Цель работы - выяснить, какие нравственные ценности находятся в приоритете у современной молодежи (одноклассников). Задачи: охарактеризовать нравственные ценности, определить, какую роль в жизни людей играют нравственные приоритеты.
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennye_prioritety_vereshchagina.docx | 582.05 КБ |
Окружной этап областного конкурса «Взлет» исследовательских проектов обучающихся образовательных организаций в Кинельском округе в 2021-2022 учебном году
Предметное направление: Общественно-гуманитарные науки
Секция: Социология
Нравственные приоритеты молодого поколения
Автор:
Верещагина Анастасия Николаевна,
обучающаяся 11 «Б»
ГБОУ СОШ №2
п.г.т. Усть-Кинельский
Научный руководитель:
Верещагина Нина Ивановна,
учитель истории, обществознания
ГБОУ СОШ №2
п.г.т. Усть-Кинельский
г.о. Кинель, 2022 г.
Введение
Молодое поколение − это главный потенциал страны и от того, каким будет это поколение, зависит будущее. Поэтому, глядя на поколение молодых людей, можно понять, куда движется в своем развитии общество. Жизненные ориентиры не только современной молодежи, но и всего общества в целом, изменили свое направление от социального к материальному. Ценностные приоритеты молодежи быстро изменяются, поэтому их изучение является актуальным.
Актуальность темы состоит в том, что каждое поколение вносит что-то новое в развитие общества, при этом все новое базируется на старых основах. Многие люди старшего поколения не одобряют поведения современной молодежи. Но именно эти люди воспитали новое поколение. Откуда берутся эти противоречия? В какую сторону меняются ценности молодого поколения, не в лучшую сторону?
Цель работы – выяснить, какие нравственные ценности находятся в приоритете у современной молодежи (моих одноклассников).
Задачи:
1. охарактеризовать нравственные ценности;
2. определить, какую роль в жизни людей играют нравственные приоритеты;
3. провести опрос среди обучающихся школы №2 п.г.т. Усть-Кинельский;
4. проанализировать данные опроса;
5. провести акцию «Мои нравственные ценности».
Гипотеза
Будущее молодого человека зависит от того, каким образом сформируется его жизненная позиция, ценностные ориентации, цели, взгляды на окружающую действительность. На основе ценностей, которые принимает человек, складываются его жизненные приоритеты. Какими будут эти приоритеты – зависит от него самого. Возникает предположение, что современной молодежи свойственна ориентация как на «вечные ценности» (добро, семья, здоровье), так и на ценности индивидуализма, карьерного роста, материального благополучия.
Объект исследования: нравственные приоритеты молодого поколения (одноклассников).
Предмет исследования: нравственные ценности.
Методы исследования: анализ источников Интернет-ресурсов, опрос школьников, обработка результатов опроса, теоретический анализ источников, анкетирование, математический подсчет результатов, сопоставление, составление графиков, обобщение.
Глава 1. Характеристика нравственных приоритетов
1.1. Историографический обзор проблемы
Истоки нравственности восходят к обычаям, закреплявшим те поступки, которые, как показал опыт поколений, стали полезны для сохранения и развития общества и человека, отвечали потребностям и интересам исторического прогресса. Нравственное начало выступало как стихийно обобщенный и устойчивый образ действий людей, как их нравы.
Уже в глубокой древности сложились такие нравственные традиции, как «уважение к старшим, почтение к предкам, взаимопомощь в труде, храбрость в сражении и другие» [4]. В совместной работе постепенно складываются нравственные нормы общежития. При этом каждое новое поколение не создает заново всех норм поведения, а заимствует нравственные ценности прошлых эпох, видоизменяя и развивая их, т.е. нравственность, развиваясь исторически, обладает некоторой преемственностью, относительной самостоятельностью.
Нравственность исторически возникла в связи с утверждением форм культуры в поведении и образе жизни людей. До нравственности существовали обычаи, которые были характерны для различных племен. С формированием более крупных межплеменных объединений возникла необходимость в общих нормах поведения людей, которыми и стали моральные нормы.
