Введение
21 век – век технического прогресса, век появления новых технологий. Но, к сожалению, не всегда современный человек может только на благо использовать всё то новое, что появляется. В результате своих слабостей на этом фоне образуются и новые проблемы. Сегодня мы говорим о расширении понятия «вредные привычки», куда наряду с курением, алкоголизмом и наркоманией, входит компьютерная зависимость, игромания и мобиломания. Особенно печально, когда эти вредные привычки касаются подростков, моих одноклассников, а также детей намного младше меня.
Актуальность моего исследования состоит в том, что проблема игровой (компьютерной, мобильной) зависимости детей в России приобретает особую значимость в бурном развитии компьютерных технологий. В последние годы компьютерные игры накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Школа не всегда может контролировать воспитание личности ребёнка вне её стен. Существенно изменяется и структура досуга детей и подростков, т.к. кроме компьютера сегодня появляются более мелкие (мобильные) гаджеты, которые сочетают в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги.
Цель: выявление проблемы игровой зависимости среди обучающихся школы разных возрастов
Задачи:
- познакомиться с имеющейся информацией об игровой зависимости человека;
-изучить причины игровой зависимости
-узнать как игры влияют на здоровье подростка
- провести социологический опрос среди учащихся нашей школы с целью изучения, степени вовлечённости в проблему;
- найти возможные способы избавления от нее,
- составить рекомендации родителям и подросткам
Объект: игровая зависимость у подростков.
Предмет: подростки, уделяющие особенно много времени электронным играм.
Гипотеза: современные подростки подвержены игровой зависимости, а мобильный телефон сделал доступ к вредным для здоровья факторам все 24 часа в сутки.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1. анализ литературы по изучаемой проблеме;
2.анкетирование учащихся;
3.анализ результатов анкетирования
4.разработка памятки родителям, чьи дети подвержены игровой зависимости
Результатом моего исследования будет являться:
Информация об отношении ребят разных возрастов к электронным и компьютерным играм.
Выработка рекомендаций для родителей по своевременному выявлению детей, подверженных игровой зависимости и способам борьбы с нею.
Вложение | Размер |
---|---|
igre_vse_vozrasty_pokorny.docx | 782.29 КБ |
Научно-исследовательская работа
«Игре все возрасты покорны»
Портнов Егор,10 класс
ГБОУ Бугульминская кадетская
школа-интернат им. Героя Советского
союза Г.Гафиатуллина
Научный руководитель:
Педагог-организатор ОБЖ
Д.В.Бобров
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………. | 3-4 |
I. Теоретический аспект исследования | |
1.1.Игромания как одна из вредных и опасных социальных привычек………….. | 5 |
1.2. Причины и последствия ухода в игровой мир…………………………………. | 6-7 |
1.3. Влияние электронных игр на здоровье подростка……………………………. | 8 |
1.4. Рекомендации родителям, взрослым, находящимся рядом с Подростком…………………………………………………………………………… | 9-10 |
1.5. Способы избавления от игровой зависимости……………………………….. | 10 |
II. Практический аспект исследования 2.1. Подверженность игровой зависимости обучающихся школы разных возрастов……………………………………………………………………………… | 11-12 |
2.2.Влияние игровой деятельности на здоровье ребёнка…………………….......... | 12 |
Заключение……………………………………………………………………………. | 13 |
Литература……………………………………………………………………………. | 14 |
Приложение…………………………………………………………………………... | 15-20 |
Введение
21 век – век технического прогресса, век появления новых технологий. Но, к сожалению, не всегда современный человек может только на благо использовать всё то новое, что появляется. В результате своих слабостей на этом фоне образуются и новые проблемы. Сегодня мы говорим о расширении понятия «вредные привычки», куда наряду с курением, алкоголизмом и наркоманией, входит компьютерная зависимость, игромания и мобиломания. Особенно печально, когда эти вредные привычки касаются подростков, моих одноклассников, а также детей намного младше меня.
Актуальность моего исследования состоит в том, что проблема игровой (компьютерной, мобильной) зависимости детей в России приобретает особую значимость в бурном развитии компьютерных технологий. В последние годы компьютерные игры накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Школа не всегда может контролировать воспитание личности ребёнка вне её стен. Существенно изменяется и структура досуга детей и подростков, т.к. кроме компьютера сегодня появляются более мелкие (мобильные) гаджеты, которые сочетают в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги.
