Работу выполнила: ученица 11 класса МБОУ «СОШ с. Старица имени Героя Советского Союза Конева П.Ф.» Литвинова Ирина
Тема проекта: «Проблема профессионального самоопределения старшеклассников»
Задачи проекта:
Цель проекта: изучение проявления особенностей в профессиональном самоопределении старшеклассников, мотивов выбора профессии школьниками.
Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности. В настоящее время социальная ориентация во многом определяет профессиональное самосознание человека, его профессиональное самоопределение и профессиональный выбор
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_litvinova_irina.docx | 100.09 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Старица
имени Героя Советского Союза Конева Павла Федоровича»
Черноярского района Астраханской области
Индивидуальный проект по обществознанию
на тему:
«Проблема профессионального самоопределения старшеклассников»
Работу выполнила:
Ученица 11 класса
Литвинова Ирина Витальевна
Руководитель:
Сущенко Игорь Владимирович
Учитель истории и обществознания
Старица
2020-2021 учебный год
Паспорт проектной работы
Автор проекта: Литвинова Ирина Витальевна
Тема проекта: «Проблема профессионального самоопределения старшеклассников»
Учебный год: 2019-2021
Образовательная организация, класс: МБОУ «СОШ с. Старица им. Героя Советского Союза Конева Павла Федоровича» 11 класс
Руководитель проекта (ФИО): Сущенко И.В.
Консультанты (ФИО): Сущенко И.В.
Координаторы: Сущенко И.В.
График работы над проектом: сентябрь 2019-март 2021
Иллюстративный ряд к проекту: презентация
Материально-техническое обеспечение проекта: интернет -ресурсы
Оценка содержания проекта ( заполняется жюри):
Оценка оформления проекта ( заполняется жюри ):
Оценка презентации проекта ( заполняется жюри):
Содержание
План выполнения работы…………………………………………………стр. 4
Введение………………………………………………………………...….…стр.5
Цель………………………………………………………………………...…стр.7
Глава 1. Теоретическое исследование проблем и особенностей профессионального самоопределения……………………………………стр. 8
1.2. Понятие «профессионального самоопределения». Классификация профессий……………………………………………………………..…стр. 11
1.3.Взаимосвязь профессиональных интересов и особенности личности………………………………………………………………….стр.13
Глава 2. Мотивы выбора профессии………………………………….стр. 14
2.1. Группы мотивов выбора профессии. Факторы, влияющие на выборы………………………………………………………………………стр.14
2.2. Оценка значимости внешних и внутренних факторов, влияющих на процесс профессионального самоопределения…………………………..стр. 16
Глава 3. Проблема профессионального самоопределения старшеклассников в Астраханской области…………………………. стр. 18
3.1. Мероприятия центра занятости 2020-2021…………………………стр. 18
3.2. Востребованность профессии в Астраханской области:………..…стр. 20
3.3. Опросы на тему профессионального самоопределения…………...стр. 22
Заключение………………………………………………………………….стр. 25
Глоссарий……………………………………………………………………стр. 26
Список литературы…………………………………………………………стр. 28
План выполнения проекта
ЭТАПЫ | ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ПЛАНИРУЕМАЯ ДАТА ИСПОЛНЕНИЯ | ДАТА ФАКТИЧЕСКИ | ПОДПИСЬ РУКОВОЛИТЕЛЯ |
Подготовка | Выбор темы учебного проекта и тем исследований обучающихся; Разработка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной тем | Сентябрь – ноябрь 2019 | 20 ноября 2019 | |
Планирование | Формулировка задач, которые следует решить; Выбор средств и методов решения задач; Определение последовательности и сроков работ | Декабрь 2019 – февраль 2020 | 11 января 2020 | |
Проект проектированиия | Самостоятельная работа | Март-декабрь 2020 | 15 декабря 2020 | |
Оформления записки, плакатов и др | Декабрь 2020 | 17 декабря 2020 | ||
Достигнутый результат | Январь 2021 | 15 января 2021 | ||
Оформление | Февраль 2021 | 19 февраля 2021 | ||
Защита | Март-апрель 2021 | 19 апреля 2021 |
Введение
Нередко в умах старшеклассников возникает один из острых вопросов – «Кем я буду?». Но после того, как вы зададите себе такой действительно важный вопрос , главное в этом момент - не растеряться, и направить себя на выбор правильного решения, который будет соответствовать вашим интересам. В настоящее время наш мир экономически и политически нестабилен, это значит то, что молодому человеку действительно необходимо быть мобильным и гибким, способным быстро и правильно ориентироваться в общем характере любой специальности и определять свою пригоднось к ней
Проблема профессионального самоопределения взаправду важна, но не стоит забывать, что правильно сделанный выбор в области самоопределения это есть начало пути к успеху, к самореализации. О многих новых профессиях молодёжь практически не имеет информации. Некоторые выпускники школ поступают в университет только для того, чтобы просто получить диплом о высшем образовании. Отрицательные последствия данных процессов очевидны, наблюдаются проблемы, связанные с трудоустройством, то есть возникает несоответствие структуры подготовки кадров и потребностей в них народного хозяйства.
