Работу подготовила обучающаясь МБОУ "СОШ №3 города Порхова" Костина Ксения совместно с научным руководителем Григорьевой М.В. При участии Андреевой Н.А.
Вложение | Размер |
---|---|
kostina_tserkov_preobrazheniya_gospodnya.docx | 24.67 КБ |
Оглавление:
стр.
I. Введение. Цель и задачи работы. 3
II. Методы и способы выполнения. 4
III. Результаты: История одной забытой церкви
1. К вопросу методики исследования памятников архитектуры. 5 2. К вопросу о происхождении названия села — Заклинье. 7
3. К вопросу строительства церкви Преображения Господня и ее разрушения. 8
4. Из воспоминаний жителей населенного пункта. Истории, связанные с архитектурным памятником. 12
5. Предложение нового экскурсионного маршрута по памятным местам вблизи выбранного предмета исследования 15
IV.Выводы. Заключение. 16 V. Источники и литература. 18
VI.Приложение. 19
Всем нам известно, что наша страна крупнейшая в мире. Просторы ее огромны и красивы. Здесь много различных городов и деревень со своей историей и даже тайной. А сколько памятников истории и архитектуры существует? Не так-то легко и сосчитать.
К сожалению, не о каждом памятнике заботятся и сохраняют для следующих поколений. Взять, например, период в истории, когда власть была в руках большевиков. Широко известен факт уничтожения памятников архитектуры, связанных с церковью и ее обычаями. Многие храмы просто закрывались и приходили в негодность от ветхости, а некоторые советская власть использовала для других нужд, например, хозяйственных.
Не пощадила церкви и войны, проходившие на территории нашей Родины. Ведь в такое страшное время человек вообще не задумывался о сохранности церквушек.
Наше сегодняшнее исследование будет посвящено памятнику архитектуры , частично сохранившемуся и до наших дней, но, к сожалению, уже безвозвратно утраченному для реставрации.
Не так давно я вместе со своей учительницей по истории отправилась в небольшое путешествие. Выехав из города в сторону Бельского Устья и проехав 18 километров, мы очутились в деревне под названием Заклинье. Еще не достигнув пункта назначения, я увидела белеющую среди деревьев колокольню, точнее то, что от нее осталось. Мне стало интересно, что это за церковь и какова ее судьба. Почему она находится в таком состоянии, ведь по внешнему виду того, что еще уцелело, можно понять, что церковь была очень красивой.
Цель работы - используя материалы, провести исследования истории памятника архитектуры начала XIX века
Задачи:
1. Изучить все виды информации о церкви Преображения;
2. Обогатить знания по теме проведения исследований памятников
архитектуры;
3. Выяснить, что помнят жители об истории памятника архитектуры;
4. Предложить новый экскурсионный маршрут и провести апробацию
экскурсионного маршрута для обучающихся 5 класса.
5. Оформить презентацию из фотографий для выступления.
Объект исследования: культурное наследие
Предмет исследования: памятник архитектуры XIX века церковь Преображения Господня
Гипотеза исследования: в связи с возрастающим интересом к местному туризму, построив актуальный маршрут экскурсии, можно привлечь внимание к разрушающемуся памятнику архитектуры начала XIX века.
II. Методы и способы выполнения работы.
Для изучения данной темы были использованы следующие методы:
Способы выполнения работы:
III. Результаты исследования.
1.К вопросу методики исследования памятников архитектуры.
Архитектурные творения,
Родные сердцу города
Вас не забудут поколения,
Ваш образ выбит на века.
(Костина К.Я)
Для начала мы хотели обратить ваше внимание на саму методику исследования и сохранения памятников архитектуры. Рассказать о методах и способах работы ученых. Оказывается, это очень увлекательная и трудоемкая работа.
Методы историко-архитектурного исследования имеют свою специфику, которую, несомненно, следует учитывать при определении содержания элементного состава их структуры. В конкретных исследования редко применяют какой-либо один метод, как правило, он дополняется другими.
В состав комплексных научных исследований входят:
1. Библиографические и архивные исследования.
Методы: Историко – архивный, изучение библиографических источников, изучение литературных источников, изучение ранее разработанной научно-проектной документации для реставрации объекта, историческая справка для проекта реставрации.
2. Натурные исследования.
Методы: Предварительное натурное исследование реставрируемого памятника, обмеры здания, зондажи, шурфы, раскопки, натурное исследование декоративных росписей, фиксация и обмеры реставрируемого памятника архитектуры, фотограмметрическая фиксация.(V.15)
3. Исследования по объемным параметрам и специальные
инженерно- технологические исследования.
