Одежда всегда была и остается неотделимой частью: материальной культуры общества. Поэтому костюм следует рассматривать в неразрывной связи с историческим и экономическим развитием народа, с географической средой, религией, традиционными занятиями.
Внутри одной культуры, народности, рода даже в самые ранние эпохи одеяние людей было различно: выделялись костюмы служителей культа, военных, власть предержащих, подчеркивался возраст или семейное положение человека. Например, до сих пор в национальных костюмах всех народов сохраняется обычай разделять наряд девушки и замужней женщины.
Костюм несет в себе особенности представлений народа об идеале, другими словами, выполняет эстетическую функцию улучшения облика человека.
Комплекс одежды всех народов, проживавших на территории мордовского края, включал нательную, верхнюю легкую, тёплую одежду, а также обувь и украшения. Большинство крестьян и горожан носили одежду из домотканого сукна или холста. Для их изготовления использовались конопля, лён, шерсть.
Вложение | Размер |
---|---|
traditsionnaya_odezhda_mordvy_saraeva_diana.pptx | 2.94 МБ |
Слайд 1
«Традиционная одежда народов Мордовского края» Подготовила: Сараева Диана, ученица 7 «Б» класса МОУ СОШ №28 г.Саранск, Республика Мордовия.Слайд 2
Комплекс одежды всех народов, проживавших на территории мордовского края, включал нательную, верхнюю легкую, тёплую одежду, а также обувь и украшения. Большинство крестьян и горожан носили одежду из домотканого сукна или холста. Для их изготовления использовались конопля, лён, шерсть.
Слайд 3
Мужская одежда: основной нательной одеждой была коноплян рубаха( панар ) без воротника и штаны ( понкст ) . Для повседневной носки её шили из небеленого холста, праздничные- из более тонкого, льняного. У панара грудной разрез делался в основном на правой стороне, он скреплялся завязками или застёгивался на крючки, подпоясывали их самоткаными или плетёными узкими поясами.
Слайд 4
Из мужских головных уборов были распространены в основном высокие, валяные шляпы белого и чёрного цвета, с небольшими полями. Некоторые летом, работая на поле, надевали холщовый колпак. Зимой носили шапки-ушанки и малахаи, сшитые из овчин и обшитые сверху сукном.
Слайд 5
Верхняя наплечная одежда шилась из овчины, шерсти, холста. Весной и осенью носили приталенную одежду из домотканого сукна чёрного или коричневого цвета( сумань , зипун). Был распространён чапан , сшитый из домотканого сукна, с прямой спинкой и больщим воротником. Зимой носили шубы и полушубки из выделанных овчин.
Слайд 6
Традиционной обувью крестьян мордовского края были лапти . Лапти мордовского образца с низкими бортами и трапециевидной головкой. Носили лапти с портянками или суконными онучами, у мокши преобладали онучи чёрного цвета. Ещё одним видом рабочей лыковой обуви были ступни , которые делались значительно глубже лаптей. Одним из видов плетёной обуви, изготавляемой из пеньковых верёвочек, являлись ходаки и чуни . Они отличались лёгкостью, удобством и служили летней обувью.
Слайд 7
Женская одежда. Основным элементом мордовского женского костюма была рубаха( панар ). У эрзи она шилась из двух полотен холста, у мокши их трёх. На груди был вырез , края которого скреплялись кольцевой застёкой ( сюлгамо ).
Слайд 8
Рукава были прямыми. Под них вшивались специальные вставки- ластовицы. Рубашка украшалась вышивкой шерстяными нитями окрашенными настоем корня подмаренника, почек берёзы, коры ольхи и других трав.
Слайд 9
Особенно богатой была вышивка эрзянских рубах. Мокшанки носили больщее количество украшений- своеобразные бисерные воротники, нагрудные сетки и чресплечные украшения.
Слайд 10
Под рубаху мордовки надевали штаны ( понкст ), доходившие до щиколоток. Поверх панара носили верхнюю распашную одежду из холста, которую тоже украшали вышивкой. Обязательными были пояса ( каркс ), которые вязали спицам или крючком, а его конец украшали кистью из цветной шерсти и бисера.
Слайд 11
Для традиционного женского костюма характерны многочисленные украшения из металла, бисера, монет, перьев и пуха птиц , кожи животных и т.д. Надбедренным украшением эрзянок служил пулай . Мокшанки же прикрепляли к поясу различные подвески.
