В этой работе рассказавается о династии кузнецов в нашей семье по материнской линии – династии кузнецов Ветчинниковых. В ходе работы открылись новые страницы истории нашего края, полные драматических событий.
Написать работу помогли документы Муниципального Ельниковского архива – анкеты, удостоверения, разные прошения и ответы на них местных властей, книга «Как наших дедов забирали», работники музея, консультанты.
Вложение | Размер |
---|---|
issled_rabota_elnikovskie_kuznetsy.docx | 76.64 КБ |
Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ школьников
«Юный исследователь», посвящённого 75-летию Великой Победы
Исследовательская работа гражданско-патриотического направления «Ельниковские кузнецы»
Выполнила: ученица 1 «б» класса МОУ «Лицей»
Ельниковского муниципального района РМ
Шеина Елизавета Игоревна
Руководитель:
Кутуева Елена Николаевна, уч. нач. кл.
Консультанты:
Ветчинникова Наталья Семеновна,
Ветчинникова Татьяна Семеновна,
Ветчинников Николай Яковлевич,
Ветчинникова Мария Яковлевна,
Кутуева (Ветчинникова) Елена Николаевна,
Шеина (Ветчинникова) Ольга Николаевна
Никишова Елена Васильевна,
работник Ельниковского музея
Тел. 89879972142
alena.kutuewa@yandex.ru
Ельники 2020
Содержание
1 Кузнечный промысел и династии кузнецов 5
1.1 Кузнечные изделия – вчера и сегодня 5
1.2 Династии кузнецов Ветчинниковых 6
2 Горькие судьбы братьев Ветчинниковых 8
2.1 Дмитрий Степанович Ветчинников 8
2.2 Сыновья Дмитрия Степановича – Семен и Гавриил 9
2.3 Внук Дмитрия и сын Семена – Яков 13
Список использованных источников 17
Каждый человек, хотя бы раз в жизни, задумывался о своих предках, о том, кем они были и чем занимались. Семья похоже на дерево, ветвями которого являются родители и прародители, а плоды это мы – дети. Когда нибудь из этих плодов вырастут другие деревья, то есть это новые семьи, которые создадут дети. Нужно обязательно передавать накопленные знания о наших предках и прошлом своей семьи, чтобы эти знания не терялись, а наоборот крепли и набирали силу. В далеком прошлом, жители нашего села Ельники просыпались с зарёй не только под мычание коров, которых пастухи гнали в стадо. Но ещё людей будил и звонкий стук молотов о наковальни, который разносился из сельской кузницы. Этот стук возвращает нас в далекое прошлое и напоминает о том времени, когда кузнечный промысел играл важную роль в жизни крестьян и оставил о себе добрую память. В своей работе я хочу рассказать о династии кузнецов в нашей семье по материнской линии – династии кузнецов Ветчинниковых. И я не пожалела, что выбрала эту тему, ведь передо мной открылись новые страницы истории нашего края, полные драматических событий.
Написать работу помогли документы Муниципального Ельниковского архива – анкеты, удостоверения, разные прошения и ответы на них местных властей, книга «Как наших дедов забирали», работники музея, консультанты. Сторожилы села и мои близкие родственники рассказывали о них. У нас дома и в нашем краеведческом музее хранятся некоторые изделия деревенских кузнецов: таган, ножницы для стрижки овец, амбарные замки. Разглядывая их, мы получаем первое представление о промысле. Кузнечный промысел был одним из важных для жизни крестьян с глубокой древности. Кузнецы изготовляли множество нужных изделий – сельскохозяйственный инвентарь, подковы для лошадей, предметы быта.
Актуальность работы заключается в том, что через историю рода познается история страны. Необходимо сохранить историю рода для потомков, чтобы она не исчезла бесследно.
Цель исследования: изучение родословной семьи Ветчинниковых по материнской линии, сохранение наиболее ценного материала об истории семьи для последующих поколений.
Объект исследования: родословная семьи Ветчинниковых.
Предмет исследования: династия кузнецов Ветчинниковых.
Задачи исследования: собрать информацию о членах семьи Ветчинниковых (по мужской линии); расширить объём поиска родственников и биографических данных о них; подобрать фотографии; сделать запрос в архив Ельниковского района, записать рассказы родственников; показать результаты своего исследования.