Результаты исследований и расчетов по определению физико-химических параметров объекта и его оптимального температурно-влажностного режима в целях обеспечения физического долголетия и сохранности объекта при современном использовании с учетом влияния техногенных и климатических воздействий, существующей или планируемой топографической, ландшафтной и градостроительной ситуаций, гидрогеологических условий и поведения грунтов основания.
4. Инженерные изыскания.
Подраздел инженерные изыскания выполняется в соответствии с частями 5 и 6 Свода реставрационных правил: СРП-2007.5 и СРП-2007.
Так как я не являюсь профессиональным исследователем архитектуры. То мы решили апробировать самый простой метод — обмер здания. Нивелира у нас, к сожалению, не было, но мы воспользовались простейшими линейкой и рулеткой и вот, что у нас получилось:
Периметр 92 м Длинна 35 м Ширина 11 Площадь 385 м кв.
Нам удалось только замерить периметр здания, так как остальные работы требуют более сложной техники и приспособлений. (V.15)
2. К вопросу о происхождении названия села — Заклинье.
За изломом реки гладь раскинулась синяя,
Разлилась над безмолвием синяя тишь.
И стоит за рекою деревенька Заклинье.
И торчат островки ее крыш.
В первый свой визит мы познакомились с замечательным человеком, очень добродушным и начитанным, местным библиотекарем Андреевой Надеждой Александровной. Именно она и показала нам свою деревню и рассказала ее историю. Предоставила материалы, на которых и основывается наш рассказ.
Итак, деревня Заклинье сейчас находится в Дновском районе, как выяснилось, раньше это был Порховский уезд. Существует две версии о происхождении названия населенного пункта. В нашей работе изложены обе.
Версия 1.
У помещика Новосельцева была земля, которая представляла форму клина, на северной стороне которого росла дубовая роща. В конце клина, за рощей, поселились крестьяне, которые называли свое село «Заклинье».
По материалам Надежды Александровна, это была маленькая деревня из 23 мелких крестьянских хозяйств. Все материалы еще в 50-60-хх годах XX века собирал директор Заклинской школы Николаев Алексей Петрович, а затем они были переданы в местную библиотеку.
Версия 2.
Название пошло от клина, который образовался от впадения реки Дубенка в реку Белка. А деревню, которая находилась за этим слиянием двух рек, стали называть Заклинье. Мы обратильсь к поисковой системе сети интернет для просмотра карты деревни. И с этим, действительно, трудно поспорить, на карте местности есть такой клин.
Вывод:
Какая бы версия не оказалась верной, нам стало ясно одно, — клин действительно существовал. Возможно, что обе версии правдивы. Клин, который образован двумя реками, мы можем рассмотреть и сейчас. А вот дубовая роща могла расти много лет назад, по словам библиотекаря, дубы до сих пор плавают в реке Дубенка.
Так же мы решили выяснить к какому времени относится образование Заклинье, мы изучили много информации, но ответа так и не нашли, пока не наткнулись на карты составленные по писцовым книгам 1524-1576 гг.
Таким образом мы и выяснили что первое упоминание Заклинье относится к 1576 году. (VI.11,12) (V,16).
3. К вопросу строительства церкви Преображения Господня и ее разрушения.
Стоит одинокая, забытая всеми,
Ее не щадили ни люди, ни время.
О ней вам сейчас я поведать хочу,
Пусть люди представят былую красу…
(Костина К.Я.)
В книге известного псковского краеведа, Натана Феликсовича Левина, «Порхов и его уезд» о Заклинской церкви дается такая информация: «Заклинская церковь, в погосте Заклинье, Шевницкой волости, земли 39 десятин 576 саженей, прихожан в 1894 г. - 1012 мужчин, 1111 женщин. Каменная, во имя Преображения Господня, постр, в 1817 г. Крестный ход не бывает. Нормальный состав притча -1 священник, 1 псаломщик». (V.1)
Оказалось, что у Надежды Александровны даже есть отсканированные записи Левина, которые она нам разрешила сфотографировать (см. Приложение).
Затем в своих поисках мы обратились к сайту Псковской епархии, вот что мы выяснили.
