Исследовательская работа Михаила о соблюдении режима дня на самочувствие, здоровье и настроении человека. Проведены практические работы, направленные на определение влияния режима дня на настроение школьника.
Вложение | Размер |
---|---|
Роль режима дня в настроении человека | 38.98 КБ |
МАОУ «Гимназия им. Н.В. Пушкова»
Исследовательская работа:
«Роль режима дня в настроении человека»
Выполнил: Виноградов Михаил, ученик 5 «в» класса МАОУ «Гимназия им. Н.В. Пушкова» Научный руководитель: Н.Н.Янгаева |
2019г |
Введение
«Сильная личность лень победит
и жизнь правильно настроит»
В последних государственных документах особое внимание уделяется сохранению и укреплению здоровья граждан РФ. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится: «Здоровье человека – важный показатель его личного успеха». [1] По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье – это «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Здоровье – это набор привычек. Какие привычки следует привить школьнику, а с чем нужно бороться?
Школьники часто устают в конце дня и чувствуют упадок сил, потому что нерационально распределяют свое время. Если распорядок правильный, то можно успеть все: учиться, читать «для души», гулять и заниматься спортом.
Гипотеза: умеренное соблюдение режима дня положительно влияет на настроение и здоровье учащегося.
Цель данной работы: исследование влияния режима дня на настроение школьника.
Задачи:
Факторы образа жизни, влияющие на состояние здоровья
В своей книге «Гигиена физического воспитания и спорта» В. И. Коваль и Т. А. Родионова приводят следующие факторы, влияющие на здоровье человека (по Э. Н. Вайнеру) [3]:
Таблица №1
Факторы образа жизни | Положительное влияние | Отрицательное влияние |
1. Движение | Физические нагрузки, высокая двигательная активность | Гиподинамия |
2. Закаливание | Воздух, вода и солнце | Их отсутствие |
3.Питание | Правильное, сбалансированное | Неправильное |
4.Режим | Правильный распорядок дня | Безволие, неорганизованность, слабохарактерность |
5.Вредные привычки | Отказ от вредных привычек | Курение, наркотики, алкоголь |
Режим дня
Каждый человек в течение дня должен сделать много разных дел. Как все успеть? Сходить в школу, пообщаться с друзьями, поиграть, сделать домашнее задание, почитать? Многие ребята к тому же занимаются спортом, музыкой, рисованием. Выполнить все, что запланировали, поможет правильно составленный режим дня.
Прежде всего, распорядок дня нужен, чтобы ограничить нагрузки на сердце. Если ребенок будет недосыпать и иным образом регулярно нарушать режим работы и отдыха, его нервная, сердечно-сосудистая и иммунная системы дадут сбой. Ребенок начнет часто болеть, станет нервным, раздражительным, что отразится на успеваемости и общении.
В основе правильно организованного режима дня школьника лежит определенный ритм, строгое чередование отдельных видов занятий. При выполнении в определенной последовательности, в одно и то же время, отдельных элементов режима дня создаются определенные "привычки", которые облегчают переход от одного вида деятельности к другому. Поэтому необходимо строго придерживаться определенного времени подъема и отхода ко сну, приготовления домашних заданий, приемов пищи, т.е. следовать определенному, установленному режиму дня. Этому основному положению должны быть подчинены все элементы режима.
При составлении режима дня для ребенка необходимо учесть следующие нюансы:
1. Обязательное чередование труда и отдыха.
2. Регулярный прием пищи.
3. Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну.
4. Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.
5. Определенное время для приготовления домашних заданий, с обязательными 10-15минутными перерывами на отдых.
6. Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.
С утра надо обязательно уделить 10-15 минут зарядке. Гимнастические упражнения следует проводить в хорошо проветренной комнате, в теплое время года — при открытом окне или на свежем воздухе. Гимнастические упражнения усиливают работу сердца и легких, улучшают обмен веществ, благотворно действуют на нервную систему.