Цель: выявление проблемы игровой зависимости среди обучающихся школы разных возрастов
Задачи:
- познакомиться с имеющейся информацией об игровой зависимости человека;
-изучить причины игровой зависимости
-узнать как игры влияют на здоровье подростка
- провести социологический опрос среди учащихся нашей школы с целью изучения, степени вовлечённости в проблему;
- найти возможные способы избавления от нее,
- составить рекомендации родителям и подросткам
Объект: игровая зависимость у подростков.
Предмет: подростки, уделяющие особенно много времени электронным играм.
Гипотеза: современные подростки подвержены игровой зависимости, а мобильный телефон сделал доступ к вредным для здоровья факторам все 24 часа в сутки.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1. анализ литературы по изучаемой проблеме;
2.анкетирование учащихся;
3.анализ результатов анкетирования
4.разработка памятки родителям, чьи дети подвержены игровой зависимости
Результатом моего исследования будет являться:
Информация об отношении ребят разных возрастов к электронным и компьютерным играм.
Выработка рекомендаций для родителей по своевременному выявлению детей, подверженных игровой зависимости и способам борьбы с нею.
I. Теоретический аспект исследования
1.1. Игромания как одна из вредных и опасных социальных привычек
Издавна психические заболевания, связанные с пристрастием к играм, нашли термин - игромания.
Игромания – это, в первую очередь, болезнь, которая привязана к азартным играм (игры в казино, игровые автоматы, карты и компьютерные игры). Когда человек живет насыщенной жизнью, и у него происходят непредвиденные ситуации, он уже не может продолжать жить в прежнем режиме, ищет некую замену, и тут появляется желание постоянно играть.
Одним из элементов игромании являются компьютерные игры. Болезнь к компьютерным играм проявляется в основном у скромных людей или вспыльчивых. Но в первую очередь у подростков, которые только начинают жить. Подросток вокруг себя видит сплошное насилие и несправедливость мира. Порой дети замыкаются в себе, ищут «укрытие» в компьютерных играх.
Существует опасность и для тех, кто увлекается чатами, несмотря на то, что психологи считают общение в чате источником положительных эмоций. Человек раскрепощается, так как может поговорить на любые интересующие его темы, однако подобное бывает вредно для людей с больной психикой. Чат не может быть прямой причиной заболевания, он лишь провоцирует дальнейшее развитие уже существующей психической болезни.
Игромания лечению поддается, но с трудом, на это нужно время и терпение. За помощью необходимо обратиться к психологу. Только специалист может помочь в том случае, если человек осознает свою проблему. Но проблема игромании – это только вершина айсберга, она как зависимость, которую нужно устранять. Для этого существует психологическая и духовная работа, а это и есть основное лечение.
1.2. Причины и последствия ухода в игровой мир
Интересной может показаться информация о том, почему может возникать компьютерная зависимость у подростков. Так, в первую очередь, это обычный недостаток внимания со стороны родителей и сверстников. Сейчас, в то время, когда очень популярными являются различные социальные сети, эта проблема стала еще более актуальной: там ребенок создает себе новый образ, обзаводится с друзьями и живет не реальной, а виртуальной жизнью. В таком случае говорят не об игромании, а об интернет-зависимости ребенка. Что еще может погнать подростка в иной мир? Неуверенность в себе, в своих силах, возможно также недовольство своей внешностью (особенно если есть какие-то отклонения). Часто дети «подсаживаются» на компьютер, чтобы не отличаться от сверстников (тут чаще всего речь идет об игровой зависимости, однако с развитием социальный сетей эта тенденция изменяется).Занимать все свободное время компьютером ребенок может, если у него нет увлечений или хобби, а свободное время нужно куда-то пристроить. Ну и, конечно же, способствует развитию различных зависимостей манера общения в семье, воспитание. Если ребенку можно в сутки находится за компьютером не более двух часов (а так и должно быть), то у него просто не получится стать интернет-зависимым.
Что повлечет за собой зависимость?