"Кирпичная церковь построена в 1811 году помещиком Василием Софроновичем Шубиным на месте ветхой деревянной церкви. Мы решили выяснить, кто такой помещик Шубин, так как никакие исторические изучения невозможны без сведений о людях, участвовавших в событиях прошлого, вся история делается людьми. К сожалению информации нам удалось найти очень мало. В книге В.П. Степанова «Служивое дворянство второй половины XVIII века числится Шубин Василий Сафронович. Этот список служивых людей основан на «Адрес-календарей», составлявшихся при Екатеринен II. Автор указывает страницы на которых упоминается помещик 88-67 89-64. К сожалению у нас не хватило времени изучить эти календари, но мы продолжим работу в данном направлении. (V.6)
Также поговорив с библиотекарем мы выяснили, что у Шубина Василия был родной брат имевший владение так же на территории Порховского уезда. И скорее всего сам Василий Софронович был только спонсором строительства церкви, а проживал он в Шевницах, но этот вопрос будит еще нами изучаться. (VI.3)
Исходя из рукописных записей, предоставленных нам Надеждой Александровной, оставшихся после Левина, следует, что Василий Шубин умер в 1819 году. (VI.2)
Возвращаясь к строительству церкви, стоит отметить, что в церкви было два престола. Главный престол - Преображения Господня, в пределах Святителя и Чудотворца Николая и иконы «Божьей Матери Знамение».(V.11)
Кирпичная колокольня построена в связи с церковью. На ней висели шесть колоколов. Вес первого 27 пудов и 24 фунта (примерно 450 кг), второго 9 п 22 ф (157 кг), третий 7 п и 7 ф (117 кг), четвертый и пятый колокола весили по 2 п (32,7 кг), вес шестого колокола 1 п и 2 ф (17 кг). (V.11)
Мне стало интересно, каков вес колоколов в пересчете на килограммы и поэтому с помощью калькулятора был произведен расчет. Результаты мы округлили и добавили в текст нашего исследования.
Так же, исходя из статьи, найденной нами на сайте Псковской епархии, стало известно, что надписей на колоколах не было. Церковь находилась вблизи села на открытом месте. Изучив карты генерального межевания Порховского уезда от 1785 года и сравнив их с современными выяснили, что церкви принадлежало много земли находящейся теперь под скотными дворами колхоза дружбы «Дружба». (VI.10)
В 1905 году по благословению епископа Псковского и Порховского Арсения в церкви по воскресениям начали служить вечерни с акафистами и проводить религиозно нравственные чтения. В приходе числилось восемь деревянных и одна каменная часовня. Певчих при церкви не было, в пении и чтении участвовали прихожане.(V.11) Церковно-приходская школа в погосте учреждена в 1896 году. В ней в 1914 году обучалось 38 мальчиков и 14 девочек. Школа помещалась в церковном доме, содержалась Шевницким волостным правлением. Здание построено трудами и личным попечением над ней земского начальника Володимерова и священника, Иоанна Троицкого в память священного коронования Императора Николая II Александровича и Императрицы Александры Федоровны.(V.11)
Отводя часть времени на историю школы мы выяснили, что В 1934 году начальная школа была реорганизована в семилетнюю школу. В 1960 году школа стала именоваться Заклинской восьмилетней. На основании Распоряжения администрации Дновского района № 418 от 12.05.1998 года школа переименована в муниципальную Заклинскую основную общеобразовательную школу. (V.9)
Хочется отметить, что школа продолжает функционировать и сейчас, но в новом здании построенном при председателе колхоза Медведеве Валентине Алексеевиче 1982 году. Теперь это филиал школы №50 г. Дно, а возглавляет его Дмитриева Елена Владимировна. (V.9)
Затрагивая тему священнослужителей работающих в церкви Преображения стоит отметить, что в соответствии со штатами 1876 года в церкви служили священник и псаломщик. Первым священником в 1913 г. числился Пётр Александрович Троицкий, сын дьякона. Но уже в этом же 1913 году его перевели служить в другую церковь. По некоторым сведениям, это был погост Ретно. 23 октября 1937 года о. Петр арестован, а 25 ноября 1937 года особой «тройкой» священник приговорен к расстрелу, 3 декабря приговор привели в силу. Лишь спустя 50 лет отец Петр был реабилитирован.
После него в 1913 году продолжил служение священник Константин Васильевич Безсребренников. Однако дальнейшая его судьба неизвестна.
В приход входили: село Заклинье; деревни: Вязовно, Глазково, Голубово, Глебово, Горки, Дубенка, Духанево, Заробочье, Лысово, Марково, Межничек, Осиновицы, Остров, Скрылево, Твердилово, Телинниково, Шевницы.
18 апреля 1940 года Дновский райисполком принял решение: «...Подтвердить решение исполкома Заклинского сельсовета о закрытии церкви, находящейся в деревня Заклинье и переоборудовать здание церкви под сельский клуб».(V.11)
Однако местные жители рассказывают, что церковь сохранилась и после войны в ней служили священники. Но по разным причинам срок их службы был недолгим,и в итоге церковь была закрыта.
