индивидуальный проект по обществознанию, область социология.
Вложение | Размер |
---|---|
"Потребности подростка" | 56.03 КБ |
МБОУ Троицкая СОШ
Индивидуальный проект
«Потребности подростка»
по обществознанию
ученицы 9 «а» класса
Кузнецовой Екатерины
Руководитель проекта:
учитель истории и обществознания
Сидорова Людмила Анатольевна
с.Троицк, 2020 г.
Содержание
Введение 3
1. Мир потребностей подростков и взрослых. 4-6
2. Две группы потребностей. 7
3. Ложные потребности и причины их появления. 8-9
Заключение 10
Список литературы 11
Приложение 12-16
Отзыв руководителя 17-18
Введение
В чем нуждаются мои сверстники, учащиеся моего класса, подростки начала 3 тысячелетия? О чем они мечтают в первую очередь и чем их нужды отличаются от нужд их родителей, то есть взрослых, представителей другого поколения, другого времени? Ведь именно удовлетворенность в своих потребностях позволяет во взрослой жизни добиваться успеха. Эти актуальные вопросы стали предметом моего исследования.
Среди учащихся 7-8 класса моей школы было проведено анкетирование (опрошено было 44 человека в возрасте от 12 - 13 лет), а также интервью для того чтобы узнать как потребности связаны между собой и какое значение они имеют в жизни подростка. Эти методы позволили прояснить картину о жизненных потребностях подростков; какие потребности являются для них приоритетными, а какие отходят на второй план, а самое главное увидеть, как эти потребности связаны с потребностью семьи, в которой проживает ребенок и в какой степени происходит их удовлетворение.
Эпиграф:
«Голодной курице все просо снится».
Изучив тему на уроке обществознания « Что человек чувствует, о чем мечтает», мне захотелось узнать, отличаются ли мои потребности, потребности моих одноклассников от потребностей взрослых, наших родителей. Для этого потребовалось провести опрос. Не все ученики, также как и взрослые, откровенно старались говорить, некоторые даже увиливали от ответа. Возможно, им неудобно было отвечать на такие вопросы или это связано с их загруженностью, множеством проблем, связанных с учебой. Ответы респондентов оказались очень разнообразны: короткие и длинные, откровенные и даже завуалированные, так что приходилось разбираться, какую потребность респондент ставит на первое место, а какую отодвигает на второй план.
Телефон и телевизор, компьютер и лазерный принтер, самолет и …
Все когда - то было в диковинку, родители не всегда знают возможности компьютера, а мы с легкостью используем его в жизни.
Потребности человека настолько разнородны, что можно только удивляться, как человек «справляется» с ними. К каким же выводам можно прийти, изучив данные опроса?
У подростков и родителей сохраняются физиологические или органические потребности человека, которые присущи не только человеку, но и всем живым существам. А именно: каждодневная потребность в утолении голода и жажды, тепле, воздухе, безопасности, самосохранении.
У родителей (в их подростковом возрасте) на первое место выступала потребность в знаниях (духовная), а у их детей - в деньгах, имуществе (машине, крутом телефоне, мотоцикле, велосипеде, одежде – все это вещные, бытовые потребности). Родители говорили, что нуждались в помощи, доверии со стороны своих родителей (58 %), которые реализуют мечты о душистых мандаринах на новогодний праздник, о нарядном выходном платье (8 %). Поэтому стремились учиться, чтобы оправдать надежды родителей и боялись их подвести. Лишь 4 подростка (17 %) отметили потребность в познании. А ведь английский философ Ф. Бэкон говорил: «Знание сила!». Выходит мнение нового поколения изменилось. Не случайно многие учащиеся говорят: «Да зачем нам физика, химия, история? Разве на науке сейчас заработаешь? Проигрышный вариант…». 12 % родителей считают, что учиться не обязательно, что «Жизнь сама всему научит» и как не странно у их детей такое же отношение к учебе и как следствие проблемы в школе. У 21% учащихся низкая мотивация к учебе, т.е. желание учиться отсутствует, отношение к школе негативное. Что же получается, мультипликационный герой Незнайка теперь не актуален? Лично я согласна с Бэконом и считаю, что знания сопутствуют тому, кем ты станешь в самостоятельной жизни и будешь ли ты отличаться от всех остальных. Ведь даже Дональд Даг накопил богатства, используя знания, тратил деньги с умом.
Человек по своей природе – существо общественное. Для полноценного существования он нуждается в постоянном контакте с себе подобными. А одиночество он переживает как состояние дискомфорта. Из моих респондентов и дети, и взрослые считают, что деньгам не помешают и друзья (45 %). Именно в юности, общаясь, ребенок стремится к взаимопониманию, получает возможность проявить себя с желательной стороны, начинает разбираться в том, кто же на самом деле «друг». Из этого следует, что в качестве духовной потребности они выделяют такую ценность как дружба.