Не стоит также забывать, что довольно многократно встречаются такие люди, которые еще не самоопределились, а именно – не определились с профессиональными предпочтениями Кроме того, случается такое, что люди страдают, с осознанием того, что выбранная ими профессия – не то, что им действительно нужно. Для того чтобы освоить определенную профессию, человек должен обладать конкретными качествами, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к личности работающего. Очень важно, выбирая профессию, знать эти требования. Таким образом, правильное определение профессиональных интересов стало большой проблемой.
Объектом данного исследования: являются старшеклассники (учащиеся 9, 11 классов).
Предмет исследования – профессиональное самоопределение старшеклассников.
Задачи
1.провести анализ по проблеме выбора профессии в подростковом возрасте;
2. рассмотреть профессиональное самоопределение как процесс деятельности.
3. выявить факторы, которые непосредственной влияют на выбор профессии;
4.Определить соответствия личностных качеств и выбранной профессии.
Методы:
- теоретические методы : анализ психологической литературы по вопроса профессиональной ориентации подростков;
- эмпирические: анкетирование, опрос, статистические методы обработки экспериментальных данных, графическое представление результатов.
Период исследования: Этапы работы над проектом
сентябрь 2019 – сентябрь 2019 (подготовительный)
ноябрь 2019-январь 2020 (поисковый)
февраль 2020 – май 2020 (аналитический)
сентябрь 2020 – декабрь 2020 (практический)
январь 2021 – февраль 2021 (презентационный)
март 2021 (контрольный)
Теоретическая основа:
Сущность феномена профессионального самоопределения представлена различными направлениями , например дифференциально-прогностическими, а также психоаналитическими. Первые работы по проблеме школьной профориентации начали появляться в 60х годах . Так, в Киеве была открыта лаборатория профориентации под руководством Волковского. Проблема профессионального самоопределения, ее теоретические аспекты исследовались в трудах Б. Ананьева, А. Петровского, Н.Пряжникова В. Чербышевой и других . Так Пряжников Н говорил, что «профессия в сознание человека нередко связана с судьбой, с жизненным предназначением, Смысл профориентационной работы в том, чтобы помочь детям и родителям правильно и своевременно сориентироваться в мире современных профессий и не ошибиться в выборе будущего».
Информационная база: интернет-источники, материалы форумов, социологические исследования, учебные пособия
Цель
Цель – изучение проявления особенностей в профессиональном самоопределении старшеклассников, мотивов выбора профессии школьниками.
Глава 1.Теоретическое исследование проблем и особенностей профессионального самоопределения
1.1. Особенности старшего школьного возраста. Жизненный план
Старшеклассник занимает промежуточное место между ребенком и взрослым. Тем не менее, в плане социального положения все остается неизменным. Однако, именно в таком промежуточном этапе подросток находится в состоянии серьезного выбора направления своей деятельности. Он все чаще задумывается о будущем и вопрос о том, кем он станет, когда перейдет в этап взрослого человека, чаще обычного возникает в его голове. Тем самым, происходит активное формирование ценностно-смысловых ориентаций, самостоятельных рассуждений. По мнению М. Гинзбурга, личностное самоопределение формируется и возникает именно на границе старшего подросткового возраста и ранней юности.[1] Такие изменения в развитие старшеклассника – новые этапы формирования личности.
Старший школьный возраст это время мировоззренческого поиска, центр - проблема смысла жизни. Старший школьный возраст является критическим периодом проявления различных психопатий. В этом возрасте резко проявляется характер, некоторые из его свойств повышают вероятность психической травмы или отклоняющегося поведения.