Зависимость от компьютерных игр может повлечь за собой много негативных последствий. Так, в первую очередь, у ребенка постепенно будет уменьшаться круг общения, также могут произойти необратимые изменения со здоровьем: нарушение зрения, обмена веществ, возможно ожирение различных степеней. Со временем точно нарушится психика.
Важно сказать и о том, что компьютерная зависимость у подростков – дело опасное, которое может повлечь за собой тяжелые последствия. В первую очередь, находясь в виртуальном мире, человек практически никогда адекватно не контролирует время реальное, часто опаздывает. Ребенок может постоянно прогуливать школу, пропускать занятия.
Огромную проблему составляет тот уровень агрессии, который может возникать в процессе компьютерной игры. Если у подростка что-то не удается, возникает буря эмоций, постепенно расшатывается психика. Это же дитя переносит и в мир реальный, общаясь таким образом со своим ближайшим окружением: родителями и друзьями.
Также компьютерная зависимость у подростков влияет и на состояние организма. Так, точно нарушается зрение, может быть авитаминоз и иные проблемы, связанные с неправильным питанием (подросток с компьютерной зависимостью чаще всего нормально не питается, живя одними только перекусами). Обычно зависимый ребенок не следит за своим внешним видом, не соблюдает правил личной гигиены.
Сотовый телефон, как и другие технические устройства, прочно вошёл в нашу жизнь. На данный период времени мы просто не представляем свою жизнь без сотового телефона. С ним нам удобно, мы всегда можем связаться с нужным человеком. Телефон заменил нам часы и будильник, плейер и фотокамеру, и даже телевизор.
Мобильный телефон помимо функций связи стал использоваться как средство «убивания времени». Это может быть и неосознанное включение телефона, просмотр приложений, но также и форма игры. Зависимость от телефонных игр можно сравнить с зависимостью от компьютерных игр, отличие - его удобный способ использования в любое время и в любом месте.
Если приглядеться повнимательней, то симптомы один в один совпадают с симптомами зависимости от компьютерных игр, а значит и помощь «зависимым» людям будет та же.
1.3. Влияние электронных игр на здоровье подростка
Вредно ли играть в электронные игры на компьютере или другом электронном устройстве? Сколько времени можно «развлекаться», не опасаясь за свое здоровье? Ответы на эти вопросы мне бы хотелось узнать в ходе моей работы.
Многие учёные утверждают, что компьютер, сотовый телефон наносят реальную угрозу для здоровья и жизни человека. Особенно вредит электромагнитное излучение, оно влияет не только на зрение, но и на весь организм в целом.
От игр в мобильном телефоне излучению подвергается мозг, тем самым ухудшает кровоснабжение, которое поступает к глазу. Конечно, электромагнитные лучи вредны для хрусталика, и если очень часто пользоваться телефоном, то хрусталик со временем мутнеет, а если он начал мутнеть, то это уже безвозвратно. Взрослому человеку играть в мобильные игры рекомендуется до 1,5ч за сутки, кроме того необходимо делать перерывы. Расстояние между экраном и глазом человека должно составлять 30см. Если не соблюдать эту дистанцию, нарушается фокусировка, это может привести к спазму глазных мышц. Следовательно, это ведет к ложной близорукости, которая в дальнейшем перерастает к истинной.
Не рекомендуется играть при движении, в транспорте, при плохом освещении.
Необходимо делать профилактику – гимнастику для глаз, витаминотерапию, капать глазные капли.
Лучше всего покупать электронные устройства с большим экраном, чтобы шрифт был не мелкий.
1.4. Рекомендации родителям, взрослым, находящимся рядом с подростком
Как определить, что у подростка зависимость от электронных игр?
Зависимость от электронных игр относится к наиболее распространенным вредным привычкам подросткового возраста. Несмотря на очевидность симптомов, подтвердить или опровергнуть наличие зависимости может профессиональный психолог после диагностической беседы с подростком и его родителями. Однако мамы и папы могут самостоятельно предположить наличие данной проблемы по таким признакам:
Подросток проводит за игрой более двух часов в сутки без учета времени на выполнение домашнего задания.
Молодой человек предпочитает электронные игры и интернет активным видам отдыха, например, прогулкам с друзьями или посещением физкультурной секции.