У опрошенных взрослых на сегодняшнее время основными потребностями остаются - деньги (19 чел.), жилье (8 чел.), здоровье (11 чел.), работа (10 чел.). Эти потребности порождены сегодняшним социально – экономическим развитием в стране, а именно политикой в сельской местности. Что удивительно эти потребности сейчас имеются у детей в подростковом возрасте.
Я прочла литературу ученых по психологии и социологии, подобранную мне научным руководителем для того, чтобы понять, как рассматривают ученые мир потребностей и проанализировать собранную мною информацию из опроса учащихся и взрослых (родители, знакомые и др). Многие ученые пытались объяснить природу потребностей:
Авторы сходятся в одном, что потребность является источником активности человека, побуждает его к поступкам, стимулирует его поведение.
Я изучила иерархическую теорию потребностей Абрахама Маслоу американского психолога. Он расположил потребности в своеобразном восходящем порядке от низших – биологических, до высших – духовных и оказалось, что потребности современного шестиклассника тоже можно подразделить на ступени и увидеть ту особенность, которая характерна для моих респондентов (см. приложение №1).
Состояние нужды в чем - то вызывает дискомфорт, психологическое ощущение неудовлетворенности. Человек пребывает в напряжении, чтобы его снять человек что - либо делает. Так дискомфорт испытывают родители, не имеющие работу (10 чел.), разочаровавшиеся в профессии (9 чел.), имеющие маленькое старое жилье (6 чел.). Часть детей испытывают дискомфорт и напряженность из – за того, что воспитываются в неполной семье (4 человека), приемной семье или нет модной одежды или вещи (3чел.).
Потребности иногда совпадают с ценностями, такими как любовь, взаимопонимание, добро. Потребности могут меняться, а ценности неизменны и человек понимает их значимость не сразу, а на протяжении жизни.
Все потребности, как считают социологи, можно поделить на насыщаемые и ненасыщаемые. Именно духовные и социальные потребности подростков относятся к ненасыщаемым, а именно: игра, потребность в саморазвитии, самосовершенствовании, в общении. При этом дети, чаще мальчики предпочитают играть в компьютерные игры, где действия сопровождаются агрессией, убийством, кровопролитием и борзотой. Любимой игрой родителей была игра «Классики», «Кошки - мышки», «Лапта». Мы же предпочитаем слушать и танцевать под громкую, веселую музыку при этом, не интересуясь тем, кто является исполнителем и о чем песня (если она на иностранном языке). Из фильмов предпочитают фантастику или приключения. Желание красиво и модно выглядеть хотят все. А если учесть, что для приобретения модной одежды нужны деньги, а не у всех они есть, то рождается зависть и злоба как на себя, на одноклассников, так и на родителей. В дальнейшем это порождает и конфликты, и желание иметь вещь любой ценой. Нередко восьмиклассники силой отнимают вещь или меняются одеждой, чтоб временно поносить. Из этого следует, что потребности не только различаются, но и побуждают к активным поступкам, являются мотивом и влияют на взаимоотношения и характер человека, на отношение к миру.
Родители же испытывают потребность, которая перерастает в проблему, а именно в здоровье (20 чел.), работе (10 чел.), позволяющей получать основной доход, в жилье (3 чел.) и счастье (24 чел.). По - видимому «счастье» это - то главное, к чему стремятся взрослые, является ценностью для всех.
Сравнивая данные (Приложение №4), мы видим, что биологические и материальные (вещные) потребности у детей и их родителей (1 и 2 поколения) являются приоритетными. Потребность в знаниях, в искусстве, самореализации, развитии своих способностей (духовные) проявляется у меньшинства детей. Родителям в анкете был задан вопрос: «В чем вы нуждались в 10-11 летнем возрасте (знаниях, любви, одежде, книгах, семье, и т.д.). Они отвечали: «знания, книги, семья). Из этого следует, что они отдавали предпочтение знаниям, средствам получения знаний и обогащению своего духовного мира). То есть мнения респондентов разного возраста не совпадают.
Некоторые потребности родителей и детей можно назвать значимыми для всех «ценностями», а именно это здоровье, счастье, знания, интеллект, красота, общение. Но у детей ненасыщаемые потребности чаще касаются досуга и развлечения (современные танцы под шумную музыку, игра, просмотр только фильмов по телевизору) и не всегда осознанны.
