В данном проекте ученик попытался исследовать историю происхождения различных знаков препинания. Работа получилась интересной, может быть полезна для изучения и обучающимся, и взрослым
Вложение | Размер |
---|---|
gerasimov_gleb_proekt.doc | 158 КБ |
МОУ «Советская средняя общеобразовательная школа №2»
«История происхождения знаков препинания»
(исследовательский проект)
Проект выполнил:
Герасимов Глеб Сергеевич,
обучающийся 9 класса
Руководитель:
Криваксина Людмила Михайловна
РМЭ п. Советский 2022 г.
Оглавление
№ | Содержание работы | Страница |
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Глава 1. Что такое знаки препинания? | 5 |
1.1 Понятие о пунктуации | 5 | |
1.2 История возникновения знаков препинания | 6 | |
1.3. Основные функции знаков препинания | 9 | |
1.4. Русские писатели о знаках препинания | 14 | |
3. | Глава 2. Практическая часть. | 17 |
2.1. Механизм реализации проекта, этапы работы, календарный план проекта | 17 | |
2.2. Анкетирование одноклассников | 18 | |
4. | Заключение | 19 |
5. | Список использованных источников | 20 |
6. | Приложения | 21 |
Пояснительная записка
Сегодня нам трудно представить, что когда-то книги печатались без всем известных значков, которые называются знаками препинания.
Они стали настолько привычны для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, и не можем их по достоинству оценить. А между тем знаки препинания живут своей самостоятельной жизнью в языке и имеют свою интересную историю.
В повседневной жизни нас окружает множество предметов, вещей, явлений, настолько привычных, что мы редко задумываемся над вопросами: когда и как появились эти явления и – соответственно – слова, их называющие? Кто является их создателем и творцом?
Всегда ли столь привычные для нас слова обозначали то, что они обозначают сегодня? Какова история их вхождения в нашу жизнь и язык?
К такому привычному и даже в какой-то мере обыденному (в силу того, что мы сталкиваемся с этим повседневно) можно отнести русское письмо, точнее, графическую систему русского языка. Основой графической системы русского языка, как и многих других языков, являются буквы и знаки препинания.
На вопрос, когда возник славянский алфавит, лежащий в основе русской азбуки, и кто был его создателем, многие из вас уверенно ответят: славянский алфавит был создан братьями Кириллом и Мефодием (863 год); в основу русской азбуки была положена кириллица; ежегодно в мае мы отмечаем День славянской письменности.
Актуальность темы моего проекта обусловлена тем, что в современном мире из-за возросшей скорости коммуникаций и объемов информации многие люди стали пропускать, забывать знаки препинания, ставить их не туда, куда нужно. А ведь знаки препинания нужны всегда и везде, без них не обойдётся ни одно письмо, ни одно сочинение. Они словно держат текст, не давая ему рассыпаться. Начиная появляться еще с древних времён, роль знаков препинания в русском языке всё больше усиливалась и, поэтому, их правильное использование и расставление будет актуально всегда.
Проблема исследования: недостаточное знание истории знаков препинания приводит к трудностям при их расстановке на письме.
Таким образом, цель проекта – изучение знаков препинания, выявление их основного значения в письменной речи и их влияния на интонацию.
Задачи проекта:
Объект исследования: знаки препинания.
Предмет исследования: правильное употребление знаков препинания.
Гипотеза исследования: система знаков препинания складывалась веками, каждый из них играет определённую роль в русском языке. Поэтому, не зная истории появления знаков препинания, невозможно стать грамотным человеком, правильно излагать свои мысли, быть понятным для окружающих.
Продукт проекта: наглядное пособие с краткой историей каждого знака препинания и его роли в предложениях.
Практическая значимость проекта: материалы могут быть использованы на уроках русского языка, занятиях кружка дополнительного образования, чтобы привлечь внимание обучающихся к пунктуационным нормам.
Глава 1. Что такое знаки препинания?
1.1. Понятие о пунктуации
Знаки препинания — элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции разделения (выделения) смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний, слов, частей слова. Без знаков препинания письменная речь сольется в единый поток речи, в котором будет непросто разобраться. А в некоторых случаях без знаков препинания в тексте возникнет двусмысленность.
