Цели проекта: изучить историческое прошлое города через изучение истории вокзала, его возникновение и развитие; довести до понимания детей, что вокзал Ртищево - объект культурного наследия Ритщевского района, что его история уникальна. В процессе работы над проектом ученик совместно с родителями, педагогом узнал об архитектурном памятнике своего города, вокзале, и поделился своими знаниями с одноклассниками. Данный проект имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Ребёнок, который знает историю города, края, памятников культуры, архитектуры, будет ценить их, никогда не совершит акта вандализма.
Вложение | Размер |
---|---|
учебно - исследовательский проект "Объект культурного наследия Саратовской области" | 26.55 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8
г. Ртищево Саратовской области»
(МАОУ «СОШ №8 Г. РТИЩЕВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Авторский учебно-исследовательский
проект
Объект культурного наследия Саратовской области
Выполнил:
ученик 4а класса МАОУ «СОШ №8
г.Ртищево Саратовской области»
Манохин Михаил Юрьевич
Руководитель:
Бритова Татьяна Викторовна,
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №8 г.Ртищево
Саратовской области»
Ртищево
2022 г.
Аннотация.
В процессе работы над проектом «Объект культурного наследия Саратовской области» я совместно с родителями, педагогом узнал об архитектурном памятнике своего города, вокзале, и поделился своими знаниями с одноклассниками. Данный проект имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Ребёнок, который знает историю своего села, города, края, памятников культуры, архитектуры, будет ценить их, никогда не совершит акта вандализма.
Введение.
Направление: гуманитарное.
Тип проект: творческо-исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Актуальность проекта:
У каждого города есть свои памятники – символы его гордости и славы. Они рассказывают нам о подвигах на полях сражений и в мирном труде. Памятники – это наша история. Они неразрывно связаны со всем обликом города, незаметно для нас самих становятся неотъемлемой частью нашей жизни. В нашем небольшом городке тоже есть памятники.
Я ладошки свои
К твоим стенам прижму,
Всё, что хочешь узнать,
Для тебя расскажу…
Но всего любопытней
Так хочу я узнать.
Ведь ты в городе главный,
Можешь много сказать.
Я услышу, ты верь мне,
Все слова, что сказал,
Потому что ты главный,
Потому что вокзал!
(Белоусова В. Ю.)
С недавних пор, я интересуюсь историей родного края, и мое внимание привлекло здание нашего железнодорожного вокзала. Здание необычное и старинное, скрывающее в себе много ушедших событий.
Среди моих друзей и одноклассников мало кто интересуется историей и вероятно, что большинство не знают об историческом наследии города.
Совместно с учителем мы провели анкетирование в моем классе на тему: «Какой объект культурного наследия есть в самом сердце нашего города?»
ВОПРОСЫ:
1. Какой исторический и архитектурный памятник находится в центре города?
2. В каком году он был построен?
3. Что знаешь из истории создания вокзала?
4. Какие памятные события связаны с вокзалом?
Анкетирование показало, что мало ребят знают историю вокзала.
Я уверен, что каждый из нас обязан знать историю не только нашей страны, но и города, историю памятников родных мест.
Цель проекта:
1. Изучить историческое прошлое города через изучение истории вокзала, его возникновение и развитие.
2. Довести до понимания детей, что вокзал Ртищево – объект культурного наследия Саратовской области, что его история уникальна.
3.Воспитать чувство патриотизма, чувство гордости за свою малую Родину.
Задачи проекта:
Предполагаемый результат:
Проблема: Отсутствие знаний об истории архитектурного памятника вокзала Ртищево.
Новизна проекта: новизна состоит в том, что именно личное соприкосновение поколения с исторической и современной информацией об архитектурных памятниках своего города позволит расширить знания о родном крае и задуматься о мерах своей сопричастности в необходимости уберечь и сохранить памятники для потомков.
Основные мероприятия проектной деятельности:
1. Определение проблемы.
2. Анкетирование.
3. Посещение вокзала. Сбор материала.
4. Посещение музея. Сбор материала.
5. Информационные минутки в уголке школьной библиотеки.
6. Создание буклета.
В IX веке в Российской Империи, для установления транспортных связей между губерниями, началось широкомасштабное строительство железнодорожных веток. К пассажирским зданиям предъявляли высокие технические и художественные требования, поэтому их проектировали ведущие архитекторы своего времени, которые при строительстве вкладывали черты национального зодчества с характерными для Запада стилистическими направлениями архитектуры. Сегодня некоторые уникальные вокзалы, построенные в эту эпоху, являются визитной карточкой городов и признаны объектами культурного наследия.
В моем городе тоже есть такой объект – это памятник архитектуры – Ртищевский вокзал железнодорожного транспорта. Строительство пассажирского каменного двухэтажного здания и станции Ртищево началось летом 1868 года. Строился вокзал в основном из местного кирпича, который изготавливался на заводе купца Ивана Святогорова. К концу 1870 года здание железнодорожного вокзала станции Ртищево было построено. Позднее к зданию вокзала были пристроены два крыла архитектором Павлом Зыбиным. В правом крыле расположился зал ожидания для пассажиров первого класса, а в левом – зал ожидания для пассажиров второго класса. Для обслуживания высоких гостей на вокзале существовал буфет. Здание вокзала напоминало средневековый замок, с чертами романского стиля. Массивные стены из красного кирпича, полукруглые арки, фасад богато украшенный различными архитектурными элементами и узкими обрамленными окнами. Здесь присутствуют и заостренные готические башни, которые подчеркивают таинственный и величественный вид сооружения. Стены и потолки главных помещений украшены лепными живописными узорами.
