Проект актуальный, содержит подборку стихотворений для запоминания правил по русскому языку. Кроме того, в проект включены мои рифмовки для запоминания правильного ударения в словах из орфоэпического словарика ЕГЭ. С этим проектом Вика заняла 2 место на муниципальном конкурсе проектов.
Вложение | Размер |
---|---|
sekrety_mnemotehniki.zip | 2.95 МБ |
prezentatsiya1.ppt | 1.79 МБ |
annotatsiya_na_rabotu_mamrukovoy_viktorii.doc | 28.5 КБ |
k_prezentatsii.doc | 39 КБ |
Слайд 1
Орфография в стихах (Секреты мнемотехники) Автор проекта: Мамрукова Виктория, МОУ СОШ№9 5 класс Б Руководитель: Зырянова А.В. г.Усть-Кут 2012г.Слайд 2
Цели проекта: C оздать сборник «запоминалок» в стихах: правил по русскому языку, правильных ударений, словарных слов.
Слайд 3
Задачи проекта: 1. Дать определение мнемотехники 2. Выбрать материал по теме из разных источников 3. Сгруппировать по разделам 4. Оформить в виде книжки, подобрав рисунки и шрифт 5. Оформить в виде презентации результат работы
Слайд 4
Актуальность проекта: В русском языке огромное количество правил, словарных слов, которые необходимо запоминать. Правила в стихах, различные «запоминалки» могут облегчить усвоение правил, прочность запоминания словарных слов и правильного произношения слов, могут пригодиться при подготовке к экзаменам.
Слайд 5
Предполагаемый результат: Создание печатного сборника правил в стихах или оформление собранного материала в виде карточек к уроку. Использование данного материала учителями и детьми при подготовке к уроку.
Слайд 6
Мнемотехника Мнемотехника (мнемоника) (от греч. mnemonikon - искусство запоминания) - система специальных приёмов и способов, служащих для облегчения запоминания и воспроизведения информации.
Слайд 7
«Запоминалки» «Запоминалки» (короткие мнемонические фразы, облегчающие запоминание информации путем образования искусственных ассоциаций) широко используются и в педагогической практике.
Слайд 8
Примеры «запоминалок»: Астрономия . Запомнить порядок планет Солнечной системы можно по первым буквам слов во фразе Мы ведь знаем, мама Юли села утром на пилюли! (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон) Геометрия. Биссектриса — это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам. Пифагоровы штаны во все стороны равны. Литература. Слово ДАМАН указывает, на какой слог падает ударение в трехсложных размерах стиха: ДАктиль – 1-й слог, АМфибрахий – 2-й слог, АНапест – 3-й слог. Физика. Запомнить порядок цветов спектра можно по первым буквам слов о фразе Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан. (К — красный, О — оранжевый, Ж — жёлтый, З — зелёный, Г — голубой, С — синий, Ф — фиолетовый. Химия. Индикатор лакмус красный кислоту укажет ясно! Индикатор лакмус синий — щелочь тут, не стой разиней!
Слайд 9
Актуальность «запоминалок» на уроках русского языка Каждому известно, как порой бывает трудно запомнить то или иное правило, не говоря уж о многочисленных исключениях. А вспомнить и применить правило иногда требуется очень быстро, практически не задумываясь. На помощь приходят весёлые «запоминалки», причём, чем они смешнее, тем легче запоминается сложное правило
Слайд 10
Орфография в стихах, В рифмах пусть хранится. В память правило отправим В тайниках лежать оставим, Как перо жар-птицы. Орфограммы, орфограммы, Водят буквы хоровод! В жизни будет тот успешен, Кто в лицо их узнаёт.
