Животные всегда играли особую роль в жизни человека. Во многих культурах они даже обожествлялись. Животные сопровождают человека всю его жизнь, находясь в тесном взаимодействии с ним поэтому, люди очень часто зависят от животного мира психологически, так как животное становится членом их семьи. Изучая животных, можно многое узнать и о человеке, его взглядах на мир и природу.
Актуальность нашей проектно- исследовательской работы состоит в том, что в наше время тема кличек животных остается малоизученной.
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_nominatsii_domashnih_zhivotnyh_4_a_klass.docx | 28.38 КБ |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Морозовская средняя общеобразовательная школа»
Проектно- исследовательская работа
«Особенности номинации
домашних животных д. Морозовица»
Работу выполнила:
Садовникова Дарина,
обучающаяся 4а класса
МБОУ «Морозовская СОШ»
Руководитель: Сверкунова Марина
Николаевна, учитель начальных классов
МБОУ «Морозовская СОШ»
д. Морозовица
2022 г.
Введение
Животные всегда играли особую роль в жизни человека. Во многих культурах они даже обожествлялись. Животные сопровождают человека всю его жизнь, находясь в тесном взаимодействии с ним поэтому, люди очень часто зависят от животного мира психологически, так как животное становится членом их семьи. Изучая животных, можно многое узнать и о человеке, его взглядах на мир и природу.
Во все времена людей интересовало происхождение имен: история их происхождения, их значение и смысл, связь с историей общества, с окружающей средой и т.д. Однако происхождение имен животных более подробно стало изучаться недавно.
Что нам даст изучение номинаций животных? Использование номинаций животных даёт более чёткую информацию об определенных событиях, наполняя их эмоционально – оценочной окраской.
1.1 Актуальность работы.
Актуальность нашей проектно- исследовательской работы состоит в том, что в наше время тема кличек животных остается малоизученной.
1.2 Цель работы.
Цель нашей работы - провести анализ кличек домашних животных д. Морозовица, исходя из собранных материалов, выявление групп номинаций, а также наиболее популярные клички.
Предметом исследования являются клички животных в д.Морозовица.
1.3 Задачи.
Исходя из цели работы, представим основные задачи:
- узнать какая наука занимается изучением кличек животных;
- провести анкетирование среди учащихся школы, а также учителей на тему: «Какие домашние питомцы живут в вашей семье, и какие у них клички»
- определить к каким номинациям относятся клички животных в д.Морозовица, а также какие из них более популярные.
В проектной работе были использованы методы изучения научной литературы, сбор информации в Интернет ресурсах, проведено анкетирование после чего произведен анализ результатов.
Теоретическая часть
2.1 Зоонимика как наука.
Зоони́мика — наука о собственных именах (кличках) животных, одна из самых молодых областей ономастики. Впервые термин зооним - сама кличка животных (от гр. ξωον — животное и ονυμα — имя) появился в языкознании 60-х гг. В последние десятилетия интерес к зоонимам, в которых, весьма своеобразно, проявляется ономастическое творчество человека, значительно усилился. В 90-е гг интерес к зоонимам значительно усилился. В опубликованных записях самыми распространенными оказались клички, указывающие на цвет и масть животного.
В зоонимических исследованиях последних лет стали появляться видовые термины: для кличек лошадей иппонимы(от гр. Hippos- лошадь), собак- киноним (от гр.kyon/ род. п. kynos- собака), кошек- фелиноним (от лат. Felis-кошка).
2.2 Классификация кличек домашних животных д.Морозовица.
Мы решили провести анкетирование среди учащихся и учителей МБОУ «Морозовская СОШ» Великоустюгского района Вологодской области.
Данным экспериментом был охвачен 71 человек.
Целью анкетирования решались следующие задачи:
-выяснить, каких животных содержат больше: кошек или собак;
- определить, есть ли популярные клички;
- определить номинации зоонимов у всех видов домашних животных.