Слайд 12
На грудь надевали низки бус, ожерелья из монет, на руки- медные и серебряные кольца, перстни, браслеты, в уши вдевались разнообразные серьги.
Слайд 13
Головные уборы женщин имели возрастные разновидности. Девичьи уборы оставляли волосы открытыми. Они представляли собой ленту , налобную повязку , вышитую, обвитую бисером и позументом , или обтянуты тканью. У эрзянок преобладали высокие уборы на твёрдой основе конической, прямоугольной или круглой формы ( панго ).
Слайд 14
Эрзянские высокие женские головные уборы
Слайд 15
У мокши были широко распространены тканые головные полотенца. Также мордовки носили холщовые чепцы, украшенные вышивкой, бисером, медными цепочками, блёстками. Подобный убор был распространён под русским названием- сорока .
Слайд 16
Обувью так же были лапти. Но была и праздничная- кожаные сапоги со сборами и острыми носами ( кемот ). На широкий каблук прибивались медные подковки. Кроме того носили низкую кожану обувь различных фасонов: туфли типа кожаных галош, праздничные ботинки с отделкой из красной фланели, жёлтоё и красной кожи, вязаных полос.
Слайд 17
Роль одежды в народной культуре. Костюм и причёски в народной культуре отражали возраст и семейное положение человека. Детская одежда народов края не учитывала половых различий: обычно дети ходили в длинных рубахах, без обуви и головного убора по улице с весны и до первого снега, а зимой надевали более тёплую одежду.
Слайд 18
Молодые люди 16-17 лет носили традиционный костюм со всеми украшениями и дополнительными элементами. В костюме молодёжи появлялись детали , которые должны были «известить» окружающих об их взрослении. У юношей такими знаками были украшенные цветами и шерстяными кисточками головные уборы, разнообразная верхняя одежда, а также красочный пояс.
Слайд 19
Костюм взрослых девушек отличался богатой вышивкой. Она служила не только украшением одежда, но и своеобразной «защитой» от всякого зла. Девушки носили большое количество украшений, которые кроме эстетической выполняли и охранительную функцию. По поверью, если носить украшения-обереги, то ты будешь убережён от «дурного» глаза и болезней.
Слайд 20
Нередко металлические украшения делались таким образом, чтобы при ходьбе они производили шум. Это должно было отгонять злые силы от их хозяйки. По народным поверьям, в магической защите особенно нуждались девушки и молодые женщины- продолжательницы рода хранительницы домашнего очага.
Слайд 21
Богато орнаментированной одежда оставалась у женщин до 40-45 лет, после чего становились скромнее. В отделке использовалось меньше вышивки, бисера, блёсток и т.п. Цвета вышивки также становились менее красочными.
Слайд 22
В зависимости от возраста изменялись и женские головные уборы. Если у девушек они могли не полностью закрывать волосы, то замужние женщины после свадьбы по обычаю должны бы их тщательно скрывать. Также под сам головной убор заплетали косу наподобие хлебного колоса. Эрзя Мокша
Слайд 23
Молодые женщины носили богато украшенные головные уборы. Например, шокшанки в течение 10 лет после замужества украшали по праздникам свои сорки разноцветными лентами. В 40-45 лет женщины начинали украшать свои головные уборы более скромно , а старые обычно носили лишь мягкие чепцы.
Слайд 24
Источники: https://russian7.ru/post/kak-russkie-kolonizirovali-zemli-mor/ http://iamruss.ru/mordva/ https://www.finnougoria.ru/community/folk/section.php?SECTION_ID=351&ELEMENT_ID=2352 https://webkamerton.ru/2018/08/mordva https://lenwork.ru/trainings/drevnie-mordovskie-ukrasheniya-opisanie-tradicionnyi/ http://almode.ru/moda/25806-mordovskij-nacionalnyj-kostjum-64-foto.html https://studfile.net/preview/9457466/page:8/ https://tvorcheskie-proekty.ru/node/568 https://infourok.ru/mordovskie-golovnie-ubori-dlya-zhenschin-635581.html https://infourok.ru/prezentaciya-po-mordovskomu-yaziku-na-temu-mordovskiy-narod-2139666.html https://vplate.ru/kostyumy-nacionalnye/mordovskij/
Заяц-хваста
Разноцветное дерево
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Музыка космоса
Белый лист