Моховатое – это лесное озеро, расположенное в небольшой котловине.
По мнению учёных, озеро Моховатое сохранилось до наших дней со времени таяния материковых льдов последнего оледенения (т.е. ему около 10 тысяч лет!) и относится к типу сфагновых болот. До сих пор по озёрным берегам растёт мох сфагнум, принадлежащий к растениям лесотундровой зоны. Здесь же мы можем встретить болотное растение-эндемик – сальвинию плавающую, листья которой очень похожи на листья папоротника. Интересен один из видов кустарников семейства розоцветных – сабельник болотный, ареалы распространения которого находятся за Уралом и в полярных широтах.
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnaya_rabota.docx | 31.75 КБ |
tezisy_nauchno.docx | 13.14 КБ |
РЕГИОНАЛЬНЫЙ СИМПОЗИУМ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
И ПРОЕКТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
«МОИ ИССЛЕДОВАНИЯ - РОДНОМУ КРАЮ»
Секция: гуманитарная
«ТАЙНЫ ОЗЕРА МОХОВАТОЕ»
Автор: Рогозина Анастасия Сергеевна Научный руководитель: Геворгян Ангелина Сергеевна, учитель начальных классов Место выполнения работы: МБОУ «Ивано – Лисичанская СОШ» Грайворонского района Белгородской области |
2022
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 |
1. Из истории происхождения озера | 4 |
2. Плавающая береза | 4 |
3. Место стирки | 5 |
4. Горьковатые караси | 5 |
5. Результаты социологического опроса | 6 |
6. Правила бережного отношения к заповедным местам. | 6 |
Заключение | 8 |
Список использованных источников и литературы | 9 |
Приложение 1 | 10 |
Введение
Мое исследование началось из обычного разговора между двумя подружками. Как-то раз, когда мы гуляли на детской площадке, моя подружка Соня рассказала историю о том, что на просторах Грайворонской земли существует одно загадочное озеро, «Моховатое» говорила она. Почему же «Моховатое», спросила я? Оно, что все изо мха? И тогда мне стало очень интересно, что же это за такое озеро, о котором даже не знают мои родители?
На просторах интернета мне удалось найти информацию о том, что это одно из загадочных и красивейших мест Грайворонского городского округа. Это лесное озеро, расположенное в небольшой котловине, которая образовалась после таяния древнего ледника. Находится в 4 км западнее города Грайворона, между селами Гора – Подол и Козинка. Озеро со всех сторон окружено лесным массивом, растут там мелколистные липы, осины и ягоды. Издавна лесное озеро являлось излюбленным местом отдыха грайворонцев. Жители города и близлежащих сел приходили собирать сюда клюкву, ловить рыбу, а также стирать белье и мыть волосы, так как вода в нем щелочная, очень мягкая и хорошо прогревается в летнюю пору.
И что же дальше? Просто древнее озеро? Какие у него тайны? Режим почемучки активирован, сказала я и начала заниматься углубленным поиском ответов на мои вопросы. Отсюда следует тема моего исследования: «Тайны озера Моховатое».
Объект исследования: озеро древнего происхождения.
Предмет исследования: условия и факты происхождения озера Моховатое.
Цель исследования: выяснить историю и условия загадочного происхождения озера Моховатое.
Гипотеза исследования: процесс поиска информации будет активнее, если:
- организовать работу поиска необходимой информации по научно-исследовательской литературе;
- разработать план и реализовать в жизнь поход к озеру;
Задачи исследования:
- найти необходимую информацию об озере на просторах сети интернет и в библиотеках;
- провести анкетирование и выяснить, знают ли жители о данном озере и о его происхождении;
- встретиться с людьми: географами, краеведами, знающими информацию о происхождении озера;
- построить маршрут и провести экскурсию на озеро;
- презентовать проект одноклассникам;
- составить правила бережного отношения к заповедным местам.
Методы исследования: наблюдение, опрос, интервьюирование, беседа, экскурсия.
1. Из истории происхождения озера
Моховатое – это лесное озеро, расположенное в небольшой котловине.
По мнению учёных, озеро Моховатое сохранилось до наших дней со времени таяния материковых льдов последнего оледенения (т.е. ему около 10 тысяч лет!) и относится к типу сфагновых болот. До сих пор по озёрным берегам растёт мох сфагнум, принадлежащий к растениям лесотундровой зоны. Здесь же мы можем встретить болотное растение-эндемик – сальвинию плавающую, листья которой очень похожи на листья папоротника. Интересен один из видов кустарников семейства розоцветных – сабельник болотный, ареалы распространения которого находятся за Уралом и в полярных широтах.
«Сейчас уникальное озеро находится на территории села Заречье-Первое, а когда-то оно было частью нашего села Козинка – хутора Корешник. Первоначально оно называлось Клюквенным болотом, потому что там произрастала клюква», – рассказывает учитель истории средней школы села Козинка, краевед Валентина Скоромная.
По её словам, это болото дало местным жителям возможность установить дату основания Козинки. В 1970-е годы краевед Тимофей Рязанов изучал и описывал историю грайворонских сёл и долго не мог найти информацию о Козинке. И вот в одном из материалов – в выписи из дозорных книг – он нашёл такое описание: «слобода Вербовка, Козинка тож».
