Данный исследовательский проект ориентирован на комплексное описание одного из слова (ключевых понятий). В современной лингвистике такой подход связан с анализом концептов - "сгустков культуры в сознании человека" ( определение Ю.С.Степанова). Работа над проектом, учащийся овладевает навыками лингвистичекого анализа, учится извлекать и перерабатывать информацию из различных источников. Самое главное - знакомится с историей своей страны, культуры.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_russkomu_yazyku_portret_odnogo_slova_voyna.doc | 167 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение – лицей №3
города Галича Костромской области
Учебный проект
«Портрет одного слова»
Автор учебного проекта:
Салоходинова Диана, учащаяся 9г класса
Руководитель учебного проекта: Быкова Елена Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ лицея №3 г. Галича Костромской области
Адрес и телефон образовательного учреждения:
157200 г. Галич Костромской обл.,
ул. Школьная д.5(849437)2-20-69; 2-20-25
Е-mail организации:school3@mail.ru
Адрес и телефон руководителя
учебного проекта:
157202 Костромская область, г. Галич,
ул. Воронова д.6
Е-mail руководителя: 44be@mail,ru
Галич
2022
План работы:
Номер «шага» | Мероприятия |
1-й шаг 1 неделя | выбрали слово для описания, определили «страницы» для комплексного описания данного слова, определили объект и предмет исследования, методы; сформулировали цель и задачи |
2-й шаг 2 неделя | изучая научно-популярную, энциклопедическую и справочную литературу описывали данный предмет (слово) в русской культуре, сопоставляли полученные сведения с этимологией слова (этимологические словари) |
3-й шаг 3 неделя | сопоставляли лексическое значение слова в основных толковых словарях русского языка (сравнительный анализ); провели опрос среди учащихся 9-ого класса МОУ лицея №3 |
4-й шаг 4 неделя | обратились к фразеологическому словарю, к «Толковому словарю Живого Великорусского языка В.И. Даля», чтобы найти выражения, включающие описываемое слово, организовали опрос по данной странице «портрета» среди учащихся 9-ого класса МОУ лицея №3, классифицировали ФЕ со словом «война» |
5-й шаг 5 неделя | Проанализировали словообразовательного гнездо слова «война» (словарь А.Н Тихонова); подготовили индивидуальные, групповые задания к материалам страницы «Словообразовательная страница» для учащихся 6а класса МОУ лицея №3 |
6-й шаг 6 неделя | осуществляли подбор художественных произведений для «Литературной страницы», анализировали задания, выполненные учащимися 6а класса МОУ лицея №3 по странице «Словообразовательная страница» |
7-й шаг 7 неделя | оформление материалов учебного проекта |
I.Введение
Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать друг другому.
М.В. Ломоносов.
Слова — это то единственное, что остается на века.
Хэзлитт У.
Народная мудрость гласит: «Слово дано человеку, животным – немота». Язык человека состоит из множества отдельных слов. Произнося какое-либо, мы соединяем его со значение. Например, произнесите слово огонь и вы представите горение, яркое пламя; проговорив слово лошадь, мы представляем себе это животное мысленно с его отличительными признаками: быстрый бег, твердый шаг, развевающаяся грива.
Таким образом, у каждого слова есть как бы свой «портрет».
На уроках русского языка ещё в пятом классе мы узнали, что «слово» является основной единицей речи. Знакомство с основными разделами родного языка происходит именно через «слово».
Сколько слов в русском языке? В толковых словарях собраны слова литературного языка, языка художественных произведений, печати, радио, науки. В них, к сожалению, отсутствуют слова отдельных местностей и областей (диалектные слова) и слова, которые употребляют лица какой-либо одной профессии (профессиональные слова).
В.И. Даль 47 лет собирал слова местных наречий, говоров. В его «Толковом словаре живого великорусского языка» более 200 тысяч таких слов.
Сколько же слов в русском языке? Мы не может точно ответить на этот вопрос, но знаем, что словарное богатство родного языка велико. Язык дает возможность говорящим создавать новые слова. К.Г. Паустовский писал: «Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и выражений».
А сколько хороших слов и выражений знаем мы?! Как часто задумываемся мы над историей слова?! Почему заимствованные слова все чаще звучат в речи русского человека?! Знаем ли мы, как с веками изменилось слово в своем лексическом значении?! Почему порой так беден активный запас современного школьника?!
Эти вопросы и уроки русского языка по темам «Лексика. Культура речи» и «Морфемика. Культура речи» заставили учащихся нашего образовательного учреждения три года назад поразмышлять над выше перечисленными вопросами и натолкнули их на мысль о том, что «слово» как основная единица речи может быть описана комплексно (с разных сторон), а комплексное описание слова поможет каждому из нас увидеть неисчерпаемое богатство родного языка и с наслаждением погрузиться в него.
