На земле нет ничего прекраснее, чем название твоей малой Родины. Оно ласкает слух, согревает душу воспоминаниями, когда ты находишься вдали от дома. Наша Родина - город Жиздра.
Это небольшой городок с красивыми тихими улочками, аккуратными зданиями, уютными парками, извилистыми речками. Наверное, все жители города знают легенду о том, как на разных берегах реки Жиздра в стародавние времена жили два брата, которые поутру кричали друг другу: «Жив!» - «Здрав!». Отсюда якобы и появилось название нашего поселения. Если с появлением «имени» города все предельно ясно, то откуда же пошли такие названия как Маркасовка, Жировка, Банька и другие, которые с каждым днем уходят в небытие, унося с собой свою неразгаданную тайну.
Историю своей Родины должен знать каждый. А с чего начинается Родина? Вот с этих малых названий, проселочных дорог, речек, озер, родников…
Свою работу мы посвящаем нашему родному городу – его истории, топонимике. Приступая к работе, мы перед собой поставили цель – дополнить уже существующий словарь топонимов и микротопонимов города Жиздра.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_znakomye_neznakomye_mesta_rodnogo_goroda.doc | 112 КБ |
chast_1.docx | 1.15 МБ |
chast_2.docx | 1.67 МБ |
chast_3.docx | 736.82 КБ |
Областная акция «Я – гражданин России».
Название проекта: «ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЫЕ МЕСТА РОДНОГО ГОРОДА».
Муниципальный район: Жиздринский район.
Образовательная организация: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2», г. Жиздра Жиздринского района Калужской области.
Ф.И.О. руководителя проекта: Антипова Ирина Анатольевна, заместитель директора по воспитательной работе муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2», г. Жиздра Жиздринского района Калужской области.
Ф.И.О. авторов проекта:
1. Ерохина Дарья, обучающаяся 8 класса МКОУ «СОШ № 2» г. Жиздра Жиздринского района Калужской области.
Срок реализации проекта: март 2019 г. – октябрь 2019 г.
Продолжительность (в месяцах): 8 месяцев
начало реализации проекта (день, месяц, год): 1 марта 2019 г.
окончание реализации проекта (день, месяц, год): 25 октября 2019 г.
Жиздра, 2020 г.
Информационная карта проекта
«Знакомые незнакомые места родного города»
1. | Полное название проекта | Школьный социальный проект «Знакомые незнакомые места родного города». | |
2. | Цели проекта | Расширение знаний учеников школ Жиздринского района, жителей города Жиздры о исчезающих топонимах города Жиздра; сохранение исторического прошлого малой Родины. | |
3. | Автор проекта (Ф.И.О., род занятий, звание, адрес, телефон, факс, электронная почта) | Ерохина Дарья Викторовна, обучающаяся 8 класса МКОУ «СОШ № 2», г. Жиздра Жиздринского района Калужской области. Адрес: 249340 Калужская область г. Жиздра ул. Брянская д. 45 кв. 2. Тел: 8 (48445)21443 e - mail: zhizdras2@mail.ru | |
4. | Сроки реализации проекта | 01.03.2019 г. – 25.10.2019 г. | |
5. | География проекта (охват участников, на кого рассчитан проект) | Обучающиеся, педагоги и работники МКОУ «СОШ № 2», г. Жиздра Жиздринского района Калужской области, обучающиеся школ района, жители города Жиздра | |
6. | Поддерживающие организации или физические лица, кто помогает в реализации проекта | Директор МБУК «Жиздринский районный историко – краеведческий музей» Лесюнина Валентина Васильевна. Учитель истории и обществознания МКОУ «СОШ № 2», г. Жиздра Жиздринского района Калужской области Маркасов Вадим Иванович. Учитель физической культуры МКОУ «СОШ № 2», г. Жиздра Жиздринского района Калужской области Коткова Евгения Андреевна | |
7. | Кадры (кто реализует проект) | 1. Антипова Ирина Анатольевна – заместитель директора по воспитательной работе МКОУ «СОШ № 2», г. Жиздра Жиздринского района Калужской области;
| |
8. | Сумма и источники финансирования (при наличии) | Использованная сумма | Источник финансирования |
240 рублей | Школьное лесничество «Первопроходец» |
Введение.
