Тезисы выступления на онлайн межрегиональном научно – практическом симпозиуме
«Современные тенденции исторического образования в школе: опыт сохранения исторической памяти и преемственности поколений»
Вложение | Размер |
---|---|
torshina_o.a._statya.docx | 18.23 КБ |
ЭКСКУРСИЯ В РАБОТЕ МУЗЕЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА – КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ПАМЯТИ О ПОБЕДИТЕЛЯХ
Ольга Александровна Торшина
Научный руководитель
Марина Георгиевна Нестерова
Балейский филиал ГАПОУ «Читинский педагогический колледж»
Преподаватель социально- гуманитарных дисциплин
Память о военном времени объединяет все поколения. Связующей нитью такой памяти являются музеи в учебных учреждениях.
Музей Балейского педагогического колледжа – это, в первую очередь, место, где собрана история создания и развития училища (колледжа). С момента его возведения до сегодняшних дней. От первых преподавателей, до нынешних педагогов. Это место человеческих судеб, которые посвятили себя образованию. «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей» — эти строки поэта А. Дементьева можно поставить в качестве эпиграфа к деятельности музея.
Одной ключевых из форм социально-культурной деятельности колледжа является экскурсия по музею.
Среди разных тематических стендов и витрин особое значение имеет экспозиция «Преподаватели на дорогах войны», где представлен материал о педагогах колледжа, участниках Великой Отечественной войны.
Все мы привыкли видеть учителей с указками в руках. И очень трудно представить, что представители самой гуманной профессии на земле сменили указку на автомат. Учителя-ветераны – как много общего в их фронтовых биографиях. 18-20-летние, они уходили на фронт из школ вместе со своими учениками и их родителями.
Ушел на фронт и не вернулся первый директор колледжа Окунцов Вадим Иннокентьевич. Из воспоминаний командира роты Сальникова П.Я.: «17 августа 1943 года разгорелся бой у села Горбатки Пречистенского района Смоленской области. Командир пулеметного взвода лейтенант В.И. Окунцов занял место убитого пулеметчика. Тело лейтенанта Окунцова приникло к пулеметному стволу, два крупных осколка поразили его, один из них попал в голову. Немцы были выбиты из села Горбатки. Погибших в этом бою бойцов захоронили в братской могиле у соседнего села Ивашкино, лег в неё и лейтенант Окунцов»
Погиб на Ленинградском фронте в 1944 году преподаватель географии Харитонов Петр Михайлович.
Владимир Васильевич Герасимов, Мищенко Александр Федорович, Тихоньких Николай Прокопьевич, Придорогин Дмитрий Фёдорович вернулись с фронта, продолжили учительский труд.
Казалось бы уже все известно или «почти все» о той военной поре. Однако, рассматривая фотографии, читая скупые строчки воспоминаний Островской Екатерины Михайловны, мы узнаем о работе школ Балейского района в годы войны: «Великая Отечественная война серьезно сказалась на работе школ Балейского района: не хватало учителей (многие ушли на фронт), очень слабая материально-техническая база. И наряду со всеми этими проблемами, была еще одна, не менее важная – материальные трудности семей, что не позволяло родителям одеть, обуть ребенка, стоял вопрос, чем накормить…Тем не менее, учителя делают очень многое для поддержания работы школ, ведут борьбу за посещаемость и успеваемость школьников».
Таким образом, экскурсия помогает окунуться в эту эпоху, поднять завесу давно ушедших времен, почерпнуть для себя ценные знания, бережно хранить и оберегать то достояние, которое оставили нам наши предки.
Литература:
1.Материалы музея Балейского педагогического колледжа
2.Экскурсии и культурное наследие. Русская экскурсионная школа. Музейное дело. Вып. № 26 ГЦМСИР. М.2011.-316с.
Муравьиная кухня
Вокруг света за 80 дней
Горка
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым