Цель: развитие творческих способностей учащихся
Вложение | Размер |
---|---|
matematiki-_praktiki.docx | 266.14 КБ |
Треугольники - практики
В удивительной стране Геометрии был особенный город - город Многоугольников. Жителями этого города были различные n-угольники: стоугольники, восьмиугольники, шестиугольники, квадраты, параллелограммы, трапеции, прямоугольники, ромбы. Их было очень много – всех не перечислишь! Они были очень дружны между собой, никогда не ссорились и всегда приходили друг другу на помощь. Но особенно трепетно многоугольники относились к своему младшему брату Треугольнику. Старшие всегда были уверены, что он поможет им разобраться в любой сложной ситуации. И Треугольник очень гордился этим! Каких только интересных закономерностей не находил он у своих старших братьев и сестёр! Вот провели диагональ в параллелограмме и получилось два равных треугольника. В ромбе при пересечении двух диагоналей образуется четыре равных прямоугольных треугольника. А правильный шестиугольник можно разбить на шесть равносторонних треугольников.
И сами треугольники обладали разными свойствами. Прямоугольный треугольник всегда гордился тем, что его стороны подчинены очень важному закону: квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. А равнобедренный треугольник всем рассказывал о том, что его медиана, проведенная к основанию, является и биссектрисой, и высотой. Равносторонний треугольник любил повторять, что у него не только стороны равны и все углы по 600, да ещё центры описанной и вписанной окружностей совпадают. Но среди всех треугольников выделялись пары треугольников, те, у которых размеры - разные, а форма одинакова. И называли их подобными треугольниками! А как же их находили среди множества всех треугольников? Да очень просто! Нашли у треугольников по два равных угла, и вот они - подобные треугольники. А если у треугольников обнаружилось, что стороны одного треугольника пропорциональны сторонам другого, и тоже получается, что такие треугольники подобны. Есть ещё один признак подобия треугольников: если две стороны одного треугольника пропорциональны двум сторонам другого и углы, заключенные между этими сторонами, равны, то такие треугольники подобны.
И вот однажды в страну Многоугольников приехали математики- практики и обратились к треугольникам с просьбой: - Нам нужно решить несколько практических задач: определить расстояние до недоступной точки, измерить высоту предмета. Кто нам в этом поможет? После быстрого обсуждения было решено, что с этими практическими задачами без труда могут справиться подобные треугольники. В срочном порядке собрался консилиум и подобные треугольники начали объяснять решение предложенных задач: - Предположим, что нам нужно определить высоту какого-нибудь предмета, например высоту телеграфного столба А1В1, изображенного на рисунке.
Для этого поставим на некотором расстоянии от столба шест АС с вращающейся планкой и направим планку на верхнюю точку А1 столба, как показано на рисунке. Отметим на поверхности земли точку В, в которой прямая А А1 пересекается с поверхностью земли. Прямоугольные треугольники А1 В1В и АСВ подобны по первому признаку подобия треугольников ( ∠В1= ∠ С= 900, ∠ В- общий). Из подобия треугольников следует: А1В1 : АС = ВВ1 : ВС, откуда А1В1=(АСхВВ1)/ВС. Измерив расстояние ВВ1 и ВС и зная длину АС шеста, по полученной формуле определяем высоту телеграфного столба А1В1. Например, если ВВ1= 6,3 м., ВС= 2,1 м., АС= 1,7 м., то А1В1=(1,7х6,3)/2,1 = 5,1 м.
- Спасибо вам, подобные треугольники, за подробное объяснение этой задачи. Но нам нужно ещё научиться измерять расстояние до недоступной точки или, например, ширину реки. Тут в разговор вмешалась средняя линия треугольника: - Я тоже могу Вам помочь. Вот моё решение этой проблемы. Как найти ширину реки ВВ1? Выбрав точку С1, проводим В1С1.. Затем через точку А провешиваем АВ и АС таким образом, чтобы В1С1 была средней линий ∆ АВС, тогда ВВ1=АВ1
Подобные треугольники внимательно выслушали Среднюю линию, поблагодарили её за такое оригинальное решение и неожиданно для всех предложили Математикам-практикам самостоятельно найти расстояние до недоступной точки с помощью подобных треугольников.
Решение: Предположим, что нам нужно найти расстояние от пункта A до недоступного пункта B. В
А С Для этого на местности выбираем точку C, провешиваем отрезок AC и измеряем его. Затем с помощью астролябии измеряем ∠A и ∠C. На листе бумаги строим треугольник A1B1C1, у которого ∠ A1= ∠A, ∠С1=∠ С, и измеряем длины сторон A1B1 и A1C1 этого треугольника.
В1
А1 С 1
Так как треугольники ABC и A1B1C1 подобны (по первому признаку подобия треугольников), то
АВ /А1В1 = АС /А1С1.
Откуда получаем
AB=(АСхА1В1)/А1С1.
Эта формула позволяет по известным расстояниям AC, A1C1 и A1B1 найти расстояние AB.
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Два морехода
О путнике
Нора Аргунова. Щенята
Будьте как солнце!