В процессе исследования использовались следующие методы: изучение семейных и архивных документов; сопоставление фактов из разных источников; опрос родственников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в работе материалы могут быть использованы в дальнейшем на уроках окружающего мира, истории, классных часах.
Структура работы определяется логикой исследования и поставленными задачами. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Кузнечное дело – самое древнее ремесло, связанное с металлом.
Изделия кузнецов были необходимой принадлежностью сельского подворья почти до середины 20 века. Практически во всех селах имелись кузницы, в которых изготовлялись нужные вещи. В домах у старожилов села до сих пор хранятся многие из них – железные двери для амбаров и замки к ним, железные ставни для окон, мотыги, тяпки, вилы, ножи, кочедыки для плетения лаптей, иглы для сшивания рогожных кулей, мотыги, тяпки, вилы.
Тележный транспорт был преимущественно деревянным и на деревянном ходу (на деревянных осях). Оси быстро изнашивались, несмотря на то, что изготовлялись из крепких пород деревьев – дуба и клена. Кузнецы умудрялись под нижнюю часть оси подкладывать железную полосу – подосник, благодаря чему ось служила дольше. Основная масса крестьян ездила на деревянных осях. Деревянный обод колеса изнашивался довольно быстро. Часто менять колеса было очень трудно, точнее дорого. Поэтому обод колеса затягивали железной полосой – шиной. Осенью и весной лошадей подковывали – к роговой части копыта лошади специальными гвоздями приколачивали подковы. Подковы кузнецы подгоняли по размеру лошадиного копыта. По желанию крестьян кузнецы делали для сельхоз. работ более серьезные вещи, например, бороны. Купить борону заводского изготовления мужику было не под силу. Поэтому сами делали деревянную раму и в нее укрепляли кузнечные бороные зубья. Для вспашки полей и огородов делали самодельные сохи, а к ним кузнецы по соответствующему сохе размеру отковывали сошники. Кузнецы к сохам делали и палицы – своего рода отвалы, чтобы при вспашке вспаханная земля не валилась в кучу, а разваливалась в нужную борозду».
В большинстве деревенских кузниц работали два человека – мастер и подручный. Иногда в работе были заняты все члены семьи. Отец передавал сыну свое ремесло по наследству вместе с личным клеймом, которому сын добавлял «отпятныш» – дополнительную черту, обозначавшую, что клеймо принадлежит лично ему. По наследству передавались и производственные секреты ремесла. Вот об этом я и хочу рассказать, как передавалось кузнечное ремесло из поколения в поколение по линии Ветчинниковых, т.е. отца моей мамы. О своем прадеде – Ветчинникове Якове Семеновиче, прапрадеде – Ветчинникове Семене Дмитриевиче, прапрапрадеде – Дмитрие Степановиче Ветчинникове.
1.2 Династии кузнецов Ветчинниковых
Вдоль восточного берега неглубокой речки Вармы («варма» на мордовско – мокшанском языке означает ветер) в центре села стояли кузницы Ветчинниковых. Неподалеку от моста, соединяющего улицы Солдатскую и Зареку, находились кузницы родных братьев Максима, Федора и Ивана. Примерно в километре от них вверх по течению – их родного дяди Дмитрия Степановича, которому сначала помогали сыновья Гаврил и Семен, позднее сами открывшие свои кузницы. В настоящее время от этих кузниц, к сожалению, не осталось никаких напоминаний, которые говорили бы о том, что здесь находилась кузница. На деревне сыновья часто перенимали ремесло своих отцов.
Умелыми руками братьев Ветчинниковых по заказам односельчан изготавливалось множество изделий. О них мы узнали из рассказов старожилов села Белоусова Михаила Игнатьевича, Смагина Александра Степановича, а так же дочерей кузнецов Татьяны Семеновны (75 лет) и Елены Федоровны (86 лет). Когда мы приступали к работе, мы очень мало знали о кузнечном промысле. Теперь же мы можем дать описание изделий, сделанных кузнецами нашего села и правильно произнести их названия.