Слайд 11
Орфография в стихах:
Слайд 12
Другие правила
Слайд 13
Словарные слова
Слайд 14
Орфоэпия в стихах
Слайд 15
Итоги проекта: Собран материал по теме: «Запоминалки» в стихах на уроках русского языка». Материал сгруппирован по разделам: «Орфография», «Словарные слова», «Орфоэпия» Создан сборник, иллюстрированный смешными картинками, призванными также вызвать интерес у читающего. Создана презентация, включающая некоторые из данных «запоминалок»
Слайд 16
Список литературы: 1.Волина В.В. Веселая грамматика. -М.: Знание, 1995. 2.Новикова Л.И. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс: к учебнику М.М Разумовской и др. «Русский язык. 7 класс».-М. :Издательство «Экзамен»,2008. 3.Стихи Зыряновой А.В. http :// mdou 41. edu . yar . ru / images / ucheniki _ w 450_ h 468. jpg http :// i . allday . ru / uploads / posts /1191268944_ c 4104. jpg http :// zerniatko . files . wordpress . com /2011/08/80707277. jpg http :// sedix . rusedu . net / gallery /809/1 zh . jpg http :// i . allday . ru / uploads / posts /1191268972_ c 4107. jpg http :// www . xrest . ru / images / collection /00197/707/ original . jpg http :// www . sad 28. ru /10. JPG http :// hs 2. ucoz . ru / uchenikam . jpg http :// stat 16. privet . ru / lr /0 b 08 a 3 d 46 ea 0846 f 232 dc 75 cb 7941 a 49 http :// galaxie . ru / data / media /44/18. gif http :// klass - miheeva . narod . ru / images / uchenik . png http :// www . mccd . edu / faculty / mumfordj / poetryworkshopacc _ files / images / Image 9. png http ://1 asch 1262. ucoz . ru /185 f . jpg http :// img - fotki . yandex . ru / get /2710/36014149.5/0_6776 a _61 a 3 ac 8_ XL http :// matematikamoysu . files . wordpress . com /2011/07/ d 0 bad 0 bed 0 bfd 0 b 8 d 18 f -2- image 0046. jpg http :// cs 5782. vkontakte . ru / u 95802298/-14/ x _3 a 11 cea 4. jpg http :// www . reliancenetwork . com / dyna _ images / agents /45/13802/2004324115527. jpg http :// www . reliancenetwork . com / dyna _ images / agents /45/13802/2004324115527. jpg http :// rudocs . exdat . com / pars _ docs / tw _ refs /213/212981/212981_ html _5273 d 5 b 8. jpg http :// smexoblog . ru / dnl /2011/03/ teacher . jpg http :// paustovoschool . ucoz . ru / bez 3. jpg http :// www . kalitva . ru / uplohttp :// moyddt . ucoz . ru /_ si /0/79396083. jpgads / posts /2008-09/1220533256_ schoolboy . jpg http :// stat 8. blog . ru / lr /0 b 061 ad 9 bcbcb 3 a 69 c 520 e 99 c 25 adc 52 http :// moyddt . ucoz . ru /_ si /0/79396083. jpg http :// botinok . co . il / sites / default / files / images / d 8 b 76580 ad 5 b 50161 dabfafffa 136 d 46_ cc 1 c . gif http :// img 0. liveinternet . ru / images / attach / c /3/74/997/74997404_ a 4 ed 962 aa 9 c 6. gif http :// img - fotki . yandex . ru / get /4409/65607519.10/0_ ac 23 f _892 a 026 d _ XL http :// galstonok . rusedu . net / gallery /3100/1246537991_ dnevnik . jpeg http :// www . myjulia . ru / data / cache /2011/08/31/851073_7632 nothumb 500. jpg http :// img 0. liveinternet . ru / images / attach / b /3/19/153/19153437_5328113_ AVVv . gif http :// i 066. radikal . ru /0909/ d 7/02861 f 6 b 9 c 29. gif http :// achair . omr . omskedu . ru / images / sovety 1. gif http://www.forumchata.ru/poems/51-zapominalki-po-russkomu-jazyku/926-svinja-v-polyne-sklonenie.html http :// otvet . mail . ru / question /479541 http :// festival .1 september . ru / articles /532961/
Слайд 17
Орфограмма №1. Проверяемые безударные гласные в корне слова Если буква гласная вызвала сомнение – Ты ее немедленно ставь под ударение! Мы под удареньем пишем Без сомненья то, что слышим. Если ж звук без ударенья – Вызывает он сомненья. Слуху вы не доверяйте – Удареньем проверяйте! Село, гнездо, сосна, весна – Одна из гласных не ясна. Коль есть в них безударный звук, Не верь таким словам на слух. Слова ты эти измени, Подскажут гласную они: Сёла, гнёзда, сосны И, конечно, вёсны!
