«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит» - говорил великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов. А я бы ещё добавил: «И надо играть в шахматы». И вот почему.
Я очень люблю мультфильм «Фиксики». Однажды я увидел серию про шахматы. Я спросил у папы, умеет ли он играть в шахматы. Он ответил что умеет. Я попросил его, чтобы он научил меня играть в шахматы. Мне эта замечательная игра заинтересовала, и я решил больше узнать о шахматах.
Поговорив со своими одноклассниками, я узнал, что не все друзья умеют играть в шахматы. Многие считают эту игру очень скучной. Но мне захотелось проверить - как влияют шахматы на умение решать математические задачи и на успехи в обучении по другим школьным предметам.
Вложение | Размер |
---|---|
Учебно-исследовательская работа. Получил диплом второй степени | 18.59 КБ |
XXVI учебно-исследовательская конференция школьников Шарыповского района
«Первые шаги в науку», посвящённая 80-летнему юбилею Шарыповского района
секция «Математика»
«Влияние шахмат на успехи в обучении математике и других учебных предметов»
Рудачёв Тимофей Евгеньевич
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Родниковская средняя школа,
4 класс, 28.05.2010г
89029740971
______________/личная подпись/
Рудачёва Валентина Михайловна
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Родниковская средняя школа,
учитель математики
89135211894
_____________/личная подпись/
с.Родники 2021г.
Введение
Я очень люблю мультфильм «Фиксики». Однажды я увидел серию про шахматы. Я спросил у папы, умеет ли он играть в шахматы. Он ответил что умеет. Я попросил его, чтобы он научил меня играть в шахматы. Мне эта замечательная игра заинтересовала, и я решил больше узнать о шахматах.
Поговорив со своими одноклассниками, я узнал, что не все друзья умеют играть в шахматы. Многие считают эту игру очень скучной. Но мне захотелось проверить - как влияют шахматы на умение решать математические задачи и на успехи в обучении по другим школьным предметам.
Цель: доказать положительное влияние шахмат на успехи в обучении
Задачи:
Чтобы успешно решить данные задачи я использовал следующие методы:
Основная часть
В нашей школе есть уголок исследователя, где находятся старые журналы по математике и физике, там я отыскал интересные статьи о том, что игра «Шахматы» улучшает память, развивает логическое мышление, внимание. Следовательно, способствует лучшему усвоению изучаемого материала по математике. А умение логично мыслить и быть внимательным должно помочь в изучении и других учебных предметов.
Проанализировав эти статьи и статьи, взятые с официального сайта Российской Шахматной Федерации я выстроил рейтинг «умений»
1. Укрепление памяти
2. Навыки решения проблем
3. Концентрация внимания
4. Техника чтения
5. Обучает планированию и предусмотрительности
Вывод: удивительная игра «шахматы»: хочешь хорошо учиться, нужно уметь играть в шахматы.
Это выводы, сделанные на основе научных статей и исследовательских работ в разное время и в разных странах. А как же обстоят дела у нас в школе, у нас в классе?
Я провёл опрос среди одноклассников. Вопросов было всего четыре.
1. Умеешь ли ты играть в шахматы7
2. Как хорошо ты решаешь задачи?
3. Как быстро ты заучиваешь стихи?
4. Хочешь улучшить свои результаты обучения?
Я опросил 21 человека и получил такие результаты:
по первому вопросу «да» ответили 11 человек, «нет» 10 человек
по второму вопросу «хорошо» ответили 7 человек, «иногда затрудняюсь»- 8 человек,
«не умею решать задачи»- 6 человек.
На третий вопрос «Быстро» ответили 12 человек, «Очень долго» ответили 5 человек, «Когда как» ответили4 человека
На четвертый вопрос «Да» ответили 20 человек , «Нет, меня всё устраивает»- 1 человек.
Я предложил всем, кто хочет улучшить свои учебные результаты научиться играть в шахматы. А для того, чтобы подтвердить нашу гипотезу, ребятам было предложено отслеживать время, затраченное на заучивание стихов, выполнения домашнего задания. На эксперимент согласились 6 человек. Эксперимент мы проводим в течение двух месяцев. Ребята заметили, что время выполнения домашнего задания сократилось, стали быстрее заучивать стихи, лучше результаты по работе с текстом. Проанализировал я и свои результаты. В третьем классе за первую и вторую четверть по математике за четверть у меня была оценка «4». За третью и четвертую четверти, а так же за первую и вторую четверть в четвертом классе четвертная оценка по математике «5». Так же у меня не вызывает затруднения пересказ текстов по литературному чтению и окружающему миру, заучивание слов по английскому языку. Выполнение домашнего задания у меня занимает в среднем 20-30 минут.
«Шахматы»- это не только интеллектуальная игра, но и отдых. Я хочу научиться решать более сложные шахматные задачи.
Свой эксперимент мы решили проводить до окончания учебного года, а потом проанализировать результаты и представить их своим одноклассникам.
Вывод: игра в шахматы способствует повышению образовательных результатов обучающихся. Моя гипотеза подтвердилась.
Заключение
Изучив информацию о великих шахматистах Михаиле Тале, Анатолии Карпове, Сергее Карякине, я заметил, что почти все они познакомились с шахматами в раннем возрасте, все хорошо учились. Следовательно, шахматы имеют большое значения для повышения умственных способностей.
По итогам опроса я сделал вывод, что для моих одноклассников игра в шахматы тоже интересна. Я хочу продолжить изучение этой игры, для того чтобы улучшать свои образовательные результаты и в дальнейшем получить достойное образование и хорошую профессию.
Список использованных источников и литературы.
Бородина А.С. «Шахматы в школьной программе». 1989 г.
Весела И., Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
Зак В., Я играю в шахматы. – Л. Детская литература, 1985.
Костьев А.Н. «Шахматы и интеллект». 1987 г.
Майзелис И.К. «Шахматы – детям». 1994 г.
Петрушина Н.М. Шахматный учебник для детей. Серия «Шахматы» 2002 г.
http://danilova.ru/publication/shahmaty.htm
http://ruchess.ru/persons/player_7026/
http://www.peoples.ru/sport/chees_player/karpov/
По морям вокруг Земли
Фокус-покус! Раз, два,три!
Астрономический календарь. Май, 2019
Рисуем "Ночь в лесу"
Есть в осени первоначальной...