.
На земле нет ничего прекраснее, чем название твоей малой Родины. Оно ласкает слух, согревает душу воспоминаниями, когда ты находишься вдали от дома. Наша Родина - город Жиздра.
Это небольшой городок с красивыми тихими улочками, аккуратными зданиями, уютными парками, извилистыми речками. Наверное, все жители города знают легенду о том, как на разных берегах реки Жиздра в стародавние времена жили два брата, которые поутру кричали друг другу: «Жив!» - «Здрав!». Отсюда якобы и появилось название нашего поселения. Если с появлением «имени» города все предельно ясно, то откуда же пошли такие названия как Маркасовка, Жировка, Банька и другие, которые с каждым днем уходят в небытие, унося с собой свою неразгаданную тайну.
Историю своей Родины должен знать каждый. А с чего начинается Родина? Вот с этих малых названий, проселочных дорог, речек, озер, родников…
Свою работу мы посвящаем нашему родному городу – его истории, топонимике. Приступая к работе, мы перед собой поставили цель – дополнить уже существующий словарь топонимов и микротопонимов города Жиздра.
Результаты социального опроса обучающихся школы и жителей
города Жиздра.
В социальном опросе «Топонимы и микротопонимы города Жиздры» приняло участи 100 человек. Из них 42 – в возрасте от 18 до 60 лет; 58 – в возрасте от 12 до 17 лет.
На поставленный вопрос (назовите топонимы и микротопонимы города Жиздра) группа в возрасте от 12 до 17 лет ответила так:
На поставленный вопрос (назовите топонимы и микротопонимы города Жиздра) группа в возрасте от 18 до 60 лет ответила так:
На поставленный вопрос (назовите историю происхождения топонимов и микротопонимов города Жиздра, которые вы назвали) группа в возрасте от 12 до 17 лет ответила так:
На поставленный вопрос (назовите топонимы и микротопонимы города Жиздра) группа в возрасте от 18 до 60 лет ответила так:
Таким образом, в результате проведенного анкетирования и анализа вытекающих последствий из сложившейся ситуации была определена проблема: отсутствие знаний у населения города о исчезающих топонимах и микротопонимах города Жиздра
Актуальность проекта.
Актуальность данного проекта обусловлена его новизной. О топонимах города Жиздры почти ничего неизвестно, очень мало материала в книгах жиздринских краеведов: Александра Ивановича Проскурнина и Валентины Николаевны Михалевой, в архивах МБУК «Историко – краеведческий музей» г. Жиздра, поэтому, нам пришлось проделать огромную работу для того, чтобы узнать историю микротопонимов нашего родного города.
Интерес к истории малой Родины способствует укреплению любви к стране. Человек, знающий свои корни, вырастет настоящим человеком. Человеком, который в будущем станет ответственным за могущество своей страны, за сохранение ее материальных и духовных богатств.
Цель проекта: расширение знаний учеников школ Жиздринского района, жителей города Жиздры о исчезающих топонимах города Жиздра; сохранение исторического прошлого малой Родины.
Задачи проекта:
Этапы и механизмы реализации проекта.