К тому времени была известна дата основания деревни Вербовой. В архивных документах древних актов за 1678 год содержатся сведения о «воеводских выписях» 1663, 1665, 1667 и 1668 годов на деревню Вербовая. Дату, которой помечена первая из выписей – 1663 год – и считают годом её возникновения. Там же было сказано: «Расположена между Ржавым и Скородным колодезями и Клюквенным болотом». Стали искать, что это за Клюквенное болото, и выяснили, что оно и есть нынешнее озеро Моховатое.
Оказалось, что в документах XVII века деревня именовалась только Вербовой, а в начале XVIII века селение получило новое имя – Козинка. Однако старое название ушло из языка не сразу. В большинстве документов XVIII века сохранялось двоякое название: «Козинка, Вербовка тож».
2. Плавающая берёза
По мнению учёных, находится Моховатое озеро в котловине, оставленной древним ледником, и сохранилось до наших дней со времени его таяния.
К озеру примыкает низинное осоковое болото площадью 1,3 га. Один из видов осоки – сабельник болотный. Область его распространения находится за Уралом и в полярных широтах, однако он тоже вполне успешно произрастает на Моховатом.
По берегам озера расположились заросли кустарниковых ив. Вокруг растут дубы, липы, осины и берёзы. Кстати, местные жители уверяют, что берёзы здесь необычные: с листвой цвета молодой зелени, салатовой. Даже к осени листья сохраняют такой цвет, желтеют поздно.
В подлеске можно найти лещину и боярышник, а в травянистом покрове – сныть обыкновенную, осоку волосистую, копытень европейский, иван-да-марью.
Раньше на поверхности воды можно было наблюдать странное явление: плавающий островок с растущей на нём берёзой. На самом деле такие островки образуются при отрыве ветром сплавин – задернованных участков вдоль берегов. Куда ветер подует, туда и плывёт островок. Правда, помнят о плавучем дереве только 80-летние местные жительницы. Остров прибило к одному из берегов, и берёза приросла.
Вода здесь щелочная, очень мягкая и хорошо прогревается летом. Жители города и близлежащих сёл приходили сюда не только собирать клюкву и ловить рыбу.
«Раньше это было место стирки. В мягкой воде стирали практически без мыла. Мыла-то было очень мало в послевоенные годы. Женщины рассказывали, что в самом озере они никогда не пралы. Прать – это стирать», – объясняет местный диалект Валентина Николаевна.
Брали девушки с собой казанки, нагревали воду, стирали на берегу и там же выливали её, чтобы не портить чудесную озёрную водичку.
«Девчата того времени рассказывали: «Придём на танцы, кто-то за талию возьмёт не очень чистыми руками, а мы в белых платьях. Дома спросят, где заляпалась?» – пересказывает Скоромная. – Чтоб никто не узнал, бежала девушка к озеру, простирывала без ничего – и никаких пятен не оставалось. Вода там отстирывала всё что угодно. Чтобы голову помыть, тоже обязательно брали воду там».
К сожалению, мало известно о свойствах и химическом составе воды в озере. Возможно, они уникальны. Единственный раз около десяти лет назад анализ воды на уроке химии брали дети из грайворонской школы. Тогда подтвердилось, что в воде много щёлочи.
Интересна и рыба в Моховатом. Местные жители рассказывают, что у тамошних карасей необычный вид. Они похожи на плотву, а больше на головастиков: большая голова, узкое туловище, красная полосочка между головой и туловищем, а чешуя, как у золотой рыбки, золотистая. К тому же они имеют горьковатый вкус. Ловят их редко, так как добраться до озера трудно. Люди доезжают до леса, потом пешком идут больше километра по лесу в окружении огромного количества комаров.
Может быть, и хорошо, что нет дороги к ледниковому озеру. Первозданность природы лишний раз нарушать не стоит, так как вмешательство человека в размеренную озёрную жизнь уже оставило негативный след: в 1950-х годах здесь велась добыча торфа. Тогда вместе с торфом полностью исчезла и клюква, произраставшая по берегам.
И только в 1978 году уникальный водоём был взят под охрану государства как памятник природы.
5. Результаты социологического опроса
Нас часто заинтересовывают вещи, события, но мы редко доводим свой интерес до конца. Чтобы подтвердить свою гипотезу и реализовать цели исследования, я провела опрос жителей села Ивановская Лисица, о знании существования озера Моховатое. Свое анкетирование я провела среди жителей разного возраста. В опросе принимали участие обучающиеся нашей школы 7-17 лет: 15 человек, и прохожие на улице люди: 5 человек в возрасте 35-70 лет. Опрос проводился с помощью индивидуальной анкеты:
Вопрос 1. Знаете ли вы о существовании озера Моховатое?
Из 20 опрошенных человек о существовании озера знают только 7 человек. Из них 5 – взрослые, 2 – дети.
Вопрос 2. Где оно находится?
Знания в области местоположения озера показали только 6 человек, 5 – взрослых и 1 обучающийся школы. Ребенок сказал, что озеро находится где-то в Грайворонском районе, но где, уточнить не смог.