Подросток включает компьютер немедленно после пробуждения, возвращения из школы и т.п. Это очень характерный признак зависимости — человеку требуется, чтобы ПК работал в фоновом режиме, даже если пользователь в данный момент не работает за ним.
Попытки родителей ограничить время игровых развлечений завершаются конфликтом с подростком.
Чтобы не возникала зависимость подростков от компьютерных игр, от Интернета, нужно соблюдать довольно простые, но действенные правила.
Так, нужно точно регулировать время нахождения ребенка перед монитором. Лучше все делать последовательно, медленно сокращая время, проведенное перед монитором компьютера или сенсором другого гаджета.
Также необходимо контролировать, какие же игры пришлись по вкусу вашему ребёнку. Ведь не все они плохие, есть и полезные, которые развивают интеллект и имеют даже образовательную составляющую.
Огромное влияние имеет личный пример взрослых: если папа все свободное время проводит перед монитором, совсем неудивительно, что и ребенок будет поступать также.
Еще нужно грамотно планировать свободное время семьи: больше проводить времени вместе на природе.
Хорошо загрузить своего ребёнка как можно больше: отправить на кружки, к репетиторам, уделять больше времени учебе. Тогда на игры и различные зависимости просто не останется времени.
Как радикальный способ, можно ограничивать работу за компьютером ребенка при помощи различных программ, которые на это и направлены.
Какими бы ни были причины игровой зависимости у ребенка, помочь справиться с ней должно ближайшее окружение: родители, одноклассники, друзья. Подросток должен понять, что он не одинок, что, помимо виртуальной, у него есть еще и реальная, не менее интересная жизнь.
1.5. Способы избавления от игровой зависимости.
1. Мотивация: Нужно поставить перед собой цель и установку к действию. Подумайте, чего вы себя лишаете, проводя время в игре. Задайтесь новой целью в жизни.
2.Вознагрождение: Поощряйте себя чем-нибудь приятным за успехи. Покупка новой вещи, поход в кино, путешествие, вкусная еда – те небольшие призы, которые вы можете себе позволить. Так зависимость от игровых автоматов будет вытесняться чем-то более приятным. Стресс от отсутствия игрового процесса будет замещаться новыми позитивными эмоциями.
3.Занятость: Люди с игровой зависимостью не должны страдать от скуки. Она – основная причина усиления зависимости. Безделье может спровоцировать срыв. Загрузите себя работой, спортом, музыкой. Ищите новые занятия. Закрепите за собой обязанности, запишитесь в спортивную секцию.
II.Практический аспект исследования
2.1. Подверженность игровой зависимости обучающихся школы разных возрастов
Цель исследования: выявление игровой зависимости у обучающихся школы 12-17 лет. И, в первую очередь, у одноклассников.
Ход исследования: Опрошенных 9 человек (8 класс) [Приложение 1]
Результаты исследования: мои одноклассники используют компьютерные технологии, как в познавательной, так и в игровой деятельности. Для этого используют разные электронные устройства. Однако, игровой зависимостью в большей степени страдают дети, которые играют и в школе, и дома, и даже в общественных местах Родители по - разному реагируют на увлечение детей, но большая часть относятся нейтрально, причем в эту категорию попадают родители двух учеников, которые проводят за компьютером более 6 часов в день. Радует, что помимо игр в свободное время мои одноклассники гуляют, рисуют, помогают родителям, читают книги.
