичная «сова» | Четко выраженный вечерний тип |
7 | Козлова Вероника | «Голубь» | Слабо выраженный вечерний тип |
8 | Козлов Анатолий | «Голубь» | Аритмичный тип |
9 | Косенкова Екатерина | «Голубь» | Слабо выраженный вечерний тип |
10 | Ларикова Анастасия | Типичная «сова» | Четко выраженный вечерний тип |
11 | Медведева Александра | «Голубь» | Слабо выраженный вечерний тип |
12 | Мороз Александра | «Голубь» | Аритмичный тип |
13 | Нагоева Сусана | «Голубь» | Аритмичный тип |
14 | Оруджова Аида | «Голубь» | Аритмичный тип |
15 | Руга Евгений | «Голубь» | Аритмичный тип |
16 | Туйчиева Алла | Типичный «жаворонок» | Аритмичный тип |
17 | Филиппова Екатерина | Умеренная «сова» | Слабо выраженный вечерний тип |
18 | Хамферян Гегецик | «Голубь» | Слабо выраженный утренний тип |
19 | Черская Ксения | Типичная «сова» | Четко выраженный вечерний тип |
4. Методы и формы проведения мероприятия
Тип проекта:
• по содержанию – информационно-исследовательский;
• по уровню интеграции – межпредметный (биология, физиология,
физическая культура);
• по продолжительности выполнения – долгосрочный;
• по количеству участников – групповой (группа 19 человек);
• по уровню контактов – внутриколледжный.
Задачи проекта:
Методы проектной деятельности:
5. План – отчет реализации проекта
№ | Название этапа | Деятельность учащегося | Деятельность руководителя | Результат |
1 | Инициирующий | Определяет мотивацию работы над проектом, выбирает тему, концепцию проекта | Предлагает студентам группы Н-22Л принять участие в проекте | Выполнено февраль 2018г. |
2 | Целеполагание | Анализирует проблему, формулирует задачи, определяет цели проекта | Помогает определить задачи | Цель определена, задачи поставлены |
3 | Предварительное планирование этапов | Составляет план основных этапов, график работы над проектом | Консультирует | Выполнено март 2018г. |
4 | Реализация проекта | Поиск и обработка необходимой информации | Консультирует | Выполнено апрель 2018 г. |
5 | Представление проекта | Представление проекта на занятии | Присутствует на занятии | Выполнено май 2018 г. |
6 | Итоговый | Анализ | Консультирует | Выполнено май 2018 г. |
Выводы:
Из таблицы видно, что слабо выраженному типу соответствуют такие биоритмы как: «голубь», умеренная и типичная «совы», что говорит о положительном влиянии в вечернее время суток и отрицательном в утреннее; аритмичный тип, которому, в основном, соответствует биоритм «голубь», а так же умеренные « совы» и «жаворонки»– это люди с невыраженным биоритмом им свойственен десинхроноз, что связано с изменением графика их учёбы (1, 2 смены), а также образом жизни, свойственным их родственникам и друзьям. Четко выраженному типу соответствуют типичные «совы», у которых в вечернее время работоспособность повышается.
Хронотипы передаются по наследству. С хронотипом связаны адаптационные возможности организма, некоторые черты характера и многие параметры здоровья. Несмотря на то, что биоритмы «сов» более гибкие, и они намного лучше приспосабливаются к смене расписания и режимов жизнедеятельности, их сердечно-сосудистая система более уязвима по сравнению с «жаворонками».
Давно проверенный факт, что на предприятиях, где индивидуальный график работы для персонала составляют, учитывая персональный хронотип работников, значительно повышаются эффективность и производительность труда. Соблюдение длительности основных компонентов режима является обязательным условием правильного его построения, но не решает полностью проблемы профилактики переутомления. Не менее важно рационально распределить в течение суток компонентов режима, определить их чередование.