Этапы реализации проекта | Сроки | Цели и задачи | Методы работы | Ожидаемый результат |
Первый этап (подготовительный) | 01.03.2019 г. – 01.04.2019 г. | Цель: выявление уровня знаний участников проекта о топонимах города Жиздра. Задачи: - провести социальный опрос участников проекта с целью выявления проблемы; - заинтересовать обучающихся школы в осуществлении данного проекта; - развивать потребность в стремлении сохранять и беречь историческое прошлое малой Родины. | - Социальный опрос; - круглый стол; - поиск информации о топонимах г. Жиздра. | Итоги: - формирование понимания у обучающихся школы значимости гармоничного существования человека в обществе; - получение знаний о способах и методах решения поставленной цели. |
Второй этап (основной) | 01.04.2019 г. – 15.09.2019 г. | Цель: вовлечение участников проекта в активную деятельность по достижению основной цели проекта. Задачи: - разработать план действий; - поиск материальных ресурсов для реализации проекта; - провести велопробег по туристическому маршруту; - разработать интерактивную карту проекта; - распространение продукта проекта среди его участников. | - Круглый стол; - поиск информации о топонимах г. Жиздра; - составление бюджета проекта; - велопробег; - ИКТ. | Итоги: - появится желание и стремление внести свой вклад в сохранение исторического прошлого малой Родины; - сформируются знания, умения и навыки работы с ИКТ, различными источниками информации; - разовьются навыки трудового воспитания. |
Третий этап (аналитический) | 15.09.2019 г. – 25.09.2019 г. | Цель: анализ трудностей при реализации проекта. Задачи: - составление плана работы по устранению недостатков; - оформление отчетной документации по реализации проекта | Анализ. | Итоги: - появится желание и стремление применять полученный опыт и знания в дальнейшей жизни; - возникнут новые идеи социальных проектов. |
Календарный план по реализации проекта.
Мероприятие | Сроки | Ответственный | Примечание |
1. Мозговой штурм | 01.03.2019 г. – 09.03.2019 г. | Инициативная группа | |
2. Социальный опрос обучающихся школы и жителей г. Жиздры | 09.03.2019 г. – 23.09.2019 г. | Инициативная группа | Составлен подробный анализ социального опроса |
3. Посещение музея, поиск информации | 23.03.2019 г. – 05.04.2019 г. | Инициативная группа | Сбор и обобщение информации, фотографий, документальных фильмов и т.д. |
4. Поиск и уточнение информации с помощь сети Интернет | 05.04.2019 г. – 20.04.2019 г. | Инициативная группа | Сбор и обобщение информации, документов, сайтов и т.д. |
5. Разработка бюджета проекта | 20.04.2019 г. – 30.04.2019 г. | Инициативная группа | Поиск ресурсов |
6. Разработка дизайна информационного буклета «Знакомые незнакомые места родного города» | Май 2019 г. | Инициативная группа | |
7. Оформление и печать буклетов | Май 2019 г. | Инициативная группа | Изготовлено 30 информационных буклетов. |
8. Оформление интерактивной карты проекта | Июнь 2019 г. | Инициативная группа | Записано 10 дисков |
9. Разработка маршрута велопробега | Май 2019 г. | Инициативная группа | Распределение обязанностей, подготовка карты маршрут. |
10. Велопробег «Микротопонимы родного города» | 13.09.2019 г. | Инициативная группа | В велопробеге приняло участие 65 человек |
11. Обсуждение и планирование презентации проекта для всех желающих | По отдельным заявкам | Инициативная группа |
Ресурсы.
Вид ресурса | Необходимый перечень | Источник получения |
Материально - технические | Бумага для принтера (белая) | Имеется в наличии МКОУ «СОШ № 2», г. Жиздра |
Цветной и черно – белый принтер | Имеется в наличии МКОУ «СОШ № 2», г. Жиздра | |
Скобы | Имеется в наличии МКОУ «СОШ № 2», г. Жиздра | |
Диски (10 штук). | Покупка в магазинах города. | |
Велосипеды | Личное имущество участников проекта | |
Сеть Интернет | МКОУ «СОШ № 2», г. Жиздра подключена к сети Интернет |
Человеческие ресурсы:
Интеллектуальные ресурсы:
Информационные ресурсы:
Управленческие ресурсы:
Кадровые ресурсы:
Финансовые ресурсы:
Материалы | Количество | Стоимость |
Диски | 10 | 240 рублей |
Итого на реализацию школьного социального проекта затрачено: 240 рублей.