Сравнительный анализ результатов анкетирования от 12 до 17 лет:
Анкетирование на предмет зависимости от электронных игр было проведено также и в других классах, возрастная амплитуда: 12-17 лет – всего приняло участие 85 человек. При анализе результатов были получены следующие сведения: на вопрос: любите ли вы «работать» за компьютером или другим электронным устройством, утвердительно ответили большинство обучающихся.[Табл.1.Приложение 2]
На вопрос: какой вид деятельности вы осуществляете при работе за компьютером или другим электронным устройством, получил ответ, что все виды деятельности востребованы в разные периоды возраста, в том числе и игровая. Однако, чем старше ребёнок, тем больше он общается, и тем больше ему приходится осуществлять поиск информации, поэтому и процент коммуникативной и познавательной деятельности немного выше.[Табл.2.Приложение 2 ]
На вопрос: сколько времени в день вы проводите за компьютером или другим электронным устройством, я получил ответы, которые меня немного озадачили и насторожили: действительно, осуществляя разные виды деятельности за электронным устройством, обучающиеся слишком много проводят за ними часов, что может негативно отразиться на их здоровье. И выделить кого-то особо здесь некого. Правда шестиклассники (12 лет) являются здесь более осмотрительными, их время самое оптимальное, и как показало анкетирование 81,2% детей здесь контролируется родителями.[Табл.3.Приложение 2]
На вопрос: Любите ли вы играть в компьютерные (электронные) игры? Большинство опрашиваемых ответили – да. Причём для этих целей используют «широкую гамму» всевозможных электронных устройств: от мобильного телефона, планшета, приставок до компьютера и ноутбука.[Табл.4.Приложение 2]
На вопрос: где предпочитаете играть? получил такой ответ [Табл.5 Приложение 2 ]
Таким образом, игровой зависимости, как таковой, у обучающихся не наблюдается, но в каждой возрастной группе есть обучающиеся, которые слишком много отдают времени на игру и выделяют это занятие в категории занятий для свободного времени. Из 85 человек – 15 человек я бы отнес к «группе риска», а это 17,6%.
2.2. Влияние игровой деятельности на здоровье человека
Цель: выявление воздействия игровой деятельности на здоровье школьников
Метод исследования: измерение артериального давления до и после игры
Для того чтобы выяснить влияние электронных игр на здоровье человека, я решил провести следующий эксперимент: в течение 40 минут мои одноклассники играли в электронные игры с использованием разных гаджетов. Перед игрой и после игры у них замерялось кровяное давление. Поскольку большинство симптомов негативного воздействия игровой деятельности связано с напряжением зрительного нерва, мозговой активности, то вероятность изменения давления во время игры большая. [Приложение 3]
Результаты исследования: Исследование показало, что во время взаимодействия с сотовым телефоном и, находясь в процессе игры 40 минут без отрыва, происходит небольшое, но воздействие на организм ребёнка. В восьми случаях из 10-ти давление у детей за период игры понизилось (80%), а у двоих ребят повысилось. Я не берусь отвечать за правильность показаний измерительного прибора для меня важно было зафиксировать изменения – а они на лицо. То, что разное давление и разная реакция на игру – это я считаю от того, что у всех разное состояние организма. Тем более интересно было отметить показатели давления у ребят, которые пришли с информатики – у них уже давление было повышено (скорее всего из-за работы за компьютером), тем не менее они сами захотели продолжить эксперимент и результат получили тот же – понижение давления. Кто-то скажет – это хорошо, но ведь симптомы пониженного давления также отрицательны. После эксперимента некоторые ребята делились своими впечатлениями, вспоминали о своём самочувствии и говорили, что ощущают лёгкое головокружение и состояние «уплывания».
Заключение
В первой части своей работе я изучил, что такое Игромания. Игромания, говоря своими словами-это патологическое пристрастие человека к азартным или компьютерным играм.
Каковы же причины зависимости? Часто дети «подсаживаются» на компьютер, чтобы не отличаться от сверстников.Занимать все свободное время компьютером ребенок может, если у него нет увлечений или хобби, а свободное время нужно куда-то пристроить.
Вредно ли играть в электронные игры на компьютере или гаджете? Сколько времени можно «развлекаться», не опасаясь за свое здоровье? Ответы на эти вопросы и рекомендации для родителей, которые находятся рядом с подростком есть в моей работе.
В практической части своей работы я провел исследования выявление игровой зависимости у обучающихся школы 12-17лет с помощью анкетирования. И, в первую очередь, у одноклассников.
А также ,я выявил воздействия игровой деятельности на здоровье подростка методом измерения артериального давления. В течение 40 минут мои одноклассники играли в электронные игры с использованием разных гаджетов. Перед игрой и после игры у них замерялось кровяное давление.
Результат исследования показал, что во время взаимодействия с сотовым телефоном и находясь в процессе игры 40 минут без отрыва, происходит небольшое, но воздействие на организм ребёнка. В восьми случаях из 10-ти давление у детей за период игры понизилось (80%), а у двоих ребят повысилось.
