Исскуство как форма общественного сознания.
Вложение | Размер |
---|---|
garaeva_d.f.docx | 24.54 КБ |
diplom_garaeva_d._f_2019.pdf | 310.88 КБ |
Гараева Д.Ф., Тетюшев Е.С.
(научный руководитель Тураева Е.А.)
Набережночелнинский институт КФУ
(г. Набережные Челны)
Искусство как форма общественного сознания.
Связь искусства и философии не является односторонней. Они оба развиваются из одной культуры.
Искусство как форма общественного сознания возникло из потребности людей в самовыражении. Гегель описывал это так: «Искусство изображает истинно всеобщее, или идею, в форме чувственного существования, образа» [1, с.183]. Его понятие помогает человеку испытать свои возможности, убеждает его о необходимости не только приспосабливаться к своей жизни и окружению, но и совершенствовать их. На пути к своему идеалу человек работает над пространством вокруг себя. Здесь и формируется искусство. Ведь в отображении себя самого, в отображении своих навыков человек поднимется выше своих возможностей, пытаясь достичь идеала.
По своей сути общественное сознание отражает обстановку определенного общества. Зачастую общественное сознание сравнивают с индивидуальным, как нечто относящееся к каждому члену в обществе. Оба этих составляющих выражают духовную сторону и культуру. В советском и постсоветском пространстве была распространена идея, что общественное сознание отражает деятельность и быт, а значит может его изменить. Хоть оно и обобщает сознание людей в конкретном обществе, однако, не является просто суммой всего этого, оно также имеет свои собственные свойства, которые нельзя применить к индивидуальному сознанию.
Искусство своего времени всегда отображало мысли и особенности мышления людей. Каждый пример картин отражает не только внутренние переживания художника, но и его политические взгляды, отношение к человеку через призму его восприятия. Таким образом, можно сделать вывод о происходящих в то время событиях и об отношении народа к ним. Можно отследить то, к какому философскому течению относит себя художник и какое течение преобладает.
Предметы искусства являются отражением человеческого вожделения и целей. Особенность искусства как формы сознания в сравнении с иными формами заключается в том, что оно является взаимодействием исполнителя и потребителя, где каждый из них является активным участником этого сотрудничества, даже при том условии что они не виделись друг с другом. Таким образом, современный человек может узреть работы великих художников прошлых эпох, оказавшись в музее или галерее.
Механизм совместного творчества выражает себя в акте применения своих навыков в процессе создания, а также раскрытия его смысла и контекста (опредмечивание и распредмечивание), нескончаемого дополнения художественного образа с оглядкой на каноны эстетической культуры [2, с.121].
Предмет искусства необъятен. Он охватывает все самые различные области жизни и деятельности людей. Отображая те или иные стороны реальности, искусство в отличие от науки, где познание необходимо для того, чтобы отразить объект, реальность в ее более объективных характеристиках, отражает объект в его связях с субъектом, оно воспроизводит не только свойства, присущие объекту, но и эмоциональное отношение личности к этим свойствам. Личность – понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека [3, с.467].
Уровень развитости искусства и культуры в различных странах не совпадает с уровнем развития экономики. Так, когда в Англии появился Шекспир, в ней не наблюдалось хозяйственного расцвета, а искусство и философия в России XIX в. достигли высокого развития несмотря на экономическую отсталость страны. Относительная самостоятельность форм общественного сознания объясняется непосредственным воздействием на духовную жизнь общества социальной борьбы, взаимным влиянием разных форм общественного сознания, ролью творческого наследия, традиций, технических навыков и приемов (в искусстве), мыслительного материала, накопленного в предшествующие эпохи (в философии), фактического материала (в науке).
Особенностью искусства является также то, что оно заключает в себе единство отражения действительности и практическое созидание эстетических ценностей, в которых воплощаются эстетические идеалы общества. Единство этих моментов находит свое наглядное выражение в художественном образе, который выступает и как форма художественного познания, и как овеществленный результат художественного творчества – художественной практики. Художественный образ созидается в процессе овеществления его в материале того или иного вида искусства. Благодаря этому художественный образ получает конкретно-чувственную предметность, вещественность и становится доступным нашему восприятию [4].