Самое большое бедствие, которого боялись наши предки, были пожары. Поэтому напротив каждой избы крестьяне строили кирпичные амбары. В них складывали все самое ценное – зерно, зимнюю одежду, домотканое льняное полотно, мануфактуру (ситец). Чтобы в случае пожара огонь не проник в амбар, их владельцы заказывали кузнецам кованные железные двери. Для дверей кузнецы изготовляли амбарные замки и ключи к ним.
Кузнецы считались мастеровыми, знающими людьми, которых уважали односельчане. По мнению М.И. Белоусова они были как бы высшим сословием, быть кузнецом было, говоря современным языком престижно. Несмотря на тяжелые условия труда, это ремесло давало возможность жить безбедно, особенно в нашем селе, где низкоплодородные песчаные почвы.
2 Горькие судьбы братьев Ветчинниковых
В своей работе я расскажу о кузнецах только по линии Дмитрия Степановича, от которого произошел наш род. Д.С. Ветчинников доводился родным дядей Максиму, Федору и Ивану. Мне же он является прапрапрадедом.
Кузнечным ремеслом Дмитрий Степанович занимался еще до Октябрьской революции. Вёл торговлю хлебом, на что в годы советской власти имел патент. Семья его жила безбедно. Имели двух лошадей, двух коров, шесть овец, и двух свиней. Дмитрий Степанович был в течение двух лет церковным старостой. На эту должность выбирали, как правило, самых уважаемых людей.
В 1923 году Дмитрий Степанович и все члены его семьи были лишены избирательных прав. Он начал писать жалобы на действия сельсовета, и его восстановили в избирательных правах.
Семья продолжала трудиться, Дмитрий Степанович ездил за железом и углем в город Лукоянов Нижегородской губернии и продолжал работать в кузнице.
Тогда в 1929 году сельсовет отнял у Ветчинниковых каменный пятистенный дом, в котором они жили ЕМА. Ф. 1. Д. «В». Т .2. Л. 46.. В решении сельсовета говорилось, что дом изъяли за не уплату госналогов [ 4 ].
В апреле 1931 года Дмитрия Степановича вновь лишили избирательного права.
В 1934 году Дмитрий Степанович умер, так и не дождавшись положительного ответа. Его жена Евдокия продолжала писать заявления о возвращении дома, но его ей так и не вернули. В постановлении сельского совета говорилось, что у Евдокии есть дети, пусть она у них и живет.
Но дети жили своими семьями. Евдокия не хотела их стеснять, так и прожила в полуразвалившейся землянке.
Сын Дмитрия и Евдокии, Семен 1894 г. р., тоже кузнец, жил своей семьей. У них с женой Анисьей было шестеро детей. Дети рождались с небольшим промежутком: старший сын, Яков, родился в 1914-ом, а младшая дочь – в 1931 году.
Кузнечному ремеслу Семен учился у отца с самого детства. Перед призывом в Красную Армию у него уже была слава хорошего кузнеца. Он и на гражданской войне был по специальности – в кавалерийской части подковывал лошадей. В июле 1921 года Ветчинников Семен служил в Омске уже старшим кузнецом ветеринарного лазарета и был на хорошем счету у командования.
Вернувшись домой, Семен Дмитриевич продолжал работать в своей кузнице, которая стояла неподалеку от моста через мелководную речку Варма.
Во время Великой Отечественной Войны находился в штате бывшей промысловой артели «1 мая». Ковал здесь лошадей, занимался производством повозок военного образца для фронта. Со своей кузнечной профессией не расставался до последних дней жизни.
Мать Анисья Васильевна была хозяйкой большой семьи. С детства познала нелегкий крестьянский труд. С колыбелью и скромным запасом продовольственной провизии (квасом, зеленым луком, картошкой в мундире и испеченным наполовину с лебедой и мякиной черным караваем хлеба) выезжала с утренней зарей в поле. Там жала рожь, теребила лен, нянчила детей, оставалась на ночь». Воспоминания Т.С.Ветчинниковой (1986 год).
К началу коллективизации Семен Ветчинников был известным кузнецом. Большая семья Семена жила в то время в небольшом домике в конце улицы Зареки. Семен задумал построить новый дом рядом со своей кузницей. Дом помогали строить отец и братья. Сначала Семен не хотел вступать в колхоз. Но, видя, как один за другим властями высылаются раскулаченные, в колхоз он вступил.
