Работу выполнила: ученица 11 класса МБОУ «СОШ с. Старица имени Героя Советского Союза Конева П.Ф.» Смольякова Анастасия
Тема проекта: «Образование: право или обязанность?»
Задачи проекта:
Цель проекта: изучить методы и проблемы современного образования и найти их решения. Понять чем на самом деле оно является.
В жизни человека немаловажную роль играет его образование, от которого зависит его уровень жизни, место в социальной структуре общества и его социальный статус. И на основании этого я попытаюсь убедить вас в том, что человек сам волен выбирать способ образования, важность образования именно для него и путь, по которому он будет двигаться всю жизнь. Постараюсь раскрыть позиции молодого и старшего поколений с точки зрения норм, принятых в обществе того или иного времени.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_smolyakova_anastasiya.docx | 276.44 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Старицкая средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Конева П.Ф.
Черноярского района
Астраханской области.
Индивидуальный проект по обществознанию
на тему:
Образование: право или обязанность?
Работу выполнила:
Смольякова Анастасия Сергеевна
Ученица 11 класса.
Руководитель:
Сущенко Игорь Владимирович
Учитель истории и обществознания.
Село Старица,
2019-2020 учебный год
Паспорт проектной работы.
Тема проектной работы: Образование: право или обязанность?
Учебный год(год исследования): 2018г-2020г;
Автор: Смольякова Анастасия Сергеевна;
Класс: 11;
Образовательная организация: Муниципальное (фото) бюджетное образовательное учреждение Старицкая средняя общеобразовательная школа имени героя Советского Союза Конева П.Ф;
Руководитель проекта: Сущенко Игорь Владимирович учитель истории и обществознания;
График работы над проектом:
1)Сентябрь- ноябрь 2018г: составление плана исследования;
2) Январь-февраль 2019г: сбор информации по теме;
3)Сентябрь-декабрь 2019г: составление проектной работы;
4)Декабрь 2019г-Март 2020г: анализ полученной информации; Подведение итогов;
5) Март 2020г: сдача проекта; Составление презентации;
Иллюстрационный рад к проекту: Презентация;
Материально-техническое обеспечение проекта: Конституция РФ; Федеральный закон об образовании; Интернет- источники;
Оценка содержания проекта: _______________________________
Оценка оформления проекта: ______________________________
Оценка презентации проекта: ______________________________
Оглавление:
План выполнения проекта………………………………………………………………..4
Введение……………………………………………………………………………….…..5
Цель проекта………………………………………………………………………………7
Глава 1. Образование………………………………………………………………………8
Глава 2. Отношение общества к образованию………………………………………….20
Глава 3. Образование в астраханской области………………………………………….31
3.1. Зарождение Астраханской области……………………………..………………31
3.2. Зарождение образования в Астраханской области……………………………..32
3.3. Современное образование в Астраханской области……………………………34
Выводы………………………………………………………………………………..…...36
Глоссарий………………………………………………………………………….....……37
Список литературы………………………………………………………………….……39
Индивидуальный план выполнения проекта
Этапы | Виды деятельности | Планируемая дата исполнения | Дата фактически | Подпись руководителя |
Подготовка | Выбор темы учебного проекта и тем исследований обучающихся; Разработка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы | Сентябрь 2018г. | Ноябрь 2018г. | |
Планирование | Формулировка задач, которые следует решить; Выбор средств и методов решения задач; Определение последовательности и сроков работ | Январь 2019г. | Февраль 2019г. | |
Процесс проектирования | Самостоятельная работа | Март 2019г. | Декабрь 2019г. | |
Оформления записки, плакатов и др. | Сентябрь 2019г. | Декабрь 2020г. | ||
Итог | Достигнутый результат | Январь 2020г. | Январь 2020г. | |
Оформление | Февраль 2020г. | Февраль 2020г. | ||
Защита | Март 2020г. | Апрель 2020г. |
Введение.
Актуальность темы: тема образования сегодня актуальна как никогда. В современном мире образование является одним из важнейших каналов для социального лифта, поэтому повсеместно происходит модернизация образования, которая является необходимым для достижения нового качества образования. Новые принципы личностно ориентирования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали первую очередь новых методов обучения. Школа в современных условиях должна основываться на интересах каждого ученика, ведь каждый умен по-своему. Должна развивать личностные качества, интеллектуальное развитие, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, по возможности развить творческие способности и обеспечить социальную успешность, при этом сохраняя здоровье учеников. Школа должна воспитывать будущих лидеров, давать им все необходимые знания для реализации их идей.
Цель работы: изучить методы и проблемы современного образования и найти их решения. Понять чем на самом деле оно является: правом или обязанностью каждого.
Задачи проекта:
Проблема темы: проблемы современного образования отличаются от проблем из прошедших времен. К проблемам современного образования можно отнести жесткий внешний контроль, несовершенство структуры, слишком малый ресурс, разорванные материальные связи и отрицательные ментальные связи.
Теоретическая основа: Образование является одним из важнейших социальных институтов общества. Оно сопровождает человека на протяжении всей его жизни и влияет на формирование личности. Поэтому многие журналисты, ученые и писатели рассуждали о важности образования, о его пороках и о его системе. Седова А.С., Кутепов М. М., Ваганова О. В. в своей статье писали о том, что важнейшей целью образования выступает удовлетворение актуальных потребностей личности, общества и государства, которые выражаются в необходимости воспитания разносторонне развитой личности, способной к самообразованию и самосовершенствованию, способствует развитию критического мышления. Британский физико-химик, один из лидеров исследований в области химии горения и химической нестабильности, в своей книге «Игра против школы. Свобода учиться» полагал, что все дети от природы наделены способностью к познанию окружающего мира, поэтому обучение должно проходить в максимально свободной, игровой форме и не навязываться взрослыми. Традиционная школьная система, напротив, не позволяет детям раскрыть свой потенциал и наносит им серьезный психологический ущерб. Необходимо отказаться от принудительного образования в пользу игры, которая сделает детей счастливее и лучше подготовит их к жизни. Генна́дий Алексе́евич Бордо́вский, известный советский и российский учёный в области физики полупроводников и диэлектриков, в совей научной работе «Актуальные проблемы современного образования» писал о современном образовании, об особенностях современных детей, о том, что система образования должно меняться. В журнале «Молодой ученый», в одной из статей, авторами которой являлись Барзаева М. А. и Абдулазизова Э.А. , рассуждалось о методах модернизации, о роли современного образования, о системе и его структуре. Они хотели донести, что образование выступает одним из главных и эффективных каналов социальной мобильности. От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а следовательно, и состояние экономики в целом. Поэтому сегодня качественное образование выгодно не только для отдельного индивида, становящегося более конкурентоспособным на трудовом рынке, но и для общества в целом, так как благодаря ему происходит обеспечение страны высококвалифицированными работниками. А это означает рост производительности труда, внедрение новых технологий, выход на передовые рубежи в социальном развитии. Помимо этих людей, есть еще множество других, интересующихся образованием, но тема и цель у них одни – донести важность образования до подростков и их родителей и важность модернизации образования для правительства и педагогов.
Информационная база: Интернет, книги, статьи, учебники по обществознанию 10 класс.
Период исследования: 2019-2020гг.
Цель проекта:
Изучить методы и проблемы современного образования и найти их решения. Понять чем на самом деле оно является: правом или обязанностью каждого.
Глава 1. Образование
Существует множество определений образования, я выбрала самые, на мой взгляд, точные:
Образование - процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества.
-Целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
-Процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.[1]
Другими словами, мы можем сказать, что образование – это способ социализации личности, в процессе которого индивид строит и развивает образ окружающего его мира и образ своего места, роли в этом мире. Сущность образования заключается в приобщении индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранения ее культурного достояния. Процесс образования помогает индивиду стать личностью и приобщить его к культуре, также образование выполняет экономическую функцию, то есть пополняет бюджет государства, но тут очень интересно, пополняет бюджет оно только тогда, когда человек уже устроился на работу и исправно выплачивает налоги.