Свой учебный проект мы назвали «Портрет одного слова». По данной теме (комплексное описание слова) уже выступали Заидова Алиса, Куликова Лилия, Васильева Юлия. Они анализировали следующие слова: «неряха», «конь», «лошадь», «земля». Познакомившись с работами, с материалами защиты, я задумалась, а разве только эти слова могут дать возможность увидеть «неисчерпаемое богатство родного языка» и русской культуры?! Конечно, нет!
Я решила открыть для себя, своих родителей, одноклассников портрет слова «война».
«Если хочешь мира, готовься к войне», – так говорили древние римляне. С незапамятных времён отстаивая свои и захватывая чужие территории, защищая достижения культуры и цивилизации, человечество не могло обходиться без войн.
Война – это не только физическое насилие и гибель людей, это и борьба между Добром и Злом, это и внутренние душевные переживания. Мне кажется, чтобы был МИР, должны победить Силы Любви, Силы Сострадания, Силы Уважения.
К сожалению, войны преследуют человечество на протяжении всей истории. Они уносят жизни людей, несут разрушения, горе и слёзы. В XIX веке на европейском континенте погибло в результате войн более 6 млн.человек. А потом… Гражданская война, Первая мировая война, Великая Отечественная война, Афганистан, Чечня, военные действия в Сирии, военная операция на Украине… А что дальше?
Объект исследования: слово «война».
Предмет исследования: лексическое значение слова, этимологические и этнографические данные о слове, употребление данного слова в УНТ (пословицы, поговорки, загадки, былины), во ФЕ, употребление слова «война» как художественный образ в произведениях литературы
Цель проекта: используя словари, справочную литературу, дополнительные сведения Интернет-ресурсов собрать разнообразную информацию об истории, значении, словообразовании, употреблении слова «война» в русском языке, фольклоре и литературе и систематизировать в «портрет» данного слова.
Задачи проекта:
Актуальность:
Гипотеза:
любое самостоятельное слово, обозначающее предмет (понятие), может иметь комплексное описание, а не отдельные характеристики; комплексное описание откроет настоящие богатства родного языка, расширит словарный запас человека, обогатить его новыми знаниями о слове.
Методы исследования: анализ справочной литературы (словари, энциклопедии), анализ материалов словарных статей (словари русского языка), опрос среди учащихся 9-ого класса, анализ продуктов деятельности учащихся 6а класса (выполнение заданий по теме «Морфемика.Словообразование» к слову «война»), тематическая классификация ФЕ.
Глава 1. «Портрет» слова «война» через словари, справочную литературу
1.1 Этнографическая и этимологические страницы
Слово «война» является общеславянским, древнерусское слово – «воина».
Впервые упоминается в письменных памятниках в XI веке.
Мечта о мире сопровождала человека на всех ступенях цивилизации, начиная с самых первых шагов его. Идеал жизни без войн, когда в международных отношениях соблюдались бы общепризнанные нормы справедливости, восходит к глубокой древности. Уже у античных философов можно видеть идеи мира, правда. Они стремились к устранению междоусобных войн.
Русь провела большую часть своего существования в войнах. Это позволило накопить огромный опыт боевого искусства. О воинских традициях древних славян на Руси могут рассказать греческие, римские, византийские и арабские источники, а также народные танцы, обряды, символы, славянские былины. Считается, что в отечественной литературе впервые о ратном искусстве славян упоминается в «Слове о полку Игореве». Корнями древнерусского воинского дела являются воинские искусства праславянских племён.
С древнейших времен воин – защитник России, будь он с луком, мечом или ружьем в руках. Всегда пользовался высоким уважением и любовью сограждан, всего народа. В критические моменты, когда вставал вопрос защиты национального существование Руси, России, вместе с войнами-профессионалами на борьбу поднимался народ. Так было во времена столкновений со степняками (X- начало XII века), во времена Куликовской битвы и сражения на Угре с ордынцами, войны с польскими интервентами (начало XVII века), в эпоху Северной войны (начало XIX века).
Военное дело славян упоминается уже тогда, когда они завоёвывали города на Балканском полуострове, переходя через Дунай.
Император Маврикий Стратег в VI веке описал славян так: «… их …нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жару, холод, дождь, наготу, недостаток в пище… Племена славян…любят свободу….юноши их очень искусно владеют оружием».1
По традиции славянские племена предпочитали воевать пешими. Они чаще ходили в походы на ладьях. Лошади брались для обоза, без которого было не обойтись.
Во все времена в период войны (военного похода) оружие являлось обязательной частью религиозных обрядов древних воинов, а танец с оружием, изображающим боевые движения, имел культовый характер и передавался из поколения в поколение как знание.
