Работа на областной конкурс исследовательских краеведческих работ обучающихся «Отечество», номинация «Археология», тема работы «Неожиданная находка»
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательский проект | 483.74 КБ |
Комитет образования и науки Курской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Обоянская средняя общеобразовательная школа №1»
Обоянского района
Областной конкурс
исследовательских краеведческих работ обучающихся
«Отечество»
Номинация «Археология»
Тема работы
«Неожиданная находка»
Подготовила:
Квасова Елизавета,
обучающаяся 10 класса МБОУ «Обоянская СОШ №1»
Адрес ОО: 306230 Курская область, Обоянский район
г. Обоянь ул. Фрунзе, 6 «А»
Домашний адрес: 306230 Обоянский район д.Бавыкино
ул. Веселая, 25
Контактный телефон: 89045226118
Е- mail:kvasovaelizaveta@gmail.com
Руководитель: Афанасьева Светлана Венидиктовна,
учитель технологии МБОУ «Обоянская СОШ №1»
Адрес места работы: 306230 Курская область,
Обоянский район г. Обоянь ул. Фрунзе, 6 «А»
Контактный телефон: 8 - 951- 088 – 16 - 48
Е- mail: afanasyeva_1970@mail.ru
2022
Оглавление
Введение ………………………………………………………………… 2
Этой осенью у нас случилась неожиданная находка. Мой брат, перекапывая землю вдоль забора в саду, нашел поржавевший металлический футляр. Неужели сокровища?
Осторожно очистив землю, мы увидели странный предмет. Сначала мы решили, что это поломанные очки. Но рассмотрев предмет внимательно, не обнаружили дужки. Овальные стекла были прикреплены к металлической дуге, рядом в коробке был почти истлевший шнурок. Смущало и то, почему, если очки сломанные, они хранились в закрытом футляре? Мне стало интересно – что же это?
В ходе моего исследования будут решены следующие задачи:
- насколько этот предмет был популярен;
- выяснить, как предмет попал к нам на участок;
- провести анкетирование обучающихся по теме исследования.
Я использовала следующие методы исследования:
подбор и поиск информации в литературе и Интернете, опрос соседей, анкетирование, оформление результатов исследования моей работы.
Поискав на страницах Интернета, я выяснила, что наша находка – пенсне. Я решила узнать об этом предмете больше.
Оказалось, пенсне представляет собой оптический прибор для коррекции зрения. Слово «пенсне» происходит от французского словосочетания «pince-nez» ( pincer — защемить и nez — нос) — очки без заушных дужек, держащиеся на носу с помощью зажимающей переносицу пружины.
Впервые пенсне начали использовать для коррекции зрения в XVI веке. Сначала все пенсне имели круглую оправу, которая крепилась на пружине, сделанной из железа или меди. Такая пружина травмировала кожу, поэтому под нее со временем начали делать специальные прокладки из кожи. Распространение пенсне по всему миру началось с XVII века.
С середины XVIII века появились пенсне овальной формы. В это же время к пенсне начали крепить небольшое кольцо, которое использовалось в качестве ручки. Это позволило брать пенсне руками, не касаясь при этом стекол и не пачкая их. Чуть позже к кольцу начали крепить шнурок или цепочку. Другой конец шнурка крепили к одежде. Если пенсне падало с переносицы, оно просто повисало на шнурке, а не падало на пол. Пенсне стало аксессуаром одежды, а шнурок или цепочка могли служить даже украшением. Интересно, что с помощью пенсне носящий его человек мог выразить свое отношение к происходящим событиям. Особенности конструкции придавали возможности использования пенсне в качестве средства коммуникации. Если человек хотел выразить свое неудовольствие происходящим, он мог умышленно сбросить его с переносицы.
Приблизительно со второй половины XIX века, в изготовлении пенсне стали применять новые материалы. Это сделало возможным создание моделей бывших одновременно и легкими, и прочно сидевшими на носу, что дало новый толчок бурному распространению пенсне, как оптическому аксессуару. Также распространились пенсне, переносица которых изготавливались из черепахового панциря, называемые китайскими или японскими.
Первым документальным свидетельством использования пенсне царственными особами Российской империи стали фотографии 1860-х гг. великого князя Константина Николаевича, сфотографированного в пенсне. Позже и другие князья и княгини России стали публично носить пенсне.
Великий князь Константин Николаевич Романов
В 1906 году в Люксембурге появилась почтовая марка, на которой был изображён великий герцог Вильгельм IV в пенсне, что сделало пенсне аксессуаром светской жизни в Европе.
Пенсне пользовались одинаковой популярностью, как у мужчин, так и у женщин, и являлись символом интеллигентности их носителя. В некоторых источниках утверждается, что пенсне были более популярным и используемым оптическим аксессуаром в период с конца XIX — до начала XX века, чем современные очки с заушниками. В 1910 году в моду вошли безободковые модели пенсне. В 1917 году в одном оптическом журнале было написано: «Для нас, оптиков, пенсне является постоянным источником дохода. Чаще всего ремонт пенсне связан с заменой линз и пружинок».
Насколько удобно было пенсне, напрямую зависело от упругости центральной пружины, которая соединяла обе половинки оправы. Если пружина изнашивалась, пенсне становилось неудобным, потому что плохо держалось на носу. Поэтому начали делать складные пенсне, которые фиксировались специальной защелкой. Это позволяло снять нагрузку с пружины, когда оно не использовалось владельцем. Такое хранение позволило значительно продлить срок эксплуатации пенсне.