Слайд 18
Орфограмма №3. Проверяемые согласные в корне слова Если слышишь парный звук. Будь внимателен, мой друг. Парный сразу проверяй, Смело слово изменяй: Зуб - на зубы, лед – на льды – Будешь грамотным и ты.
Слайд 19
Орфограмма №4. Непроизносимые согласные в корне слова Порой в словах встречаются Ужасные согласные. Они не произносятся, И что писать, неясно нам… Чтобы знать, как писать, Надо слово изменять И за звуком непонятным Быстро гласную искать. И ужасно, и опасно Букву Т писать напрасно! Всем известно, как прелестно Букву Т писать уместно!
Слайд 20
Орфограмма №5. Буквы И, У, А после шипящих
Слайд 21
Орфограмма №6. Разделительный Ъ и Ь Перед Е, Ё, И, Ю, Я Я в корнях стою, друзья. Воробьи, семья, жильё Перед Я, Ю, И, Е, Ё. *** С е, ё, ю, я случайно согласный Слиться может. И тут - для всех не тайна! – Нам твердый знак поможет: После приставки встанет И выручит читателя – Так звуки не сольются! Читай теперь внимательно!
Слайд 22
Орфограмма №9. Употребление и неупотребление Ь для обозначения мягкости согласных Мягкий знак, мягкий знак- Без него нельзя никак! Без него не написать Тридцать, двадцать, десять, пять. Вместо шесть получим шест, Вместо есть получим ест, Станут пенками пеньки, Уголками – угольки, Банька в банку превратится. Вот что может получиться, Если будем забывать Мягкий знак в словах писать.
Слайд 23
Орфограмма №10.Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на З-С Все приставки, как и люди, Дорожат своим лицом. Чтоб запомнить внешность каждой, Быть не надо мудрецом. Лишь на З и С приставки В этом отличаются: Под влиянием соседа З и С меняются.
Слайд 24
Орфограмма №11.Буквы З и С на конце приставок Есть приставочки на З , И на С бывают. Как прилежный ученик Приставки различает? Посмотрите на соседа – Эффективный ход простой! – И в приставке С пишите, Если вслед за ним глухой! Водит дружбу З со звонким – Вот что нужно знать ребёнку!
Слайд 25
Орфограмма №14. Буквы О-Ё после шипящих в корне слова Жёлудь, щёголь, пчёлы, шёлк… Здесь шипящих целый полк. После них под удареньем Пишем –ё- без опасенья. А еще запомни сразу С исключениями фразу: «В крыжовнике – шорох, На капюшоне – шов, Шофер едет по шоссе И везет нам шоколад и шорты».
Слайд 26
Корни с чередованием Корни с чередованием –плав-, -плов- ПлОвец и плОвчиха плывут на восток и держат в зубах поплАвок Горению творца поклоняйся — для запоминания употребления корней «гар»-«гор», «твар»-«твор» и «клан»-«клон». «СКАК» напишем только так, «СКОЧ » без «О» писать невмочь. (Скакать, но вскочить.)
Слайд 27
Правописание сложных существительных с первым корнем пол-
Слайд 28
Различение частиц НЕ и НИ
Слайд 29
Запоминалка для «дилера» и «киллера» Киллер у дилера Отнял одну «Л».(И. Агеева)
Слайд 30
ЩавЕль Срубили ель, Сорвали щавЕль.