В моем классе дети из разных по социальному статусу семей и по материальному обеспечению (в основном малообеспеченные). Именно это порождает необходимость в деньгах. А так же проявлению таких качеств, которые становятся потребностями:
Некоторые подростки курят, пьют пиво, сбегают с уроков, «зависают» в телефоне в соцсетях или игре, используют в своей речи мат, предпочитают живому общению переписку в интернете. Неужели это их потребность? Скорее всего, из этого следует, что есть потребности ложные и их появление связано с воспитанием в семье и дефицитом качественного общения вне семьи, а также влиянием СМИ. В сочинениях немецкого гуманиста 15 века С. Бранта есть строки:
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому:
Родители пример ему…
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Это может стать личной проблемой и проблемой общества. Все эти вещи несут не пользу, не способствуют дальнейшему росту, а несут вред, мешают человеку развиваться.
Ученый Маслоу А. считает, что потребности роста начинают управлять человеком только после того, как будут реализованы потребности более низкого уровня. Только 4 человека в моем классе не получают материальную помощь, в школьной столовой питание для них не бесплатное. Остальные 13 человек питаются бесплатно. Это говорит о том, что потребности нижнего уровня в их семьях не удовлетворяются на 100 %. Возможен ли рост? Очень хотелось бы, чтобы у моих одноклассников все получилось. И именно семья, государство, в котором живут люди, общество ответственно за молодое поколение.
Заключение
Меняется мир, меняются человеческие потребности. Все люди понимают, что есть что - то, без чего им будет трудно, практически невозможно обойтись. И люди начинают предпринимать какие – то шаги, чтобы получить желаемое. И я это тоже поняла, именно потребности заставляют человека действовать, что- то предпринимать.
Потребности – это источник, движущая сила активности человека.
Потребность – это нужда, необходимость чего – либо для жизнедеятельности человека.
Поставленная гипотеза подтвердилась. Потребности подростков действительно отличаются от потребностей родителей, но есть много общего. Проявляется зависимость потребностей детей от удовлетворения потребностей их родителей. Потребности - это главный источник, движущая сила активности человека. К чему же может привести это? В семье ребенок совершает свои первые шаги в осмыслении окружающего мира. В семье ему вручается эстафета опыта поколений, которую он обязан понести дальше, чтоб передать ее своим детям. Семья первоначальный важный для ребенка институт, призванный помочь в удовлетворении потребностей низшего уровня, биологических (физиологических, органических), а также потребность в безопасности. Ведь именно от удовлетворения их возможно осознанное появление потребностей роста, самосовершенствование, развитие в творчестве.
Список литературы
Приложения
Приложение №1
«Иерархическая пирамида потребностей современного подростка»
Приложение № 2
«Анкета для взрослых» (родителей, знакомых и тд.)
№ | Вопросы | Примерные ответы |
1 | В чем вы испытываете потребность? А) в первую очередь; б) во вторую очередь; в) в третьих | - |
2 | Считаете ли вы, что знания важны для человека? | Да, нет, другой ответ |
3 | Сколько человек в вашей семье? | - |
4 | Удовлетворены ли вы своей профессией? | Да, нет, другой ответ |
5 | Какой у вас дом? | Частный, арендуемый, другой вариант; Большой, маленький |
6 | Есть ли у вашего ребенка своя комната? | Да, нет, другой ответ |
7 | Есть ли у вас любимая работа? | Да, нет, другой ответ |
8 | Есть ли у вас друзья? Доверяете ли вы им? | Да, нет, другой ответ |
9 | Счастливый ли вы человек? | Да, нет, другой ответ |
10 | В чем вы испытывали потребность в подростковом возрасте (11 -12 лет)? | - |
Приложение №3
Вопросы интервью, проводимого с взрослыми и их ответы
- Вспомните, пожалуйста, о чем вы мечтали и что вам нужно было, когда вам было
(11-12 лет)?
- В моем детстве были радужные мечты. Хотелось побыстрей вырасти, закончить школу и поступить в институт на инженера, чтоб помогать родителям, ведь семья у нас была большая 5 человек. Хотелось чего – то достичь самому, а для этого надо было учиться.
- Помнится, когда я был маленький, все ждали Новый год, ждали подарки, так хорошо было на душе, когда вместе с родителями катались с горки. Мне так нужно было, чтоб они были рядом, так хорошо было. Но они рано умерли и все закончилось.
- Как вы относитесь к выражению «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»?
- У нас есть друзья, но их немного. Много их и не должно быть, они не раз выручали, а деньги это вода- то они есть, то нет их.
- Что такое счастье?
- Это сложный вопрос. Я в него не верю.
- Счастье, когда все мои родные рядом. Когда не стыдно за детей. И когда не болит голова за их будущее.