В современном мире образование выполняет очень важную роль в определении социального статуса личности, в развитии и воспроизводстве социальной структуры общества, в поддержании социального статуса, порядка и стабильности, осуществлении социального контроля. Более того, являясь фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества, образование выступает одним из главных и эффективных каналов социальной мобильности. От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а следовательно, и состояние экономики в целом[2]
Функции образования: социальная, экономическая и культурная, играют важную роль и отвечают за определенные направления .
Экономическая функция отвечает за формирование социально-профессиональной структуры общества; социальная – за проведение процесса социализации индивидов, приобщение к общественной жизни; культурная – использование ранее накопленных знаний для обучения индивида моральным и правовым нормам[3].
Вся история образования неразрывно связана с общей историей развития человечества. И чтобы в этом убедится обратимся к статье из международного научного журнала «Молодой ученый» : История Российского образования начинается с древнерусской педагогики, со времен Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Крещение с 988 г. проводилось Владимиром по всем городам и селам. И с этого времени начинается история образования на Руси. В эти века (XI и XIII) школа на Руси носила церковный характер, она являлась для детей началом пути в храм Божий. Ярослав создал первую на Руси библиотеку, собрав много книг при Киевском Соборе. Школы были частные, не правительственные, при церквах или на дому у частных лиц. Предметы, как и в учебных заведениях Запада, составляли взятые еще из античности семь свободных искусств: грамматика, риторика, диалектика (так называемый тривиум), арифметика, геометрия, музыка и астрономия (так называемый квадривиум). Особые школы существовали для обучения грамоте и иностранным языкам; в 1086 году в Киеве было открыто первое женское училище. По образцу киевской и новгородской при дворах русских князей открывались и другие школы — например, в Переяславе, Чернигове, Суздале школы создавались при монастырях. Образование носило демократический 158 (внесословный) характер. Грамоте учили не только одних боярских детей, но и всех желающих, учились и миряне. Петр Великий придавал огромное значение просвещению. Благодаря ему в России возникла система профессионального образования. В 1701 г. были созданы артиллерийская, инженерная, медицинская, навигацкая, пушкарская, госпитальная, приказная и другие школы, находившиеся в ведении соответствующих государственных органов. Были открыты школы при заводах, горные школы. [4]Несколько тысяч россиян были отправлены учиться за границу. Академия наук, при которой был учрежден первый российский университет в Санкт-Петербурге, а при университете — гимназия, была любимым детищем Петра I. Реформа образования в России также произошла при правлении Екатерины II. К концу XVIII века в России насчитывалось 550 учебных заведений с общим числом 60–70 тыс. чел., фактически была создана система среднего образования. Были созданы закрытые училища, воспитательные дома, институты для девиц, дворян, горожан, в которых опытные педагоги занимались образованием и воспитанием юношей и девушек. В провинции была создана сеть народных бессословных двухклассных училищ в уездах и четырёхклассных в губернских городах. В школах вводилась классная урочная система (единые сроки начала и конца занятий), разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литература, создавались единые учебные планы. Школьная система, распределенная по так называемым учебным округам, впервые была создана в начале царствования Александра I (1801–1825 гг.). Вводились три типа школ: приходские училища, уездные училища и гимназии (губернские училища). Учебный план каждого следующего типа школы не повторял, а продолжал учебный план предыдущего. Приходские и уездные училища были бесплатными и бессословными. Сельские приходские училища финансировались помещиками, уездные училища и гимназии — из государственного бюджета. Кроме того, были духовные училища и семинарии, подведомственные Священному Синоду, училища, подчиненные ведомству учреждений императрицы Марии (благотворительные) и военному министерству. Особую категорию составляли элитные учебные заведения — Царскосельский (1811 г.) и другие лицеи и благородные пансионы. Всей системой образования ведало Главное управление училищ. Приходские школы учили Закону Божию, чтению, письму, началам арифметики. В уездном училище продолжалось изучение Закона Божия и арифметики с геометрией. Изучались также грамматика, география, история, начала физики, естественной истории и технологии. А также логика, психология, этика, эстетика, естественное и народное право, политическая экономия, физико-математические и естественнонаучные предметы, коммерция, обществоведение и технология. В 1864 году было принято «Положение о начальных училищах», утвердившее общедоступность и в несословность начального образования. Наряду с государственными школами поощрялось открытие земских и частных школ. Гимназии и прогимназии существовали в качестве основной школы. Первые делились на классические и реальные, они формально были общедоступными для всех, кто выдержал приемные испытания. Доступ же в университеты открывался только для выпускников классических гимназий или для тех, кто успешно сдавал экзамены за курс такой гимназии. Для выпускников реальных училищ были в это время основаны неуниверситетские высшие учебные заведения. Университетам уставом в 1863 году была дана автономия, что открывало большие права университетским советам открывать научные, выпускать научные и учебные издания практически бесцензурной (с собственной цензурой). Ректоры и деканы были выборными. Значительно выросла роль общественности в системе образования, работали попечительские и педагогические советы, основывались педагогические общества, комитеты грамотности, собирались педагогические съезды. Фактически российское общество в основном контролировало дошкольное, начальное народное образование, профессиональную школу, женское и внешкольное образование, несмотря на то, что все учебники школ, программы утверждались централизованно — в ученом совете Министерства народного просвещения. В 1827 г. издается специальный указ, запрещавший принимать крепостных в гимназии и университеты. Теперь приходские школы предназначались для крестьян; уездные училища для детей купцов, ремесленников и др. городских обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников. После революции 1917 г. начала проводиться национализация всех типов учебных заведений. Школа стала единой, бесплатной, общеобязательной и общедоступной. Обеспечивалось преемственность ступеней образования и равенство для всех возможностей образования. Участие в управлении образованием органов местного самоуправления, организация общественных школьных советов, отмена обязательных домашних заданий, отметок и экзаменов, введение программ только в качестве примерных, а также гибкий учебный план — все это было осуществлено в целях демократизации школы. Советское образование 20-х гг. ввело всеобщее обучение, провозгласило движение за ликвидацию неграмотности. Уровень грамотности вырос скачком. Именно в Советском Союзе появилось впервые всеобщее бесплатное образование. Вместе с тем в работе советской школы был целый ряд недостатков: формализм, чиновничий подход к решению многих школьных проблем, неоправданный разрыв с историческими корнями, потеря многих духовных и нравственных ценностей. Образование было ярко идеологически окрашенным, огромное место в учебном процессе занимали предметы идеологического цикла — история КПСС, диалектический и исторический материализм, политэкономия социализма и т. п. Свободное развитие ребенка как активной личности категорически не приветствовалось, фактически игнорировались индивидуальные особенности детей и подростков, весь учебный процесс был ориентирован на несуществующего «среднего» ученика. И отстающие (независимо от действительных причин такого отставания), и одаренные дети учились вместе по одной программе, по одним учебникам. Дисциплина имела большое значение, а усвоение фактического материала, как правило, считалось более важным, чем воспитание в ребенке творческого подхода. Тогда не стоял вопрос о воспитании личности, индивидуума — учащиеся должны были, прежде всего, стать грамотными и активными членами коллектива. Знания, которые получали школьники того времени, были достаточно глубокими и разнообразными, в программу включалось много технических и гуманитарных дисциплин. Особенности развития образования в XX в. середина и конец 30-х годов, школа вернулась к системе оценок («отлично», «хорошо», «посредственно», «неудовлетворительно» или «плохо»), к стабильным учебникам и программам. В 1943 году, когда Сталин ввел «золотые», подзабытые за четверть века «царские» погоны. Появились мужские и женские школы, красные кадеты («суворовцы») и красные гардемарины («нахимовцы»). Были созданы школы рабочей молодежи (ШРМ) для людей, работавших на производстве. В 1958 году, Трудовое и политехническое направления были поставлены во главу образования. Было объявлено об обязательном 8-летнем среднем образовании. В начале 70-х годов начали менять школьные учебники и программы. Вместо «арифметики» и «алгебры» появилась «математика», менялись не только учебники, но и школьная мебель, ручки. Особенности развития образования в XX в. В 1984 году в школу могли идти дети шестилетнего возраста, появились странные «перескоки» в пятый и одиннадцатый класс. Но учились реально 10 лет. Всю перестройку (1985–1991) и последующее десятилетие в советской, а затем российской школе шел вал всевозможных экспериментов с учебниками, со школьными программами. Появились школы-лицеи, школы-гимназии, школы — колледжи. Школы оснащали, компьютерами и постепенно утратилось представление о школьной форме.[5] Прочитав эту статью, мы можем сказать, что образование было больше направлено на дисциплину и общность умений и знаний, которые должны быть усвоены каждым учеником. Но со временем многое поменялось…
Статья 17. Формы получения образования и формы обучения
1. В Российской Федерации образование может быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.[6]
Система образования в России состоит из нескольких компонентов: Государственные требования и стандарты образования, разрабатываемые на федеральном уровне. Программы образования, состоящие из разных видов, направлений и уровней. Учреждения в сфере образования, а также педагогический состав, непосредственно сами ученики и их законные представители. Органы управления образованием (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях) и созданные при них органы совещательного или консультативного характера. Организации, призванные обеспечивать образовательную деятельность и проводить оценку ее качества. Различные объединения, работающие в образовательной сфере (юридические лица, работодатели, общественные структуры)[7].
