Цель: проверить, можно ли использовать фантики в изучении орфограмм русского языка или нет.
Задачи:
Гипотеза:
Методы исследования:
Объект исследования - фантики от конфет.
Предмет исследования: история возникновения конфет и фантиков, особенности названий и оформления; корневые орфограммы в названиях конфет.
Актуальность: грамотное письмо предполагает знание орфограмм и умение их видеть в письменной речи. Так развивается орфографическая зоркость, которая приобретается в период начальной школы, закладывается на уроках русского языка еще с 1 класса. Все дети очень любят конфеты, так почему бы не развивать орфографическую зоркость, изучая орфограммы русского языка по названиям на фантиках от конфет.
Этапы работы над проектом:
I этап. Сбор и изучение теоретической информации. На этом этапе выяснили, как появились первые конфеты. Какое значение имеет слово «фантик» на основании анализа словарных статей Википедии, толковых словарей Ожегова С.И., Кузнецова С.А. Узнали как и когда появились первые фантики. Какую смысловую и образовательную нагрузку несло оформление конфетных оберток.
Вывод по I этапу: фантики возникли очень давно, более 150 лет назад. Названия конфетной обертки могут многое рассказать об истории страны, ярких и важных событиях, помогают узнавать поэтов, картины художников. Они несут особую смысловую нагрузку, являясь частичкой культуры народа, страны. Поэтому фантики смело можно назвать одним из средств просвещения, воспитания, развития людей
II этап. На втором этапе собирали фантики и классифицировали их по орфограммам, изучаемым во 2 классе. Составили таблицу с названиями конфет, распределили их по орфограммам и нашли способы проверки корневых орфограмм.
III этап. Провели соцопрос и диктант с целью выяснения, обращают ли люди внимание на оформление фантика, названия конфет и на правописание слов-названий конфет.
В опросе участвовали дети и их родители. В общем количестве на вопросы из представленной анкеты ответили 64 человека. Предложили 4 вопроса в анкете.
На вопрос «Любите ли Вы сладости» все ответили «да», что абсолютно естественно!
На второй вопрос «Важно ли Вам оформление фантика, этикетки?» мнения анкетируемых уже разделились: 44 человека ответили «да», 17 человек – «нет». Но все же можно сделать вывод о том, что «цветастые одежки конфет» привлекают к себе внимание как детей, так и взрослых. Как говорится, «Встречают по одежке».
На вопрос «Запоминаете ли вы названия конфет?» большинство опрошенных ответили «Да», 13 человек ответили «нет», а 11 человек – «иногда». Это говорит о том, люди обращают внимание на название конфет. Прежде всего это происходит в тот момент, когда человек впервые берет в руки ту или иную конфетку. Он на подсознательном уровне пытается уловить из названия конфеты, что ждет его внутри фантика.
На вопрос «Обращаете ли вы внимание на правописание слов – названий конфет?» большинство опрошенный ответили «Да».
Вывод: что людям интересно и важно знать и видеть, как записываются названия на сладостях.
Для подтверждения наших выводов, мы решили провести диктант среди учеников 2х классов и более старших , 5х классов. Ребятам было предложено записать под диктовку названия конфет: Лимончик, Зернушка, Лесной олень, Звёздный дождь, Коровка, Золотая лилия, Белочка, Живинка, Ореховая роща, Клюквенная, Шипучка, Чудо, Птица счастья, Птичье молоко.
При анализе работ, мы отметили;
Таким образом, мы сделали вывод, что чем старше человек, тем более внимательно он относится к правильному написанию названий конфет, обращает внимание на орфографию.
IVэтап. Составили задания для использования на уроках русского языка и занятий кружка.
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Учиться вкусно" | 58.91 КБ |
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Курчатовская школа»
Проект
Учиться вкусно
Авторы: Белоусова Ксения, Колпакова
Алина, Нечаева Анна, учащиеся 2 «И»
класса ГБОУ «Курчатовская школа»
Руководитель: Мухина Ирина Валерьевна,
учитель начальных классов.
Москва, 2022г.