Теологические концепции происхождения нравственности связывают этот процесс с волей Бога, который и определил общие для всех нормы поведения [8]. Другие концепции происхождения нравственности связывают появление норм морали с поведением и волей людей.
Современные представления о достойной человека жизни сформулированы во Всеобщей декларации прав человека. Но «расширение социальных свобод человека еще не тождественно нравственному совершенствованию» [11]. В жизни людей и на современном этапе сохраняется множество негативных процессов.
Каждый новый этап в развитии человечества достигался через борьбу добра и зла, ответственности и безответственности, позитивных и негативных тенденций. На современном этапе обществу нужно совершить новый виток нравственного совершенствования. Предстоит сложный процесс отрицания отживших моральных норм и установок, критически позитивного переосмысления всего того, что может быть использовано сейчас в созидательных целях, обогащения теории и практики морали новыми духовными ценностями.
Таким образом, в нравственности, как и во всех других областях человеческой деятельности, наблюдается некоторый исторический прогресс. В то же время есть и относительно незыблемые нравственные императивы – общечеловеческие нормы нравственности (представления о добре, гуманности, благе, справедливости, достоинстве, долге), важность которых человечество осознало в ХХ веке [4].
Современный мир стал более взаимозависим, средства коммуникации столь прочно связали все части света между собой, что человечество смогло, наконец, осознать себя единой семьей. Вопросы нравственной культуры общества и личности были актуальны во все времена человеческой истории и приобретают особую остроту в настоящее время, в связи с быстропротекающими процессами информатизации и глобализации общества.
1.2. Нравственные ценности молодого поколения
Происходящие изменения в системе ценностей, а соответственно, и стратегии жизненных целей молодежи, в выборе средств их достижения проявляются, в основном, в отношении к материальному богатству и способах его добывания. Р.А. Арцишевский утверждает, что «богатство (деньги), как и карьера, вошли в число ведущих ценностей значительного числа россиян, и в этом отношении молодежь не составляет исключения» [1]. Богатство принимается молодыми людьми как условие большей свободы выбора, удовлетворения разнообразных потребностей, социального престижа и власти.
Основными социально-психологическими регуляторами процесса жизнедеятельности человека и одновременно показателями его положения в обществе выступают жизненные ценности и ориентиры[8]. Они определяют тип сознания человека, характер его деятельности, специфику его проблем, потребностей и интересов. Понять, что значат ценности и ориентиры в жизни людей - очень важно. В зависимости от воспитания и индивидуальных особенностей, каждый человек выбирает для себя ценности, которые считает приоритетными. Реализация значимых для человека приоритетов очень важна для его признания и самоутверждения.
Молодые люди хорошо понимают, что реальное воплощение нравственных ценностей в повседневной жизни в значительной степени зависит от материальных условий.Такая материально-финансовая ориентированность молодежи объяснима: родилось нынешнее молодое поколение в эпоху перемен, а детство его пришлось на тяжелые для всего постсоветского пространства годы. Детям девяностых годов пришлось насмотреться, как их родители приспосабливались, буквально выживали, стремясь заработать минимум средств для обеспечения основных нужд. Врезавшиеся в память трудности тех лет заставляют нынешнюю молодежь желать стабильности и денег как средств достижения этой стабильности.
В молодежной культуре и досуге все более преобладает потребление над творчеством, пассивные формы потребления над активными, в то время как подлинное приобщение к культурным ценностям происходит лишь в активной, самостоятельной, культурной или творческой деятельностях. И тут вина лежит не столько на самих подростках, сколько на старших - родителях, педагогах, наставниках.
Происходящие в России социально-экономические, политические, правовые изменения явились причиной трансформации общественных и индивидуальных социальных ценностей и норм.
Ценность – это важность, значимость, полезность чего-либо.