Современная система образования в России подразделяется на несколько видов.
1. Система дошкольного образования (ясли, детский сад).
2. Начального (детский сад, школа).
3. Основного (школы, гимназии, лицеи, кадетские корпуса).
4. Среднего (школы, гимназии, лицеи, кадетские корпуса) .
Профессиональное состоит из:
1. Система среднего специального образования (профессиональные училища, колледжи, техникумы);
2.Система высшего образования – бакалавриат, специалитет, магистратура и подготовка кадров высшей квалификации (ВУЗы, академии).
Дополнительное подразумевает:
Помимо этого, образование возможно получить по форме экстерната, то есть самообучения и самообразования, семейного образования и дистанционного обучения. Эти формы также дают право обучающимся на прохождение итоговых аттестаций в учреждениях образования. [8]
Дополнительное образование.
1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
2. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.
3. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.
4. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.
5. Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ определяются в соответствии с частями 3 - 7 статьи 83 и частями 4 - 5 статьи 84 настоящего Федерального закона.[9]
Из этой статьи мы можем сделать вывод о целях ДОД. Цели дополнительного образования детей вне зависимости от формы их достижения состоят в том, чтобы вырастить каждого школьника полноценной, всесторонне развитой, профессионально и творчески реализованной личностью. Обучение в рамках ДОД не является принудительным, и это, пожалуй, одно из самых значимых его достоинств.
Основные задачи: Формирование и дальнейшее развитие различных творческих способностей детей. Воспитание высоких моральных качеств - патриотизма, духовных ценностей, любви к труду, уважения к старшим. Привитие культуры общения, выработка коммуникативных качеств - вежливости, уважения к собеседнику, умения поддержать разговор и принимать критику, прислушиваться к замечаниям. Профессиональное ориентирование детей с перспективой дальнейшего развития приобретенных качеств. Удовлетворение коммуникативных и культурных потребностей школьников. Ограждение детей от пагубного и агрессивного влияния социума. Физическое развитие.[10]
Из целей и задач дополнительного образования детей проистекают его основные направления, одинаково важные для всестороннего развития школьников и их дальнейшей профессиональной и личностной реализации. В современной педагогике их шесть: Социально-педагогическое. Включает в себя волонтерство, работу с одаренными детьми, а также уход за людьми, имеющими особые нужды. Художественное. Предусматривает активное развитие творческих задатков - склонности к изобразительному искусству, писательству и т. д. Техническое. Готовит детей к овладению профессиями, связанными с технической деятельностью. Туристско-краеведческое. Создано для тех, кто испытывают тягу к путешествиям и изучению родного края. Естественно-научное. В основе лежит изучение естественных наук - химии, биологии и т. п. Физкультурно-спортивное. Ориентировано на развитие физических качеств - силы, ловкости, выносливости, гибкости, что благотворно сказывается на их здоровье. Каждое из направлений в полной мере реализует цели, задачи и основные функции дополнительного образования детей. Проводится ДОД на факультативах, во всевозможных творческих кружках, спортивных секциях, танцевальных студиях, детских лагерях (пришкольных и выездных) и т. д.[11]
Современная система образования значительно отличается от систему образования 10ти-20тилетней давности. А с чем связаны эти отличия? Конечно же, с общими изменениями нашего мира. У людей поменялись менталитет и нравственные устои. Состояние образования в современном мире сложно и противоречиво. С одной стороны, образование в 20-м веке стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности; огромные достижения в этой области легли в основу грандиозных социальных и научно-технологических преобразований, характерных для уходящего века. С другой стороны, расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождаются обострениями проблем в этой сфере, которые свидетельствуют о кризисе образования. И, наконец, в последние десятилетия в процессе поисков путей преодоления кризиса образования происходят радикальные изменения в этой сфере и формирование новой образовательной системы.
Место образования в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности развития профессиональных и личностных качеств. Эта роль стала возрастать во второй половине 20-го века, принципиально изменившись в его последние десятилетия. Информационная революция и формирование нового типа общественного устройства - информационного общества - выдвигают информацию и знание на передний план социального и экономического развития. Изменения в сфере образования неразрывно связаны с процессами, происходящими в социально-политической и экономической жизни мирового сообщества. Именно с этих позиций попытаемся выделить и проанализировать основные тенденции мирового образования.
Эволюция знания в основной источник стоимости в информационном обществе. По мере общественного развития отчетливо проявляется то, что в качестве источника прибыли все чаще выступают знания, инновации и способы их практического применения. То, что знание начинает занимать ключевые позиции в экономическом развитии, радикально изменяет место образования в структуре общественной жизни, соотношение таких ее сфер, как образование и экономика. Приобретение новых знаний, информации, умений, навыков, утверждение ориентации на их обновление и развитие становятся фундаментальными характеристиками работников в постиндустриальной экономике.
Образование в условиях глобализации.
Важной чертой развития образования является его глобальность. Эта черта отражает наличие интеграционных процессов в современном мире, интенсивных взаимодействий между государствами в разных сферах общественной жизни. Образование из категории национальных приоритетов высоко развитых стран переходит в категорию мировых приоритетов. Современная цивилизация вступает на принципиально новую информационную (постиндустриальную) ступень своего развития, когда ведущей мировой тенденцией признается глобализация социальных и культурных процессов на Земле. Однако глобализация, наряду с позитивными сторонами, породила и ряд серьезных глобальных проблем: социальных, экономических, экологических и духовно-нравственных. В соответствии со стратегией устойчивого развития современной [12]цивилизации, принятой на конференции ООН в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, требуется новая концепция образования, опережающая перспективы XXI столетия. Глобальную миссию в сфере образования осуществляет университет ООН (штаб-квартира в г. Токио), основанный в 1975 году и являющийся частью системы ООН. Университет является уникальной образовательной исследовательской структурой, представляющей собой сообщество ученых и выполняющей функцию форума "для поиска новых концептуальных подходов к разработке и решению мировых проблем" .
Компьютеризация процесса образования На данный момент в современном обществе происходит неудержимое развитие информационных технологий, особенно в области мультимедиа, виртуальной реальности и глобальных сетей. Использование этих технологий в различных сферах жизнедеятельности человека породило немало философских, теоретико-методологических и социально-экономических проблем. Наибольший общественный резонанс вызывает феномен глобальной компьютерной сети Интернет. Интернет представляет собой удобный источник разнообразных сведений, качественно меняющий всю систему накопления, хранения, распространения и использования коллективного человеческого опыта.[13]
Под Интернет-технологиями, видимо, следует понимать различные виды услуг, представляемые пользователю глобальной сети: электронную почту и листы рассылки, сервис WWW, чат-беседу, html-форумы, гостевые книги, ICQ, телеконференции, news-серверы, ftp-серверы и другие виды услуг. Или под Интернет-технологиями следует понимать технологии ActiveX: браузер Internet Explorer, редактор веб-страниц FrontPage, веб-совместимый пакет Office, языки программирования VBScript, JavaScript и другие? Так или иначе, под Интернет-технологиями понимается совокупность программных продуктов и технологий Интернет и различных видов услуг.