Переход от подросткового возраста к юношескому – это резкая смена внутренней позиции, обращенность в будущее становится основной направленностью личности и проблемы выбора профессии, дальнейшего жизненного пути, самоопределения, обретение своей идентичности (Э. Эриксон) превращаются в «аффективный центр» (Л. И. Божович) жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться вся деятельность, все интересы юноши.[2]
В пору юности все определений и отчетливей оказывается индивидуальный облик каждого молодого человека, все ясней выступают те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности. [3]
Период юности - это непосредственно период самоопределения. Самоопределение как социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы: кем быть? и каким быть, с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего.
Развитие человека может идти несколькими путями. Так, юность может проходить бурно и времени на поиски смысла жизни почти не остается, либо они могут стать особенно напряженными . Либо старшеклассники плавно продвигаются по ступеням взросления и с легкостью включаются в новую систему ступени жизни.
Не стоит забывать, что именно в старшем возрасте наиболее заметно изменяются эстетические чувства, вместе с этим способность эмоционально воспринимать и любить прекрасное в окружающей действительности. Именно эстетические чувства способствуют освобождению от вульгарных привычек или непривлекательных манер.
Старших школьников интересуют не только вопросы теории, но самый ход анализа, способы доказательства. Им нравится, когда преподаватель заставляет выбирать решение между разными точками зрения, требует обоснования тех или иных утверждений; они с готовностью, даже с радостью вступают в спор и упорно защищают свою позицию [4]
Старшие школьники предъявляют очень высокие требования к моральному облику человека. Это связано с тем, что в старшем школьном возрасте создается более целостное представление о себе и о личности других, расширяется круг осознаваемых социально-психологических качеств людей, и прежде всего одноклассников.
При переходе от подросткового возраста к юношескому происходят значительные изменения отношения к будущему. Если подросток смотрел на будущее с позиции настоящего времени, проще говоря, жил одним днем, то юноша, в свою очередь, смотрит на настоящее с позиции будущего. Так, при взрослении, подросток начинает задумываться о перспективах своего развития. Он начинает думать не только о том, что хочет достичь, но и о том, какими путями ему предстоит это сделать, и хорошо понимает, что содержание будущей жизни зависит прежде всего от того – сумеет ли он правильно выбрать профессию.[5]
Делая выводы, можно выделить следующие характерные особенности старшеклассника: этический максимализм; душевная свобода; идеализм, художественное, а также творческое восприятие действительности; стремление познавать что-то новое, переделать реальность; доверчивость и благородство
Еще раз подчеркнем, что центральным новообразованием периода ранней юности становится самоопределение – профессиональное и личностное. Большинство старшеклассников могли с самого начала выбрать себе подходящую профессию, но, к сожалению, их выбор мог кардинально измениться после сдачи ЕГЭ и их результатов, которые могли не сойтись с требованиями по поступлению в высшее учебное заведению по данной специальности. Большую роль играет профориентационная работа в школе. Квалифицированная профессиональная ориентация может стать элементом свободного социального самоопределения личности в целом
Характерным приобретением ранней юности является формирование жизненных планов. Позже жизненный план плавно перетекает в жизненную программу В таком случае человек нацелен не только на результат, но и на способы его достижения.[6]
Остается только главная проблема жизненных планов юношей - недостаточная самостоятельность и готовность на все ради получения будущей профессии своей мечты. Часто старшеклассники ставят себе недостижимые цели насчет будущей профессии, не учитывая различные критерии, проще говоря, страдают «фантазийностью». Тем не менее, при лучше осознание действительности и своих будущих планов, старшеклассник обдуманно и четко строит свой жизненный план.
1.2 Понятия профессионального самоопределения. Классификация профессий.
Мы уже проговорили об особенностях старшего возраста, а также коснулись мотивов выбора профессии. На этот момент нужно разобраться, что же значит «профессиональное самоопределение», обращаясь к разным трактовкам данного понятия.
Профессиональное самоопределение – процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. [7]
Стоит заметить, что профессиональное самоопределение — это не просто выбор профессии или альтернативных сценариев профессиональной жизни, а своеобразный творческий процесс развития личности. П. Г. Щедровицкий отмечает, что «смысл самоопределения — в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность.[8]
Профессиональное самоопределение включает в себя множество понятий, а также трактовок, все они подразумевают за собой поиск личности, впоследствии которого возникает определение в жизни: как мы хотим построить жизнь и по каким путям идти. Только после этого человек четко осознает, чего хочет и может с легкостью понять, какая профессия ему нужна, но для этого стоит разобраться непосредственно с классификациями профессий.