- В чем испытываете нужду сейчас?
- Не хватает денег, так сложно стало жить. Дом нуждается в ремонте, часто затопляет весной. Ноги болят и совсем не знаю как управляться по хозяйству. Здоровье уже не то. А власти все только обещают помочь.
Приложение №4
Таблица анализа потребностей родителей и детей.
1)Результаты опроса учащихся (количество респондентов – 44 человека)
№ | Вид потребности | Количество человек | % |
1 | Биологические (физиологические, органические). | 28 | 64 |
2 | Социальные (дружба, общение). | 18 | 75 |
3 | Духовные (знания). | 10 | 23 |
4 | Материальные (вещные – деньги, автомобиль, велосипед, компьютер, сотовый телефон, одежда). | 44 | 100 |
5 | Престижные (желание выделиться). | 5 | 11 |
2) Результаты опроса родителей (ответили 36 человек)
№ | Вид потребности | Количество человек | % |
1 | Биологические (пища, воздух, отдых,свобода). | 35 | 97 |
2 | Социальные (слаженный трудовой коллектив, семья, дети, коллеги, которым можно доверять). | 21 | 58 |
3 | Духовные (дружба, любовь, вера). | 18 | 50 |
4 | Престижные (карьера). | 3 | 8 |
5 | Материальные (хорошо оплачиваемая работа, деньги, предметы домашнего обихода, просторное жилье). | 29 | 80 |
3)
Ненасыщаемые потребности родителей | Ненасыщаемые потребности детей |
Здоровье Беззаботная старость Профессия В знаниях и подтверждении их Счастье Интеллект Отдых Друзья | Танцы Просмотр фильмов по телевизору Популярность Прослушивание веселой музыки Игра в компьютерные игры Общение Доверие Красота |
Приложение №5
« Анкета для учащихся 7-8 класса»
№ | Вопросы | Ответы |
1 | Знаешь ли ты, что такое потребности? | Да, нет, сомневаюсь |
2 | Испытываешь ли ты нужду в чем – либо? (В первую очередь, во вторую, в третьих). | Да, нет, другое |
3 | Есть ли у тебя друзья? | Да, нет |
4 | Дороги ли тебе друзья? | Да, нет |
5 | Хочется ли тебе учиться? | Да, нет |
6 | Считаешь ли ты, что знания открывают путь к жизненному успеху? | Да, нет |
7 | Любишь ли ты своих родителей? | Да, нет |
8 | Как ты относишься к выражению: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»? | |
9 | Часто ли ты испытываешь голод? | Да, нет |
10 | Какие из своих потребностей ты отнесешь к ненасыщаемым? |
МБОУ Троицкая СОШ
Отзыв
на индивидуальный проект
«Потребности подростка»
ученицы 9 «а» класса
Кузнецовой Екатерины
Работа раскрывает мир потребностей современного подростка.
В данной работе Екатерина отвечает на вопросы: различаются ли потребности детей от потребностей их родителей. Зависят ли потребности детей от удовлетворения нужд их родителей и их ценностных установок. Мы поставили цель - исследовать потребности подростков на примере учащихся 7-8 классов. Работу Катя выполняла самостоятельно, по поставленному плану, используя ресурсы сети Интернет и литературу, рекомендованную ей для проекта. Самостоятельно провела наблюдение в ученической среде. Выполнила продукт: анализ анкетирования и опроса подростков и взрослых. Данная работа включает в себя два раздела: теоретическую – реферативно-исследовательскую часть и практическую часть – анализ собранных данных.
Своей работой Катя доказала, что потребности взрослых и детей имеют как общие черты, так и различия. Мир потребностей современного подростка сильно зависит от того, как удовлетворены нужды нижнего уровня потребностей, реализация которых напрямую зависит от родителей, а также от окружающей среды. Практическая часть работы наглядно демонстрирует компетентность автора в исследуемом вопросе. Чётко выполняла все рекомендации руководителя проекта. В ходе выполнения проекта Катя проявляла инициативу, научилась обрабатывать информацию текстовую и статистическую (не сразу получалось выполнить эту операцию правильно), научилась оформлять работу и представлять результаты наглядно в презентации, научилась составлять таблицы и диаграммы, графики. Проектная работа Кузнецовой Кати по теме:
«Потребности современного подростка» отвечает требованиям, предъявляемым к проектным работам, и заслуживает высокой оценки.
10.03.2020 г. Руководитель Сидорова Л.А.
.
В Китае испытали "автобус будущего"
Как нарисовать портрет?
Заяц, косач, медведь и весна
Как нарисовать китайскую розу
Девчата