Жизненные ценности – это абсолют, занимающий первичное положение в мировосприятии. Ценностями мы руководствуемся, ставя перед собой те или иные цели, через их призму оцениваем свои поступки, желания, а также поведение других людей. «С их помощью мы расставляем приоритеты», - писал Г. Риккерт [11].
Несомненно, до сих пор существуют и признаются такие «вечные (истинные) ценности: любовь к людям, вера, семья, трудолюбие, ответственность, любовь к искусству, добро, справедливость, милосердие, уважение к старшим» [3]. Но им в последнее время противопоставляется любовь к комфорту, материальное богатство, эгоизм, стремление к власти (если власть становится высшей ценностью). И вследствие возникновения этого противостояния у молодого человека возникает проблема выбора. Выбора собственных жизненных принципов и приоритетов. Формируется новое представление и отношение к истинным ценностям.
Однако именно сейчас все сильнее пропагандируются такие ценности, как «свобода слова, право выбора, личная неприкосновенность, гуманное воспитание детей, негативное отношение к насилию», по мнению В. Бакирова, И.Рущенко [2]. Все больше ценится образование и самореализация, а не создание семьи, стабильная работа в офисе или жизнь «по шаблону».
В.Е. Семенов в работе «Ценностные ориентации современной молодежи» делает вывод, что «молодежь обращает внимание и на политику своей страны, на бедность и маленькие выплаты пенсионерам, понимает, что людям выше выгодно скрывать настоящие данные и лишать права голоса молодое население, но, несмотря на это, они продолжают отстаивать свои убеждения и изменять свою страну к лучшему» [7].
Таким образом, система ценностей современной молодежи представляет собой «микс» из традиционных ценностей: семья, здоровье, коммуникация и ценностей, связанных с достижением успеха: деньги, независимость, самореализация и др.
С детства в нас закладывают шаблоны, которые мы используем во взрослой жизни. Управляя этими дефолтными настройками, манипуляторы с легкостью заставляют нас совершать нужные им действия. Причем действуют они целенаправленно, и самый мощный удар приходится на неокрепшие умы детей и подростков. Давно известна истина, что легче воспитать в нужном русле щенка с рождения, чем переучивать взрослую собаку. То же касается и людей. Вот почему возраст обучения в детских садах и школах строго регламентирован.
В вузах тоже есть свои возрастные приоритеты — чем моложе студент, тем лучше. Такие правила существуют не зря. Согласно возрастной психологии, каждый возраст является восприимчивым для закладывания основ личности и развития определенного вида восприятия: чуткость, эмоциональность, нахождение образов извне и интериоризация (их перенесение с интеграцией внутрь). Шаблоны, заложенные в раннем возрасте, управляют человеком на протяжении всей его жизни.
Мировоззрение − это взгляд на мир в целом, система представлений и убеждений о себе, о мире вокруг, об отношениях, процессах, закономерностях бытия; это наши ценностные ориентации: это все наши знания, переплетенные в одно целое, но не всегда согласованные логически [9].
Действительно ли важно говорить о мировоззрении, знать и понимать его структуру, типы и другое? «Конечно», - утверждает Р.А. Арцишевский [1]. Мировоззрение – это словно «интерфейс программы, через которую вы оцениваете элементы окружающей среды, их функциональные связи, и пытаетесь занять свое место среди этих элементов» (А.З. Рахимов) [5]. Чем более красочней и приятней интерфейс, тем больше вам нравится программа.
Мировоззрение формирует набор ценностей, идеалов, жизненных принципов человека, а все это взятое вместе задает правила, по которым вы играете, оказывает влияние на цели и ориентиры, которыми вы руководствуетесь в своей ежедневной практике. Если вы считаете, что биология – это скучно, а музыка таит в себе множество тайн и загадок, которые вам интересно разгадать, то это определит, скорее, вашу специальность, круг вашего общения, в некоторой степени ваш внешний вид, лексикон, манеру общения и многое другое. То есть мировоззрение напрямую влияет на нашу жизнь.