Оружие имело священную ценность для воина, символизировало божественное начало. В славянских племенах оно давалось в дар юноше-воину в возрасте совершеннолетия, было свидетельством повзрослевшего состояния.
По воинскому обычаю устраивали перед сражением поединок двух сильных воинов или предводителей противоборствующих сторон. Данный обычай является весьма распространённым во всём мире явлением, причём с самых древних времён.
По традиции воины перед боем мылись и надевали чистое белье.
С крещением Руси у славян появилась ещё одна традиция: перед боем меняться нательными крестиками друг с другом. Поверье гласило, что таким образом славяне становились крёстными братьями, укрепляли свою решимость перед сражением и доверие друг к другу.
___________________________
1http://slavyans.myfhology.info/
В этимологическом словаре Г.П. Цыганенко мы прочитали о том, что слово «война» по корню является праславянским (значение корня voj – «погоня», «отряд преследователей»), образованным суффиксальным способом (суффикс Н).
Именно от значения праславянского корня слово «война» первоначально толковалось как «состояние погони за неприятелем» или «преследование», а произносилось как воина. В таком значении данное слово было известно большинству славянских языков. В последствии оно стало употребляться в значении «состояние прямой вражды между племенами».
В словарной статье этимологического онлайн- словаря под редакцией Г.А.Крыловой нашли следующую информацию о том, что слово «война» родственно латинскому venari – « охотиться» и древненемецкому weida – «охота». Но автор словаря данное родство считает отдалённым, так как древненемецкое слово «охота» в период до X века в письменных источниках употребляется в значении «желание».
Существительное «война» (в произношении с Й) является по происхождению славянским и впервые в значении « вооружённая борьба двух или нескольких народов, государств» встречается в памятниках письменности в XI веке. Произноситься оно могло и как ВОНИА.
Производными словами являются: военный, воин, воинственный, вояка, воинский, воинство.
Этимологический словарь Н.М. Шанского рассматривает попытку найти связь слова «война» со словом «воин», так как, по мнению Николая Максимовича, общеславянское слово «война» образовано суффиксальным способом от слова «вой» («воин»). В праславянском языке «вой» – это охотник или преследователь, тот, кто охотится, а не сражается с противником.
1.2.Лексикографическая страница
В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка | А.П. Евгеньева Словарь русского языка | Толковый словарь под редакцией Д.Н.Ушакова | С.И.Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка | Т.Ефремова Современный толковый словарь русского языка |
ВОЙНА ж. (война, воевать, от бить, бойня, боевать, как вероятно и боярин, и воевода или боевода), раздор и ратный бой между государствами, международная брань. Наступательная война, когда ведут войско на чужое государство; оборонительная, когда встречают это войско, для защиты своего. Война междусобная, усобица, когда один и тот же народ, раздвоившись в смутах, враждует между собою оружием. Война сухопутная, морская, битва на материке, на море. Война подземная, подкопы разн. родов, при осаде, с той и с другой стороны. Малая война, аванпостная служба, занятия и обязанности сторожевой части войска. Партизанская война, действия отдельных, мелких частей войска, с крыльев и с тыла неприятеля, для отрезки ему средств сообщены и подвоза. | война́, -ы́, мн. во́йны, ж. 1.Организованная вооруженная борьба между государствами или общественными классами. Великая Отечественная война. Вторая мировая война. Война против иноземных захватчиков. Находиться в состоянии войны. . перен. 2.Состояние вражды; борьба с кем-, чем-л. Постоянная война с самим собой разрушает тело и мозг. Гл. Успенский, Новые времена, новые заботы. По рисункам видно, какую войну Вы ведете с цензурой. Чехов, Письмо Н. А. Лейкину, 6 авг. 1883. ◊ Гражданская война Холодная война см.. | война́, ы́, мн. во́йны, ж. 1.Вооруженная борьба между государствами или общественными классами; противоп. мир. Вести войну. Возгорелась в. Объявить войну. Франко-прусская в. Гражданская в. Позиционная в. Находиться в состоянии войны с кем-н. Партизанская в. || перен 2.Состояние вражды, борьбы между отдельными лицами или группировками. Литературная в. Разгорелась в. между заинтересованными ведомствами. | война́, -ы, мн. войны, войн, войнам, ж. 1. Вооружённая борьба между государствами или народами, между классами внутри государства. Находиться в состоянии войны с кем-н. Объявить войну. Вести войну. Пойти на войну. Вернуться с войны. Погиб на войне. Не пришел с войны кто-н. Победоносная в. Региональные войны. В. за независимость. Гражданская в. (вооружённая борьба внутри государства). 2. перен. Борьба, враждебные отношения с кем-чем-н. Объявить войну бездельникам. ◊ Холодная война — политика, заключающаяся в нагнетании напряжённости, враждебности в отношениях между странами. Конец холодной войны. Война нервов — об обоюдном нервном напряжении кого-н. На войне как на войне (книжн.) — 1) война, а также вообще любая борьба есть война со всеми её тяготами, последствиями; 2) в трудных условиях, обстоятельствах надо уметь к ним приспосабливаться. || прил. военный, -ая, | 1) Вооруженная борьба, боевые действия между племенами, народами, государствами и т. п. 2. Борьба, при которой используются средства экономического и идеологического воздействия. |