Рекомендации:
Выполнение домашних заданий:
Питание:
Итак, важнейший принцип корректировки типового режима - не ломать природный ритм. Грамотно составленный распорядок дня сбережет не только время, но и энергию психическую и физическую.
6. Заключение.
В ходе работы по выбранной теме проанализирована литература, определена важность изучения и учета биоритмов человека, так как психическая и физическая активность человека подвержена влиянию лунно-земных связей и учет индивидуальных биоритмов помогут оптимизировать работоспособность.
7. Список использованной литературы
1. Ужегов Г.Н. «Биоритмы на каждый день» -М: Издательство Торговый дом «Грант», агентство «Фаир», 1997.
2. Малахов Г.П. Биоритмология. – СПб.: ИД «Весь», 2009.
3. Детари Л., Карцаги В. Биоритмы / Пер. с венг. - М., 1984.
Приложение 1.
Изучение индивидуального характера суточной изменчивости уровня бодрствования
Тест «Что вы за «птица?» по методике Д. Хорна – О.Эстерберга в модификации А.А. Путилова.
Подсчитайте ваше количество баллов
1) типичная «сова» - из вас получится идеальный дежурный врач, астроном, журналист и диспетчер ночных полетов. Но даже под угрозой расстрела вы не сможете приходить вовремя на работу: которая начинается до 2 часов дня.
2) умеренная «сова» - Блестящие идеи начинают приходить в вашу голову, когда офис уже закрывается. Найдите работу по свободному расписанию.
3) «голубь» - Вы можете жить по любому распорядку, однако резкая смена режима нежелательна. Чтобы постепенно перейти на новое расписание, потребуется не меньше месяца.
4) умеренный «жаворонок» - Период максимальной работоспособности, и приспособительные возможности шире, чем у типичных «ранних пташек». Переход на ночной образ жизни выбьет вас из колеи и неблагоприятно отразится на здоровье.
5) типичный «жаворонок» - Выполняйте важные дела в первой половине дня, а вечерние часы посвятите отдыху. Откажитесь от сверхурочной работы и не соглашайтесь выходить в ночную смену.
Приложение 2.
Тест для определения индивидуального биологического профиля (Доскин В.А., Куиджи Н.Н., 1989).
1. Когда бы вы предпочли вставать, если бы были совершенно свободны в выборе своего распорядка дня и руководствовались при этом исключительно личными желаниями?
Баллы часы
зимой летом
5 5.00 – 6.45 4.00 – 5.45
4 6.46 – 8.15 5.46 – 7.15
3 8.16 – 10.45 7.16 – 9.45
2 10.46 – 12.00 9.46 – 11.00
1 12.01 – 13.00 11.01 – 12.00
2. Когда бы вы предпочли ложиться спать, если бы планировали свое вечернее время совершено свободно?
Баллы часы
зимой летом
5 20.00 – 20.45 21.00 – 21.45
4 20.46 – 21.30 21.46 – 22.30
3 21.31 – 00.15 22.31 – 1.15
2 00.16 – 1.30 1.16 – 2.30
1 1.31 – 3.00 2.31 – 4.00
3. Как велика ваша потребность в будильнике, если утром вам необходимо встать в точно определенное время?
Баллы
Совершенно нет потребности 4
В определенных случаях есть 3
Потребность довольно сильная 2
Будильник мне абсолютно необходим 1
4. Если бы вам пришлось готовиться к сдаче экзаменов в условиях жесткого лимита времени и использовать для занятий ночь (23-2ч.), насколько продуктивной была бы ваша работа в это время?
Баллы
Абсолютно бесполезной 4
Была бы некоторая польза 3
Работа была бы достаточно эффективной 2
Работа была бы высокоэффективной 1
5. Легко ли вам вставать утром в обычных условиях?
Баллы
Очень трудно 1
Довольно трудно 2
Довольно легко 3
Очень легко 4
6. Чувствуете ли вы себя полностью проснувшимся в первые полчаса после подъема?