Примерно в 60-х гг., как нам рассказала Надежда Александровна, ночью приехали люди и забрали иконы из церкви, якобы в музей в Санкт-Петербург. Странно, конечно, почему ночью. Но в любом случае никаких письменных подтверждений этому не осталось. Скорее всего - эти люди просто украли святыни из храма.
Когда председателем колхоза был Дмитриев Владимир Николаевич, ему отдали церковь под мастерские. Люди были против. Но указ есть указ. В церкви все-таки расположили станцию по ремонту техники. А позднее там же хранили зерно. (V.2)
В 70-х гг. в церкви случился пожар, после чего церковь стала разрушаться ещё быстрее.(V.3)
На сегодняшний день от нее остались полуразрушенные стены, и лишь высоко под сводами удивительным образом сохранилась тонкой работы лепнина.
4. Из воспоминаний жителей населенного пункта. Истории, связанные с архитектурным памятником.
Среди жителей деревни
Есть такие , кто всегда
Помнит много и гордится
Прошлым своего села.
(Костина К.Я.)
1. Бурова Антонина Николаевна.
Родилась в 1939 году. Переехала в д. Заклинье в возрасте 30 — ти лет. До этого всю жизнь прожила в соседнем селе Телепнево, отработала в конторе местного колхоза до пенсии. Продолжает проживать в деревне.
«Помню, когда начали церковь переделывать под сушилку для кормов, то люди услышали страшный грохот. Страшно стало всем и ушли оттуда, даже можно сказать разбежались, подумали, что Бог гневается». (VI.4)
Обсудив эту информацию, мы пришли к выводу, что скорее всего это было в результате способности церковных помещений усиливать звук и отражать его в эхо.
2. Андреева Надежда Александровна.
Местный библиотекарь. Сама родилась в Заклинье, но замуж вышла в соседнее село Дубенка, где до сих пор и проживает. Каждый день ездит на велосипеде на свою любимую работу в д. Заклинье.
Надежда Александровна поведала нам много историй и рассказала бы еще, если бы не ограниченность нашего времени.
«Когда строили церковь, как мне отец рассказывал, а ему его, то жители каждого окрестного села должны были привезти по возу яиц, для того , чтоб укрепить на куполе лепнину в виде цветов. И люди привозили, посмотрите, до сих пор еще кое-где красуются.
Однажды, уже после того, как церковь была заброшена, в ней случился пожар. Горела колокольная башня. Пожар даже не стали тушить до тех пор, пока не появилась возможность возгорания здания школы. Но Видно свыше что-то помешало.
А не так давно к нам приезжали верующие, тоже просили сводить их к церкви. Я с одним даже поругалась слегка, просила найти спонсоров для восстановления церкви. На что мне ответили, что не рентабельно, не окупится. Значит, теперь вера только в окупаемости и выражается?»
В глазах ее мы увидели нотки горести и сожаления, о безвозвратной утрате церкви. Скорее всего, совсем скоро от нее уже совсем ничего не останется. С такой теплотой она нам рассказывала о своей гордости, родном селе и его легендах. И можно сказать точно, что она истинный патриот своей малой родины. (VI.3)
«Многие рассказывают и про переустройство церкви и про клад, который якобы был там зарыт. Историй разных много. Говорят, что там, где колокольня раньше была, клад закопан был, и ночью люди ходили, искали там его, все копали, кто - то даже нашел туфлю, обшитую золотом.
А местные мужики, когда церковь пытались переделать, на тракторах умудрились заехать в главный зал, как они это сделали я не знаю, но это действительно так».
Мы с моим учителем обсуждали слова. Скорее всего в церкви был зарыт не клад, а устроено погребение кого- либо. Видимо, женского пола, раз найдена была именно туфля. Хотелось бы и нам на нее посмотреть, но не известно нам имени этого «черного искателя».
К сожалению, время нашего путешествия подходило к концу, пообщаться еще с большим количеством людей нам не удалось. Но мне лично хотелось вернуться еще раз и узнать как можно больше интересных историй.
Тем более, как рассказала нам Надежда Александровна, в данной местности был знаменитый Николай Константинович Рерих, художник, философ, писатель, путешественник, общественный деятель.
5. Проект нового экскурсионного маршрута, по памятным местам вблизи выбранного предмета исследования.
Маршрут проложен, нам пора идти
Узнать о том, чего пока не знали.
Лишь интересное пусть ждет нас впереди,
Экскурсовод расскажет нам детали…
(Костина К.Я.)
Когда мы начали составлять маршрута экскурсии, сначала решили выяснить, что же это такое. Проанализировав статьи в интернете выяснили, что Маршрут экскурсии - это хорошо продуманный, наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы.