Анализируя словарные статьи в словарях русского языка, мы заметили: 1) слово «война» является многозначным (наибольшее количество толкований представлено в словаре Т.Ефремовой), 2) слово «война» в толковом словаре под редакцией В.И.Даля представлено как однозначное, со значением «раздор и ратный бой между государствами, международная брань». Но в данной словарной статье автор конкретизировал виды войн. Например, партизанская война или наступательная война, 3) слово «война» в четырёх словаря (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю; Д.Н. Ушаков; Т. Ефремова, А.П.Евгеньева) первое значение даётся в терминологическом плане: организованная вооруженная борьба между государствами или общественными классами, 4) словарная статья в современном толковом словаре русского языка Т. Ефремовой говорит об употреблении данного слова в разговорном стиле в значении «состояние вражды между отдельными лицами или группами», 5) толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой во втором значении для контекста используют пример книжного выражения На войне как на войне, 6) четыре словаря (кроме словаря под редакцией В.И.Даля) показывают употребление слова «война» переносном значении: борьба с кем-то или чем-то (лица, группировки), состояние вражды.
1.3.Фразеологическая страница
Устойчивых выражений со словом «война» через фразеологические словари было найдено около 40.
С древнейших времен воин – защитник России, будь он с луком, мечом или ружьем в руках. Всегда пользовался высоким уважением и любовью сограждан, всего народа. Среди общеславянских богов плодородия особое место занимают воинственные боги, которым приносили кровавые жертвы – Ярило и Перун. Несмотря на глубокую древностью, а следовательно, широкую известность этих богов, они были мало почитаемы большинством славянских племен из-за своего воинственного облика.
ФЕ: боевое крещение, вооружённою рукою, рубить с плеча, подставлять лоб под пулю, встречать (принимать) в штыки, поднимать на штыки, с боем, вступить на тропу войны, единым фронтом, на два фронта, подойти на пушечный выстрел, шпаги в ножны, переть танком; во всеоружие, держать порох сухим, вооружённый с ног до головы, брать на вооружение, девять граммов свинца, в ружьё, хватило пороху, выйти из строя; война всё спишет, без вести пропавший, война ходит, на войне как на войне, смертный бой; вырвать оружие из рук, Пиррова победа, победителей не судят, светлый подвиг, парадным маршем; герой войны, военная косточка, пушечное мясо, псы войны, нашего полку прибыло, Бог войны, старая гвардия брать на пушку, из пушки не прошибёшь; складывать оружие, класть оружие; Мамаево побоище, как швед под Полтавой; на пушечный выстрел, хоть из пушки пали, как из пушки, холодная война.
Фразеологизмы военной тематики охватывают основные этапы подготовки и проведения боевых действий. Часть этих выражений в настоящее время утратила своё первоначальное и значение и приобрела «гражданское».
1.4.Словообразовательная страница
Словообразовательное гнездо «Словообразовательного словаря русского языка» А.Н.Тихонова возглавляет слово «война » в значении «вооружённая борьба». Оно непроизводное, потому что не образовано от другого слова. «Война» – изменяемое слово, состоящее из корня и окончания: войн-а. Удивительно, но эта корневая морфема даёт жизнь всего лишь 7 производным от него словам (слово «Земля» в терминологическом значении – 228 производным от него словам). Войн - корень именного изменяемого слова, и, как правило, оканчивается на согласный. Он является смысловым ядром, носителем лексического значения слова.
Основа слова «война» (войн-) использована при образовании производных суффиксальным способом: воен-н(ый). Суффикс в данном случае образует имя прилагательное со значением «признак или свойство, относящиеся к предмету».
В данном словообразовательном гнезде интересно было обратить внимание на словообразовательную цепь войн(а) – воен-н(ый) –анти-военный.
Словообразовательная цепь – это ряд однокоренных слов, связанных последовательно по производности.
Данная словообразовательная цепь состоит из 3-х звеньев. Слова в звеньях цепи, кроме возглавляющего цепь, одновременно выступают как производящие и производные. В нашем примере военный – производное от война и производящее для антивоенный.
