Вложение | Размер |
---|---|
proekt.rakipov_d.v.docx | 78.05 КБ |
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
ГАУ ДО «Центр развития талантов «Аврора»
МКУ «Отдел образования» АМР Краснокамский район Республики Башкортостан
Конкурс исследовательских работ и проектов в рамках Малой академии наук
школьников Республики Башкортостан
Направление:
«Языкознание и литературоведение»
Тема исследовательской работы (проекта):
«История происхождения научных терминов»
Выполнил: Ракипов Дамир Василевич,
ученик 5 б класса МБОУ СОШ
с. Николо-Березовка Краснокамского района РБ
Научный руководитель: Печенкина Виктория
Игоревна, учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ с. Николо-Березовка
Краснокамского района РБ
с. Николо-Березовка, 2022 г.
Содержание
Введение
Глава 1. Понятия «этимология» и «термин»
Глава 2. Этимология научных терминов
2.1. Термины в русском языке
2.2. Термины в биологии
2.3. Термины в географии
2.4. Термины в математике
Глава 3. Практическая значимость. Описание эксперимента
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Все слова, которые мы используем в обычной жизни, образуют очень необычный и интересный мир, имеющий свои особенности и закономерности, свои тайны и загадки, свою историю.
Язык – это одно из самых важных и самых древних явлений. Представьте себе на минуту совершенно невероятную ситуацию: челoвечество вдруг oказалoсь без языка как средства oбщения людей между сoбoй. На Земле вoцарился бы неoписуемый хаoс, последствия кoтoрoгo былo бы невoзмoжнo предугадать даже приблизительнo. Мы мoжем вooбразить себе челoвечествo без кoмпьютерoв и телевизoрoв, без газа и электричества, даже – без керoсиновой лампы и гусинoгo пера. Но мы не мoжем ни на минуту представить себе челoвеческoе oбществo без языка. Значение языка в истории нашей цивилизации труднo переoценить. Вoт пoчему язык – этo не менее важный объект научнoгo исследoвания, чем, например, небесные тела или свoйства минералов, живoтный и растительный мир или истoрия различных стран и нарoдoв.
Тему исследовательской работы я выбрал самостоятельно, так как она мне кажется очень интересной. Сейчас я учусь в 5 классе, с сентября в моем расписании появились новые предметы, такие как биология, география, история. Меня привлекают точные науки, конечно же, любимый урок в школе у меня биология. Появились новые уроки, учителя, все это очень интересно и увлекательно. На каждом уроке мы узнаем новые слова, научные термины. Мне стало интересно, как и откуда появились эти термины? Так и возникла идея написания исследовательской работы. Итак, тема нашей работы: «История происхождения научных терминов». Очень хочется понять, почему тот или иной предмет, термин назван так, а не иначе. Меня интересует происхождение названий, их история. Крoме тoгo, этo мало изучается на урoках, и я решил глубже изучить этoт вoпрoс. Также интересно наблюдать, как связаны различные науки между собой.
Цели нашего проекта:
– показать значимость и актуальность этимологии;
– выяснить, как этимологические знания помогают объяснить правописание научных терминов;
–сoставить в пoмoщь oднoклассникам слoварь-справoчник трудных в написании терминов с этимoлoгическими кoмментариями, oбъясняющими их oрфoграфию;
Знания пo этимoлoгии пoмoгают вырабатывать oрфографическую грамoтность, расширяют лексикoн, спoсoбствуют вырабoтке навыкoв правильнoй, грамотной устной и письменной речи. Актуальность: во-первых, этимология притягивает к себе тех, кто вдумчиво относится к слову, интересуется историей – не хочет стать «Иваном, не помнящим родства»; во- вторых, этимология помогает нам повысить словарный запас и грамотность, а значит, стать успешнее в обучении.
Задачи:
– изучить теоретический материал по теме исследования; – познакомиться с этимологическими словарями разных авторов; – проанализировать происхождение научных терминов; – экспериментально доказать эффективность этимологического анализа в повышении орфографической грамотности.
Предмет исследования: этимологический анализ научных терминов.
Гипотеза: применение этимологического анализа слова углубляет знания по истории, способствует улучшению грамотности при осмыслении и понимании написания слов.