На земле имеется огромное количество профессий, все они выполняют определенную работу, кто-то следит за выполнением порядка, кто-то – ответственен за распределением ресурсов в стране и тд. Мир профессий разнообразен и динамичен: одни профессии исчезают, другие появляются. Знаете ли Вы, кто такой «Бакенщик», а кто «Андеррайтер»? Многие из Вас сейчас воспользуются интернетом, для того чтобы получить информацию об этих профессиях.
В России наиболее известна классификация профессий, предложенная Е.А. Климовым, где в качестве критерия выступает отношение человек как предмету труда.
Классификация Е.А.Климова[9]
1.Человек-природа – данные представители имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования.
2.Человек – техника – работники имеют дело только с техническими объектами труда.
3. Человек – человек – предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста.
4.Человек – знаковая система – таким людям интересны естественные и искусственные языки, вместе с тем условные знаки, цифры, символы, формулы
5.Человек – художественный образ – в таких профессиях мир видится как данность, в которой можно выделить красивое, прекрасное. Такого человека мир волнует, как область, которую можно преобразовать, можно привнести красоту, удобство, затрагивающую эмоции форму какого-то содержания.
Таблица. Карта мира профессий [10]
Условное название типа профессий | Профессионально-техническое образование | Средне-специальное образование | Высшее образование |
«Человек- природа» | Плодоовощевод, животновод | Техник-лесовод, зоотехник | Зооинженер, агроном, ветеринарный врач |
«Человек-техника» | Слесарь, машинист автокрана, аппаратчик | Техник-технолог, техник-строитель | Инженер-технолог, инженер-электрик |
«Человек-человек» | Продавец парихмахер | Медсестра, воспитатель дошкольного учреждения | Учитель, инженер-организатор |
«Человек-знак» | Наборщик, чертежник, оператор ЭВМ | Инспектор-финансист, экономист-плановник | Инженер-экономист, редактор, ученый-теоретик |
«Человек-художественный образ» | Гравер, лепщик архитектурных деталей | Декоратор-оформитель, скульптор-исполнитель | Художник-конструктор, художник по проектированию интерьера. |
1.3. Взаимосвязь профессиональных интересов и особенности личности
Довольно очевидно то, что все люди разные по натуре соответственно они достигают разных успехов в своей профессии. Но задумывались ли вы, почему это происходит? Ещё древнегреческий философ Платон говорил, что природа человека не позволяет ему одинаково хорошо усваивать два искусства или две науки: " Одни рождены для управления, другие - для вспомоществования, а иные - для земледелия и ремесленничества[11]
Из курса обществознании мы знаем, что человек это существо, которое может приспосабливаться к любой окружающей среде, а также преобразовывать ее под себя. Ровно также человек относится к профессиям. Человек может приспособиться к любым видам профессиональной деятельности, кроме того это может удовлетворять потребности данного субъекта. Но также существуют профессии, который человек не может овладеть.
Как бы это не казалось легко, но найти свое истинное признание довольно сложно. Ведь не каждый человек может найти профессию, имея только врожденные качества. Многие качества, которые впоследствии помогают с выбором и деятельностью профессии должны выработаться нами по мере накопления опыта в социальной жизни. Но от чего это дает начало? Что в нас заложено? Для начала нужно познакомиться еще с одним понятием, а именно способностью
Способности - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешности выполнения той или иной продуктивной деятельности. Такое определение даёт Глуханюк Н [12]
При разговоре об способностях психологи обычно подчеркивают три аспекта:
1) способности - это индивидуальные особенности, отличающие людей друг от друга;
2) под способностями понимаются не всякие индивидуальные особенности, а только те, которые влияют на успешности деятельности;
3) способности не сводятся к имеющимся знаниям, умениям, жизненному и профессиональному опыту человека, а выступают предпосылками для их освоения [13]
Глава 2. Мотивы выбора профессии
2.1 . Группы мотивов выбора профессии. Факторы, влияющие на выбор
Проблема выбора является главной головной болью подростков. В раннем возрасте мы не могли выбрать между одной игрушкой и другой, тогда для нас этот выбор казался неимоверно сложным, но мы еще не задумывались, что по мере взросления этот выбор будет усложняться. Теперь, для старшеклассников стоит проблема выбора профессии. Для подростка выбор профессии в значительной степени является сложной дискуссией с самим собой , а также с окружающим его миром. У старшеклассника встревают такие вопросы : справлюсь ли я с данной профессией? Будет ли она мне нравится после окончания высшего заведения? Как на мой выбор отреагируют родители? Будет ли моя профессия хорошо оплачиваться? И еще многие другие волнующие вопросы. Но как выбрать «свою профессию»? для этого существуют группа мотивов выбора профессий
Мотивация в данном контексте – это процесс непрерывного выбора и принятия решений, который основывается на взвешивания поведенческих альтернатив и мнения ближайшего окружения.