Существует несколько смежных терминов, которые нельзя оставить без внимания. Например, «духовно-нравственный ориентир – это цели и табу, формирующие поведение» [2]. Личность устанавливает для себя границы и старается не выходить за их пределы. Они контролируют деятельность индивида, способствуют поиску места в социуме, определяют степень порядочности. Ведь некоторые не могут совершить воровство, измену или предать других ввиду собственных установок.
Позиция подразумевает то, что персона оценивает правила общественной жизни, пропуская их будто через «внутренний» фильтр, чтобы потом использовать, как ориентир. Сюда входят:
1. самоконтроль поступков и действий;
2. совесть;
3. ощущение человеческого достоинства;
4. поведенческие побуждения.
И, наконец, принципы – основа для выстраивания социальных и межличностных взаимоотношений. Они являются универсальными и регулируются посредством порицания или одобрения деятельности социумом.
В 2021 году было проведено анкетирование одноклассников с целью выявления представлений об их нравственных приоритетах. Какие именно цели в жизни ставят мои одноклассники? Какие качества ученики больше всего ценят в людях? Какие ценности играют большую роль в жизни? В опросе приняли участие 29 учеников 10 «Б» класса ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть-Кинельский.
Проанализировав данные анкетирования, выяснилось следующее.
На первый вопрос «Есть ли у вас цель в жизни?» ученики ответили, что «задумываются о своем будущем и имеют главную цель в жизни» (75%). Это свидетельствует о том, что они целенаправленно осуществляют реализацию своих планов. 13% опрошенных ответили, что «пока не имеют цели в жизни», а 12% респондентов еще не задумывались над этим вопросом.
На второй вопрос «Какие качества вы больше всего цените в людях?» результаты показали, что наиболее ценимыми качествами учащихся являются «отзывчивость, целеустремлённость, уверенность в себе, доброта, ум». Такие качества, как «инициативность» и «красота» оказались на более низком уровне, чем предыдущие.
На третий вопрос «Что наиболее ценно для вас в жизни?» обучающиеся дали ответ, что «наибольшей ценностью является «здоровье». Это отметили 37% опрошенных. На втором месте по значимости у одноклассников оказалась такая ценность, как «семья» - 20%. Третье место разделили ответы с ценностями «образование» и «друзья» - по 12%. Затем выстроены материальные ценности - «деньги и карьера», 10% и 9% соответственно.
Проанализировав полученные данные, приходим к выводам:
1. Большая часть учеников имеет цель в жизни.
2. Наибольшую ценность представляют для одноклассников «здоровье» и «семья».
3. Деньги не являются приоритетной ценностью учеников.
4. В людях респонденты больше всего ценят отзывчивость, доброту и ум, но при этом не ценят инициативность.
Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза оказалась верной, по основным показателям ответы респондентов совпали с предположениями. Современная молодежь ценит в людях отзывчивость, доброту, ум, а также главными ценностями для себя считают здоровье, семью и образование. Для современной молодежи свойственны и духовно-нравственные, и сугубо прагматичные материальные жизненные цели. У моих одноклассников есть ориентация как на «вечные ценности» (добро, семья, здоровье), так и на ценности индивидуализма, карьерного роста, материального благополучия.
Результаты опроса отражены в приложении 1.
2.2. Акция «Мои нравственные ценности»
С целью формирования жизненных ценностей у обучающихся, ученики 10 «Б» класса провели в школе ГБОУ СОШ №2 акцию «Мои нравственные ценности». Чтобы обратить внимание школьников на проблему воспитания таких ценностей, как «доброта», «взаимопонимание», «совесть», «честь» и др., в нескольких классах были проведены беседы на классных часах по теме «Нравственные ценности современной молодежи». В ходе бесед было установлено, что для подрастающего поколения важными ценностями являются «здоровье», «семья», «взаимопомощь», забота о близких, «любовь», «доверие».