Объект исследования: научные термины, используемые на уроках биологии, географии, математики и русского языка.
Практическая значимость: материалы данной работы могут быть использованы учителями и учащимися на уроках и во внеклассной деятельности.
Глава 1. Понятия «этимология» и «термин»
«Изучайте значения слов – и вы избавите свет от половины его заблуждений» – писал А.С.Пушкин. Известно, что язык изучает специальная наука – языкознание, или лингвистика. Язык, как и важнейший его компонент – слово, можно изучать с разных точек зрения: фонетической, морфологической, синтаксической, стилистической. Следовательно, языкознание – это сложная наука, имеющая много различных аспектов исследования, отвечающая на самые различные вопросы. Среди этих многочисленных вопросов языкознания есть и такой: почему окружающие нас предметы называются так, а не иначе?
Попробуйте внимательнее присмотреться к разным словам, и вы увидите, что в одних случаях ответить на вопрос об их происхождении, о мотивированности отдельных названий можно без особого труда, а в других случаях происхождение этих названий совершенно непонятно. Например, каждому знающему русский язык ясно, как произошли слова «переписчик» (переписывать), «гудок» (гудеть), «подоконник» (под окном), «теплоход» (теплый и ходить). Пока не было железных дорог и самолётов, в русском языке не было и таких слов, как паровоз и лётчик. Эти слова происходят от хорошо известных русских слов пар, возить, летать. Но вот слова карандаш, насекомое или небеса не могут быть объяснены так же просто, ни одно из них не имеет достаточно очевидных связей в русском языке. Объяснением происхождения слов занимается специальная наука этимология.
Этимология – наука, изучающая происхождение слов и фразеологизмов. Происходит от древнегреческих слов «истина»и «знание». Термин зародился в среде древнегреческих философов, впервые был употреблен мыслителем Хрисиппом. Но раньше это слово могло использоваться в значении «грамматика».[1]
В этой исследовательской работе мы будем говорить об этимологии только научных терминов. Но кто-нибудь спросит: «Что же такое термин?»
Термин – название какого-либо явления или понятияв той или иной области. Происходит от латинскогоterminus – «граница».Термин как слово или словосочетание, представляет собой название строго определенного понятия какой-либо специальной области науки, техники, искусства. Термины используются в различных науках, например, в русском языке, биологии, географии, математике. Именно эти сферы мы бы хотели рассмотреть, а именно объяснить происхождение терминов, которые в них употребляются.[2]
Глава 2. Этимология научных терминов
В русском языке одной из основных частей речи является имя существительное. Откуда произошло его название, какое оно имеет значение и какие слова относятся к данной части речи? Имя существительное – это именная знаменательная часть речи, к которой относятся слова с самостоятельным лексическим значением предмета. Все существительные выполняют назывную функциюи отвечают на вопросы – кто? что?О том, почему имя существительное так называется, у современных исследователей есть два мнения, которые различаются по источнику происхождения термина. Некоторые считают, что слово «существительное» произошло от старославянского слова «сущий», то есть «существующий», «тот, который есть». Таким образом, слова, относящиеся к данной части речи, называют предметы, явления и лица, которые «реально существуют». Первое слово термина – «имя» указывает на именную принадлежность части речи. Другие исследователи указывают, что термин «имя существительное» был заимствован из латинского языка и является переводом словосочетания nomen substantivum– «имя сущности, субстанции», то есть термина, обозначающего существительное в латинском языке.
Основы русского литературного языказаложилМихаил Васильевич Ломоносов. Он много работал над изучением поэзии, современники называли его «гением стихосложения», великий Пушкин восхищался стихами Ломоносова и продолжал традиции, заложенные ученым. В 1757 году вышел в свет труд Ломоносова «Российская грамматика», где автор представил все свои исследования русского языка. Ломоносов подробно описал все грамматические формы и их употребление в устной и письменной речи. «Российская грамматика» – основы и нормы русского языка, в которой Ломоносов разработал понятия о частях речи, правописание и произношение того или иного слова.