Существует две стороны выбора профессии, одна – когда мотивация выбора профессии направлена на достижения успеха , как пример: «очень усердно готовлюсь к ЕГЭ, чтобы поступить в желаемый ВУЗ», «хочу выбрать интересную профессию, чтобы с большим удовольствием ходить на работу» и многие другие. Но с другой стороны мотивация выбора профессии может носить характер избегания неудач, примеры : «хожу к репетиторам, чтобы поступить в какой-нибудь ВУЗ», «хожу на работу и выполняю задачи в ней, чтобы не получить штрафных санкций» и т.д.
Рассмотрим более подробно, на формирования мотивов выбора у человека значительное влияние имеют социальные факторы
На выбор профессии старшеклассников влияют следующие социальные факторы:
1.настоящее: объективная действительность и условия деятельности, культура общества, групповое сознание и поведение;
2. прошлое: история индивида, его собственный опыт;
3. будущее: тенденции общественного развития, личные цели, уровень притязаний.
Е.М. Павлютенков выделяет следующие мотивы выбора профессии: социальные мотивы; моральные мотивы; этические мотивы; познавательные мотивы; творческие мотивы; мотивы связанные с содержанием труда; материальные мотивы; престижные мотивы; утилитарные мотивы [14]
Выбор профессии во многом зависит и от внутренней позиции ученика, от его мотивационной сферы [15]От уровня сформированности мотивов зависит социальная зрелость учащихся: будут ли они соизмерять личные интересы, склонности и способности с потребностями общества в кадрах.[16]
Главную роль при изучении мотивов выбора профессии, по мнению А.Д. Сазонова, играет их вид и характер. По виду мотивы выбора профессии можно разделить на шесть групп: общая мотивировка; романтика профессий; мотивы познавательного характера; мотивы, в которых подчеркивается общественная значимость профессии; ссылка на пример; немотивированный выбор. По характеру все мотивы можно разделить на четыре группы:
1.мотив, четко и аргументировано обосновывающий целесообразность выбора данного направления трудовой деятельности
2.мотивация нечеткая, недостаточно мотивированная;
3.мотивация неуверенная, неаргументированная;
4.никак не аргументированная мотивация [17]
Структура выбора профессий довольно таки динамичная и основывается на жизнедеятельности людей. В момент выбора профессии можно говорить, насколько результат воспитания личности соответствует ожиданиям общества. Современные школьники при выборе профессии не рассматривают ее с позиций общественной значимости, основным для них являются экономические факторы выбора профессии
2.2.Оценка значимости внешних и внутренних факторов, влияющих на процесс профессионального самоопределения
Выбор профессии всегда рассматривается подростками как жизненное самоопределения человека. И к данному выбору многие подходят основательно. Рассмотрим факторы, влияющие на процесс профессионального самоопределения.
Отмечают три группы факторов, влияющих на профессиональное самоопределение современной молодежи:
1.Факторы макросреды (общественное устройство, стабильность экономики, государственной власти, современная социокультурная ситуация и социальные процессы; демографические процессы; региональные особенности территории; поселенческая структура; национальный состав общества; система социальных норм и ценностей; престиж профессий в общественном мнении; состояние рынка труда);
2.Факторы микросреды (семья и ближайшее окружение, общеобразовательная школа и профессиональные учебные заведения, средства массовой информации и социальные службы для молодежи);
3.Индивидуальные особенности личности (возраст, пол, психофизиологические особенности, личные профессиональные планы, уровень притязаний, информированность субъекта выбора)
Выявление факторов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило человека избрать данный вид труда и насколько четкие, аргументированные мотивы выбора. Это в свою очередь, дает возможность выяснить отношение личности к объективным ценностям [18]
В психологии под темпераментом подразумевают индивидуально-своеобразные свойства личности, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов и остаются постоянными в зрелом возраст
Типы нервной системы лежат в основе четырех типов темперамента.