Приставка анти в русском языке является иноязычной (греческого происхождения) и вносит оттенок значения «противоположности, враждебности, направленности против чего-либо».
В исследуемом словообразовательном гнезде отсутствуют слова, образованные только при помощи приставки. Есть приставочно-суффиксальные слова: до-воен-н (ый), после-воен-н (ый), пред-воен-н (ый).
Продуктивным способом словообразования в данном словообразовательном гнезде является и сложение производящей основы и производящего слова: военнообязанный, военнослужащий.
1.5.Литературная страница
Все было в войне: и героизм, и трагедия, и победа, и потери – поэтому литература не могла оставаться в стороне от этих событий. Теме войны посвящено много музыкальных произведений, живописных полотен, кинематографических картин. Однако для нас особую ценность представляет тот образ войны, который рождается в произведениях русских писателей.
Наша задача – помнить подвиг людей, отдавших жизни в тяжелейшие военные годы, поэтому вновь и вновь мы обращаемся к литературе, поэтому и тема нашей работы является актуальной.
Мы проанализировали материалы Рабочей программы по литературе (основная школа) и выяснили, что более чем в 20 произведениях рассматривается образ войны (см. Приложение 3).
Тексты о войне, о военных и послевоенных годах, военных конфликтах несут в себе большой воспитательный потенциал: они помогают нам, подрастающему поколению, осознать истоки Победы, задуматься о вечных нравственных ценностях, осознать путь становления (формирования) личности; на примере главных героев от русских народных волшебных сказок до героев поэм и повестей воспитывают чувство патриотизма. Подобные тексты дают возможность увидеть трудности послевоенного времени, познакомиться с жизнью сверстников в военные и послевоенные годы. В поэтических строках вложен подвиг советских людей, их отвага и героизм.
Реальность показывает, что особенно события Великой Отечественной войны в отдельных странах подвергаются переоценке. Именно поэтому считаем, что сейчас важно знакомиться с творчеством писателей-фронтовиков, перечитывать и анализировать их произведения, чтобы ввести их в трагический мир военной действительности.
Глава 2. «Портрет» слова «война» и МЫ
2.1 Лексикографическая страница слова «война» в представлении одноклассников
Проанализировав данные словарных статей, мы посчитали необходимым посмотреть употребление данного слова в лексике одноклассников (толкование слова, употребление синонимов и антонимов, употребление слова в контексте).
Из письменного опроса (материалы анкет) мы пришли к следующим выводам (см Приложение 1):
1) из 27 опрошенных при определении ассоциаций к слову «война» девятиклассники указали следующие: смерть, кровь, потери, оружие, конфликт, сражение, патриот.
Эти слова могут стать опорными при выполнении задания 9.3 экзаменационной работы по русскому языку (сочинение-рассуждение) – сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение;
2) из 27 опрошенных 7 человек считают, что данное слово употребляется в речи только в прямом значении;
3) из 27 опрошенных 23 человека при определении лексического значения слова «война» указали, что это конфликт (столкновение) между государствами (враждующими сторонами); 4 человека не смогли дать толкование слова;
4) выполняя задание на употребление слова в контексте (словосочетания), одноклассники составили словосочетания, употребляя слово как в прямом, так и в переносном значении: кровопролитная война, долгая война, тяжёлая война, война за Родину, отечественная война; война интересов.
Эти словосочетания также могут быть использованы при написании сочинения - рассуждения (ОГЭ).
5) 24 человека подобрали к слову и синоним (конфликт, сражение, борьба), и антоним (мир, дружба);
6) Из 27 опрошенных никто не смог записать ФЕ с указанным словом.
2.2. Фразеологическая страница: классификация ФЕ
Проанализировав значение ФЕ, решили классифицировать фразеологизмы по
боевые действия: боевое крещение, вооружённою рукою, рубить с плеча, подставлять лоб под пулю, встречать (принимать) в штыки, поднимать на штыки, с боем, вступить на тропу войны, единым фронтом, на два фронта, подойти на пушечный выстрел, шпаги в ножны, переть танком;
подготовка к войне: во всеоружие, держать порох сухим, вооружённый с ног до головы, брать на вооружение, девять граммов свинца, в ружьё, хватило пороху, выйти из строя;
тяготы войны: война всё спишет, без вести пропавший, война ходит, на войне как на войне, смертный бой;
про победу: вырвать оружие из рук, Пиррова победа, победителей не судят, светлый подвиг, парадным маршем;
фразеологизмы про военных: герой войны, военная косточка, пушечное мясо, псы войны, нашего полку прибыло, Бог войны, старая гвардия;
фразеологизмы про воздействие на кого-либо: брать на пушку, из пушки не прошибёшь;
военное поражение: складывать оружие, класть оружие;
фразеологизмы, связанные с военно-историческими событиями: Мамаево побоище, как швед под Полтавой;
ФЕ не относящие к данным тематическим группам: на пушечный выстрел, хоть из пушки пали, как из пушки, холодная война.
