У нас хоть и маленькая школа, но все же возникает проблема с поиском нужных кабинетов. Прибившие к нам гости, не могут с легкостью найти нужный им кабинет или уборную. А подходить и спрашивать, тоже не всегда удобно и гостям приходиться тратить время на поиски. В нашей школе система навигации отсутствует, имеются только таблички на кабинетах с номером и названием.
Цель проекта: создание навигации по зданию школы для гостей МКОУ «Ключинская СШ».
Для достижения нашей цели необходимо решить ряд задач:
1.Изучить варианты навигации в зданиях в различных источниках и выбрать подходящие варианты навигации для нашей школы.
2.Разработать макет навигации для нашей школы и подобрать соответствующие материалы.
3.Изготовить макет навигации для нашей школы.
4.Подготовить стендовую защиту.
Предлагаемая навигация по школе облегчит ориентирование в здании школы и поиск кабинетов. Также ее можно будет выставлять каждый раз, когда в школу будут приходить гости.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_navigatsiya_po_shkole_9_klass.docx | 265.18 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ключинская средняя школа»
Итоговый индивидуальный проект
Тема: «Навигация по школе»
Автор:
К. Снежана Андреевна, 9 класс
Руководитель:
Светлана Михайловна Евсеева, зам.директора по УВР
п. Ключи
2019г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПАСПОРТ ПРОЕКТА.……………………………………………………….. 3 с.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………... 4 с.
1. НАВИГАЦИЯ В ЗДАНИИ……………..………………………………….. 5 с.
2. НАВИГАЦИЯ ПО ШКОЛЕ…………. ……………………………….….. 8 с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………........... 10 с.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………... 11 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ ………….…………………………………………………... 12 с.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
№ | Параметры | Содержание |
1 | Тема проекта | Навигация по школе |
2 | Направление или предмет* | Социальный проект |
3 | Тип проекта** | Практико-ориентированный |
4 | Цель проекта | Создание навигации по зданию школы для гостей МКОУ «Ключинская СШ» |
5 | Задачи проекта (3-5) |
|
6 | Аннотация проекта: актуальность проекта, практическая значимость (кратко). | В российских школах не принято задумываться об удобстве ориентирования по зданию, а если есть, то она не рассчитана на детей и людей с разным опытом ориентации в пространстве. Ясная и понятная система навигации, позволяющая детям и учителям комфортно ориентироваться и передвигаться, встречается в новых, современных школах больших городов. У нас хоть и маленькая школа, но все же возникает проблема с поиском нужных кабинетов. Прибившие к нам гости, не могут с легкостью найти нужный им кабинет или уборную. А подходить и спрашивать, тоже не всегда удобно и гостям приходиться тратить время на поиски. |
7 | Продукт проектной деятельности | Навигационная стойка |
8 | Разработчик проекта | К. Снежана Андреевна |
9 | Руководитель (ФИО, должность) | Евсеева Светлана Михайловна, зам.директора по УВР |
ВВЕДЕНИЕ
В российских школах почему-то не принято задумываться об удобстве, удобстве ориентирования по зданию. Даже если и есть какая-то система ориентирования (таблички на кабинетах, списки кабинетов на первом этаже, указатели), то она не рассчитана на детей и людей с разным опытом ориентации в пространстве.
Школьное здание с несколькими этажами, переходами, разными лестницами и коридорами - это почти terra incognita, которую ученик должен исследовать и запомнить за годы обучения. Но это устаревший подход. В общественном пространстве должна быть ясная и понятная система навигации, позволяющая детям и учителям комфортно ориентироваться и передвигаться. Но такое можно встретить в новых, современных школах больших городов. Там можно увидеть систему ориентирования, которая сочетает комфортную навигацию для всех посетителей с привлекательным и представительным визуальным оформлением помещений, зданий и территорий. Творческий подход к выбору стиля и формата навигационных элементов создает в таких школах неповторимый и запоминающийся образ учреждения, его собственное узнаваемое «лицо».
У нас хоть и маленькая школа, но все же возникает проблема с поиском нужных кабинетов. Прибившие к нам гости, не могут с легкостью найти нужный им кабинет или уборную. А подходить и спрашивать, тоже не всегда удобно и гостям приходиться тратить время на поиски. В нашей школе система навигации отсутствует, имеются только таблички на кабинетах с номером и названием.
Цель проекта: создание навигации по зданию школы для гостей МКОУ «Ключинская СШ».
Для достижения нашей цели необходимо решить ряд задач:
1.Изучить варианты навигации в зданиях в различных источниках и выбрать подходящие варианты навигации для нашей школы.