Также обучающиеся 10 «Б» нарисовали плакат «А из чего ты сплетешь свою жизнь?». Сама акция была нацелена на выявление творческого потенциала и определение жизненных ориентиров учеников. Ребята 10 «Б» класса представили красочный баннер, агитируя остальных обучающихся задуматься о духовных ценностях, которые в настоящее время у молодого поколения «уходят» на второй план. Плакат был вывешен в холле школы [приложение 2].
Заключение
Анализируя литературу по данной теме, было выяснено, что период формирования жизненных ценностей у подрастающего поколения - важный момент в жизни молодежи. Формирование ценностей, жизненных целей и установок является актуальным направлением и с каждым днем приобретает всё большую значимость (Р.А.Арцишевский, А.З. Рахимов, А.Г. Спиркин, А. Швейцер и другие).
Жизненные ценности помогают личностному росту, созданию комфортной жизненной обстановки, формированию творческого мышления и т.д. Все эти блага достигаются человеком с помощью сформированной иерархии ценностей, где все выстроено по порядку значимости. У одних на первом месте семья, другие стремятся к успешности в работе, третьи предпочитают личную жизнь ставить на первое место. У некоторых людей преобладает интерес в духовном совершенствовании, а не в материальной обеспеченности. В целом, жизненные ценности – это цели и приоритеты, которые распоряжаются жизнью человека, определяют его содержание. Также одним из выбора основных направлений считается уровень развития их сознания.
В ходе работы были выполнены следующие задачи: рассмотрены понятия «ценность», «жизненные ценности», «мировоззрение», проанализированы основные факторы, влияющие на формирование и специфику ценностей и ориентиров молодого поколения, проведено социологическое исследование среди обучающихся ГБОУ СОШ №2, проведен анализ данных, выявлены наиболее распространённые жизненные ценности молодёжи.
Исходя из полученных данных исследования о жизненных ценностях, приходим к выводу, что для молодого поколения наиболее значимыми, важными, являются гуманистические ценности, такие как: отзывчивость, доброта, семья и другие. Далее следуют эмоционально-волевые (жизнерадостность, воля, целеустремленность, уверенность в себе) и прагматические ценности (рациональность, инициативность и независимость). Важнейшей особенностью ценностной системы старшеклассников является и то, что в ценностной иерархии позитивные ценностные ориентации преобладают над негативными. Ценностный мир молодых людей представлен многообразием ценностей и ценностных ориентаций, оказывающих существенное влияние на становление развивающейся личности и регулирующих процесс социализации молодежи.
Список литературы
1. Арцишевский, Р.А. Мировоззрение: сущность, специфика, развитие / Р.А. Арцишевский. − Львов, 2008. − 276 с.
2. Бакиров, В., Рущенко, И. Молодежь: потребности и возможности / В. Бакиров, И. Рущенко // Современное общество. − 1993. №2. − С. 94-104.
3. Берман, Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования / Г.Дж. Берман. − М.: МГУ, 2016. − 592 c.
4. Дробницкий, О.Г. Проблемы нравственности /О.Г. Дробницкий. − М.: Просвещение, 1977.
5. Рахимов, А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности/ А.З. Рахимов // Классный руководитель. − 2001. № 6.
6. Риккерт, Г. О системе ценностей / Г.Риккерт // Науки о природе и науки о культуре. − М., 1998.
7. Семенов, В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи / В.Е.Семенов // Социологические исследования− 2007. № 4. − С. 37-43.
8. Солонина, Ю.Н., Соколова, Е.Г. Введение в культурологию /Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. − М., 2003.
9. Сорокин, П. Жизнеописание. Мировоззрение. Цитаты / П. Сорокин. − М.: «Книга по требованию», 2007. − 175 c.
10. Спиркин, А.Г. Философия/ А.Г. Спиркин. − М., 2003.
11. Швейцер, А. Культура и этика / А. Швейцер. − М., 1973.
Приложение 1
«Результаты социологического опроса обучающихся 10 «Б» класса»
Приложение 2
«Мои нравственные ценности»
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Позвольте, я вам помогу
Философские стихи Кристины Россетти
Как напиться обезьяне?
Шум и человек