Денежные средства в размере выше указанной суммы были предоставлены школьным лесничеством «Первопроходец», члены которого в период с 01.04.2019 г. по 12.04.2019 г. с помощью ГКУ КО «Жиздринское лесничество» реализовали выращенный в школьной телице посадочный материал хвойных пород деревьев (ели обыкновенной) арендаторам Жиздринского района.
Ожидаемые результаты.
Оценка результативности проекта.
Данный проект внес значительный вклад в дело сохранения исторического прошлого города Жиздра. Итоговый продукт проекта расширил краеведческий материал школьного историко – краеведческого музея, музеев и музейных комнат школ Жиздринского района, МБУК «Историко – краеведческий музей» г. Жиздра.
В осуществлении проекта приняли участие 27 человек. В ходе реализации проекта у всех участников сформировалось бережное отношение к историческому прошлому малой родины, сформировалось чувство ответственности за сохранение и передачу краеведческого материала молодому поколению.
В ходе реализации проекта организаторам (обучающимся школы) приходилось участвовать во многих видах совместной деятельности, что способствовало развитию чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи.
Реализация проекта позволила некоторым его участникам сформировать многие трудовые навыки, умение преодолевать себя.
Принимая участие в проекте, обучающееся школы, жители г.Жиздра являлись непосредственными участниками становления гражданского общества России, своим неравнодушием и энергией демонстрировали лучшие нравственные и патриотические качества.
Работа над проектом привлекательна еще и тем, что в ней участвовали участники разного возраста. Эта работа на практическом примере дала возможность освоить технологию проектной деятельности, столь необходимую для приобретения молодежной практической грамотности, позволила объединить участников проекта.
По итогам реализации проекта можно сделать следующие выводы:
Развитие проекта.
Дальнейшее развитие проекта предусматривает решение социального аспекта проблемы, а именно:
Жиздринцы ошибочно полагают, что по правую сторону от Большака, рядом с домовладениями Малаховых, Цикленковых, Смысловых, Дмитриковых и Кондрашовых располагается так называемый Островок. Раньше на этом месте располагался лимонадный цех, рядом с которым делали мороженое, и находилась контора Сельпо Первомайского. Микротопоним был назван так потому, что во время разлива реки Жиздра эта часть суши была отрезана от Большака и была похожа на маленький остров. Но на самом деле Островком было кое- что другое. На месте, левее Большака, около сгоревшего магазина ОРС находится небольшая возвышенность, где по легенде о первом поселении Жиздры и располагалась церковь - однодневка. Это место и считалось у наших предков Островком.
Немного отойдя от этого места, мы попадаем в район Жировки. Там, на улице 2 – й Привокзальной, есть пр удик Никоноровка, искусственно вырытый 20 лет назад. Рядом с прудом находится домовладение Никоноровой, по фамилии, которой пруд и был назван. Зимой на Никоноровке ребята играют в хоккей, летом - ловят рыбу.
Недалеко от Никоноровки на улице Турова, введенной в эксплуатацию в 1985 году, расположены так называемые «бараки». История этого топонима весьма интересна. В 30-е годы XX века на территорию нынешней улицы Турова каждое лето приезжали на учение военная часть. Они расставляли там палатки, проводили учение. Силами этой воинской части в самом живописнейшем месте Жиздринского бора был построен стадион. Солдаты сами спланировали план будущего стадиона, выкорчевали деревья, разровняли площадку. Стадион действует до сих пор
На входе в бор, там, где сейчас располагаются новопостроенные дома, до войны располагался Пакгауз. Это площадка складов, принадлежавших проходившей по улице 1 – й Привокзальной железнодорожной узкоколейной дороге. На площадке этих складов собиралась молодежь, устраивались танцы. Название этого микротопонима известно только старожилам нашего города.
Также в микрорайоне Жировки располагается так называемый Большак, проходящий по улицам Фокина и Коммунистической. Свое название этот топоним получил от того, что именно там проходил участок дороги, по которой Екатерина II проезжала на Коллективизатор, а оттуда через Екатерининский трактат на Перекладово.
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Калитка в сад
Кактусы из сада камней
Зимний лес в вашем доме
Извержение вулкана