Именно в «Российской грамматике»М. В. Ломоносов ввел впервые термины подлежащее и сказуемое. Подлежащее – значит «лежащее в основе предложения», сказуемое называют так потому, что оно содержит в себе всякого рода информацию о подлежащем. Оно то, что «сказано о подлежащем».
Каждый школьник знает, что такое синонимы. Например, мелкий и крошечный, яркий и красочный. А как возник этот термин? Это слово пришло в русский язык из французского в XVIII в. Синоним восходит к греческому слову synonymos, которое буквально означает «парное имя». Правда, Аристотель, у которого несколько столетий назад русские позаимствовали это слово, называл синонимами нечто другое. По Аристотелю, например, человек и козел – синонимы, потому что оба – млекопитающие. И мы бы еще добавили, потому что часто ведут себя похожим образом. Например, одинаково обидчивы.
А ведь есть еще и омонимы. Термин «омоним» тоже ввел великий древнегреческий философ Аристотель. Слово происходит от греческого homonymos, что представляет собой сочетание homos «общий, тот же» и onoma «имя». Таким образом, «омоним» используется для обозначения двух или больше различных понятий, разделяющих «одно и то же имя».
Биология – очень интересная наука.Это мой любимый урок, с детства меня привлекают животные, растения, явления, которые происходят на планете.Биология – наука, которая изучает живые существа и их взаимодействие. Слово пришло к нам из французского языка, оно образовано выдающимся французским естествоиспытателем Ламарком в 1802 г. из греческих слов bios — «жизнь» и logos — «речь, учение».
На уроках биологии нам рассказывают о живых организмах, об их строении. Мы познакомились с такими терминами как клетка, организм, вирус, бактерия, микроскоп и другими. Если большинство слов нам понятны и знакомы с начальной школы, то есть еще группа слов, которые мы узнаем только сейчас, неудивительно, что мне захотелось узнать, почему именно этим словом названы эти термины.
Основное понятие, которое изучается в биологии – это клетка.
Клетка – элементарная единица живого организма. Термин происходит от праславянского klětь, что означает «погреб». Ввел термин Роберт Гук. Клетки были обнаружены Робертом Гуком в 1665 году, которые назвали их за их сходство с кельями, в которых жили христианские монахи в монастыре.
Клетка являетсяэлементарной единицей строения и жизнедеятельности всех организмов.Организм – живое тело имеющие свойства, отличающие его от неживой материи. Этот термин ввел Аристотель. В русский язык слово «организм» пришлов начале XVIII в. из французского языка, где оно, в свою очередь, является заимствованием от латинского organismus – «устраиваю» и от греческого ὄργανον – «орудие». Орган – это «часть живого существа, выполняющая определенные функции», следовательно, организм – это «сложное организованное целое, состоящее из согласованно действующих частей (органов).
Организмы делятся на несколько царств: растения, животные, бактерии и грибы.
Бактерия – это царство живых безъядерных микроорганизмов. Происходит от древнегреческогоβακτήριον – «палочка»[3]. Термин ввел Готфрид Эренберг в 1828 году. Бактерии получили свое название из-за того, что первые описанные бактерии были в виде палочек или бациллами.
А вы знали, что слово вирус на латыни означает «отрава» или «яд»? Этим словом часто обозначали то, что, как считали, являлось носителем болезни. Когда французский химик Луи Пастер изучал в XIX веке страшную болезнь, которая называется водобоязнь, он обратил внимание, что она передается по тканям зараженного животного, однако бактерий, являвшихся носителями этого заболевания, он в этих тканях не обнаружил. Пастер сделал вывод, что если в данном случае такие микроорганизмы не обнаружены, то это всего лишь означает, что они слишком малы, чтобы их можно было увидеть при помощи того микроскопа, с которым он работал[4]. Как позже выяснилось, он оказался прав. В 1892 г. российский исследователь Д.И. Ивановский размолол табачные листы, зараженные «мозаичной болезнью» (при которой листья покрываются пятнами и теряют цвет), а полученную из этого месива жидкость пропустил через очень тонкий фильтр, через который не могла пройти даже бактерия. Когда же пропущенной через фильтр жидкостью он обработал здоровые табачные листья, то на них распространилось это заболевание. Сначала все были озадачены. Если жидкость является заразной, то почему в ней нет носителей заразы? Зараженную жидкость называли фильтрующийся вирус, то есть «отрава, просочившаяся сквозь фильтр». В 1916 г. американец Х.А. Эллард применил тончайший фильтр, который до сих пор не применялся. Ему удалось «выловить» вирус. Прошедшая через фильтр жидкость уже не была заразной. Как и предполагал Пастер, носителем заболевания был и на этот раз микроорганизм, правда, очень маленький
А знаете ли вы, при помощи чего изучались все эти микроорганизмы? Конечно при помощи микроскопа. Первые увеличительные линзы, на основе которых работает микроскоп, археологи находили еще при раскопках древнего Вавилона, Первые микроскопы появились в Средневековье. Что интересно, среди историков нет согласия по поводу того, кто первым изобрел микроскоп. Среди кандидатов на эту почтенную роль такие известные ученые и изобретатели как Галилео Галилей, Роберт Гук и другие. Почему микроскоп так называется? Термин пришел в русский язык в XVIII в. из французского языка, он образован сложением двух слов: mikros «маленький» и skopeō «смотрю».