Освоение Интернета - это освоение новой информационной среды со специфическими средствами деятельности в ней. Эти средства позволяют не только оперативно получать информацию, но и развивают мышление, дают человеку возможность по-новому решать творческие задачи, изменять сложившийся стиль мыслительной деятельности. Интернет, являясь достижением ХХ века, несомненно, определяет успех информатизации общества в ХХI веке. Однако на сегодняшний день наблюдается постепенный отход от восторженности возможностями Интернет к осознанию и поиску путей разрешения различных проблем, вызванных все более широким использованием средств телекоммуникаций в различных сферах жизнедеятельности человека. Диапазон этих проблем простирается от этических до экологических. Такое отношение к использованию современных информационных технологий отражает необходимый и естественный этап развития общества. Ведь «основным объектом, подвергающимся влиянию информационных технологий, является человек.
Технические и информационные средства становятся некоторым продолжением не только тела человека, но и его разума. Расширяя свои возможности, человек все больше и больше попадает в неосознанную зависимость от искусственной техносреды, им же самим созданной. При столь качественно новых социальных преобразованиях, естественно, изменяются и требования к членам общества[14]».
Демократизация системы образования. Демократизация образования обусловлена ее общедоступностью, предоставлению каждой личности возможности получить знания и усовершенствовать их. Как следствие, его неотделимой частью становится демократизация принципов существования и функционирования образовательных учреждений, самоуправленческой деятельности, вовлеченности обучающихся и увлеченности групп населения решением задач, охват вопросов финансирования.
Гуманизация образования Гуманизм устойчивого образования определяется его направлением к человеку как субъекту образовательного процесса, базисом крайне благоприятных возможностей для становления творческой индивидуальности. Значимость и эталоны культуры, искусства, нравственности, все преимущества сферы духовного развития трансформируются из предмета изучения в целостный элемент учебно-воспитательной и познавательной деятельности, основу, предопределяющую содержимое образования, формы взаимосвязи между всеми участниками образовательного процесса. Гуманизация образования составляет основу этого процесса и является важным средством определения технократического отношения к реальности.
Глава 2. Отношение общества к образованию.
Образование является важным составляющим жизни каждого человека. Оно является одним из главных каналов социальной мобильности. От уровня образования зависит социальный статус личности и его положение в обществе. Образование играет ключевую роль в определении того, как вы проводите свою взрослую жизнь: более высокий уровень образования означает более высокий заработок, лучшее здоровье и более продолжительную жизнь. Точно так же долгосрочные социальные и финансовые издержки неудачи в образовании высоки.
Роль и значение образования в жизни человека и общества, в которое он потом вливается, очень велика и пренебрегать этим не стоит. Процесс обучения многогранен, бывает труден и тернист, но за свои старания, каждый получает соответствующее вознаграждение. От малых лет до глубокой старости мы продолжаем учиться, часто сами этого не понимая. А знания, важны ещё и тем, что раз приобретя их, потом уже невозможно будет потерять, в отличие от положения в обществе и материальных ценностей. Малообразованность граждан – это одна из главных проблем современного общества.[15]
Получение основного общего образования ( 9классов) является обязанностью каждого гражданина РФ и это прописано в конституции РФ. Обратимся к статье 43.
Статья 43. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются...
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.[16]
То есть из этой статьи мы можем сделать вывод, что гражданину РФ необходимо закончить окончить 9 классов, так как это является обязанностью гражданина, прописанной в Конституции РФ.
И недавно я слышала про принудительное образование.
Звучит так же неприятно, как и «тюрьма». Но опять, если есть всеобщее образование, значит, есть и принудительное. Термин «всеобщее» означает (если он вообще что-то значит), что у человека нет выбора.
Стоит обсудить вот какой вопрос: принудительное образование с последующим лишением детей свободы – это хорошо или плохо? Большинство, скорее всего, скажут, что в целом это хорошо и даже необходимо. Я не согласен. Далее в этой главе я расскажу о семи пороках принудительного образования.
Порок 1. Отказ в предоставлении свободы без законных оснований и судебного разбирательства. Это самый вопиющий из грехов принудительного образования, на почве которого растут остальные грехи. Согласно основному постулату демократической системы ценностей, ограничивать чью-либо свободу без законных на то оснований и судебного разбирательства неправильно. Чтобы упрятать за решетку взрослого человека, нужно доказать в суде, что он совершил преступление или же что он опасен для себя или окружающих. Чтобы лишить свободы ребенка, достаточно только того, чтобы он достиг определенного возраста. До тех пор, пока не доказано, что, находясь на свободе, все дети определенного возраста опасны, в демократической системе ценностей должно считаться безнравственным держать детей в заточении только по причине достижения ими соответствующего возраста. Доказательства такой опасности не существует, а ниже я покажу, что есть немало доказательств обратного.
Порок 2. Вмешательство в процесс развития личной ответственности и самоопределения. Будущий герой Гражданской войны Дэвид Фаррагут[24] в девять лет получил чин мичмана Американского флота. В 12 лет, во время войны 1812 года, его назначили временным капитаном захваченного у Британии корабля. При этом Фаррагут командовал людьми старше него в два, а то и в четыре раза{113}. Великий изобретатель Томас Эдисон бросил школу в восемь лет, через три месяца после начала занятий. По мнению учителя, он был неспособен к учебе, потому что у него «голова забита не тем» (сейчас, вероятно, ему поставили бы диагноз СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности). И тогда Эдисон начал учиться сам. К 12 годам несколько успешных предприятий приносили ему доход как у взрослого человека. А еще через два года он начал издавать весьма успешную газету{114}.[17]
Фаррагут и Эдисон были незаурядными людьми, но случаи, когда дети брали на себя взрослые обязанности, отмечаются не только в середине XIX века, то есть до начала эры всеобщего государственного образования. В наши дни двенадцатилетним детям представителей среднего класса не только не доверят посидеть с ребенком, но и не разрешат идти домой из школы без присмотра взрослых. Наше общество считает детей неумелыми и безответственными. Уверенность, что дети и даже подростки неспособны выбирать собственный путь и принимать разумные решения, – это беда, которую мы сами на себя накликали. Мы отправляем детей в школы или аналогичные заведения, там они живут по указаниям взрослых, в свободное время мы заставляем их заниматься бесполезной и бесцельной работой и тем самым отнимаем время, нужное им для развития ответственности и умения определять свой путь. Действия родителей и учителей приводят детей к мысли, что они самостоятельно ни на что не способны. С тех пор как принудительное образование распространилось и на более старший возраст, уровень неуверенности детей в собственных способностях тоже вырос.
Скрытый, а иногда и явный посыл системы принудительного образования таков: «Если ты делаешь все, что тебе говорят в школе, у тебя все получится». Дети, которые покупаются на эту идею, перестают брать на себя ответственность за собственное образование. Они ошибочно принимают как должное, что кто-то за них решил, что им нужно делать и знать, чтобы добиться успеха во взрослой жизни. Если их жизнь не складывается, они принимают на себя роль жертвы: «Школа (родители или общество) подвела меня, поэтому у меня в жизни такой сумбур». Осознание себя жертвой, сформированное в детстве, может остаться на всю жизнь. Как уже было сказано в первой главе, когда у школы появилось больше власти над жизнью молодого поколения, в обществе начало расти чувство собственной беспомощности. Марк Твен любил говорить: «Я никогда не позволял школе вмешиваться в свое образование». Сейчас, к сожалению, все труднее становится следовать этому принципу, потому что со времен Твена школа гораздо глубже проникла в нашу жизнь[18].