Методика П.Ф. Лесгафта
П. Ф. Лесгафт (педагог, врач, создатель научной системы физического воспитания) считал, что физическое и духовное развитие взаимосвязаны, именно поэтому физические упражнения не только развивают тело, но и стимулируют мозг, способствуют развитию познавательных возможностей. Ученый считал, что ребенку необходимы ежедневные физические нагрузки с помощью специально разработанного комплекса упражнений. Эти упражнения должны быть систематическими, а также их необходимо постоянно совершенствовать и усложнять по мере роста ребенка. Особую роль Лесгафт отводил двигательным упражнениям, формирующим быструю реакцию, умение управлять своим телом и контролировать каждое движение. Такие упражнения помогают научиться контролировать себя и разумно распределять собственные жизненные и физические ресурсы. []
После гимнастики проводятся водные и гигиенические процедуры в виде обтираний или обливаний. Следовательно, утренний туалет, кроме гигиенического значения, имеет и закаливающее действие, укрепляет здоровье, повышает сопротивляемость простудным заболеваниям. Весь утренний туалет должен занимать не более 30 минут. Утренняя гимнастика с последующими водными процедурами подготовляет организм школьника к трудовому дню.
После занятий в школе не обязательно сразу приступать к выполнению домашнего задания - пусть "голова отдохнет" от усваивания информации. И вообще, надо постараться, чтобы ребенок в течение дня имел 1 - 2 часа свободного времени для прогулок, игр и пребывания на свежем воздухе. На приготовление домашних уроков в режиме дня начальных классов отводится не более полутора часов.
Если же приготовление домашних заданий затягивается, то учебный материал плохо усваивается, детям приходится многократно перечитывать одно и то же, чтобы понять смысл, в письменных работах они делают много ошибок.
Свободное время должно быть и перед сном. Не рекомендуется выполнять домашние занятия допоздна и сразу же ложиться спать, т.к. сон ребенка может быть неглубоким, прерывистым, не восстанавливающим силы.
Необходимо помнить, что соблюдение режима дня в моем возрасте даёт возможность правильно распределить список основных дел на день и распределить их по часам с утра до вечера, чередуя их с отдыхом.
Для того чтобы выяснить влияние режима дня на настроение школьника были проведены исследования, как соблюдение отдельных этапов режима дня изменяет настроение человека.
Взаимосвязь здоровья человека с его мыслями уже в древности была известна человечеству: ещё древнегреческие мыслители были убеждены в том, что сознание человека оказывает непосредственное влияние на его тело. По этой причине в самом начале развития медицины основополагающей позицией при лечении любого заболевания было единство души и тела. Современная медицина считает, что мы непременно должны внимательно и бережно относиться к своей психике, своим реакциям и своим эмоциям. Особенности современной жизни таковы, что порой одно за другим нас захлёстывают негативные эмоции, беспокойства, страхи, переживания или даже агрессия. Нужно стараться свести их воздействие на нашу личность к минимуму. Тогда и жизнь станет радостнее, и мы будем счастливее и здоровее. [5]
Анализ практических работ
По нашему мнению, одним из способов, позволяющим человеку сохранять душевное равновесие, является правильное сочетание труда и отдыха, т.е. соблюдение режима дня. Этапы реализации исследования представлены в таблице № 2 [6]
Таблица №2. Влияние режима дня на мое настроение
Режим дня | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | Воскресенье |
Утренняя зарядка | |||||||
Занятия спортом | |||||||
Просмотр телепередач | |||||||
Прогулка | |||||||
Время начала приготовления уроков | |||||||
Активные перерывы | |||||||
Закаливающие процедуры | |||||||
Продолжительность сна | |||||||
Итог |
Анализ результатов исследования
Наше исследование построено на результатах, полученных в ходе практической работы. В течение недели наблюдалось я старался соблюдать распорядок дня по часам, а результаты в виде самочувствия и настроения обозначал смайликами и вставлял в таблицу №1, согласно ключу заполнения.
Выводы: в ходе работы я установил, что соблюдение режима дня позволяет человеку распределять основные дела в течение дня так, чтобы правильно расходовать свои силы и уметь их восстанавливать. А это, в свою очередь, позволяет человеку всегда находиться в приподнятом настроении, а значит и сохранить здоровье. Ведь недаром современные врачи считают, что основные причины любых болезней кроются отнюдь не в окружающем, но во внутреннем мире.
Заключение
Результаты моей работы показывают, что выполнение режима дня особенно важен для детей, ведь наш организм ещё растёт и формируется. Очень важно формировать знания у детей о здоровом образе жизни в школьном возрасте и прививать привычки строго следовать расписанию распорядка дня, тогда появляется настроение, удовлетворение собой и своей жизнью. Ведь здоровье и хорошее настроение - это важное условие счастья.
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Неньютоновская жидкость
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Вокруг света за 80 дней
Композитор Алексей Рыбников