Таким образом, мы должны составить путь для группы с красочным рассказом о прошлом данных мест. (V.8)
Технологическая карта экскурсии.
Тема: «Заклинье и его округа».
Вид экскурсии - по содержанию - природная обзорная, по способу передвижения - авто-пешеходная. Продолжительность - 3,5 часа. Протяженность маршрута - 5 км.
Состав экскурсантов - индивидуальные, приезжие туристы, местное население (взрослые и школьники)
Автор-разработчик - Костина Ксения Ярославовна
Цель - ознакомить экскурсантов с историей деревни и ее окрестностей, его основными культурными достопримечательностями.
Задачи:
Маршрут — Библиотека д. Заклинье Дновский район, церковь Преображения Господня д. Заклинье, Братское захоронение д. Заклинье. Высокие склоны к реке Дубенка, где проходили бои под предводительством Александра Невского. Одиночный курган близ д. Заклинские Горки. Курганы и жальник близ д. Голубово. Братская могила партизан Голубово.
Текст экскурсовода в приложение. (VI.9) Фото с апробации экскурсии (VI.8)
IV. Выводы.
Считаем, что мы достигли поставленных целей: Нашли информацию о церкви Преображения. Нами были изучины статьи газеты «Дновец», Книга Левина «Порхов и его уезд», фотоальбомы архива Заклинской библиотеки , ресурсы сети интернет и д.р. Проанализировав их, сделали выводы - церковь построена в 1811 году на деньги помещика Василия Шубина на месте старой деревянной. При церкви действовала школа. В 1940 г. по решению советской власти церковь была отдана под сельский клуб. Сейчас церковь практически полностью разрушена.
Также мы самообразовались по теме исследований памятников архитектуры и использовали такой метод исследования как обмер здания полученные результаты были изложены в нашей работе. (III.1.4)
Провели беседу с местными жителями и узнали истории связанные с памятником архитектуры о кладе который якобы был зарыт в церкви, о закреплении лепнины под куполом и даже о поездках внутри здания на тракторах. (В беседе опирались на рассказ самих жителей)
После проведенной нами работы мы можем сделать выводы, что церковь Преображения Господня – очень хороший образец того, как человек не должен относиться к достоянию прошлого.
Церковь действительно объект архитектуры, который достоин внимания исследователей, и мы думаем, что благодаря экскурсионному маршруту, который мы предложили, нам удастся этого достичь.
Заключение.
В конце хотелось бы поблагодарить за активную помощь и содействие в нашей работе Андрееву Галину Александровну, с которой мы еще неоднократно собираемся сотрудничать, так как исследование церкви еще не закончено.
В процессе нашей работы было выяснено, что церковь Преображения это копия Московской церкви, но пока доказательств этому, кроме очевидного внешнего сходства мы не нашли. Еще нам хотелось бы проследить более судьбу людей участвующих в появлении деревни и строительстве памятника архитектуры. Например помещика Новосельцева, на земле которого образовалась деревня и конечно Василия Софроновича Шубина инициатора и спонсора строительства церкви.
V. Источники и литература
1. Левин Н. Ф. Порхов и его уезд. Сборник дореволюционных публикаций. – Псков: Псковская областная типография, 2005
2. Афанасьева Н. Теряясь во времени: Заклинская церковь//Дновец.-2017. - 21 апреля.
3. Ромыслов П. Сколько чудес за туманами кроется…//Дновец -2013- 11 сентября
4. Медников М. М.; Уездные города Псковской губернии; Псков, издательский дом Стерх, 2004
5. Псковская Епархия. Справочник. Санкт-Петербург, 2009 г.
6. Степанов В. П. Русское служилое дворянство 2-й пол. XVIII в., Санкт- Петербург 2003г.
7. https://kartarf.ru/derevni/zakline-3 (29.09.2018 10:56)
8. http://tourlib.net/books_tourism/ekskurs23.htm (29.09.2018 12:09)
9. http://org256.pskovedu.ru/ (27.09.2018 14:22)
10. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%83%D0%B4 (04.10.2018 15:09)
11.http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=5175 (05.06.2018 15:23)
13. http://sobory.ru/article/?object=19937 (13.09.2018 14:57)
14. http://i-nventory.ru/index.php?id=173 (04.10.2018 17:00)
15.http://grad.center/articles/metodiki-provedeniya-restavracionnyx-rabot/ 04.10.2018 (17:55)
16. Шелонская Пятина по писцовым книгам 1498-1576 СпБ 1913г (Сборник карт)
Золотой циркуль
Нарисуем попугая цветными карандашами
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Никто меня не любит
Заколдованная буква