Порок 3. Противодействие внутренней мотивации учиться (превращение учебы в работу). Когда ребенок рождается, он горит желанием учиться. От природы дети любопытны, любят радоваться, играть и познавать социальное и физическое строение мира, к которому им нужно адаптироваться. Они как маленькие агрегаты, приспособленные к обучению. В течение первых примерно четырех лет жизни дети впитывают в себя неизмеримо огромное количество знаний и навыков, не имея никаких инструкций. Они учатся ходить, бегать, прыгать и лазать, понимать язык своего общества. Учатся говорить на этом языке, выражать свои желания и спорить, задавать вопросы, веселиться, грустить и дружить. Дети любознательны и подвижны от природы, они получают невероятное количество знаний о физической и социальной составляющих мира благодаря инстинктам и врожденному стремлению к познанию. К пяти-шести годам эти природные инстинкты и врожденные способности не исчезают, но мы выключаем их, принуждая ребенка учиться в школе. Самый большой урок, который мы выносим из школы, заключается в том, что учеба – это работа, которой нужно избегать при первой возможности. И превратило учебу в работу принудительное образование. Учителя так и говорят: «Ты должен поработать перед тем, как пойдешь играть». Но совершенно не важно, как учебу называют учителя, все равно в школе это работа. Все, что человек делает по чужой указке и по составленному кем-то графику, по навязанным кем-то методам, – это труд. Когда кто-то контролирует процесс обучения ребенка, радость превращается в работу.
Порок 4. Осуждение, которое порождает стыд, гордыню, цинизм и желание списывать. Заставить людей делать что-то против их воли нелегко. Сначала самым распространенным инструментом для принуждения были розги. Другой способ, известный ранее, состоял в том, что ученика, который плохо учился или плохо вел себя, учитель высмеивал перед всем классом. Иногда они делали это только словами, а иногда заставляли носить ребенка «дурацкий» колпак и сидеть весь день на специальном «дурацком» месте. Сегодня, хотя телесные наказания до сих пор разрешены в 20 американских штатах, розги не используют, да и «дурацкие» колпаки тоже изжили себя. А вот публичные насмешки – нет. Сейчас, чтобы мотивировать детей на учебу в школе, мы в первую очередь полагаемся на бесконечные тесты, оценки и ранжирование. Детей заставляют почувствовать стыд (неполноценность), если они учатся хуже одноклассников, и гордиться (превосходство), если они учатся лучше. Психологически чувство стыда отключает у детей стремление учиться или заставляет постоянно страдать от чувства неполноценности. Те, кто чувствует чрезмерную гордость за мелкие достижения – пятерки и почетные грамоты, – могут зазнаться и пренебрежительно относиться к остальному большинству детей, у которых контрольные получаются хуже. И таким образом, эти отличники презирают демократические ценности и установки.
Порок 5. Вмешательство в ход совместных действий и поддержка издевательского отношения. От природы человек – животное социальное, нам необходимо друг с другом взаимодействовать. Даже в школе дети находят способы помогать друг другу. Но независимо от того, сколько в школе говорят о важности взаимопомощи, она усложняет формирование такого поведения и осознанно учит детей быть эгоистами. В школе детей заставляют соревноваться между собой, их оценивают и сравнивают. Дети извлекают из этого урок, понимая, что задача каждого – быть лучше остальных. Более того, если один помогает другому, значит, он подсказывает или дает списывать. Иногда даже тот, кто активно помогает другим, начинает чувствовать досаду: ведь его результаты растут медленнее остальных и его рейтинг падает. Те, кто полностью зависит от школы, очень хорошо это понимают. Они становятся безжалостными в достижении целей и больше бьют других, чем помогают им.
Порок 6. Подавление критического мышления. Разумно было бы предположить, что одна из целей образования – развитие критического мышления. Но несмотря на все разговоры учителей об этом, большинство школьников учатся избегать необходимости мыслить критически, выполняя задания. Они помнят, что в школе их основная задача – получать высокие оценки за контрольные, а критическое мышление этому мешает. Чтобы получить хорошие оценки, нужно понять, что хочет от тебя учитель, и предоставить ему это. Я миллион раз слышала о такой установке от школьников и студентов, когда они общались за пределами класса. Но по правде говоря, оценки – главные мотиваторы в образовании – очень мощная сила против откровенных обсуждений и критических мыслей в классе. В системе, учителя, ставят оценки, мало кто из студентов готов задавать вопросы или критиковать идеи, которые им предлагают. А оценивая критическое мышление, учителя провоцируют ложный критический анализ.
Чтобы включать критическое мышление, люди должны быть мотивированы, должны иметь возможность свободно озвучивать свои идеи и задавать собственные вопросы. Но в школе дети узнают, что их вопросы и идеи в расчет не принимают. Считается только способность давать правильные ответы на вопросы, которые ученики не задавали и которые их не интересуют. Правильные ответы – это те, которые нужны учителям или авторам контрольных. Совсем необязательно, чтобы школьники действительно понимали их, или чтобы они их волновали, или чтобы они были уверены, что эти ответы верные или пригодятся им в жизни.
Еще один фактор, мешающий критическому мышлению в школе, – тревожность. В школе действия детей постоянно подвергаются оценке, и это снижает их возможности мыслить критически. Происходит это не только потому, что они стремятся найти ответ, нужный учителю, но еще из-за того, что оценки повышают тревожность. Критическое мышление – это творческий процесс, а творчество всегда требует долю расслабленности и беззаботности. Тот, кто мыслит критически, играет с идеями – пробует разные, переворачивает их с ног на голову, чтобы посмотреть, что получится, каковы будут последствия. Тревожность не дает этим заниматься и заставляет следовать по четко очерченным каналам. Тревожность побуждает к развитию способности выдавать знания наизусть, и это губит на корню все новые идеи.[19]
Порок 7. Уменьшение разнообразия знаний и умений. Заставляя всех детей учиться по одной и той же стандартной программе, мы лишаем их возможности выбирать собственный путь развития. В школьную программу включено совсем чуть-чуть знаний и навыков, которые необходимы для жизни. В наши дни никто не может выучить больше чем махонький фрагмент так, чтобы знать его хорошо. Зачем же заставлять всех учить один и тот же кусок? Когда дети следуют своим интересам, они выбирают разнообразные и непредсказуемые пути. У них развивается жгучий интерес, они делают все возможное, чтобы стать экспертами в той сфере, которая им интересна. И потом они находят возможности использовать свои навыки, знания и интересы, чтобы этим заработать. Когда в школе детей заставляют учить одно и то же, у них не остается времени на собственные интересы. И очень многие извлекают из этого урок, понимая, что эти интересы никто не учитывает. Некоторые справляются с этим и занимаются тем, что им интересно, за пределами школы, но так поступают далеко не все. В реальном мире за пределами школы очень ценится многообразие знаний и личных качеств. Одна из задач взросления – найти те ниши, которые наилучшим образом подходят конкретной личности. В современной школе такая ниша всего одна, и те, кому она не подходит, считаются неудачниками или страдают от «умственных расстройств». Вместо того чтобы приспособиться к разным типам личности, школа старается сформировать личность ребенка так, чтобы он подходил именно школе, и при этом часто используются лекарства. Наиболее распространенный сейчас пример – это большое количество детей с диагнозом СДВГ(Синдро́м дефици́та внима́ния и гиперакти́вности).
Некоторые дети от природы более подвижны и возбудимы, чем остальные, и из-за этого у них проблемы в школе. Им гораздо сложнее, чем другим, смирно сидеть на уроках в течение нескольких часов, внимательно делать неинтересные им задания и терпеть однообразие. В наше время, когда всех заставляют учиться, на этих детей вешают ярлык, что у них умственное расстройство, СДВГ. Согласно официальным данным, на момент написания этой книги в США этот диагноз поставлен примерно 12 процентам школьников и четырем процентам школьниц{123}. Большинство случаев постановки этого диагноза вызвано жалобами учителей. Вы только подумайте: 12 процентов мальчиков – это каждый восьмой! И их считают ненормальными только потому, что они не могут или не хотят в течение долгого времени делать скучную работу. Это само по себе порочно. Сейчас все чаще трех– и четырехлетним детям ставят СДВГ и назначают лекарства, потому что они не могут смирно сидеть в детском саду!