Содержание
2.1.Значение слова «фантик».
2.2. Как и когда появились первые фантики.
2.3. Оформление конфетной обертки и течение времени.
3.1. Выявление орфограмм в названиях конфет.
3.2. Социологический опрос.
3.3.Итоги диктанта.
4. Задания для использования на уроках русского языка или занятиях
кружка.
5. Заключение.
6. Список литературы.
7. Приложения.
1.Введение
Конфета бывает простой и с помадкой,
Немного с кислинкой и приторно-сладкой,
В обёртке блестящей и малоприглядной,
Клубничной, малиновой и шоколадной.
И мягкой, и твёрдой, и даже тягучей,
Бывает орешков в ней целая куча.
И каждый, кто пробовал, сам понимает:
Ненужной она — никогда не бывает!
На уроке русского языка при изучении темы «Корневые орфограммы» мы готовили мини-проект «Ах, эти сладкие орфограммы». Мы искали в названиях конфет знакомые орфограммы. И нам стало интересно, а как появились первые конфеты, кто придумал их заворачивать в красивые фантики и как придумывают названия для конфет. Поэтому мы решили расширить наш проект.
Цель: проверить, можно ли использовать фантики в изучении орфограмм русского языка или нет.
Задачи:
Гипотеза:
Методы исследования:
Объект исследования - фантики от конфет.
Предмет исследования: история возникновения конфет и фантиков, особенности названий и оформления; корневые орфограммы в названиях конфет.
Актуальность: грамотное письмо предполагает знание орфограмм и умение их видеть в письменной речи. Так развивается орфографическая зоркость, которая приобретается в период начальной школы, закладывается на уроках русского языка еще с 1 класса. Все дети очень любят конфеты, так почему бы не развивать орфографическую зоркость, изучая орфограммы русского языка по названиям на фантиках от конфет.
Этапы работы над проектом:
I этап. Сбор и изучение теоретической информации.
II этап. Сбор фантиков и их классификация по орфограммам.
III этап. Соцопрос и диктант с целью выяснения, обращают ли люди внимание на оформление фантика, названия конфет и на правописание слов-названий конфет
IVэтап. Составление заданий для использования на уроках русского языка и занятий кружка.
Конфеты были популярны во все времена, но долгое время эти сладости могли позволить себе только состоятельные люди. Самые первые конфеты были изготовлены в древнем Египте случайно. У Египтян был обычай, во время выезда кортежа фараона бросать в собравшуюся толпу простых людей маленькие лакомства. В то время сахар еще не был известен, поэтому для производства первых конфет использовали мед и финики. На Востоке в Месопотамии для производства первых конфет вместо фиников использовали инжир, орехи и сушеные абрикосы, добавляя в них мед и различные пряности. Позже греки, а затем римляне готовили сладости из всевозможных семечек, маковых зерен, кунжута, орехов. Все эти злаки варили или промачивали в меде, в результате получался продут похожий на нугу. Похожие на конфеты сладости существовали и на Руси. Готовили их из меда, инжира, патоки, миндальных орехов, кленового сиропа.
2.1. Значение слова «фантик».
Почему обёртку от конфеты называют фантиком, а не обёрткой или завёрткой? Какое значение имеет слово фантик. Заглянем в словарь.
Фа́нтик (от слова «фант») — это народное название обертки конфетной, которая служит для заворачивания конфет и другой кондитерской продукции (карамель, ирис, жевательная резинка). Материалом служит бумага, полимер (обычно фольгированный), фольга. Кроме основного предназначения в качестве упаковки, является также объектом коллекционирования и для игры в «фантики», которая была популярна среди детей в дореволюционное и советское время.
Фантик – фантик, -а, л*.
1. см. фант.
2. у детей: конфетная обертка как предмет игры (разг.). собирать фантики. меняться фантиками.
3) Толковый словарь русского языка Кузнецова:
Фантик — а; м. Разг.
1. Уменьш. ласк. к Фант (1 зн.).