Слайд 31
БерЁста Разжечь огонь в лесу не просто, Но если под рукой берЁста, То даже зАлитый дождем Костер не очень долго ждем.
Слайд 32
ДолбИт Не разогнул еще спину горбатую Он и теперь еще: тупо молчит И механически ржавой лопатою Мерзлую землю долбИт.
Слайд 33
Запоминалка для «аллеи» Два ряда деревьев В тенистой аллее. Два «Л» в этом слове Пишите смелее.
Слайд 34
Запоминалка для «искусства» (Количество «С» в слове в зависимости от места: 1-ое – 1, 2-ое – 2) Коль есть к искусству интерес – То научись писать в нём «С». На первом месте – «С» одно, Про это знают все давно. А если место второе – То «С» там уже двойное.(И. Агеева)
Слайд 35
Запоминалка для «СС» и «С» В трудном слове «рассчитать» Будем мы две «C» писать. А в «расчётливый“, «расчёт» Пишем только корень «чёт».(И. Асеева)
Слайд 36
Запоминалка для одинарной «Ж» Сколько ни дрожИ, «Ж» одну пиши.(И. Асеева)
Слайд 37
ЗвонИт ЗвонИт звонарь, ЗвонЯт в звонок, Чтоб ты запомнить верно смог. ЗвонИт и говорИт.
Слайд 38
СвЁкла Фёкла красная, как свЁкла! В огороде баба Фёкла, У нее на грядке свЁкла!
Аннотация на работу Мамруковой Виктории. 5 Б класс МОУ СОШ №9.
Орфография в стихах
(Секреты мнемотехники)
В своей работе Мамрукова Виктория дает определение мнемотехники и обосновывает актуальность применения её приемов в условиях обучения в современной школе.
В русском языке огромное количество правил, словарных слов, которые необходимо запоминать, поэтому мнемотехнические приёмы актуальны на уроках русского языка. Каждому известно, как порой бывает трудно запомнить то или иное правило, не говоря уж о многочисленных исключениях. А вспомнить и применить правило иногда требуется очень быстро, практически не задумываясь. На помощь приходят весёлые «запоминалки», причём, чем они смешнее, тем легче запоминается сложное правило. Поэтому один из приемов – использование для облегчения запоминания различных рифмовок – рассматривается Викторией более подробно. Из подобранных учителем книг и из интернета ею выбраны такие рифмовки по разделам «Орфография», «Словарные слова» и орфоэпия».
Результат работы Вика оформила в виде книжки – сборника правил в стихах и других «запоминалок», которые могут облегчить усвоение правил, прочность запоминания словарных слов и правильного произношения слов. Книжка может пригодиться учащимся при подготовке к экзаменам, учителям при подготовке к урокам. Материал может быть оформлен и в виде карточек. Также Виктория создала презентацию, раскрывающую цели и задачи, содержание её работы, список литературы и интернет ресурсы.
Зырянова А.В.