Знаки препинания, синтаксически оформляющие текст, облегчают его зрительное восприятие и понимание, а при воспроизведении текста вслух помогают осуществить его интонационное оформление (интонация, смысловые паузы, логические ударения).
А. П. Чехов в письме Н. А. Хлопову повествовал: «Знаки препинания, служащие нотами при чтении, расставлены у Вас, как пуговицы на мундире гоголевского городничего. Изобилие многоточий и отсутствие точек. Эти пустяки, по моему мнению, испортят Вам музыку»
Пунктуация — система знаков препинания в письменности какого-либо языка, сами правила их постановки в письменной речи, а также раздел грамматики, изучающий эти правила. Пунктуация призвана сделать нашу письменную речь упорядоченной, четкой, понятной и ясной.
Существует два принципа пунктуации:
1.2. История возникновения знаков препинания
Древнейшим знаком является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Однако её употребление в тот период отличалось от современного: во-первых, оно не было регламентировано; во-вторых, точка ставилась не внизу на строке, а выше — посреди неё; кроме того, в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга. Например: въоновремя приближашеся праздникъ… (Архангельское Евангелие, ХI век). Вот какое объяснение слову точка даёт :
«Точка (ткнуть) ж., значок от укола, от приткнутия к чему острием, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина». Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие. В русском языке XVI-XVIII вв. вопросительный знак назывался точка вопросительная, восклицательный — точка удивления. В грамматических сочинениях XVI в. учение о знаках препинания называлось «учением о силе точек» или «о точечном разуме», а в грамматике Лаврентия Зизания (1596) соответствующий раздел имел название «О точках».
Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV в. По мнению, слово запятая — это результат субстантивации (перехода в существительное) страдательного причастия прошедшего времени от глагола запяти(ся) — «зацепить(ся)», «задеть», «заколоться» связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать — «останавливать», «задерживать».
Первыми писателями, как известно, были средневековые монахи. Они изготавливали рукописные книги в единичных экземплярах, не придерживаясь не только знаков препинания, но даже не разделяя текст на отдельные слова. В большей части рукописей этого периода слова писались почти безпромежуточно, Иногда между словами писцы ставили точку или крестик, но никакими правилами они не руководствовались. Разделение текста появилось лишь в четырнадцатом веке.
Потребность в знаках препинания начала остро ощущаться в связи с появлением и развитием книгопечатания (XV-XVI вв.). В середине XV века итальянские типографы Мануции изобрели пунктуацию для европейской письменности, которая была принята в основных чертах большинством стран Европы и существует до сих пор.
В русском языке большинство известных нам сегодня знаков препинания появляется в XVI-XVIII в. Так, скобки [()] встречаются в памятниках XVI века. Раньше этот знак назывался «вместительным».
Двоеточие [:] как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века. Оно упоминается в грамматиках Лаврентия Зизания, Мелетия Смотрицкого (1619), а также в первой русской грамматике доломоносовского периода (1731).
Восклицательный знак [!] отмечается для выражения восклицания (удивления) также в грамматиках М. Смотрицкого . Правила постановки «удивительного знака» определяются в «Российской грамматике» (1755).
Вопросительный знак [?] встречается в печатных книгах с XVI века, однако для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке. Первоначально в значении [?] встречалась [;] .
К более поздним знакам относятся тире [-] и многоточие […]. Доказано, что в русской печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века, а лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Впервые знак тире [-] под названием «молчанка» описан в 1797 году в «Российской грамматике».
Знак многоточие […] под названием «знак пресекательный» отмечается в 1831 году в грамматике, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше.
Не менее интересна история появления знака, который впоследствии получил название кавычки [«»]. Слово кавычки в значении нотного (крюкового) знака встречается в XVI в., но в значении знака препинания оно стало употребляться только в конце XVIII в. Предполагают, что инициатива введения этого знака препинания в практику русской письменной речи (как и тире) принадлежит. Учёные считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Сопоставление с украинским названием лапки даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола кавыкать — «ковылять», «прихрамывать». В русских диалектах кавыш — «утёнок», «гусёнок»; кавка — «лягушка». Таким образом, кавычки — «следы от утиных или лягушачьих лапок», «крючок», «закорючка».
К знакам препинания относится также абзац или красная строка. Абзац служит для выделения значимых частей текста, углубляет предшествующую точку и открывает совершенно новый ход мыслей.