2. Цветная обёртка конфеты. Снять, развернуть ф. Яркий, красивый ф. Мягкий, плотный ф. Конфеты в фантиках, без фантиков. // мн.: фантики, ов. Такая обёртка, свёрнутая в виде квадратика, как предмет…
2.2. Как и когда появились первые фантики.
С началом XIX века в Европе, а позже и в России, родилась сеть ремесленных кондитерских, в которых конфеты из какао-масла изготовлялись вручную и стоили очень дорого. Хранились эти конфеты в красивых жестяных коробках. Но большую коробку конфет продать очень сложно из-за её дороговизны, и кондитеры стали использовать индивидуальную упаковку для каждой конфеты.
Первые двухслойные, из фольги и бумаги, обёртки для конфет появились в 1850 году. Толчок этому делу дал великий американский изобретатель Томас Эдисон. В 1872 году Эдисон придумал парафинированную бумагу, ставшую первой оберткой для конфет. Изготавливали конфетные этикетки в типографиях, которые печатались длинными листами в два цвета или многоцветные.
2.3. Оформление конфетной обертки и течение времени.
Далее мы решили выяснить, какие раньше использовали названия конфет?
Мы узнали, что одной из задач фантика было просвещение детей и для взрослых. Все важные события в жизни страны находили отражение на шоколадных обертках. На фантиках можно было найти полную галерею портретов царей Российской империи или изображения солдат всех родов войск в парадной форме; таблицу умножения и загадки: пословицы, поговорки; гадания и пожелания: были «именные» фантики, выпускаемые под девизом «Собери имена всех своих друзей»; фантики с изображением различных видов спорта «Олимпийские игры».
Дизайн таких оберток в России разрабатывали известные художники такие, как Васнецов, Билибин, Врубель, Андреев и многие другие.
В наши дни просветительская традиция сохранилась. В конце XІX в начале XX века на фантиках можно было увидеть такие названия конфет: «Красная Заря», «Полярная», «Дедушка Мороз», «Ласточка», «Цеппелин», «Интернационал», «Красный авиатор», «Виды мира», «Снегурка», «Флотская», «Стенька Разин», «Крестьянская», «Персифаль», «По особому заказу», «Куколка», «Красноармейская Звезда», «Торпедо», «КраснаяоМосква».
Затем появились названия: «Велосипедная», «Виды транспорта». После революции появились названия - «Царская», «Принцесса», «Императрица», «Боярыня» заменили «Красный Октябрь», «Красный большевик». «Чапаев», Пионер», «Октябрёнок», «Советская», «Крестьянская». Когда человек полетел в космос появились конфеты «Космос», «Космическая».
Вывод: фантики возникли очень давно, более 150 лет назад. Названия конфетной обертки могут многое рассказать об истории страны, ярких и важных событиях, помогают узнавать поэтов, картины художников. Они несут особую смысловую нагрузку, являясь частичкой культуры народа, страны. Поэтому фантики смело можно назвать одним из средств просвещения, воспитания, развития людей.
3.1. Выявление орфограмм в названиях конфет.
Как развить в себе орфографическую зоркость? Ежедневно на уроках
русского языка мы анализируем слова, находим в них изучаемые орфограммы, узнаем способы проверки этих слов. Как сделать этот процесс интересным и увлекательным, а не только необходимым? Искать знакомые орфограммы во всех словах, которые нам встречаются. Мы это решили сделать на примере конфетных фантиков.
Вот такая таблица деления названий конфет по орфограммам, которые мы изучаем во 2 классе, у нас получилась.