Фразеологизмы военной тематики охватывают основные этапы подготовки и проведения боевых действий. Часть этих выражений в настоящее время утратила своё первоначальное и значение и приобрела «гражданское».
Так как при анкетировании никто из моих одноклассников не смог указать фразеологизм со словом «война», на уроках учебного курса «Русский (родной) язык» было проведено занятие, посвящённое употреблению, толкованию ФЕ, указанных выше, умению видеть их в контексте (подготовка к экзаменационной работе по русскому языку, задание №8).
2.3. Словообразовательная страница слова «война» в представлении шестиклассников
Работая над портретом слова «война», по материалам словообразовательной страницы мы обратились за помощью к учащимся одного из шестых классов МОУ лицея №3. Шестиклассники изучили программные материалы по теме «Морфемика. Словообразование. Культура речи».
Первое задание для них заключалось в подборе однокоренных слов к слову «война». Данное задание они выполняли индивидуально (см. Приложение №2)
Работу выполняло 30 учащихся. С заданием справились все, форму слова не употребил никто.
Среди однокоренных слов, указанных учащимися присутствуют военный, довоенный, военнослужащий, войско, воевать, воевода.
Второе задание – восстановить словообразовательную цепочку из предложенных слови и указать словообразовательные морфемы. Это задание выполняли в парах (см. Приложение №2)
Проанализировав работы, необходимо отметить, что
- лишь 10 учащихся (5 пар) справились с предложенным заданием;
- 6 учащихся (3 пары) выделили окончание как словообразовательную морфему;
- 12 учащихся (6 пар) правильно определили способ словообразования в указанной словообразовательной цепочке (суффиксальный), но неправильно обозначили суффикс;
- 8 учащихся (4 пары) включили в словообразовательную цепочку форму одного и того же слова.
2.4. Портрет слова «война» в рассказе М.А. Шолохова
Анализируя слово «война», нельзя не обратить внимание на произведение М.А. Шолохова «Судьба человека».
В основу рассказа положена реальная история, произошедшая с Михаилом Шолоховым близ хутора Моховский, неподалеку от степной речки Еланка. Сюда писатель приехал на охоту. Присев на поваленную изгородь, Шолохов увидел мужчину, ведущего за руку маленького мальчика лет 5-6-ти. Приняв писателя за шофёра, путник присел рядом с Шолоховым и в ожидании переправы, в ходе непринужденной беседы, поведал свою историю.
М.А. Шолохов был настолько потрясен, что даже забыл спросить фамилию своего случайного знакомого. Но он сразу решил, что обязательно напишет об этом рассказ. Однако история написания затянулась на целых десять лет. За это время он много путешествовал, много читал, особенно таких мастеров рассказа как Хемингуэй, Ремарк, в произведениях которых авторы писали об обреченности человека, его бессилии перед лицом возникших трудностей.
Тогда-то он вспомнил свою встречу с незнакомцем и засел за работу над рассказом. Писал его запоем и написал всего за неделю. Назвал его М.А. Шолохов «Судьба человека». Произведение писатель посвятил Евгении Левицкой, являющейся редактором издательства «Московский рабочий», оказавшей огромную помощь автору при публикации рукописи романа «Тихий Дон». Впервые рассказ был напечатан в газете «Правда», в номерах от 31 декабря 1956 и 1 января 1957 года. Вскоре он был зачитан по Всесоюзному радио и вызвал бурю читательских откликов. В 1959 году по материалам книги Сергеем Бондарчуком был снят фильм, в котором он исполнял главную роль.
Название рассказа «Судьба человека» точно отражает его суть – жизненный путь простого русского человека, которому пришлось преодолеть множество испытаний. Через судьбу обычного солдата автор показывает, через что прошел весь советский народ. Вся жизнь Соколова — отражение того, что пережил каждый боец. Таков смысл заглавия произведения.
Слово «человек» в названии обращает наше внимание на главную мысль Шолохова – о том, как пройдя через ад, можно и нужно остаться человеком, способным на сострадание. Как, увидев, какие ужасы творит человечество, не отчаяться и продолжать жить, надеясь на лучшее.
Систему образов мы отразили в материалах таблицы (см. Приложение 4).