Важная составляющая микроскопа – окуляр. У этого термина гораздо более длинная история. Окуляр – система линз, обращенная к зрителю. Термин происходит от латинского oculus – «глаз»[5].Это слово древнее и когда-то было всеобщим для славян. И в наши дни его близкие аналоги служат основным, самым распространенным обозначением глаза почти во всех славянских языках. Все слова происходят от общего «истока» в праславянском языке, и это древнее слово-предок реконструировано лингвистами как oko.
И наконец-то, расскажем про организмы, большинство из которых видны невооруженным глазом. Это грибы. Грибы – царство ядерных живых существ. В древнерусском языке слова «грибы» как названия всей группы растений не существовало. Обобщающим было слово «губы». «Губы ломать», как пишет Владимир Даль в «Толковом словаре русского языка», означало «идти по грибы».
В рукописном отделе Библиотеки СССР имени В. И. Ленина сохранился древнерусский медицинский сборник, относящийся к XV веку. Слова «грибы» там еще нет, слово «губы» встречается неоднократно.
Название «грибы» появилось в русском языке в конце XV или начале XVI века. На протяжении XVI-XVII веков названии «губы» продолжало существовать как обобщающее название всей группы грибов, новое же слове «грибы» относилось только к «горбатым губам», имеющим выпуклые, горбатые шляпки.
Известный филолог Н. В. Горяев, автор «Сравнительно-этимологического словаря русского языка», производит слово «гриб», «грыб» от древнерусского слова «гръб», «горб». Горяев отмечал, что в словенском языке и в его время холмы назывались «грыбами» и «горбами», а горбоносые голуби в русском языке назывались «грибастыми». А во многих языках для обозначения царства и привычного для всех гриба используются разные слова. Пример: на английском царство – fungus, а разговорно-обиходное – mushroom или toadstool.
География – наука изучающая поверхность земли. Происходит от древнегреческого слова ge– «земля», grapho – «пишу». Термин ввел Эратосфен Киренский, написав книгу с названием «Географика». В основном география изучает поверхность суши или континенты. А как произошло слово континент?
Континент – это крупный массив суши, находящийся выше уровня мирового океана, и омывающийся морями и океанами. Термин заимствован в начале XVIII веке из ученой латыни, где слово continens буквально означало «соединенная, скрепленная»[6]. Таким образом, континент – это «сплошная земля».
Море – отделенная сушей или течением часть океана. Происходит от праславянского слова mor'e, которое обозначало стоячую воду, болото. Но несмотря на это, слово море до сих пор используют в значении любого водного объекта. Но таких объектов настолько много, что если проложить по экватору нитку, то большая часть нитки утонет.
Экватор – воображаемая линия, разделяющая землю пополам. Термин происходит отлатинского слова aequator, что означало «уравниватель дня и ночи». Слово это известно во всех европейских языках. Экватор относится к параллелям – линиям делящим землю на север и юг. Вдоль их идут меридианы[7].