2.Разработать макет навигации для нашей школы и подобрать соответствующие материалы.
3.Изготовить макет навигации для нашей школы.
4.Подготовить стендовую защиту.
Предлагаемая навигация по школе облегчит ориентирование в здании школы и поиск кабинетов. Также ее можно будет выставлять каждый раз, когда в школу будут приходить гости.
Если спросить о том, что такое навигация, то можно услышать различные варианты ответов. Обычно сразу начинают все рассуждать о том, как выйти из леса, если ты заблудился.
Способ ориентирования по карте, способ ориентирования по компасу, способ ориентирование по солнцу, способ ориентирование по полярной звезде, способ ориентирование по луне, способ ориентирование по растениям, способ ориентирование по животным, способ ориентирование по рельефу, способ ориентирование по радиосигналам, способ ориентирование по сооружениям - всё это про навигацию. (1) А что это вообще такое «навигация»?
Навига́ция (лат. Navigatio) от лат. navigo — «плыву на судне».
В течение многих веков термин навигация означал совокупность значений:
В XX веке, с развитием науки и техники, появлением воздушных судов, космических кораблей — новых объектов навигации, появились новые смысловые значения термина.
Теперь, в общем смысле, навигация — это процесс управления некоторым объектом (имеющим собственные методы передвижения) в определённом пространстве передвижения. Понятие «навигация» состоит из двух основных частей:
Нас интересует вторая часть понятия - путь следования объекта (людей) в пространстве и в нашей работе мы будем говорить о маршрутизации или, иными словами, о навигации по помещению.
Проблема ориентации людей в пространстве общественных зданий была впервые затронута архитектором Кевином Линчем в 60-е годы, и в последующие десятилетия она стала более подробно интересовать исследователей. Американский архитектор Ромеди Пассини и специалист по ориентированию Пол Артур, определили нахождение пути в общественных пространствах как процесс, состоящий из двух стадий: первое – это принятие решения, формулировка плана действий, и второе – осуществление решения. На каждой из стадий человек не должен испытывать неудобств.
Люди, которые оказываются в незнакомой среде, должны понимать, в каком месте здания они находятся, представлять хотя бы в общих чертах планировку комплекса и определять направления, в которых им надо двигаться, чтобы попасть в то или иное место. Архитектура здания и графические средства навигации должны помогать им, но они могут и мешать, озадачивать и даже дезориентировать.
Способности к ориентированию и запоминанию у людей различаются в зависимости от уровня образования, личностных характеристик, возраста и пола. Считается, что у женщин способность к ориентированию в пространстве развита хуже, чем у мужчин. Поэтому для женщин более важна дружественная среда. Кому-то потребуется всего лишь одно посещение здания, чтобы запомнить расположение ключевых точек, а многие будут блуждать и спрашивать дорогу не один раз.
При первом посещении более или менее крупного здания многие люди оказываются в ситуации, описанной в народной сказке: «пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что». Поэтому необходимы указатели, которые служат для того, чтобы помогать посетителю находить дорогу к интересующим его, например, в магазине отделам и товарам и обращать внимание на товары, о которых он пока не думал.
Cовременное здание — деловой центр, торговый комплекс, гостиницу, аэропорт, вокзал, клинику — невозможно представить себе без информационных табличек, подсказывающих направление движения по эскалаторам, лифтам и коридорам. Чем сложнее архитектура и плотнее поток посетителей, тем важнее правильное расположение, размер и содержание навигационных «подсказок».
Виды навигации по зданию.
Модульная конструкция – это разновидность информационного стенда/вывески, используемая в случае размещения в одном здании нескольких организаций, независимо от их организационно-правовой формы, индивидуальных предпринимателей в виде модулей, объединенных в единый блок, размещаемая на здании или ограждении такого здания.
Модульная конструкция может размещаться в виде:
Стенды внутренней навигации.
Навигационные стенды используются для организации навигации в торговом комплексе, торговом зале, бизнес-центре, на выставке или конференции. Представляется, что понятная и привлекательная система навигации повышает лояльность потребителей к данной площадке и способствует улучшению (укреплению) имиджа предприятия. Использование различных материалов позволяют предлагать информационно-указательные системы в различных ценовых диапазонах, но, в любом случае, это будет качественная и привлекательная продукция.