Таблица 1
2 класс
Кот (кошка) | Собака | Другие виды дом.животных |
Мурик | Куба | Лора (лошадь) |
Пуша (2) | Шайран | Фая (кролик) |
Персик | Берта | |
Муська(2) | Эльза | |
Сёма | Маша | |
Пеша | Жэк | |
Бася | Муха | |
Савва | Альфа | |
Буба | ||
Митя | ||
Рыжий | ||
Цыган | ||
Куся | ||
15 | 8 | 2 |
Из учащихся 2 класса были анкетированы – 18 человек.. Общее число животных в этом классе – 25.
Таблица 2
11 класс
Кот (кошка) | Собака | Другие виды дом.животных |
Бамбосс | Зевс | Жужик (мышь) |
Кесси | Саша (боров) | |
Саймон | ||
Муся | ||
4 | 1 | 2 |
Из учащихся 11 класса были анкетированы – 4 человека. Общее число животных в этом классе – 7.
Таблица 3
7 класс
Кот (кошка) | Собака | Другие виды дом.животных |
Пушок | Рекс | |
Кнопа | ||
Барсик | ||
Мурик | ||
Мия | ||
5 | 1 | - |
Из учащихся седьмого класса были анкетированы 3 человека. Общее число животных в этом классе – 6.
Таблица 4
Учителя
Кот (кошка) | Собака | Другие виды дом.животных |
Пушок | ||
Максимус | ||
Ромашка | ||
Сёма | ||
Лонни | ||
5 | - | - |
В анкетировании среди учителей участвовали 4 человека.
Общее число животных у учителей – 5.
Таблица 5
4 «Б» класс
Кот (кошка) | Собака | Другие виды дом.животных |
Серая | Миша | Пена (морская свинка) |
Рыжая | Грей | Пеня (морская свинка) |
Кот | Машка | Тома (морская свинка) |
Кошка | Тагир | |
Котофей | Джаня | |
Тиша | Линда | |
Марсик | ||
Воля | ||
Лили | ||
Муся (2) | ||
Рыжик | ||
Соня | ||
Сима | ||
Ласка | ||
Тома | ||
Кеша | ||
17 | 6 | 3 |
В 4 «Б» классе анкеты заполнили 11 человек. Общее число животных в этом классе – 26.
Таблица 6
4 «А» класс
Кот (кошка) | Собака | Другие виды дом.животных |
Кузя (3) | Инай | Гоша(черепаха) |
Маша | Найда | Маша (белка) |
Муся (3) | Челси | Соня (кролик) |
Мира | Тайсон | |
Перся | Кнопа | |
Бусик | Тайга | |
Буся | Чара | |
Стеша | Рекс | |
Сажик | Джуля | |
Люся | Шайтан | |
Барсик | Шанель | |
Найс | ||
Боцман | ||
17 | 11 | 3 |
В 4 «А» классе анкеты заполнили 17 человек. Общее число животных в этом классе – 31.
Таблица 7
5 класс
Кот (кошка) | Собака | Другие виды дом.животных |
Мурка | Рекс | Биба(хомяк) |
Муся | Лада | Боба (хомяк) |
Вася (2) | Ральф | |
Балу | Барни | |
Маруся | Мухтар | |
Мурик | Бакс | |
Бусинка | Кукла | |
Кеша (2) | ||
Буся | ||
Черныш | ||
12 | 7 | 2 |
Из учащихся пятого класса были анкетированы 14 человек. Общее число животных в этом классе – 21.
Таблица 8
Классификация кличек собак по номинациям
Номинация | Кличка животного | Количество (%) |
По внешнему виду | Грей (серый) Кнопа Шайтан Кукла | 4 (11.8%) |
Исторические персоны | Зевс | 1 (2.9%) |
По особенности поведения | Муха(2) Найда Альфа | 4 (11.8) |
Географические названия | Куба Тайга | 2 (5.9%) |
Имя человека | Миша Лада Маша (2) | 4 (11.8%) |
Заимствованные имена | Линда Джуля Берта Рекс (3) | 6 (17.6%) |
Имена из современной культуры | Барни Тайсон Эльза Ральф Шанель | 5 (14.7%) |
По известным названиям | Челси | 1 (2.9%) |
Уникальные имена | Шайран Бакс Джаня Инай Жэк Чара Тагир | 7 (20.6%) |
Вывод: В данной таблице мы разделили клички собак по номинациям, после чего стало видно, что наибольшее количество кличек собак имеют уникальные имена.