Меридиан – это воображаемая линия,проходящая вдоль земли. Термин этот произошел от латинского слова meridies – «полдень», из-за того, что в любом месте Земли тень от полдневного солнца падает точно с юга на север, по линии меридиана. И в русском языке «идти на полдень» могло значить «идти на юг». Термин ввел Эратосфен Киренский.
Самый интересный предмет в кабинете географии, несомненно, глобус. Но почему он так называется? Глобус – трехмерная модель земли или другой планеты. Изобретение глобуса является одним из самых великих открытий в географии, ведь с его помощью легче запомнить расположение океанов, морей, материков, островов, лесов и пустынь. У глобуса своя древняя и довольно увлекательная история. Первый глобус возник еще до нашей эры, он был создан изобретателем, который очень любил поэзию. Это был ученый по имени Кратес Малосский. Сама модель до наших дней не дошла, однако те, кто ее видел, говорили, что ученый нарисовал на шаре единую сушу, разделив ее на пересекающимися реками. Термин происходит от латинского слова globus, которое означает шар.
Математика – это комплекс наук, связанных с вычислительными процессами. Этот термин произошел от греческого слова«изучение». Он был использован в трудах Аристотеля. В русский язык слово пришло через через латинское слово mathematica. В математике не обойтись без цифр.
Цифра – система знаков для записи чисел. В латинском языке слово cifra означает «пустой», в арабском языке sifr «пустой, ноль». В русском языке это слово стало активно употребляться в начале XVIII в. Оно было заимствовано через польский или немецкий из латинского. В 1703 г. впервые документально запечатлено слово «цифра» – это был учебник «Арифметика» Магницкого. В то время в русском языке это слово употреблялось в своем первоначальном значении – «ноль», гораздо позже оно стало трактоваться как знак числа[8].
Сложение – процесс прибавления одного числа к другому. Термин происходит от праславянского слова ložiti – «ложить». Термин был введен Дедекиндом в 1854 году.
Алгоритм – понятие, появившееся в XII веке. Само слово «алгоритм» происходит от латинской интерпретации имени известного математика среднего востока Мухаммеда аль Хорезми, который написал книгу «Об индийском счете». В этой книге описано, как правильно записывать натуральные числа, используя арабские цифры, и приведено описание алгоритма действий столбиком над такими числами. В XII веке книга «Об индийском счете» была переведена на латинский язык, тогда-то и появилось данное определение.
Глава 3. Практическая значимость. Описание эксперимента
В ходе нашего исследования мы провели анкетирование в 5 б классе. Цель опроса – выяснить, знают ли учащиеся, что такое этимология, знакомы ли они с происхождением научных терминов. Анкета содержала 3 вопроса. Ребята пытались вспомнить и объяснить, что такое этимология, что она изучает. Во втором вопросе мы предложили установить соответствия между терминами и их этимологией. Третье задание предполагало написание научного термина, чья этимология была задана. Проанализировав работы учеников, мы пришли к выводу, вопрос происхождения научных терминов является трудным. Не все смогли объяснить, что такое этимология. С заданием на соответствие справились больше половины учеников. Третье задание оказалось самым трудным, с ним справились лишь 4 человека из 20. Анкету и результаты мы представили в приложении1.
Свою гипотезу о положительном влиянии этимологии на орфографию мы решили проверить на практике. Для этого в 5 б классе мы провели словарный диктант, который состоял из 15 терминов (приложение 2). Диктант мы проводили 2 раза. В начале продиктовали термины и собрали работы. Во второй раз предварительно был дан этимологический анализ слов. Результаты данной работы отражены в диаграммах (приложение 3). Работу выполняли 20 человек. Без предварительной подготовки на «отлично» и «хорошо» справились 12 учащихся, то есть 60% . Результаты второго диктанта, когда предварительно был дан этимологический анализ слов, заметно лучше.На «отлично» и «хорошо» справились 14 учащихся, это 70% класса.
После словарного диктанта мы попросили учеников ответить на вопрос: «Какие слова вам было легче запоминать: с объяснением происхождения или без объяснения?» Оказалось, легче запоминать слова, если известна их этимология. Опрос учащихся убедительно доказывает, что этимология помогает запомнить правописание слова. Таким образом, этимологический анализ – весьма эффективный прием объяснения правильного написания слов.