Нужно добавить, что люди, особенно молодые, удивительно продуктивны и умеют приспосабливаться. Многие придумывают, как преодолеть негативные чувства, вызванные школой, и сконцентрироваться на положительных. Так они борются с пороками образования. Они находят способы работать сообща, играть, помогать другим справиться с чувством стыда и найти повод для гордости. Несмотря на противодействие школы, они противостоят хулиганам, развивают критическое мышление и находят время заниматься тем, что им интересно. Но им нужно приложить немало усилий, чтобы все это делать и одновременно выполнять требования учителей, поэтому такой путь дается не многим. Как минимум то самое время, которое школьники могут потратить на самообучение, они тратят на бесполезные занятия в школе и выполнение приказов учителей. Здесь я рассказал о семи пороках принудительного образования, но я сопротивляюсь искушению сказать, что их всего семь. Вероятно, вам захочется добавить еще. Кто-то из читателей предложил мне добавить восьмой – вмешательство в жизнь семьи. Школа отняла у детей время, которое они могли бы проводить с семьей и заниматься чем-то вместе. Кроме того, она нарушает семейную гармонию, потому что родители вынуждены заставлять детей делать уроки, им приходится справляться с дурным настроением детей и плохим поведением, которые дети приносят из школы. А иногда им нужно воевать с детьми, чтобы заставить их пойти в школу.
Делая вывод из всех этих пороков, мы можем подумать, что принудительное образование – это зло, которое портит всем жизнь, в какой-то степени это так и есть, но когда я проводила опрос среди людей разного возраста, то старшие «отвечатели» говорили, что именно благодаря этой системе образования они чего-то добились в жизни. Молодежь же отвечала, что это избытки прошлого и существует множество новых, более улучшенных систем образования, которые помогут сделать процесс обучения интересным и более познавательным. [20] Таким образом, мы можем сказать, что принудительное образование, если и является эффективным, уже устаревшая форма и ей пора в отставку. Современное образование же основано на принципах гуманности.
.
Понятие дополнительного детского образования появилось в 90-е годы прошлого века. В него входит поэтапный, целенаправленный процесс воспитания и обучения школьников с использованием дополнительных программ. Особенностью дополнительного образования детей (ДОД) является то, что существуют различные виды ДОД, которые соответствуют интересам и целям каждого учащегося. А с недавнего времени в мире стали происходить тенденции в системе добровольного образования. Добровольное образование – это дополнительное образование.
Дополнительное образование пользуется огромным спросом в наши дни, так как главным ее преимуществом является ДОБРОВОЛЬНАЯ ОСНОВА. Ведь не зря в народе говорят: «Бес толку заставлять, если желания нет».
Фокус дополнительных занятий направлен на процесс, а не на результат, когда ребенок имеет возможность без каких-либо ограничений и проверок раскрывать свои способности. В этом и состоит цель дополнительного образования – сформировать всесторонне развитую личность, предоставив при этом возможности к творческому и профессиональному росту.
При достижении этой цели решаются следующие задачи:
Озвученные цели и задачи дополнительного образования формируют его направления.
Современная педагогика выделяет 6 основных направлений ДО:
Каждое из этих направлений призвано решать задачи дополнительного образования детей, и реализуется в организованных секциях, кружках или на факультативах. Иногда по отдельным направлениям могут быть сформированы детские лагеря или студии.
Посещая ту или иную секцию, ребенок постоянно находится в социуме, он не только осваивает определенные знания и умения, но также обучается ключевым навыкам общения, способности быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, а также учится интегрировать полученные навыки в различных сферах деятельности.
Удовлетворяя потребности разных групп населений, дополнительное образование отвечает за формирование лидерских качеств ребенка, обеспечивает социальную безопасность, занятость подростков и их самореализацию.[21]
Выполняя поставленные задачи, дополнительное образование способствует всестороннему развитию детей, оказывает положительное воздействие на самоорганизацию каждого ребенка, повышает его творческую и познавательную активность.
Дети способны раскрыть свой потенциал, талант и способности в любом возрасте. Поэтому делая свой выбор в сторону того или иного кружка или секции, они опирается на свои интересы, проводит там время с удовольствием, находят друзей, стремятся достичь больших результатов в любимом деле.
Исходя из этого, дополнительное образование помогает каждому ребенку расширять границы познания и быстрее адаптироваться к различным обстоятельствам, создает благоприятные условия и новые возможности для максимального успеха всего образовательного процесса.[22]
Когда я проводила социальный опрос, то за развитие и положительное влияния добровольного образования на детей выступала молодежь, старшие «отвечатели» видели в добровольном образовании, только хобби, а не способ реализоваться.
Вот такие результаты у меня были после опроса:
Хочу процитировать мнения некоторых участников опроса:
Я считаю, что дополнительное образование, путь самореализации- это выбор каждого и никто не может обязать гражданина РФ на его получение (ред.)
По моему мнению, дополнительное образование – самообразование – помогает человеку найти свой путь в жизни, свое место и, тем самым, добиться огромного успеха в той деятельности, где ему будет интересно.
Я предполагаю, что дополнительное образование является одним из главных составляющих человеческой жизни, ведь именно с его помощью человек находит ту сферу жизни общества, где ему интересно работать, развиваться и,в конце – то концов, просто жить!
Мне 17, я закончила школу в прошлом году и не смогла поступила в университет. Я поняла, что мои интересы не совпадают с интересами, которые прививают нам в школе. И сейчас, у меня есть год, чтобы пройти процесс самообразования и пойти учиться на ту профессию, по которой хочу работать в дальнейшей жизни.
Я уже закончила школу, поступила в институт и нашла свой смысл жизни – развиваться, учиться, узнавать что-то новое на протяжении всей своей жизни. Это то, что сделает меня интересней,! Это то, что сделает меня успешней и сильней!
Подводя итог, я могу сказать, что у дополнительного образования есть только один минус – существование неинициативных людей. Плюсов так много, что я не смогу их всех перечислить. Некоторыми из них являются: возможность роста, развития, познания самого себя и своих возможностей, процесс социализации и многие другие.
Глава 3.Образование в Астраханской области.
3.1. Зарождение Астраханской области.
На месте Астраханской области в VII-Х вв. существовал древнетюркский Хазарский каганат с господствующей религией иудаизма и столицей в г. Итиль. В конце Х-начале ХIII вв. здесь властвовали предводители непрочных кочевых орд и племенных объединений тюрок - печенегов и половцев-кыпчаков.
В середине ХIII в. низовья Волги стали центром обширного монголо-татарского государства «Золотая Орда» («Улус Джучи-хана»). Здесь возникли города Сарай-Бату, Сарай-Берке, а с самого начала ХIV в. известен и г. Хаджи-Тархан - предшественник современной Астрахани. Были установлены тесные контакты со многими странами, включая дельту Нила - мамлюкский Египет.
Два похода войск русского царя Ивана IV Грозного в 1554 и 1556 гг. привели к покорению ханства и его вхождению в состав Российского государства. Указание «царь Астраханский» было включено в официальную титулатуру российского самодержца.
Перенесенный на новое место в 1558 г. вокруг крепости, г. Астрахань стал надежным военно-политическим форпостом на юге России, перевалочной базой ее продвижения на Кавказ и в азиатский Прикаспий, центром активных торговых и межгосударственных связей. Так образовалось астраханское воеводство.
Учитывая особую и возрастающую роль Астрахани как важнейшего города России в торговом и политическом отношениях, Петр I 22 ноября 1717 года подписал указ об основании Астраханской губернии и присоединении к ней ряда городов: Симбирск, Самара, Сызранск, Кашкар, Саратов, Петровский, Дмитровский, Царицын, Черный Яр, Красный Яр, Гурьев и Терек.
Астраханской губернии было определено сыграть важную роль во взаимоотношениях России с Востоком. В Каспийском море и Волге Петр I видел главную магистраль, связующую всю торговлю России и Европы с Индией, Ираном и Средней Азией. Правительство было заинтересовано в направлении потока восточных товаров по Каспийско-Волжскому пути.
В числе жителей края - российских подданных уже в тот период мы обнаруживаем русских, ногайцев, калмыков, татар, кавказских горцев-«черкесов», торговцев из азиатских стран вплоть до далекой Индии.