В годы гражданской войны 1917-1922 гг. в России по многим регионам прокатился страшный голод, особенно страдали Урал, Поволжье.. Поздней осенью 1921 г. в Поволжье по поручению Международного комитета Красного креста прибыл норвежский полярный исследователь - комиссар Лиги наций по делам военнопленных Фритьоф Нансен. Нансеном был организован фонд для оказания помощи голодающим Поволжья, комитет которого находился на втором этаже вокзала. За счёт «Фонда Нансена» в Ртищево содержались две столовые. Они бесплатно кормили 830 детей-сирот, отпускали обеды нуждающимся семьям и транзитным пассажирам.
29 ноября 1921 года на обратном пути из Саратова Нансен специально остановился в Ртищево, где пробыл трое суток, живя на вокзале. Здесь он провёл, как кормят детей, посетил пункты выдачи пайка в сёлах вокруг Ртищево. Совокупность 30 с лишним благотворительных организаций, действовавших в России под руководством великого полярника, принято называть Нансеновской миссией.
14 сентября 2010 года на здании вокзала станции Ртищево-1 была открыта мемориальная доска Фритьофу Нансену.
В годы Великой Отечественной войны Ртищевский железнодорожный узел выполнял важнейшую связующую функцию тыла с фронтом. В соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны СССР, а также в целях лучшей подготовки города к противовоздушной обороне осенью 1941 года, Ртищевским районным военным комиссариатом началось формирование за счёт призывников запаса 100-го отдельного батальона воздушного наблюдения, оповещения и связи с местом дислокации в городе Ртищево. На батальон были возложены задачи по охране Саратова, Балашова, Пензы и Ртищево. Первоначально батальон состоял из мужчин. Вскоре почти весь мужской персонал был отправлен на передовую. Им на смену стали призывать девушек добровольцев. Боевые отряды 100-го батальона ВНОС вели зоркую службу на железнодорожных станциях Ртищево-II, Дубасово и Благодатка.
В апреле 1942 года для обеспечения воздушного прикрытия железнодорожного узла от налётов вражеской авиации в Ртищево прибыл 243-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион. На крыше железнодорожного вокзала бойцами артдивизиона были установлены зенитные пулемёты; зенитные орудия были установлены в городе и его окрестностях. С этого времени бойцы 100-го батальона и 243-го дивизиона находились в постоянном взаимодействии. В том же 1942 году, в связи с большим потоком беженцев, при вокзале был организован санпропускник.
А ещё я узнал, что наша станция и вокзал уцелели во время Великой Отечественной войны благодаря ложным объектам, установленным в районе Благодатки. В годы Великой Отечественной войны ртищевский железнодорожный узел выполнял важнейшую функцию: связывал тыл с фронтом. Эту стратегическую важность понимало и немецкое командование. Его уничтожение значилось в оперативных планах Вермахта. В начале мая 2010 года на здании вокзала открыта ещё одна мемориальная доска «Здесь тыл был фронтом».
Спустя десятилетия здание Ртищевского вокзала иначе выглядит сегодня, пройдя сложный путь исторических испытаний, а также поздних работ по ремонту и реконструкции, к сожалению стал более туманен и рассеян его первозданный вид. Некогда особенные и острые черты архитектуры упростились. Но несмотря ни на что, вокзал по-прежнему остается уникальным архитектурным сооружением, которое приковывает взгляд и завораживает ум. Приказом министерства культуры Саратовской области от 19 июня 2001 года здание отнесено к выявленным объектам культурного наследия Саратовской области и охраняется государством.
За время подробного знакомства с историей железнодорожного вокзала я побывал не только в его помещениях, но и проследовал в Ртищевский краеведческий музей, где увидел и узнал много интересного про наш город, искал вместе с родителями информацию на интернет порталах. Полученной информацией очень хотелось поделиться с одноклассниками, чтобы привлечь внимание ребят и заинтересовать их. В школьной библиотеке вместе с учителем я провел небольшой урок информирования, где постарался кратко и интересно рассказать о нашем объекте культурного наследия. Чтобы привлечь внимание и младших школьников к истории, я изготовил небольшой буклет.
Заключение:
Данный проект, несомненно, вызвал интерес у учащихся не только к истории своего родного края, но и к отдельно взятым его элементам. Творческая и самостоятельная работа с историческим материалом, которая может заинтересовать нас, подрастающее поколение, имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности, воспитания Гражданина и Патриота.
Ребёнок, который знает историю своего села, города, края, памятников культуры, архитектуры, будет ценить их, бережно относиться и приумножать, никогда не совершит акта вандализма.
Список используемой литературы и источников информации
1) Ртищевская краеведческая энциклопедия wikirtishchevo.shoutwiki.com/wiki/Вокзал_Ртищево
2) Громов А., И. Кузнецов. Ртищево – перекрёсток России. Саратов, 1997.
3) https://ru/Wikipedia/org/wiki/Ртищево - Википедия.
4) natural-man.ru/памятники Памятники Прихоперья.
5) https://www.rtishevo.ru
6) Интервью с работниками краеведческого музея.
Нора Аргунова. Щенята
Рисуют дети водопад
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Серебряное копытце
Без сердца что поймём?