Стенды с навигацией могут быть напольные или настенные, а в некоторых случаях могут быть подвесными. На навигационных стендах может быть размещена как постоянная, так и сменная информация. Кроме основной цели, навигационные стенды и указатели должны соответствовать требованиям дизайна, т.е. не нарушать общую стилистику и органично вписываться в существующий интерьер. В то же время, яркий эксклюзивно выполненный стенд может стать прекрасным дополнением, ведь на него внимание чаще, чем на любой другой элемент декора. Изготавливаются навигационные стенды и указатели, как правило, в рекламных мастерских из пластика и металла с использованием аппликационных пленок, широкоформатной печати и различной светотехники. (3)
Один из важнейших принципов в разработке системы навигации – структурирование информации. Слишком много информации на средствах указания пути и средствах справки – так же плохо, как слишком мало.
Объем информации на элементах системы навигации и информирования должен быть ограничен. Только в этом случае информация будет читаться посетителями. Много текста и мелкие шрифты – эффект от информирования в зданиях невелик.
Графические символы (пиктограммы) усиливают понимание и запоминание надписей, понятны всем посетителям вне зависимости от того, на каком языке они говорят. Поэтому символы особенно важны в торговых предприятиях в крупных городах, туристических зонах, на транспорте.
Цвет интерьера и указателей, зон на схеме больших помещений должен быть связан с текстом и символами. Воздействие цвета может усиливаться или ослабляться соответствующим освещением.
Средства навигации и справки подразделяются на графические, звуковые, тактильные и интерактивные. До сих пор в различных зданиях преобладают средства «немой справки». Все виды средств навигации не просто помогают посетителю, а улучшают коммуникацию, усиливают эффективность взаимодействия помещения и посетителя.
К средствам графической коммуникации с посетителями относятся вывески, знаки и указатели, средства цветового кодирования, карты и схемы, а также брошюры и рекламные листовки. Для того, чтобы эти средства действительно помогали посетителям и полноценно использовались, к каждому виду предъявляются свои требования.
Карта здания никогда не бывает лишней. Схему необходимо помещать на каждом из входов (главном и второстепенных входах в здание, входах с парковки, в многоэтажных крупных объектах – при каждом входе на этаж), а также в основных точках разветвления проходов, где посетитель принимает решение, куда ему идти. Схемы и стойки с информацией должны быть хорошо видны и заметны на входе. Абсолютно необходимая – значок «Вы находитесь здесь» на схеме. Если он отсутствует, посетителю будет трудно ориентироваться даже в самой подробной карте здания, и она станет наполовину бесполезной.
Корень слова «знакомиться» – «знак», поэтому надписи, табло и указатели в зданиях должны сразу же и однозначно дать понять, например, какой товар, услугу или действие представляет данный знак. Указатели могут содержать текстовую информацию, символы или изображения обозначаемых объектов. Символы подразделяются на 3 группы: символическое изображение какого-либо объекта, жесты и символическое изображение действий.
Примеры навигаций в зданиях.
В гардеробах элементы навигации - это номера секций гардероба, номера рядов в секциях, номера вешалок, гардеробные номерки. В пунктах приёма граждан в качестве элементов навигации могут быть наклейки на стёкла (№ окна, на себя, от себя и т.д.), подвесные таблички, настольные таблички. В торговых центрах дополнительно применяют напольные наклейки-указатели, напольные стойки, стрелочные указатели.
Стиль элементов навигации выбирается в зависимости от интерьера.
Система навигации – это язык, с помощью которого школа говорит с ребенком. Он может быть сухим и формальным, а может быть вежливым и дружелюбным. Это один из факторов, который формирует базовое отношение к школе: у ребенка либо есть чувство уверенности и психологического комфорта в пространстве, либо он воспринимает здание школы, как terra inkognita, с подсознательной тревогой - если ты отклонишься от знакомой тропки к своему классу, то заплутаешь, потеряешься, а потом тебя еще и будут ругать за то, что ты опоздал.
Можно часто встретить такую аргументацию: “Большинство детей и так знают, что где находится, они здесь бывают каждый день”. Да, они узнают, что где находится методом проб и ошибок, побегав по коридорам и лестницам. Приходят новые дети в новом учебном году, и они снова изучают - что где находится. Кроме того, в голове человек уверенно держит три-четыре маршрута, которые у него запомнены “на автомате”. Как только возникает какой-то долгий перерыв, например, летние каникулы, то этот автоматизм теряется и нужно вспоминать - куда подняться и куда завернуть.
Наша школа небольшая и запомнить расположение кабинетов и других помещений довольно легко. Но в школьной жизни есть масса ситуаций, когда кроме детей в школе бывают родители, гости - давайте и про них не забывать?
Какие элементы может включать в себя навигация в школе?
1. Общая наглядная схема школы с основными ориентирами.
Помогает представить всю структуру здания, а также сориентироваться - где ты находишься. Такой же план должен присутствовать на каждом этаже.
2. Общий поэтажный план расположения кабинетов.