Однако справить в новом доме новоселье Ветчинниковы не успели. Семен Дмитриевич был раскулачен. 27 апреля 1933 года Тройкой при ПП ОГПУ по Средне-Волжскому краю он был осужден по статьям 58 -7 и 58 -10 УК РСФСР к 6 годам лишения свободы.
Оказывается, что не он один был осужден в этот день. С Никишовой Е. В. (работник Ельниковского музея) мы проанализировали весь список книги «Память. Жертвы политических репрессий» по нашему району и нашли еще 14 имен Ельниковских крестьян, осужденных 27 апреля. И она рассказала мне, что в нашем районе темпы коллективизации были очень низкими. Пытаясь заставить крестьян более активно вступать в колхоз, власть запугивала их и устраивала такие показательные суды.
После ареста мужа Анисья Ветчинникова осталась одна с пятью малыми детьми. Двое старших сыновей уже жили самостоятельно.
Вспоминает его сын Василий Семенович:
«Мы не знали куда увезли отца, не было от него и писем… Потом решили выселить всю нашу семью из родного села. Тогда мать сказала, собрав нас всех к себе: «Стреляйте нас всех на месте, я никуда не поеду с детьми». Вот эти слова матери я хорошо запомнил.
Нас оставили в селе и мы работали в колхозе. У нас отобрали только что построенный дом, а мы жили в деревянном старом доме, но случился большой пожар, дом сгорел, и мы вынуждены были жить в амбаре, а дом нам не вернули. Было голодно и я не хочу даже об этом вспоминать, но на свете были и добрые люди, которые помогали нам и благодаря которым мы выжили». Письмо В.С. Ветчинникова от 5.08.2006.
Наша мама, Анисья Васильевна почти ничего в колхозе не зарабатывала, ставили палочки, означавшие количество отработанных дней. А выплата по ним – в конце года. Как же прокормить араву детей? Татьяна Семеновна так рассказала о тех тяжелых днях:
«Я была совсем маленькой, когда арестовали отца. Я не помню тех трудных для нас дней. Лишь когда мы стали взрослыми, о них мне рассказали братья.
В Нижегородскую область уехал и устроился работать, кузнецом, как наш отец, старший брат Яков. Весь свой заработок Яша присылал маме, чтобы та хоть как-то смогла прокормить оставшихся дома маленьких детей. Мама тоже не сидела, сложа руки. Рано утром, еще затемно, она вместе с другими женщинами уходила пешком в город Первомайск Нижегородской области (около 25 км от Ельников). Там они покупали газеты, а дома их продавали. От этой очень тяжелой работы женщины получала грошовую прибыль, но и она была в помощь.
Вскоре ее арестовали. Других не трогали, а ее арестовали, потому что отец находился в заключении. Ночь она провела в милиции. Ее обвинили в спекуляции. Мама тогда еще кормила меня грудью. Всю ночь я кричала голодная. Старший брат Вася был главной нянькой. Ему было 11 лет, Ане – 7, а Наташе – 5. Утром Вася завернул меня в лоскутное одеялко и пошел со мной в милицию. Путь был не близкий, ведь мы жили на самом краю села. Милиционеры сжалились над нами и разрешили матери меня покормить. Через несколько дней её отпустили» Интервью с Т.С. Ветчинниковой, 20.08.2006..
А где же был Семен Дмитриевич Ветчинников после вынесения приговора?
Об этом позднее он сам рассказывал своим повзрослевшим детям. Татьяна Семеновна вспоминает:
«Срок (5 лет) отец отбывал на Соловках. Он не любил вспоминать об этом. Лишь когда в праздники выпьет рюмку-другую, начинал рассказывать и при этом плакал. Вспоминал, как их везли на судне по студеному морю к острову. Работал там, как и дома, кузнецом. По словам отца условия были очень плохие: холодно, питались плохо, повсюду кишели вши, заедали комары, от которых мы спасались только в кузнице. Уголовники творили настоящий произвол, но отца не трогали. Напарником у отца в кузнице работал цыган, человек он был очень сильный и из-за его огромного роста уголовники его боялись.