Меланхолик. Слабый тип, характеризуется слабостью процессов торможения и возбуждения.
Холерик. Сильный, неуравновешенный тип. У него сильный процесс возбуждения и относительно слабое торможение.
Сангвиник. Сильный, уравновешенный, подвижный тип.
Флегматик. Сильный, уравновешенный, с инертными процессами.
К индивидуальным особенностям личности относится еще и характер. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности. В зависимости от преобладающего влияния различных психологических процессов на способы действия могут быть выделены интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты характера.
Глава 3. Проблема профессионального самоопределения в Астраханской области
3.1 МЕРОПРИЯТИЯ ЦЕНТРА ЗАНЯТОСТИ 2020-2021
Наш край также заботиться о профессиональном самоопределение детей, ведь это действительно важная проблема, которая актуально в любом уголке нашего мира. В нашей стране огромное количество организаций, направление которых нацелено на облегчения выбора профессии у подрастающего поколения.
Ровно также и в моем родном Черноярском районе существует такая организация и это Центр Занятости.
Данная организация включает в себя много различных функций, одни из которых –помощь в выборе профессии у подрастающего поколения.
Совсем недавно Черноярский ЦЗН провел тренинг для детей под названием «Я знаю, какие профессии самые востребованные», где профориентаторы провели беседу с девятиклассниками, где ясно объясняли значимость выбора профессии . Тренинг - наиболее удобная и быстродействующая форма работы психолога с группами, которую используют специалисты службы занятости населения для помощи старшеклассникам в выборе профессии. На тренинге решались следующие задачи: сплочение участников, формирование взаимного доверия; активизация стремления школьников к самопознанию и самосовершенствованию; формирование стремление к самостоятельному выбору профессии; ознакомление школьников с миром профессий « Молодежь сегодня – это наше будущее завтра, поэтому важно не упустить момент ее самоопределения» - пишут работники Черноярского ЦЗН в своем блоге.[19]
Но важность данной проблемы Черноский цзн прореклаламировал не только для учеников, но и для их родителей, дабы уточнить значимость и важность данной проблемы.
Так 13.03.2020 г для родителей и учащихся Черноярской средней школы проведено общешкольное родительское собрание по теме ранней профорентации и профилактики безработицы. Цель встречи – активизация родительской позиции в построении личного профессионального плана их ребенка. Специалист службы занятости обратила особое внимание присутствующих на востребованность рабочих профессий в нашем регионе. Она познакомила родителей и ребят с профессиями будущего, которые сегодня привлекают молодежь необычностью названия или современным содержанием. Особый интерес у присутствующих вызвал перечень профессий, востребованных на рынке труда Черноярского района, в котором на первом месте медсестры, врачи, учителя, ветеринары, а также работники сферы обслуживания, торговли и общепита. Вниманию собравшихся была предоставлена информация об образовательных организациях, где ребята смогут получить желаемое образование, дана актуальная информация о целевых направлениях и льготах для молодых специалистов. Школьники и их родители получили необходимую профессиональную помощь, полезные советы и рекомендации специалиста центра занятости, пользуясь которыми они смогут сделать окончательный выбор профессии и учебного заведения[20]
Ряд различный мероприятий проводит данная организация, так, ежегодно в конце каждой третьей четверти проводится тестирование одноклассников. После тестирование ученики получают список возможных профессий и направлений обучения, которые могут подойти им по темпераменту, интересам и увлечениям. Эта информация даст возможность приступить к следующему шагу в выборе жизненного [21]
3.2.Востребованность профессии в Астраханской области:
Наиболее востребованные рабочие профессии (специальности), | |||
№ | Рабочие профессии (специальности) | Средняя зарплата (рублей) | Количество вакансий (единиц) |
1 | Подсобный рабочий | 22 805,01 | 357 |
2 | Овощевод | 14 884,92 | 279 |
3 | Водитель автомобиля | 29 407,51 | 219 |
4 | Швея | 20 766,72 | 131 |