Здравствуйте! (Слайд 1) Мы представляем вам свой проект «Орфография в стихах. Секреты мнемотехники»
Мы поставили перед собой цель: создать сборник правил в стихах и других стихотворных «запоминалок» по русскому языку. (Слайд 2)
Цели проекта: создать сборник «запоминалок» в стихах: правил по русскому языку, правильных ударений, словарных слов. (Слайд 3)
Для этого мы должны были определение мнемотехники, выбрать материал по теме из разных источников: книг, интернета, сгруппировать его по разделам, оформить в виде книжки, подобрав рисунки и шрифт и оформить в виде презентации результат работы. (Слайд 4)
Данный проект актуален, так как в школе огромное количество материала приходится детям просто запоминать, особенно по русскому языку. Это и правила, и исключения из них, и словарные слова, и многое другое. (Слайд 5)
Поэтому мы все найденные стихотворные «запоминалки» решили не переписывать в тетрадь для правил, а оформить в виде печатного сборника. Электронный вариант книжки может пригодится и учителю при подготовке к уроку, а может быть переделан в виде карточек. (Слайд 6)
Книжка наша состоит из 5 разделов. В первом мы рассказываем о мнемотехнике, приводим примеры «запоминалок» . Искусство запоминания – мнемотехника – своё название получило по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 в. до н.э.). Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86 - 82 гг. до н.э. и принадлежат Цицерону и Квинтилиану. (Слайд 7)
Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане. Она делает возможным запоминание текстового материала, но и любой точной информации, которая традиционно считается незапоминаемой: списки телефонных номеров, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т.п. (Слайд 8)
Короткие мнемонические фразы, облегчающие запоминание информации путем образования искусственных ассоциаций издавна широко используются и в педагогической практике. Всем известны фразы «Пифагоровы штаны во все стороны равны» и « Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». (Слайд 9)
В русском языке очень много правил, которые трудно запомнить. А вспомнить и применить правило иногда требуется очень быстро, практически не задумываясь, особенно на диктантах. Тут и могут помочь приемы мнемотехники. Причём, чем смешнее «запоминалки», тем легче запоминается сложное правило. (Слайд 10)
Поэтому и иллюстрации мы постарались подобрать смешные. В результате у нас получилась такая книжка. (Слайд 11)
Ко второму разделу «Орфография в стихах» мы добрали эпиграф. (Слайд 12)
Мы пронумеровали орфограммы согласно учебнику традиционной программы. Несколько правил можем вам продемонстрировать. Например, орфограмма №1. Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением. (Прощелкать все гиперссылки)
Гласные, хоть и поются,
Не всегда легко даются.
В корне гласная у нас
Вызвала сомнение?
Эту гласную тотчас
Проверим ударением:
Форму слова измени,
Родственное подбери,
И тогда секреты корня
Словно видишь изнутри.
Для «землИ» проверка – «зЕмли»,
Для «водЫ» проверка «вОды»,
«ОчарОван» мы проверим
«ЧАры», а «рождЕнье» – «рОды».
Снова выручает нас
Славная традиция:
Букву ставим слабую
В сильную позицию.
На слайде мы представили всего 9 правил, на самом деле в книге их больше, причем по некоторым правилам их несколько на выбор.
(Слайд 13) Те правила, которые не пронумерованы в учебнике традиционной программы, мы записали отдельно. Например, Корни с чередованием –плав-, -плов-.
Правописание сложных существительных с первым корнем пол. Различение частиц НЕ и НИ. (Прощелкать гиперссылки).
В 3 разделе представлены «запоминалки» для словарных слов. Например, таких как «дилер» и «киллер», «аккуратный», «аллея», «искусство», «вожжи», «дрОжжи»,«Можжевельник» и «жужжать», «рассчитать»
«труженик» и «мошенник» и многие другие.
У священника племянник
был мошенник и карманник,
украл полтинник и два гривенника. – все слова с двумя Н.(Слайд 14)
В 4 разделе представлены стихотворения, помогающие запомнить правильные ударения и другие орфоэпические правила. (Прощелкать гиперссылки). Например:
Одевать (кого?) Надежду.
Надевать (что?) одежду.
Здесь есть несколько «запоминалок», придуманных Зыряновой А.В. , таких как:
Тот, кто очень любит тОрты,
Теннисные не похвалит кОрты.
Распевать готов он арии,
Посвященные кулинАрии.
Посмотрите в окуляр:
Вот известнейший столЯр.
Вырезает из доски
Он работу мастерскИ.
(Слайд 16)Таким образом, данный сборник пригодится нам на уроках русского языка и учителям при объяснении нового материала. А также выпускникам при повторении материала при подготовке к ЕГЭ.
(Слайд 17 )Список литературы и интернет-ресурсы указаны в конце этой книги.
Желающие могут эту книгу себе сбросить в электронном варианте и прочитать внимательно. Спасибо за внимание!
В Китае испытали "автобус будущего"
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Три коробки с орехами
Сказка "Узнай-зеркала"
Подарок