Административный термин «Астраханская область» впервые возник в 1785 г., когда она (5 мая по старому стилю) была выделена наряду с Кавказской областью в составе Кавказского наместничества. Однако более длительный период просуществовала Астраханская губерния - с 1717 по 1785 гг. и затем с 1802 по 1928 гг.
При этом, вплоть до революционных событий 1918-1920 гг., она включала также в свой состав Калмыцкую степь и Киргиз-кайсацкую (т.е. казахскую) внутреннюю Букеевскую орду, что в дальнейшем обусловило известные трудности в территориальном размежевании и проведении новых границ, так и не прошедших полную государственную кодификацию. Затем Астраханский округ (иначе «межрайон») входил последовательно в 30-40-х гг. в Нижне-Волжский, затем в Сталинградский край.[23]
3.2. Зарождение образования в Астраханской области.
Крайне тяжелыми для просвещения в Астраханском крае были 1904-1911 гг. Школы, продолжая существовать, в большинстве своем не соответствовали требуемому уровню в силу слабой материальной базы и недостатка грамотных учительских кадров.
Статистические данные свидетельствуют, что из числа детей школьного возраста (от 8 до 11 лет) обучалось только 56,4%. К 1 января 1910 г. вне стен школы находилось примерно 5000 человк. В таких условиях попытка перейти ко всеобщему начальному обучению была почти нереальной, хотя с целью ее реализации была разработана предварительная программа на 1910-1920 гг. Н.Ф. Скориков, делегат Первого Всероссийского съезда по экспериментальной педагогике в Петербурге (1910 г.) сообщал: «Начав открытие новых школ в 1912 году, город может закончить осуществление всеобщего обучения к 1920 году, открыв в 1912 году 5 новых училищ; в 1913 г. - 6; в 1914 г. - 5; в 1915 г. - 6; в 1916 г. - 5; в 1917 г. - 6; в 1918 г. - 5; в 1919 г. - 6; в 1920 г. - 6 училищ». Приводимые им данные о количестве школ и училищ, необходимых для введения и осуществления всеобщего начального обучения в Астраханском крае, давались с учетом процента прироста детей школьного возраста за указанные годы. При подсчете выяснилось, что в среднем по России этот показатель равнялся 1,49%, а в Астраханской губернии - 2,95%,то есть почти в два раза больше. Объясняется это следующим образом: «...г.Астрахань по своему место положению, как этапный пункт, через который и в который эмигрирует ежегодно громадный поток рабочего люда со всего Волжского бассейна, и по условиям своей торговой и промышленной деятельности, находится по отношению к движению населения и естественному приросту в любых исключительных условиях». Это правдивое объяснение тем более ставило под сомнение реальность планируемых задач. И тем не менее, в крае осуществлялась плановая подготовка квалифицированных педагогических кадров в гимназиях, реальных училищх, учительской семинарии, высших начальных и профессиональных училищах (ремесленные
школы). В Астраханской губернии к 1915 г. в общей сложности такая подготовка велась в 25 учебных заведениях, среди которых 15 размещались в Астрахани. Все они находились в ведении созданного в 1802 г. Министерства народного просвещения. Обучалось в них 8750 учащихся, 7649 человека (87,4%) приходилось на городские учебные заведения. Из 344 учителей 254 (73,8%) работали в Астрахани.
Гимназии, как и в предшествующее столетие, предназначались для детей дворян и чиновников, хотя удельный вес их несколько сокращался за счет приема в гимназии представителей других чинов и сословий. Наиболее многоликим социальный состав был в реальных училищах, превратившихся в первое десятилетие XX в. в основную базу подготовки специалистов из среды торгово-промышленного населения губернии. Процесс демократизации школы становился более заметным. Эта тенденция легко просматривалась на составе учащихся, учителей, на форме и содержании процесса обучения.
В начале XX в. претерпели изменения программы средних учебных заведений. За счет сокращения часов на изучение естественных дисциплин был увеличен объем учебного времени на гуманитарные предметы, прежде всего - на курс русской словесности. Особую стро-ку в учебных планах стало занимать законоведение.
Революционно-демократические события 1905-1907 гг. привнесли дух свободомыслия и новых настроений не только в среду учительства, но и в коллективы учащейся молодежи. Однако астраханские учебные заведения в силу отдаленности от эпицентра революционной борьбы особой активности в ней не проявляли.
После Февральской революции в Астрахани создается новый тип учебных заведений - народные школы и народные гимназии - прототипы будущих рабфаков. Обучение в них осуществлялось по ускоренным срокам, большое внимание уделялось изучению русского языка и дисциплин естественно-математического цикла.
Основным контингентом народных школ являлись дети рабочих, солдат, ловцов, крестьян.
Народные гимназии предоставляли возможность получить определенный уровень грамотности преимущественно детям рабочих и солдат. Занятия проводились четыре раза в неделю, по вечерам, в помещении реального училища. В гимназии изучались: русский язык, арифметика, алгебра, геометрия, физика, естествознание, история, география, латинский и французский языки, рисование. Дисциплины естественно-математического цикла занимали более одной трети учебного времени.
Таким образом, содержание учебных планов народных гимназий и его освоение давало уровень знаний, необходимый для первоначальной практической деятельности в разных областях народного хозяйства. Хотя в этот период и наступило некоторое оживление в организации школьного дела, но идею о введении обязательного начального обучения пришлось отложить на более позднее время. Народные гимназии на этом фоне приобретали все больший вес и популярность у населения, особенно после установления советской власти в крае.
21 февраля 1918 г. губернский комиссар по народному образованию обратился к населению с предложением о принятии «...безотлагательных мер к правильному посещению детьми учебных заведений в установленные часы занятий». В 1918-1919 гг. в Астрахани было открыто семь народных гимназий, посещаемость в них достигала 90-98%, что было совершенно необычно для школьной практики предшествующих лет.
В марте 1918 г. в Астрахани проходил 1-й губернский съезд Советов, на котором был создан Комиссариат по народному образованию, получивший самые широкие полномочия. Комиссариат ведал всей культурно-просветительной работой, решал вопросы, связанные со школьными преобразованиями. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас журналы заседаний коллегий, постановления, инструкции, циркуляры местного и всесоюзного комиссариатов. На этом этапе развития советской школы и школьного образования все заинтересованные структуры власти достаточно серьезное внимание уделяли проблемам формирорвания и развития школы. После длительного обсуждения целого комплекса вопросов Комиссариат народного образования выдал руководителям учебных заведений края инструктивные материалы о преобразовании всех учебных заведений в единую трудовую школу.
Много трудностей было с укомплектованием школ учебными принадлежностями и книгами.19 Остро стоял вопрос о педагогических кадрах, для решения которого Астраханский комиссариат вел переписку с Центральным отделом просвещения о временных годичных курсах подготовки учителей. Были представлены списки и смета расходов по Астраханскому институту просвещения.
Для решения важных школьных вопросов был созван Астраханский краевой учительский съезд, проходивший с 1 по 9 июня 1918 г. В нем приняли участие 107 делегатов. В своем выступлении на съезде народный комиссар К.И. Бакрадзе подчеркнул: «Роль учительства в деле создания трудовой школы велика и ответственна и только дружными усилиями всего учительства, проникнутого желанием творить истинно новое, а не идти по проторенным дорожкам, можно создать новую школу, где не будет затхлости и старых отживших форм и традиций, а будет свет, радость и светлый полет свободной мысли».[24]
3.3. современное образование в Астраханской области.
В современной Астрахани существует очень много учебных заведений, начиная от учреждений дошкольного образования и заканчивая высшими учебными заведениями. Самыми популярными из таковых являются: АГУ, АГТУ, АГМУ[25]
В Астрахани функционируют:
Вывод.
Каждый из учеников и учителей должны приложить максимум усилий для того, чтобы жить счастливо, добиться успехов и построить безбедное будущее своей родной страны. И достигнуть это можно, с помощью учебы, которая развивает важные личностные качества, способствующие повышению уровню своей жизни.