Баллы
Очень большая сонливость 1
Есть небольшая сонливость 2
Довольно ясная голова 3
Полная ясность мысли 4
7. Каков ваш аппетит в первые полчаса после подъема?
Баллы
Аппетита совершенно нет 1
Снижен 2
Хороший 3
Прекрасный 4
8. Если бы вам пришлось готовиться к экзаменам в условиях жесткого лимита времени и использовать для подготовки раннее утро (4-7 ч.), насколько продуктивной была бы ваша работа?
Баллы
Абсолютно бесполезной 1
С некоторой пользой 2
Достаточно эффективной 3
Высокоэффективной 4
9. Чувствуете ли вы физическую усталость в первые полчаса после подъема?
Баллы
Очень большая вялость 1
Небольшая вялость 2
Незначительная бодрость 3
Полная бодрость 4
10. Легко ли вы засыпаете в обычных условиях?
Баллы
Очень трудно 1
Довольно трудно 2
Довольно легко 3
Очень легко 4
11. Вы решили укрепить свое здоровье с помощью физкультуры. Ваш друг предложил заниматься вместе по 1 ч 2 раза в неделю. Для него лучше всего это делать от 7 до 8 ч утра. Является ли этот период наилучшим и для вас?
Баллы
В это время я бы находился в хорошей форме 4
Я был бы в довольно хорошем состоянии 3
Мне было бы трудно 2
Мне было бы очень трудно 1
12. Когда вы вечером чувствуете себя настолько усталым, что должны лечь спать?
Часы Баллы
20.00 – 21.00 5
21.01 – 22.15 4
22.16 – 00.45 3
00.46 – 2.00 2
2.01 – 3.00 1
13. При выполнении двухчасовой работы, требующей от вас полной мобилизации умственных сил, какой из 4-х предлагаемых периодов вы выбрали бы для этой работы?
Часы Баллы
8.00 – 10.00 6
11.00 – 13.00 4
15.00 – 17.00 2
19.00 – 21.00 0
14. Как велика ваша усталость к 23 ч?
Баллы
Я очень устаю 5
Заметно устаю 3
Слегка устаю 2
Совершенно не устаю 0
15. По какой-то причине вам пришлось лечь спать на несколько часов позже, чем обычно. На следующее утро нет необходимости вставать в определенное время. Какой из 4-х предлагаемых вариантов вы бы выбрали?
Баллы
Проснусь в обычное время и больше не усну 4
Проснусь в обычное время и буду дремать 3
Проснусь в обычное время и снова засну 2
Проснусь позже, чем обычно 1
16. Вы решили всерьез заняться спортом. Ваш друг предлагает тренироваться вместе 2 раза в неделю по 1 ч, лучшее время для него — 12-2 ч. Насколько благоприятным, судя по самочувствию, было бы это время для вас?
Баллы
Да, я был бы в хорошей форме 1
Был бы в приемлемой форме 2
Был бы в плохой форме 3
Совсем не мог бы тренироваться 4
17. В котором часу вы предпочитаете вставать во время летних каникул?
Часы Баллы
5.00 – 6.45 5
6.46 – 7.45 4
7.46 – 9.45 3
9.46 – 10.45 2
10.46 – 12.00 1
18. Иногда приходится слышать о людях утреннего и вечернего типа. К какому из этих типов вы относитесь?
Баллы
Четко к утреннему 6
Скорее к утреннему, чем к вечернему 4
Скорее к вечернему, чем к утреннему 2
Четко к вечернему 0
Ваш тип вы сможете определить по сумме баллов.
Свыше 72: четко выраженный утренний тип.
60 – 71: слабо выраженный утренний тип.
48 - 59: аритмичный тип.
35 – 47: слабо выраженный вечерний тип.
34: четко выраженный вечерний тип.
Император Акбар и Бирбал
5 зимних аудиосказок
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Сила слова
Ночная стрельба