История появления абзаца очень интересна. Появление абзацных отступов связывают с техническим недоразумением. Ещё в недалёком прошлом текст обычно набирался без всяких отступов. Знаки же структурного деления текста часто вписывались краской другого цвета уже после набора основного текста, и по этому для них оставляли пустое место. Вероятно, однажды вписать знаки забыли, но получившийся текст с отступами читался не хуже, и с тех пор абзацы прочно вошли в типографскую практику.
1.3. Основные функции знаков препинания
Современная русская пунктуация строится на смысловой и структурно- грамматической основах, которые взаимосвязаны и обуславливают друг друга. Пунктуация отражает смысловое членение письменной речи, указывает на смысловые связи и отношения между отдельными словами и группами слов, на различные смысловые оттенки частей письменного текста.
Принципы пунктуации взаимосвязаны и в одном и том же пунктуационном факте мы можем найти совмещение разных принципов, хотя ведущим является синтаксический (структурный). Современная русская пунктуация опирается и на смысл, и на структуру, и на ритмико-интонационное членение предложения в их взаимодействии. Поэтому русская пунктуация достаточно гибкая и наряду с обязательными правилами содержит указания, допускающие пунктуационные варианты.
Знаки препинания подразделяются на:
Точка (.) в современной русской письменной речи ставится в конце повествовательного или побудительного предложения: «Был вечер. Небо меркло. Воды струились тихо» (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»). Точка употребляется при сокращенном написании слов (например: и т.п., и т.д.).
Вопросительный знак (?) – знак препинания, служащий для выражения вопроса. В современной русской письменной речи вопросительный знак ставится:
Восклицательный знак (!) – знак препинания, служащий для выражения восклицания. В современной русской письменной речи восклицательный знак ставится:
Запятая (,) – наиболее распространенный знак препинания, выступающий в отделительной функции (одна запятая) или в выделительной функции (парный знак препинания – две запятые). Запятая употребляется:
Особо важную роль запятая сыграла в мультфильме «В стране невыученных уроков», где судьба главного героя зависела от того, в каком месте он поставит запятую в предложении «Казнить нельзя помиловать».
Точка с запятой (;) в современной русской письменности ставится:
Двоеточие (:) ставится:
Тире – знак препинания в виде горизонтальной черты (–), применяемый в простом и сложном предложениях, ставится:
Многоточие – (…) – знак препинания в виде трех рядом расположенных точек. Многоточие употребляется:
Кавычки («…») употребляются для текстуального приведения чужой речи, чужих фраз и даже отдельных слов, которые пишущий не считает своими (специфическая интонация).
Скобки ( ) обозначают, что мысль, в них приведенная, совершенно выпадает из общего хода речи, что выражается иной высотой тона того, что произносится в скобках.
Есть еще дополнительные письменные знаки, которые не относятся к знакам препинания. Это дефис, пробел между словами, апостроф. Они не относятся к знакам препинания, так как не имеют отношения к фразовой интонации.
1.4. Русские писатели о знаках препинания
А.П. Чехов говорил: «Знаки препинания служат нотами при чтении».
«Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинаний – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». (К. Г. Паустовский)
«Многоточие изображает, должно быть, следы на цыпочках ушедших слов…» (В. Набоков)
У писателей есть свои предпочтения знаков. Карамзин уважает многоточие (которое и ввёл в письмо), Горький и Цветаева любят тире, а Константин Паустовский пишет о точке. Молодым писателем написал он плохой рассказ и дал для поправок опытному редактору. И вот... «Я прочел рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Всё стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова...
– Это чудо! – сказал я. – Как вы это сделали?
– Да просто расставил все знаки препинания, – сказал он. – Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь, милый мой. Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться...
После этого я окончательно убедился, с какой поразительной силой действует на читателя точка, поставленная в нужном месте и вовремя»
Воистину, как сказано в древней азбуке, «запятая совершенную речь делает», и «иногда одна запятая нарушает всю музыку» (И. А. Бунин).
Исаак Бабель: «Побольше точек! Это правило я вписал бы в правительственный закон для писателей. Каждая фраза – одна мысль, один образ, не больше! Поэтому не бойтесь точек».
Теоретик логического или смыслового направления, Ф.И. Буслаев, сформулировал назначение пунктуации следующим образом: «Так как посредством языка одно лицо передает свои мысли и чувствования другому, то и знаки препинания имеют двоякое назначение: 1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой, и 2) выражают ощущения лица, говорящего и его отношение к слушающему».