Отличие от первого пункта, когда речь идет о схеме, в том, что поэтажный план – это список с указанием, что конкретно находится на каждом этаже.
3. Обозначение этажей, лестниц, поэтажные планы на каждом этаже.
4. Указатели направления (стрелки, показывающие куда надо идти).
5. Обозначение функциональных зон.
Зависит от концепции школы: может быть, например, зона точных наук, зона искусств и зона спорта или зона отдыха, выставочная и зона для самостоятельной работы и т.д.
6. Обозначения кабинетов и помещений.
7. Информационные указатели.
Например, в библиотеке - тихая зона, а в столовую нельзя заходить в верхней одежде. Здесь очень важна интонация сообщения - суровые знаки и надписи в приказном тоне не действуют.
8. Временная сменная навигация для отдельных мероприятий.
Например, если в школе день родительских собраний, то не помешают дополнительные указатели для родителей.
Для нашей школы актуально наличие временной сменной навигации для отдельных мероприятий, которая будет представлять собой информационную стойку в количестве трех штук – для первого и второго этажей. На информационную стойку необходимо вынести поэтажный план школы с указанием направления движения к кабинетам и помещениям на каждом этаже.
На первом этаже необходима одна информационная стойка, которую следует располагать в холле около расписания. На втором этаже стойки нужны на входе с каждой лестницы.
Для нашей школы актуально наличие временной сменной навигации для отдельных мероприятий, которая будет представлять собой информационную стойку в количестве трех штук – для первого и второго этажей. На информационную стойку необходимо вынести поэтажный план школы с указанием направления движения к кабинетам и помещениям на каждом этаже.
Макеты информационных стоек и указателей приведены в Приложении 1.
Для изготовления информационных стоек необходимы материалы, представленные в табл. № 1
Таблицы № 1. Материалы
Материал | Количество |
Штакетник | 6 шт. |
Лист ДВП | 1 л. |
Шурупы | 15шт. |
Лист формата А3 | 3 шт. |
Лист картона формата А4 | 2 шт. |
Цветная бумага формата А4 | 2 шт. |
При подготовке стоек, выяснилось, что подходящие стойки уже имеются в школьном музее «Истоки». Следовательно, необходимо изготовить съемные информационные указатели и поэтажный план школы с указанием направления движения к кабинетам и помещениям на каждом этаже.
Информационные указатели и план школы выполнили на плотной бумаге формата А3 и А4 с помощью фломастеров, черной ручки, простого карандаша. На стойки они будут крепиться с помощью кнопок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, можно констатировать следующее, что у нас хоть и маленькая школа, но все же возникает у гостей школы проблема с поиском нужных кабинетов. В нашей школе система навигации отсутствует, имеются только таблички на кабинетах с номером и названием.
Поэтому была поставлена цель работы: создание навигации по зданию школы для гостей МКОУ «Ключинская СШ».
Для достижения поставленной цели в ходе проекта были изучены из разных источников варианты навигации в зданиях. Подходящий для нашей школы вариант не был найден и мы сами придумали макет навигации и подобрали соответствующие материалы. Отличительная особенность нашего варианта навигации по школе - информационные указатели и план школы на стойке.
Мы выполнили только указатели и план школы, а подходящие стойки уже имеются в музее школы. Такой вариант навигации на стойках позволяет использовать ее тогда, когда будут происходить массовые мероприятия.
Мы надеемся, что наша навигация по школе поможет новым посетителям и гостям лучше ориентироваться в здании школы и в поиске нужного помещения.
Список литературы:
1. 10 способ ориентироваться на местности [Электронный ресурс].- https://10-sposobov.ru/eda/49-10-sposobov-orientirovaniya-na-mestnosti/
2. Навигация. Википедия [Электронный ресурс].- https://ru.wikipedia.org/wiki/Навигация
3. Офисная навигация. Системы внутренней и внешней навигации [Электронный ресурс].-https://vashimage.at.ua/index/ofisnaja_navigacija_sistemy_vnutrennej_i_vneshnej_navigacii/0-170
4. Система навигации и информации в магазине. [Электронный ресурс] - http://www.usconsult.ru/b_069.html
5. Школьная навигация: правила и советы [Электронный ресурс] - https://www.design4school.ru/blog/post/navigaciya-v-shkole-ili-kak-najti
6. Рекламное агентство "Параллакс" [Электронный ресурс] -
(https://parallaks.com/index.php/navigatsiya/navigatsiya-v-zdanii)
Приложение 1
Макеты информационных стоек и указателей
Рисуем "Ночь в лесу"
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Если хочется пить...
Новогодние гирлянды
Ребята и утята