Отец вспоминал, что заключенные рассказывали новичкам о приезде писателя Максима Горького. Слышал эти рассказы и отец: как к приезду писателя всё чинили, мыли, чистили, даже вывели вшей и дали новую спецодежду. В столовой на скатертях поставили самовары, начищенные до блеска» Интервью с Т.С. Ветчинниковой, 20.08.2006..
Меня заинтересовало упоминание о посещении Горьким Соловецких лагерей. И вот что мы нашли в собраниях сочинений Горького - очерки «По Союзу Советов». Вот небольшой отрывок из главы «Соловки»:
«Хороший, ласковый день. Ведут себя ребята свободно, шумно» [5, с. 394 ].
Из описания писателем этого лагеря, можно подумать, что это не лагерь, а место для отдыха. Для чего Горький описал этот лагерь в такой красочной форме, это было спланированное показное мероприятие которое было устроено начальником лагеря.
Семен провел в лагерях пять лет вместо шести по приговору. Когда вернулся домой, он поступил на работу в колхозную кузницу. Работал, не покладая рук. Но в его душе навсегда поселился страх, а вдруг снова посадят?
Во время Великой Отечественной Войны Семен Дмитриевич Ветчинников работал в промысловой артели «1 мая». Ковал лошадей, делал повозки военного образца для фронта.
Анисья Васильевна вместе с дочерями Анной, Натальей и Татьяной стригли овец, чесали и пряли шерсть, вязали варежки и носки для бойцов Красной Армии.
Трое сыновей Семена – Яков, Андрей и Василий были участниками войны. С фронта вернулись с боевыми наградами, покалеченные немецкими пулями и осколками мин.
Фотография Семена Дмитриевича Ветчинникова сделана в 1960-е годы. Можно было подумать, что передо мной не кузнец, а сельский интеллигент. Благородное лицо, глаза передают мудрый взгляд человека, который прошел через многое в жизни, аккуратно подстриженные усы, волосы зачесаны с пробором. И одет он как интеллигент – белая рубашка, галстук, пиджак.
Неужели так может выглядеть обычный сельский кузнец? Наверное, не зря говорили, что когда-то кузнецы были первыми людьми на деревне. И мне кажется, что свое достоинство Семен Дмитриевич пронес через всю жизнь, несмотря на то, что прошел через унижения и тяготы лагерей.
От отца и деда научился кузнечному делу и старший сын Семёна – Яков. Яков является дедом моей мамы и Кутуевой Елены Николаевны. «Когда отца арестовали (из воспоминаний Татьяны Семёновны), он уехал в нижегородскую область (подальше от местной власти опасаясь ареста). Работал кузнецом, присылая почти все заработанные деньги матери – Анисье Васильевне, у которой на руках было четверо маленьких детей. Мама тоже не сидела сложа руки. Рано утром еще затемно уходила пешком в г. Первомайск Нижегородской области. Там они покупали газеты, а дома их продавали. Прибыль была маленькой, но и она была в помощь. Вскоре её арестовали, т.к отец находился в заключении, её обвинили в спекуляции. Мама тогда кормила меня грудью. Всю ночь я кричала голодная. Старший брат Вася был нянькой. Ему было 11 лет, Ане – 7 лет, Наташе – 5 лет. Утром Вася завернул меня в лоскутное одеяло и пошел со мной в милицию. Милиционер сжалились над нами и разрешили матери меня покормить. Через несколько дней её выпустили.» После возвращения отца Яков вернулся в Ельники и стал работать в колхозной кузнице. Работал хорошо. В 1940 году за высокие достижения в работе был участником Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставки.