Считаю необходимым прочитать данное произведение в качестве подготовки к ОГЭ по русскому языку, так как на тематически автор раскрывает читателю следующие понятия: человечность, любовь, семья, взаимовыручка, подвиг, жизненные ценности, доброта, сильный характер, счастье, преданность
Человечность — основная тема рассказа «Судьба человека». Несмотря на трудности и потери, Соколов не ожесточается сердцем. Он жалеет сироту и находит в себе силы вновь начать трудиться в мирной жизни. Герой не хочет мести, ему важна судьба его страны.
Любовь – любовь в этом рассказе представлена прежде всего, как любовь внутри семьи. Писатель показывает, что только в семье, испытав все трудности быта, люди проявляют истинные чувства, которые не разрушит даже смерть. Соколов никогда не забудет свою семью.
Семья – семья – это наивысшая человеческая ценность, которая служит человеку важной опорой. Андрей Соколов, лишившись семьи, потерял цель существования, но, найдя новую, снова обрёл цель в жизни. Только тот, кто имеет близких людей и несет за них ответственность, может искренне любить родину, ведь она — тоже часть семьи.
Взаимовыручка – рассказывая о судьбе советских военнопленных, Шолохов подтверждает важность взаимовыручки между советскими людьми, попавшими в немецкий плен. Несмотря на то, что некоторые проявляют свою гнилую сущность, большая часть сохраняет в себе человечность.
Подвиг – в рассказ «Судьба человека», безусловно, есть место настоящему подвигу, который, по мнению М.А. Шолохова, заключается в выполнении своего долга перед страной и близкими людьми. Андрей Соколов — не сказочный богатырь, но он постарался и принес родине пользу на полях сражений и даже в плену.
Жизненные ценности – писатель превозносит такие человеческие ценности, как верность, честность и гордость, умение сохранить их в самой ужасной ситуации. Но главной ценностью его герой читает любовь: к семье, к родине, к товарищам.
Преданность – по мнению Шолохова, преданность родине и семье является одним из самых больших достоинств человека. Именно она является гарантом стойкости в испытаниях и лишениях.
Доброта – особенно важно, по мнению писателя, с добротой относиться к другим людям. Именно такое отношение может дать достаточную силу, чтобы победить зло.
Счастье – автор показывает, что человек обретает счастье только в кругу семьи. Но оно невозможно без своего места — то есть страны, где народ живет свободно испокон веков. Советский народ воевал не за землю, а за свое счастье.
В учебных пособиях, предназначенных для подготовки к экзаменационной работе под редакцией И.П. Цыбулько в типовых вариантах, составленных в соответствии с проектов демоверсии КИМ ОГЭ мы можем видеть именно эти слова или выражения (задание 9.3).
Выпускник должен аргументировать свой тезис, приведя 2 (два) примера-аргумента. Второй необходимо взять из своего жизненного опыта. Таким ярким примером-аргументом сможет стать образ главного героя из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».
III. Заключение
Итак, объектом нашего исследования стало слово «война». Предмет исследования стало выяснение лексического значения слова, этимологические и этнографические данные о слове, употребление данного слова во фразеологии, употребление слова «война» как художественный образ в произведениях литературы.
Мы предполагали, что самостоятельное слово, обозначающее предмет (понятие), может иметь комплексное описание, а не отдельные характеристики; комплексное описание откроет настоящие богатства родного языка, расширит словарный запас человека, обогатить его новыми знаниями о слове.
Считаем, что наша гипотеза подтвердилась.
Проанализировав словарные статьи в этимологических словарях, установили, что слово «война » является праславянским и первоначально употреблялось в значении «состояние погони за неприятелем». Впервые в значении « вооружённая борьба двух или нескольких народов, государств» встречается в памятниках письменности в XI веке.
Во все времена в период войны (военного похода) оружие являлось обязательной частью религиозных обрядов древних воинов, а танец с оружием, изображающим боевые движения, имел культовый характер и передавался из поколения в поколение как знание.
Оружие имело священную ценность для воина, символизировало божественное начало. В славянских племенах оно давалось в дар юноше-воину в возрасте совершеннолетия, было свидетельством повзрослевшего состояния.
Анализируя словарные статьи в словарях русского языка, мы заметили: 1) слово «война» является многозначным (наибольшее количество толкований представлено в словаре Т. Ефремовой), 2) слово «война» в толковом словаре под редакцией В.И. Даля представлено как однозначное, со значением «раздор и ратный бой между государствами, международная брань». Но в данной словарной статье автор конкретизировал виды войн. Например, партизанская война или наступательная война, 3) слово «война» в четырёх словаря (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю; Д.Н. Ушаков; Т. Ефремова, А.П. Евгеньева) первое значение даётся в терминологическом плане: организованная вооруженная борьба между государствами или общественными классами, 4) словарная статья в современном толковом словаре русского языка Т. Ефремовой говорит об употреблении данного слова в разговорном стиле в значении «состояние вражды между отдельными лицами или группами», 5) толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой во втором значении для контекста используют пример книжного выражения На войне как на войне, 6) четыре словаря (кроме словаря под редакцией В.И. Даля) показывают употребление слова «война» переносном значении: борьба с кем-то или чем-то (лица, группировки), состояние вражды.