В процессе работы мы решили составить в помощь одноклассникам справочник научных терминов с этимологическими комментариями, объясняющими их орфографию. Оформили словав виде буклета (приложение 4).
Заключение
Этимология – очень интереснaя и важнaя нaукa. Онa помогaет лучше понять лексическое значение словa, его структуру, a самое главное – учит прaвильному нaписанию словa. Можно не заучивaть нaписание слов, a пользовaться способом подборa проверочных слов, заглянув в этимологический словaрь. Это нaмного интереснее.Кроме того, этимология тесно связанa с еще одной очень увлекательной наукой – историей. Узнaвaя происхождение слов, мы путешествуем во времени: погружaемся в прошлое и зaглядываем в будущее.Знaния по этимологии помогают вырaбатывать орфогрaфическую грaмотность, рaсширяют лексикон, способствуют вырaботке нaвыков прaвильной, грамотной устной и письменной речи.
Выдвинутая нами гипотеза была доказана практически. Применение этимологического анализа слова углубляет знания по истории, способствует улучшению грамотности при осмыслении и понимании написания слов. Проделанная над проектом работа мне очень многое дала. Я научился более правильно и эффективно пользоваться различными словарями, книгами научного стиля, узнал новые термины и понятия.
Список использованной литературы
1.А.Азимов. Слова в науке: История происхождения научных терминов. – М., 2006
2. Большая российская энциклопедия. https://bigenc.ru/linguistics/text/4916890
3. М. Фасмер. Этимологический словарь русского языка. http://etymolog.ruslang.ru/
4.Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. – М., 2006.
5.Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Значение и происхождение слов.– М.: Дрофа; Русский язык, 2007.
Приложение 1
1.Что такое этимология? Дайте определение.
___________________________________________________________
2. Соедините термины (слева) и этимологию слов (справа)
1. Организм | А. От старославянского слова «сущий», то есть «существующий», «тот, который есть» |
2. Синоним | Б. Заимствование от латинского organismus – «устраиваю» и от греческого ὄργανον – «орудие» |
3.Существительное | В. Термин происходит от праславянского klětь, что означает «погреб» |
4. Клетка | Г. Восходит к греческому слову synonymos, которое буквально означает «парное имя» |
3. Напишите научный термин, произошедший от этих слов.
А) ὄργανον [органон] – ____________
Б) glēba [глеба] –___________
В) ložiti [ложити] –______________
Результаты
1 вопрос: дали правильный ответ – 9 уч.
не ответили – 4 уч.
дали неверный ответ – 7 уч.
2 вопрос: справились с заданием – 12 уч.
не справились с заданием – 8 уч.
3 вопрос: дали правильные ответы – 4 уч.
дали неправильные ответы – 16 уч.
Приложение 2
Словарный диктант из научных терминов
Организм, окуляр, подлежащее, континент, цифра, сложение, грибы, существительное, вирус, омоним, глобус, меридиан, микроскоп, синоним, алгоритм.
Приложение 3
Результаты первого диктанта
«5» - 2 уч. 10%
«4» - 10 уч. 50%
«3» - 8 уч. 40%
«2» - 0 уч. 0%
Результаты второго диктанта
«5» - 3 уч. 15%
«4» - 11 уч. 55%
«3» - 6 уч. 30%
«2» - 0 уч. 0%
[1]Большая российская энциклопедия. https://bigenc.ru/linguistics/text/4916890
[2]Большая российская энциклопедия. https://bigenc.ru/linguistics/text/4916890
[3]Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Значение и происхождение слов. – М.: Дрофа; Русский язык, 2007.
[4]А. Азимов. Слова в науке: История происхождения научных терминов. — М., 2006
[5]М. Фасмер. Этимологический словарь русского языка. http://etymolog.ruslang.ru/
[6]Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Значение и происхождение слов. – М.: Дрофа; Русский язык, 2007.
[7]М. Фасмер. Этимологический словарь русского языка. http://etymolog.ruslang.ru/
[8]А. Азимов. Слова в науке: История происхождения научных терминов. — М., 2006
Золотая хохлома
Рождественский венок
Император Акбар и Бирбал
Несчастный Андрей
Рисуем кактусы акварелью