Название орфограммы | Название конфеты | Слово с орфограммой | Проверочное слово |
непроверяемые безударные гласные в корне слова | «Золотая лилия» | лилия |
|
«Коровка» | коровка |
| |
«Коммунарка» | Коммунарка |
| |
«Замоскворечье» | замоскворечье | ||
«Батончик» | батончик | ||
«Шипучка» | шипучка | ||
«Ореховая роща» | ореховая | ||
«Театральная» | театральная | ||
«Батончик» | батончик | ||
«Птичье молоко» | молоко | ||
«Одиссея» | Одиссея | ||
«Шоколадное солнце» | шоколадное | ||
«Грильяж» | грильяж | ||
«Колорит» | колорит | ||
«Райское яблоко» | яблоко | ||
«Мишка косолапый» | косолапый | ||
проверяемые безударные гласные в корне слова | «Золотая лилия» | золотая | золото, позолота |
«Колорит» | колорит | колор | |
«Творожная палочка» | творожная | творог | |
«Хрустальное озеро» | озеро | озёра | |
«Старик Хоттабыч» | старик | старый | |
«Теремок» | теремок | терем | |
«Театральная» | Театральная | театр | |
«Озёрная пчелка» | озёрная | озеро | |
написание буквосочетания чк, чн, нч | «Творожная палочка» | палочка |
|
«Белочка» | белочка |
| |
«Ласточка» | ласточка |
| |
«Батончик» | батончик |
| |
«Шипучка» | шипучка | ||
«Черноморочка» | черноморочка | ||
написание буквосочетания жи,ши; ча,ща; чу,щу | «Шипучка» | шипучка |
|
«Чудо» | чудо |
| |
«Живинка» | Живинка |
| |
«Ореховая роща» | роща |
| |
«Птица счастья» | счастья |
| |
«Чародейка» | чародейка | ||
заглавная буква в именах собственных | «Алёнка» | Алёнка |
|
«Старик Хоттабыч» | Хоттабыч |
| |
«Нильс» | Нильс |
| |
«Рузанна» | Рузанна |
| |
удвоенные согласные | «Мусс-конти» | мусс |
|
«Джелли» | Джелли |
| |
«Одиссея» | Одиссея |
| |
«Ассорти» | ассорти |
| |
«Рузанна | Рузанна |
| |
«Коммунарка» | Коммунарка | ||
«Старик Хоттабыч» | Хоттабыч | ||
мягкий знак для обозначения мягкости согласных | «Хрустальное озеро» | хрустальное |
|
«Красный октябрь» | октябрь |
| |
«Нильс» | Нильс |
| |
«Аленький цветочек» | аленький |
| |
разделительный мягкий знак | «Грильяж» | грильяж |
|
«Птичье молоко» | птичье |
| |
«Птица счастья» | счастья |
| |
«Замоскворечье» | замоскворечье |
| |
парные согласные в корне слова и на конце слова | «Коровка» | коровка | коровок |
«Лёвушка» | лёвушка | лёвушек | |
«Мягкий грильяж» | мягкий | мягок | |
грильяж | нет грильяжа | ||
«Маска» | маска | масок | |
«Маскарад» | маскарад | маскарады | |
«Мишка косолапый» | мишка | мишенька | |
словарные слова | «Птичье молоко» | молоко |
|
«Райское яблоко» | яблоко |
| |
непроизносимые согласные в корне слова | «Звездный путь» | звездный | звезда |
«Буревестник» | буревестник | вести | |
«Шоколадное солнце» | солнце | солнечный | |
название конфет на английском языке | «Twix» | Twix | |
«Kinder» | Kinder | ||
«Mars» | Mars |
Вывод: наиболее часто встречающимися оказались орфограммы:
Реже встречались орфограммы:
Вывод: многие названия конфет содержат орфограммы, изучаемые во 2 классе.
3.2. Социологический опрос.
В ходе дальнейшего исследования мы провели социологический опрос, чтобы выяснить обращают ли люди внимание на названия конфет? Замечают ли орфограммы на обёртках? Мы предложили ответить на 4 вопроса.
| Дети (49 чел) | Взрослые
| |
1.Любите ли вы сладости? | Да | 40 | 11 |
Иногда | 5 | 3 | |
Нет | 4 | 2 | |
2.Важно ли Вам оформление фантика, этикетки | Да | 32 | 12 |
Иногда | 4 | 0 | |
Нет | 13 | 4 | |
3.Запоминаете ли Вы названия конфет? | Да | 33 | 8 |
Иногда | 5 | 6 | |
Нет | 11 | 2 | |
4. Обращаете ли вы внимание на правописание слов-названий конфет? | Да | 34 | 12 |
Иногда | 2 | 0 | |
Нет | 13 | 4 |
В опросе участвовали дети и их родители. В общем количестве на вопросы из представленной анкеты ответили 64 человека.