В апреле 1941 года Яков был призван на службу в Красную Армию. Через три месяца началась Великая Отечественная война. Солдатская судьба Якова оказалась несчастливой. В его военном блеете об участи в Великой Отечественной войне написано: с 29 июня 1941 года по 10 июля 1941 год в составе 482-го стрелкового полка. Значит, воевал он всего 12 дней! О том, что произошло с ним в первые дни войны, Яков позднее рассказывал своим детям так: «29 июня наш полк встретился с передовыми немецкими частями. Завязались бои. Мы не могли устоять и отступали. 10 июля немцы оттеснили нас к болоту. Я был контужен и не мог двигаться. Мне сказали, чтобы я лежал под кустами и ждал помощи. После боя обещали прислать санитаров, но никто так и не пришел». Вместо наших санитаров, контуженного Якова подобрали немцы. Так Яков оказался в плену. И вот здесь профессия кузнеца, как когда-то отцу на Соловках, спасла ему жизнь. Он оказался не в лагере смерти, а в имении богатого немца. Здесь, сельский кузнец из Мордовии проработал всю войну. Работал по своей профессии, по кузнечному делу. Непривычно звучит, но Яков всю жизнь вспоминал своих хозяев только хорошими словами. Наверное, везде есть исключения из правил. Мы знаем, какие зверства чинили немцы на оккупированных территориях и в лагерях смерти. Яков попал не к таким немцам. Из плена был освобожден 6 мая 1945 года. Успешно прошел проверку и был зачислен стрелком в отдельный трофейный батальон, где служил до апреля 1946 года. И снова судьба Якова проявила к нему милость, ведь многие бывшие пленные попадали на «стройки народного хозяйства». После демобилизации Яков Семёнович по-прежнему работал кузнецом.
Его сын Николай Яковлевич говорит об отце: «Я видел, каким он был в кузнице. Работал с упоением. Словно танцевал у горна. Просто играл с молотом. Был всегда на хорошем счету. Работал до 80 лет и умер-то, чуть ли не в кузнице». А еще Николай Яковлевич рассказывал, что он был очень добрым. А каким он был сказочником! После войны все ткали мочальные рогожи. Долгими зимними вечерами без отдыха стояли у ткацкого стана. Чтобы как-то скоротать время, Яков рассказывал детям сказки, иногда часа по два без перерыва.
Из воспоминаний внучки Кутуевой Е.Н: «С малых лет, мой папа – Ветчинников Н.Я., постоянно брал меня с собой на территорию колхоза «Рассвет», где работал сам, там же и находилась кузница, в которой работал его отец - Яков Семенович. Выглядело это здание, как обычный, побеленный домик. Из-за моего повышенного интереса, почему там стучат постоянно, отцу приходилось меня туда заводить. Потом уже посещение кузницы стало для нас привычным делом. Дед Яша был очень добрым и веселым человеком, работал он не один, с ним был напарник, который ему помогал. Внутри было очень жарко и меня постоянно забавляло то, что дед был потным и испачкан сажей. На нем был фартук из жаропрочного материала, почти до пола, в руках огромный молоток, им он ударял о железо, которое было заранее раскалено в печи до красного цвета, затем это железо погружали в воду. Когда кузнец стучал молотом, мне приходилось закрывать уши, потому что было очень шумно. Но сам процесс работы меня очень захватывал, ведь мне тоже удавалось вместе с дедом постучать этим молотом. Эти моменты у меня до сих пор остались в памяти».
Мне тоже вместе с дедом удалось посетить старую кузницу. Там я увидела все инструменты, которые нужны были для работы мастерам. Много нового и интересного для себя услышала я из рассказа своего деда. Захламленность в помещении, говорит о том, что в наше время такие кузницы давно устарели и никому не нужны.
Умер мой прадед в возрасте 80 лет, в апреле 1994 года.
Меня охватывает чувство гордости за то, что мне довелось узнать очень многое из своей родословной, пусть даже по рассказам родственников, в которой насчитывается три поколения династии кузнецов.
Заключение
В своей работе я постаралась собрать историю нашей семьи по маминой линии, уточнила факты и судьбы представителей различных поколений нашего рода.
Благодаря этой работе, я узнала много нового о нашей семье, поняла, какие они интересные, ответственные и замечательные люди. Очень интересными оказались встречи со своими родственниками: слушать их рассказы, испытывать гордость за них, за профессию кузнеца. В своей работе я рассказала о представителях нашей династии кузнецов, в которой насчитывается три поколения. Ведь эта целая история человеческих судеб, и есть чему гордиться молодому поколению!
Огонь фламенко
Сказка "Колосок"
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Военная хитрость
Как напиться обезьяне?