Таблица 9
Классификация кличек кошек (котов) по номинациям
Номинация | Кличка животного | Количество (%) |
По внешнему виду | Пушок (4) Сима Бася Буся (4) Рыжий (3) Цыган Серая Сажик Черныш Кнопа | 18 (24%) |
Имя человека | Вася (2) Сёма (2) Савва Митя Маша Мира | 8 (10.7%) |
Заимствованные имена | Кесси Саймон Лонни Мия Лили | 5 (6.7%) |
Устаревшие имена | Люся Кузя (3) Маруся Стеша | 6 (8%) |
Имена из современной культуры | Тома Буба Балу Кеша (3) | 6 (8%) |
По чертам характера | Воля Куся Ласка Соня Тиша | 5 (6.7%) |
Географические названия | Марсик | 1 (1.3%) |
Видовое обозначение | Кот Кошка Котофей | 3 (4%) |
Отношение человека к животному | Муся (9) Барсик (2) Мурка (2) Мурик (2) | 15 (20%) |
Уникальные | Найс Бамбосс Максимус Пеша Боцман | 5 (6.7%) |
По названию еды, цветов… | Ромашка Персик Перся | 3 (4%) |
Вывод: В данной таблице мы разделили клички кошек (котов) по номинациям. Наибольшее количество кличек кошек (котов) хозяева дают по внешнему виду питомца.
Таблица 10
Классификация кличек других видов домашних животных по номинациям
Номинация | Кличка животного | Количество (%) |
Имя человека | Гоша Саша Маша Тома | 4 (33%) |
Устаревшие имена | Лора Фая | 2 (17%) |
По чертам характера | Соня Жужик | 2 (17%) |
Уникальные | Биба Боба Пена Пеня | 4 (33%) |
Вывод: В группе других домашних животных определились 2 номинации с одинаковым количеством кличек: по имени человека; по уникальности.
Заключение
В результате работы над проектом установлено, что:
- зоонимика занимается изучением собственных имен (кличек) животных, а зооним - собственное имя животного;
- зоонимы д.Морозовица можно разделить на 13 групп по следующим принципам номинации: по внешнему виду животного, по особенностям поведения, по именам человека, по историческим персонам, по характеру животного, по заимствованным именам, по словам, относящимся к кулинарии (цветам), по отношению человека к своему питомцу, по географическим названиям, по видовым обозначениям животных, по именам из современной культуры (персонажи из мультфильмов, кино и т.д.);по известным названиям; по уникальности имени; однако все группы представлены неравномерно;
- наиболее популярные клички собак в д. Морозовица: Муха, Мухтар, Рекс;
- наиболее популярные клички кошек в д. Морозовица: Муся, Мурка, Мурик, Буся.
С кличками связано то, что присуще человеку, потому что через них выражается особое отношение его к животным. А животные по мере своих возможностей отвечают нам взаимностью но, к сожалению, мы недооцениваем всю значимость клички для животных. Ведь клички животных дают представления о жизни общества. Поэтому их надо активно изучать.
Использованная литература:
https://multiurok.ru/files/issledovatelskaia-rabota-osobennosti-nominatsii-do.html
https://infourok.ru/nauchno_-_issledovatelskaya_rabota_klichki_zhivotnyh-160561.htm
https://www.booksite.ru/folk/data/rjadchenko.pdf
https://family-history.ru/material/onomastics/onomastics_5.html
Свинья под дубом
Усатый нянь
Глупый мальчишка
Снежная книга
Мастер-класс "Корзиночка"