На вопрос «Любите ли Вы сладости» в основном все ответили «да», что абсолютно естественно!
На второй вопрос «Важно ли Вам оформление фантика, этикетки?» мнения анкетируемых уже разделились: 44 человека ответили «да», 17 человек – «нет». Но все же можно сделать вывод о том, что «цветастые одежки конфет» привлекают к себе внимание как детей, так и взрослых. Как говорится, «Встречают по одежке».
На вопрос «Запоминаете ли вы названия конфет?» большинство опрошенных ответили «Да», 13 человек ответили «нет», а 11 человек – «иногда». Это говорит о том, люди обращают внимание на название конфет. Прежде всего это происходит в тот момент, когда человек впервые берет в руки ту или иную конфетку. Он на подсознательном уровне пытается уловить из названия конфеты, что ждет его внутри фантика.
На вопрос «Обращаете ли вы внимание на правописание слов – названий конфет?» большинство опрошенный ответили «Да».
Вывод: что людям интересно и важно знать и видеть, как записываются названия на сладостях.
Для подтверждения наших выводов, мы решили провести диктант среди учеников 2х классов и более старших , 5х классов. Ребятам было предложено записать под диктовку названия конфет: Лимончик, Зернушка, Лесной олень, Звёздный дождь, Коровка, Золотая лилия, Белочка, Живинка, Ореховая роща, Старик Хоттабыч, Шипучка, Чудо, Птица счастья, Птичье молоко.
классы | Всего чел | Без ошибок | Одна ошибка | Две ошибки | Три и более ошибок |
2«и», 2 «к» | 54 | 18 | 7 | 13 | 16 |
5 класс | 28 | 27 | 1 | - | - |
При анализе работ, мы отметили;
Таким образом, мы сделали вывод, что чем старше человек, тем более внимательно он относится к правильному написанию названий конфет, обращает внимание на орфографию.
на уроках русского языка или занятиях кружка.
Чтобы сделать процесс изучения правил орфографии увлекательным, мы придумали интересные задания с использованием фантиков, которые помогут ребятам вырабатывать орфографическую зоркость.
Грил_яж, Батонч_ик, Шипуч_ка, Замосквореч_е, Ласточ_ка.
Буревесник, Звёзный путь, Шоколадное сонце .
коровка, золотая лилия, лёвушка, птичье молоко, аленький цветочек.
Птиче малако, сторик Хотябыч, Бурьвенский.
Золотая лилия, Колорит, Творожная палочка, Шипучка, Алёнка, Нильс, Лёвушка, Буревестник.
Птичье молоко, Косолапый мишка, Аленький цветочек, Буревестник, Чародейка, Черноморочка.
Задачи нашего исследования выполнены:
Выводы нашего исследования:
Наша работа помогла не только нам углубить знания в области русского языка, но и привлечь внимание ребят к изучению орфограмм русского языка. Конфета оказалась не только сладким удовольствием, но и интересным объектом для исследования.
Мы подтвердили гипотезу о том, что фантики могут в нестандартной форме раскрывать особенности того времени, в которое были созданы; если обращать внимание на орфограммы в названиях фантиков, можно развить орфографическую зоркость и повышать грамотность письма.
6. Список литературы.
1. Баулина А. Г. Исторические события в фантиках/ сост. Баулина А.Г. М.: Инсбук-бизнес, 2007.
2.Кузнецов С.А. Большой толковый словарь. СПб: Норинт, 1998
3.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., Просвещение, 1999, 900 стр.
4.Школьный словарь строения слов русского языка: Пособие для учащихся. - М.:Просвещение,1987.-319 с.
5. Интернет-ресурсы
http://sladik.net/interesno-konfeta.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BA
Как нарисовать черёмуху
Как нарисовать зайчика
Фокус-покус! Раз, два,три!
Рисуем акварельное мороженое
Тигрёнок на подсолнухе