Подводя промежуточные итоги, мы можем сказать, что знаки препинания возникли из потребности разделения письменного текста на отрезки большей или меньшей самостоятельности в соответствии со смысловой структурой речи.
Таким образом, первые знаки препинания обозначали паузы большей или меньшей длительности внутри письменного текста. Само собой разумеется, что пишущие могли удовлетвориться такой примитивной пунктуацией только в течение первоначальных этапов пользования письмом. И действительно, по мере развития письменности, в особенности после введения и распространения книгопечатания, система пунктуации усложнялась.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Механизм реализации проекта, этапы работы,
календарный план проекта
Этап | Задачи этапа | Срок |
Подготовительный | Определение темы проекта, уточнение цели и задач проекта | 15 – 17.11. 2021г. |
Планирование | Составление плана работы, анализ проблем, которые могут возникнуть в ходе работы над проектом, определение источников необходимой информации; планирование способов сбора и анализа информации и т.д. | 18 – 26.11. 2021г. |
Выполнение проекта | Поиск и изучение информации по теме проекта. Проведение анкетирования и его анализ. Создание презентации к защите проекта. Работа над продуктом проекта. | декабрь 2021г. - январь 2022г. |
Презентация проекта | Представление проекта и результатов исследования на классном часе | 14.02. 2022г. |
Рефлексия | Составление отчета о выполненном проекте. Оценка выполненной работы (самоанализ и самооценка). | 16 – 18.02. 2022г. |
2.2. Анкетирование одноклассников
Изучив литературу по теме проекта, я решил провести анкетирование среди одноклассников, для того чтобы выяснить, знают ли они историю знаков пунктуации? Было опрошено 29 обучающихся 9-го класса нашей школы. Они ответили на составленные мной вопросы:
6. Кто заложил начало научному изучению пунктуации?
Результаты анкетирования:
Выводы: к сожалению, никто из учеников не ответил правильно (кто-то ошибался в большей, кто-то в меньшей степени). Из вышесказанного следует, что школьники плохо знают историю знаков препинания, эта тема вызвала у них определенные затруднения, вопросы, которые требуют ответов.
В связи с этим, я решил разработать наглядное пособие «Знаки препинания и их роль в предложениях». Продукт моего проекта представлен в виде буклета, где будет представлен каждый знак препинания, его краткая история и основные роли, которые он выполняет в предложениях. Это наглядное пособие поможет восполнить пробел учащихся по истории знаков препинания, обогатить их знания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работая над проектом, я узнал много интересной информации о знаках препинания, попытался доступно рассказать о том, какие существуют знаки, историю их появления, правила постановки, их функции.
Как видно, значение знаков препинания в современном русском языке очень велико. Знаки обеспечивают пишущему и читающему не только однозначное понимание предложения, но и позволяет избежать интонационной бедности и монотонности.
В процессе работы над проектом я приобрел опыт, который пригодится в дальнейшем на уроках при изучении соответствующих тем по пунктуации. Ведь пунктуация – это интересный раздел в грамматике, она очень четко может передавать смысловое и интонационное выражение мысли. Именно она делает нашу речь более выразительной, доступной и понятной. С течением времени пунктуация менялась, усложнялась. Но русский язык от этого только выиграл. Богатая пунктуация русского языка делает его самым красивым языком мира. Богатство интонационных оттенков позволяет ему быть поэтичным, живописным языком, по признанию многих ученых-лингвистов и литераторов, самым красивым языком мира.
Тема проекта «История знаков препинания» будет актуальна всегда, потому что русский язык не существует в застывшей форме. Он постоянно развивается, видоизменяется, и пунктуация, как раздел науки о языке, будет развиваться тоже.
Думаю, что полученные нами знания позволят избежать возможных ошибок и помогут лишний раз задуматься над постановкой знаков препинания в том или ином задании, тексте. А чтобы быть грамотным человеком, я призываю: «Давайте будем уважать знаки препинания. И читать больше книг вместо того, чтобы часами сидеть в социальных сетях».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
Как я избавился от обидчивости
Ель
Волшебная фортепианная музыка
Сказка "12 месяцев". История и современность
Цветок или сорняк?