Духовная жизнь человечества развивается под воздействием исторической действительности. Общественное бытие — реальное основание всех форм общественного сознания. Они зависимы от экономического строя, от базиса.
Если начинать рассматривать особенности искусства, то люди всегда хотели освещать, то что происходит с ними и, то что происходит вокруг. Именно такими были самые первые творческие работы человек. Например, найденные наскальные рисунки.
Во времена античности центром искусства был человек, его желания и стремления. В Древнегреческих мифах огромное внимание уделялось детализации персонажей. Это было неотъемлемой частью культуры. Работы того времени получили своё собственное философское обоснования с добавлением ритма и упорядоченности, математичности в представления о красоте. Что хорошо было видно в росписи посуды и архитектуре.
В средние века религия, в особенности христианство, крайней сильно повлияла на искусство, ограничив его и наложив запреты. Центральным объектом в работах уже был не человек, а Бог и его деяния, приближенные к нему существа. Это можно заметить в работах иконописцев. Человек уже не являлся объектом изучения, он был лишь объектом для выполнения высшей воли. Это отражается не только в изобразительном искусстве, но и в обществе в целом. Теоцентризм убеждал людей, что для познания жизни необходимо познать Библию. По этой причине была развита иконопись, а художниками часто были церковнослужители.
Когда на смену долгому средневековью пришла эпоха Возрождения, в обществе и в искусстве начался возврат к идеям античности. Человек снова стал центральной фигурой. Наука начинает изучать человека, точно так же, как и искусство. Познание самого себя стало важной частью жизни. Произведения стали ближе к реализму, однако всё ещё сильно ощущался стиль художника. Художники в своих работах подвергали сомнению старые идеи, искали способы зафиксировать себя в своих творениях и во времени, изображали действительную реальность под призмой своего сознания. У каждого мастера был свой собственный стиль, которые очень ценился, так как был узнаваем. Общество хотело знать, что такое человек. Яркими ответами на вопросы времени стали работы Микеланджело, Рафаэля Санти, Донателло и Тициана, в которых они выражали своё собственное представление.
Момент от конца эпохи Возрождения до современного времени можно считать переходным. Изначально художники концентрировались на реализме и помпезности. Грациозность и изысканность была обязательным элементом. Так же и сами люди начали воспринимать человека как нечто более важное, знания и ум ценились больше чем когда-либо. Однако, при этом сам человек начал отвергать свою естественность, которая тогда воспринималась как дикость и невежество. Идеалы красоты точно зафиксированы вработах Караваджо и Рембрандта.
За этим временем следует эпоха модернизма, которая будто отвергала уже реальные формы, пытаясь создать нечто более нереальное и невозможное. В работах важным элементом являлся символизм, который обычно менялся от страны к стране. Даже сейчас самым популярным художником в этом направлении является Пикассо. Стили художников варьировались в невероятном количестве, при этом в работах всё чаще проявились философские размышления самого автора. Само общество, как и искусство, было пронизано протестантским духом. Люди были уверены во всесилии своего разума, человек мог решить любую вселенскую загадку, не было неразрешимых тайн. Прогресс мог обеспечить человеку всё.
В настоящее время искусство пытается отречься от реальности. В то же время искусством считается и копирование объектов из реального мира, гиперреализм. Мир становится серым, в обществе не может быть правильных и неправильных мыслей, все находят факты для обоснования своего мнения. Нет определенной идеологии, нет истин. Культура становится полностью коммерциализированной. Мир определяется как сверхсложный, о котором отсутствуют достоверные знания. Несмотря на это, искусство всё ещё пытается объединить мир и определить место человека в нем. Искусство послевоенного времени в СССР и западных стран пытается размышлять на тему «а что, если» или что с людьми произойдет в далеком будущем. Более современные деятели искусства сконцентрированы на идее распада общества. Иные же, отрекаясь от реальности, создают произведение на основе странных и удивительных концепций с элементами реальности. Неопределенность человека в обществе ведет к неопределенности в произведениях искусства и к смешению стилей.
Список литературы
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Музыка космоса
Сказка "12 месяцев". История и современность
Мороз Иванович
Тигрёнок на подсолнухе