5 | Разнорабочий | 34 870,20 | 82 |
6 | Тракторист | 61 511,00 | 72 |
7 | Сборщик корпусов металлических судов | 64 375,00 | 60 |
8 | Водитель погрузчика | 54 260,63 | 52 |
9 | Охранник | 30 782,83 | 48 |
10 | Стрелок | 35 002,13 | 47 |
11 | Продавец продовольственных товаров | 13 780,60 | 47 |
12 | Уборщик территорий | 14 836,15 | 38 |
13 | Кухонный рабочий | 20 054,06 | 33 |
14 | Повар | 15 506,45 | 31 |
15 | Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования | 15 740,08 | 26 |
16 | Слесарь по ремонту автомобилей | 39 962,08 | 24 |
17 | Продавец-консультант | 19 308,17 | 24 |
18 | Электрогазосварщик | 22 099,52 | 20 |
19 | Слесарь-сантехник | 16 880,57 | 20 |
20 | Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования | 15 780,34 | 18 |
21 | Машинист автогрейдера | 99 527,33 | 18 |
[22] На основе данной таблицы можно сказать, что наиболее востребованные профессии в Астрахани – довольно примитивные, но тем не менее лишь малая часть выпускников выбирают данные профессии в силу, по их мнению, неактуальности, но как показывает таблица, данные профессии страдают от недостатка количества рабочих рук. Более того, несложно заметить, что профессии, выставленные в топе имеют достаточную оплачиваемость, а некоторые, и вовсе, зарплату выше среднего. Так например тракторист или сборщик металлических судов имеют среднюю зарплату 60 тыс. рублей. В силу того, что на дворе 21 век и современный усовершенствованный мир, стране требуются работники в сельскохозяйственной сфере, однако старшеклассники в погоне за современностью, об этом не задумываются.
3.3. Опросы на тему профессионального самоопределения
Определились ли вы с профессией:
После проведения данного опроса и подсчета процентного соотношения голосов, ясно выявилась картина того, когда люди определяются с процессией. Так, лидирующее большинство людей определяются с выбором свое профессии в 9-11 классе. Именно тогда происходит взросление человека, а также формирование того, чего он действительно хочет в своей жизни. Но также существуют случаи, когда человек определяется с профессией после окончания школы, или даже вуза. В большинстве случаев это может происходит из-за разочарования в ранее выбранной профессии, внедрению новых профессий, а также нахождение той профессии «по душе», которая раннее не встречалась в жизни человека.
Не стану останавливаться на данном опросе и проведу ряд других, не менее значимых опросов
По данной статистической диаграмме показано то, когда, по мнению большинству, стоит определяться с профессией. Исходя из данных диаграмм можно сказать, что большинство школьников определяются с профессией именно в 9 классе. Ведь 9 класс – это этап важный этап, где стоит выбор между отдачи себя профессии или же продолжение обучения в старшей. Нередко в 9 класса школьник определяется с профессией, но тем не менее не уходит и не поступает в учебное заведение, а остается в 10-11 классе и продолжает учиться, дабы поступить на раннее выбранную им профессию в высшее учебное заведение.
Теперь обратимся к последней диаграмме в моей проектной работе. В вышеуказанной диаграмме подсчет принципов выбора профессии из опрошенных мною знакомых и друзей. Так, мы видим, что на почти равные доли опрошенных в своих принципах выбора профессии выбирают интерес или деньги. Разберемся с этим поподробнее.
Итак. Интерес. Многим старшеклассникам интересны выбранные профессии, для них это что-то неизвиданное, вызывающее увлекательное настроение. Для них – это что-то необычное, что будет занимать их на протяжении долгого времени. Однако нередко может случиться такое, что пропадет интерес на выбранную профессию, но не будем об этом
Далее. Деньги. Здесь проще, ведь данный атрибут стал перевесом в сравнении со многим в современном обществе. Миром движут деньги, а значит и многие выпускники будут выбирать профессию с высокооплачиваемым ценником.
Пройдем дальше. На третьем месте стоит престиж. Здесь схоже с деньгами, но приоритет стоит в статусе. Старшеклассник, выбирая профессию исходя из принципа престижа в дальнейшем желает видеть уважение со стороны, ведь его профессия очень статусная и важная
Далее идут знания и умения, потом мечта ( кстати важная составляющая в выборе профессии на мой счет) а также советы ( в основном от родителей).