Насколько этот оптический прибор был популярен, мы можем узнать из учебников истории и литературы. Многие ученые, писатели и политики использовали этот аксессуар. Например, русский писатель Антон Чехов — один из известных любителей пенсне. Хотя пенсне почти всеми считается неотъемлемой частью образа Антона Павловича Чехова, в его жизнь оно вошло в самые последние годы. Пенсне на шнурке он начал постоянно носить с 1897 года.
Теодор Рузвельт — американский политик, 25-й вице-президент США, 26-й президент США в 1901—1909., также отдавал предпочтение пенсне.
Антон Павлович Чехов Теодор Рузвельт
Эркюль Пуаро - литературный персонаж известной английской писательницы Агаты Кристи, частный детектив, образ которого связан с этим акссесуаром.
После окончания Второй мировой войны пенсне утратили свою популярность, а для коррекции зрения начали широко использовать очки.
Такова история нашей находки. Мы решили передать пенсне в школьный музей, чтобы другие ребята могли посмотреть на уникальный оптический прибор.
До появления очков людям для улучшения зрения служили полированные кристаллы, то есть куски стекла для одного глаза.
В гробнице Тутанхамона умершего в 16 веке до нашей эры были найдены самые старые очки – два тончайших спила изумруда, соединенных бронзовыми пластинами в виде оправы. Эта вещь, по мнению археологов, была очень похожа на очки. Хотя они, скорее всего, могли выполнять защитную функцию – от песка или солнца.
Древние греки пользовались оптическими линзами из шлифованного горного хрусталя. Их так же использовали для исправления дефектов зрения. В древнем Риме в витринах харчевен ставили стеклянные шары, наполненные водой. В них помещали разные предметы, которые казались больше, чем на самом деле.
900 лет назад описано увеличение букв шаровидным куском стекла. Вначале линзы делали из кварца или горного хрусталя. Края оправляли деревянными или роговыми ободками, предотвращая сколы стекла. Стало понятно, что две линзы лучше, чем одна. Для укрепления их на лице, линзы вставляли в оправу, соединив их вместе, так появились очки.
Датой появления очков, как оптического прибора, считается 1285 год. Именно дата этого года стояла на документе, где впервые были найдены упоминания об очках. Это случилось случайно. Капля застывшего стекла случайно привлекла внимание стекловара, который взял ее в руку и увидел, что она способна не только увеличивать предметы, но и вполне пригодна для исправления (коррекции) старческого зрения. С тех пор очки стали использовать как прибор для коррекции зрения.
В XIV веке появился монокль, представляющий собой единственную линзу на длинной ручке. Его держали над текстом или перед глазами. В XV веке появился лорнет - очки, которые держали вверх ногами за ручку. В XVI веке появились очки на шарнирах и пенсне, которое держалось на носу при помощи пружинки. Лишь в конце XVIII века появились очки, которые держались на ушах.
По внешнему виду можно разделить очки на:
глазную впадину; Монокль применялся вместо очков.
Как же пенсне попало на наш участок, который мы перекапываем каждый год? Чтобы ответить на этот вопрос, я провела маленькое расследование – опросила свих родных и соседей. Пыталась узнать, не было ли еще каких - то находок. Оказалось, что наши соседи находили здесь патроны и алюминиевую ложку. Они предположили, что предметы попали в землю во время Великой Отечественной войны. Другого объяснения найти не удалось, так как уже не осталось в живых свидетелей.
Мною было проведено анкетирование среди обучающихся нашей школы (Приложение 1).
Для сравнения я опросила учеников восьмого и десятого классов. Всего в опросе участвовало 42 человека: из них девочек -25; мальчиков -17.
Вот результаты анкетирования.
1 вопрос: это очки ответили – 38 человек, пенсне – 4.
2 вопрос: пенсне нужно вместо очков – 40 человек, не знаю - 2
3 вопрос: отличается тем, что у пенсне нет дужек – 38 человек, ничем – 4
4 вопрос: первым появилось пенсне – 41 человек, очки – 1
5 вопрос: носят очки – 29 человек, не носят - 13
6 вопрос: для коррекции зрения – 7 человек, от солнца - 22
Можно сделать вывод, что мои одноклассники не внимательно читают художественную литературу, а значит, мое исследование будет им полезно. Оно расширит кругозор и поможет узнать историю простых вещей, которые окружают нас уже много лет.
Проведя данное исследование, я не просто узнала название найденного предмета, но и выяснила, что очки появились гораздо раньше пенсне. Уточнила виды очков, кто использовал этот предмет, насколько он был популярен. А главное я убедилась, что наша земля хранит в себе еще очень много секретов. Открывает она их постепенно и каждое, даже маленькое открытие, делает нас умнее и любознательнее.
10. Список литературы и Интернет – ресурсов.
1. Питер Джеймс, Ник Торп Древние изобретения = Ancient Inventions.
Мн.: ООО «Попурри», 1997. — 768 с.
2. www.women.interlinks.ru - история очков;
3. Википедия - очки, история, виды, выбор;
4. www.ochki-opt.ru - ссылка на статью «История очков»
5. www.byaki.net - статья на тему "История очков"
Приложение 1
Анкета для обучающихся.
Уважаемый ученик(ца) просим ответить на вопросы нашей анкеты.
Ваш пол ?
а) мальчик б) девочка
1. Что изображено на рисунке?
2. Для чего использовали этот предмет?
3. Чем отличается пенсне от очков?
4. Что появилось первым?
5. Используете ли вы очки?
6. С какой целью вы используете очки:
А) для коррекции зрения
Б) от солнца
В) другое
Спасибо за ответы!
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Аэродинамика и воздушный шарик
Сказки пластилинового ослика
Голубая лягушка
Кто должен измениться?