Вопрос 3. Как образовалось озеро?
Конечно, зрелое население знает об образовании озера в 100% соотношении, все 5 человек ответили, что знают как было образовано озеро. Т.к. эта история была всегда объектом для изучения в школах.
Вопрос 4. Хотели бы вы узнать историю возникновения озера?
Школьники единогласно ответили - ДА. Нужно постараться освятить вопрос происхождения и истории возникновения озера на уроках окружающего мира.
6. Правила бережного отношения к заповедным местам
Каждый человек, посещающий заповедник должен обязательно знать элементарные правила поведения на его территории:
– Заповедник – это не территория для свободного посещения. Прежде всего, это научно-исследовательское и охранное учреждение. Поэтому для его посещения необходимо получить разрешение.
– Передвигаться по возможности следует только по проложенным тропам, дорогам и туристическим маршрутам, так как лесные и тем более степные почвы разрушаются быстро и долго восстанавливаются.
– Обязательно уносите весь мусор с собой и ничего не выбрасывайте на территории заповедника. Если посещение территории носит длительный характер, возьмите с собой пакет для мусора и не поленитесь вынести его с территории заповедника. В любом случае Вы уносите меньше, чем принесли с собой.
– Не рвите цветы, не ломайте деревья, не повреждайте кору! На территории заповедника также запрещен сбор любых трав, ягод, грибов и растений. Пусть растения радуют не только Вас, но и тех, кто придет после. А также всех животных, жизнь которых неразрывно связана с растениями.
– По возможности ведите себя тихо: не пугайте животных и птиц. Испуганная птица может покинуть свое гнездо с птенцами, а животное может начать вести себя агрессивно, если его напугать.
Заключение
Выдвинутая мной гипотеза подтвердилась. Я выяснила истоки истории и
условия загадочного происхождения озера Моховатое.
Задачи реализованы:
- нашла необходимую информацию об озере на просторах сети интернет и в библиотеках;
- провела анкетирование и выяснила, знают ли жители о данном озере и о его происхождении;
- построила маршрут и провела экскурсию на озеро;
- презентовала проект одноклассникам;
- составила правила бережного отношения к заповедным местам.
В завершении своей проектной работы хочется отметить, что это место издавна пользуется популярностью. Именно сюда любят приходить жители Грайворона. Они ловят рыбу, собирают ягоды, кроме того, озеро неглубокое, вода в нем быстро прогревается. А значит, уже с конца мая в водоеме можно плавать. Те, кто практикует сельский туризм, неизменно остаются довольны отдыхом на берегу этого озера. Если стоит вопрос, что посмотреть в Грайвороне Белгородской области и при этом насладиться отдыхом на природе, обязательно выбирайте озеро «Моховатое».
Список использованных источников и литературы
1. Белгородский областной журнал для детей и подростков и сетевое издание «Переменка31.Ру».
2. https://graimuseum.ru/index.php?id=147 Сайт историко – краеведческого музея Грайворонского района.
3. https://www.belpressa.ru/society/drugoe/17779.html Статья Белпресса.
Приложение 1.
Анкетирование-опросник
Вопрос 1. Знаете ли вы о существовании озера Моховатое?
Вопрос 2. Где оно находится?
Вопрос 3. Как образовалось озеро?
Вопрос 4. Хотели бы вы узнать историю возникновения озера?
Тезисы научно – исследовательской работы
«Тайны озера Моховатое»
Автор: Рогозина Анастасия Сергеевна
Научный руководитель: Геворгян Ангелина Сергеевна, учитель начальных классов
Название учреждения: МБОУ «Ивано-Лисичанская СОШ» Грайворонского района Белгородской области
Мое исследование началось из обычного разговора между двумя подружками. Как-то раз, когда мы гуляли на детской площадке, моя подружка Соня рассказала историю о том, что на просторах Грайворонской земли существует одно загадочное озеро, «Моховатое» говорила она. Почему же «Моховатое», спросила я? Оно, что все изо мха? И тогда мне стало очень интересно, что же это за такое озеро, о котором даже не знают мои родители?
Отсюда следует тема моего исследования: «Тайны озера Моховатое».
Объект исследования: озеро древнего происхождения.
Предмет исследования: условия и факты происхождения озера Моховатое.
Цель исследования: выяснить историю и условия загадочного происхождения озера Моховатое.
Гипотеза исследования: процесс поиска информации будет активнее, если:
- организовать работу поиска необходимой информации по научно-исследовательской литературе;
- разработать план и реализовать в жизнь поход к озеру;
Задачи исследования:
- найти необходимую информацию об озере на просторах сети интернет и в библиотеках;
- провести анкетирование и выяснить, знают ли жители о данном озере и о его происхождении;
- построить маршрут и провести экскурсию на озеро;
- презентовать проект одноклассникам;
- составить правила бережного отношения к заповедным местам.
Методы исследования: наблюдение, опрос, интервьюирование, экскурсия.
Новогодние гирлянды
Агния Барто. Сережа учит уроки
Что общего у травы и собаки?
Весенняя сказка
Под парусами