Заключение
Выбор профессии - это второе рождение человека. От того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье .Исходя из моей выполненной проектной работы можно сказать, что профессиональное самоопределение личности — это длительный и сложный процесс, который охватывает значительный период жизни человека. Его правильность определяется взаимосвязью психологических возможностей с требованиями профессиональной деятельности, а также умения личности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в построении своей профессиональной карьеры.
В ходе своего исследования я добилась цели - изучила проявления особенностей в профессиональном самоопределении старшеклассников, мотивов выбора профессии школьниками. А также выполнила задачи, поставленные мною в начале проекта провести анализ по проблеме выбора профессии в подростковом возрасте;. рассмотреть профессиональное самоопределение как процесс деятельности. выявить факторы, которые непосредственной влияют на выбор профессии; .определить соответствия личностных качеств и выбранной профессии..
Также я столкнулась с такой проблемой как незаинтересованность в выборе профессии. Так, многим опрошенным не нравилась эта идея, считая ее за неважной.
Так, я пришла к тому, что профессиональное самоопределение личности — это длительный и сложный процесс, который охватывает значительный период жизни человека. Его правильность определяется взаимосвязью психологических возможностей с требованиями профессиональной деятельности, а также умения личности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в построении своей профессиональной карьеры.
Жизнь показывает, что в случае правильного выбора молодым человеком профессии в выигрыше оказывается не только общество, получившее активного, целеустремленного деятеля общественного производства, но, главное — личность, испытывающая удовлетворение и получающая широкие возможности для самореализации.
Глоссарий
Список литературы
[1] Гинзбург М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема [Текст] / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. - 1988. - №2. - с 19 - 26
[2] Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 2001
[3] [9, стр. 140] ПРИ 9. Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 1999
[4] Воронина Г.И., Карелина И.В. Немецкий язык, контакты: Учеб. для 10 - 11 кл. общеобразоват. учреждений /. Книга для чтения / Сост. Г.И. Воронина, И.В. Карелина. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2002»
[5] Максимов В. Г. Профессиональная ориентация школьников, Чебоксары, 1988.
[6] Григорьева М. Р. Подросток в мире профессий: программы элективных курсов, материалы к занятиям, Волгоград, 2008
[7] . Большая советская энциклопедия, 1975 [1, стр. 56](
[8] ] Цит. по: Пряжников И. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства : учеб, пособие для студ. вузов. М.: Academia, 2001
[9] Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб.пособие для студ. Высш.учеб заведения/Е.А Климов.- 4-е изд., стер.- М : Издательский центр " Академия", 2010 . - 304 с.сихология профессионального самоопределения: учеб .пособие для студ.высш уч.заведений
[10] Климов. Е.А. Психолого-педагогичкеские проблемы профессиональной консультации. М.,1983(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология», №2)
[11] Платон, 1863, с. 143).
[12] Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике: Учеб. Пособие. - М.: Изд-во Московского психолого-социального инст-та; Воронеж НПО "МОДЭК", 2003. - 192с
[13] Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972.
[14] Павлютенков, Е.М. Формирование мотивов выбора профессии / Е.М. Павлютенков. — Киев, 1980.
[15] Степаненков, Н.К. Профессиональная ориентация учащихся: учеб. пособие / Н.К. Степаненков. – Минск: Университетское, 1993. — С. 32 – 35
[16] Взаимодействие школы, семьи и общественности в подготовке школьников к выбору профессии: сб. науч. тр.; под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Изд. АПН СССР, 1989. — С. 30 – 38.
[17] Профессиональная ориентация учащейся молодежи; под ред. А.Сазонова. — М.: Просвещение, 1988. — 223 с
[18] Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в юности. М.: Педагогика, 1981 [28, с. 135 - 138].
[19] https://rabota.astrobl.ru/News/Detail/5d7c4035-f81d-42f8-958a-17d2a38621ae
[20] https://rabota.astrobl.ru/News/Detail//c86e602e-d6a4-4e8a-8f61-1cdcf2386051
[21] https://rabota.astrobl.ru/News/Detail//1daaa4a0-6fdf-4994-b48d-bce6a3290c36
[22] https://rabota.astrobl.ru/content/востребованные_профессии_на_рынке_труда_ао
Хитрый коврик
Солдатская шинель
Зимняя сказка
Ворона
Иван Васильевич меняет профессию