Таким образом, я как человек, находящийся в подростковом возрасте, опасном для возникновения любых зависимостей, должен предупредить себя и своих одноклассников о проблемах, которые существуют. Для этого я и провел свою работу по теме «Игре все возрасты покорны» Или «Игровая зависимость подростков».
Литература
http://www.exo-ykt.ru/articles/24/309/7743/
Приложение1Анкета «Выявление игровой зависимости»
№ | Вопрос | Кол-во чел. | % | |
1. | Чем вы любите заниматься в свободное время? | А)Играть в компьютер Б)гулять В)читать книги | 6 4 3 | 66,6 44,4 33,3 |
2. | Любите ли вы «работать» за компьютером или другим электронным устройством? | А)да Б)нет В) по настроению | 7 0 2 | 77,7 0 22,2 |
3. | Какой вид деятельности вы осуществляете при работе за компьютером или другим электронным устройством? | А)познавательная Б) игровая В)коммуникат. Г) использую все три вида деятельности | 1 0 0 8 | 11,1 88,8 |
4. | Сколько времени в день вы проводите за компьютером или другим электронным устройством? | А) 30 мин-1 час Б) 1-2 часа В) 2-4 часа Г) 4-6 часов Д) всё свободное время | 0 5 2 1 1 | 0 55,5 22,2 11,1 11,1 |
5. | Любите ли вы играть в компьютерные (электронные) игры? | А) да Б) нет | 9 | 100 |
6. | В какие игры вы предпочитаете играть? | А) «бродилки» Б) «стрелялки» В) «стратегии» Г) учебные | 5 5 2 0 | 55,5 55,5 22,2 0 |
7. | С помощью каких электронных устройств вы играете (общаетесь в сети) | А) компьютер (ноутбук) Б) сотовый телефон В) планшет Г) использую несколько устройств, исходя из ситуации | 1 2 1 5 | 11,1 22,2 11,1 55,5 |
8. | Где вы предпочитаете играть | А) дома Б) в школе В) в общественном месте (транспорте) Г) где придется | 2 0 0 7 | 22,2 77,7 |
9. | Как к вашему увлечению относятся ваши родители? | А) ограничивают время Б) не обращают внимание В) не разрешают играть | 6 10 4 | 30 50 20 |
Приложение 2
Табл.1 Любите ли вы «работать» за компьютером или другим электронным устройством, утвердительно ответили большинство обучающихся
Табл.2. Rакой вид деятельности вы осуществляете при работе за компьютером или другим электронным устройством
Табл.3 Cколько времени в день вы проводите за компьютером или другим электронным устройством
Табл.4. Любите ли вы играть в компьютерные (электронные) игры?
Табл.5. Где предпочитаете играть?
Приложение 3
Влияние игровой деятельности на здоровье человека
Показатель измерения давления
№ п/п | Ф.И. ученика | Показатель давления до игры | Показатель давления сразу после игры | Показатель давления спустя 10 – 15 минут после игры | Результат измерений |
1 | П.Н. | 113/76 | 90/69 | 113/75 | Давление понизилось |
2 | З.Д. | 120/67 | 92/66 | 117/75 | Давление понизилось |
3 | П.А. | 114/74 | 90/58 | 108/60 | Давление понизилось |
4 | К.Н.(пришел с информатики) | 121/77 | 162/70 | 111/58 | Давление «головное» повысилось |
5 | Е.А.(пришел с информатика) | 106/66 | 130/62 | 110/63 | Давление «головное» повысилось |
6 | А. А. | 110/72 | 80/58 | 110/65 | Давление понизилось |
7 | Б. Г. | 121/83 | 100/81 | 120/80 | Давление понизилось |
8 | Х.Р.(пришёл с информатики) | 120/54 | 90/52 | 117/57 | Давление понизилось |
9 | Ч.Р. | 117/63 | 87/67 | 115-80 | Давление понизилось |
10 | Х. К. | 121/90 | 90/73 | 120/75 | Давление понизилось |
Филимоновская игрушка
Позвольте, я вам помогу
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Вокруг света за 80 дней
Лиса-охотница