Получение образования – это сложный, не простой процесс, и тут есть свои проблемы. Именно уровень образования указывает на твое положение в обществе, твою социальную роль. Хорошо образованные люди, высококвалифицированные работники основывают развитие современного общества во всех его сферах, ведь именно моральные, нравственные и умственные качества помогают добиться успеха; и никакие деньги не помогут достигнуть гармонии, если нет навыков и умений.
Конечно, многие современные подростки не понимают важность школьного образования и наплевательски относятся к заданиям. Но они отводят много внимания на интересующие их темы, стремятся все больше по ним узнать, стать компетентными в этих темах. За это их можно похвалить, но стоит напомнить, что именно в школе учат дисциплине, которая важна на протяжении всей жизни.
В своей работе я более подробно рассмотрела понятие образования, его цели и место в жизни каждого. И в итоге хочу сделать следующие выводы:
И в заключении, можно сделать вывод о том, что цели и задачи, которые были поставлены в начале проекта, достигнуты. Когда я стала углубленно изучать эту тему, то мнение об образовании сильно изменялось. Образование является правом каждого, потому что именно от нас самих зависит наше будущее и будущее нашей страны. Ведь именно современные подростки, которые живут сейчас, в будущем изменят мир полностью. Многие это понимают и стремятся к познанию чего-то нового. Роль образования в жизни каждого человека глобальна, поэтому изучению ее проблем уделяется много внимания.
Глоссарий.
Образование – это:
Функции образования – это элементы, регулирующие процесс обучения.
Социализация личности - это процесс получения человеческим индивидам навыков, необходимых для полноценной жизни общества.
Социальная роль – это модель поведения, ориентируемая на определенный социальный статус
Социальный статус – это социальное положение, занимаемое социальным индивидом или социальной группой в обществе ил отдельной социальной подсистеме общества.
Система образования – это модель, объединяющая институциональные структуры, дошкольные образовательные учреждения, дополнительное образование, основной целью которых является образование обучающихся в них.
Дополнительное образование – это вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании.
Профессиональное образование – это процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением установленными знаниями, умениями, навыками и педагогическими компетенциями по конкретным специальностям и профессиям.
Педагогика - это наука о воспитании и обучении человека, прежде всего в детско-юношеском возрасте.
Молодежь – это социально-демографическая группа, которую характеризуют совокупность возрастных характеристик (от 16 до 25 лет), периоды становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления.
Культурные потребности - это потребности в знаниях, настроениях, переживаниях и впечатлениях.
Критическое мышление - система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации.
Самообразование – это приобретение человеком нужных ему с его точки зрения знаний, навыков и умений посредством самостоятельных занятий вне какого бы то ни было учебного заведения и без помощи преподавателя, учителя.
Самоопределение – это процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы.
Модернизация образования – это обновление образования, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества.
Глобализация - это процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.
Список литературы.
Визитная карточка проекта.
Работу выполнила: ученица 11 класса МБОУ «СОШ с. Старица имени Героя Советского Союза Конева П.Ф.» Смольякова Анастасия
Тема проекта: «Образование: право или обязанность?»
Задачи проекта:
Цель проекта: изучить методы и проблемы современного образования и найти их решения. Понять чем на самом деле оно является.
В жизни человека немаловажную роль играет его образование, от которого зависит его уровень жизни, место в социальной структуре общества и его социальный статус. И на основании этого я попытаюсь убедить вас в том, что человек сам волен выбирать способ образования, важность образования именно для него и путь, по которому он будет двигаться всю жизнь. Постараюсь раскрыть позиции молодого и старшего поколений с точки зрения норм, принятых в обществе того или иного времени.
Резюме индивидуального проекта
Образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). В современном мире образование является одним из важнейших критериев социальной стратификации. От него зависит уровень жизни человека и его положение в социальной структуре общества. Однако, споры в сфере образования до сих пор остаются не закрытыми.
Некоторые считают, что ребенок или подросток не может сам понять важность образования и заставить его учиться можно только методом «из-под палки». Однако, это методы прошедшего времени, современные дети достаточно уперты и умны, они никогда не будут хорошо учиться под давлением взрослых. Они понимают, что это не их предназначение по жизни и, своим нежеланием учится, показывают негативный настрой по отношению к решениям их старших родственников. Поэтому в настоящий период существует множество различных способов привлечь подрастающее поколение к учебе, при этом не спровоцировав межпоколенные конфликты.
Однако, существует другая точка зрения на этот вопрос. Многие считают, что образование является выбором каждого, ведь каждый человек является строителем своей жизни. Современные родители дают больше выбора своим детям, показывают им, что они сами вправе выбирать свою судьбу. Это лучший способ приобщить детей к самостоятельной жизни, но это хорошо только тогда, когда родители ненавязчивыми действиями и советами помогают своему чаду выбрать путь, который не навредит его будущему, то есть ребенок сам выбирает профессию и способ получения этой профессии, что заставляет его чувствовать себя взрослым и самостоятельным. Он понимает, что имеет свои права, и получение образования является одним из них, и это положительно настраивает на уважение к решениям старшего поколения.
На эту тему можно рассуждать вечность и не прийти к единому решению. Каждый человек воспринимает важность образования по своему. И нельзя сказать, что чья-то позиция неверна, потому что каждая из них в какой-то степени имеет долю правды. Для каждого поколения образование будет иметь разные роли, и отношение к получению образования тоже будет меняться. Сейчас молодежь кричит о том, что образование – право каждого, но никто не знает, что будет говорить следующее поколение молодежи, возможно, все изменится…
[2] Барзаева, М. А. Актуальные проблемы развития современного образования в России / М. А. Барзаева, Э. А. Абдулазизова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 463-465. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17269/ (дата обращения: 28.04.2020).
[3] https://en.ppt-online.org/190534
[4] Боровенская И. Ю., Бакланова Н. А., Ротова Е. Ю., Котлярова Н. В. История развития образования // Молодой ученый. — 2017. — №24. — С. 350-352. — URL https://moluch.ru/archive/158/44784/ (дата обращения: 09.01.2020).
[5] Боровенская И. Ю., Бакланова Н. А., Ротова Е. Ю., Котлярова Н. В. История развития образования // Молодой ученый. — 2017. — №24. — С. 350-352. — URL https://moluch.ru/archive/158/44784/ (дата обращения: 09.01.2020).
[6] Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.02.2020) "Об образовании в Российской Федерации"
[7] https://businessman.ru/new-sistema-obrazovaniya-v-rossii-osobennosti-ponyatie-struktura-i-xarakteristiki.html
[8] https://businessman.ru/new-sistema-obrazovaniya-v-rossii-osobennosti-ponyatie-struktura-i-xarakteristiki.html
[9] Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.02.2020) "Об образовании в Российской Федерации"
[10] https://edunews.ru/deti/
[11] : https://edunews.ru/deti/
[12] https://studopedia.ru/1_95413_sovremennogo-obrazovaniya.html
[13] https://studopedia.ru/1_95413_sovremennogo-obrazovaniya.html
[15] https://obrazovaka.ru/obschestvoznanie/rol-obrazovaniya-v-zhizni-cheloveka-znachenie.html
[16] Конституция РФ 43 статья
[17] https://obrazovaka.ru/obschestvoznanie/rol-obrazovaniya-v-zhizni-cheloveka-znachenie.html
[18] https://obrazovaka.ru/obschestvoznanie/rol-obrazovaniya-v-zhizni-cheloveka-znachenie.html
[19] https://obrazovaka.ru/obschestvoznanie/rol-obrazovaniya-v-zhizni-cheloveka-znachenie.html
[20] https://med-tutorial.ru/m-lib/b/book/1915451314/21
[21] http://верити.рф/dopolnitelnoe_obrazovanie_detei
[22]Из работы учителя физической культуры МАОУ СОШ № 85 А.А. Шерстобитова
[23] https://www.astrobl.ru/history
[24] https://astrakhan.ru/history/read/85/
[25] https://vuz.edunetwork.ru/30/2/
[26] https://wiki2.org/ru/Список_учебных_заведений_Астрахани
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Астрономический календарь. Май, 2019
Растрёпанный воробей
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Сторож