Устойчивых выражений со словом «война» через фразеологические словари было найдено около 40.
Так как при анкетировании никто из моих одноклассников не смог указать фразеологизм со словом «война», мы составили тематическую классификацию ФЕ и на уроках учебного курса «Русский (родной) язык» было проведено занятие, посвящённое употреблению, толкованию ФЕ, указанных выше, умению видеть их в контексте (подготовка к экзаменационной работе по русскому языку, задание №8).
Оказалось, что эта корневая морфема слова «война» даёт жизнь всего лишь 7 производным от него словам. В исследуемом словообразовательном гнезде отсутствуют слова, образованные только при помощи приставки. Продуктивным способом словообразования в данном словообразовательном гнезде является и сложение производящей основы и производящего слова.
Реальность показывает, что особенно события Великой Отечественной войны в отдельных странах подвергаются переоценке. Именно поэтому считаем, что сейчас важно знакомиться с творчеством писателей-фронтовиков, перечитывать и анализировать их произведения, чтобы ввести их в трагический мир военной действительности.
Проанализировав материалы Рабочей программы по литературе (основная школа), выяснили, что учащиеся читают и анализируют более 20-ти произведений данной тематики.
В качестве подготовки к экзаменационной работе по русскому языку (задание 9.3) мы проанализировали систему образов в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека», просмотрели видеофрагменты художественного фильма.
На примере исследуемого слова мы увидели, что самостоятельное слово можно описать комплексно (с разных сторон). Данный вид работы дает возможность познакомиться с историей своих предков, помогает «открыть» новые страницы в русской культуре; расширяет словарный запас человека (слова, пословицы и поговорки, устойчивые сочетания); дает возможность пересмотреть прочитанные произведения, чтобы проанализировать новый образ, или познакомиться с новыми авторами и их героями.
Приложение №1
Вопросы и задания для учащихся 9г класса
Приложение №2
Задания по теме «Морфемика. Словообразование. Культура речи»
для учащихся
6 класса
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Военный, война, войной, антивоенный, военному
Приложение 3
Из материалов рабочей программы по литературе
5 класс
Русские народные сказки. «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания.
Из древнерусской литературы. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».
И.А.Крылов. Басня «Волк на псарне».
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино» – отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения.
Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.
Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».
6 класс
Солдатские будни в стихотворениях о войне. К.М.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»
В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы.
В.Г.Распутин. Отражение трудностей военного времени в повести «Уроки французского».
7 класс
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства.
Героизм, патриотизм грозных лет войны в стихотворениях А. А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.А. Суркова, А.Т. Твардовского, Н.С. Тихонова.
8 класс
Петр Гринев: жизненный путь, формирование его характера в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Ш.Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют».
А.И. Фатьянов «Соловьи»; Л.И. Ошанин «Дороги». Лирические и героические песни о Великой Отечественной войне.
Мечты и реальность военного детства в рассказе В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».
А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» - картины фронтовой жизни
9 класс
«Слово о полку Игореве» как величайший памятник литературы Древней Руси
М.А.Шолохов. Рассказ «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.
Приложение 4
Главные герои и их характеристика
(по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)
Андрей Соколов | ничем не примечательный гражданин советского союза; шофёр; до войны был порядочным человеком и семьянином: любил жену и детей, работал ради них; обладает сильным чувством долга: повёз снаряды для артиллерии, несмотря на вражеский обстрел, а сразу же после побега из плена попросил зачислить его в стрелковую часть; благодаря огромной силе духа, выдержал все жизненные испытания, не уронив достоинства, но полученные раны едва ли когда-то полностью затянутся; любит родину и готов погибнуть за нее, отказывается от тоста за победу Германии, рискуя жизнью; это собирательный образ всего советского народа |
Мюллер | комендант лагеря, в котором держали Андрея Соколова; властолюбивый садист, регулярно избивающий пленных; отлично говорит по-русски; презирает советских людей; однако, желая доказать слабость Соколова, предложив ему перед расстрелом выпить за победу немецкого оружия, потерпел неудачу и даже проникся уважением к герою, сохранив ему жизнь |
Ванюшка | обычный мальчик 5-6 лет; во время войны потерял родителей, однако сохранил в себе детскую жизнерадостность |
Список использованной литературы
Словари
Справочная литература
Электронные ресурсы
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Кто грамотней?
Глупый мальчишка
Госпожа Метелица
Два Мороза